Чебоксары. Троицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Чебоксарский монастырь. Действующий, мужской. Основан в 1566 г. как один из первых миссионерских центров Среднего Поволжья. Сыграл огромную роль в просвещении чуваш светом Христовым. Из нескольких монастырей в черте Чебоксар, действовавших до 18 века (известны Никольский, Благовещенский, Сретенский), он – единственный уцелевший после екатерининской реформы 1764 года. Тогда, при учреждении штатов, его причислили к 3 классу, что было своеобразным признанием его духовного значения. Ведь во всей огромной Казанской епархии, включавшей значительную часть Поволжья, в том числе территорию современной Чувашии, лишь 11 монастырей остались тогда «в штате». Из упразднённого Никольского монастыря в Троицкий была перенесена великая местная святыня – резная икона-скульптура Николая Чудотворца. По преданию, в древние времена она сама приплыла в Чебоксары по Волге. Почитание этого образа было распространено не только среди православных, но и среди язычников. Даже не крестившиеся чуваши и марийцы из многих окрестных мест приходили «судиться к Николаю Угоднику» - считалось, что перед этой иконой невозможно сказать неправду и при этом не упасть замертво. В 18 – начале 20 вв. икона находилась в отдельной часовне возле врат Троицкого монастыря, ныне она пребывает в Толгской церкви этой обители. Вторая главная святыня, находящаяся в той же церкви – древний чудотворный список Иверской иконы Божией Матери. Перед ним регулярно совершаются молебны с акафистом. Существующий архитектурный ансамбль обители сложился в 17-19 вв. Он включает в себя большой Троицкий храм, церковь Толгской иконы Божией Матери и малую церковь св. великомученика Феодора Стратилата, а также живописные стены и башни, имеющие скорее декоративное, чем оборонительное значение. Над восточной стеной восстановлена разрушенная в советское время колокольня. Благодаря своему местоположению в самом центре Чебоксар, на берегу Волги, монастырь, несмотря на небольшие размеры, стал по сути одной из архитектурных доминант города, его своеобразным «кремлём». Богослужения в обители проводятся ежедневно утром и вечером. Монастырь не рассчитан на приём большого количества паломников, однако может разместить на ночлег нескольких богомольцев, разумеется, по благословению наместника или благочинного.

http://sobory.ru/article/?object=04978

Москва. Церковь Спаса Всемилостивого, что в Чигасах. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменный монастырский Спасский храм заложен в 1483 г. Обитель сгорела в 1547 г., но была возобновлена. В 1625 г. церковь упоминается уже как приходская. В 1641 г. пристроен придел мч. Екатерины, а в 1647 г. - возведена колокольня. В нач. XVIII в. была выстроена вновь главная церковь, восьмерик на четверике. Новый теплый Екатерининский храм со вторым престолом в трапезной во имя Кирика и Иулитты (известным с 1722) построен в 1733 г., возможно с использованием частей прежнего придела. Примыкал к главной церкви с севера и был практически одного с ней размера. Колокольня того же 1733 г. Спасская церковь закрыта в кон. 1920-х гг., вскоре сломана. http://vsemmirom.com/hrams/ В 1929 г. церковь Спаса Всемилостивого в Чигасах закрыли, а спустя некоторое время разрушили. В 1938 г. на этом месте был построен кирпичный жилой дом. Спаса Всемилостивого в Чигасах церковь (уничтожена) В местности между 3-м и 5-м Котельническими переулками в XV–XVI веках находился мужской Спасский монастырь, игумен которого по прозвищу Чигас построил в обители первый каменный храм. Монастырь сгорел в пожаре 1547 г., причем летопись упоминает о гибели «подписи чудной Дионисия иконописца», то есть фресковой росписи храма XV столетия. Позже монастырь был восстановлен. В документах 1625 г. Спасская церковь в Чигасах упоминается как приходская. В 1641 гг. построили Екатерининский придел, а в 1647 г. к нему пристроили каменную колокольню. В начале XVIII в. церковь и колокольню разобрали, и на их месте выстроили новые. С 1722 г. известен придел мучеников Кирика и Иулитты. В 1733 г. построили придел великомученицы Екатерины, в иконостасе которого вплоть до закрытия храма находилась икона святой Екатерины 1732 г. Облик храма, сложившийся в первой трети XVIII века, не изменялся впоть до сноса церкви. В главном иконостасе все иконы, кроме помещенных на дверях и на Царских вратах, были современны постройке храма – первой трети XVIII в. или XVII в. Историки особо отмечали редкую по композиции икону с изображением крестного хода 1 августа, а также иконы «Явление Божией Матери преподобному Сергию» 1671 г., святителя Николая XVII в. и пророка Илии начала XVIII в. Все иконы иконостаса Екатерининского придела были написаны в 1733–1736 гг. В алтаре придела мучеников Кирика и Иулитты находилась икона святителя Николая XVII в. В иконостасе этого придела помещались храмовый образ мучеников Кирика и Иулитты XVII в. и Тихвинская икона Божией Матери, на ризе которой была надпись, что сей образ писал в 1712 г. монах Корнилий Уланов. Храм славился своими потирами начала XIX в. черного серебра со стразами, дарохранительницей в виде Сионской горницы с литым изображением Христа и апостолов, напрестольным крестом 1814 г., шитыми золотом хоругвями XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=37874

