Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского 182 В тесной связи с только что рассмотренной статьёй («Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского »), своего рода продолжением и восполнением её служит очерк профессора И.В. Попова «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского ». Очерк имеет введение (без заглавия) и три главы: I. Виды обоснования аскетизма. II. Цель подвижничества по учению преподобного Макария. Ш. Подвижничество как условие обожения. Во введении отмечается, что в позднейшей литературе, посвящённой истории первохристианского аскетизма и начального монашества, имеется важный пробел – почти полное игнорирование внутренней стороны христианского аскетизма, оправдания его со стороны цели и значения в духовной жизни человека. В I главе усматривается несколько видов обоснования аскетизма, которые встречаются в Патрологии. В аскетизме харизматических проповедников отличительной чертой было отречение от собственности (Дидахи). Ценилось оно не само по себе, а лишь как средство для беспрепятственного служения Слову. Немного позднее аскетизм, как воздержание, рекомендуется в качестве средства для стяжания даров Святого Духа. «Если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа Святого, если же осквернишь Духа Святого, не будешь жить» ( Ерм ). Время гонений потребовало стойкости веры вплоть до мученичества. Средством, закаляющим волю, признаются аскетические упражнения, особенно пост, поставляемый в тесную связь с милосердием и благотворением ( Тертуллиан , Ориген ). Важной формой обоснования аскетизма служит психологический дуализм, сущность которого сводилась к признанию противоположности духа и тела (святой Василий Великий ). На Западе представлялось юридическое обоснование аскетизма, согласно которому аскетизм необходим для умилостивления разгневанного Бога. Тяжесть искупительного подвига человека соразмерялась с глубиной грехов. Величием «благоприятной жертвы», приносимой человеком, определяются и ступени небесного блаженства ( Тертуллиан , святой Киприан). Возможно ещё и мистическое обоснование аскетизма, когда подвиг признаётся средством для достижения мистического состояния духа. Именно эта форма и присуща преподобному Макарию. Мистик путём упорной внутренней борьбы уподобляется объекту своих стремлений, достигает общения, единения с ним, соприкасается с ним, от чего испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение, радостное чувство любви и блаженства, вступает в состояние мистического экстаза. В момент восхищения души в область небесного в ней умолкают все земные движения – наступает ненарушимый покой. Пример мистического обоснования аскетизма дан ещё Плотином, рекомендовавшим для достижения блаженного состояния – мистического единения с Богом – отрешение от всего чувственного и концентрацию сознания на идее Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Св. мученица Агрипина. (Скорби ведут на небо). I. Св. ныне ублажаемая мученица Агрипина была римлянка, дочь благочестивых родителей, которые с малолетства воспитали ее в христианской вере и благочестии. Достигши зрелого возраста, она не вступала в супружество и, живя благочестиво, много приносила пользы другим своими задушевными беседами о вере и жизни христианской. Когда император Валериан открыл гонение на христиан, то не оставили и ее в покое. Ее обнаженную бичевали палками до сокрушения костей и наконец связали веревками так сильно, что она умерла в муках. Мощи св. Агрипины погребены были в Сицилии, а около IX века перенесены в Константинополь. II. Мы видели, братия, что св. муч. Агрипина взошла на небо и наследовала царствие небесное путем тяжких страданий и скорбей. И действительно, если размыслим, как должно, мы увидим, что скорби – лествица, возводящая на небо. На небо иного пути кроме крестного не было, нет и не будет. а) В этом удостоверяет нас вся история святых. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и все святые скорбным путем шествовали, который и всем нам заповедан Господом, как подражание Ему, по слову Его: «иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин». б) " Богом определено, как говорит св. Макарий египетский , чтобы путь, вводящий в жизнь вечную, был со скорбию, с теснотою, со многими испытаниями, с самыми горькими искушениями, чтоб как по милосердию Божию, так и по правде наследовал человек блага небесныя. Как обетования Божии велики, неизглаголанны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды, великие подвиги и долговременное испытание. Со Христом желаем мы царствовать безконечные веки: ужели не решимся с усердием в продолжение кратковременной жизни этой до самой смерти терпеть борения, труды и искушения? Божественный апостол, провидя духом небесное воздаяние, уготованное за скорби, сказал, что скорби сего века недостойны той небесной славы, которая явится в нас по переходе в вечность». (Твор. св. Макария египетского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского 448 В довольно значительной литературе по истории первохристианского аскетизма и начального монашества, появившейся в последнее десятилетие 449 и имеющей немало прекрасных исследований, есть, однако, один важный пробел. В истории аскетизма нужно различать, во-первых, смену, преобразование и развитие аскетических форм жизни, каковы: отречение от брака, пост, добровольный отказ от собственности, продолжительные бдения, странничество и т. п. Во-вторых, историк может сделать попытку глубже проникнуть в самый смысл аскетических форм жизни и проследить историю обоснования аскетизма. Для того