Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; тогда придет конец. ( Мф.24:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вопрос о конце мира сего всегда волновал и будет волновать людей, доколе мы существуем. Естественно, что и ближайшим ученикам Господа нашего Иисуса Христа хотелось узнать, когда свершится то, что уготовано Богом роду человеческому. В самом начале Страстной седмицы, когда все мы мысленно станем свидетелями последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной крестной жертвы, в Великий Понедельник за Литур гией Преждеосвященных Даров нам предлагались для размышления те строки Евангелия от Матфея, в которых Господь раскрывает апостолам признаки приближающейся кончины мира и величайшие события, которые за ней последуют (см. Мф.24:3–35 ). Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Как мы знаем, за Господом всегда ходило очень много народа. Его постоянно сопровождали люди, которыми двигало любопытство или желание услышать необыкновенную проповедь. Но на горе Елеонской Божественный Учитель остался наедине со Своими учениками. И это не было случайным. Правильно воспринять Его слова о кончине мира на тот момент могли только они – самые верные, самые любящие и жаждущие истины. Ведь апостолы уже слышали, как Спаситель говорил о разрушении Иерусалима и храма. По-человечески они опасались, как бы им самим не стать свидетелями столь трагических для иудейского народа событий. И вместе с тем, еще не расставшись с Господом, внутренне они уже ожидали Его второго пришествия. Несмотря ни на что, им хотелось, чтобы предстоящая разлука с любимым Наставником не была слишком долгой. Поэтому мы можем сказать, что их вопросы определялись не только страхом, но и любовью. К тому же они знали, что все, что предрекает Христос, сбывается, потому что Сыну Божиему открыто то, что не дано знать людям.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Беседа 39 3. Сопротивление и покорность (Мк.14,26–52) a) На пути к Елеонской горе. Предсказание об отречении Петра (Мк.14,26–31; Мф 26,30–35; Лк 22,31–34; см. Ин 14–17). 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. После Тайной Вечери, после совместной трапезы с Иисусом, апостолам было невозможно себе представить, что они могут предать или подвести Того, Кто только что так возвышенно предложил им и даровал Свое общение. Но Сам Иисус видел яснее и глубже: «все вы соблазнитесь [о Мне] в эту ночь». Что хотел сказать Иисус этой фразой «соблазнитесь о Мне»? Кстати, слов «о Мне» в критическом тексте нет, то есть просто «все вы соблазнитесь». Этот необычный для современного русского языка глагол «соблазниться» (по-гречески skandalizein от существительного «соблазн», skandalon, ловушка, западня) означает быть пойманным в ловушку, обмануться или быть сбитым с толку какой-либо хитростью или коварством. Таким образом, «соблазнитесь» означает: вы будете разуверены, обескуражены, разочарованы, сбиты с толку. Даже Петр не составит исключения. Он, правда, был слишком уверен в себе, забыв о человеческой слабости и силу дьявольских искушений, забыв о тех ловушках, которые может подстроить жизнь. Мы знаем, что печальное предсказание Иисуса Христа в скором времени сбудется. И Петр предаст-таки своего Учителя. Но пусть Петра осуждают те, кто никогда не нарушал своего обещания. Да, он обнаружил слабость, но при этом всей своей дальнейшей жизнью доказал, что искренне любил Иисуса. Итак, апостолы соблазнятся, разочарованно разбегутся в разные стороны от Креста, обнаружат свою неверность. Но это никак не повлияет на Его верность своим ученикам: «по воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (то есть «пойду вперед вас и буду ждать вас в Галилее»). И эта верность Иисуса Христа придаст силы вновь последовать за Ним тем, кто на короткое время отречется от Него по причине своей слепоты и страха. b) На Елеонской горе. Гефсиманское борение (Мк.14,32–42; Мф 26,36–46; Лк 22,39–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Глава 21 Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф.21:1–11 ). Очищение храма, исцеление больных, дети восклицающие и возвращение в Вифанию ( Мф.21:12–17 ). Проклятая смоковница ( Мф.21:18–22 ). Откуда Иоанн ( Мф.21:23–27 ). Притчи: о сынах, посланных в виноградник ( Мф.21:28–32 ), и о делателях винограда ( Мф.21:33–41 ). Камень краеугольный ( Мф.21:42–46 ). Мф.21:1 . И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, «Пришли в Виффагию»: это было селение, вероятно, в самом близком расстоянии от Вифании ( Мк.11:1 ; Лк.19:29 ); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Виффагия значит – дом смокв, и называлась так, вероятно, от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманиею; Виффагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел чрез самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее. Мф.21:2 . сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; «В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Виффагии, и селение, которое было пред ними, была, без сомнения, Вифания. – «Найдете ослицу и молодого осла»: в Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только для войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности и уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в Свою столицу на осле, эмблеме мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 24 Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Своем и кончине мира ( Мф.24:1–43 ). Притча о рабе и господине ( Мф.24:44–51 ). Мф.24:1 . И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. «Шел от храма»: к горе Елеонской (ст. Мф.24:3 ). – «Показать ему здания храма». «Когда Иисус Христос сказал: «се, оставляется дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), и еще прежде сего предвозвестил бесчисленные несчастья, то ученики, услышав сие, с удивлением приступили к Нему, указывая на красоту храма и недоумевая, каким образом будет уничтожена толикая красота, драгоценное вещество и невыразимое разнообразие искусства» (Злат.). – «Здания храма»: не только самый храм, но и пристройки его, притворы, дворы и пр., – что все в совокупности носило название храма (см. прим. к Мф.21:12 ). Мф.24:2 . Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. «Не останется здесь камня на камне»: разрушение этого места будет полное и совершенное, так что и следов этого великолепного храма, со всеми его пристройками, не будет. Так действительно и исполнилось это, лет ок. 36 спустя по произнесении этого пророчества (в 70 г. по Р. Хр.), когда Иерусалим был взят римлянами, храм разрушен и превращен в развалины, а чрез несколько времени (при Траяне) уничтожены и самые следы его. Предводитель римлян Тит желал было, при взятии Иерусалима, сохранить храм, но – воля человеческая не в силах нарушить определение Божие. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских солдат, вопреки приказанию военачальника, бросил пламя чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем. Напрасно Тит дал приказание потушить огонь – оно не было исполнено; солдаты бросились грабить горящее святилище, и ни приказания, ни угрозы, ни удары не могли остановить их; храм был сожжен и разграблен (Флав. Bel. Jud. 6, 4, 5–7). Мф.24:3 . Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 6. Гефсимания Гефсимания – место на склоне Елеонской горы, за потоком Кедрон, протекающим между Иерусалимом и этой горой. Здесь разворачиваются события, которым будет посвящена настоящая глава: Гефсиманское борение и арест Иисуса. Гефсиманским борением в литературе принято называть эпизод, который непосредственно предшествует рассказу об аресте. Этот эпизод содержится только в синоптических Евангелиях, тогда как сам арест описывают все четыре евангелиста. 1. Гефсиманское борение Гора Елеонская неоднократно упоминается в Евангелиях. Приходя в Иерусалим, Иисус проводил ночи на горе Елеонской, а утром возвращался в город ( Ин.8:1 ). Возле нее Он находился в тот момент, когда дал повеление двум ученикам найти ослицу и молодого осла для Его въезда в Иерусалим ( Мф.21:1–3 ; Мк.11:1–3 ; Лк.19:29–31 ), и возле спуска с этой горы народ начал приветствовать его как Царя, грядущего во имя Господне ( Лк.19:37 ). Здесь же находилась Вифания, связанная со многими событиями евангельской истории ( Мф.21:17; 26:6 ; Мк.11:1, 11–12; 14:3 ; Лк.24:50 ; Ин.11:1, 18; 12:1 ). На горе Елеонской Иисус говорил ученикам о признаках Своего второго пришествия и кончины века ( Мф.24:3 ; Мк.13:3–4 ). В последние дни Своей земной жизни Иисус днем учил в храме, а ночи проводил на горе Елеонской ( Лк.21:37 ; Мф.21:17 ; Мк.11:11 ). Сюда же Он отправился после Тайной Вечери. Марк и Матфей описывают этот путь очень просто: И, воспев, пошли на гору Елеонскую( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ). Но Лука выражается несколько иначе: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его ( Лк.22:39 ). У Луки не вся группа движется к горе, а Иисус идет к ней, тогда как ученики лишь следуют за ним. Эта картина больше соответствует тому, что известно о пути из Иерусалима к Кедрону: это была узкая тропинка, которая шла по склону горы и по которой люди могли идти только один за другим. 232 Можно в связи с версией Луки вспомнить, как за несколько дней до этого, когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк.10:32 ). Ученики слышали предсказания Иисуса о Своей смерти и видели, что Он решительно и сознательно движется навстречу ей. Они следовали за ним, но делали это неохотно и со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

