Русские с самого начала покорения Сибири старались обращать сибирских инородцев к вере во Иисуса Христа. – Когда только что учреждалась для Сибири в Тобольске епархия (в сентябре 1620 г.), архипастырям ее уже поставлялось от правительства в непременную обязанность подражать просветителю зырян, св. Стефану, епископу велико-пермскому, – обращать сибирских неверующих к вере в истинного Бога. Об этой святой обязанности правительство и впоследствии напоминало почти каждому из сибирских преосвященных, в особенности при их назначений на Тобольскую или другую какую-либо сибирскую кафедру. И школы духовные и семинарии от Государей российских, начиная с Петра I, предписывалось сибирским архиереям заводить именно с тою целию, чтобы имеющие обучаться в них, с получением священства, могли не только учить вере и благочестию своих прихожан из русских, но и обращать к вере в истинного Бога неведающих Его сибирских туземцев. – С целию обращения в христианство сибирских инородцев и даже соседей их монголов и китайцев со времен Петра великого, Елисаветы Петровны и Екатерины II, учреждались и доселе учреждаются миссии духовные. Обращения сибирских инородцев-язычников, а отчасти и магометан бывали и прежде, и бывали иногда в значительных размерах; напр. Тобольским митрополитом Филофием Лещинским с сотрудниками, с 1712 по 1727 год, было окрещено сибирских инородцев до 40 тысяч. От чего в настоящее время, да и довольно уже давно, исповедуют веру христианскую некоторые племена сибирских туземцев уже целыми массами. Таковы якуты, таковы вогулы и пр., да почти таковы же и остяки, а также тунгусы в особенности Якутской области. Обращение неверующих сибирских инородцев к вере в Иисуса Христа, совершавшиеся прежде, совершаются и ныне, и совершаются иногда не отдельными только личностями или частными семействами, а вдруг целыми сотнями и даже более! Такие обращения, т. е., в больших количествах людей, были в недавнее время в иркутской епархии при преосвященных Ниле, Евсевии, Парееше и Мартиниане; такое обращение (- вдруг более 300 человек) было лет 8 или 9 тому назад, и в Тобольской епархии, совершенное покойным Сургутским священником Василием Алекс. Кайдаловым; 1 такое же было раз в енисейской епархии во время одного обозрения ее первым тамошним преосвященным Никодимом; такое же, только в гораздо еще более обширных размерах, обращение инородцев в енисейской епархии совершилось и в истекшее лето настоящего года, при обозрении же епархии, управляющим ныне ею, епископом Антонием. Вот выписка об этом удивительном и для сердца верующего радостном событии из письма ко мне (от 31 июля) одного жителя города Красноярска, человека притом вполне знакомого с местными епархиальными делами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Енисейская епархия 24 грудня 2011 р. 13:25 Епархия сегодня Православные храмы и монастыри на канонической территории Енисейской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII века, одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — святой мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Свято-Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, праведного Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском освоении северных территорий Енисейской губернии играл Свято-Троицкий мужской монастырь (быв. сел. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к святым мощам мученика Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ века временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным). Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском Соборе 1681 года, но епархия учреждена только в 1861 году, а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом к Иркутской и наконец к Томской . В 1861-1934 гг. Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской. Позднее — Красноярской и Енисейской. Пространство епархии 2246627 кв. верст, население 623494 человек; приходов 222, монастырей 7, в том числе 1 архиерейский дом и 1 скит; церковных библиотек 207, церковно-приходских попечительств 37; церковно-приходских школ 203 (7 двухклассных и 196 одноклассных). В Красноярске — духовная семинария, духовное училище и епархиальное женское училище. Первый енисейский правящий архиерей — Преосвященный Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе — о святом мученике Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 году в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Красноярске. 