чтобы подвергать себя лишениям, необходимо ясно сознавать их нравственную или религиозную цель. Каждая эпоха, каждая группа церковных писателей, а иногда и отдельная личность старались дать свое собственное оправдание аскетизму со стороны его цели и значения в духовной жизни человека. В новейшей литературе эта внутренняя сторона христианского аскетизма почти совершенно игнорируется. Вместо этого говорят о возникновении и характере постов в древней Церкви, о первохристианских девственниках и девственницах, о харизматиках, об аскетизме александрийской школы. Все это, конечно, важно и необходимо для выяснения истории первоначального аскетизма, но еще не охватывает предмета всесторонне. Внутренняя сторона древнехристианского аскетизма и история его обоснования в патристической литературе не менее важна, и проницательный исследователь найдет здесь отнюдь не менее исторического движения. Прежде всего, только обоснование аскетизма сообщает его различным направлениям индивидуальность. В самом деле, запас аскетических форм крайне ограничен. Для подавления своей чувственной природы трудно придумать что-либо, кроме воздержания от брака, поста, бдений и физического труда. Поэтому внешняя сторона аскетизма служит общим достоянием не только всех религий, но и многих философских систем. Аскетизм индийских браминов, иудейских назареев и ессеев, пифагорейцев, платоников и христиан облекался приблизительно в одни и те же внешние формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

иером. Макарий Симонопетрский Память святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа В начале IV в., во время короткого правления в Восточной Римской империи жестокого Максимина Дайи 481 , в Александрии Египетской возникли смуты. Они были вызваны политическими раздорами и растущими успехами христианской проповеди перед лицом язычества. Когда к Максимину прибыло посольство из Александрии с просьбой вмешаться, император поручил одному из советников, по имени Мина, примирить соперничающие партии. Мина, знатный и образованный афинянин, получил за необычайное красноречие прозвище Калликелад, т. е. сладкозвучный 482 Однако его повелителю не было известно, что Мина уже много лет являлся тайным христианином и только ждал знамения от Бога, чтобы открыто заявить о своей вере, не желая безрассудно подвергать себя преждевременной смерти. Прибыв в Египет, Мина очень скоро восстановил в городе согласие и мир, полагаясь как на мудрость своих слов, так и на полученную им от императора власть. При этом он не только не мешал проповеди Евангелия, но и всячески ей содействовал и покровительствовал. Презирая словесные ухищрения и мудрость мира, он открыто проповедовал язычникам спасение Христово и укреплял в вере христиан, подтверждая свое свидетельство многочисленными чудесами. Стоило ему только возложить руку на приходивших к нему больных и осенить их знамением креста, как к ним тотчас возвращалось здоровье, и они уходили, прославляя Бога. Будучи свидетелями таких великих чудес, жители Александрии, столицы язычества, во множестве отрекались от идолопоклонства, ниспровергали капища и приходили к святому, ища у него живой воды христианского учения. Когда император узнал о том, что главный город Египта вскоре может целиком обратиться в христианство и причиной этому – тот самый человек, которого он направил туда в качестве полномочного посланца, он испугался и решил, что за всем этим кроется какой-то заговор и Мина желает отнять у него власть. Тогда правитель решил отстранить Мину от должности и послать в Александрию другого чиновника, по имени Ермоген, поручив ему восстановить в городе авторитет верховной власти и заставить Мину отказаться от христианской веры под страхом мучительной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» глас 8 Песнь 1. Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Припев: Святая великомученице Варваро, моли Бога о нас. Воду нечестия тименну оставивши, к воде чистительной притекла еси, Варваро, и наша очисти сердца, чисто пети твоя страдания. Водою крещения очистившися, великомученице, чистому Жениху, Христу, прилепилася еси, Емуже и нас чисто присвой, молитвами твоими. Слава: В воде потопльшему змия лукаваго подобящися, кровию твоею страдальческою вражию погрузила еси силу, страстоносице, от негоже и нам избавитися Спаса умоли. И ныне: Воду слез очищающую, Пречистая, подаждь ми и, очистивши мя от кала беззаконий, чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу. Песнь 3. Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче. Небеснаго круга смотряющи украшение, мудрая дево Варваро, Верхотворца познала еси, Егоже и возлюбльши, Тому служити изволила еси; и нас в любви Его утверди, молимся. Небеснаго Творца в Троице пресветлое изобразующи естество, три окна в бане отечестей изобразити повелела еси, Троическому покланятися учащи Божеству, Емуже и нас вечно покланятися сподоби. Слава: Небеснаго чертога желающи, небесному Жениху чистоту девства твоего соблюла еси, временнаго презревши; и мене в чистоте Тому служити, мученице, укрепи. И ныне: Небеснаго Творца, Богородице Всепетая, порождши, небес пространнейша явилася еси; мене от пространнаго пути погибельна уклонши, на небесный путь настави, молюся. Седален, глас 3. В страдании твоем вся удивила еси, яко претерпевши мучителей раны, вязания, муки и темницы, Варваро прехвальная. Темже и венец с небесе тебе даде Христос, к Немуже, возжелевши усердно, притекла еси; Той благодать подаде тебе, мученице, врачевания источати человеком.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-moleb...

