А. А. Горский Иконография Изображения Д. К. встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том - БАН. 31.7.30-1. Л. 669 об., 670 об.), где он представлен, судя по тексту под иллюстрациями, среди др. князей во время подготовки похода на Тверь. Выделить его фигуру в княжеской группе практически невозможно, индивидуальные особенности внешнего облика отсутствуют. Образ Д. К. был включен в некоторые композиции генеалогического древа рус. князей, в частности в роспись 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М. ] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV). Условный «портрет» князя (с непокрытой головой, кудрявыми волосами и небольшой бородой) имеется также на холмогорских костяных рельефах посл. трети XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей), на книжных эстампах (РНБ, см.: [Филипповский Е. ] Пантеон рос. государей. М., 1805. Ч. 1; Похорский Д. В. Рос. история с 63 портретами вел. государей. М., 18373; Отечественный пантеон. М., 1850. Ч. 1. С. 250), на гравюрах нач. XIX в. (ГИМ, РНБ), на литографиях с изображением родословия рус. князей и царей 1858 и 1862 гг. мастерской И. А. Голышева в Мстёре (ГЛМ). Лит.: Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 288. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/178237.html

С. III). Встречается на литографиях с этим сюжетом 1858 г. (в шапке с горностаевой опушкой), 1862 г. мастерской И. А. Голышева во Мстёре (ГЛМ). Оплечный образ Д. А., вполоборота вправо, в княжеской шапке, с короткой вьющейся бородой, имеется, напр., на гравюре «Великие князья и цари Российские» нач. XIX в. (ГИМ, ГЛМ); аналогичное погрудное изображение со щитом - на холмогорском костяном рельефе посл. трети XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей). Фигура блгв. вел. князя, смотрящего влево, волосы и раздвоенная борода с проседью, в правой руке - скипетр (левой придерживает край плаща), помещена в росписи 1883 г. центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (артель Ф. Г. Торопова). По рисунку Б. А. Чорикова выполнена литография П. Иванова «Архиепископ Климент склоняет дарами вел. кн. Димитрия Александровича к миру с новгородцами, 1280 года», ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844). Условные «портреты» Д. А. использованы в качестве иллюстраций в изданиях: [Филипповский Е. ] Пантеон Рос. государей. М., 1805. Ч. 1; Похорский Д. В. Рос. история с 63 портретами вел. государей. М., 18373; Отечественный пантеон. М., 1850. Ч. 1. С. 243. Лит.: Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 288; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 148-149, 163-165. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176)

http://pravenc.ru/text/178187.html

кн. Димитрия Донского. У И. И. короткие вьющиеся волосы и короткая округлая коричневая борода, руки в молитвенном жесте простерты в сторону кн. Владимира, изображенного вверху (см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 163). Поздним повторением миниатюры является эмалевая икона кон. XIX в. (мастерская Виноградова; ГМЗРК). В композициях с изображением родословного древа и таблиц рус. государей портрет И. И. встречается на декоративных костяных пластинах холмогорской работы 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Там же. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ; надпись: «Резано сие родословие 1774 года августа 15 дня Колмогорской округи Куростровской волости Яковом Ивановичем Шубным»), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Егорьевские диковины. 2008. С. 230-233), известна резная костяная кружка, украшенная 58 медалями с портретами рус. князей и царей (Дудин, 70-е гг. XVIII в., ГЭ; Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470); Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Гравюры и литографии с образом И. И., включенным в состав родословного древа рус. государей, создавались в XVIII - нач. XX в. (ГИМ, ГЛМ, РГБИ; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240). Фронтальное погрудное изображение И. И. в княжеском облачении есть на картине И. Никитина «Родословное древо русских царей» (1731, ГРМ; см.: Гос. Рус. музей: Живопись XVIII - нач. XX в.: Кат. Л., 1980. С. 216. Кат. 3803; Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998. С. 186. Кат. 23). Портрет И. И. входит в серию живописных изображений реальных и вымышленных персонажей российской истории (1-я пол. XIX в., Егорьевский ист.-худож. музей; Егорьевские диковины. 2008. С. 46-47). Изображение И. И. есть в серии рельефных инталий на зеленой сибирской яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И.

