Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апр.- Е., под 24 апр.- «страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела». По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с А., в действительности были 37 приближенными пресв. Александрийского сщмч. Феоны, память к-рого отмечена под тем же числом. Свт. Григорий Турский в соч. «О славе исповедников» (кон. VI в.) упоминает об обуви Е., почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика ( Greg. Turon. Glor. conf. 49). В соч. «О славе мучеников» он упоминает о сщмч. Иринее , погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Е. и А., от к-рых совершались исцеления ( Idem. Glor. mart. 49). В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апр. содержатся краткие сведения о смерти Е. и А., заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апр., а также сообщает, что «они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества». В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кард. Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с др. лугдунскими мучениками, сведения о к-рых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. В наст. время в Лионе, на месте погребения мучеников, находится ц. св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. по Р. Х. Вероятно, в кон. V в., при свт. Патиенте, над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, к-рую упоминает Григорий Турский. Сохранившаяся крипта датируется IX-X вв. Возможно, она была возведена в 868 г. по инициативе архиеп. Ремигия I. В 1562 г. храм был разорен гугенотами, мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Е. и А. находились в ц. св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В наст. время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте ц. св. Иринея.

http://pravenc.ru/text/190031.html

и 19 тыс. мучеников: «Здесь почивает сонм спутников предстоятеля Иринея, которых он через мученичество привел к вышнему своду небес...» ( Martin. 1908. P. 143). В крипте была помещена др. надпись с указанием на гробницы И., Епиподия и Александра. Надписи были выполнены с целью подтвердить наличие мощей святых в ц. св. Иринея. В 1287 г. по инициативе Бонифация из Аосты, генерального викария архиеп-ства, была создана комиссия для изучения вопроса о подлинной гробнице И. В ц. св. Иуста члены комиссии произвели вскрытие гробницы, на к-рой была надпись: «Здесь почивает св. Ириней, второй после св. Потина», и обнаружили в ней мощи. Несмотря на то что решение было вынесено в пользу ц. св. Иуста, спор не получил продолжения. Разногласия между капитулами возобновились в нач. XV в. и потребовали вмешательства папского легата кард. Пьера де Тюре, к-рый провел расследование с участием своего брата, Лионского архиеп. Филиппа де Тюре, многочисленных прелатов и представителей знати (1410). При визитации ц. св. Иринея легату представили древние рукописи, в т. ч. мартирологи, в которых содержались указания на ц. св. Иринея как на место погребения святого. Городское духовенство засвидетельствовало обычай, согласно к-рому в дни памяти И., Епиподия и Александра совершалась торжественная процессия каноников собора в ц. св. Иринея. Легат обратил внимание на надписи и саркофаги в крипте, которые указывали на почтенный возраст храма. Учитывая «древность названной церкви св. Иринея, свидетельства мартирологов, резные саркофаги, общественное мнение, результаты осмотра и прочее», легат вынес решение в пользу капитула храма св. Иринея. В присутствии свидетелей легат совершил вскрытие свинцовых рак с мощами И., Епиподия и Александра, после чего мощи были помещены в деревянные ковчеги. По указанию кард. Пьера де Тюре было установлено ежегодное празднование в память открытия мощей (6 апр.). Каноники ц. св. Иуста, недовольные решением легата, обратились к лионскому сенешалю (31 июля 1410). В ответ приор ц.

