Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству причинявшие много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563 года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив вернуть его городу, если Господь дарует ему победу. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть». Весть о кресте быстро разнеслась по Полоцку. Местное население, согласно донесениям папского нунция в Рим, «публично молилось о даровании победы московитам» и всячески приветствовало единоверцев. Полоцк был хорошо укреплен, но продержался всего 16 дней. По приказу Ивана Грозного в Полоцке был построен Нижний замок. Одним из его оборонительных сооружений стал массивный насыпной земляной вал, сохранившийся до нашего времени (и послуживший основанием для трибун стадиона «Спартак»). Этот вал до сих пор называется валом Ивана Грозного. И крест Евфросинии Полоцкой был возвращен Полоцку – царь сдержал свое слово. Пытаясь спасти положение, с их точки зрения – весьма неважное, литовские паны начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но замириться не удавалось: Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского, тем более теперь, после возвращения городу креста Евфросинии Полоцкой. 10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии – государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского.

http://pravoslavie.ru/put/56194.htm

Евфросиниевский крест — это не только шедевр древнерусского искусства, но, как ни странно, и памятник письменности XII века. По боковым сторонам креста преподобной Евфросинией было написано заклятие от воровства: «пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие». Заклятие действительно способствовало сохранению святыни. Во многом благодаря ему крест преподобной Евфросинии в числе очень немногих подписных изделий XII столетия дошел до нашего времени. До прихода безбожной власти князья и цари хотя и вывозили временами крест из Полоцка, но старались сохранить его в целостности, поновляли украшения. В 1992 году, во время празднования 1000-летия Полоцкой епархии, после многих попыток найти крест (даже ООН искала его в США) было принято решение о воссоздании уникального креста по рисункам и фотографиям. В 1997 году восстановленный крест, изготовленный мастером Н. П. Кузьмичем, был торжественно принесен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Сейчас он находится в алтаре Спасо-Преображенской церкви и выносится для поклонения по воскресным дням после ранней литургии. Но не все ученые потеряли надежду отыскать оригинальный Евфросиниевский крест. Согласно одной из легенд, он никогда не покидал города над Западной Двиной: дело в том, что в свое время было изготовлено несколько копий креста, чтобы обезопасить святыню от многочисленных врагов и не погружать мощевик в воду при водосвятных молебнах. Говорят, что именно одна из этих копий и исчезла во время войны. Поэтому ученые надеются, что оригинал и по сей день находится не в заморских частных коллекциях и не в российских фондохранилищах, а надежно замурован в нише Софийского собора и со временем еще вернется к полочанам.

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

Вот ужо лопата на гумне, она отделит плевелы от пшеницы. Страшусь, сестры мои, как бы среди вас не нашлись плевелы, которые будут преданы огню неугасимому. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб приятный Богу». Мать-игуменья так молилась Господу о вверенных ей сестрах обители: «Сотвори их овцами двора Твоего и будь им Пастух и Дворник, дабы ни едина из них не была украдена волком — губителем диаволом; будь им, Господи, оружие и забрало, да не сойдет на них зло, да не приблизится рана к телам; но погуби нас с нашими беззакониями, ибо на Тебя полагаем упования наши — на Бога для знающих Тебя; Тебе возносим хвалу до последнего нашего вздоха». В 1161 г. усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель — мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы, услышав при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее». В этот храм преподобная пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Господа. Внутри Храма, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Здесь хорошо были слышны слова Богослужения и пение сестер, а сквозь небольшое окно в стене открывались ее взору поля и древний Полоцк с его храмами. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином (1143—1180), она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке (1156—1169) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя святого Александра Невского (1263; память 23 ноября (6 декабря)), взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.

