Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

6-е † Память о св. Иулиании, княжне Ольшанской Во время Печерского архимандрита Елисея Плетенецкого († 1624 года) копали могилу для одной девицы близ Великой соборной церкви, и именно возле придела святого Иоанна Богослова, и нашли гроб с камнем. На камне высечен был герб князей Ольшанских. На гербе прибита была серебряная дощечка с тем же гербом и с надписью: «Иулияния, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девой на 16 году от рождения». Открыли гроб и оказалось: княжна лежала как-бы живая, до того нетленно было её тело, белое и с прекрасным лицом. На ней было шёлковое платье, обложенное золотым позументом; на шее богатое ожерелье, на руках зарукавья золотые, на пальцах дорогие перстни, на голове девичий венец золотой с жемчугом, в ушах серьги – золотые с камнями. Гроб был перенесён в Великую церковь и поставлен в углу. В то время платье, от прикосновения повредившееся, было заменено новым шёлком 83 . В 1617 г., пишет современник Кольнофойский, один посетитель изъявил желание поклониться гробу св. княжны; ему показали и, казалось, с благоговением приложился он к мощам. Но едва вышел этот человек из церкви, как закричал страшным диким голосом и упал мёртвый. По осмотре его оказалось, что он воровски снял дорогой перстень с руки княжны, а по собрании сведений о его личности оказалось, что он был еретик социнианин, не верующий в Божество Сына Божия, ни в Святую Троицу 84 . Блаж. архимандрит Пётр Могила, коему являлась св. княжна с упрёком за малое внимание к её гробу, велел устроить новую раку и новое лучшее одеяние, и тогда св. мощи с торжеством поставлены были на приличном месте 85 . Тогда на гробнице св. княжны написали: «по воле Творца неба и земли живёт во все лета Юлияния, помощница и великая в небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлияния, как цветок прекрасный в букете» 86 . Когда же жила св. княжна? Придел Иоанна Богослова, у которого похоронена была св. княжна, в древнее время был на хорах, внизу же Великой церкви устроен при возобновлении её кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Захария Копыстенский (+ 1627 ), иеромонах , южно-русский деятель XVII века. Точных сведений о его происхождении нет. Воспитание он получил, по-видимому, в Львовской братской школе . Из сочинений Захария Копыстенского можно заключить, что он путешествовал в Молдавию и Валахию , а быть может, и в южно-славянские земли. В 1616 г. Захария появляется в Киеве . В Киево-Братском монастыре , в который вступил он, собрался тогда целый кружок ученых, как, например, Лаврентий Зизаний , Памва Берында , Тарасий Земка и др.; около этого же времени монастырь приобрел и типографию, и уже в 1617 г. Захария издает в ней Часослов с двумя предисловиями. Ему же принадлежит изданная в 1619 г. под псевдонимом Азария " Книга о вере " , направленная преимущественно против папистов . Затем Захария принимает участие в издании " Анфологиона " и " Бесед Иоанна Златоуста на послание ап. Павла " ; в то же время он пишет и свое известное полемическое сочинение, направленное против латинян, — " Палинодию " (ок. 1622 ). Написанная им " Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии " осталась неизданной. В 1624 г. Захария вступил в управление Киево-Печерскою обителью ; много заботился об издании книг, успешно защищал автономию монастыря. Памяти своего предместника, Елисея Плетенецкого , Захария посвятил два слова: " Казанье на честном погребе блаж. мужа и превелебнаго отца Кир Елисея " и " Омилию " (о поминовении усопших). Скончался в 1627 г. Главное сочинение З. К., " Палинодия " , оставалось ненапечатанным до 1878 г. , но в рукописях оно было известно южно-русским богословам, которые широко пользовались им. Известно оно было и в Московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. Написана " Палинодия " против сочинения виленского униатского архимандрита Льва Кревзы " Оборона унии " , которому Захария следовал и в плане своего сочинения. Захария Копыстенский является здесь не только опытным полемистом, но и человеком с большой эрудицией; он хорошо знаком не только с Св. Писанием и отцами Церкви восточной и западной, но и с канонами, византийским законодательством, византийскими и западными историками, польскими и русскими хрониками и летописями, а также с западно-русской полемической литературой.