1785–1795 гг. Фотография. Нач. XXI в. РПЦ, учреждена 25 мая 1861 г. как Енисейская и Красноярская епархия, выделена из Томской и Енисейской (см. Томская и Асиновская епархия ). Входит в состав Красноярской митрополии . К. и А. е. включает центральный и зап. районы Красноярского края (Ачинский, Балахтинский, Берёзовский, Большемуртинский, Бирилюсский, Боготольский, Большеулуйский, Емельяновский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Манский, Минусинский, Назаровский, Новосёловский, Тюхтетский, Сухобузимский, Ужурский, Шушенский, Шарыповский), а также 9 городских округов (Красноярск, Ачинск, Боготол, Дивногорск, Железногорск, Минусинск, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово). Правящий архиерей - митр. Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой ; на кафедре с 5-6 окт. 2011, возведен в сан митрополита 8 окт. 2011). Кафедральный город - Красноярск; кафедральный храм - собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Красноярске. К. и А. е. разделена на 8 благочиннических округов: Красноярский городской левобережный, Красноярский городской правобережный, Красноярский окружной, Ачинский, Берёзовский, Минусинский, Назаровский, Шарыповский. На 1 янв. 2014 г. в К. и А. е. действовали 78 приходов, 135 храмов, 44 часовни, 4 молитвенных дома, 3 мон-ря (мужской и 2 женских), в клире состояли 149 священников, 34 диакона. При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, Церкви и общества, по делам молодежи, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с системой здравоохранения, по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию с енисейским казачеством, по взаимодействию с МЧС, тюремного служения, по профилактике и реабилитации наркозависимостей, информационно-аналитический и издательский; также действуют Архиерейский образовательный центр, паломническая служба, комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 30 мая 2014 г. путем выделения из состава Енисейской и Норильской епархии в административных границах городского округа г. Норильск, Таймырского Долгано-Ненецкого и Туруханского районов Красноярского края, входит в образованную в 2011 г. Красноярскую митрополию . Кафедральный город - Норильск. Кафедральный собор - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Норильске. Правящий архиерей - еп. Агафангел (Дайнеко; с 6 июля 2014). Епархия разделена на 3 благочиннических округа: Норильский, Таймырский и Туруханский. К июню 2018 г. в епархии действовали 20 приходов и мужской монастырь, в клире состояли 25 священников и 7 диаконов. При ЕУ работают следующие отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по социальному служению и церковной благотворительности, экологии и природоохранной деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по делам молодежи, по профилактике и реабилитации наркозависимых, по взаимодействию с казачеством, строительно-архитектурный, по тюремному служению, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Действуют епархиальные комиссии: по вопросам семьи, защиты детства и материнства, по канонизации святых и церковной истории, по культуре, попечительская, пресс-служба. Э. П. Р. XVII в. - 2011 г. Православное духовенство появилось на Енисейском Севере вместе с первыми служилыми и промышленными русскими людьми, обосновавшимися там в нач. XVII в. Важным центром освоения Сибири был г. Мангазея, развивавшийся в связи с освоением северного морского пути. Первые православные храмы в Мангазее и отдельные монашеские поселения по Енисею и Н. Тунгуске были основаны в кон. XVI в. Продвижение русских в Приенисейский край сопровождалось постройкой зимовий: Туруханского (1607), Хантайского (1610), Хатангского (1626) и Дудинского (1667), при к-рых строились храмы. В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия (см.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

