Иероглифическое письмо Иероглифическое письмо ( γρα’μματα ερογλυφικα’есть способ обозначения слов, понятий и духовных символов посредством изображений животных, растений, членов человеческого тела, произведений искусства и символов, заимствованных из мира действительного. Психологический принцип этого письма одинаков с принципом изображения отдельных слов или целых предложений посредством так называемых ребусов. По своему характеру иероглифическое письмо соответствует начальной ступени человеческого развития и на последующих ступенях развития сменяется письмом иного, более упрощенная типа. Как показывает история культуры, иероглифическое письмо было свойственно многим народам древности, в частности египтянам, хеттеям, этрускам, мексиканцам, перуанцам, древним аккадцам и др. Вместе о этим история развития ассиро-вавилонских, китайских и индийских письмен с несомненностью убеждает, что в основе их первоначально находились иероглифические письмена. Местом наибольшая развития и наиболее продолжительного существования иероглифического письма был Египет, где открыто много памятников с применением этого рода системы письма. Время возникновения иероглифического письма у египтян не может быть определено с точностью. Сами египтяне считали это письмо одним из откровений бога Тота. Памятники египетского иероглифического письма свидетельствуют о существовали его у египтян за четыре тысячи лет до р. Хр. Явившееся в столь отдаленное время истории, это письмо имело весьма большую продолжительность: позднейшие памятники его относятся ко времени после р. Хр., ко времени римского императора Декия. В истории развития его египтологами отмечаются пять периодов: 1) от самого начала египетской письменности до времени VI династии; 2) с VI династии до включительно (до начала 2-й половины 2-го тысячелетия до р. Хр.); 3) от династии до времени вторжения в Египет персов (VI в. до р. Хр.); 4) со времени вторжения персов до завоевания Египта греками (VI-IV в. включительно), 5) со времени завоевания Египта греками до римского императора Декия (III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества Древнехристианский период заканчивается приблизительно с началом V века: историческая грань намечается фактами разделения Римской Империи на Западную и Восточную в 364 году и падением Рима в 410 году. В этот период быт и искусство культурных классов, торговля, условия городской жизни, искусство и художественная промышленность, словом, вся показная сторона жизни, за исключением народных бытовых форм, носит римский характер. Под римским характером и римским стилем искусства следует разуметь историческую прививку греческой культуры и искусства к покрывшему мир древу Римской Империи, которая господствует в первые века христианской эры от крайнего Запада древнего мира до Востока, от Испании до Египта и Сирии, всюду внося порядок и государственные формы цивилизации. Основание Византии и перенесение в нее государственной резиденции, а отсюда передвижение крупных интересов торговли и перенесение промыслов с Запада на Восток, наконец, падение Рима и культурное возрождение Египта, передней Азии и вообще всего греко-восточного мира способствуют развитию Востока и угасанию Запада. Уже первая половина IV столетия отмечена оживлением греко-восточной образованности и тяготением культурного Запада к восточным центрам, а весь период V–VI столетий должен быть отмечен возрождением греческого искусства и назван греко-восточным периодом. Средоточием культурной и художественной деятельности в эту эпоху являются Малая Азия, Сирия и Египет, а представительными центрами – Константинополь и Александрия, правда, первый позднее, почти в VI веке, тогда как Александрия и Антиохия были центрами культуры уже в предыдущем периоде. Известно, что VI век доселе, и не без основания, называют золотым веком Византии, или эпохой ее процветания, но его подготовка совершилась не в Константинополе. Если, при самом начале этого периода, и выделяется видная политическая роль Византии, этой новой столицы Константина, то политическое ее значение не должно быть отожествляемо с культурным. Культурная роль Византии начинается только с началом шестого века, а художественное первенство – только с царствованием Юстиниана. Самая постройка византийских дворцов, общественных зданий Византии, даже первых церквей, была, прежде всего, слишком декоративной задачей, чтобы быть сколько-нибудь прочной, и уж, конечно, должна была носить характер официально принятый и наименее оригинальный. По-видимому, в Риме, под влиянием рано усилившегося папства, были более значительные постройки христианских церквей, чем в самом Константинополе, почему и сохранилось их там более 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Глава V Кровопролитие в Иерусалиме, произведенное Иасоном, и постыдный конец жизни этого беззаконника ( 2Мак.5:1–10 ). Неистовства Антиоха в Иерусалиме (ср. 1Мак.1:16–28 ) ( 2Мак.5:11–20 ). Угнетение народа жестокими приставниками Антиоха ( 2Мак.5:21–27 ). 