Житие преподобного Алексия, человека Божия Житие преподобного Алексия, человека Божия День памяти 30 марта Текст читает: Народный артист России В.П.Заманский Житие преподобного Алексия, человека Божия        В Риме, в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатой вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом он не был вполне счастлив, так как, по причине неплодства жены своей, не имел детей. Евфимиан строго соблюдал заповеди Божии и отличался добротою: ежедневно в доме своем он устраивал три трапезы для вдов, сирот, нищих, странных и больных; сам же принимал пищу лишь по истечении девятого часа, разделяя ее со странствующими иноками, а до этого времени всегда постился. Если случалось, что в иной день к нему собиралось мало нищих, и приходилось поэтому раздавать милостыни менее обыкновенного, то Евфимиан падал тогда в горе на землю и говорил:    – Я не достоин жить на земле Бога моего.    Супруга его Аглаида была женщина богобоязненная, любящая своего мужа и щедрая на милостыню. Сокрушаясь о своем бесплодии, она часто обращалась к Богу с такою молитвою:    – Господи, вспомни о мне, недостойной рабе Твоей, и избавь меня от неплодства моего, чтобы мне быть матерью. Дай нам сына, который был бы и радостью в жизни и опорою в нашей старости.    Господь по милосердию Своему услышал молитву её: к великой радости мужа своего она родила сына, при святом крещении названного Алексием.    С шести лет святой Алексий начал учиться и, скоро усвоив обычные для того времени светские науки, особенно хорошо изучил Св. Писание и церковные книги. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша; постигнув суетность скоропреходящих мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных; поэтому он даже начал носить острую власяницу для умерщвления своей плоти. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан сказал жене своей:    – Женим нашего сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Скачать epub pdf Житие преподобного Алексия, человека Божия Память 17 марта В Риме 1968 , в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатый вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом он не был вполне счастлив, так как, по причине неплодства жены своей, не имел детей. Евфимиан строго соблюдал заповеди Божии и отличался добротою: ежедневно в доме своем он устраивал три трапезы для вдов, сирот, нищих, странных и больных; сам же принимал пищу лишь по истечении девятого часа 1969 , разделяя ее со странствующими иноками, а до этого времени всегда постился. Если случалось, что в иной день к нему собиралось мало нищих, и приходилось поэтому раздавать милостыни менее обыкновенного, то Евфимиан падал тогда в горе на землю и говорил: – Я не достоин жить на земле Бога моего. Супруга его Аглаида была женщина богобоязненная, любящая своего мужа и щедрая на милостыню. Сокрушаясь о своем бесплодии, она часто обращалась к Богу с такою молитвою: – Господи, вспомни о мне, недостойной рабе Твоей, и избавь меня от неплодства моего, чтобы мне быть матерью. Дай нам сына, который был бы и радостью в жизни, и опорою в нашей старости. Господь по милосердию Своему услышал молитву её: к великой радости мужа своего она родила сына, при святом крещении названного Алексием. С шести лет святой Алексий начал учиться и, скоро усвоив обычные для того времени светские науки, особенно хорошо изучил Св. Писание и церковные книги. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша; постигнув суетность скоропреходящих мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных; поэтому он даже начал носить острую власяницу для умерщвления своей плоти. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан сказал жене своей: – Женим нашего сына. Слова эти очень обрадовали Аглаиду, и она, припав к ногам мужа, сказала: – Пусть Бог благословит намерение твое, чтобы мне видеть супружество сына моего и детей его; эта великая радость побудит меня быть еще более щедрой к убогим и неимущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