П. Г. Рогозный (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции) Светлой памяти моего прадеда протоиерея Василия Образцова и моего отца русского художника Геннадия Рогозного. С чувством живой признательности и верой в вечную связь. Содержание Введение Историография Источники Глава 1. Первая реакция высшего духовенства на революцию: Послания и выступления архиереев перед паствой Глава 2. Епархиальные архиереи и духовенство: Борьба за власть Борьба за власть в епархиях Российской Церкви Тверская епархия Орловская епархия Енисейская епархия Глава 3. Выборы архиереев Законодательное оформление выборного начала Выборы в Петрограде и Москве Выборы в провинции Выборы в Рязанской епархии Заключение Источники и литература Архивные материалы Пресса Опубликованные источники     Работа посвящена периоду в истории Русской Православной Церкви от свержения самодержавия до прихода к власти большевиков. Революционные события не могли не затронуть и главную конфессию империи, которая пережила процесс, называемый уже современниками церковной революцией. В монографии на широком, прежде всего архивном материале рассказывается об этом периоде в истории Русского Православия. Введение 21 марта 1918 года Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви на закрытом заседании начал обсуждать вопрос о «церковном большевизме». По инициативе группы участников Собора была создана специальная комиссия, которая должна была расследовать и дать оценку фактам «пагубной измены Церкви», священнослужителей, епископата и мирян, начавшегося с первых дней «февральского переворота». Факты «церковного большевизма» должны были быть установлены, а повинные в них лица надлежаще наказаны. На заседании комиссии отмечалось, что «случаи прошлого церковного большевизма, изглаженные, так сказать, покаянием, следовало бы покрыть снисходительной милостью», а соборное определение карало «только тех церковных большевиков, которые будут оставаться такими и после ведомого ими соборного определения... хотя в тех случаях, когда уже большевитствование, например, некоторых епископов оставило глубокие и больные следы на теле Православной Церкви, виновные не должны оставаться совершенно амнистированными».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ РУКОВОДСТВО КРИШНАИТОВ ПЫТАЕТСЯ ОТМЕЖЕВАТЬСЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Руководство кришнаитов быстро отреагировало на случившееся. 22 марта Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) распространил официальное заявление, подписанное председателем Руководящего совета ЦОСКР Сергеем Зуевым (кришнаитское имя - Сучару Кумар Дас). подробнее... + комментарий КРАСНОЯРСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОДЧЕРКИВАЕТ РИТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР УБИЙСТВА СВЯЩЕННИКА Как " ритуальное " расценивает Красноярская епархия Русской Православной Церкви (РПЦ) убийство в ночь на 21 марта настоятеля Свято-Троицкого храма поселка Тура (административный центр Эвенкийского автономного округа) иеромонаха Григория (Яковлева). " На ритуальность убийства указывает следующее: удар острым шилом в сердце, в шею, а затем отделение головы складным ножом, обнесение ее в храме вокруг алтаря и положение на Престол " , -- отмечается в официальном сообщении Красноярской епархии, опубликованном 23 марта на официальном web-caйme РПЦ. подробнее... КАК НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ ЦЕРКВИ ЗЛОДЕЯНИЕ РАСЦЕНИЛ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II УБИЙСТВО СВЯЩЕННИКА, СОВЕРШЕННОЕ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Об этом говорится в телеграмме, которую накануне предстоятель Церкви отправил на имя архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. В ней Патриарх Алексий выразил искреннее соболезнование правящему архиерею, духовенству, прихожанам, родным и близким почившего, который, по его словам, " всецело посвятил себя служению Богу и людям " . " Разделяя боль утраты, молюсь, дабы Господь упокоил душу его в селениях небесных и сотворил ему вечную память " , - говорится телеграмме. подробнее... ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ЖЕРТВ РАССТРЕЛОВ Акцию, посвященную памяти жертв репрессий 1937 года, провели 19 марта прихожане православного храма св. великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге. подробнее... МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ОБРАТИЛСЯ К СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ В СВЯЗИ С ГОДОВЩИНОЙ НАЧАЛА НАТОВСКИХ БОМБАРДИРОВОК ЮГОСЛАВИИ