http://pravenc.ru/text/673989.html

св. Иринея апеллировал к папской курии, после чего капитул св. Иуста подал жалобу в Парижский парламент. Антипапа Иоанн XXIII поручил кард. Энрико Минутоло разрешить конфликт, однако это не принесло результатов. В 1413 г. стороны прибегли к помощи арбитра, кард. Жана де Рошталье, лат. патриарха К-польского, к-рый обладал полномочиями папского легата в Лионском архиепископстве. Каноники ц. св. Иуста привели дополнительные доказательства - находившуюся в церкви стихотворную надпись с упоминанием о мощах святых И., Епиподия, Александра, Поликарпа и др. мучеников, а также опись святынь храма (XIII в.), среди к-рых наиболее почитаемой были мощи И. (в церкви почивали мощи мн. святых, в т. ч. древних Лионских епископов и архиепископов). Со своей стороны каноники ц. св. Иринея указывали на соответствие расположения гробниц в крипте храма свидетельствам «древних мартирологов лионских церквей». 9 авг. 1413 г. легат огласил компромиссное решение, по к-рому первоначальным местом захоронения И. и др. мучеников была крипта под ц. св. Иуста, однако еп. Патиент перенес мощи святых в построенную им ц. св. Иринея. Т. о., фактически спор был решен в пользу ц. св. Иринея, однако с капитула ц. св. Иуста было снято обвинение в фальсификации доказательств. Стороны согласились с решением легата, что положило конец разногласиям (документы процессов 1410 и 1413 гг. опубликованы: ActaSS. Iun. T. 5. P. 341-349; см. также: Gouilloud. 1876. P. 407-411; Martin. 1908. P. 143-144). Спор между капитулами, в к-ром принимали участие ведущие духовные и светские деятели Лиона, способствовал укреплению почитания И. При ц. св. Иринея действовало братство в честь И. и Лионских мучеников. В крипте были сосредоточены главные святыни храма - мощи И. (в центральном алтаре), Епиподия и Александра (в боковых алтарях), а также гробница мучеников Минервия и Елеазара и 8 его детей. Над колодцем, по преданию наполненным благоуханной кровью мучеников, находился алтарь св. Варфоломея. В боковой капелле, посвященной Страстям Господним, почиталась часть столба бичевания, а в капелле св.

http://pravenc.ru/text/673989.html

По мнению Кантена, нек-рые имена следует считать двойными (напр., Сильвий Прим, Помпея Родана), поэтому количество Л. м. могло быть меньше ( Quentin. 1921). В различных версиях списка нек-рые имена искажены, их порядок изменен. Так, в Иеронимовом мартирологе перечень начинается с еп. Потина и пресв. Захарии (к этому источнику восходят более поздние списки, включенные в мартирологи Лионского анонима и Флора Лионского), а Григорий Турский называет всего 45 имен. Впосл. к Л. м. причисляли др. мучеников, почитавшихся в Бургундии. Так, архиеп. Адон Вьеннский привел сведения о том, что мч. Марцелл, пострадавший в Кабиллоне (ныне Шалон-сюр-Сон; пам. 4 сент.), и мч. Валериан, пострадавший в Тинурции (ныне Турню; пам. 15 сент.), были среди арестованных лугдунских христиан. Они чудесным образом получили свободу, бежали из Лугдуна и позднее приняли мученическую смерть в др. местах ( Decourt, Lucas. 1993. P. 143-144). Почитание Почитание Л. м. достоверно засвидетельствовано лишь в V-VI вв., обстоятельства его возникновения не до конца ясны. По-видимому, в тот период наибольшим почитанием в Лугдуне пользовались др. святые, прежде всего мученики Епиподий и Александр и епископы Ириней и Иуст ( Delehaye. Origines. P. 352). Самые ранние сведения о культе Л. м. содержатся в проповеди о св. Бландине, включенной в галльский сборник Евсевия Галликана . Проповедь была составлена скорее всего в V в., среди ее возможных авторов называют Фавста Рейского (Рьезского) и Лугдунских епископов Евхерия и Патиента ( Euseb. Gall. Hom. 11; см.: Bailey. 2003. P. 5). Основные темы гомилии - значение почитания местных святых, защитников города («Пусть радуется наша земля, вскормившая небесных воинов, обильно породившая добродетели»); уподобление Лугдуна Вифлеему, где пострадали Вифлеемские младенцы ; прославление мужества еп. Потина и др. мучеников; тщетность усилий гонителей, к-рые уничтожили останки Л. м., «будто пламя способно поглотить заслуги, сжечь дотла добродетели». По-видимому, ко времени создания проповеди культ Л.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