2Мак.5:1 Около этого времени Антиох предпринял другой поход в Египет. О походе Антиоха в Египет – ср. 1Мак.1:17 и д. 2Мак.5:2–3 Случилось, что над всем городом почти в продолжение сорока дней являлись в воздухе носившиеся всадники в золотых одеждах и наподобие воинов вооруженные копьями, и стройные отряды конницы, и нападения и отступления с обеих сторон, обращение щитов, множество копьев и взмахи мечей, бросание стрел и блеск золотых доспехов и всякого рода вооружения. О подобном небесном явлении повествует Иосиф Флавий («О войне Иуд.» VI, 5, 3) перед последнею Иудейскою войною и разрушением Иерусалима, что подтверждает также другой, языческий, писатель Тацит (Hist. V, 3: visae per coelum concurrere acies, rutilantia arma, et subito nubium igne collucere templum). Было ли такое небесное явление, – которое народная фантазия толкует, как предзнаменование тяжких войн и политических бедствий, – чистым плодом возбужденной силы воображения, или действительно представляет результат какой-то необъяснимой связи между небом и землею, между высшим духовным миром и низшим, материальным, – это, при ограниченности наших знаний, остается недоступно окончательному объяснению. 2Мак.5:4 Почему все молились, чтобы это явление было ко благу. «Все молились, чтобы это явление было ко благу…», т. е. к победе Иудейского народа, так как оно во всяком случае возвещало войну. 2Мак.5:5 Когда потом разнесся ложный слух, будто Антиох умер, Иасон, собрав не менее тысячи мужей, сделал внезапное нападение на город; когда они взошли на стену и наконец город был взят, Менелай убежал в крепость. Иасон пользуется для нападения на Менелая слухом о смерти Антиоха – естественно потому, что в этом Антиохе была вся опора Менелая. Взятие города только одною 1000-ю человек является вполне возможным при том условии, что нападение было внезапное, а также ввиду того, что Иасон имел в самом городе немало сторонников, которые много помогали ему в этом деле, по представлении Флавия (Арх XIII, 5, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В.Д. Лихачева II. Искусство VI–VII веков Расцвет византийского искусства, наступивший в VI веке, во многом связан с политическим и экономическим подъемом, который испытывала империя в годы правления Юстиниана (527–565). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Проведенные им аграрные реформы способствовали развитию земледельческого хозяйства. В 536 году было централизовано административное управление империей. Свод гражданских прав, составление которого началось на второй год после восшествия Юстиниана на престол, явился плодом деятельности многих юристов того времени. Он продолжал действовать и в последующие столетия. Вместе с тем это был период все усиливающейся эксплуатации крестьян и простых горожан. Сопротивление народных масс вылилось в 532 году в восстание городской бедноты «Ника» («Побеждай!» – клич, по которому восставшие узнавали друг друга). Восстание было жестоко подавлено. В эти годы в результате кровопролитных войн на западе к Византии были присоединены Италия, юго-восток Испании, Сицилия, Сардиния, Корсика, север Африки, Далмация. Войны на востоке не были столь удачны и завершились прочным миром с Ираном. Византия продолжала господствовать на Черном море, так как ей принадлежали Боспор, Таманский полуостров и Херсон. В результате при Юстиниане империя приобрела такие размеры, каких она ни до, ни после не достигала. В последние годы жизни Юстиниана и при его наследниках северным границам империи постоянно угрожали набеги славянских племен, которые, однако, в начале VII века были временно приостановлены с появлением на Дунае их общего врага – разноплеменной орды аваров. Авары пытались подчинить себе живших на нижнем Дунае славян. Совместно со славянами они не раз осаждали Константинополь и Салоники, нападали на приморские города и острова. Но основным врагом империи в VII столетии стали объединившиеся под знаменем ислама арабы. Под их натиском империя теряла свои восточные провинции одну за другой. При императоре Ираклии Сирия, а затем и Египет были навсегда потеряны для Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ [копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину , еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру , патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний- саламов . Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.

