Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯЧКОВСКИЙ ЕВФИМИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Находился близ совр. с. Мячкова Володарского р-на Нижегородской обл. Являлся приписным к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю . Основан на левом берегу р. Клязьмы при озерах Мячковском и Долгом, в 7 верстах к северо-востоку от г. Гороховца. Впервые обитель упоминается в жалованной грамоте, выданной ок. 1418-1419 гг. вел. кн. Нижегородским Александром Иоанновичем архимандриту суздальского Евфимиева мон-ря Авраамию: «И что у них в моей вотчине, Ноугородском княжении, в Гороховце, монастырь святый Василий на Клязме» (АИ. Т. 1. 25. С. 51; АСЭИ. Т. 2. 435. С. 479). Позднейшее монастырское предание связывало начало М. м. с путешествием прп. Евфимия Суздальского из Н. Новгорода в Суздаль. В Пространной редакции Жития рассказывалось, что по дороге прп. Евфимий, «недошедыи града Гороховца 8 поприщ, и обрете место бор бяше велïи чаща при езере, но зело красно всюду, яко стеною окружено водами, и возлюбил е. И абие помысли составити обитель в том месте, а церковь поставити во имя святого отца нашего Bacuлia Кесариа Каппадокеискиа, и общее житие устрои» (РГБ. Вол. 628. Л. 44 об.- 45). Степень достоверности этого рассказа, однако, ослабляется тем, что он отсутствовал в первоначальной Краткой редакции Жития прп. Евфимия Суздальского, составленной, вероятно, не позднее 10-х гг. XVI в. ( Черторицкая Т. В. Новый список Жития Евфимия Суздальского: (Старые проблемы)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 232-237; Клосс. 2001. С. 363-364), и появился только в Пространной редакции, старший список к-рой (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого Память 20 января Преподобный Евфимий происходил родом из города Мелитины, в Армении, близ Евфрата 762 . Родители его Павел и Дионисия, оба христиане, происходили из знатного рода и были украшены добродетелями. В течение многих лет они были бесплодны и бездетны, о чем они глубоко скорбели. Посещая находившуюся вблизи от города церковь святого мученика Полиевкта , они всегда молились Богу, чтобы разрешилось их бесчадие. И вот, когда они в одну ночь пребывали в усердной молитве, последовало им некое божественное видение, и они услышали: – Утешьтесь, ибо Бог дарует вам сына, тезоименитого утешению 763 , потому что при рождении его Бог подаст утешение церквам Своим. После этого видения Дионисия зачала сына, которого еще до рождения родители его обещали посвятить Богу. И вот родился у них сын, и они нарекли его Евфимием. В то время на востоке, царствовал Валент, а на западе племянник его Грациан 764 . Для церквей Христовых, смущаемых арианами, не было еще мира и тишины. Начиная со времени царствования Констанция, сына Константинова, до самой смерти Валента, православные, в течение почти сорока лет, терпели преследования и насилия. Когда же родился Святой Евфимий, все скорби святых церквей превратились в утешение и радость: не исполнилось еще пяти месяцев после рождения Евфимия, как нечестивый император Валент был побежден варварами, опустошавшими Фракию и, во время бегства, скрывшись в одном селении, близ Адрианополя 765 , в сарае, сгорел. Таким образом, сей нечестивец ужасно погиб от огня временного, который был для него как бы преддверием огня вечного. С погибелью этого нечестивого царя, погибла и вся сила арианская, и вскоре, со вступлением на царство Феодосия Великого 766 , для святых церквей наступили тишина и мир. По прошествии довольно непродолжительного времени, отец Евфимия скончался. Дионисия же, исполняя обет свой, привела отрока Евфимия к брату своему, пресвитеру Евдоксию, который был духовным отцом епископа Мелитинской церкви Отрия 767 , посвящая сына своего, как некогда Анна – Самуила, Богу ( 1Цар.1 ). Евдоксий же привел отрока к епископу и поведал ему все о нем: как после некоего божественного явления и гласа он был дарован неплодным родителям, ради усердной их о том молитвы, и что он еще до рождения был обещан на служение Господу. Епископ Отрий, услыхав это и удивившись поведанному, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Семиозёрка. Седмиозёрская Богородицкая пустынь. Церковь Евфимия Великого и Тихона Задонского. Церковь. Действует.   