Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Удовольствие, наслаждение (Pleasure) Удовольствие выражается в чувстве радости, восхищения и удовлетворения. В более широком смысле это понятие распространяется также на вещи, вызывающие такое чувство – на так называемые жизненные удовольствия. Для классификации образов удовольствия в Библии нам необходимо задаться вопросом, какие стороны жизненного опыта приносят радость и удовлетворение персонажам и авторам Библии. Хотя образы удовольствия присутствуют во всей Библии, приятные ощущения описываются прежде всего в поэтических книгах. Библия привносит дополнительную сложность в общую картину, проводя различие между добродетельными удовольствиями и дурными, между истинными и ложными. Кроме того, необходимо различать человеческие удовольствия и Божьи. Человеческие удовольствия . Что же в Библии приносит удовольствие персонажам (и авторам)? Одна из основных категорий – красота. Источником удовольствий служит, например, красота природы, как об этом свидетельствуют, в частности, пять псалмов о природе в Псалтири ( Пс.8; 18; 28; 103; 148 ). Рассказ о дожде и о последующем богатом урожае в конце Пс.64 ( Пс.64:10–14 ) настолько выразителен, что сам автор как будто бы сопереживает и радуется вместе с растениями погоде и их росту. В Пс.146–147 поэт перечисляет красоты и богатства природы – звезды, дождь и траву, отборную пшеницу и сезонные изменения, выражая тем самым свое восхищение. Художественная красота тоже доставляет удовольствие персонажам и авторам Библии. Эстетическая красота храма побуждает псалмопевца воскликнуть: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс.83:2 ). «Сладкозвучные гусли с псалтирью» приносят наслаждение ( Пс.80:3 ). Источником удовольствия может быть и литература: автор Екклесиаста, делясь с нами своими литературными замыслами, заявляет, что он «старался приискивать изящные изречения» ( Ек.12:10 ). Еще одно удовольствие в глазах авторов Библии – семейная жизнь. «Блажен» родитель, наполнивший детьми свой «колчан» ( Пс.126:5 ). Благословляется человек, чья жена, «как плодовитая лоза» в доме, и чьи дети, «как масличные ветви» за столом ( Пс.127:3–4 ). Внуки – тоже источник удовольствия, согласно пожеланию псалмопевца увидеть «сыновей у сыновей твоих» ( Пс.127:6 ). Особое удовольствие родителям доставляют мудрые дети ( Притч.10:1; 15:20; 23:24–25; 27:11; 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Сладость (Sweet) В Ветхом Завете о сладости – в прямом и переносном смысле – говорится чаще, чем в Новом. В буквальном смысле это определенное ощущение, связываемое со вкусом меда или сахара; в переносном значении это обычно приятный опыт. Фактически, слову сладкий параллельно слово приятный. Сладкий чаще используется для обозначения аромата (пример столь знакомой синестезии, что ее значение прочти прозрачно), чем вкуса. Обычно прилагательное сладкий сопутствует слову аромат или благоухание, и употребляется по отношению к запаху жертвы всесожжения, от времен Ноя до блужданий в пустыне и дней идолопоклонства перед вавилонским пленом. Покинув ковчег, Ной построил жертвенник «и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт.8:20–21 ). По поводу священства Аарона мы читаем: «И сожги всего овна на жертвеннике. Это – всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу» ( Исх.29:18 ). «Каждое утро [Аарон]... будет курить им» ( Исх.30:7 ). Каким сладким бы ни был запах жертвы всесожжения, Бога всегда больше интересовало состояние сердца и жизни человека: «Вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» ( Иер.6:19–20 ). В некоторых местах отмечено, что сладкий запах превращается в горький в результате неразумного поведения или греха: «Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростию и честию» ( Ек.10:1 ). «За то, что дочери Сиона надменны», они лишатся здоровья и своих украшений, и «будет вместо благовония зловоние» ( Ис.3:16–24 ). Слово сладкий используется