Различные богословские и домостроительные главы 1. Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо — Святая Триипостасная Единица, Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех Беспредельных. Смысл и образ бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совершенно недоступны для сущих. Ибо Она ускользает от всякого мышления мыслящих, никоим образом не выходит из Своей сокрытой природной сущности и беспредельно простирается за границы всякого ведения всех знаний. 2. То, что по сущности есть подлинное Благо, не является ни Началом, ни Концом, ни Причиной бытия; Оно не обладает по бытию и каким-либо движением к Причине. А не обладающее всем этим не есть в подлинном смысле слова и Сущее, которое имеет и Начало, и Конец, и Причину бытия, и обладает неким движением к Причине. 3. Если Слово предшествует творению сущих, то не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, [также] существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним. 4. Един Бог, единого Сына Родитель, Отец, и единого Святого Духа Источник; Единица неслиянная и Троица нераздельная; Ум безначальный, единственный и сущностным образом [сущий] Родитель единственного и безначального Слова; Источник единственной и вечной Жизни, то есть Святого Духа. 5. Един Бог, потому что едино Божество. Единица безначальная, сверхсущностная, неделимая и нераздельная. Та же Самая Единица и Троица, и так далее. 6. Если всякая сопричастность постигается мыслью раньше сопричаст-вующих, то само собою разумеется и очевидно, что несравнимо и всяческим образом превосходит все сущие Причина этих сущих, существующая и мыслимая раньше их. [Однако это отношение их нельзя понимать] как [отношение] сущности к акциденциям, поскольку в таком случае Божество предстанет сложным и обладающим бытием сущих в качестве дополнения к собственному Существованию. [Это отношение скорее следует понимать] как отношение Сверхсущностного к сущности. Ведь если искусства [сами] изыскивают внешние формы тех [творений], которые [рождаются] ими, а общая природа [сама изыскивает] виды [существ], входящих в нее, то тем более Бог, как Сверхсущий, привел в бытие сущности сущих из не-сущих, а в силу положения о [Его] Сверхсущности Он еще более беспредельно превосходит [всё]. Ибо Бог сочетал умение с искусством для изыскания внешних форм [творений], Он даровал природе энергию, производящую виды, и установил само бытие сущих так, как оно есть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3632...

В статье ставится под вопрос тезис многих современных исследователей о том, что триадология прп. Максима Исповедника является малоразвитой и лишь копирует предшествующие классические образцы. Показывается, что важнейшими чертами прп. Максима триадологии, восходящими к предшествующей греческой богословской традиции, является учение о монархии Бога Отца, представление о том, что Бог есть одновременно и Единица, и Троица и что каждая Ипостась Троицы есть совершенный Бог и все Они вместе есть один совершенный Бог; активное использование понятий «логос бытия» и «способ существования», соответствующих традиционным понятиям сущности и ипостаси. Вместе с тем отмечается, что использование прп. Максимом различных психологических и иных тварных аналогий Св. Троицы, и связанное с ними оригинальное истолкование понятия «способа существования» в категориях «умопостигаемой триады», а также учение об исхождении Св. Духа «через Сына» сближает тринитарное учение прп. Максима Исповедника с западной богословской традицией. Как полагает один из ведущих современных исследователей богословского наследия прп. Максима Исповедника , Ж.-К. Ларше, «Максимова триадология является малоразвитой (peu développée) и следует всецело линии Великих Каппадокийцев и Псевдо-Дионисия». 1 Примерно такой же точки зрения придерживаются и другие ученые. 2 В настоящем докладе мы поставим под вопрос эту позицию и постараемся показать, в чем прп. Максим сохранил верность греческой церковной традиции, а в чем он развил ее и дополнил новыми идеями, внеся свой вклад в раскрытие тринитарного догмата. Одной из характерных черт тринитарного учения прп. Максима Исповедника является унаследованное им от свт. Григория Богослова и Ареопагитик представление о том, что Бог есть одновременно Единица и Троица. 3 Как отмечает прп. Максим, «Божество ( θετης) есть Единица, а не двоица; Троица, а не множество, как безначальная, бестелесная и не раздираемая противоречиями». 