Е Евейский Успенский монастырь Минской Епархии заштатный, приписной к Виленскому Святодухову, мужской. Находится при местечке Евесе и озере, построен Князем Богданом Матфеевичем Огинским, бывшим Подкоморием Дерсунским и Кормяловским старостой, и супругой его Госпожой Региной Львовичевой Огинской. Они в принадлежавшем им тогда местечке Евесе соорудили собственным своим иждивением в 1619 году две церкви: одну во имя Вознесения Господня, а другую во имя Успения Пресвятой Богородицы и учредили при сих церквах монастырь, а для печатания книг типографию, назвав монастырь, по местечку Евье, Евейским. Но ни церкви Вознесенской, ни типографии ныне уже нет, а осталась только Свято-Успенская деревянная об одном престоле церковь , покрытая тёсом, но и та очень ветха; при той же самой церкви от ворот находится колокольня покрытая тоже тёсом. Оный монастырь имеет земли 24 десятины и 400 квадратных саженей. К нему принадлежит также деревня Берцелищи, в коей крестьян мужского пола 36, женского 25, а обоего 61. Настоятельство в монастыре сем издавна Строительское. Егломская или Елгомская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Новгородской Епархии, в Каргопольском уезде, расстоянием от Новгорода 850, от Каргополя к востоку 118 вёрст, при озере Чексенском и при устье речки Чечексы. Строения в нём ныне одна только церковь деревянная во имя Рождества Божьей Матери, при которой имеют жительство одни священно и церковнослужители. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году было за этой пустынью 50 душ крестьян; пахотной земли 18½ десятин, и приписная другая пустынь Ямецкая. Настоятельство же Игуменское, а потом и сама приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, но по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре обращена в приходскую церковь . Егорьевский Старо-Русский монастырь Упразднённый. См. Георгиевский Старо-Русский. Единоверческий Корсунский монастырь Екатеринославской Епархии 3 класса мужской. Находится расстоянием от Херсона в 30 вёрстах, по течению реки Днепра. Этот монастырь построен в 1787 году несколько повыше сего места, а там где теперь он стоит, сооружён после бывшего в нём пожара. Екатерининская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г. Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г. (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. Основан не ранее 80-х гг. XVII в. (до 1690) в дворцовой Екатерининской роще недалеко от Москвы. По преданию, Е. м. основан царем Алексеем Михайловичем . По одной из версий, ок. 26 нояб. 1658 г. царь, охотясь с приближенными в этих местах, остановился на ночлег. Во сне ему явилась вмц. Екатерина, возвестившая о рождении дочери. По воле царя на месте чудного видения был основан монастырь, а дочь названа в честь явившейся ему святой. Из текста, записанного на столбе Екатерининского храма под фреской с изображением царя Алексея Михайловича, следует, что при патриархе Московском Питириме в 1660 г. царь «повелел заложить деревянную на оном месте часовню, а потом и церковь каменную построить во имя святой великомученицы Екатерины и определил, что в оном месте была дворцовая его царского величества комнатная пустыня» (Моск. листок. 1894. 30 сент.). Однако сохранившиеся документы дворцового ведомства XVII в. подтверждают существование в 1-й пол. 60-х гг. лишь деревянного храма во имя вмц. Екатерины, а не монастыря. Монашеская жизнь при церкви началась, вероятно, не ранее кон. 80-х гг. XVII в. В документах 1690 и 1692 гг. впервые упоминается строитель иером. Варлаам ( Строев. Списки иерархов. С. 237). В 1764 г. общежительная пустынь была причислена к заштатным монастырям. До сер. 70-х гг. XVIII в. она располагалась в дворцовой Домодедовской вол. Московского у., по церковно-адм. делению - в Пехрянской десятине, впосл., до 1917 г.,- в Подольском у. Московской губ. А. В. Маштафаров Храм во имя вмц. Екатерины в описании дворцовой Домодедовской вол. 1676 г. назван деревянным (РИБ. Т. 21. Стб. 249). Вместо обветшавшего храма был построен и 11 окт.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Две обители Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 12 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Дорога от Табы — пограничного пункта израильско-египетской границы — до монастыря Святой Екатерины проходит сквозь Синайскую пустыню. Три часа пути на машине кажутся нескончаемыми (а как же сорок лет?!). Дорога медленно ползет вверх, горы приближаются, и вдруг, когда уже теряешь всякую надежду окончить это странствие по пустыне, в долине между гор возникает монастырь-крепость — Santa Katarina, как его здесь называют — обитель Святой Великомученицы Екатерины на Синае. Монах Нил, который водил нас по монастырю (молодой англичанин с удивительно детской улыбкой), путешествуя по Святой Земле, дал обет остаться там, где крестится. Святая Екатерина призвала его служить Господу в ее обители. Неопалимая Купина, в которой Бог явился Моисею, костница, исполненная благоухания, источаемого мощами почивших синайских иноков, иконы VI–XIII веков, древнейшие рукописи, — кажется, что душа уже не в состоянии вместить впечатления и преизбыточествующую благодать. Но еще не все — из серебряной раки тончайшей резной работы достают ларец — и вот перед нами святая десница Великомученицы Екатерины. Дивной красоты рука, украшенная драгоценным браслетом и кольцами, как будто чуть-чуть приоткрывает завесу великой тайны — образованная, знатная прекрасная Екатерина восполнила свою земную красоту красотой небесной и обручилась Христу. Серебряную раку для мощей, как сказали нам в монастыре, подарил русский царь Петр I. Тут синайская братия немного ошиблась — рака была доставлена в монастырь при Петре, а сделана она была по заказу царя Алексея Михайловича, который основал монастырь Святой Екатерины на месте явления ему (во время охоты) Великомученицы с извещением о рождении дочери. Это был единственный в России Екатерининский монастырь — Свято-Екатерининская пустынь. Основанный в VI веке, монастырь Святой Екатерины на Синае ни разу не подвергался разрушению, не был закрыт. Шли века, менялась власть, Синаем стали владеть мусульмане, но монастырь оставался неприкосновенным. Исторический путь русской обители Святой Екатерины иной. Процветавшая при царе Алексее Михайловиче, позже она знала более трудные времена. В 1918 году монастырь закрыли, монахов разогнали. До 1931 года там была трудовая коммуна сестер красностокского монастыря, а потом, до 1953 года — страшная тюрьма с неофициальным названием “Сухановка”. В 1991 году Свято-Екатеринин­скую пустынь возвратили Православной Церкви. Сейчас там мужской монастырь.