24 Июня. Суббота. На горе Елеонской. В четыре часа дня, когда тропическая жара начала спадать, мы отправились на Елеонскую гору. У подъезда нового подворья уже давно стояли шесть троек, запряженных в громадные экипажи в роде русских линеек. На козлах сидели черные, загоревшие от южного солнца, арабы; рядом с ними уселись кавасы Палестинского Общества в своих красивых костюмах. На первую тройку сели Преосвященный с о. Архимандритом и профессорами, в остальных разместились мы. Марко, заведовавший поездкой, дал знак, захлопали бичи и наша кавалькада тронулась в путь, обращая на себя общее внимание, как русских паломников, так и местных жителей, которые останавливались при виде нас и долго провожали наш поезд глазами. От русских построек до Елеонской горы верст 8-мь 33 , дорога идет по загороду, т. е. вне стен города, но по населенной, преимущественно иностранцами, местности. Дорога, как и все шоссейные дороги Иерусалима и его окрестностей, подновленные к приезду Германского Императора, великолепна; по сторонам ее высятся, большей частью, громадные европейские дома, принадлежащие различным консульствам и благотворительно-просветительным заведениям разных национальностей. Марко нанял прекрасных лошадей: они бегут быстро, заволакивая густым слоем пыли встречающихся на нашем пути арабов, восседающих или на громадных верблюдах, или на маленьких осликах, иностранных туристов, красиво гарцующих на горячих арабских лошадях, турчанок, лица которых тщательно закрыты яшмаком. с кувшинами воды на головах, и сидящих по сторонам дороги нищих, жалобные возгласы которых: «э, браа-ат, давай паричку!» несутся вдогонку за нашими экипажами. У подножия Елеонской горы мы вышли из экипажей, чтобы начать осмотр ее исторических памятников. Елеонская гора, куда Спаситель особенно любил уединяться во время своего пребывания в Иерусалиме, вся, так сказать, дышит священными воспоминаниями. Но это еще не значит, что здесь много действительных исторических памятников. По свидетельству ученых археологов, производивших раскопки Иерусалима, город времен Спасителя, подвергавшийся после Его смерти десятки раз разрушениям, находится под землей на глубине более 12 сажен, и потому здесь нет почти ни одного священного места, нет ни одного исторического памятника, подлинность которого не могла бы быть оспариваема.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Иерусалиме Господь идет в Храм, и к нему снова обращаются со своими коварными вопросами вожди духовные – фарисеи и саддукеи, непримиримые между собой враги в борьбе за власть над душами человеческими. Они подходят не вместе, а по группам, сначала одни, потом другие. Если не удастся превзойти Христа в споре, они думают своими многочисленными вопросами привести чувства Его в смятение. Если им до этого не удавалось сломить Господа своей хитростью, то теперь они хотят испугать его своей многочисленностью. Их злоба и ненависть, как ужасная проказа, постоянно распаляет омраченный ум; как прокаженный расчесывает себя, свои струпы, пытаясь в боли от этого найти хоть какое-то утешение от болезненного мучительного зуда, так и они выдумывают все новые и новые вопросы, чтобы подловить своего же Спасителя, спровоцировать Его на неосторожное слово и, уцепившись за это, привлечь или к суду власти светской – римских языческих проконсулов, или к суду духовному – синедриона. Какие радость и наслаждение они ожидают получить, увидев Его страдания и муки, – поистине радость сатанинскую. Но Господь, зная их лукавство, мудро отвечает фарисеям, что нет греха подавать народу богоизбранному п о дать римским захватчикам – «Богу Божие, а кесарю кесарево воздать подобает». Отвечает не веровавшим в воскресение умерших саддукеям, уличив их в сознательном сокрытии слов Священного Писания, знаемого ими наизусть: «Не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”? Бог не есть Бог мертвых, но живых». После этих ответов никто уже не задает Христу лукавых вопросов. Они обличены во лжи и коварстве и позорно уходят. С Христом остаются лишь ученики и слушающие, которые не задают вопросов, а ожидают наставления. Господь, обращаясь к ним, обличает вождей Израилевых: «Горе, горе вам, книжники и фарисеи!» – это выражение крайней печали о жестоковыйных людях. Христу нужна не видимость праведности, а сама праведность; не нужны непомерные обязательства и подвиги, а нужны милость и вера. Сказав это, Он выходит из Храма, к Нему подходят ученики и показывают величественные храмовые строения: как они мощны, велики и красивы. Вместо же похвалы они слышат, что все это будет разрушено. Поднявшись же на Елеонскую гору, ученики наедине, без посторонних, спрашивают о времени разрушения Храма, и Господь говорит страшное слово о признаках приближения этого времени. Войны, голод, эпидемии, землетрясения, лжеучения, ненависть, умножение беззаконий… И как самое главное – охладение любви.