04.08.2017 История разделения Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва». Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва». Первые три казни египетские, предсказанные Моисеем, – превращение воды в кровь, засилье жаб по всей земле, по всем жилищам, нападение несметного множества блох на скот и людей — были обращены не только на египтян, но и на евреев. За что же Бог наказывал Свой народ? В Библии сказано, что евреи пришли в Египет во время великого голода, пользуясь покровительством Иосифа, которого прежде братья продали в рабство, а Бог промыслительно сохранил и возвысил его в чужой стране (см. Быт. 37—47). Благодаря талантам Иосифа как государственного деятеля его отец и братья были приняты фараоном с почетом и уважением. Полученный в Египте высокий кредит доверия евреи могли использовать, чтобы обратить язычников к Единому Истинному Богу. Вместо этого они не только растеряли свою веру, но и заразились от египтян язычеством. Духовный регресс евреев низвел их до положения рабов и физического истребления. Та же последовательность падения прослеживается и в Адаме: как только он разорвал союз с Богом, его постигла духовная смерть, а затем последовала смерть физическая. Эта закономерность известна всем внимательным к своему духовному состоянию людям: сначала человек переступает через свою совесть, а затем следуют душевные и телесные скорби. Потому игумен Никон (Воробьев) вслед за святыми отцами говорил: «Не хочешь скорбей — не греши». Когда Моисей по повелению Божию вернулся в Египет, он увидел толпу рабов – ропщущих, унывающих, трусливых, упрямых, не доверяющих ни его словам, ни чудесам, которые ясно показывали, что он посланник Божий. Что уж говорить о египтянах — они тем более не поверили ему. И чтобы все эти люди окончательно не погибли в своих заблуждениях, первые казни Господь насылает на всех, кто жил в Египте. И только четвертая казнь – нападение слепней или оводов на скот и на людей, обрушивается исключительно на египтян. Неужели Бог пожалел одних, а мучения других решил продолжить? Разумеется, нет. Прекращение казней в отношении евреев свидетельствует, что они ранее египтян опомнились от заблуждений и откликнулись на вразумления Божии. Им хватило трех ударов, чтобы прийти в себя.

http://new.izdatsovet.ru/news/istoriya-r...