http://pravenc.ru/text/1841199.html

A. P. сохранились на греч. и лат. языках, а также на мн. языках христ. Востока: копт., сир., груз., арм., араб., эфиоп. (геэз) и др. Исследование разных типов A. P. представляет собой сложную проблему, поскольку их состав, по всей видимости, изменялся неоднократно при редактировании, копировании и переводе и мн. важные звенья этого процесса оказались утрачены. Когда, где и на каком языке (копт. или греч.) были первоначально письменно зафиксированы A. P., однозначно не установлено. Несомненно, складывание изначально передаваемых устно рассказов и изречений известных подвижников в большой корпус было продолжительным по времени и прошло неск. стадий. Франц. исследователь Ж. К. Ги, изучавший греч. корпус A. P., предполагает следующую схему их эволюции: сначала из разрозненных рассказов формировались устные собрания, к-рые затем фиксировались письменно; после этого возникали большие письменные сборники, отражающие 2 основных типа собраний (алфавитно-анонимный и систематический), а на последнем этапе уже происходили отклонения от этих «классических» типов. Существуют и др. гипотезы. М. Двали, исследовавшая груз. корпус A. P., предполагает, что еще до создания 2 основных типов существовала исходная промежуточная форма и разные редакторы разрабатывали этот «диффузный фонд» с разных т. зр., чем и объясняются мн. несовпадения между алфавитно-анонимным и систематическим типами. Местом первоначального складывания A. P., безусловно, был Египет. Однако Ж. К. Ги предполагает, что окончательная редакция основных типов греч. корпуса A. P. сложилась в Палестине в 480-490 гг. Высказывались и более поздние сроки датировки (первые десятилетия VI в.). Приоритет копт. языка в письменной фиксации A. P. отстаивал Э. Амелино . В наст. время большинство исследователей полагают, что A. P. были составлены на греч. языке, гл. обр. потому, что греч. корпус наиболее полный и систематизированный. Греч. корпус A. P. в свою очередь послужил прямой или косвенной основой для всех остальных. Предполагается также, что лат. и копт. (саидский) корпусы A. P. содержат следы более ранних этапов составления A. P., утраченных в греч. рукописной традиции.

http://pravenc.ru/text/75770.html

§13. Классификация религий А. Религии некультурных племен §14. Общий взгляд на религии некультурных народов §15. Народы Африки §16. Урало-алтайские племена §17. Народы Америки §18. Народы Австралии и Океании §19. Образование национальных или государственных религий Б. Национальные религии культурных народов I. Вавилон и Ассирия §20. Источники для изучения религии вавилонян и ассириян; процесс ее развития §21 Мифология вавилонян и ассириян §22 Культ и мораль ассиро-вавилонян II. Хананея и Финикия §23. Общий обзор религиозных верований ханаанских племен III. Египет §24 Общая характеристика древнего Египта, его история и письменные памятники §25. Общий характер египетской религии и постепенный ход ее развития §26. Главнейшие боги египтян §28. Культ и мораль у египтян IV. Китай и Япония §29. Китай, его история и древнейшие письменные памятники §30. Жизнь Конфуция §31. Религия Конфуция §32. Практическая мораль Конфуция §33. Таоизм §34. Религия японцев V. Индия §35. Индусы, их история и памятники религиозной письменности §36. Ведаизм §37. Браманизм §38 Культ и мораль ведаизма и браманизма §39. Философские школы в Индии; джайнизм §40. Современный индуизм VI. Персия §41. Иранцы; древние памятники их религиозной письменности; пророк Заратустра §42. Вероучение маздеизма §43. Культ и мораль маздеизма §44. Позднейший парсизм VII. Греция §45. Общая характеристика религии греков и источники для ее изучения §46. Древнейшая форма греческой религии и последующие ее видоизменения §47. Главнейшие греческие боги §48. Космогонические и эсхатологические воззрения греков §49. Культ и мантика у греков §50. Праздники, игры, мистерии и религиозные союзы у греков VIII. Рим §51. Источники для изучения римской религии, древнейший вид ее и дальнейший процесс развития §52. Главнейшие римские боги §53. Культ В. Всемирные религии I. Буддизм §54. Связь буддизма с браманизмом; религиозная