Конкордия и тайна исповеди — А наш батюшка не хранит тайну исповеди, — сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза. 15 марта, 2014 — А наш батюшка не хранит тайну исповеди, — сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза. — А наш батюшка не хранит тайну исповеди, — сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза. Елизавета Петровна, старая подруга монахини, жила в Москве вместе с семьей сына, нянчила троих внуков, но раз или два в год приезжала к матери Конкордии отдохнуть на свежем воздухе, попить целебного козьего молочка и посплетничать по поводу приходской жизни в столице. Кроме как в храм да в ближайший продуктовый магазин, Елизавета Петровна никуда не выходила. Общение со столичными подругами поддерживалось при помощи телефона, а вот в другую область звонить по межгороду было дорого. Нельзя оставлять подругу без свежих московских сплетен, поэтому Лиза, как по привычке звала ее монахиня, проявляла трогательную заботу, не считаясь со сложностями дальней дороги. — Отец Иоанн не станет раскрывать исповедь , – сказала матушка, — он достаточно ответственный священник. Но сама в душе приготовилась послушать историю. Грешны мы, не всегда способны перебороть страсть, особенно столь невинную внешне, как пересуды и сплетни. — Он, наверное, для блага нас всех так делает, – продолжала Лиза. Имен не называет. Говорит: вы ко мне приходите и каетесь в грехах, а потом вновь согрешаете. И начинает перечислять грехи. И, что самое плохое, иногда говорит о моих личных грехах, которыми никто больше не грешит, и мне становится очень стыдно. И Елизавета Петровна назвала несколько своих «индивидуальных» грехов. Выслушав подругу, мать Конкордия улыбнулась и успокоила подругу. Все эти грехи оказались настолько распространенными, что узнать по ним себя могла лишь Елизавета, живущая в тишине московской квартиры и почти ни с кем не имеющая общения. Так что никакого нарушения тайны исповеди не было. — Вообще, я лишь однажды слышала о том, что священник нарушил тайну исповеди , – сказала монахиня.

http://pravmir.ru/konkordiya-i-tajna-isp...

Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане — небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. Электронный проект «Православие» Татьянин день 25 января Православная Церковь празднует память святой мученицы Татианы. Однако, это не только день Ангела всех сестер, дочерей, внучек наших, которые носят это святое имя. День памяти мученицы Татианы для Отечества нашего имеет особое значение. 12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских «кузниц» научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова, которого самого метко называли «первым русским университетом», и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета — Московского. 12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И.Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. В сущности Императрица Елизавета Петровна уже приняла решение об этом предыдущего 1754 года. Однако, будущий куратор Московского Университета, граф Шувалов, подал прошение Императрице уже после утверждения проекта в Сенате и именно в день памяти святой мученицы Татианы. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой. Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета «для общей Отечеству славы», дабы «возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание». Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

http://pravmir.ru/den-muchenicy-tatiany-...

Чукавино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Первое документальное упоминание о Чукавине относится ко второй половине XVII века, когда оно принадлежало боярам Сытиным, выходцам из числа служилых московских людей, осевших в этих местах в конце XVI столетия в период присоединения независимого последнего удельного Старицкого княжества к Москве. В названии усадьбы угадывается происхождение от новгородского слова " чукавый " - сметливый, догадливый, хитрый, что косвенно свидетельствует о заселении этих мест в период активных торговых связей Твери и Новгорода. В 1706 году в сельце Чукавине, вотчине Степана Степановича Сытина, была построена деревянная церковь. В конце 30-х годов XVIII века Чукавино было дано в приданное за дочерью Дмитрия Степановича Сытина - Надеждой прапорщику Петру Романовичу Чоглокову, чей старинный род вел свое происхождение от новгородских бояр. Чоглоковы в XVIII веке были крупными землевладельцами, их поместья находились в Тверском, Новгородском, Московском и Архангельском краях, фамилия их внесена в родословную " Бархатную " книгу российских дворян. Новый владелец Чукавина - Петр Романов Чоглоков был в ближайшем родстве с племянницей императрицы Елизаветы Петровны - Марией Симоновной Чоглоковой, урожденной графиней Гендриковой. Мария Симоновна, будучи замужем за двоюродным братом Петра Романовича, тайным советником и камергером Николаем Наумовичем Чоглоковым, в 40-е годы XVIII столетия состояла в свите императрицы Елизаветы Петровны фрейлиной. Эти сложные родственные связи, порой с трудом понимаемые современным человеком, объясняют, почему в таком отдаленном от столиц месте как Чукавино стало возможным в 40-е годы XVIII столетия строительство каменной церкви и усадебного дома, да к тому же со столь необычным и богатым декоративным убранством фасадов. Расцвет каменного строительства в Чукавине приходится на годы правления Елизаветы Петровны, когда семейство Чогловых находилось в фаворе. Получив имение, Петр Романович вскоре занялся его обустройством, что требовало весьма немалых средств.