II. Первые пустынножители Павел и Антоний Во время гонения Диоклетианова множество христиан, слишком робких, чтобы идти на мучение и мученичество, но слишком твердых в вере, чтобы отречься своих убеждений, удалились в пустыни, где тираны не могли их преследовать. Бог внушил им такое переселение, чтобы они могли послужить учреждению жизни отшельнической. Ему благоугодно было даровать миру, извращенному идолопоклонством, пример христиан, доводивших до совершенства подвиги во всех добродетелях. В противоположность человеку чувственному, плотскому, взирающему только на этот мир и полагающему все свое благополучие в наслаждениях чувственных», Богу угодно было проявить человека, мыслящего только о мире будущем, презирающего все, что язычество учило любить страстно и ценившего только наслаждения духовные. Первый из удалившихся от Мира, чтобы посвятить жизнь свою Богу, был молодой Египтянин именем Павел. Шестнадцати лет от роду 693 он получил в наследство от родителей значительное состояние; жил он в нижней Фиваиде со своей сестрой, уже замужней; получил он тщательное воспитание, изучал литературы греческую и египетскую и отличался любовью к Богу и кротостью. Когда началось гонение Дециево, ему было двадцать три года. Сначала удалился он в загородный, очень уединенный дом, но зять его, желавший наследства, хотел на него донести, не взирая на слезы жены своей, умолявшей пощадить брата. Павел, предупрежденный о злобных против него намерениях, удалился в пустыню, чтобы там дождаться окончания гонения. Мало-по-малу он достиг горы, при подошве которой находилась обширная пещера, прикрытая камнем. Из любопытства, он вошел туда и очутился в просторной горнице, освещенной сверху, и над которой наклонила ветви свои старая финиковая пальма. Из горы истекал ручей и после недальнего течения исчезал в земле. Павел нашел там молотки и формы, служившие фальшивым монетчикам при царствовании Клеопатры и Антония. Он избрал эту пещеру себе в жительство. Старая пальма доставляла ему пищу и одеяние. Он перестал думать о возвращении в мир и провел всю жизнь свою в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

     Как Господь учил в евангельской проповеди, так Он и делает Сам. Бог есть Любовь, и все его дела – милосердие, но очень часто мы их не видим, как не замечает маленький ребенок помощи и поддержки родителей. С двух-трех лет он начинает говорить: «Я сам!», и считает, что излишняя опека родителей сдерживает его развитие. Он протестует против навязчивых родительских назиданий и в подростковом возрасте, все хочет попробовать, все испытать. Все сам! Чтобы эти эксперименты не привели к плачевным последствиям, мудрые родители просто меняют формы контроля и способы своего участия в жизни любимого чада. Так поступает и Господь. Порой Он творит чудеса, чтобы привлечь людей к Себе. В прежние времена, когда люди были более своенравны и менее дисциплинированы, чудес было значительно больше. Когда практически все верили в того или иного бога, чудеса были доказательством силы и могущества богов и даже предметом состязаний. Так, Моисей чудесами убеждал фараона и египетских жрецов освободить народ Божий из плена тяжелой, изнурительной работы. Когда он бросил свой жезл на землю и тот превратился в змея, жрецы повторили то же самое со своими жезлами. Но змей Моисея пожрал жреческих змей, и это указывало на то, что Бог Моисея сильнее богов фараона. Так же, с помощью чуда, святой пророк Илия показал несостоятельность Ваала и его жрецов. Даже среди своих, внутри своего сообщества, Аарону и Моисею иногда приходилось решать дела, прибегая к чуду. Можно вспомнить чудо процветшего Ааронова жезла, который был положен в ковчег завета в числе двенадцати других. Для людей той культуры чудо не было чем-то из ряда вон выходящим. Оно было подтверждением правоты человека в религиозном споре, знаком, что Бог – с ним. В нашем современном технологическом мире человек, даже посещающий храм, зачастую пренебрегает чудесами, считая их достоянием людей «тёмных», не просвещённых светом научно-технического прогресса. Вера в чудеса, считает он, отвращает его от Христа и Евангелия. А если речь идёт о неверующих, впору вспомнить притчу о богаче и Лазаре. Когда богач попал в ад, он просил Авраама за своих братьев, просил послать к ним Лазаря, чтобы он образумил их, «и они не пришли в это место мучения». Авраам напомнил богачу, что его братья имеют Моисея и пророков, пусть их слушают. Но богач настаивал: нет, необходимо чудо – чтобы кто-то из мёртвых воскрес и пришёл к ним, тогда они поверят Богу. Авраам ответил, что они всё равно не поверят. При нежелании каких-либо изменений в духовной сфере всегда можно найти объяснение чуду: или просто не поверить, или объяснить его устраивающим человека способом. И Авраам знал, что братья богача так и поступят, явись к ним Лазарь, поэтому и сказал, что бесполезно для них творить чудеса, ибо чудо действенно для тех, кто расположен его принимать.