письменность буддизма и биография его основателя §55. Учение буддизма §56. Буддийские монашеские общины §57. История буддизма в Индии и других странах II. Религия Израиля §58. Священная письменность и вероучения древних евреев §59. Обрядовые, нравственные и гражданские законы Моисея §60. История еврейской теократии III. Ислам §61. Религиозное состояние арабов перед появлением ислама §62. Жизнь Мохаммеда §63. Священная письменность и предание мусульман §64. Вероучения ислама §65. Обрядовая сторона и мораль ислама §66. Главнейшие направления и секты в исламе IV. Христианство §67. Общая характеристика христианства в сопоставлении его с другими религиями §68. Основные догматы христианства §69. Богочеловеческая природа Иисуса Христа §70. Нравственное учение и богослужение христианства §71. Разделение христианской церкви на отдельные исповедания  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

А.А. Федоров-Давыдов Глава четырнадцатая. Крестовый поход Фридриха II I. Начало похода Фридрих II принял обет совершить Крестовый поход летом 1215 года со всем пылом юношеской легкомысленной души. Честолюбивые мечты не давали ему покою, в мыслях его носились воспоминания о Фридрихе I и Генрихе VI, по стопам которых ему страшно хотелось следовать. Главным образом его поддерживало и вдохновляло желание распространить свое могущество на Востоке. Но ему нельзя было в то время тотчас же приступить к выполнению своих планов в виду того, что положение его в Европе было не вполне прочно, и он мог потерять здесь свою власть и могущество, отлучившись на Восток со своей армией. В 1220 году его сын, Генрих, был избран его преемником, немецким королем, а сам он коронован императором. Тогда он увидел, что теперь наступило время, когда он может серьезно начать собирать крестовое ополчение для борьбы с исламом, потому что теперь германский престол был формально упрочен за его родом. В это-то время он и послал в Египет часть своего войска, которое, мы видели, высадилось в 1221 году в Дамиетте. II. Политика папы Со времени Иннокентия III папа и кардиналы привыкли смотреть на себя как на единственных, могущественных владык всего мира. Поэтому они боялись и ненавидели всякую светскую власть, которая почему-либо возвышалась и становилась могущественной. Фридрих II сначала не казался им таким лицом, и они всячески поддерживали его. Но дарования Фридриха II, его удачи, ловкость возвысили его на немецком престоле, и такое быстрое возвышение не могло, конечно, понравиться владыке Римской церкви. Наоборот, в нем он видел себе соперника, который теснит его, который впоследствии будет угрожать духовному миру, и он готов был на всякие средства, чтобы каким бы то ни было образом унизить его. Теперь собственно представлялся именно такой удобный случай. Потеря Дамиетты Пелагием падала темным пятном на духовную власть Римской церкви. Чтобы сложить с себя этот тяжелый упрек, лучше всего было втянуть в это дело светскую власть. Фридрих II сам вызвался на это. Таким образом, папа мог одновременно и освободить себя от нареканий, и унизить Фридриха II. Вот почему папа Гонорий втайне обрадовался желанию Фридриха и всеми силами, хотя и не показывая явно вида, старался возможно больше разжечь самолюбивые и властолюбивые планы императора. III. Неудачные приготовления к походу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийская философия ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, создавалась на греческом языке в условиях «ромейского» (букв, «римского») государства с центром в Константинополе, самосознание и формы которого были непосредственно преемственными по отношению к поздней Римской империи. За условную дату начала византийской эпохи можно принять перенесение резиденции Римского императора в Константинополь (к 330 г.), объявление ортодоксального христианства государственной религией (380) или отделение Восточной империи от Западной (395); ее конец был ознаменован завоеванием Константинополя турками-османами в 1453 г. В создании В. Ф. участвовали различные народы: «ромеи», т. е. греки и до конца эллинизированные выходцы из других народов, сирийцы, армяне, выходцы