4 При этом одно отнюдь не противоречит другому, поскольку единство Бога относится к сфере сущностного бытия, а троичность – ипостасного существования:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Глава 1: место третьей ипостаси в Св. Троице I. Троичность и Третья Ипостась Для того чтобы придать вопросу полную ясность, следует различить (конечно, в абстракции) Троицу имманентную и икономическую, предвечную жизнь Св. Троицы Самой в Себе и Ее триипостасное откровение в творении, с тем чтобы сначала исследовать троичность в первом, имманентном аспекте. Здесь нам дан Откровением факт божественного триединства Отца, Сына и Духа: Единица в Троице и Троица в Единице, единое Имя, единый Бог Святая Троица. Не трое в единице, но триединство, и не один, но един в Троице, – пребожественное число, которого нет в природном мире и которое есть для него сверхчисло: триединица. Это сверхчисло относится не к вещам, которые могут быть сосчитаны в своей раздельности и рядоположности, но к Божественному Лицу-Лицам, имеющему-имеющим одну – единую, а не общую – природную жизнь. Это сверхчисло, Троице-Единица, 88 может быть выражено на языке человеческого дискурсивного мышления только как парадоксальное и рассудочно-абсурдное, ибо противоречивое, соединение одного и трех. В этом бессилии рассудка принять это сверхчисло проявляется его граница, он не компетентен иметь свое суждение о сверхрассудочном. Поэтому в своем практическом отношении к сверхчислу рассудок принужден применяться, поочередно останавливаясь и переходя от одного к трем, а от трех к одному, между тем как надо не поочередно переходить, но одновременно содержать и то и другое. Спекулятивный разум еще в состоянии постулировать это триединство, которого рассудок не в силах конкретно в своем мышлении осуществить. Троица не есть простое рядоположение трех – трое в раздельности, но соединенные внешне (как это вытекает, напр., из распространенного сравнения трех светов, между собой сливающихся). Такое тройство прежде всего не замкнуто в себе, но открыто для продолжения: рядоположение предполагает для себя ряд , продолжающийся в (дурную) бесконечность, хотя он и может быть прерван на любом количестве членов, в частности и на трех. Только в виде такого рядоположения понимается троичность и в раннем отеческом богословии, которое поэтому и оказывается в некоторой растерянности и беспомощности перед фактом Третьей ипостаси, как закрывающей ряд. Но Святая Троица есть не трое, но триединица, и не ряд, но заключенное целое, которое именно в троичности имеет полноту своего бытия, его силу. Надо понять необходимость этой троичности ипостасей – не больше и не меньше ее. Из этой необходимости надо исходить в суждении как о Св. Троице-Единице, так и об отдельных ипостасях, в частности и о Третьей ипостаси и Ее месте во Св. Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Закрыть Христос - Глава Церкви Очерк православной экклезиологии 22.11.2013 1183 Время на чтение 13 минут «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса !» Великий Прокимен Какому Богу поклоняются христиане? Казалось бы, простой вопрос - в самом имени «христиане» уже есть ответ: Христу Господу! Да, это так, мы исповедуем Единого Господа Иисуса Христа, ...« Сшедшего с Небес, и Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася, » то есть - Бога, Ставшего Человеком, Богочеловека, во Едином Лице и двух природах - Божественной и человеческой, Который « во всем подобен нам, кроме греха.» Православные христиане поклоняется Господу в Духе и Истине, во Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Единственном Месте, заповеданном Господом. Мы верим и в Святого Духа, через десять дней по Вознесении Господнем, Сошедшего в День Святой Пятидесятницы на Апостолов, Учеников Богочеловека в Сионской Горнице. День Святой Пятидесятницы традиционно считается и Днем Рождения Церкви. Сам Богочеловек , давший Апостолам обетование о Сошествии Святого Духа, говорил о том, что умолит Отца об этом, Отец пошлёт Духа, что Сам Он Восходит ко Отцу. Себя же Он называл Сын Человеческий, ибо Он, воистину, Вочеловечился, стал Богочеловеком. Отец, Сын, Дух, Богочеловек, Церковь... Как можно все связи между ними систематизировать? Кому же мы поклоняемся? В Чине Крещения сказано: «Поклоняюся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней... ». Значит, наш Бог - Пресвятая Троица, мы поклоняемся Ей! Не Allah, не Yahveh, не Buddah, но Святей Троице. Причём Троица - это и есть Единый Бог, Троица есть Единица и Единица и есть Троица: Божественная Природа Едина, а Лиц - Трое ... Из Божественного Откровения о природе Пресвятой Троицы нам известно только то, что Отец предвечно Рождает Сына, а Святой Дух Исходит от Отца. Бог-Отец Рождает Бога-Сына, Дух Святый, Господь Животворящий, Исходит от Отца. Притом, что « Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда...» ( Ин, 1-18).