http://sobory.ru/article/?object=01394

  Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом 1 , а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“  на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „ина служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой 2 , т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале XVII столетия отметить торжественною службою, т.е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию  и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: „Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет-секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий 3 , напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова ( " Смольный " ). Смольный собор; Собор всех учебных заведений Карта и ближайшие объекты В 1748 г. на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны началось возведение по проекту Б. Растрелли комплекса зданий Воскресенского женского монастыря. Центральное сооружение - собор во имя Воскресения Спасителя. Освящен 20 июля 1835 г. Получил наименование " собор всех учебных заведений " . Высота 92 м. В 1931 г. он был закрыт, внутреннее убранство расхищено, разграблено. Долгое время здание использовалось как склад, в 1974 г. передано музею истории Ленинграда. С 1990 г. собор используется как концертно-выставочный комплекс. Реставрация собора заканчивается. Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748-1762 годах. Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось. В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.

http://sobory.ru/article/?object=02579

Закрыть itemscope itemtype="" > Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки 25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества 25.01.2021 1772 Время на чтение 13 минут 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) и 265-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Императорского Московского университета – 1755 г. – по н/в) посвящается Создателями Императорского Московского университета были Императрица Елизавета Петровна Романова, Михаил Васильевич Ломоносов и Иван Иванович Шувалов Просвещающий свет Христов пришел в Российскую Империю и вместе с просвещенно-верующим человеком, создателем российской науки и защитником православной веры Михаилом Васильевичем Ломоносовым ноября 1711 г. - 4(17) апреля 1765 г.]. " Свет Христов просвещает " - именно эти слова выписаны на храме Святой мученицы Татианы - домовой церкви Императорского Московского университета (ИМУ), ныне Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова. Инициатором, автором проекта учреждения, одним из трех создателей по-настоящему первого российского университета, крепко стоящего на камне, а не на песке, предстает наш отечественный ученый, гений, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. По праву основателями Императорского Московского университета являются русская Царица - Императрица Елизавета Петровна Романова (1709-1761/62 гг., российская императрица с 1741 г.), русский государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727-1797 гг.) и Михаил Васильевич Ломоносов. Последний сам (по словам А.С. Пушкина ) " есть первый наш университет, поборник русского просвещенья " . Что означает живое великорусское слово " просвещенье " ? По В. Далю " просвещенье - свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни " , " просвещенье одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру " . А еще просвещенье по В. Далю означает Святое Крещенье, Праздник Богоявления (церк.). В настоящее время «просвещение», которое не от Творца, становится симулякром=пустышкой и приобретает отрицательную коннотацию.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/06/...

