Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Магия цифр. Католическая Церковь теряет верующих даже в своих традиционных вотчинах Источник: НГ-Религии Азия – одна из последних надежд Католической Церкви. В официальной ватиканской газете L’Osservatore Romano в конце марта появилось интервью с монсеньором Витторио Форменти, главным редактором статистического ежегодника Annuario Pontificio. Он заявил, что мусульман в мире стало больше, чем католиков, – 1,25 млрд. человек против 1,13 млрд. Виной всему, по словам Форменти, высокая рождаемость в мусульманских семьях. Католики за ними просто не поспевают. Однако цифра 1,13 млрд., которая содержится в Annuario Pontificio, – заметное приукрашивание действительности. Из епархий в Ватикан поступают данные о том, сколько человек были крещены. Крестит Церковь немало, но крещеный ребенок вовсе не обязательно, повзрослев, станет посещать богослужения и вообще считать себя католиком. Таким образом, в Ватикане, по всей видимости, склонны преувеличивать число людей, мнение и убеждения которых выражает и представляет Католическая Церковь. Папа Римский, конечно, остается «главой миллионов католиков», но миллионы эти постепенно сокращаются. Падение бастионов В 2002 году во Франции, по данным Compara-tive Study of Electoral Systems, лишь 8% населения регулярно (то есть раз в неделю) посещали католические богослужения. Начиная с 1995 года около полумиллиона австрийцев покинули Католическую Церковь. Впрочем, Ватикан, похоже, давно махнул рукой на эти прежние оплоты католицизма в старушке Европе. В последние годы все свои надежды на Старом континенте он связывал с такими странами, как Испания, Ирландия, Польша. Впрочем, и там, как показывают социологические исследования, для Церкви наметились малоприятные тенденции. Испанская исследовательская организация Investiga прошлым летом опросила 1600 человек в возрасте от 15 лет на предмет их религиозности. 73,8% опрошенных назвали себя католиками. При этом выяснилось, что лишь 36% еженедельно ходят в церковь. По данным организации Centro de Investigaciones Sociologicas за 2002 год, католиков в стране – 80%, а богослужения регулярно посещает лишь четверть испанцев. Еще более интересен опрос, проведенный в 2006 году исследователями из Harris Interactive для британской газеты Financial Times. Он показал, что лишь 48% испанцев… верят в Бога. Выяснилось, что 30% жителей страны – агностики, еще 11% – атеисты. Для многих католицизм – часть национальной идентичности, и не более того.

http://pravoslavie.ru/36644.html

Но я — священник Церкви, которая в этой стране причисляется к свободным, а верующие в ней демонстрируют менталитет и тип поведения, типичные для народной церкви, при том, что Церковь пользуется всеми возможностями, которые государство предоставляет ей как субъекту гражданского права. Вот вследствие этого я и не могу здесь точно ответить на так просто и естественно звучащий вопрос о числе верующих в приходе даже на пятом году его существования. Я знаю лишь, что за это время я видел в нашем храме что-то между двумястами и тремястами человек и говорил с ними, — с теми, которые представлялись как православные из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Грузии, из стран Балтии, из США или же как обратившиеся в Православие немцы. Они принимали участие в жизни нашей церкви самым различным образом, от ревностного и регулярного участия в богослужении, от исповеди и духовных бесед и до единократного обращения за получением письменного согласия на участие в школьных религиозных занятиях, проводимых другой христианской церковью. Еженедельно, а иногда и почти ежедневно я в последнее время знакомлюсь с неизвестными мне дотоле людьми, и при этом теряю из вида людей, мне знакомых, — объяснимым для меня образом, а подчас и необъяснимым. Так образуется крепкая основа общины, некоторый ее зародыш, вокруг которого концентрическими кру­гами располагаются группы людей, ощущающих в принципе свою принадлежность к нашей Церкви, но лишь частично участвующих в ее жизни, а то и фактически вовсе в ней не участвующие. При этом участие в богослужении проявляется как достаточно чувствительный индикатор: если на воскресном евхаристическом богослужении, то есть на Божественной Литургии, в среднем (в течение года) присутствует от 20 до 30 человек, то на предыдущей всенощной бывает по 15–20, а на еженедельной службе по средам — 10–15. На великих праздниках, таких как Пасха или Рождество, бывает по 50–60 человек, при ежегодном посещении нас архиереем — 70–80. Общая тенденция при этом — медленное возрастание. Теперь, если мы возвратимся к вопросу, заданному вначале, о том, сколько же членов насчитывает наша община, и если я привлеку для ответа на вопрос те критерии, которые у нас обычно применяются в отношении народной церкви, я со всей осторожностью и при полной сдержанности смогу назвать цифру минимум в 500 человек 2 .