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/23/...

Един Бог есть предже всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая. Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единственный единого Сына Отец и присносый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен. Которого Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Которого единого Он исходил предже всех век, бестелесно, не истекая, бесстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога без слияния; не причина и начало Божества во Троице мыслимого, ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек, и, как воистину вочеловечивыйся, стан нам во всем подобен, кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяюий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святого духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, он вознеслся Сам на небо и воссел одесную отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судити живых и мертвых и дать каждому по делам его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/716/...

Скачать epub pdf 11. Богоявление, Просвещение (Крещение) Господне. Просвещение и освящение воды «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» 119 . Праздник Крещения Господня, благочестивые слушатели, иначе называется праздником Богоявления и Просвещения. Почему такие наименования даны этому великому празднику? Остановим своё внимание на некоторых особенностях праздника, чтобы понять указанные наименования. Праздник Рождества Христова есть праздник явления Бога во плоти ( 1Тим. 3:16 ; Ин. 1:14 ), праздник воплощения, вочеловечения Сына Божия, второго Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы. Праздник Крещения Господня есть праздник явления Бога в трёх Ипостасях (Лицах), составляющих единое Божество, единого в Своём существе Бога. Бог-Сын сходил в Иорданские воды, Бог-Дух Святой нисходил на Него «в виде голубине», Бог-Отец вещал с неба о Крещаемом, как возлюбленном и благоволимом Сыне. В Крещении Господнем участвовали, таким образом, все три Лица Пресвятой Троицы. Отсюда мы и творим Им сегодня «тройственное поклонение» 120 . Отсюда и можем назвать сегодняшний день праздника праздником Святой Троицы, праздником зимним, в отличие от праздника Святой Троицы весеннего. Если же иметь в виду, что три Лица Пресвятой Троицы, явившиеся при Крещении Господнем, составляют единое существо Божие, единого Бога, Бога в Самом Себе, то сегодняшний праздник может быть назван Богоявлением. По церковному сознанию: «Троица есть Единица и Единица есть Троица, и это потому, что естество Божие просто», неслитно и нераздельно. Соотношение «Троицы» и «Единицы» хорошо передаётся в молитве Святой Троице: «Троице Святая, Боже наш, Слава Тебе». Этой молитвой следует чаще молиться и особенно сегодня – в день Святой Троицы. Ветхий Завет, братия и сестры, знал откровение о Едином Боге. Пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, неоднократно говорил еврейскому народу: Да разумееши ты, что Господь Бог твой, сей Бог есть и несть разве Него ( Втор. 4:35 ), есть Бог един ( Ис. 37:16 ; Мк. 12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

III. Отношение учения о Св. Троице к разуму § 146. Непостижимость этого учения для разума Древние отцы и учителя церкви, больше чем кто-либо углублявшиеся в учение о Троице, смотрели на него не иначе, как на высочайшую тайну веры, такого рода тайну, которая не только самим по себе разумом не может быть добыта или открыта, но и достаточно не может быть им понята после откровения ее самим Богом. Св. Афанасий, напр. указавши на то, чего нужно держаться, на основании откровенного и церковного учения, исповедуя Троицу, при этом замечает: «До этого простирается в людях ведение, здесь предел того, что херувимы закрывают крыльями... Если всякому сотворенному существу, то тем паче нам, людям, невозможно изречь что-либо достойное о неизреченном» 1143 . «Что ни изыскивается из стоящего по другую сторону нас,– говорит Иларий,– что себя не открывает, что ничем не затрагивается и не обнимается, то находится вне выражения слов, вне чуткости чувств и вне восприимчивости мысли. Поэтому существо Троицы (rei ipsius natura) превышает выразимость