Престолы: Тихона Задонского , Евфимия Великого Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1898 и 1900. Архитектор: Ф.Н. Малиновский Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Семиозёрка, ул. Заречная, д. 15. Координаты: 55.953842, 49.101226 Проезд: Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указа ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указатель " Семиозерка, Шигали " ). Еще через 800 метров - налево, также по знаку главной дороги. Еще через 1,7 км повернуть направо на перекрестке асфальтовых дорог (ориентир - слева после перекрестка сады заканчиваются). Через 2,4 км при въезде в поселок Семиозерка повернуть налево и ехать по асфальтовой дороге, большим крюком объезжая слева поселок. Асфальтовая дорога заканчивается у ворот монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=06831

VI. Кремль Софийский собор окружен зданиями, которые доныне составляют принадлежность архиерейского дома и, наполняя собою всю северную оконечность Кремля, свидетельствуют о прежнем величии владык Новгородских. Я не буду говорить о новом теплом соборе, празднующем вход Господа в Иерусалим, ни о великолепных палатах, сооруженных с помощью императрицы Елизаветы митрополитом Димитрием в половине минувшего столетия, но скажу о дворе собственно владычнем, где обитали древние святители во времена славы великого Новгорода. Здания сии, ныне отчасти пришедшие в ветхость или занимаемые службами и присутственными местами, тянутся позади собора, вдоль кремлевской ограды, и еще носят название своих основателей: святых Никиты, Иоанна и Евфимия. Но те, которым сохранилось имя Никитинских, наиболее пострадали от времени; не существуют и обширные палаты святителя Евфимия и церкви, основанные им на дворе архиерейском; однако еще уцелел один корпус, примыкающий к дому святого владыки Иоанна, с часовою башнею, и самая колокольня софийская, весьма оригинальная по своему зодчеству – двухъярусная, продолговатой формы, с тремя просветами, – принадлежит к зданиям сего великого святителя XIV века. В рукописном житии его весьма поэтически описано сооружение им храмов на дворе владычнем во имя Златоуста и великого Евфимия и украшение Св. Софии, на которую указуя, говорит он: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селение славы Твоея»; а Св. София в свою чреду взывает к нему: «Се убо красота моя и похвала Церкви – Евфимий великий». Далее сказано, что блаженный умыслил создать себе каменные палаты, ибо прежние были деревянные и часто страдали от огня; предпринял же это не ради какого-либо пристрастия, но для успокоения своих преемников, употребив на то некоего мужа духовного и художного, инока Феодора. Он соорудил палаты пречудные, имевшие там и здесь переходы и врата наподобие града с улицами внутри; так что иное здание было выше, другое ниже, одно впереди, другое внутри двора, и нельзя описать сего, если кто не видел собственными глазами; все это украсил он стенным писанием весьма благолепно, устроил также кельи для иноков и все службы монастырские и воздвиг столп каменный посреди своего сада с часами наверху, которые оглашали весь город.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кремль Софийский собор окружен зданиями, которые доныне составляют принадлежность архиерейского дома и, наполняя собою всю северную оконечность Кремля, свидетельствуют о прежнем величии Владык Новгородских. Я не буду говорить о новом теплом соборе, празднующем Вход Господа в Иерусалим, ни о великолепных палатах, сооруженных с помощью Императрицы Елизаветы митрополитом Димитрием в половине минувшего столетия, но скажу о дворе собственно Владычнем, где обитали древние Святители во времена славы Великого Новгорода. Здания сии, ныне отчасти пришедшие в ветхость или занимаемые службами и присутственными местами, тянутся позади