90 Акты Лионских и Вьенских мучеников составляют, быть может, единственный документ этого рода, пред которым замолкает всякий скепсис и гиперкритицизм. Обэ (р. 377) говорит: «это памятник конца II века, современный тем фактам, о которых здесь рассказывается, памятник несомненной подлинности. Ренан (Marc Aurèle р. 339–340) не без пафоса замечает: «это один из необыкновеннейших документов, какого нет ни в одной литературе» (C’est un des morceaux les plus extraordinaires, que possède aucune litterature); «Это перл христианской литературы II века». Ле-Блан называет их «произведением поразительным по своей искренности» (Le Blant. Les actes des martyrs, p. 37. Paris. 1882.) 93 Обэ полагает (р. 377), что в это время совершался ежегодный праздник, посвященный храму Августа. 94 О малоазийском происхождении Галльской церкви обстоятельно говорят Обэ (р. 379) и Ренан (L’eglise chret. р. 467) 95 Не без значения должно оставаться и то, что послание Галльских христиан адресуется церквам азийским (в тогдашнем смысле) и фригийским (Евсевий V, 1), а известно, что монтанизм именно и возник во Фригии. 98 Texte und Untersuchungen zur Gesch, der altchristlichen Literatur. Band I, Heft 1–2, S. 143. Anmerk Leipz. 1862. 102 За исключением, впрочем, пролога и эпилога актов эти части актов Гарнак считает не принадлежащими по своему происхождению II веку. 104 До нас сохранились в качестве принадлежащих к изучаемому нами гонению мученические акты Симфариана (Ruinart р. 125–28), исповедника из Лионской области, подлинность которых, хотя и не без оговорок защищает Неандер (S. 63), и еще акты Епиподия и Александра (Ruinart, 120–23) мучеников из города Лиона, во эти акты носят довольно ясные следы позднего происхождения и потому не могут рассматриваться наукой, как важные документы, при изучении гонения Марка Аврелия. 105 Эта сторона дела превосходно разработана в науке. Си. Aubé, р. 364–371; Renan, Mare – Aurèle, chap. XVΙ; Keim, Rom und das Christ. 628–30; примечания Валезия к изданию церковной истории Евсевия в патрологии Миня (т. 20); Чельцова, Церковная История, стр. 161–163. (Петербург, 1861) и прочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Есть много и других западных святых, которые также должны быть прославлены наряду со святыми Восточной Церкви, так как их почитание было установлено в глубокой древности. Среди этих святых следующие: 1 . Святой Виктор, мученик Марсельский (†304, 21 июля); святой Иоанн Кассиан возвел над его могилой монастырь в V веке; 2 . Святой Пофин, предшественник святого Иринея на Лионской кафедре, мученик († 177, 2 июня); 3 . Мученики Лионские: святые Александр (24 апреля) и Епипод (22 апреля) – друзья, принявшие мученичество вскоре после святого Пофина, их мощи долгое время хранились с мощами святого Иринея; святой Бландина и другие приняли мученичество со святым Пофином (†177); 4 . Святой Фелициан, епископ Фолиньо в Умбрии, Италия, принял мученичество (†252, 24 января); 5 . Святая Женевьева, дева, которую посвятил Христу святой Герман Оксерский, известный своими чудесами; покровительница Франции (†512, 3 января); 6 . Святой Герман Оксерский, епископ, скончался в Равенне, освободил Британию от пелагианской ереси, (†488, 31 июля); 7 . Святой Лупп Тройский, епископ и исповедник, пришел со святым Германом в Британию, где вступил в борьбу с пелагианской ересью, епископом Тройским был 52 года (†479); 8 . Святой Герман Парижский, вначале игумен, затем епископ Парижский (†576, 28 мая); 9 . Святой Клод, священник и исповедник, учредил монастырь близ Парижа (†560, 7 сентября); 10 . Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии и других странах: святой Колумбан (†615, 21 ноября), игумен, основатель многих монастырей, включая Люксе во Франции и Боббио в Италии, где и скончался; святой Фридолин, стал монахом в Пуатье, распространял почитание святого Илария, затем миссионерствовал в Швейцарии на Верхнем Рейне (†VII в., 6 марта) и святой Галл (ученик святого Колумбана, отшельник в Швейцарии (†646, 16 октября); 11 . Святая Клотильда, королева Франции, по ее молитвам ее супруг Хлодвиг, король франков, принял Христову веру (†545, 3 июня); 12 . Святой Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, повел борьбу с арианством на Западе (†368, 13 января);