в Библии также для обозначения свежей и пригодной для питья воды ( Исх.15:25 ; Иак.3:11 ). Сладкими могут быть также ароматы и благовония, используемые для погребения ( Мк.16:1 ; Ин.12:3 ), косметика ( Есф.2:12 ; Ис.3:23 ) и елей для помазания ( Исх.30:23–25 ; Пс.44:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Роль Православной Церкви в формировании гражданского самосознания на современном историческом этапе Российской государственности 15.12.2001 411 Время на чтение 10 минут Доклад на международной научной конференции " Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства " 10-11 декабря 2001г. За прошедший ХХ век Россия дважды пережила радикальный разлом государственного устройства и общественного бытия: от сословного общества Российской империи к ?социалистическому обществу? Советского Союза, завершив век в новых границах Российской Федерации, с революционным изменением политического устройства и экономических отношений. ?Время разбрасывать камни и время собирать камни? (Ек. 3, 3, 5) - в последнее десятилетие часто вспоминалось это изречение из книги Екклесиаста. Но разбрасывать камни многовекового общественно-государственного здания легче и быстрее, чем созидать новое здание. Архитектурного проекта, который возникает в разгоряченном воображении современных политтехнологов, оказывается недостаточно, чтобы построить что-либо достойное и основательное. Сегодня предлагается модель гражданского общества, созван ?гражданский форум?, который призван осуществлять обратную связь между демократически избираемой государственной властью и обществом, эту власть избравшим. Но при этом упускается из виду существенный момент: в сознании российского населения трансформировалось или стерлось фундаментальное понятие гражданственности, которое очевидно и безусловно имеет глубокие исторические корни. Если бы сейчас провести социологический опрос - ?что такое гражданин России?, думается, для значительного большинства это означало бы лишь страну проживания. Без гражданского самосознания нет смысла говорить о ?гражданском обществе?, но вряд ли сегодня возможна реальная самоорганизация публичной жизни. (Простые примеры: некогда активно влияющие на школьную жизнь родительские комитеты практически прекратили свою деятельность; методические объединения учителей никак не воздействуют на проекты реформирования образования, на введение в школьные программы сомнительных по своей научности предметов (типа ?валеологии?), создание общественных советов на TV, обычных в европейских странах, у нас превратилось в неразрешимую проблему).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/1...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Благоденствие, благополучие, преуспевание, процветание (Prosperity) Благоденствие тесно связано с изобилием, но тогда как в первом понятии выражается мысль о величайшей степени материального или духовного благословения, независимо от того, получено ли оно благодаря человеческим усилиям или Божьей благодати, благоденствие – это успех, приходящий к тем, кто активно добивается его. Благоденствие – это состояние людей, получивших «доброе вознаграждение в труде их» ( Ек.4:9 ). Помолившись, чтобы девушка, пришедшая к колодцу, стала невестой Исаака, слуга Авраама смотрел на Ревекку, «желая уразуметь, благословил ли Господь путь его или нет» ( Быт.24:21 ). В этом случае показано сочетание Божьих и человеческих усилий, приводящих к преуспеванию. Аналогичный смысл имеет замечание автора, что «Господь в руках его [Иосифа] дает успех» ( Быт.39:3 ; см. 2Цар.8:6 , где таким же образом объясняется военный успех Давида). Самое известное в Библии высказывание о благоденствии содержится в Пс.1:3 , где слова, что благочестивый человек преуспевает «во всем, что он ни делает», следуют за описанием хорошо орошаемого дерева, приносящего плод в свое время, и благоденствие тем самым определяется в категориях процесса, ведущего к исполнению цели, для