65. 1448–1458 г. Послания митрополита Ионы в Новгород: I) архиепископу Евфимию и II) гражданам – о прекращении междоусобий Первое из этих посланий издается по сборнику графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 200 об.; последнее – по сборнику синодальной библиотеки 562, л. 42 об.–48. Изданы были, по последнему сборнику, в I-м томе Актов Исторических под 44; варианты печатного текста первого послания отменены в настоящем издании буквой А. I. Посыльная от Ионы митрополита к Евфимию, архиепископу Великого Новгорода, о некоих раздорах и о кровопролитии. Благословение Ионы, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе возлюбленному сыну и брату нашему и сослужебнику нашего смирения Евфимию, боголюбивому архиепископу Великого Новгорода. 2568 О сем, сыну и брате, всегда молится смирение наше человеколюбцу Богу и пречистой его Богоматери, яко да будет твое боголюбие душевне 2569 спасительно и телесне многолетно здраво, с боговрученной ти от Спасителя 2570 нашего Бога паствой, со всем православным христианством. И о сем, сыну и брате, прошу тебя, яко да не позазриши смирению нашему, о ихже вещах слышахом творящихся от некоторых твоих детей, православных христиан, еще же, паче рещи, и от честных человеков в твоей пастве в Великом Новгороде: некие междоусобные спирания и раздоры, и убийства, и кровопролития, и неколикие сотворшиеся и творящиеся 2571 душегубства православному христианству, и на то на злое на 2572 богомерзкое дело наимования 2573 , с обеих сторон, злорадных и хотящих кровопролитству пьянчивых и о своих душах нерадящих злотворных человеков. И того ради, за воспомяновение твоему боголюбию, хочу нечто вмале от божественного писания написать; а вем 2574 , сыну и брате, яко сам ты божественное писание по великому епископству 2575 веси: но наше смирение, по своему святительскому долгу, сие вмале тебе пишу 2576 , и от Владыки нашего Спасителя Бога, по глаголющей заповеди Пророком Иезекиилем: «сыне человечь 2577 , блюстителя тя дах дому Израилеву, и слыши от меня слово и запрети им: внегда глаголати ми 2578 беззаконному, да умреши 2579 , и не повеси ему, то кровь 2580 его от руки твоей взыщу; аще ли засвидетельствуеши ему, и не обратится от беззакония своего, то сам в грехе своем умрет, а ты душу свою избавишь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Сортировать по Исключить новости «Старец любит Христа» — рассказы монахини Евфимии Батюшка лез на крышу котельной, становился лицом к Поклонной Горе и замирал в ожидании, трогательно нацепив на нос очки… 20 февраля, 2017 Батюшка лез на крышу котельной, становился лицом к Поклонной Горе и замирал в ожидании, трогательно нацепив на нос очки… Основным послушанием монахини Евфимии (Аксаментовой) был уход за тяжелобольным архимандритом Кириллом (Павловым). В своем блоге она иногда рассказывала о любимом батюшке. В день преставления старца мы решили собрать эти рассказы. Золотая осень… Золотая осень… Воистину — золотая, когда тебе 95… Я, боюсь, что даже и не очень понимаю про то, каково это — прожить такой срок на земле… Глядя на россыпи опавшей листвы невольно думается о смерти… Но уточню — о каждодневном монашеском умирании, ежеминутном вкушении смерти… Мне это тоже не вполне понятно — я человек гордый и нет-нет, а изловчусь избежать этого вкушения… Уж больно тяжело… А вот отец Кирилл, великий Послушник Христов — не ловчит… Он с нею, со смертью, давно и глубоко дружен… Еще с Великой Войны… И дело даже тут не в том, что за эти 11 лет болезни мы миллион раз мчались на скорой в реанимацию… И не в том, что этот последний август был куда как непрост… 11 августа 2014 г. Забывать про себя, не принадлежать себе, жить чаяниями и переживаниями других людей все 60 лет своего монашества — это ли не смерть… Так что там ему инсульт какой-нибудь, сердечный приступ, пневмония?.. Помню, как он в последний раз (будучи на ногах) собирался в больницу — как на Голгофу… Тихо плакал на правиле… ходил прощаться с храмом… Чувствовало его сердце — долгим будем этот путь, нелегким… Но лицо его после этих слез становилось просветленным, умиротворенным, счастливым… Любящий своего Господа, преданный Христу человек — не иначе, как с радостью иго Его благое понесет! Поэтому так оскорбительны кажутся мне все эти досужие разговоры о том, что де «чем такая жизнь, так лучше и не жить», «зачем искусственно продлевать его мучения!»… И т.д…

http://pravmir.ru/starets-lyubit-hrista-...