http://pravoslavie.ru/news/index14.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Сибирь в огне Наиболее сложная лесопожарная обстановка сложилась в Красноярском крае и Иркутской области; Русская Православная Церковь объявила сбор гуманитарной и денежной помощи пострадавшим 27.05.2017 976 Время на чтение 3 минуты Вчера Президент России Владимир Путин заслушал доклады главы МЧС Владимира Пучкова и руководителей регионов, затронутых стихийными бедствиями. Глава государства поручил оказать пострадавшим необходимую помощь, сообщает сайт Кремля . Президент заслушал доклад главы МЧС Владимира Пучкова о работе, которая проводится спасателями. В.Путин акцентировал главную задачу: оказать необходимую помощь людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации в связи с природными пожарами. Материальная помощь оставшимся без крова будет оказана из резервного фонда Правительства. Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров информировали о работах по ликвидации последствий природных пожаров, принятии дополнительных мер в свете повышенной пожароопасности, а также об устранении последствий паводков. Тем временем по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в Красноярской митрополии ведется сбор денежных средств и гуманитарной помощи, сообщает пресс-служба Красноярской епархии Русской Православной Церкви. Пострадавшим необходимы: — одежда и обувь всех видов (мужская, женская, детская); — постельные принадлежности (новые), одеяла, подушки; — средства личной гигиены; — посуда, в том числе одноразовая; — бытовая техника; — продукты питания долго срока хранения, сыпучие (крупы, сахар и др.), в том числе консервы, масло; — детское питание, памперсы. Просьба не приносить грязное и старое белье и одежду. Енисейская епархия. Во всех храмах установлены специальные кружки для сбора целевых пожертвований. Вещи принимаются также в Епархиальном гуманитарном центре по адресу: г. Лесосибирск, ул. Горького, 25 (телефон для справок: 8-933-200-59-98). Сайт епархии . Канская епархия. Пункт приема помощи — Свято-Троицкий кафедральный собор г. Канска (ул. Московская, 68). Сайт епархии .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/27/sb...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (Афонин, искаженное Афоник; 2-я фамилия - Федотов) Тимофей Дмитриевич; 26.04.1893, дер. Погореловка Перемышльского у. Калужской губ.- 16.05.1928, г. Вел. Устюг, ныне Вологодской обл.), еп. Никольский. Из крестьянской семьи. По имеющимся сведениям, воспитывался в школе для мальчиков-сирот при Белогорском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре Пермской епархии. Окончил ДС. Нек-рое время жил в миру, учительствовал; испытав тяжелые душевные переживания, вернулся «со слезами» в Белогорский мон-рь. Принял монашеский постриг с именем Иерофей. Исполнял послушание регента. Был рукоположен во иерея. После закрытия мон-ря служил в Пермской епархии. С нояб. 1922 г. в Уфимской епархии действовала автокефалия, провозглашенная временно управлявшим епархией Томским еп. Андреем (Ухтомским) и подтвержденная епархиальным съездом. Автокефалия была вынужденной мерой после ареста Патриарха Московского и всея России свт. Тихона из-за угрозы захвата власти в Церкви обновленцами. В связи с арестами правосл. архиереев в Уфимской автокефальной епархии происходили тайные епископские хиротонии. В кон. мая или в июне 1923 г., уже после ареста еп. Андрея, назначенные им викарии Уфимской епархии Давлекановский еп. Иоанн (Поярков) и Аскинский еп. Серафим (Афанасьев) хиротонисали И. во епископа Тайгинского. И. стал викарием Томской епархии, но на кафедру не выехал. Не ранее сер. июля 1923 г., после получения в Уфе известий об аресте Нижнетагильского еп. Льва (Черепанова), управлявшего также приходами Екатеринбурга, Шадринска (Екатеринбургская епархия), Осы и Оханска (Пермская епархия), И. был назначен на новоучрежденную Шадринскую викарную кафедру Екатеринбургской епархии, где он оказался единственным правосл. архиереем. Через нек-рое время хиротония И. была признана Патриархом Тихоном. Имеются свидетельства, что И. посетил Москву, где 23 сент. вместе с Патриархом Тихоном принял участие в хиротонии Лужского еп. Мануила (Лемешевского) . 27 сент. был назначен свт. Тихоном временно управляющим Екатеринбургской епархией. 12 дек. 1923 г. определением Патриарха и Свящ. Синода стал епископом Сызранским, викарием Самарской епархии, 28 дек. того же года - епископом Спасским, викарием Казанской епархии, в нач. 1924 г.- епископом Енисейским, викарием Красноярской епархии. И. не выезжал на места назначений, оставался в Шадринске. Вероятно, невыполнение И. определений Патриарха и Синода было связано с какими-то ограничительными мерами Шадринского окружного отдела ОГПУ.