которой человек создан. Ветхозаветные образы благоденствия . Как выглядит благоденствие в ветхозаветном воображении? Оно понимается прежде всего в категориях плодотворной работы, обеспечивающей поддержание физической жизни. Израиль был аграрной страной, поэтому библейское благоденствие в значительной степени связывается с сельским хозяйством. Молитва царя в Пс.143:12–15 служит хорошим примером выражения идеала: сильные сыновья, красивые дочери, полные житницы и многочисленные стада. В Пс.147:1–3 к этому добавляется образ мира в национальных пределах и богатого урожая. Столь же выразителен образ, в котором люди приглашают друг друга «под виноград и под смоковницу» ( Зах.3:10 ). В условиях малоприбыльной экономики это выглядит хоть и скромным, но все же благоденствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Глупость, безрассудство (Folly) Глупость в Библии противопоставляется мудрости, а глупец – мудрецу. Современная культура не дает яркого представления о сущности глупости, но в глазах древних она была живой реальностью, не только имеющей совершенно ясный смысл, но и связанной с определенными образами. Классический текст – Книга Притчей, которую дополняют несколько стихов Екклесиаста. В глупости находит выражение одна из частей двойного образа, в котором прямой ее противоположностью выступает мудрость. Глупцы и глупость как отрицательные образы . В Книге Притчей нарисован разносторонний портрет архетипичного глупца. Глупцы обычно бывают гневными, самонадеянными и эгоистичными. Они легко раздражаются ( Притч.14:17, 29; 29:11 ). Они как будто бы получают удовольствие от ссор и драк ( Притч.20:3 ). Они полагаются на собственный запас знаний и отказываются слушать советы кого бы то ни было ( Притч.12:15; 28:26 ). Глупцы выглядят «мудрецами в глазах своих» ( Притч.26:5 ) и отвергают даже наставления родителей, считая ниже своего достоинства прислушиваться к ним ( Притч.15:5 ). Глупцы не в состоянии контролировать свои эмоции и действия ( Притч.12:23 ); им недостает сдержанности во многих сторонах жизни, но особенно это относится к несдержанности на язык ( Притч.10:14; 17:28; 18:13 ). С глупцом и глупостью связываются и другие образы. В Притч.14:24 говорится, что «глупость невежд глупость и есть». Кроме того, глупец слеп. «У мудрого глаза его – в голове его», что позволяет ему здраво мыслить и легко преодолевать жизненные препятствия. Глупый же живет во тьме, сталкиваясь со всякого рода проблемами и трудностями ( Ек.2:12–17 ; Иер.5:21 ). Наиболее часто повторяющийся образ, связанный с глупостью, выражается в мысли о ее саморазрушительном характере: она вводит глупца в «заблуждение» ( Притч.14:8 ), ученость глупых – сама по себе глупость ( Притч.16:22 ), она «разрушает» дом ( Притч.14:1 ), она «извращает путь» ( Притч.19:3 ) и обладает такой силой, что даже «небольшая глупость» перевешивает всю «мудрость и честь» человека ( Ек.10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Тление (Decay) Библейский образ тления носит обычно мрачную окраску и связывается со Смертью, судом и внушающим ужас представлением о постепенном превращении в ничто. В этом образе самом по себе мало радости или надежды. Лишь при резком противопоставлении ему образов жизни, торжествующей над смертью, он перестает быть символом неизбежного конца. В образе тления, в лучшем случае, выражается понятие о смертности. Именно в этом заключается смысл Божьих слов, обращенных к Адаму: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Ту же мысль высказал Иов в обращенном к Богу вопросе: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» ( Иов.10:9 ). В этих случаях образ возвращения в прах служит ярким напоминанием скоротечного и преходящего характера человеческой жизни. Пророк Аввакум тоже признает бренность жизни: перед лицом гнева и силы Бога боль от распада его дрожащего тела началась с самих костей ( Авв.3:16 ). Самая впечатляющая в Библии картина человеческого упадка показана