http://drevo-info.ru/articles/17038.html

А.А. Половцов Зизаний, Лаврентий (Тустановский), протоиерей Зизаний, Лаврентий (носил еще фамилию Тустановский) – исповедник и проповедник святой православной веры, протоиерей. По происхождению литовец, жил в конце XVI и в начале XVII столетия. Образование получил в самой знаменитой в то время Львовской братской школе в конце 80-х годов XVI столетия. По окончании образования он в течение 10 лет (1592–1602 гг.) был учителем в Львовской, Брестской и Виленской братских школах, а также в домах знатных западноруссов (князей Соломирецких и Острожских в Ярославле Галицком). С 1612 г. был священником (и потом протоиереем) в г. Корце на Волыни. З. известен был, как ревностный защитник православия, муж благоговейный, «словеснейший» дидаскал и вития, изучивший духовные и светские науки, в совершенстве знавший греческий язык, литератор и переводчик. Гонимый поляками, разорившими церковь , при которой он служил, и отнявшими у него имение, он лишен был возможности предаться спокойным ученым работам, чем занимался приблизительно с 1620 г. в Киеве, состоя в ученом кружке архимандрита Елисея Плетенецкого. В апреле 1626 г. З. был в Путивле за милостыней, затем прожил 7 недель в Киеве у митрополита, 7 июня того же года прибыл в Москву и был принят царем и патриархом, причем поднес им свои сочинения. В начале 1627 г. З. передал патриарху Филарету тетради составленного им на «литовском» (западнорусском) языке «Большого катехизиса», тогда же переведенного на славянский язык Богоявленским игуменом Илиею и напечатанного. Однако, вследствие незнания переводчиком западнорусского языка, перевод получился неточный и неправильный, – что и выяснилось на бывшем «прении» протоиерея З. с переводчиком и справщиком. Обличаемый в неправославии (рационализме, католицизме и протестантизме), З. 19 февраля 1627 г. покинул Москву, и дальнейшая судьба его неизвестна; «Катехизис» же не был допущен к употреблению (может быть, был сожжен патриархом); сохранившиеся немногие экземпляры его не имеют выходного листа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Захария Копыстенский, архимандрит Киево-Печерской лавры, южно-русский деятель XVII века, посвятивший все свои силы на пользу православной церкви и русского народа, скончался 21 марта 1627 года. Сын православных родителей духовного звания и близкий родственник православного Перемышльского епископа Михаила Копыстенского. Получив образование в Львовской братской школе и изучив основательно греческий, славянский и латинский языки, он дополнил свои знания путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий и предпринятого им с научною целью путешествия на юг, в Валахию и соседние с ней единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. он поступил в Киевское братство, был архидиаконом, наместником, а с 20 ноября 1624 г. и архимандритом Киево-Печерской лавры, как главнейшего в то время оплота православия и средоточия напряженной борьбы Западной России за православие и русскую народность. Учено-полемическая деятельность этого просвещенного ревнителя веры и благочестия выразилась в составлении и издании книг, направленных против протестантов и латино-униатов. Так, в 1617 г. им был издан «Часослов» с толкованием служб и объяснением состава и употребления книги; в 1619 г. – «Книга о вере», поражающая протестантов не отвлеченными рассуждениями, а фактами, заимствуемыми из Святого Писания, отцов и учителей церковных, соборных канонов и истории. В 1622 г. из-под пера его вышло самое главное его сочинение «Палинодия», против сочинения виленского архимандрита Льва Кревзы «Оборона унии». Это замечательное сочинение Захарии Копыстенского содержит много ценных