http://pravoslavie.ru/61192.html

Глава 14 1–5. Последнее нападение язычников на Иерусалим, явление Господа и дарование оставшимся после разгрома города чудесного средства спасения. 6–11. Изменение порядка мировой жизни и воцарение Господа над всею землею; значение Иерусалима, как центрального, возвышающего над всею окрестностью пункта. 12–19. Окончательное поражение народов, воевавших против Иерусалима; обращение язычников и наказание коснеющих в неверии. 20–21. Наступление времени всеобщего освящения. Зах.14:1   Вот наступает день Го­с­по­день, и раз­делят награблен­ное у тебя среди тебя. Зах.14:2   И соберу все народы на войну про­тив Иерусалима, и взят будет город, и раз­граблены будут домы, и обесчещены будут жены, и по­ловина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. В гл. XIV, в первых стихах, подробнее развиваются мысли Зах.14:7–9 предыдущей главы. Наступит день для обнаружения могущества и Правосудия Божия и для окончательного испытания оставшейся третьей части иудеев, когда Иерусалим сделается добычею врагов на глазах побежденных распоряжающихся их собственностью. Все народы соберутся на войну против Иерусалима; взятый город будет разграблен, женщины будут обесчещены, и целая половина населения пойдет в плен; однако, истребление не будет всеобщим и окончательным: часть жителей Иерусалима уцелеет. Зах.14:3   Тогда выступит Го­с­по­дь и ополчит­ся про­тив этих народов, как ополчил­ся в день брани. Зах.14:4   И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед­ лицем Иерусалима к востоку; и раз­дво­ит­ся гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и по­ловина горы отойдет к северу, а по­ловина ее – к югу. Зах.14:5   И вы по­бежите в долину гор Мо­их, ибо долина гор будет про­стираться до Асила; и вы по­бежите, как бежали от землетрясе­ния во дни Озии, царя Иудейского; и при­дет Го­с­по­дь Бог мой и все святые с Ним. Тогда Господь, защитник Своего народа, выступит против его врагов и сразится с ними Сам, как Он делал это неоднократно, чудесным образом поражая восстающих на Израиля. Кроме того, жителям Иерусалима будет дана возможность спасения посредством бегства. Господь станет на Горе Елеонской, расположенной на востоке от Иерусалима; гора раздвоится (по Феодориту с. 122 гора разделится на четыре части) по направлению от запада к востоку, так что ищущим спасения, по образовавшейся между двумя половинами горы долине, легко будет убегать от врагов, ратующих против Иерусалима. Асия (Синод.)., или Ацал (Венск.) – селение на востоке от горы Елеонской; но некоторые понимают el» azal и в смысле «близ», «около» (Кир. 206, Иер 170, Keil 649–650, Kohl. Sach. 9–14, Ss. 255–257). – Бегство своею поспешностью будет напоминать известный факт бегства от землетрясения, бывшего в царствование Озии ( Ам.1:1 ; Alliati II, 1094, 2). При этой чудесной защите народа Божия от врагов, Господь явится окруженный ангельскими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXI Мф.21:1–3 .  И когда Он приблизился к Иерусалиму и пришел в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, говоря им: Идите в поселение, которое перед вами, и тотчас найдете привязанную ослицу и осленка около нее; отвяжите их и приведите ко Мне. А если вам кто-нибудь скажет что, то скажите, что Господь имеет нужду в них и скоро отпустит их 450 . Он выходит из Иерихона, выведя оттуда как можно большую толпу народа и, возвратив здравие слепым, приближается к Иерусалиму, осыпаемый многими благожеланиями; подав спасение верующим, Он хочет вступить в город мира и в место созерцания Бога, и в крепость, назначаемую для того, чтобы следить 451 [за неприятелем – arcem speculatorii]. И когда Он приблизился к Иерусалиму и пришел в Виффагию, то есть к «дому челюстей» (это было поселение священников, образец исповедания, и было расположено на горе Масличной, где сосредотачивался свет познания и где был отдых от трудов и скорбей). Он послал двух учеников Своих умозрительного ( θεορητικν) и деятельного ( ργαστικν), то есть «знание» и «действие», чтобы они вступили в поселение, и сказал им: «Идите в поселение, которое перед вами». 