в подробном метафорическом рассказе о физиологических симптомах старения в конце Книги Екклесиаста. В этом отрывке, открывающемся настоятельным призывом «помнить Создателя твоего в дни юности твоей», рисуется картина ослабления зрения, слуха, легкости в ходьбе, потери аппетита, свободы речи и нормального сна ( Ек.12:1–5 ). После гнетущего описания физического упадка смерть изображается как окончательное прекращение всего ( Ек.12:6–7 ). Все люди смертны, однако в образе тления после смерти подразумевается наказание непокорных Богу. Псалмопевец заявил: «Ты, Боже, низведешь их в ров погибели» ( Пс.54:24 ). Здесь показан образ могилы, в которой разлагаются тела нечестивых. Со своей стороны, автор Книги Притчей пишет: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» ( Притч.10:7 ). В этом образе выражается мысль о полном уничтожении грешника. Смерть – лишь начало Божьего суда; последующее тление обеспечивает уничтожение любых следов нечестивцев. Тление как образ суда делает жизнь нечестивцев бессмысленной, как будто они никогда не существовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Елей, масло (Oil) О елее, или масле, в Библии упоминается около двухсот раз. Эти упоминания располагаются на двух полюсах ряда: одни относятся к употреблению масла в повседневной жизни, а другие – к его использованию в особых или даже священных случаях. В библейские времена масло получали из разных источников – животных, растительных и минеральных. Во Втор.32:13 и Иова 29:6 есть поэтический образ елея, который источается из скалы как символ плодородия и процветания. В некоторых иудейских преданиях дерево жизни в Едеме считалось масличным деревом, символизирующим значение масла в повседневной жизни. Масло было одним из основных продуктов в обетованной земле ( 4Цар.18:32 ; Иер.40:10 ). Оно употреблялось для множества целей: как составная часть пищи ( 3Цар.17:12 ), как косметическое средство ( Ек.9:7–8 ), как горючее для светильников ( Исх.25:6 ), как лекарство ( Ис.1:6 ). Масло было также важным экспортным товаром ( 3Цар.5:11 ). Кроме того, елей использовался в жертвоприношениях и при помазании для введения в должность. Самым распространенным источником масла были маслины. Их сбивали с деревьев шестами ( Ис.17:6 ), а затем превращали в мягкую массу. Когда эту массу помещали в плетеные корзины, из них вытекало самое чистое масло самого высокого качества, называвшееся «выбитым елеем», о котором не раз упоминается в Библии ( Исх.27:20; 29:40 ; Лев.24:2 ; Чис.28:5 ; 3Цар.5:11 ). После извлечения самого чистого масла более низкосортное масло получали выдавливанием и нагреванием массы. Масло в повседневной жизни . Наряду с другими продуктами, такими как зерно и вино, масло считалось выражением самой сути жизни, знаком благословления и милости Бога, которые можно было утратить в результате непослушания ( Втор.11:13–17 ). Оно употреблялось в пищу, а также при выпечке хлеба и жарке. Вкус манны напоминал лепешки с елеем ( Чис.11:8 ). В некоторых случаях помазание елеем носило вполне обыденный характер. В климате, в котором сухость кожи вызывала проблемы, особенно для путников, помазание елеем освежало и восстанавливало силы ( Пс.22:5 , где в буквальном смысле имеется в виду лечебное масло, которым смазывали пораненную овцу в загоне в конце дня). В других местах помазание елеем служит образом веселого и праздничного настроения ( Пс.103:15 ; Ек.9:8 ). Есть также намеки на помазание елеем как на честь, которую оказывают гостю ( Лк.7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Губы, уста (Lips) Этой небольшой, но активной части человеческого тела в Писании посвящается значительное число упоминаний и образов, в большинстве своем связанных с расположением сердца, производящего слова, которые произносятся устами. В Библии человеческие уста часто изображаются самостоятельной, разумной, нравственной силой. Еврейская литература изобилует синекдохами, то есть стилистическими