Закрыть itemscope itemtype="" > Как прп. Сергий Радонежский изменил жизнь советской семьи Рассказ 12.02.2024 190 Время на чтение 12 минут Фото: Баронесса Елена фон Бресенсдорф Поиски по объявлению в Мюнхене репетитора английского языка «желательно с американским произношением» привели автора этих строк к госпоже Шепиловой Елене Васильевне. Она позвонила и кратко представила свою «визитную карточку»: после окончания учебы на философском факультете МГУ более 30 лет жила в США, где с супругом из ФРГ занималась бизнесом и в свободное время «переводила духовную литературу одной из религиозных конфессий». После первого формального знакомства с новым учеником Елена Васильевна в конце пробного занятия вдруг заинтересовалась, «с кем имеет честь» и каково «хобби» автора: Анатолий Холодюк (Далее – А.Х.): Пенсионер. На досуге пробую писать статьи сугубо церковного содержания. Посещаю храмы, музеи, архивы, Государственную библиотеку. Хожу в оперу, гуляю, путешествую… Волонтер, коллекционер. Что еще?.. «Начитался» в интернете о деменции. Вот тренирую и развиваю в свои годы память. Пожалуй, это все… Прошло недели три, и в первые минуты очередного занятия Елена Васильевна неожиданно предстала перед автором совсем другим человеком. Елена Васильевна (далее – Е.В.): Минувшей ночью два раза читала ваше произведение об отце « Филипок из Киево-Печерской лавры ». По-моему, рассказ получился пронзительным. Он вызвал и меня на откровение. Я долго думала и решила…поведать вам одну необычную историю. Она обо мне и о моих родителях. Вы не против?! Вы не спрашивали меня о моем происхождении, потому и не говорила, что имею американский паспорт, я давно сторонница Республиканской партии США, а также … (смеется. – Примеч. автора) крыса по китайскому календарю. А.Х.: …и родились вы в Харбине или на Тайване. Е.В.: Не угадали. Я - русская, родилась в Воронеже. А.Х.: Да я давно понял, что у вас славянские корни вперемешку с чопорными манерами. Простите, я могу воспользоваться диктофоном и записать ваш дальнейший рассказ? (Ученик приходил на занятия с диктофоном, чтобы фиксировать на нем «американское произношение» репетитора родом из России. – Примеч. автора).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благотворящий бедному дает взаймы Господу… Итоговый отчет о сборе средств для лечения инвалида-ополченца Донбасса Олега Тимощука 19.03.2019 643 Время на чтение 3 минуты Наш постоянный автор, доктор экономических наук, профессор Леонид Сергеевич Гребнев предоставил нам итоговый отчет о сборе средств для лечения инвалида-ополченца Донбасса Олега Тимощука. Собранных денег хватит и на оплату основного комплекса лечения, и на дополнительные процедуры, если они понадобятся, и на предметы гигиены на несколько месяцев, и на авиабилеты. 15 марта определился срок начала лечения – 8 апреля. На этот день Кирилл Анатольевич Пшеничный 16 марта уже заказал билет на прямой рейс Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург на удобное место (1 ряд общего салона у прохода). После второй недели поступления пришли еще от 26 человек: Марина Степановна М. Наталья Александровна Б. Валентина Сергеевна Ч. Екатерина Николаевна Т. Аркадий Валентинович Л. Андрей Глебович С. Роман Владимирович А. Галина Борисовна Л. Эдуард Анатольевич Е. Ольга Сергеевна М. Дмитрий Викторович Г. Ольга Сергеевна Ш. Павел Васильевич К. Евгений Александрович З. Леонид Сергеевич Г. Елена Михайловна М. Виктор Григорьевич Л. Алексей Алексеевич К. Владимир Геннадиевич С. Олег Николаевич Х. Ольга Алексеевна С. Елена Александровна Я. Елена Владимировна К. Евгений Константинович А. Виктор Николаевич К. Юрий Евгеньевич К. Александр Петрович Б. В том числе 5 человек повторно: Елена Владимировна К. Елена Михайловна М. Евгений Константинович А. Ольга Сергеевна М. Юрий Евгеньевич К. Тогда в кратчайший срок - всего за неделю! - мы смогли собрать необходимую сумму и даже несколько больше, и вот результат - Олег Тимощук больше не прикован к постели и не зависит от костылей, он передвигается по дому на современной коляске и продумывает стратегию возвращения к полноценной жизни. В сражении с собственной инвалидностью он проявил себя таким же стойким и несгибаемым солдатом, как и на фронте. И он полон решимости победить.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/bl...