http://pravenc.ru/text/469778.html

В 1998 г. Московская торгово-промышленная палата учредила почетную награду «Дарственное подношение имени Ивана Калиты», состоящую из свидетельства, золотого значка с профилем И. Д. и серебряной фигуры И. Д. на постаменте. В 2006 г. она была передана в ГММК в честь 200-летия со дня создания музея. Наградной крест ордена Ивана Калиты, к-рый вручается правительством Московской обл., также содержит изображение И. Д. в центральном медальоне. И. Д. представлен в совр. станковой живописи, напр. на картине новосибир. худож. А. М. Смолина «Свт. Петр и Иван Калита». Лит.: Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Рис. 17; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 36-37, 57, 81, 86, 102; Гос. Рус. музей: Живопись XVIII - нач. XX в.: Кат. Л., 1980. С. 216, 239; Щукина Е. С. Два века рус. медали: Медальерное искусство в России, 1700-1917 гг. М., 2000; Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII - нач. XX в.: Очерки. М., 2003; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004; Гос. Ист. музей: [Альбом]/Отв. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2006; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 6: Остермановский 1-й т. Ч. 1; Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и проч. замечательные вещи из колл. М. Н. Бардыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 230-233; Беляев С. А. Митр. Петр и перенесение места жительства митрополитов в Москву//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 57, 60; Коновалов И. В. Первая колокольня св. Руси//Там же. С. 90. М. В. Басова Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/469776.html

2007. С. 82-83). Сохранился прижизненный поясной портрет И. 1828 г. (Елецкий краеведческий музей, см.: Там же. С. 135. Вкл.), представляющий подвижника вполоборота влево, в светлой рубахе (или халате) с голубым поясом и со стоящим воротником, правая рука поднята к груди, левая с четками у пояса. У него редкая, сужающаяся книзу борода средней длины и русые, немного вьющиеся волосы, разделенные на прямой пробор и ниспадающие на плечи. Облик И. соответствует описанию его внешности: «...черты лица… тонкие, правильные, глаза темно-голубые, нос с небольшою горбинкой» (Там же. С. 30). Иконографию живописного портрета точно повторяет литография 1913 г., отпечатанная в Синодальной типографии (экз. из собрания Румянцевского музея в РГБ), возможно, на основе более раннего листа - 3-й четв. XIX в. (ГИМ). И. показан седым, внизу краткие биографические сведения. Существовали и др. варианты эстампа (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. Вкл.). Известно небольшое, необычное по иконографии полнофигурное изображение И. в гробу (в «обратной» перспективе, на холсте) - в белой рубахе, со сложенными на груди руками с четками (после 1853, Егорьевский ист.-худож. музей, см.: Егорьевские диковины. 2008. С. 79, 140; Зеленина. 2009. С. 109, 113. Ил. 85). Кроме того, портреты И. упоминаются в описаниях его чудес и исцелений. Изображение И. находилось в ряду портретов др. подвижников в приемной комнате прп. Макария Оптинского (Жизнеописание. 1997. С. 68). Нек-рые почитатели затворника носили с собой его небольшие «портретики». По-видимому, в нач. XX в. в Троекуровской обители имелись и иконописные образы И. Сохранились образцы монастырских изделий для паломников - памятная кружка с поясным изображением И. ( Клоков, Найдёнов. 2007. С. 53, 56-57, 105). Возле раки с мощами И. в Троекуровском мон-ре помещена его совр. икона в живописной стилистике - святой написан в рост, вполоборота влево, на фоне Троекуровского мон-ря, в темной рясе (халате) с препоясанием, правая рука на груди, в левой четки (как и на портретах), вверху слева - Владимирская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/389135.html

А. А. Горский Иконография Г. Д. представлен в нижнем ярусе на сев. грани сев.-зап. столпа в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): средовек с темными кудрявыми волосами и небольшой бородой, в украшенной орнаментами светлой шубе, в молении тезоименитому святому в медальоне ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 147). Его изображение без определенных индивидуальных особенностей сохранилось на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., напр. сюжет с преставлением Г. Д. (2-й Остермановский том. БАН. 30. 7. 30. Л. 282 об.). В составе родословного древа рус. государей фигура Г. Д. помещена в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. Погрудный образ вел. князя (в княжеской шапке, шубе, доспехах, с короткой раздвоенной бородой) имеется в ряду портретов рус. князей и царей на холмогорских костяных пластинах 1774 г., посл. трети XVIII в. (ГИМ, ГРМ, Егорьевский ист.-худож. музей), также на гравюре нач. XIX в. изд. П. П. Бекетова (Пантеон рос. государей. М., 1807). 2 сюжета из жизни Г. Д. воспроизведены на литографиях, созданных ок. 1836 г. по рис. Б. А. Чорикова: «великодушная» кончина блгв. вел. кн. Михаила Тверского в Орде в 1319 г. (Г. Д.- вдали на коне); вел. кн. Димитрий Михайлович «отмщает за смерть отца своего» - убиение Г. Д. в 1325 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Ил. 71, 72). Предположительно Г. Д. изображен в верхнем ряду группы князей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. (ГМИР). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/164459.html