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Одним из важнейших деяний владыки Иоанна за время его пастырства в Европе было восстановление почитания в Православной Церкви древних западных святых. Речь идёт о тех угодниках Божиих, которые подвизались в западных странах до отделения католиков от Православия в 1054 году, но не были включены в православные календари. Он председательствовал на Епископском Совещании в Женеве 29– 30 сентября 1952 года, принявшем резолюцию о почитании западных святых. Владыка сделал доклад о святом Ансгарии, просветителе Дании и Швеции († 865), утвердил его почитание, отметив, что «если Сам Господь его прославил, то было бы дерзостным с нашей стороны не почитать его как святого», и принял с Собором постановление внести его имя в церковные календари как иерарха Церкви. Одновременно был поставлен вопрос о почитании и других древних западных святых, список которых представлен в резолюции: Св. Виктор, мученик Марсельский († 304); Св. Пофин, священномученик, предшественник св. Иринея Лионского на его кафедре († 177); Другие мученики лионские, одновременно пострадавшие в царствование Марка Аврелия: свв. Александр и Епиподий (приняли мученичество вскоре после св. Пофина), а также св. Бландина († 177) и другие; Св. Фелициан, священномученик, епископ в Умбрии († 252); Св. Женевьева (Геновефа) Парижская, покровительница Парижа († 512); Св. Герман Оксерский, епископ, освободивший Британию от пелагианской ереси († 488); Св. Лупп Тройский, соратник св. Германа в борьбе с пелагианской ересью в Британии († 479); Св. Герман Парижский († 576); Св. Клод, священник и исповедник († 560); Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии: св. Колумбан, аббат, основатель монастырей Люксе, Боббио и др. († 615), св. Фридолин, монах, миссионерствовавший в Швейцарии и на Верхнем Рейне († VII в.), св. Галл, ученик св. Колумбана, отшельник в Швейцарии († 646); Св. Клотильда, королева Франции, по молитвам которой христианскую веру принял её супруг король Франков Хлодвиг († 545); Св. Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, боровшийся с арианской ересью († 368);

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Церковь св. Иринея, одна из важнейших святынь г. Лиона, перестраивалась и обновлялась. В 1824-1830 гг. было возведено новое здание в стиле неоклассицизма с элементами «византийской» архитектуры, существенно расширена крипта. В 1863 г. крипту снова перестроили, обнаруженное в ходе работ захоронение связывалось с именем св. Захарии (мощи святого были помещены в одном из алтарей верхнего храма). В росписях церкви и в витражах Л. Бегюля (1901) отразилось значение храма как древнейшей святыни Лиона, связанной с памятью о мучениках и об основателях Лионской Церкви. В крипте была установлена рака Лионских мучеников, выполненная по чертежам П. Боссана (1856). В раке находятся сохраненные частицы мощей И., Пофина и Лионских мучеников Санкта, Бландины, Елеазара, Епиподия, Александра и Альбины (см.: Meynis D. Notice sur la réouverture de l " église Saint-Irénée à Lyon et sur la chapelle de Saint-Sépulcre. Lyon, 1879. P. 135-136). Сцены стенных росписей и мозаик построенной в 1872-1896 гг. по проекту Боссана базилики Богоматери на холме Фурвьер напоминали об истории христианства в Лионе, начиная с проповеди святых Пофина и И. С почитанием И. был связан и комплекс зданий семинарии св. Иринея во Франшвиле (1900-1904) ( Dufieux. 2004. P. 192-194). В XIX в. начались поиски мощей И. В 1804 г. кард. Жозеф Феш привез из г. Катандзаро (Италия) часть мощей почитаемого там св. Иринея, которого отождествляли с И. Др. частица мощей И., обнаруженная в Клюни, была передана ц. св. Иринея. Однако глава И., хранившаяся до Французской революции в кафедральном соборе, считалась утраченной. Среди духовенства бытовало предание о том, что в 1792 г. конституционный еп. Адриен Ламуретт (1791-1794) скрыл под главным алтарем собора важнейшие святыни - главу И., мощи мучеников и фрагменты престола, на котором восседал папа Иннокентий IV во время Лионского I Собора ( Gouilloud. 1876. P. 416). В ходе раскопок в соборе (1935) святыни, якобы спрятанные Ламуреттом, обнаружены не были ( Dufieux. 2004. P. 118). При освящении главного алтаря собора (1936) в него была помещена частица мощей И.