Она отобрала одежду на все случаи жизни, а под конец извлекла с самого дна сундука старый дорожный шерстяной плащ, подбитый тонко выделанными ягнячьими шкурками, почти облезшими от старости. От былого великолепия плащ сохранил только красный цвет наружной ткани, штопаной-перештопаной, но все еще яркой. — Откуда у тебя этот чудовищный плащ? — спросила София. — Ты что, не можешь подобрать в дорогу что-нибудь полегче и поновее? — В этом плаще нас с сестрой когда-то привез к вам в дом старый хозяин, отец твоего мужа. Мы были тогда несчастные, глупые и перепуганные девчонки, да еще и обе подхватили в дороге лихорадку. Хозяин и не собирался нас покупать, но работорговец предложил ему продать нас обеих как одну, да еще за половинную цену, сказав: «Если даже одна из них выживет, ты все равно будешь в выигрыше, господин!» Но Фотий-старший, твой свекор, как мы потом догадались, купил нас просто из жалости. Это был его плащ, он отдал его нам, чтобы мы не мерзли во время приступов озноба, и я ни за что я с ним не расстанусь: он напоминает мне и о сестре, и о добром моем хозяине. — Уже весна, солнце греет с каждым днем все жарче, неужто ты будешь носить его? — На себе тащить легче, чем грузить мула. — Да засунь его хотя бы в суму: мулу-то не все ли равно, везти тебя легко одетой и одежду в суме или тебя же, но укутанной в этот плащ, словно куль? Но переупрямить Фотинию пока еще никому не удавалось. Она и для ребенка прибрала каждую тряпочку, которая могла пригодиться в дороге. Своих вещей у харранок практически не было, но София одарила их новой одеждой, а для маленького Тумы пожертвовала самое маленькое и самое красивое шелковое покрывало, какое нашлось в доме. Об имуществе Евфимии нечего было и говорить: Фотиния норовила все ее приданое затолкать в переметные сумы. В результате вместо двух небольших мешков, которые мог снести мул, предназначенный для Евфимии, у няньки получилось шесть огромных тюков. София, и без того не находившая себе места, увидев результат Фотиньиных сборов, вознегодовала:

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Гибель Дмитрия Шемяки А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) После падения Галича судьба Дмитрия Шемяки была предрешена. Борьбу с Москвой предстояло начинать сызнова, а людские ресурсы мятежного Севера были основательно потрепаны. Да и энтузиазм борцов с московским единодержавием шел на убыль. Апатия, как следствие усталости от братоубийственной борьбы, очевидно, захватывала все большие круги населения. Не случайно именно на упреке в братоубийственных распрях играли церковные иерархи в своих агитационных посланиях, направленных против Шемяки. В новой обстановке у князя Дмитрия было два варианта продолжения борьбы: первый — поднять против Москвы Новгород, второй — попытаться сплотить вокруг своего знамени те земли, которые еще оставались не покоренными Москвой, т.е. Двину, Устюг и Вятку. Дмитрий Шемяка мог надеяться, что ему удастся убедить дальновидного архиепископа Евфимия и боярское руководство Новгородской республики в том, что если они не откликнутся на его призыв и не положат предела победоносному шествию московского деспотизма, то скорый конец новгородских вольностей неизбежен. Возможно, подобные мысли приходили на ум князю Дмитрию, когда он бежал из-под Галича в Новгород, где он появился 2 апреля 1450 г. Дмитрий Юрьевич «челова крест к Великому Новугороду, а Великый Новъгород челова крест к великому князю Дмитрию заедино». Новгородцы, следовательно, и на этот раз признали Дмитрия Шемяку великим князем. Впрочем, не отказались они считать великим князем и Василия II. На этом, собственно говоря, альянс их с Шемякой и кончился. Новгород не оказал «великому князю Дмитрию» действенной помощи. В то же самое время великий князь тверской Борис Александрович «съодиначилъся» с Василием II «на Дмитрия князя». Вот это было опасно, ибо князь Борис в подобных случаях словом не ограничивался, а посылал свою «силу» и пушки. Дмитрию Шемяке не удалось преодолеть близорукую уверенность новгородского боярства в незыблемости их порядка, существующего испокон веку. Расчет на «все обойдется» усыплял бдительность тех, кто дорого заплатит за свою инертность при сыне Василия II Иване III.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