http://pravenc.ru/text/293760.html

Колокольня Костромского Кремля с Богоявленским собором (на стройплощадке прошлым летом). Фото Владимира Ходакова ЖМП 1 январь 2020 /  28 февраля 2020 г. 12:45 Соборное дело: от Мурома до Мурманска КАК ВОЗДВИГАЮТ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЕПАРХИЙ Вряд ли прежде в Русской Церкви был другой столь краткий по историческим меркам период, когда в разных епархиальных градах одновременно возводилось бы столько кафедральных соборов. Беспрецедентное по интенсивности строительства и частоте освящения число соборных храмов, предназначенных для служения епархиальных архиереев, объясняется двумя наложившимися друг на друга во времени процессами. С одной стороны, продолжается эпоха церковного возрождения, когда после практически векового перерыва Церковь получила возможность воздвигать большие соборы-новостройки и воссоздавать утраченные. С другой — реформа административно-территориального деления с разукрупнением епархий и созданием митрополий. PDF-bepcuя Сейчас кафедральные соборы возводятся параллельно в Геленджике и Мурманске, ­Нарьян-Маре и Архангельске, Караганде и Владивостоке, Ейске и Муроме, Ярославле и Улан-Удэ, Новороссийске и Сургуте, Воркуте и Горно-­Алтайске, Челябинске и Чебоксарах, Барна­уле и Салехарде, Клинцах (Брянская область) и Георгиевске ( Брянская и Ставропольская митрополии соответственно). Только за пять последних лет великим чином (подавляющее большинство — лично Предстоятелем) освящены соборы: Богоявленский в Енисейске (2019 год, Красноярская митрополия ), Успенский в Салавате (2018 год, Башкортостанская митрополия ), Воскресенский в Бишкеке и Успенский в Ташкенте (2017 год), Христорождественский в Солигорске (2017 год, Слуцкая епархия Белорусского Экзархата), Христорождественский в Южно-Сахалинске (2016 год), Андреевский в Североморске (2016 год, Мурманская митрополия ), Благовещенский в Йошкар-Оле (2016 год, Марийская митрополия ), Богородицерождественский в Уфе (2016 год, Башкортостанская митрополия), Успенский в Иванове (2015 год), Вознесенский войсковой всеказачий в Новочеркасске (2015 год, Донская митрополия ), Вознесенский в Ульяновске (2015 год, Симбирская митрополия ), Георгиевский в Орске (2014 год, Оренбургская митрополия ). «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как на местах сооружают соборы, которые на наших глазах становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов.

http://e-vestnik.ru/church/kafedralnye_s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Красноярской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода 28 дек. 2011 г. Кафедральный город - Канск, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Канске. Правящий архиерей - митр. Ппнтелеимон (Кутовой ; в.у. с 9 июля 2019). К. и Б. е. объединяет приходы в границах юго-вост. районов Красноярского края : Абанского, Богучанского, Дзержинского, Иланского, Ирбейского, Канского, Кежемского, Нижнеингашского, Партизанского, Рыбинского, Саянского, Тасеевского и Уярского. К февр. 2012 г. в епархии насчитывалось 28 действующих храмов, в клире состояли 25 священников, 2 диакона. Территория совр. К. и Б. е. (Канский окр.) с XVII в. входила в Тобольскую епархию, с 1834 г.- в Томскую, с 1861 г.- в Енисейско-Красноярскую епархию. Первые правосл. храмы в Канском окр. были построены в старожильческих поселениях в XVII-XVIII вв.: св. Иоанна Предтечи при Троицком солеваренном заводе (ныне с. Троицк Тасеевского р-на) (1680), св. апостолов Петра и Павла в с. Чунском (1754), Всемилостивого Спаса в с. Ирбейском (1760), арх. Михаила в с. Новосёлове (1767), свт. Николая Чудотворца в с. Монашенском (ныне с. Амонаш Канского р-на) (1770), свт. Николая Чудотворца в с. Михалёве (1770), св. Иоанна Богослова в с. Троицко-Заозёрном (ныне г. Заозёрный) (1784), в честь Богоявления в с. Тасееве (1794), Рождества Христова в с. Христорождественском (ныне с. Дзержинское) (1794), св. апостолов Петра и Павла в с. Рыбинском (1796). Храм при Канском остроге - деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса - был поставлен в 1722 г., 1-м священником в нем был Алексий Афанасьев. К 1717 г. в Канский острог переселились 20 семей красноярских казаков, получивших из казны средства для постройки домов и документы об освобождении от податей. Казачье поселение и церковь находились к востоку от острога. Спасская ц. была единственным в Красноярском у. ружным храмом. В кон. XVIII в. жители с. Канского обратились к Тобольскому архиеп. Варлааму I (Петрову-Лавровскому) с просьбой о разрешении построить в селе каменную соборную церковь с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. 21 сент. 1797 г. архиеп. Варлаам отправил красноярскому прот. Алексию Алексееву грамоту о строительстве собора. Собор возводился в 1800-1804 гг. енисейскими мастерами под рук. А. Казаретина и А. Малетина. Собор был освящен в янв. 1805 г. В то время в с. Канском имелось 140 домов, в к-рых жили 1100 чел.

http://pravenc.ru/text/1470267.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010