http://pravenc.ru/text/673989.html

Чтобы заключить все эти свидетельства из писаний древнейших учителей веры о Пресвятой Троице, приведем общий отзыв об них блаж. Августина, который был гораздо ближе к ним по времени и мог лучше нас знать их верование. Он именно говорит: “все православные истолкователи тайн Ветхого и Нового Завета, каких только я мог читать, писавшие прежде ме­ня о Троице, которая есть Бог, старались, согласно с Писанием, учить тому, что Отец и Сын и Святой Дух, по нераздель­ному равенству одного и того же существа (substantiae), составляют Божеское единство, и потому не суть три бога, но един Бог”. 513 2) В актах древних мучеников встречаются не менее ясные исповедания триединого Бога, которые тем особенно важ­ны, что их большей частью произносили люди простые, некниж­ные, и следовательно, произносили так, как только научены были Церковью, без всякой примеси собственных умствований и соображений. Для примера укажем: а) на слова священномученика Поли­карпа, которые изрек он, когда уже готов был взойти на разведенный для него костер: “Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Сына Твоего..., за сие и за все хвалю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, вместе с вечным и пренебесным Иисусом Христом, возлюбленным Сыном Твоим, с которым Тебе и Святому Духу слава и ныне и в будущие века;” 514 б) на исповедание лионского мученика Епиподия, пострадавшего в 178 году: “верую, что Христос, купно со Отцом и Святым Духом, есть Бог, и с радостью полагаю душу мою за Того, кто и Творец мой, и Искупитель;” 515 в) на исповедание мученика Викентия, вкусившего смерть в 304 году: “верую во Христа-Господа, единственного Сына единого высочайшего Отца, и исповедую Его со Отцом и Святым Духом за единого Бога;” 516 г) на слова еще двух мучеников, пострадавших в том же году, именно – мученика Евпла:”чту Отца и Сына и Святого Духа, чту Святую Троицу, кроме которой нет Бога;” и му­ченика Афры: “Господи Иисусе Христе!... Тебе приношу жертву мою, который, со Отцом и Святым Духом, живешь и царствуешь, Бог во веки веков”. 517 И не забудем, что, произнося подобные исповедания своей веры во Святую Троицу, мученики запе­чатлевали их собственной кровью: так глубоко, значит, насаж­дена была эта вера в их сердце, и так дорожили они ей в деле спасения!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Чтобы заключить все эти свидетельства из писаний древнейших учителей веры о Пресвятой Троице, приведем общий отзыв об них блаж. Августина, который был гораздо ближе к ним по времени и мог лучше нас знать их верование. Он именно говорит: «все православные истолкователи тайн Ветхого и Нового Завета, каких только я мог читать, писавшие прежде меня о Троице, которая есть Бог, старались, согласно с Писанием, учить тому, что Отец и Сын и Святой Дух, по нераздельному равенству одного и того же существа (substantiae), составляют Божеское единство, и потому не суть три бога, но един Бог.» 2) В актах древних мучеников встречаются не менее ясные исповедания триединого Бога, которые тем особенно важны, что их большей частью произносили люди простые, некнижные, и следовательно, произносили так, как только научены были Церковью, без всякой примеси собственных умствований и соображений. Для примера укажем: а) на слова священномученика Поликарпа , которые изрек он, когда уже готов был взойти на разведенный для него костер: «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Сына Твоего..., за сие и за все хвалю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, вместе с вечным и пренебесным Иисусом Христом, возлюбленным Сыном Твоим, с которым Тебе и Святому Духу слава и ныне и в будущие века;» б) на исповедание лионского мученика Епиподия , пострадавшего в 178 году: «верую, что Христос, купно со Отцом и Святым Духом, есть Бог, и с радостью полагаю душу мою за Того, кто и Творец мой, и Искупитель;» в) на исповедание мученика Викентия , вкусившего смерть в 304 году: «верую во Христа-Господа, единственного Сына единого высочайшего Отца, и исповедую Его со Отцом и Святым Духом за единого Бога;» г) на слова еще двух мучеников, пострадавших в том же году, именно — мученика Евпла : " чту Отца и Сына и Святого Духа, чту Святую Троицу, кроме которой нет Бога;» и мученика Афры : «Господи Иисусе Христе!... Тебе приношу жертву мою, который, со Отцом и Святым Духом, живешь и царствуешь, Бог во веки веков.» И не забудем, что, произнося подобные исповедания своей веры во Святую Троицу, мученики запечатлевали их собственной кровью: так глубоко, значит, насаждена была эта вера в их сердце, и так дорожили они ей в деле спасения!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

  001     002