данных для истории западнорусской церкви и для характеристики современной ему богословской науки; оно историческими данными разбивает противника по всем пунктам; оно имело широкое распространение в рукописи, пользовалось популярностью среди раскольников и напечатано только в 1878 г. в IV т. «Русской Исторической Библиотеки». В дополнение к «Палинодии» Захария составил новое сочинение: «Книга о правдивой единости православных христиан церкви восточной, так же и против апостатов и их лживой унии». Известно также его участие в переводах с греческого «Анфологиона» и «Бесед св. И. Златоуста на деяния апостол и послания апостола Павла», снабженных от него пространным предисловием, и «Толкования Андрея Кесарийского на апокалипсис»; им составлено предисловие ко второму изданию «Номоканона» (Киев, 1624 г.). Ему же принадлежат две проповеди , произнесенные при погребении и поминовении своего предшественника лаврского архимандрита Елисея Плетенецкого и представляющие ученый трактат о поминовении умерших (обе изданы в Киеве в 1625 г.). Как настоятель Киево-Печерской лавры, Захария заботился об увеличении и обогащении лаврской библиотеки и об издании книг в новоприобретенной типографии, направлял ее деятельность и защищал ее автономию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская). Об И. ничего не было известно до обретения гробницы с ее нетленными мощами возле придела ап. Иоанна Богослова Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре, что, согласно «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), произошло между 1599 и 1617 гг., при печерском архим. Елисее (Плетенецком) . Тело И. было в богатых одеждах, с украшениями и с венцом на голове. На гробе лежал камень с гербом князей Гольшанских (на гербе изображен китоврас (кентавр)), на серебряной пластине на камне имелась надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою в лето от рождения своего шестнадцатое». Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Икона. Нач. XXI в. (мон-рь во имя прп. Елисея Лавришевского, Белоруссия) Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Икона. Нач. XXI в. (мон-рь во имя прп. Елисея Лавришевского, Белоруссия) И. принадлежала к одному из самых знатных родов Литовского великого княжества - князьям Гольшанским, родственникам Гедиминовичей (род прекратился после 1556). Семья именовалась по вотчине в Гольшанах (ныне в Гродненской обл. Белоруссии). С нач. XV в. волынская ветвь Гольшанских называлась Дубровицкими (Домбровскими) от г. Дубровица (ныне в Ровненской обл. Украины). Придел во имя св. Иоанна Богослова, близ к-рого была погребена И., был построен ок. 1470 г., т. е. святая не могла скончаться ранее этого времени. По всей видимости, И. жила между 1500 и 1540 гг., ее отцом был кн. Юрий (Георгий) Иванович Гольшанский-Дубровицкий, известный в 1-й пол. XVI в. благотворитель Киево-Печерского мон-ря, чье имя было вписано в древний Печерский помянник. У кн. Юрия Ивановича было 2 жены - Иулиания, дочь Ивана Ярославича, и Мария, дочь Андрея Сангушко. Очевидно, одна из них была матерью И. О благочестии семьи, в которой выросла И., свидетельствует завещание кн. Юрия Ивановича, по которому 6 монастырей и 16 соборных храмов Киева, Вильно, Луцка, Владимира получали вклады, в завещании также содержалось предписание сыновьям построить церковь (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Кн. 21. Л. 170 об.- 176 об.; см. также: Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kih. XIV до сер. XVII ст.: Волынь и Центр. Украïна. К., 1993. С. 106). По заказу представительницы рода Гольшанских, возможно родной сестры И.,- кнг. Анастасии Юрьевны в замужестве Заславской, было создано Пересопницкое Евангелие (1561).