http://pravicon.com/info-2284

Ефросинии Полоцкой. 1997 г. Мастер Н.П. Кузьмич. (Спасо-Преображенского ц. Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Воссозданый крест прп. Ефросинии Полоцкой. 1997 г. Мастер Н.П. Кузьмич. (Спасо-Преображенского ц. Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Облик утраченного креста зафиксирован на рисунке худож. Н. М. Менцова, сделанном в сент. 1841 г., в период пребывания Е. к. в Казанском соборе С.-Петербурга, судить о его цвете можно по хромолитографии с акварели М. Брукса (опубл. в кн.: Петров, Городецкий. 1890. С. 24. Вклейка). Известно, что в кон. XIX в. членом Совета Полоцкого церковного братства свящ. Михаилом Дубровским была сделана опись Е. к. Согласно описи, из 20 эмалевых иконок, находившихся в кресте, отсутствовала тогда одна, 5 других были повреждены. Как свидетельствует акт передачи Е. к. от 21 нояб. 1929 г., составленный Ластовским, изображения 3 святых были выломаны, а 13 был нанесен значительный ущерб. Из драгоценных камней уцелели 2 - аметист и гранат, на месте других остались пустые гнезда, в нек-рых находились кусочки разноцветного стекла. На верхней поперечине не хватало 2 пластин золота и дерева. Главным источником для изучения и последующего восстановления Е. к. стали негативы 1896 г., обнаруженные Л. В. Алексеевым в архиве историка лит-ры и палеографа И. А. Шляпкина (ныне архив Ин-та истории материальной культуры РАН). Е. к. представлял собой напрестольный 6-конечный крест длиной 113/6 вершка (51 см), верхнее перекрестье - 3 вершка (13,3 см), нижнее - 45/8 вершка (20,6 см). На кипарисовую основу были набиты пластины: золотые - на лицевую и оборотную стороны (по 11 на каждую), серебряные позолоченные - на боковые. Каждую из пластин (кроме боковых) украшали изображения святых и пальметты, выполненные в технике перегородчатой эмали, в той же технике были сделаны надписи на верхнем средокрестье. В средокрестьях помещалось 2 небольших креста (4-конечный вверху и 6-конечный в центре), декорированные треугольными и ромбовидными отверстиями. В лицевую сторону были вмонтированы драгоценные камни (для 8 больших сделаны сквозные отверстия в пластинах), по контуру крест оправлен жемчугом.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Евфросиниевская трапезная церковь В 1833 г. жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросиньи в обитель, основанныю ею. И только в 1910 году мощи святой вернулись в родную обитель. Но не долго пробыла в своей обители преподобная. В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты. Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез. В 1960 г. монастырь был вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась. Звонница В 1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня - вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе. В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-61 гг.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения. В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм - «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор - уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. - от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=00287

У. Ластовским, которая и доставила Е. к. в Минск, где он нек-рое время находился в музее. Оттуда в 1929 г. в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилёв (не осуществлено) Е. к. был передан в Могилёвский краеведческий музей. В 1933 г. в здание музея въехали Могилёвский обком и горком партии. По словам директора музея И. С. Мигулина, в старом помещении музея до начала войны оставался сейф с экспонатами, среди к-рых находился Е. к. Могилёв был занят нем. войсками 26 июля 1941 г. (оккупация продолжалась до 28 июня 1944), и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Согласно этой версии, сейф был вскрыт и опустошен немцами, местонахождение его содержимого в наст. время неизвестно ( Мигулин. Правда о кресте). Однако могилёвские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 г. в здание вошла группа людей в форме НКВД, к-рые открыли сейф ключом, сложили ценности в подготовленные заранее мешки и отбыли в неизвестном направлении (Животворный символ Отчизны. 1998. С. 195). Согласно версии, предложенной Н. В. Петровским на основании части сохранившихся архивных документов, сейф был эвакуирован в Смоленск, который также вскоре был занят фашистами. В 1943 г. Е. к. вместе с др. ценностями был вывезен в Германию, дальнейшая его судьба неизвестна ( Петровский Н. В. Кто же похитил Крест Евфросинии?// Он же. По следам утраченных шедевров. М., 2007. С. 68-76). Е. к. являлся не только шедевром искусства Др. Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает время создания, имя вкладчика и место вложения креста (    6669 (1161.- Авт.)                      ); в свидетельство высокой ценности названа главная святыня Е. к.- частица Древа Креста Господня, далее приведены цена работ и материалы; затем следует запрет завещательницы выносить крест из мон-ря; завершает надпись похвальное слово его заказчице. На оборотной стороне Е. к. внизу помещалась молитвенная надпись с указанием имени мастера:                               Воссозданый крест прп.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Слухи о ней распространились по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться девицы как знатного рода, так и простолюдинки. Все они просили научить их, просветить и спасти их душу. Преподобная встречала их с радостью. Они принимали иноческий чин, и в непродолжительном времени здесь образовался женский монастырь, Игуменьей которого и сделалась преподобная Евфросиния. Трудно было преподобной устраивать без средств общежитие для многих инокинь. Но Господь не оставил ее Своею помощью. Обитель стала быстро расти и прославляться. Когда число сестер в обители умножилось, преподобная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, создала в своем монастыре новую каменную церковь во имя Спасителя, устроив в ней по обе стороны хоров две тесные кельи, где она предавалась уединенной молитве. Этот храм, сохранившийся еще и доселе, называется «СпасЮрьевич». Своим наименованием он показывает, что в построении его участвовал своими пожертвованиями и отец преподобной – князь Георгий или Юрий. Для нового храма преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, с дорогими украшениями. Этот крест уцелел до нашего времени. Она пожелала также, чтобы в ее обители была икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрией», и именно та икона, которая была, по преданию, написана в числе других 3-х икон, евангелистом Лукою. Свое желание она выразила греческому императору Михаилу Комнину (царствовал с 1143 по 1180 г.) – своему родственнику. Император и патриарх Лука Хрисоверг исполнили желание преподобной. Из трех, бывших в Византии икон, они прислали ей эфесскую икону. Получив св. Икону Богоматери, преподобная украсила ее драгоценной ризой и поставила в своей Спасской церкви. Позднее в 1239 году, дочь полоцкого князя Брячислава, по выходе в замужество за благоверного князя Александра Невского, принесла эту икону в Троицкий соборный храм, в г. Торопец. В своих трудах и заботах о благоукрашении Спасской обители преподобная всегда полагалась на помощь Божию. И эта помощь подавалась ей. Так, во время построения храма один надсмотрщик за работами Иоанн слышал чей-то голос, звавший его к тому, чтобы он смотрел за работами. Однажды преподобная была огорчена тем, что в обители не доставало кирпича на окончание постройки. И вдруг внезапно кирпич отыскивается в одной печи – и этого кирпича было достаточно для завершения постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании нового государства – Речи Посполитой. Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность и по сути стало провинцией польской короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм. Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими силами они не могли, то рассчитывали втянуть в войну на своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее вассала крымского хана. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство». В начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси. Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошел к Полоцку. Город подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы: пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось очень много редких летописей и ценных рукописей, даже переводы Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия – славянских апостолов. Но крест Евфросинии Полоцкой захватчики так и не смогли отыскать – его во время штурма православные монахи спрятали. Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но после Брестской церковной унии древний православный Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко почитали доставшуюся им святыню. В 1812 году после захвата Полоцка французами вновь появилась угроза утраты реликвии, и уже базилиане замуровали его в стену Софийского собора, чтобы не нашли захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул пределы Российской империи.