слов, незримый ее свет ослепляет (духовное) чувство зрения, и то, что (в ней) не объемлется никакой границей, превышает силу разумения» 1144 . По Григорию назианзену , одно возможно и нужно знать, что божественная единица заключается в Троице, и Троица, в которой раздельность и единство непостижимы 1145 , заключается в единице, а если бы кто попытался достигнуть большего, с тем должно бы было произойти тоже, что бывает с прерывающимся от чрезмерного напряжения голосом, или с ослабевающим и даже совершенно тупящимся зрением, когда оно пытается поймать солнечный луч 1146 . «Какой образ рассуждения,– взывает Августин,– какая сила и могущество рассудка, какая живость ума и проницательность соображения покажут нам... как существует Троица 1147 ! Что такое она есть, это неизреченно, этого не может изъяснить даже язык ангельский, а тем более человеческий» 1148 . В основе этого воззрения на отношение божественной троичности к разуму лежащая мысль совершенно ясна и неоспорима.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Скачать epub pdf Благослови, отче! 1 . Благия возвещения ( εαγγλια), братие, благия возвещения; и еще раз скажу: благия возвещения; и говорю я это три раза не только потому, что оне возвышеннее всех иных благих возвещений, божественнее и светлее, и несомненным превосходством над ними преимущественнее их; и не только потому, что меня, возвещающаго их, облагораживают и украшают и делают мои ноги (ноги благовестника) прекрасными 1 , потому что оныя извещения – лучше всех благ, прекраснее всего прекраснаго, чудеснее всего чудеснаго, сострадательнее всего сострадательнаго 2 , страшнее и трепетнее всего страшнаго и приводящаго в священный трепет 3 , но и потому, что трикратное повторение возвещает возвышеннейшее и божественное число Лиц Божественной и Начальствующей над всем Троицы. Потому что все, что в священных и божественных догматах или в богомудрых проповедях и святых возвещениях объявляется трижды, делается это в честь Блаженной Троицы, именно: Отца и Сына и Святаго Духа, – которая и Троицей является и как Единица познается; и Единицей является и как Троица разумевается: первое – по причине трех ипостасей, а второе – по причине единаго и единственнаго Божества, т. е. – существа и природы (единой во всех Трех Лицах Святой Троицы). 2 . Потому что единое возвещается существо пресущественной и жизненачальной Троицы, как возводимой во едино и единственное Божество. Посему, сохраняется полное единство как существа, так и сущности, так и природы, а тем самым не допускается и множественность. Потому что Святая Троица, содержащая все сущее и управляющая им и владычествующая царским и божественным образом над всеми тварями, числится согласно Своим ипостасям. Ибо Она есть и веруется быть Троицей, а Своим существом и природой, а также и Своей Божественностью, Она – выше всякаго исчисления. Потому что тройственное исчисление происходит не в отношении Божественнаго существа, а в отношении Трех Лиц. И посему Она является и разделимой по ипостасям, и в то же время пребывает нераздельной в отношении Своей природы, и при этом различается Лицами. Каждое из Лиц является особой ипостастью, а по Своему естеству Они являют единое Божество и – неразделимы. Отсюда, по-истине чудесным образом и поражающе происходит и разделение, и единство; потому что ни по причине того, что у Них является единым, именно – Их природы, происходит смешение Их в одну и единственную ипостась; ни, опять же, по причине Троицы, именно – трех воипостасных 4 Лиц, Она разсекается на чуждыя друг другу природы, но пребывает целостной и нераздельной, и не допускает никакого ни разделения, ни слияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Скачать epub pdf О святителе Григории Неокесарийском Предисловие Божественный сей Григорий был современником св. Дионисия Александрийского , хоть и несколько более поздним. По этой причине он вместе с ним застал и тех же императоров, Валериана и Галлиена, и воздвигнутые ими на христиан гонения. Получив прежде в Александрии полное эллинское образование, а затем став учеником Оригена 28 , он после этого, по Божественному внушению, принимает рукоположение во епископа Неокесарии на Понте (Черное море) от Амасийского епископа Федима, который хотя по месту находился далеко от Григория, но по не знающему границ действию благодати был рядом. Когда Григорий желал в точности постичь православное учение, ему явилась Госпожа Богородица с Иоанном Богословом, который по повелению Матери Божией открыл ему таинство богословия так: «Един Бог , Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Начертания вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного». «Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая мироздание, и зиждительная Сила всего творения, истинный Сын истинного Отца, Невидимый – Невидимого, Нетленный – Нетленного, Бессмертный – Бессмертного и Вечный – Вечного. Един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся людям, совершенный Образ совершенного Сына, Жизнь, Причина живущих, святой Источник святости, Податель освящения. В Нем являют Себя Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который через всё. Троица совершенная, в отношении славы, вечности и царства не разделяемая и не обособляемая. Итак, нет в Троице ничего тварного, или рабского, или привнесенного – того, что прежде не существовало бы, а появилось потом. Итак, никогда ни Отец не был без Сына, ни Сын без Духа; и не возросла единица в двоицу, а двоица в троицу, но всегда та же Троица непреложна и неизменна» 29 . Вместе с Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, и многими другими отцами Григорий присутствовал на Антиохийском соборе, созванном против Павла Самосатского 30 . Св. Григорий застал даже время правления Аврелиана, при котором в 272 г. состоялся последний Собор против Павла Самосатского 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_59642.html 24 ноября 2008 Ксения Лученко " Вирус " иконоборчества Источник:  http://www.pravmir.ru/article_3491.html Православие и мир Почти все громкие церковно-общественные конфликты, появляющиеся в последнее время в СМИ – результат случайного " выстреливания " какой-то темы под влиянием иррациональных обстоятельств. Абсурдные черты, которые порой принимает диалог православной общественности и ее оппонентов, – один из симптомов инфекции, вызванной медиавирусом или мемом. Мем – это единица культурной информации, циркулирующая в информационном пространстве и " заражающая " его обитателей как вирус. Иногда мем представляет собой правдивую новость, но чаще – искаженную, а бывает, что и домысел, провокационное сообщение. Зарождаясь, как правило, в Интернете, мемы способны вызывать информационные эпидемии и даже пандемии, " заражая " страницы печатных СМИ, радио и телеэфир. Классическим примером мема стало сообщение о готовящемся перенесении иконы " Троицы " Андрея Рублева из Третьяковской галереи (ГТГ) в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Пятидесятницы в 2009 году. Вернее, не само сообщение, а форма, в которое его облек в своем блоге старший сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян (_corso_), который написал, что " выходит на тропу войны " , против " каприза Патриарха " , из-за которого может погибнуть произведение искусства. В реальности суть происходящего сводится к тому, что идет переговорный процесс между Министерством культуры, ГТГ и Московской Патриархией о возможности перенесения святыни в Лавру, на ее историческое место, на три дня с помощью специального оборудования. Искусствоведы рассматривают этот вопрос, представители Церкви ждут их вердикта – насколько безопасным для иконы будет такое путешествие. И все. Однако, с легкой руки господина Нерсесяна, был запущен мем: " церковные мракобесы хотят подвергнуть опасности национальное достояние " . Только к исходному постингу в блоге Нерсесняна оставлено более 3 тысяч комментариев, обсуждение переносится в журналы других блогеров, становится главной темой блогосферы по версии " Яндекса " . И вот уже в новостях всех телеканалов проходят сюжеты на эту тему, в газетах появляются статьи, эксперты с обеих сторон дают бесконечные комментарии разной степени убедительности. Главный тезис: " Троица " в плохом состоянии, она не выдержит ни перевозки, ни пребывания в храме.

http://religare.ru/2_59642_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010