После Октябрьской революции храм закрыли, а над семейным захоронением Всеволожских надругались. Гробы вынесли из склепа и оставили в открытом виде. Кощунство продолжалось до тех пор, пока несколько финских девушек из соседней Романовки не захоронили останки на лютеранском кладбище у Румболовской горы. В 1989 году старейший храм Всеволожска был передан православной общине. Освящен 29 августа 1899 года. В октябре 1931 года храм закрыт. Возвращен Церкви в 1989 году, действует с 1990 года. Повторно освящен священническим чином 24 ноября 1991 года. Храм – памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. http://www.vsevreg.ru/city/social/religion/667/ В северной части города Всеволожска живописной грядой протянулись с севера на юг Румболовские высоты. На самой вершине зеленого массива, среди вековых елей и сосен старинного парка, в бывшем имении Всеволожских Рябове, стоит небольшой красно-кирпичный храм. Инициатором строительства стала супруга князя Всеволожского Елена Васильевна, урожденная княгиня Кочубей. Павел Александрович Всеволожский - статский советник, почетный мировой судья и предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда, был одним из устроителей Ириновской железной дороги, скончался в праздник Спаса Неруктворного Образа 16/29 августа 1898 г. В память о супруге было решено построить в родовом поместье храм - усыпальницу. 6 марта 1899 г. Елена Васильевна получила благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на сооружение над могилой мужа каменной церкви. Освящен храм 16/29 августа 1901 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа и был приписан тогда к церкви Преображения Господня в Ириновке. Воздвигнутый храм был просторным, состоял из одного восьмигранного зала вместимостью до 500 молящихся, небольшого алтаря и открытого притвора. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами, имеющими с внутренней стороны ниши, а с наружной изображения высеченных восьмиконечных крестов. Над стенами возвышалась шатровая кровля, придававшая всему облику строения романтический вид. Внутреннее убранство было скромным: иконостас, одноярусный трехчастный, состовлял в длину 9, а в высоту 2,8 метра. Деревянные резные столпы иконостаса соединялись между собой 12 аркадами, в каждой из которых помещались писаные иконы. В нижней части храма помещалась усыпальница Всеволожских (в 1906 г. рядом с мужем была погребена Елена Васильевна), куда из основного церковного зала вела лестница, расположенная возле южной стены храма. Над их могилой под алтарем храма было сооружено белое мраморное надгробие - плита, над которой возвышалось Распятие Спасителя, и горела неугасимая лампада. Пол усыпальницы был выстлан мраморными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02228

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ИОАННОВНА (19.04. 1476, Москва - 24.01.1513, Браслав (ныне в Витебской обл. Белоруссии)), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика , дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог. В великокняжеском летописании помещено 2 сообщения о рождении у вел. кн. Иоанна III дочери по имени Елена: под 18 апр. 1474 г. и под 19 апр. 1476 г. Поскольку в дальнейшем в источниках упоминается лишь одна дочь вел. князя с таким именем, то исследователи полагают, что родившаяся в 1474 г. девочка вскоре умерла и следующая дочь, старший из оставшихся в живых ребенок Иоанна III и Софии Палеолог, была названа тем же именем. В нач. 90-х гг. XV в. на переговорах о мире между Русским гос-вом и Литовским великим княжеством по инициативе литов. стороны был поднят вопрос о скреплении мира между гос-вами свадьбой дочери вел. кн. Иоанна III с Литовским вел. кн. Александром. В качестве невесты была выбрана Е. И. 6 февр. 1494 г. состоялись смотрины и обручение, литов. правителя представлял его посол, староста жмудский Станислав Янович. В связи с тем что вел. кн. Иоанн III потребовал от буд. зятя письменного обязательства не заставлять жену принимать католичество, дело с заключением брака затянулось. Александр Ягеллончик такое обязательство дал, но в документе присутствовали слова: «Коли похочет (Литовская вел. княгиня.