из грузинских земель, славяне и др. Ареал распространения византийской философской культуры первоначально охватывал восточное Средиземноморье, причем особую роль играли такие центры, как Александрия, Антиохия, Газа, Дамаск; после VII в. Сирия, Палестина и Египет отошли к арабской культуре: под конец оставалось два центра В. Ф. – Константинополь и г. Мистра в Пелопоннесе. В. Ф. – прямое продолжение позднеантичной философии. Между ними нельзя найти ощутимой исторической грани. Языческий неоплатонизм и христианская патристика сосуществуют в IV-VI вв.: Прокл, Дамаский, Симликий и др., относимые к заключительному периоду древнегреческой философии, принадлежат также В. Ф. В. Ф. переняла античный понятийный аппарат, проблематику, навыки умственной работы. Для нее характерен намеренный традиционализм, проявлявшийся, между прочим, в том, что новое часто преподносилось как комментарий к старому: к какому-либо античному тексту, позднее – к текстам представителей патристики (напр., творческое комментирование Максимом Исповедником Григория Богослова и Псевдо- Дионисия Ареопагита ). Другим ходовым способом заниматься философией было собирание, сопоставление, сопряжение чужих мыслей, силящееся подняться от эклектики к синтезу. Все это не закрывало путей оригинальности, однако ставило ее в особые условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мавзолей султана Санджара - самый знаменитый памятник Мерва Названия «Мары», «Мерв» носила также вся окружающая область (согласно « Авесте » — страна Маргуш, у греко-римских авторов - Маргиана). Земли Мургабского оазиса всегда привлекали людей своим плодородием и обилием воды. В эпоху бронзы здесь проживали оседлые земледельческие и полукочевые племена, создавшие уникальную культуру древневосточного типа. Если раньше были известны четыре древнейших центра цивилизации ( Месопотамия , Египет , Индия , Китай ), то теперь пятым таким центром признана Маргиана. Столицей этой древнейшей страны предположительно был Гонур , следы которого находятся в 70 километрах к северо-западу от Байрамали. Мерв возник примерно в VII в. до н.э. на месте городища Эрк-кала и очень быстро стал столицей всего оазиса. Само название города и одноименного оазиса интерпретируется по-разному. Уже средневековые ученые пытались объяснить значение топонима «Мары». Географ ал-Йакут ( XII век) считал, что это слово переводится как «белый камень», которым высекают огонь. Гератский автор Абру ( XV век) производил название города от травы «марга» («завитой»), которая в изобилии росла по берегам Мургаба. Некоторые современные ученые переводят слово «мару» как «луга» или «травянистое место», которое позднее могло быть трансформировано в «мур» («птица»). Убедительно выглядит и версия академика В.В.Струве, который выводил слово «марг» из названия сакского племени аморг — предков огузо-туркменского племени «имир» (эмир-или, емрели). В составе государств Ахеменидов и Сасанидов Во второй половине VI в. до н.э. вся область Маргуш была насильственно присоединена к государству Ахеменидов . Но в 522 г. до н.э. вспыхнуло восстание, жестоко подавленное. Бактрийский сатрап Дадаршиш присоединил Мерв к Бактрии . В IV в. до н.э. Александр Македонский , уничтожив ахеменидскую армию, подошел к Мерву. По словам римского историка Курция Руфа ( I век), Александр выстроил недалеко от города шесть крепостей, а сам Мерв получил название Александрия Маргианская. Однако владычество завоевателей было недолгим. После смерти императора земли Южного Туркменистана вошли в состав возникшего государства Селевкидов . В конце IV в. до н.э. Мерв захватил Селевк Никатор . В оазисе произошли какие-то события, после чего город был разрушен. Во время правления селевкида Антиоха Сотера (280-261 годы до н.э.) город восстановили, после чего он стал именоваться Антиохией, или Селевкией. Антиох велел окружить город стеной, равной в окружности 1500 стадий (230 км). Сам Мерв к этому времени уже перешел за пределы Эрк-калы и располагался на территории, охваченной стенами городища Гяур-кала.

http://drevo-info.ru/articles/21243.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010