http://pravoslavie.ru/112581.html

В.М. Тюленев Глава I. У истоков латинской христианской историографии: Лактанций и его De mortibus persecutorum § 1. Первые христианские хроники и «интеллектуальный переворот» начала IV в Христианство, смысл которого заключался в реализации ожидаемого, предсказанного в глубокой древности пророками Воплощения Бога, призванного искупить грех еще более древний, довлевший над человечеством от начала истории, неизбежно обращалось к проблеме времени, воспринимало мир исторически. Однако между рождением христианства и появлением на свет первых христианских исторических сочинений, если не принимать в расчет «Деяний апостолов» Луки, не создавших литературной традиции, 111 насчитываются столетия. Первые серьезные попытки христиан осознать собственное прошлое предпринимались вне рамок историографического жанра и служили главным образом апологетическим целям. Интерес христианских апологетов к прошлому был связан прежде всего с попытками доказать своим оппонентам из числа язычников, главным образом эллинов, древность и исходящую из нее истинность христианства. 112 Уже Иустин Мученик в своих «Апологиях» вслед за иудейскими апологетами II в. до нашей эры ставит ключевой для всей последующей христианской апологетической литературы вопрос: кто древнее, Гомер или Моисей, языческие поэты и философы или же патриархи и пророки? 113 Этот вопрос будет волновать как греческих защитников христианства, таких как Татиан , Феофил Антиохийский и Климент Александрийский , так и их латинских единоверцев, и в первую очередь Тертуллиана . Еще до появления первых собственно исторических сочинений Татиан и Феофил свои теоретические рассуждения и литературные аналогии, которыми были богаты и «Апологии» Иустина, дополняют хронологическими изысканиями. 114 Активно привлекая свидетельства Иосифа Флавия, Пероса Халдейского, Менандра Пергамского, Птолемея и Апиона Египетских, историков-финикиян, а также используя списки аттических и македонских царей, Татиан пытается доказать, что Моисей, первый правоверный мудрец, жил не просто раньше Гомера, первого языческого поэта, но еще до основания Трои, за четыреста лет до Троянской войны (Tatian.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Греч. Πατερμοθιος, Κπρης (Κοπρς) κα Αλξανδρος] († 363), мученики Египетские (пам. 9 июля; пам. греч. 17 дек.). Сохранилось греч. Мученичество П., К. и А. (BHG, N 1429), в к-ром рассказывается, что имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию. Там к нему привели епископов Евгения и Макария (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.), к-рых Юлиан, подвергнув жестоким пыткам, сослал в Мавританию. Мн. др. христиане были также отправлены в изгнание. В это время в егип. пустыне подвизались 2 богобоязненных отшельника - 75-летний старец П. и его ученик, 45-летний К. Однажды П. толковал ученику отдельные места из НЗ и ВЗ. После этого К. попросил учителя объяснить его ночное видение: вначале перед К. предстал муж в белых одеждах с посохом в руке, но затем появился некто в черном с палкой и окутанный дымом. Он приблизился и обнял К.- тот тоже оказался в дыму, символизировавшем его прегрешения. С неба раздался глас, возвестивший, что плод К. увянет, но затем, изменившись, вновь расцветет. П. сказал, что этот сон предостерегает К. от отречения от Христа. Через нек-рое время Юлиан Отступник прибыл в Египет, язычники донесли ему, что в пустыне живут 2 христианина, к-рые многих отвратили от поклонения идолам. По приказу императора П. и К. были схвачены, первого бросили в темницу, второго Юлиан стал склонять к отступничеству. Император сказал, что и сам прежде верил во Христа, но тогда влачил жалкое существование. Обратившись же к языческим богам, он стяжал славу и богатство. К. прельстился словами имп. Юлиана и принес жертву Аполлону. Узнав об этом, П. горячо молился Богу о своем падшем ученике. На следующий день старец предстал на допросе перед императором и К., к-рый был одет в роскошные одежды. Вначале К. заявил, что П. препятствовал его земному благополучию, но потом, вразумленный словами учителя об Истинном Боге и Царствии Небесном, он раскаялся и вновь объявил себя христианином. Разгневанный имп. Юлиан приказал положить К. на язык раскаленные щипцы, но по молитве П. они остыли. Император приговорил отшельников к сожжению заживо. Перед тем как войти в пылающий костер, П. и К. вознесли Богу молитву, и ангел Божий затушил пламя. Тогда Юлиан Отступник приказал приготовить для них раскаленную печь. Видя стойкость К. и П., воин А. уверовал во Христа и решил принять мученическую кончину вместе с ними. Он вошел в печь прежде отшельников и предал Богу душу. П. и К. вновь остались невредимыми. Юлиан склонял их принести жертвы богам. На это П. ответил, что вскоре император погибнет на войне за свое нечестие. Юлиан приказал отрубить отшельникам головы, что и было исполнено 10 дек.

http://pravenc.ru/text/2579744.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010