оборотами, в которых часть чего-то выступает как целое. О не заслуживающем доверия человеке говорят, что у него «уста лживые» ( Пс.30:19; 119:2 ; Притч.10:18 ). В таком же самостоятельном качестве предстают уста льстивые, обманчивые, ненавидящие беззаконие, дающие наставление, знающие благоприятное, прибавляющие к учению и так далее (примеры см. в основном в псалмах и притчах). О правдивых устах говорится даже, что они «вечно пребывают», как и человеческая душа ( Притч.12:19 ). Уста порой становятся настолько самостоятельными, что человек, которому они принадлежат, оказывается не в ладах с ними. Елифаз сказал Иову, что против него свидетельствуют собственные уста ( Иов.15:6 ). Псалмопевец говорит об исполнении обетов, которые произнесли его уста, когда он находился в скорби, как будто обещания, которые он должен выполнить, давал за него кто-то другой ( Пс.65:14 ). «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» ( Притч.13:3 ). Здесь имеется в виду, что уста могут быть ценным или опасным узником, за которым надо следить. Уста глупого, то есть за которыми не следят, «идут в ссору», становясь врагом человека ( Притч.18:6 ). В самом крайнем и почти невообразимом случае «уста глупого губят его же» ( Ек.10:12 ). Уста часто изображаются отверстием, через которое выходят слова. Иов чувствует себя до такой степени «полным речами», что утроба кажется ему новыми мехами с готовым прорваться неоткрытым вином, и, чтобы дать себе облегчение, ему надо открывать уста и давать выход словам ( Иов.32:18–20 ). Давид просит Бога отверзнуть его уста для вознесения хвалы и исповедания в грехе, затворившем их ( Пс.50:17 ). Он радуется, что «не возбранял устам» прославлять Бога ( Пс.39:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Левая сторона, левша (Left, left-handed) Во многих языках понятия, связанные с левой стороной и левой рукой, играют отчетливо выраженную отрицательную роль. Английское слово sinister («зловещий») происходит от латинского термина, означающего «на левой стороне». Вместе с тем, «левый» и «правый» могут быть вполне нейтральными определениями. В Библии мы видим как нейтральное, так и отрицательное значение. При указании направления левая сторона означала север, поскольку север находится слева от востока ( Быт.14:15 ; Нав.19:27 ). Авраам предоставил Лоту право выбора – пойти направо или налево, – не отдавая предпочтения тому или другому направлению ( Быт.13:9 ). В большинстве случаев имеется в виду не ценность или предпочтительность, а просто конкретное определение (напр., Лев.14:15, 26 ; Суд.3:21; 16:29 ; 1Пар.6:39, 44; 12:2 ; Неем.8:4 ; Иов.23:9 ; Дан.12:7 ; Мк.10:37 ; Лк.23:33 ). Человек должен ходить прямо, не уклоняясь ни направо, ни налево ( Втор.5:32 ). «Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава» ( Притч.3:16 ; ср. Песн.2:6; 8:3 ). Павел пишет об оружии правды для защиты своего служения в правой и левой руке ( 2Кор.6:7 ). Но в нескольких случаях в образе левой стороны подразумевается явно негативный смысл. Когда Иаков простер руки для благословения Ефрема и Манассии, он умышленно скрестил руки, положив левую на голову Манассии, то есть первенца ( Быт.48:13–14 ). Иосиф выразил недовольство, поскольку благословить старшего надо было возложением правой руки. В одном из ясных заявлений показано, что мудрость склоняется к правой стороне, а глупость (см. ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО ) к левой ( Ек.10:2 ). Отрицательный смысл левой стороны явствует также из нарисованной Иисусом сцены суда, когда Царь отделяет овец от козлов: козлы, которым уготован вечный огонь, поставлены по левую сторону ( Мф.25:33, 41–46 ). Вывод о предпочтении Иисусом правой руки как той, которой привычнее подавать милостыню, можно сделать и из Его слов ученикам: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф.6:3 ), – хотя в этом, возможно, выражается мысль о равноценности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010