собора, вдоль Кремлевской ограды и еще носят название своих основателей: Святых Никиты, Иоанна и Евфимия. Но те, которым сохранилось имя Никитинских, наиболее пострадали от времени; не существуют и обширные палаты Святителя Евфимия и церкви, основанные им на дворе архиерейском; однако еще уцелел один корпус, примыкающий к дому Святого Владыки Иоанна, с часовою башнею и самая колокольня Софийская, весьма оригинальная по своему зодчеству, двухъярусная, продолговатой формы с тремя просветами. Все они принадлежат к зданиям сего великого Святителя XIV века. В рукописном житии его восьма поэтически описано сооружение им храмов на дворе Владычнем во имя Златоуста и великого Евфимия и украшение Святой Софии, на которую указуя говорит он: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея», а Святая София в свою чреду взывает к нему: «Се убо красота моя в похвалу Церкви». Далее сказано, что блаженный умыслил создать себе каменные палаты, ибо прежние были деревянные и часто страдали от огня. Предпринял же это не ради какого-либо пристрастия, но для успокоения своих приемников, употребвив на то некоего мужа духовного и художного, инока Феодора. Он соорудил палаты пречудные, имевшие там и здесь переходы и врата, наподобие града, с улицами внутри, так что иное здание было выше, другое ниже, одно впереди, другое внутри двора, и нельзя описать сего, если кто не видел собственными глазами; все это украсил он стенным писанием весьма благолепно, устроил также келлии для иноков и все службы монастыря и воздвиг столп каменный посреди своего сада с часами наверху, которые оглашали весь город.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пётр Сладкопевцев Обители пятого века Подвижничество, насажденное в Палестине Харитоном Исповедником и Иларионом Великим, поддержанное и распространенное их учениками и подражателями, еще более развивается и усиливается в V веке. Являются в Святой Земле новые отцы подвижничества, светила иноческой жизни – Евфимий Великий, Герасим Иорданский, Савва Освященный, Феодосий Великий с бесчисленным сонмом славных учеников, возникают новые обители, как цветы на ниве Божией после плодотворного дождя. Судьбы этих обителей, возникших в V веке, мы постараемся изложить в порядке их возникновения. Лавры преподобного Евфимия Великого Лавра преподобного Евфимия Великого, или Верхняя, как видно из определенного указания в житии святого отца, написанного Кириллом Скифопольским , находилась в той же дикой, гористой пустыне, в которой лежали лавры Фаранская, Феоктистова и Хузива, именно: она находилась в 12–13 верстах от Иерусалима к северо-востоку, на расстоянии получаса от Иерихонской дороги влево (по направлению из Иерусалима) и недалеко от лавры Фаранской, на одном из потоков, параллельных потоку Кутилийскому. «Я, Евфимий, – говорил великий подвижник в сонном видении сыну сарацинского князя Теревону, – живу же на восточной стороне в пустыне от Иерусалима, на расстоянии десяти поприщ, недалече от пути, ведущего к Иерихону» 149 . Так как лавре св. Евфимия суждено было по кончине его сделаться общежительною обителью, то место, на коем она была расположена, по счастливому выбору святого подвижника, оказалось приятным и удобным для жительства многолюдного общества. Она была расположена на небольшой лежавшей между двумя долинами возвышенности, северная часть коей представляла плодородную, орошаемую потоком равнину; глубокий поток омывал невысокие скалистые берега возвышенности; долины с востока и запада были ограничены холмами, которые соединялись между собою на юге; холмы эти совершенно ограждали обитель с южной стороны и скрывали ее от взора путешественников. Воздух в этой местности был благорастворенный и здоровый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20-го числа Преп. Евфимия Великого Св. преп. Евфимий Великий Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – Благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отрочестве он посвящён был Богу и отдан матерью на воспитание брату её, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено было старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил. Поэтому, любя иночество и безмолвие, он более пребывал в монастыре, соседнем городе, а на дни Великого поста уединялся в пустыню. Видя, что безмолвие его по обязанностям его звания нередко нарушается, Евфимий, 29 лет, тайно удалился с другом своим Феоктистом в пещеру Иерусалимской пустыни, принадлежавшей лавре Фаранской. Из своей пещеры они ежегодно 14 дня января удалялись в пустыню и возвращались в свои кельи на цветную неделю. Пребывая в пещере и пустыне, преподобные питались трудами рук своих и имели одно попечение – угодить Богу. Через пять лет два друга-инока переселились для высших подвигов благочестия почти в непроходимый места пустыни. Но в непродолжительное время и сии дикие места, прославленные подвигами Евфимия и Феоктиста, процвели благочестивым обществом, и под их руководством устроилась киновия. Преподобный Евфимий для всех пустынников был образом благочестия и врачом духовным: каждый из братий открывал пред ним совесть свою, исповедуя свои помышления. Учеников своих преп. Евфимий отечески исправлял учением и увещанием, наставлением и утешением. Он обыкновенно говорил им: «братие, для чего удалились вы от мира, для того и подвизайтесь! Не пренебрегайте своим спасением, но ежечасно будьте бодры, по слову Господню: бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 )! Знайте, что отрёкшимся от мира и хотящим иночествовать надобно отречься своей воли, хранить во всём послушание, в уме иметь памятование о смерти и последнем суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ I (II) (ок. 430 - 19/20.07. 518), свт. (пам. зап. 4 июля (Римский мартиролог), 18 февр. (Мелькитская католическая Церковь); в греч. и рус. синаксарях не упом.), патриарх Иерусалимский (23 июля 494 - 20 июля 516). О ранних годах жизни И. известно из Жития прп. Евфимия Великого, составленного Кириллом Скифопольским (сер. VI в.). Род. в араб. семье; его родители, видимо, были родом из Каменистой Аравии. Рос в Нитрийской пустыне (Египет), где принял монашество. Подвизался там вместе с другом каппадокийцем Мартирием. В 457 г., после убийства Александрийского патриарха Протерия, в Египте получила преобладание церковная партия монофизитов во главе с патриархом Александрийским Тимофеем II Элуром; И. и Мартирий были вынуждены бежать из Египта в Палестину, где были приняты в лавре прп. Евфимия Великого. Согласно Житию, составленному Кириллом Скифопольским, прп. Евфимий предсказал им, что они оба - один за другим - займут Иерусалимскую кафедру. 10 лет спустя (467/8) И. и Мартирий покинули лавру, однако продолжали поддерживать связь с прп. Евфимием. Мартирий стал вести отшельническую жизнь в пещере в 15 стадиях к югу от лавры, а И. построил себе келлию близ Иерихона. Впосл. в этой местности И. основал 2 мон-ря, став их игуменом; во времена Кирилла Скифопольского эти мон-ри носили имя своего основателя. В 473 г. И. и Мартирий присутствовали при погребении прп. Евфимия. Тогда же они стали известны Иерусалимскому патриарху Анастасию I (458-478), который рукоположил их во пресвитеров и сделал своими помощниками в Иерусалиме. Мартирий стал преемником патриарха Анастасия I на Патриаршем престоле в 478 г. И. был возведен на Патриаршество после смерти патриарха Саллюстия. Он продолжал сохранять тесные связи с палестинскими монахами, особенно с прп. Саввой Освященным , в лавре к-рого 1 июля 501 г. И. освятил новый храм. Однажды, когда Савва надолго отлучился из мон-ря в связи с основанием новой обители под Никополем, среди лаврских монахов распространился слух, что их настоятель растерзан в пустыне зверями, и они стали требовать от И. назначения нового игумена. И. отказал им, а вскоре в Иерусалим явился и сам Савва в день Обновления храма Гроба Господня. И. повелел Савве вернуться в лавру и впредь не покидать ее, дабы не смущать братию. Он позволил Савве изгнать из Новой лавры оригенистов во главе с неким палестинцем Нонном, а позже отказался принять их жалобы на Савву.