http://pravmir.ru/dushepopechitelstvo-i-...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Монастырь этот основан в начале просвещения России светом Христовой веры, во времена равноапостольного князя Владимира и сына его Ярослава, о чем упоминается в истории государства российского 1 . Следовательно, это один из древнейших русских монастырей. В нем хранятся грамоты русских царей, патриарха Всероссийского Иова и архиепископа Константинопольского, Вселенского патриарха Каллиника. Вследствие политических и других обстоятельств монастырь св.Пантелеимона в длинный период своего существования подвергался разным переворотам; в минувшем же столетии пришел в такую крайнюю скудость, что едва не был закрыт; а в настоящее время он стал наряду с первыми афонскими обителями, превосходя их числом братства, доходящим до 400 человек 2 . Соборных храмов в нем два: во имя св.великомученика и целебника Пантелеимона и Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие храмы более замечательные: в честь Успения Богоматери и во имя святителя Христова Митрофана. Всех же храмов в монастырской ограде и вне оной 33. – Храмы эти украшены хранящимися в них благодатными святынями; здесь представляются благоговейному поклоннику: части животворящего древа креста Господня; чудотворные иконы Богоматери, именуемые «Иерусалимской», «Избавительницей», также чудотворные иконы Усекновения главы Предтечи Господня, страстотерпца Христова и целителя Пантелеимона; драгоценные сокровища: многоцелебная честная глава и части святых мощей св.великомученика Пантелеимона; святые главы угодников Божиих: св.преподобномученика Стефана Нового, св.преподобномученицы Параскевы, святых преподобномучеников Афонских, пострадавших в сем веке: Евфимия, Игнатия и Акакия, и части мощей многих иных великих святых. Правила соблюдаются в монастыре, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные: они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а на дни воскресные, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются во всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедывание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни; смирение считается основной ее добродетелью. Св.Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам или в случающийся на неделе праздник. В будни, в свободное от богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать Елена Жосул Америка выбирает президента: вера и политика Источник:  Интерфакс-Религия Старая больная негритянка, страдающая лишним весом и гомосексуальными наклонностями, это не только, согласно популярному анекдоту, самая защищенная в гражданском отношении жительница США. Это еще и собирательный образ электората Барака Обамы в президентской кампании-2008. Остается добавить: редко посещающая церковь. Либо не посещающая вовсе. Либо активистка неохаризматической общины с сектантским уклоном. Религиозный фактор в электоральных предпочтениях американцев всегда был и остается излюбленным предметом анализа социологов. Есть что исследовать: религиозные убеждения жителей Соединенных Штатов традиционно четко коррелируют с их политическим выбором, за редкими исключениями. Среднестатистические американцы в большинстве своем следят за предвыборной гонкой, оценивают конкурентов, превращаются в посетителей многотысячных стадионов для встречи с потенциальными лидерами страны с той же истовостью, с какой посещают воскресные проповеди в церкви родного городка и учат библейские псалмы для семейного ужина на День благодарения. Агитационная кампания как республиканцев, так и демократов волей-неволей превращается в мероприятие почти религиозного характера: кандидат-проповедник с признаками мессии рисует идеалы светлого и близкого будущего, вдохновенная толпа внимает в бурном, почти молитвенном экстазе. Выборы президента – это гражданская религия США в действии, и политтехнолог, который проигнорирует ее при разработке стратегии избирательной кампании, будет немедленно дисквалифицирован. К сентябрю расклад предвыборных предпочтений основных групп верующих американцев стал уже окончательно ясен. Его основные черты сформировались еще на предыдущих выборах, и, как показали соцопросы, за минувшие четыре года в политических установках религиозных граждан США мало что изменилось. Базу сторонников республиканца Джона Маккейна составили белые протестанты, для которых немыслимо пропустить еженедельное богослужение в своем приходе. В сентябре 65% таких верующих намеревались голосовать за въетнамского ветерана, по данным " Gallup " и 74% – по данным " Pew Forum " . Евангелисты, для которых достаточно посещения службы раз в месяц, также склонялись отдать голоса за Дж.Маккейна (50% и 54% соответственно). Весьма выигрышный показатель, с учетом того, что эта группа, несмотря ни на что, продолжает оставаться американским большинством.