В 16-й день Святыя великомученицы Евфимии Всехвальныя ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Днесь возсия световидно, якоже солнце,/Крест Твой честный, Христе,/утверждаемый на краниеве месте преславнем/и возвышаемый, Спасе,/на горе Твоей пресвятей,/показуя явленнейше,/яко тем, Всесильне,/наше естество возвысил еси на Небеса,/яко Человеколюбец. Возвестиша днесь Небеса, Непостижиме,/человеком славу Твою,/светло бо изоблистав Креста образ/светом неприступным,/неистовный и жестокий/богоубийц нрав обличи./Тем Твое человеколюбное строение славим,/Иисусе Всесильне,/Спасе душ наших. Простертием рук своих/Моисей победи Амалика,/образ знаменуя крестный прежде;/мы же, Древу Креста покланяющеся ныне,/попираем вражия козни и коварства,/Христа поборника имуще,/на том возвышеннаго Плотию,/и змия умертвившаго,/и человека спасшаго. Ины стихиры святыя, глас тойже. Подобен: Яко добля: Девства добротами/и мучений кровьми/душу твою украсивши, мученице славная,/вручилася еси Создавшему,/сохраняющу тя нетленну во век истинно,/о сем ликовствующи/с воинствы Архангел и Ангел,/апостол, пророк и мученик ликостоянии,/всехвальная. И к колесем привязаема,/и зверьми растерзаема,/и огнем и водою обостривши твой помысл/Божественным Духом,/тьмы начальника течении кровными/мужески удавила еси/и востекла еси к разумным чертогом,/вено 11 Жениху твоему, дево,//принесши страдание. И умерши жива присно,/кровей пролития/в Господню хвалу, мученице, источила еси,/верныя убо напаяющи/и знанием просвещающи,/неверныя же враги в тех потопляющи./Темже свиток тебе вверяется Божественный,/егоже храниши и держиши во веки,/церковных догматов. Слава, глас 6: Процветшая добродетельми/и просвещенная помыслом,/миро проливающи в сердца верных,/яже от восток возсиявши, яко звезда светлая,/и собрание сотворши, Святаго Духа нашествием, божественных отец,/не престай о нас молящися ко Господу,/Евфимие всеславная,/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестнадцатый день. Поуч. 2-ое. Св. великомученица Евфимия. (Как нам спастись?) I. В день св. великомученицы Евфимии, получившей царство небесное чрез свою верность I. Христу в жизни и страданиях, уместно будет предложить вопрос: как нам спастись теперь, когда нет мучений за Христа? Мы должны спасаться чрез исполнение заповедей Божиих. II. Однажды, во время земной жизни I. Христа, приступил к Нему один законник (человек ученый) и сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель сказал: в законе (Моисеевом) что написано? как читаешь? Тот отвечал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближняго твоего, как самого себя. I. Христос сказал: правильно ты отвечал; так поступай, и будеш жить, т.е. наследуешь жизнь вечную ( Лук. 10, 25–28 ). Поступайте так и вы, христиане, и вы спасетесь. а) Как нам не любить Бога? Он наш Творец и Промыслитель. Его силою мы живем, движемся и есмы, Он повелевает сиять солнцу, чтобы согревать нас, Он посылает дождь на землю, чтобы произращать для нас плоды земные; Он дает нам хлеб , исполняет пищею и веселием сердца наши; Он просвещает день для наших трудов и определяет ночь для нашего успокоения. Как нам не любить Бога? Он наш Спаситель , пришедший на землю и пострадавший за нас грешных. Он совершитель нашего спасения. К Нему по смерти мы должны идти и с Ним вечно блаженствовать, если только мы заслужим этого. Как же такого милосердого Владыку и Спасителя не любить нам? Но мы должны любить Его всем сердцем, т.е. вполне прилепиться к Богу и оставить все земные привязанности. Мы должны любить Бога больше, чем отца и мать, больше, нежли детей своих. Ведь, Сам Спаситель сказал: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня... ( Мф. 10, 37 ). Вот как нужно любить Бога. Нам грешным и слабым это кажется невозможным. А вот были же в сонме святых такие люди, которые из-за любви к Богу оставляли все: и дом, и родителей, и жену. Кто из нас не знает препод. Алексия, человека Божия (17 марта)? Сын знаменитого римского вельможи, он в самый брачный вечер тайно оставил дом, родителей, невесту, и жил как бедствующий странник в чужих местах, наконец, в самом доме своих родителей под видом нищаго, претерпевая здесь всякого рода лишения и озлобления, а больше всего душевную скорбь от разлуки с родителями в виду самих родителей. И чего-чего только не претерпел препод. Алексий из-за любви к Богу? За это Господь и наградил его: по кончине его небесный голос во всеуслышание провозвестил искать «человека Божия», и этим человеком Божиим оказался умерший нищий, безвестно живший в доме своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