http://pravmir.ru/dve-obiteli/

Шенкурск. Троицкий Шенкурский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Церковь Зосимы и Савватия Соловецких Карта и ближайшие объекты В 1637 г. здесь был учрежден Свято-Троицкий женский монастырь, упраздненный в 1764 г. Он был возобновлен как мужской в 1778 г. (с 1865 г. – женский). На территории монастыря в 1853 г. был выстроен каменный Троицкий Собор. Первая христианская церковь была основана в Шенкурске, по всей вероятности, в XIII веке. В XV в., когда христианство в наших краях утвердилось, близ Смотроковки был основан Богословский-Важский монастырь, в XVI в. – Кодемская пустынь, в XVII в. – Никольско-Вехопаденьгская, Верхошереньгско-Вознесенская и Введегско-Уздринская (в Липовской волости), а также Троицкий монастырь в Шенкурске. Монастырь был расположен на возвышенном месте восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья; прежде на этом месте была приходская Екатерининская церковь, рядом – деревянная церковь во имя св. Троицы. При упомянутых церквях жили престарелые бедные женщины, называвшиеся екатерининскими старицами, питаясь подаянием молящихся. Из этих церквей – Троицкой и Екатерининской – и общины стариц при них и основался в 1664 г. Свято-Троицкий женский монастырь. Разрешение на открытие монастыря исходатайствовала у царя Алексея Михайловича инокиня Марфа, которая и стала первой игуменьей. За бедностью монастыря, она уже на следующий год вторично отправилась в Москву и просила царя о вспоможении на строительство обители. Алексей Михайлович повелел из государственных доходов построить вокруг монастыря деревянную ограду, затем были выстроены 22 кельи для монахинь и причетников. Грамотой (1672 г.) Алексей Михайлович повелевал из государственных доходов выдавать ежегодно жалованья игуменье 1 рубль, 44 старицам – по 8 алтын и 2 деньги. Также царь прислал в дар монастырю тафтяные ризы с бархатными зелеными оплечьями для священников и 7 печатных книг. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорской волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската.