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение в Киеве. История Киевская Братская школа и Киево-Могилянская коллегия с 1615 г. по 80-е гг. XVII в. Формирование систематического школьного образования в Киеве происходило на рубеже XVI и XVII вв., когда в Европе развивались как католич., так и протестант. учебные заведения. Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве столкнулась с необходимостью создать собственную образовательную школу, ни в чем не уступающую европейским коллегиям. В посл. четв. XVI в. эту задачу стремилось решить братское движение, его представители были готовы открывать школы и материально их поддерживать. По подсчетам Я. Д. Исаевича, к нач. XVII в. таких школ существовало уже ок. 30. Киев, находившийся в кон. XVI в. в культурном и экономическом упадке, нек-рое время пребывал в стороне от этого движения. Однако после заключения Брестской унии (1596) происходила постепенная активизация культурной и церковной жизни в Киеве. Этот город, отдаленный от польско-литов. политических центров, был более привлекательным для правосл. населения, заметную роль в этой пограничной зоне стало играть казачество. Казаки проявляли заинтересованность в церковных делах и со временем стали выступать главными защитниками Православия. Вид (с юж. стороны) Старого (Мазепиного) корпуса в сер. XVIII в. Гравюра из кн.: Ифика иерополитика. 1760 Вид (с юж. стороны) Старого (Мазепиного) корпуса в сер. XVIII в. Гравюра из кн.: Ифика иерополитика. 1760 Начало духовного и культурного возрождения Киева связано с именем архим. Киево-Печерского монастыря Елисея (Плетенецкого) , создавшего лаврскую типографию и привлекшего в Киев несколько переводчиков, иконописцев и печатников. Возможно, именно в этом кругу родилась идея создания Киевской школы. Принято считать, что Братская школа в Киеве была основана в 1615 г., когда здесь был устроен Киево-Братский в честь Богоявления мон-рь . Нек-рые историки XIX в. предполагали возможность существования братского учебного заведения еще с кон. XVI в., когда Украину посетил К-польский патриарх Иеремия II . По этой гипотезе, патриарх Иеремия либо по дороге в Москву, либо на обратном пути побывал в Киеве и здесь издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Однако эта гипотеза, восходящая к историческим запискам 2-й пол. XVIII в. о Киевской академии, впосл. была признана несостоятельной. Так, проф. С. Т. Голубев аргументированно опроверг возможность учреждения школы К-польским патриархом Иеремией в 1588-1589 гг. ( Голубев. 1885).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МГАРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в. Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в. (Полтавской и Миргородской епархии), находится в с. Мгарь Лубенского р-на Полтавской обл. (Украина). В 1612 г. кн. Михаил корибут Вишневецкий выдал насельнику Киево-Печерского мон-ря иером. Исаии (Копинскому) грамоту с разрешением строить монастыри в его заднепровских владениях. Когда 8 окт. 1616 г. скончался игумен Густынского во имя Святой Троицы монастыря Иоасаф, по прошению братии иером. Исаия поставил густынским настоятелем иеросхим. Варлаама, а сам по рекомендации печерского архим. Елисея (Плетенецкого) направился на Мгарскую гору. Грамотой от 13 янв. 1619 г. кнг. Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова кн. Михаила, избравшая иером. Исаию своим духовником, позволила ему основать на Мгарской горе Преображенский муж. мон-рь. При этом иером. Исаия продолжал титуловаться как «игумен монастырей заднепровских». Княгиня пожертвовала для новообразованного мон-ря земли между реками Сула, Мгарь и Ольшанка, а также мгарский лес и «полмили на горе, где перед тем бывала пасека, и знать слыше, бывал перед тем колысь и монастыр» ( Астряб. 1915. С. 48). Летом того же года на Мгарскую гору из Густынской обители прибыла 1-я группа монахов. Осенью 1621 г. иером. Исаия направил в строящийся скит еще 8 густынских насельников, в т. ч. иеромонахов Феодосия и Харалампия. 