- Б. Ф.) своею волею приступити к римскому закону, то ей воля». Вел. кн. Иоанн III отказывался принять такой документ, и лишь после того, как из текста обязательства эти слова были убраны, в янв. 1495 г. Е. И. уехала в Литву. Свое согласие на брак Московский вел. князь сопроводил рядом дополнительных пожеланий. Он хотел, чтобы для Е. И. был поставлен правосл. храм на великокняжеском дворе, а ее служилый двор составляли правосл. люди ее возраста. Иоанн III также желал, чтобы в обряде венчания вместе с лат. епископом участвовал правосл. архиерей или архимандрит, он «благословлял бы княжну по-нашему и молитвы говорил». Утверждение Т. Нарбута о связи между заключением брака и изгнанием в 1495 г. евреев из Литвы источниками не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/189757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в. Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rüdiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей к-рого был гр. Федор Васильевич Ридигер - ген. от кавалерии и ген.-адъютант, выдающийся полководец и гос. деятель, герой Отечественной войны 1812 г. От брака Федора Ивановича с Дарьей Федоровной Ержемской родились 7 детей, в т. ч. прапрадед А. Георгий (7 окт. 1811 - 1848). Второй сын от брака Георгия Федоровича Ридигера и Маргариты Федоровны Гамбургер - Александр (4 февр. 1842 - 1877) - женился на Евгении Германовне Гизетти. Их второй сын Александр (26 июля 1870 - 3 июля 1929) - дед А.- имел большую семью, к-рую в тяжелое революционное время сумел вывезти в Эстонию из охваченного беспорядками Петрограда. Отец А., Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 - 9 апр. 1964), был последним, четвертым, ребенком в браке Александра Александровича и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 - 17 марта 1956); старшими детьми были Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 окт. 1897, замужем за Ф. А. Гизетти) и Александр (род. 4 февр. 1900). Братья Ридигер учились в привилегированном столичном учебном заведении - имп. Уч-ще правоведения - перворазрядном закрытом учреждении, воспитанниками к-рого могли быть только дети потомственных дворян. Семилетнее обучение включало в себя классы, соответствовавшие гимназическому образованию, затем специальное юридическое образование.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Первая и весьма важная для Западнорусской Церкви перемена вследствие войны московского государя Ивана III с литовским Александром произошла в положении королевы Елены. Уже в то время, пока продолжалась эта война, счастливая для России, Александр начал оказывать своей супруге более внимания, нежели прежде: в 1501 г. он пожаловал ей, как мы видели, несколько своих имений, чего прежде она напрасно у него просила, и, несмотря на неоднократные настояния со стороны папы, не соглашался удалить ее от себя. Вслед за тем он подарил ей еще собственное, хотя и небольшое, село Тростенец близ Минска, которое Елена тогда же (17 генваря 1502 г.) записала на минский Вознесенский монастырь, и Александр подтвердил эту запись своею грамотою (10 марта 1502 г.). Потому в следующем году, пред заключением перемирия между Москвою и Литвою Елена не без основания писала к отцу и говорила ему чрез своего канцлера Сапегу, что муж ее любит и жалует и дает ей волю держаться греческого закона и обычаев, и выражала уверенность, что, пока Александр жив, она не ожидает себе никакого принуждения в вере. По заключении перемирия (1503) Александр сделал своей супруге еще более значительный подарок: записал за нею в пожизненное владение город, или замок, Могилев со всею его областию и крестьянами. А чтобы освободить себя от укоров латинского духовенства и собственной совести, Александр просил нового папу Юлия II разрешить его от тяжких обязательств, наложенных на него прежним папою Александром VI по отношению к Елене, объясняя, что ни принуждать ее к римскому закону, ни удалить ее от себя за ее непреклонность в греческом законе не может, потому что в таком случае отец ее, московский великий князь, наверно вновь поднимет войну на Литовское государство и причинит ему много зла. И новый папа принял просьбу короля, дозволил ему (22 августа 1505 г.) терпеть Елену, несмотря на ее упорство в своем законе, жить с нею как с супругою и не принуждать ее к латинству, по крайней мере, пока не скончается ее отец, уже дряхлый, или не представится к тому другого удобного случая, прибавив, однако ж: «Если только Елена будет содержать декреты Флорентийского Собора, не будет презирать обрядов латинских и никого не станет приводить к своей