Кудеверь. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца , Николая Чудотворца , Симеона Столпника Год постройки:1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Псковская обл, Бежаницкий р-н, с.Кудеверь. Координаты: 56.766951, 29.407328 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Прошение Капитана Ивана Дубровского о разрешении построить каменную церковь в погосте Кудеверь Пусторжевского уезда.  Подано 7 ноября 1755 г. Также в деле: Указ Её Императорского величества Елизаветы Петровны. Копия Указа Её Императорского величества Елизаветы Петровны. Рапорт из Новгородской деховной консистории о получении указа. РГИА Фонд 796. Опись 36. Дело Церковь во имя Святого Великомученика Георгия была построена в 1764 г. помещиком генерал-майором Иваном Матфеевичем Дубровским. Церковь была каменная с двумя приделами: 1-й - Святителя и Чудотворца Николая (теплый), 2-й - Святителя Симеона Столпника (холодный). Согласно ведомости за 1813 г. отмежеванной церковной земли было 36 десятин, на которые плана и межевой книги не имелось. Приходских дворов было 149, в них проживало населения: мужского - 1201, женского - 1113. Опись всему церковному имуществу была произведена в 1802 г., кроме того при церкви были метрические шнурованные книги и духовные росписи с 1799 г. На основании имеющихся клировых ведомостей за 1813 - 1822 гг. можно установить, кто составлял причт церкви Святого Великомученика Георгия. Священником церкви с 1801 г. являлся Матфий Алексеев. Вторым священником был родной брат Матфия - Петр, назначенный на эту должность в 1813 г. Дьяконом церкви состоял Петр Александров, определенный на должность в 1813 г., бывший зятем Матфию. В 1774 г. дьячком церкви был назначен Алексей Ильин, а в 1810 г. дьячком был определен Сергей Матфеев. Пономарем церкви Святого Великомученика Георгия с 1803 г. был Иоаким Матфеев, а в 1811 г. на эту должность был назначен Иван Иоакимов. В церкви некому было исполнять обязанности просвирни, а в 1822 г. ею стала пономарская дочь Акилина Матфеева.

http://sobory.ru/article/?object=10637

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ (Симанский; 1709 (?) - 5.05.1789, Москва), еп. Великоустюжский и Тотемский. Происходил из дворянского рода, после военной службы окончил Киево-Могилянскую академию, принял постриг. Являлся строителем Сольбинской муж. пуст. ( Сольбинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ), с 1751 г.- настоятелем Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни в сане игумена, с марта 1753 г.- переславль-залесского во имя великомученика Никиты монастыря , в к-ром возведен в сан архимандрита и 27 нояб. того же года назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В Волоцкой обители при П. были проведены некоторые строительно-восстановительные работы, а к ожидаемому визиту имп. Елизаветы Петровны для нее и свиты сооружены 3 здания деревянных покоев. Однако она не приехала и постройки снесли за ненадобностью. 17 апр. 1758 г. указом имп. Елизаветы Петровны П. был назначен 1-м епископом воссозданной Тамбовской и Пензенской епархии. 25 мая 1758 г. в с.-петербургском Казанском соборе архиеп. С.-Петербургским Сильвестром (Кулябкой) хиротонисан во епископа. «В кормление» ему были даны вотчины Чернеева во имя святителя Николая Чудотворца монастыря и Проломской пуст. Шацкого у. 15 авг. 1758 г. он прибыл в Тамбов, организовал епархиальное управление и духовную консисторию. Поскольку в каменном архиерейском корпусе (кон. XVII в.) располагался архив воеводской канцелярии, П. поселился в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре , где по его инициативе были построены деревянный 2-этажный архиерейский дом с крестовой церковью и флигелями, здание консистории, ограда с башнями, а также ц. св. Иоанна Предтечи с колокольней, на к-рой укрепили боевые часы - «диво дивное для тогдашнего Тамбова» ( Дубасов. 1891. С. 203); разбиты фруктовые сады, сооружены бани, обширный конюшенный двор, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2579852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Елизавета Петровна. 1754 г. Худож. Г. Г. Преннер (ГТГ) (18.12. 1709, с. Коломенское Московской губ.- 25.12.1761, С.-Петербург), имп. Всероссийская (с 25 нояб. 1741), дочь имп. Петра I и имп. Екатерины I . Род. до офиц. заключения брака между родителями, в детстве жила в Москве и подмосковных селах Преображенское и Измайлово. Ее воспитанием занимались в основном сестра отца царевна Наталия Алексеевна и семья кн. А. Д. Меншикова. Цесаревна училась танцам, музыке, иностранным языкам (хорошо говорила по-французски, знала итал. и нем. языки). Гос. делами не интересовалась, хотя читала своей неграмотной матери официальные бумаги и даже иногда подписывала вместо нее указы. Петр I и его преемники видели в ее возможном браке средство для заключения политического союза: рассматривались варианты брака Е. П. с франц. кор. Людовиком XV, принцами Морицем Саксонским, Георгом Английским, Карлом Бранденбургским, Мануэлем Португальским, Карлом Августом Голштинским и другими претендентами, но замуж она так и не вышла. После смерти сестры имп. Петра II вел. кнж. Наталии Алексеевны в 1728 г. Е. П. имела все шансы стать основной претенденткой на трон. Но слухи о ее любовных похождениях дискредитировали ее репутацию при дворе и отдалили от Петра II. Она уехала в Александровскую слободу под Москвой, где ежедневно посещала богослужения в александровском в честь Успения Божией Матери монастыре и читала духовные книги. После смерти императора Верховный тайный совет, решавший вопрос о престолонаследии, сделал выбор в пользу Анны Иоанновны , Новая императрица не любила двоюродную сестру и видела в ней угрозу своей власти. Е. П. не имела права являться к императрице без предварительной просьбы или специального приглашения. Ей сократили содержание со 100 тыс. до 30 тыс. р., запретили устраивать у себя ассамблеи. В нач. 30-х гг. XVIII в. Е. П. переехала в С.-Петербург. Приход к власти В 1740 г., после смерти Анны Иоанновны и воцарения имп.