В печатной графике, в частности на изданных Соловецким мон-рем гравюрах XVIII-XIX вв. с видами обители, Г. с непокрытой головой или в куколе введен в состав групп Соловецких святых, молящихся на облаках образу Преображения Господня, и в житийные клейма: на листе 1744 г. И. и А. Зубовых (ГМИИ) Г.- крайний справа, с окладистой раздвоенной бородой, на листе 1768 г. М. И. Махаева - с 8 клеймами чудес (ГМИИ, доска - СГИАПМЗ; композиция воспроизведена на иконе кон. XVIII в. в правом приделе нижней церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге), на листах 1772 г. Л. Зубкова, его же 1791 и 1802 гг.- с планом Соловецкого архипелага, 1827 г.- с 6 Соловецкими святыми, 1837 и 1852 гг.- фигуры святых крупным планом и др.; эстампы вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 г. (оттиски, напр.- ЦАК МДА). Гравюры небольшого размера находятся в сборнике житий Соловецких преподобных нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). 378 Q. Л. 9 об., 38 об.- раскрашенный вариант 1795). Подобные композиции с видом обители и 4 святыми воспроизводились и на эмалевых иконках XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей); на др. представлено 5 святых с Г. (ЦАК МДА). В Соловецком патерике (М., 1895) помещена хромолитография с изображением Г., изданная в с.-петербургской литографии Веферс, на к-рой святой представлен в рост, с куколем и окладистой бородой средней величины (эстамп 1903 - РГБ). В Соловецком мон-ре, где было свое литографское производство, в кон. XIX в. популярностью пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» 1889 г. (СГИАПМЗ). Аналогичный эстамп, возможно с того же оригинала, был отпечатан в 1881 г. в литографской мастерской ТСЛ (РГБ), где в числе 6 Соловецких чудотворцев, стоящих на облаках над изображением мон-ря, Г. помещен крайним справа, в куколе, со скрещенными руками. В нач. ХХ в. мон-рь заказывал цветные литографии с изображением Г. также в литографии Е. И. Фесенко в Одессе. В составе Собора рус. святых погрудное изображение Г. имеется на прориси с иконы 1814 г. мастера П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА (ГРМ),- в левой группе преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в рост, в 1-м ряду правой группы преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ); в числе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Г. присутствует на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей Карельских семинарии в Куопио (ЖМП. 1974. 12. С. 20). В иконографии Всех святых, в земле Русской просиявших, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ), группа Соловецких святых с Г. представлена на острове, на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Э. Некоторые подробности канонизации св. Митрофана Воронежского по мат-лам РГИА//Макариевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. С. 254-256). Однако столь характерный для святительской иконографии атрибут, как Евангелие, практически не встречается на иконах М. Свт. Митрофан Воронежский и прп. Макарий Унженский с Макариевской иконой Божией Матери и видом мон-ря. Икона. 3-я четв. XIX в. (частное собрание) Свт. Митрофан Воронежский и прп. Макарий Унженский с Макариевской иконой Божией Матери и видом мон-ря. Икона. 3-я четв. XIX в. (частное собрание) В наст. время известны единичные образцы изображения святителя до канонизации. На одном из них, написанном в масляной технике на картоне между 1830 и 1832 гг. (после появления работы Шевцова и до торжеств открытия мощей), М.- без нимба, вполоборота влево на темном фоне, возле верхнего края светлая надпись: «Порт[рет] Преосвященнейш[аго] е[пи]скопа Митрофана Воронежск[аго,] в с[х]им[о]н[асех] М[а]кария, скончавшагося 173 года нояб[ря 23]» (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве; см.: Зеленина. 2009. С. 150-151, 156-157. Ил. 125). На небольшом портрете-иконе того же времени (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Там же. С. 152, 156-157. Ил. 126) святой представлен в рост в таком же облачении: в схиме и архиерейской мантии (со светлыми скрижалями и расположенными по диагонали охристыми крестами), голова покрыта куколем. В надписи нет указания на чин святости: «Преосвященный Митрофанъ 1-й Епископъ Bopoheжckiй въ [схиме] Makapiй». Образ исполнен на металле и предназначался для дома или кельи. На обоих памятниках М. изображен с узнаваемыми индивидуальными чертами лица: короткая седая борода, широкие скулы и лоб, сведенные к переносице брови, глубокие морщины на лбу, суровое, даже грозное выражение лица. Портретный характер образа безусловно подтверждает воронежское происхождение произведений. Изображенный здесь и на многих иконах архиерейский жезл с характерным крупным навершием, без сулока, по преданию, принадлежавший святому, хранился в ризнице Благовещенского монастыря: «Посох святителя Митрофана, медный, вызолоченный, витой, яблоки и глава обложены прорезным серебром», в верхнем завершении впереди - ростовое изображение Спасителя, сзади - Распятие Христово (Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