русской секте». Московский государь Иван Васильевич скончался через два месяца (28 октября), но сын и преемник его, Василий Иванович, посылая послов своих с известием об этом и о своем вступлении на престол к королю Александру, прежде всего требовал, чтобы он в силу постановленного договора не принуждал своей жены, а его сестры королевы Елены к римскому закону, и Александр остался верен этому договору до самой своей смерти, последовавшей в конце ноября 1506 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 7 В тёплой звёздной ночи с тихими, но вдохновлёнными погожцами и жителями ближайших деревень, Елена совершила крестный ход вокруг церкви, слушала дыхание людей, смотрела на звёзды, угадывала поблизости сосредоточенных и торжественно строгих мать и отца и всё улыбалась. Сердце ожидало чего-то большого, поворотного и непременно осчастливливающего навечно. Впереди хода, который возглавлялся священнослужителями и всеми Охотниковыми, нарастало пение: — Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!.. — И пока ещё робко и негромко шло от человека к человеку: — Христос воскресе! Воистину воскресе! — И голоса людей свивались со звоном колокола. Огненное, сверкающее хоругвями кольцо обвило церковь. Елена ощутила на губах сначала показавшийся ей сладковатым привкус слёз. — Христос воскресе, — шептала она, и словно бы только ей одной отвечали из темноты: — Воистину воскресе! Под ногами шуршала прошлогодняя трава и листва — Елена слушала и эту музыку жизни. Потом посветлело. Раздвинулось небо. Стали гаснуть звёзды, — с востока шёл новый день, он обещал больше весеннего тепла и света. После заутрени все Охотниковы вместе сошли с паперти и неспешно направились домой. Они часто останавливались и христосовались со встречными. Перед воротами дома Михаил Григорьевич остановился — задержались и все домочадцы. Накладывали крестные знамения, кланялись дому — так издавна было заведено у Охотниковых в Пасху и Рождество. И другие люди, проходя мимо, не могли удержаться — крестились и кланялись на их дом. И в самом деле было трудно удержаться — походил он на иконостас, богатый, любовно убранный: и ворота с калиткой, и наличники со ставнями, и фасад кровли с «гребешком» на верху, и палисадник, и даже завалинка были украшены искусной деревянной резьбой, покрытой белилами и красной охрой. Резьба была делом рук Григория Васильевича. Он — несомненно гордясь — как-то сказал во хмелю, когда его резьбу похвалили:

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Овруч. Васильевский женский монастырь. Собор Василия Великого. Приезд Государя Императора Николая II в Овруч на открытие после реставрации российским архитектором А.В. Щусевым Свято-Васильевской церкви. День освящения храма, 3 сентября 1911 г. Елена Григорьева 3 сентября 1911 Развалины церкви просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Графика, 1842 год Елена Григорьева 1 июня 1842 Карта и ближайшие объекты ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, около 1190, 1909 гг., И МОНАСТЫРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, 1907—1909 гг. (ул. Пролетарская, 2).      Васильевская златоверхая церковь — дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславича (в крещении Василия). Сооружена на месте деревянной, возведенной по преданию еще князем Владимиром в 997 г. Церковь, видимо, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславича. Неоднократно подвергалась разрушениям, после чего отстраивалась. Окончательно разрушена в 1321 г. во время осады города литовским князем Гедимином в отместку за упорную оборону горожанами Овруча. В XVI в. среди руин была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая деревянная церковь, выстроенная на том же месте, в 1734 г. разобрана по ветхости. После обрушения сводов в 1842 г. от Рюрикова храма остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой. На апсидах и в откосах окон сохранилась первоначальная штукатурка. В 1876 г. у северной стены построена Васильевская часовня, разобранная в начале 1900-х годов.      Нынешнее сооружение — результат реставрации 1907—1909 гг., выполненной по проекту архит. А. В. Щусева на основании исследований П. П. Покрышкина (исполнители работ — архитекторы А. А. Веснин и В. Н. Максимов). В 1910 г. А. В. Щусеву было присвоено звание акад. архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII в., т.