http://pravenc.ru/text/189799.html

Разделы портала «Азбука веры» Д. Благово Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово В Избранное ( 28  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Бабушка моя, матушкина мать , Елизавета Петровна Янькова, родилась 29 марта 1768 года. Она была дочь Петра Михайловича Римского-Корсакова, женатого на княжне Пелагее Николаевне Щербатовой. Мать Петра Михайловича, Евпраксия Васильевна, была дочь историка Василия Никитича Татищева. Бабушка скончалась 3 марта 1861 года, сохранив почти до самой своей кончины твердую память, в особенности когда речь касалась прошлого. Все члены рода Корсаковых жили весьма долго, но бабушка Елизавета Петровна всех превзошла своим долгоденствием. Она живо помнила все предания семейства, восходившие до времен Петра I, и рассказывала с удивительною подробностью, помня иногда года и числа: кто был на ком женат, у кого было сколько детей, словом сказать, она была живою летописью всего XVIII столетия и половины XIX. Я начал помнить мою бабушку с 1830 года, со времени первой холеры: ей было тогда 62 года. Она жила постоянно в Москве, в собственном доме, в приходе у Троицы в Зубове, в Штатном переулке, между Пречистенкой и Остоженкой. Мне было тогда три года: мы жили в деревне в сорока верстах от Москвы; это было осенью, в конце августа или в сентябре. Помню, что раз вечером в гостиной я заснул у матушки на диване, за ее спиной. Просыпаюсь — поданы свечи; пред матушкой стоит жена управителя Настасья Платоновна, и матушка читает ей вслух письмо, полученное от бабушки. Она писала: «Милый друг мой, Грушенька, приезжай скорее в Москву: нас посетил гнев Божий, смертоносное поветрие, которое называют холерой. Смертность ужасная: люди мрут как мухи. Приезжай, моя голубушка, я одна: Клеопатра еще не возвращалась; она и Авдотья Федоровна у Анночки Дмитриевна, младшая сестра матушки, девица, которая жила с бабушкой. Анночка, то есть Анна Дмитриевна Посникова, вторая дочь бабушки, находившаяся тогда в костромской деревне Гремячеве. Авдотья Федоровна Барыкова, дочь одного тульского дворянина, которую по выходе из института бабушка взяла к себе погостить, очень полюбила ее и не пустила к отцу, и прожила она у бабушки до своего замужества, с 1816 до 1834 в Гремячеве. Что тебе делать одной с ребенком в деревне: ежели Господь определил нам умереть, так уж лучше приезжай умирать со мною, умрем вместе; на людях, говорят, и смерть красна. Жду тебя, моя милая, Господь с тобою». письмо уцелело; списываю его слово

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010