http://religare.ru/2_59185.html

А. Леднев, Е. Лукьянов Пир веры. Торжество святости глазами паломника Перед восхождением Почитание архиепископа Иоанна, святителя и чудотворца, началось ещё при его жизни. И по смерти Владыки многие по его предстательству получали от Бога исцеления и свидетельствовали о ином чудесном заступничестве Архипастыря уже торжествующей Церкви. Писались его иконы, по всему миру почиталась его святая память, а нетленные останки Владыки свидетельствуют, что душа угодника Божия пребывает чиста и непорочна в селениях праведных. Сейчас, когда время всё сокращается, увлекая верных с узкого пути на стези мира сего, прославление святителя Иоанна есть великое подкрепление изнемогающей рати Христовой, чьи ряды так стремительно пустеют. Некоторым современникам Владыки было тяжело сжиться с мыслью, что вот человек, которого они знали при жизни, ходивший среди них, теперь будет прославлен со святыми и ему будут возноситься молитвы. Русская Церковь знает и иные скорые прославления: менее 10 лет прошло от кончины до прославления святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Кирилл Белозерский был прославлен через 13 лет по преставлении своём, преп. Антоний Сийский – через 23 года; можно назвать имена и других скоропрославленных угодников Божиих как на Руси, так и вне её пределов. В 1992 году на Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви обсуждался вопрос о подготовлении к прославлению святителя Иоанна, а на проходившем в мае 1993 года Архиерейском Соборе было определено совершить прославление 19 июня/2 июля 1994 года в Сан-Франциско – в день 28-й годовщины честного преставления праведника Божия. В Западно-Американской епархии был создан Организационный комитет. Ему предстояло решить: как разместить всё духовенство в алтаре, где найти места для облачения священнослужителей, как организовать порядок за богослужением (кто будет следить за свечами, например) и вне храма, как заказать необходимое количество просфор, осуществить питание паломников, трапезу после торжества, как дать всем паломникам возможность участвовать в богослужении. Поэтому уже с осени прошлого года собрания комитета, организовавшего также торжества прославления святителей Иннокентия и Николая, проходили еженедельно. Комитетом были разосланы по Зарубежью обращения о сборе пожертвований на устроение раки и сени для честных мощей святителя Иоанна. Проект их был исполнен прот. Стефаном Сабельником, им же вместе с иереем Георгием Куртовым и диаконом Виталием Кичаковым осуществлена резьба по дереву для раки и сени. Иконы для сени написали архим. Алексий (Розентул), иеромонах Андрей (Эрастов), Иаков Ференс и В. В. Красовский. Архиепископом Антонием Сан-Францисским была подготовлена служба Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

«Аще и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ) Восток в мире физическом есть начало света, который даёт жизнь всему существующему в видимом мире; «с востока явился и Свет Божественный» ( Лк.1:78 ) в лице Богочеловека Христа Спасителя. «Который даровал благодатную жизнь всем народам, населяющим вселенную» ( Рим.10:18 ); на востоке явились и столпы Православия – Святители Церкви Христовой, которые сияли и теперь сияют на спасение христиан своею верою и делами чудотворения. К числу таких святителей относит Православная Церковь св.Николая Чудотворца, память которого воспоминается и торжествуется ныне во всем православном христианском мире. Притекают к нему ныне цари и князья, восхваляют его пастыри и учителя, как любвеобильного отца, который в болезнях является врачом, в бедах избавителем, грешникам заступником, нищим питателем, скорбным утешителем, путешествующим спутником, плавающим по морю правителем. Слава о Чудотворце Николае на востоке распространилась весьма рано после его блаженной кончины, уже в 530 году, (а Св.Николай Чудотворец скончался в половине четвёртого века) император Юстиниан созидает ему в Мирах Ликийских величественный храм, куда на поклонение Чудотворцу с востока и запада стекаются не только христиане, но и язычники, и Св. Церковь после причисления Его к лику небожителей установила в честь Его еженедельное Богослужение по четвергам, вместе со святыми апостолами, составила Ему молитвенные песнопения службы и акафист. Благочестивые наши предки, приняв с востока христианство , прияли вместе с ним и память о св. Чудотворце Николае, – они во всех своих нуждах, бедствиях, опасностях всегда прибегали к Нему с молитвою и по вере своей получали от Него духовную и вещественную помощь. От избытка благодарного своего сердца наши предки созидали, и теперь православные христиане созидают в изобилии во имя святителя Божьего храмы Господни. Кажется, ни один из угодников Божьих в народном религиозном сознании не пользуется таким уважением, как Св.Чудотворец Николай. В православной Руси около ста обителей носит Его св. имя, – бесчисленное множество городских и сельских храмов имеет Его у себя покровителем (в одной Москве 30 настоящих и 109 придельных храмов – Николаевских). Святое имя его одно из любимейших и употребительнейших, каким украшают и освящают себя православные христиане. Лик святителя составляет необходимую принадлежность всякого дома, где в семье не угас ещё светильник Божественной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