http://sobory.ru/article/?object=21352

Архангельск. Церковь Михаила Архангела. Архангелогородская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте всеградской Михаило-Архангельской церкви находился мужской монастырь, также Михаило-Архангельский, сгоревший 15 июля 1636 г. вместе со всеми строениями прилегавшего к нему деревянного города, основанного в 1584 г. Монастырь после пожара был перенесен за город, а вместо него была построена деревянная церковь в честь Происхождения Честного и Животворящего креста с приделом во имя чуда Архангела Михаила в Хонех, в которой служили сначала монахи. К 20-м годам XVIII в. эта церковь настолько обветшала, что вместо нее, по храмозданной грамоте архиепископа Варнавы от 5.10.1721, было начато строительство новой деревянной церкви с тремя престолами: чуда Архангела Михаила в Хонех, Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны) и вмц. Екатерины (с левой), освящена в декабре 1722 г. архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом. Церковь сгорела в 1738 г. По храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 13.10.1742 на ее месте была заложена каменная холодная одноэтажная церковь во имя чуда Архангела Михаила в Хонех с теплым придельным храмом во имя вмц. Екатерины. Екатерининский храм был освящен 30.10.1743 архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом, а главный - в апреле 1749 г. архимандритом того же монастыря Леонтием. Четырехъярусный иконостас был оновлен позолотой на средства архангельских купеческих вдов Павлы Михайловны Шингаревой и Екатерины Кирилловны Плотниковой в 1884 г. - к 300-летию г. Архангельска. Иконостас Екатерининского храма замеялся новым 2 раза: в 1832 г. стараниями священника Петра Кутейникова, церковного старосты Михаила Полежаева и городского общества; во второй раз в 1883 г. усердием тех же купеческих вдов, причем старый иконостас, согласно желанию Шингаревой и Плотниковой, был передан в Вологодскую епархию. В 1769 г. началось строительство другого придельного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны), освященного 19.1.1771.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Тверь (монастыри) Материал из Азбука паломники Екатерининский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1996 год Статус : действ. Адрес : г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2 Женский монастырь преобразован из подворья Оршина Вознесенского монастыря, которое было открыто при Екатерининской церкви в 1989. Настоятельницей новой обители стала игумения Оршина монастыря Иулиания. В настоящее время при монастыре открыта богадельня, на свои средства восстанавливаются две городские церкви (Сергиевская и Мино-Викторовская). Из-за невозможности зимой жить в разрушенном Оршинском монастыре сёстрам восстанавливаемой обители была передана церковь Екатерины в Твери. Подробнее... Николо-Малицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : кон. XVI в. Архитекторы : Статус : действ. Адрес : г. Тверь, с. Николо-Малица, ул. Школьная, 17 Web : http://nikola-malica.ru/ Мужской монастырь к западу от Твери, основан в кон. XVI в. (между 1584 и 1598). Уничтожен пожаром в 1675, после возобновлён, в 1676 на средства Г. Д. Овцына выстроены каменные Спасский и Никольский храмы. В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков. В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус (единственная уцелевшая постройка монастыря). Закрыт в кон. 1920-х, практически полностью разрушен во время войны (окт.-дек. 1941). В 2005 начато восстановление, в 2008 возобновлена монашеская жизнь. Святыней монастыря является икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной. Сохранилась до наших дней. Подробнее... Успенский Желтиков мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1394 Архитектор : Фёдоров А. П. (1912) - строительство по собств. проекту (монастырский корпус(корпуса)) Адрес : Тверская обл., г. Тверь. ул. Борихинская (д. Борихино) Мужской монастырь основан св. Арсением Тверским на берегу р. Тьмаки близ Твери, на месте под названием Желтиково. После смерти св. Арсений погребен в монастыре, в притворе Спасского придела Успенского монастыря. Обитель пользовалась покровительством Ивана Грозного и Петра I. В 1928 закрыта, в 1930 разрушены новая и старая колокольни, на территории располагались авиационные мастерские. В 1941, при отступлении советских войск из Калинина, взорваны все храмы и настоятельский корпус. После 1945 на территории устроен военный склад ГСМ. В 2011 здесь решено устроить подворье Николо-Малицкого монастыря, планируется восстановление обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверь_(монасты...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Ярослав Савицкий Священномученик Ярослав родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии в семье диакона Исаака Савицкого. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал сначала учителем, а затем псаломщиком. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне. У них родилось два сына и дочь. Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время Первой мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда Московской губернии, где в то время располагался мужской монастырь. В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «Протокол общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «Оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был возведен в сан протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «Отец Ярослав Савицкий… перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом… усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу, – палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

http://fond.ru/kalendar/1356/yaroslav/

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия. В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь. После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря. Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

http://sobory.ru/article/?object=46086

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010