18 янв. 1619 г. по прошению иером. Исаии кнг. Раина преобразовала Ладинский Подгорский Покровский скит в женский; игуменией стала мон. Александра (Копинская; † 1631), сестра иером. Исаии. В М. м. и Ладинском мон-ре иером. Исаия собственноручно выкопал землянки под кельи. Через нек-рое время он, назначив наместниками М. м. и Густынской обители иеросхимонахов Василия и Филарета, удалился в Межигорский в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/Мгарского в ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В украинском Радомышле открыт памятник архимандриту Киево-Печерской Лавры Елисею (Плетенецкому) 03.11.2009 29 октября в Радомышле состоялось открытие памятника Елисею (Плетенецкому) - архимандриту Киево-Печерской Лавры , приуроченное к 385-й годовщине со дня кончины выдающегося церковного деятеля XVI-XVII ст. Об этом сообщает официальный сайт Киево-Печерской Лавры. В церемонии открытия памятника принял участие Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который совершил чин освящения памятника и отслужил заупокойную литию. Елисей (Плетенецкий) был избран архимандритом Киево-Печерской Лавры в 1599 г., в сложные времена церковных нестроений, возникших в результате заключения Брестской унии. Новоназначенный архимандрит начал большие преобразования в Печерской обители, чтобы сохранить ее как крупнейший центр Православия в Речи Посполитой. Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерской Лавры, преемник архимандрита Елисея, называл его отцом не только для братии Лавры, но и для всего народа Западной Руси. На протяжении своей жизни Елисей (Плетенецкий) основал ряд новых обителей, среди которых - Китаева пустынь и Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь. За время его управления Лаврой здесь велась активная просветительская деятельность, была построена школа, создана типография, начато издательство духовной литературы. В 1612 г. в городе Радомышле Елисей (Плетенецкий) основал первую в Центральной Украине бумажную фабрику. Производство бумаги на протяжении XVII-XVIII ст. полностью обеспечивало потребности типографии Киево-Печерской Лавры. Памятник Елисею (Плетенецкому) возведен усилиями семьи Богомолец-Шереметевых. Это единственная на Украине композиция подобного рода - каменный памятник расположен на поверхности воды посреди реки Мики. Автор скульптурной композиции - канадский скульптор Влад Волосенко. Для изготовления памятника были использованы габбро и лабрадорит. Вес композиции без фундамента составляет 5,5 тонн. Длина - 3,4 метра, высота - 1,7 метров. Для укрепления скульптуры на зеркале водоема был создан специальный фундамент. Седмица.Ru Редакция текста от: 03.11.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7411.html

7 . В 1630 году посетил однажды киево-печерского архимандрита Петра Могилу 221 некто Александр Музеля, по происхождению грек, по занятиям же – врач, известный в то время во всем киевском и волынском воеводствах. В разговоре, между прочим, он заметил архимандриту, что ему очень часто приходилось слышать от многих, будто киево-печерские монахи обманывают богомольцев, выдавая простые, обыкновенные черепа за святые мироточивые главы, тогда как на самом деле они каким-то хитрым образом изливают в эти черепа обыкновенный елей и помазуют им богомольцев, называя его миром, истекающим из св. глав. При этом Музеля откровенно сознался архимандриту, что, наслушавшись таких рассказов, он вполне верил им, но однако, желая своими собственными глазами убедиться в истине, он в 1621 году во время Великого поста посетил Лавру и, по благословению бывшего тогда печерским архимандритом Елисея Плетенецкого, вошел в пещеру пр. Антония Печерского, где в церкви Введения Пресвятой Богородицы выслушал божественную литургию. По окончании литургии, Музеля, мучимый сомнением, обратился к пещероначальнику иеромонаху Исаии (впоследствии бывшему архиепископом Смоленским) с просьбою показать мироточивые главы. Исаия указал ему на две сухие главы, положенные на стеклянных блюдах. И вот, когда сомневающийся врач взял в руки одно из блюд с главою, чтобы получше рассмотреть ее, вдруг он увидел, как из верхней части главы, до того совершенно сухой и не имевшей там никакого отверстия, стало истекать св. миро и с необыкновенною быстротою наполнило весь сосуд, так что не только Музеля, но и все присутствовавшие были сильно поражены и удивлены. После этого миро стало истекать небольшими каплями, на подобие росы. Теперь Музеля уже более не сомневался и, возблагодарив Бога, сподобившего его быть свидетелем великого чуда, он наполнил св. миром три сосудца и отправился в обратный путь, сказав на прощание пещероначальнику и братии: «Простите мне, отцы святые, что я, пока не увидел сам этого чуда, не верил в его истинность и даже возможность; я думал, что все это делается хитростью вашею, в чем обличают вас ваши противники; но ныне вижу исповедую, что это не хитрость человеческая, но сверхъестественное дарование Бога, прославляющего святых Своих, и прославляю Его, меня уверившего и изобличившего несправедливо оскорбляющего святых Его». Взяв сосуды с миром, Музеля возвратился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010