452 Действительно, оно было перед апостолами [то есть враждебно им] и не хотело принять ярма учения, «и тотчас найдете, – говорит, – привязанную ослицу и осленка около нее; отвяжите их и приведите ко Мне» 453 Ослица была привязана многими узами грехов. А резвый осленок и не переносящий узды вместе с матерью, согласно Евангелию от Луки ( Лк.19:30 ), имел многих господ как не подчиненный одному заблуждению и учению: и однако многие господа, усвоившие себе непозволительную власть, видя истинного Господа и пришедших от Него рабов, присланных для того, чтобы отвязать его, не осмелились воспротивиться. Что такое эта ослица и этот осленок, мы скажем в дальнейшей речи. Мф.21:4–5 . А было все это так, чтобы исполнилось предсказание пророка, который говорит: Скажите дочери Сиона: Вот Царь твой приближается к тебе кроткий, сидящий на ослице и осленке, родившемся от носившей ярмо. 454

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Беседа 25. Какой признак Твоего Пришествия? Сегодня мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 24-й главы. Темой сегодняшней беседы будут вопросы апостолов, заданные Христу на Елеонской горе: 1) Какой признак Твоего Пришествия? (1–14); 2) Какой признак кончины века? (15–22). Рассмотрим и мы вопрос о гибели Иерусалимского Храма, что и было предсказано Христом во 2-м стихе данной главы. С 15-го по 22-й стих –  тема разрушения Храма, она перекликается с темой гибели мира. Читаем 1-й и 2-й стихи: Мф.24:1–2 . «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». Немного непонятно, почему ученики решились показать Иисусу « здания храма », ведь Господь неоднократно видел и навещал Храм? Отвечая на этот вопрос, Евфимий Зигабен пишет: «Слыша слова Спасителя… они удивлялись, что такой храм опустеет; поэтому и приступили, чтобы указать Ему на чудные здания храма» 379 . Блаженный Иероним пишет, что в аллегорическом смысле: «… это значит, когда Господь вышел из храма, то все здания Закона и совокупность заповедей [его] смешались в таком беспорядке, что ничто не могло быть исполнено иудеями; с отнятием главы все члены начали вражду между собой » 380 . Здесь Иероним настаивает, что Христос был Главою Ветхозаветной Церкви, и с потерей Главы «все здания Закона и совокупность заповедей [его] смешались» . Те, которые когда-либо изучали Талмуд, поражаются наличию в нем огромного количества взаимно противоречивых и взаимно исключающих мнений. Действительно, «совокупность заповедей [его (божественного Закона. – О.С.) ] смешались в таком беспорядке (в талмудической и постталмудической литературе. – О.С.) , что ничто не могло быть исполнено иудеями », и они, иудеи, разделились на разные школы и секты и «начали вражду между собой» . Хотя и делались в истории иудаизма попытки кодифицировать (привести в порядок) Заповеди Божии , уставы и постановления, но, наложившись на разные человеческие предания (истолкования) и противоречивые комментарии, заповеди Пятикнижия в иудаизме превратились в нечто хаотичное и неудобовразумительное. Наиболее популярным кодификатором Торы считается Маймонид, автор четырнадцатитомного труда под общим названием «Мишне Тора», составленный в XII веке. Одна из неудачнейших попыток кодификации Торы – скандально известный труд под названием «Шулхан арух», составленный в XVI веке, с его откровенно расистскими и антихристианскими призывами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010