10.05.2011 Издание творений святителя Феофана Затворника – это начало большой работы по изданию наследия отцов Русской Церкви Игумен Евфимий (Моисеев): " Хотелось бы, чтобы издание творений святителя Феофана положило начало работе над подготовкой изданий и других отцов Русской Церкви, чтобы все интересующиеся святоотеческим наследием получили в свое распоряжение качественные, подготовленные на современном научном уровне тексты " . В 2010 году в Издательском Совете Русской Православной Церкви была начата работа по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Данный проект не имеет аналогов в церковно-издательской практике последних лет. О причинах, которые обусловили появление проекта, о сложностях, сопровождающих работу над ним, и о перспективах его развития – беседа с заместителем Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игуменом Евфимием (Моисеевым). Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, почему именно к святителю Феофану было обращено внимание Издательского Совета? Хотелось бы выделить две черты, которые наиболее ярко характеризуют святителя Феофана как личность и как духовного писателя. Уникальность его личности заключалась в том, что, будучи великолепным богословом и иерархом, который имел богатый опыт церковно-дипломатической, учебной и административной работы, он принял на себя подвиг затвора, в котором провел более 20 последних лет своей жизни и где создал большую часть своих произведений. Как писатель святитель Феофан универсален: его творчество охватывает огромное количество жанров и видов церковной письменности:это и догматические, и аскетические, и экзегетические, и духовно-нравственные, и гомилетические сочинения, не говоря уже о переводах и богатейшем эпистолярном наследии. Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов – их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место.

http://new.izdatsovet.ru/news/izdanie-tv...

15-е Святого преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского Родом из города Самосаты, в Сирии, сын благородных родителей, Лукиан получил хорошее образование, открывавшее ему путь к светским должностям. Однако же, с молодых лет полюбивший высшие духовные предметы, он, по смерти своих родителей, раздав всё своё имущество бедным, посвятил себя любимым занятиям и, придя к исповеднику Макарию в Одессу, пользовался наставлениями его в изучении священного Писания; при этом проводил строгую жизнь, за которую, равно как и за ревностное распространение слова Божия между Иудеями и язычниками, был посвящён в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, сам же предавался изучению Писания и деятельному проповедованию веры во Христа. В 303 году, во время гонения при Диоклитиане, он, в числе других исповедников веры, потерпел в Никомидии от преследования гонителей, но в этот раз, сверх ожидания, был освобождён и возвратился в Антиохию, где и продолжал свою прежнюю христианскую деятельность. В это время он присоединил к своим занятиям исправление Греческого текста Библии , что признаётся великой заслугой, так как в то время текст Писания был во многом искажён – частью ошибками, вкравшимися в него от переписчиков, частью и умышленными изменениями со стороны злонамеренных людей. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил Еврейский язык. В 311 году, когда ярость гонителей христианства, как бы сознавая приближение его торжества, доходила до крайних пределов, Лукиан был схвачен и представлен в Никомидию, где находился тогда император Максимилиан; но, не страшась опасности, он смело представил префекту-мучителю апологию, составленную им в защиту христианских истин сильнейшими и красноречивейшими доводами. В ней, между прочим, упоминая о воскресении Христовом, Лукиан говорит: «воспользуюсь свидетельством самого места, где это случилось; само место соглашается со мною: Голгофская гора, рассевшаяся под славой Креста, та пещера, которая, по отверзтии входов преисподней, снова возвратила одушевлённое тело, чтобы более светлым вознеслось оно на небо... Привожу вам во свидетели само небо, которое, узрев, что делают нечестивые на земле, в полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдёте, что при Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010