http://pravoslavie.ru/put/56194.htm

Вскоре святая заболела. Скончалась 23 мая 1173 года в иерусалимском русском монастыре Пресвятой Богородицы. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы . Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело было погребено в монастыре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом . Год кончины преподобной в Житии не указан. В западнорусских публикациях первой половины XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в качестве даты смерти указывается 1173 год, эта же дата принята большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается тем обстоятельством, что в 1173 году скончался венгерский король Стефан и имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому, повстречался с Евфросинией и ее спутниками, направлявшимися в Константинополь. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину прп. Евфросинии к 1167 году, когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли послы русских князей и митрополита. Молитвословия Тропарь, глас 4 Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/учившему во святилищи Божию слову,/последовала еси, Евфросиние./Славу временную и земнаго обручника оставльши/и вся мирская презревши,/краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/и многия к Нему наставляющи,/во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/идеже моли, Егоже возлюбила еси,/о чтущих благочестно память твою. Ин тропарь, глас 4 Богатство свое нищим расточивши/и славу княжескую ни во что же вменивши,/обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/и, уневестившися Жениху Христу,/Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние./Емуже ныне в веселии предстоя,/поминай нас, чтущих память твою.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

— На протяжении ХХ века мощи преподобной еще не раз «путешествовали»: во время Первой мировой войны, затем при советской власти. — В 1915 году, во время Первой мировой вой­ны, насельницы Полоцкого монастыря были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь, куда были перевезены мощи преподобной и церковные ценности. И только в 1921 году сестры смогли вернуться в родной Полоцк. За эти годы в Ростове погибла или была изъята безбожными властями значительная часть монастырского имущества, утрачены монастырский архив и библиотека. Милостью Божией мощи преподобной уцелели, и вернувшиеся в Полоцк сестры перевезли их с собой. В 1922 году советскими властями была изъята серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а мощи доставлены в Витебский музей. В 1925 году напрестольный крест-ковчег, изготовленный по благословению игумении Евфросинии, был передан в Полоцкий финотдел. Эта величайшая святыня находилась в музеях Минска, затем Могилева и в 1941 году в начале войны бесследно исчезла. В 1925 году монастырь был закрыт. Некоторые сестры остались жить в Полоцке у знакомых и родственников, а остальные переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, где организовали сельскохозяйственную артель «Пеньки». В 1943 году монастырь был открыт, а мощи переданы из Витебска в Полоцкую обитель, где находятся до сего дня. В 1961 году монастырь опять закрыли, а монахини были отправлены в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенский храм, где пребывали мощи преподобной Евфросинии, был передан на попечение приходской общины и долгие годы являлся единственным действующим в Полоцке и его окрестностях. Монахини, которые остались жить в Полоцке и Полоцком районе, продолжали ухаживать за святыней, пели и читали во время богослужений. — В 1990 году началось возрождение Спасо-­Евфросиниевского монастыря, в котором вы принимали непосредственное участие. — В 1985 году старостой Спасо-Преображенского прихода стала Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия, которая в то время работала инженером на заводе «Измеритель» в Новополоцке. Будучи старостой, Татьяна Никодимовна стала добиваться открытия монастыря. Однако планы властей были иными: они решили сделать на территории обители туристический комплекс. Крестовоздвиженский собор должен был стать планетарием, Спасо-Преображенский храм — музеем, а сестринские корпуса — гостиницей для туристов. Тогда Татьяна Никодимовна поехала в Москву, чтобы добиться разрешения на открытие монастыря, но получила ответ, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один монастырь. Тем не менее верующие не оставляли своих усилий, и 6 июля 1989 года последовало определение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010