http://pravenc.ru/text/389381.html

Псков. Церковь Евфимия Великого на Снетогорском подворье. /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Здание снесено в середине XIX в. На основании его изображения на иконе можно утверждать, что оно относилось к традиционному типу псковских трапезных храмов XVI в., состоящих из собственно церкви (двухэтажной, на подклете) и трапезной палаты. Все эти сведения подтверждаются и планом Пскова 1821 года. О примерах подобного традиционного типа трапезной см.: Морозкина Е. Архитектурный ансамбль Крыпецкого монастыря//Архитектурное наследство. 1963. 15; Морозкина Е. Новое о зодчестве Пскова XVI в. по памятникам Спасо-Елизарова и Снетогорского монастырей//Исследования по истории архитектуры и градостроительства. М., 1964. Вып. 1; Малков Ю. Указ. соч. С. 72—73. При археологических раскопках по трассе строящегося магистрального водопровода, на участке между ул. Герцена и ул. Волкова, открыт участок интереснейшего архитектурно-археологического памятника - подворья Снятогорского монастыря и ц. Евфимия. Даже старожилы этого района Запсковья не знали, что под пешеходной дорожкой вдоль ул. Герцена находятся каменные постройки подворья и фундаменты церкви. Заказчик работ ГУП " Гендирекция Псковреконструкция " предлагают провести водопровод сквозь средневековую постройку с частичным разрушением ее стен. Археологи и архитекторы-реставраторы считают это решение недопустимым и недальновидным. Позиция НПЦ по охране и использованию памятников как всегда расплывчата... Письменные исторические источники впервые упоминают об этом комплексе в XVI в. Голландский путешественник Николас Витсен, побывавший в Пскове в 1664 г., зарисовал " каменную " башню на Снетогорском подворье, за которую принял церковь, имевшую нехарактерный для псковских храмов вид. Открытое сооружение датируется лишь по косвенным данным, т.к. при устройстве на этом месте в XIX в. Лесной площади, культурный слой XV - XVIII вв. был уничтожен, а письменные источники прямо не сообщают о времени его строительства. До начала XVI в. Снетогорское подворье располагалось у Рыбницких ворот Среднего города. В 1510 г. оно было конфисковано великим князем и передано младшему псковскому наместнику. Через некоторое время московская власть " помягчала " и выделила для " горских чернецов " новое место на Богоявленской улице. Судя по известным " иконописным " планам Пскова XVII - XVIIIbb. городское представительство монастыря имело на своей территории несколько каменных и, вероятно, деревянных построек, ограду, звонницу и др. Следы некоторых сооружений зафиксированы археологами.

http://sobory.ru/article/?object=47518

Шестнадцатый день. Поуч. 1-ое. Святая великомученица Евфимия. (О воспитании детей в духе веры и благочестии). I. Ныне св. церковь празднует память св. великомученицы Евфимии. Она пострадала в самое жестокое гонение Диоклитианово. Она была девица и в самом юном возрасте. С нею взято было всех 49 христиан. Остальные христиане-мученики боялись за юную деву Евфимию и увещавали ее быть твердою в вере. Когда они были приведены к судье, то он скоро заметил юную девицу Евфимию, которая, поднявши глаза и руки к небу, восклицала: «не оставь меня, Господи Иисусе Христе, – на Тебя уповаю, укрепи меня, немощную рабу Твою». Судия между тем обратился к ней с увещанием отречься от Христа. Но она с твердостию ответила: «не думай, чтобы я прельстилась словами твоими; конечно, я женщина по природе слаба телом и молода годами, но сердце мое твердо, вера укрепляет мою слабость, и этою верою я сильнее тебя и разумнее мудрецов, поклоняющихся богам бездушным». Судия велел привязать девицу к колесу, на котором было множество острых ножей. Евфимия помолилась и вдруг колесо остановилось. Мучитель велел бросить ее в огненную пещь, но воины увидали двух ангелов и отказались исполнить повеление судии, и сами уверовали во Христа, а другие бросавшие были опалены сами, и святая в огне славила Бога. Мучитель осудил Евфимию на съедение зверям. Приведенная к ним святая стала молиться: «Господи сил! Ты во мне явил непобедимую силу Твою, ныне же прекрати мои страдания, прими мою жертву, принесенную сердцем сокрушенным и духом смирения, и упокой мою душу, – ибо Ты благословен во веки». Пока она молилась, выпущены были на нее звери, львы и медведи. Но вместо того, чтобы броситься на нее, они лизали ее ноги. Наконец одна медведица слегка ранила ее ногу. Святая услышала голос с неба, и тут же предала душу Богу. Сделалась вдруг страшная буря с землетрясением и все со страхом разбежались по домам. Родители похоронили ее тело. II. Мы видим юную деву, готовую и идущую на всевозможные страдания за Христа. Откуда в ней такая вера, такое мужество, такая горячая любовь ко Христу? Кто воспитал ее в таком спасительном страхе Божием? Конечно, родители: они вложили в ее юное сердце все доброе, прекрасное, вложили и словом, и наипаче примером жизни своей. Так вот от чего у благочестивых родителей и дети бывают большею частию богобоязненныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010