В 1774-1775 гг. по заказу имп. Екатерины II Ф. И. Шубин создал серию барельефов с поясными портретами рус. князей для круглого зала Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1849 - в Оружейной палате, копии - в куполе главного круглого зала Московского Сената, а также в Петровском дворце и в здании Сената в Московском Кремле), куда входило изображение И. В. ( Рязанцев. 2003. С. 16, 117, 470). Он также представлен в 2 разных по размеру сериях бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1854, 60-70-е гг. XIX в., собрание Н. С. Тагрина; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85. Примеч. 238); бюсты установлены на круглых постаментах с именами правителей. «Иоанн разрывает ханскую грамоту». Гравюра по картине Н. С. Шустова. 1862 г. (РГБИ) «Иоанн разрывает ханскую грамоту». Гравюра по картине Н. С. Шустова. 1862 г. (РГБИ) Изображение «Родословного древа русских князей и царей», включающее портрет И. В., встречается на декоративных костяных пластинах холмогорской работы 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ), кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. (повторяет портретные медальоны Шубина; ГРМ), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из колл. М. Н. Бордыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 230-233); известна резная костяная кружка авторства Дудина (70-е гг. XVIII в., ГЭ), украшенная 58 медалями с портретами рус. князей и царей ( Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470). В разных видах изобразительного искусства существуют исторические композиции, где представлены жизнь и деятельность И. В. Большое количество миниатюр, посвященных И. В., содержится в Голицынском и Шумиловском томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225; F.IV.232). На миниатюрах И. В. показан младенцем, безбородым юношей, молодым мужчиной и старцем. Как правило, на нем богатая княжеская одежда разных цветов: кафтан, шуба и княжеская шапка. Индивидуальных отличий иконография И. В. на миниатюрах свода не имеет, поэтому во мн. случаях его невозможно отличить от др. персонажей.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Фронтальное погрудное изображение И. Д. есть на картине И. И. Никитина «Родословное древо русских царей» (1731, ГРМ; Гос. Рус. музей. 1980. С. 216. Кат. 3803; Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998. С. 186. Кат. 23). В композициях с изображением родословного древа и таблиц рус. государей портрет И. Д. также встречается на гравюрах и литографиях XVIII - нач. XX в. (ГИМ, ГЛМ, РГБИ; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240). Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Получили распространение декоративные костяные пластины холмогорской работы с изображением «Родословного древа русских князей и царей»: 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей), известна резная костяная кружка Дудина 70-х гг. XVIII в. (ГЭ; Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470). Образ И. Д. неоднократно воплощался в скульптуре, напр. в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова), барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина, созданных для интерьера Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1831 находятся в Оружейной палате Московского Кремля, их копии - в Петровском дворце и здании Сената в Кремле), в составе 2 серий бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1849, 60-70-е гг. XIX в.; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85). Существует серия рельефных инталий на зеленой сибир. яшме с изображениями рус. правителей, созданная по заказу Я. В. Брюса нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ок. 1723, ГЭ; Рязанцев. 2003. С. 97, 104-105). Согласно «Запискам» Я. Штелина, по представлению А. А. Нартова на основе серии Дорша в 70-х гг. XVIII в. были созданы медали, на лицевой стороне к-рых размещались портреты правителей в окружении легенды с именем и титулом, на обороте - краткая надпись, характеризующая события жизни и правления изображенного персонажа. Порядок перечисления князей и царей, их жизнеописания и даты взяты из «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова 1760 г. Внизу проставлен номер медали в серии; И. Д. изображен на медали 35 (резчик И. Б. Гасс; Щукина. 2000. С. 40, 63-64. Прил. С. 256). Коллекция факсимильных копий «ломоносовских» медалей была выпущена в 2002 г. (НПО «Геральдика»), в ней изображение И. Д. находится под 56.

http://pravenc.ru/text/469776.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010