http://sobory.ru/article/?object=16547

Александра Ильинична родилась 30 ноября 1795 года в семье графа Ильи Андреевича Толстого (1757 – 1820) и его супруги Пелагеи Николаевны (1742 – 1838), урожденной княжны Горчаковой. Алина, как звали ее в семье, была старшей из детей. У супругов Толстых был еще сын Николай Ильич (1794 – 1837) и дочь Пелагея Ильинична (1797 – 1875). Все члены семьи нежно и преданно любили друг друга. Алина получила прекрасное домашнее воспитание, к пятнадцати годам великолепно играла на арфе, любила читать, особенно увлекалась французской поэзией. По словам княгини Елены Васильевны Горчаковой, Алина была «красивая, обходительная, нежная, разумная, добрая и богатая девица». 1 Голубоглазая грациозная красавица Алина блистала на столичных балах и не раз была царицей бала. В восемнадцать лет графиня Алина Толстая сделала, как тогда говорили в свете, «блестящую партию», выйдя замуж за графа Карла (Карла Густава) Ивановича Остен-Сакен. Его отец, Иван Иванович Остен-Сакен (1727 – 1789), генерал-поручик, дипломат, происходил из древнего дворянского рода Остен-Сакен, известного в Курляндии с XVI-ro века. Он был саксонско-польским посланником в Стокгольме, затем с 1763 по 1768 год - посланником Саксонии в России. Мать Карла – Елена Васильевна Горчакова, урожденная баронесса фон Ферзен. Граф Карл Иванович (1787 – 1855), капитан артиллерии, участник войн с Наполеоном, выйдя в отставку в 26 лет в чине подполковника, решил жениться и сделал предложение Алине Толстой, которое было с радостью принято. Венчание Карла и Алины состоялось 14 февраля 1813 года в церкви Всех Скорбящих Петербурга, что за Литейным мостом. На свадьбе присутствовали многочисленные родственники – графы Толстые и князья Горчаковы. Родственники предрекали молодой чете счастливое будущее, для которого были все предпосылки. Княгиня Елена Васильевна Горчакова, свекровь Алины, писала накануне свадьбы её старшего сына Карла: «Мой Шарль (так она его называла на французский манер) в один прекрасный день станет счастливым. Я в этом уверена, так как у суженой всё при ней». Вскоре после свадьбы молодые уехали жить в богатое остзейское имение мужа (Прибалтика) 2 .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

В Подмосковье прихожане и духовенство простились с погибшим священником 2 августа, 2013. Новостная служба После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. 2 августа. ПРАВМИР. 31 июля в селе Успенское Домодедовского района Московской области прошло прощание с трагически погибшими в автокатастрофе настоятелем Успенского храма протоиереем Игорем Кузьминым и членами его семьи. Об этом сообщается на сайте Московской епархии . По благословению Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, заупокойные службы возглавил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев. Ему сослужили священники района, близко знавшие и любившие и отца Игоря, и его семью. С ними вместе молились прихожане Успенского храма и все те, кто был знаком с усопшими. Храм не смог вместить всех, кто захотел придти проститься Торжественно и трогательно пели хоры Успенского храма и сводный хор Домодедовского благочиния под управлением священника Сергия Голева, регента хора Московской епархии и настоятеля храма Воскресения словущего села Колычева. Во время чина отпевания отец Александр сказал слово о жизни и служении почившего настоятеля. Он зачитал телеграмму Владыки Ювеналия со словами соболезнования и молитвенной поддержки родным. После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. Отец Игорь пришел к Богу уже в зрелом возрасте. Тогда, в начале 90-х годов ХХ столетия, когда разрушенные храмы вновь возвращались верующим, был необычайный духовный подъем, и многие люди самых разных слоев общества с горячим сердцем шли в Церковь, чтобы послужить Господу. Среди них был и будущий отец Игорь. Духовной колыбелью для него стал Знаменский храм села Кузьминское Домодедовского района, где настоятелем в то время был священник Александр Васильев, ныне протоиерей и благочинный Домодедовского округа. Именно он разглядел в этом молодом тогда человеке будущего пастыря и рекомендовал его для священнического служения.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-prixozhan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010