В воссоздании Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий принимал самое непосредственное и самое активное участие. Он практически еженедельно посещал строительную площадку и наблюдал за ходом строительных работ. Когда храм был воссоздан, он приобрел статус главного кафедрального собора. Святейший Патриарх очень любит совершать здесь богослужения, тем более что храм может вместить много людей, как молящихся, так и сослужащих Святейшему Патриарху. Это обстоятельство Предстоятель все время с удовлетворением отмечает, поскольку если бы не было сейчас Храма Христа Спасителя, то было бы проблематично совершать богослужения, когда, например, во время проведения Архиерейских Соборов Святейшему Патриарху сослужат практически все архиереи Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя в нынешнем своем виде стал символом духовного возрождения России и укрепления нашей Православной Церкви. Обычно, когда совершаются главные церковные праздники, храм посещают первые лица нашего государства, которые считают своим долгом прийти и поздравить Святейшего Патриарха и оказать уважение всей полноте Русской Православной Церкви. На Рождество обычно это делает премьер-министр, на Пасху — Президент России. В Храме Христа Спасителя происходят хиротонии новопоставленных епископов. Особенно часто здесь Святейший Патриарх служит в Великий пост. И вот, наблюдая за Святейшим Патриархом, не знаю, может быть, я ошибаюсь, бывает так, что Святейший приезжает сюда перед богослужением уставшим от различных дел. Но после того, как он здесь послужит, он уезжает уже с другим настроением, получив духовную поддержку, духовную подпитку в Храме Христа Спасителя. Конечно, не оттого, что мы здесь какие-то необыкновенные, но оттого, что молитвы людей, приходящих в Храм Христа Спасителя, его, несомненно, укрепляют в его служении. Святейший Патриарх, когда видит заполненный людьми храм, часто вспоминает, что одним из доводов против его строительства было то, что, дескать, московские храмы, небольшие по размеру, и то не полностью наполняются молящимися, а уж если построить такой большой храм, то он будет полупустым. А когда во время открытия Рождественских чтений в конце января приезжают люди со всех регионов России, часто бывает так, что храм не может вместить всех желающих прийти сюда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204299...

Глава тринадцатая Чтобы иметь полный по возможности взгляд на события священного вечера, предшествовавшего дню страдания и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, надо изучать настоящую XIII главу св. Иоанна Богослова совокупно с Евангелиями Матфеея, Марка и Луки, повествующих о том же вечере 1 . Св. Иоанн Богослов, как мы говорили во вступлении, не повторял повествования о тех событиях, которые были занесены в священные сказания других Евангелистов. Ему повелено было Духом Святым дополнить сии сказания и раскрыть духовное учение о высших тайнах для полноты разумения христианской церкви, которая начала уже распространяться в мире и овладевать душами людей. В настоящей главе св. Иоанн Богослов хотя повествует именно о том вечере, в который учреждено было Господом таинство св. Евхаристии, но он не повторяет сказания об этом событии – явно в виду того, что учреждение таинства хорошо было известно не только из Евангелистов, но и из самого Богослужения, совершаемого еженедельно пред общиной Христовой, как в Ефесе, так и в других городах 2 . Из других же мест Евангелиста Иоанна мы ясно видим, что он указывает на таинство св. Евхаристии как на совершенно известное христианам таинство и посему без всяких объяснений приводит в главе VI слова Господа нашего Иисуса Христа: «Я хлеб живый сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек: хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем » (ст. 54–56). В то время, когда св. Иоанн Богослов начертал свое боговдохновенное Евангелие, христиане конца первого века были уже вполне подготовлены и первыми Евангелиями и установившимся церковным Богослужением к восприятию значения слов Господа, в VI главе Иоанна записанных. Но в сказании первых Евангелистов о тайной вечери недоставало многих подробностей, дополненных Иоанном, и недоставало той умилительной последней беседы Господа с учениками, в которой милосердый Агнец, закалаемый за грех мира, ободрял, успокаивал и укреплял тех, которым на другое утро предстояло страшное потрясающее зрелище Господа, обвиненного врагами и умирающего в страшных страданиях на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010