Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯЧКОВСКИЙ ЕВФИМИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Находился близ совр. с. Мячкова Володарского р-на Нижегородской обл. Являлся приписным к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю . Основан на левом берегу р. Клязьмы при озерах Мячковском и Долгом, в 7 верстах к северо-востоку от г. Гороховца. Впервые обитель упоминается в жалованной грамоте, выданной ок. 1418-1419 гг. вел. кн. Нижегородским Александром Иоанновичем архимандриту суздальского Евфимиева мон-ря Авраамию: «И что у них в моей вотчине, Ноугородском княжении, в Гороховце, монастырь святый Василий на Клязме» (АИ. Т. 1. 25. С. 51; АСЭИ. Т. 2. 435. С. 479). Позднейшее монастырское предание связывало начало М. м. с путешествием прп. Евфимия Суздальского из Н. Новгорода в Суздаль. В Пространной редакции Жития рассказывалось, что по дороге прп. Евфимий, «недошедыи града Гороховца 8 поприщ, и обрете место бор бяше велïи чаща при езере, но зело красно всюду, яко стеною окружено водами, и возлюбил е. И абие помысли составити обитель в том месте, а церковь поставити во имя святого отца нашего Bacuлia Кесариа Каппадокеискиа, и общее житие устрои» (РГБ. Вол. 628. Л. 44 об.- 45). Степень достоверности этого рассказа, однако, ослабляется тем, что он отсутствовал в первоначальной Краткой редакции Жития прп. Евфимия Суздальского, составленной, вероятно, не позднее 10-х гг. XVI в. ( Черторицкая Т. В. Новый список Жития Евфимия Суздальского: (Старые проблемы)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 232-237; Клосс. 2001. С. 363-364), и появился только в Пространной редакции, старший список к-рой (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Т.Р. Руди Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института А.Г. Бобров Стишной Пролог за март-август, хранящийся в Папском Восточном институте в Риме под шифром Slavo 5, был лишь сравнительно недавно введён в научный оборот. Описание собрания рукописей Папского Восточного института было опубликовано А. Джуровой и К. Станчевым только в 1997 г. 1754 , хотя сама рукопись Slavo 5 начала XVI в 1755 . была куплена Папским Восточным институтом на аукционе «Международная книга» в Ленинграде ещё в 1934 г 1756 . В 2002 г. А.А. Турилов напечатал в журнале «Славяноведение» рецензию на это описание, причём он пришёл к принципиальным выводам, что все находящиеся в Прологе Slavo 5 краткие жития русских святых уникальны, неизвестны по другим спискам, и что сама рукопись имеет псковское происхождение 1757 . Об интересующем нас манускрипте речь идёт также в новейшей статье А.А. Турилова и М.А. Шибаева об архиепископе Евфимии, опубликованной в «Православной энциклопедии». Авторы осторожно датируют рукопись 1-й четвертью XVI в. и говорят о Житии Евфимия Новгородского, что «подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи (свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др.) текст его уникален», а «факт его создания свидетельствует о распространении почитания Евфимия в ранний период (между 1479 и 10-ми гг. XVI в.) за пределами Новгородской земли». Поскольку Евфимий в заглавии назван «великим Новоградьским новым чюдотворьцем, архиепископом Пыжова Великаго», авторы подтверждают сделанный ранее А.А. Туриловым вывод о псковском происхождении рукописи, а также затрагивают вопрос об источниках текста Жития Евфимия (см. подробнее ниже) 1758 . Всего в Стишном Прологе находится 23 текста, посвящённых памяти русских святых или событий: Евфимия Новгородского (10 марта, л. 3 об.−4); Ионы митрополита (30 марта, л. 34 об.); Евфимия Суздальского (1 апреля, л. 36 об.−37); Перенесения мощей Бориса и Глеба (2 мая, л. 79−79 об.); Феодосия Печерского (3 мая, л. 80 об.−82); Освящения Десятинной церкви князем Владимиром (12 мая, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском Спасо – Евфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

46. Слово в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре в день памяти Преподобного Евфимия. О послушании Древняя наша обитель сегодня празднует и чествует память Преподобного и богоносного отца, Священноархимандрита Евфимия, ибо ныне 496 – ая годовщина его кончины. Знаменателен этот день не только для нас – монашествующих в основанной им обители, но и для всех жителей богоспасаемого града Суздаля, в котором великий подвижник, прозорливец и чудотворец был незаменимым наставником и руководителем в духовной жизни, а теперь сохраняет всех нас своими всесильными молитвами. Поминайте наставники ваша! – повелевает нам святой Апостол ( Евр.13:7 ). Для тех, которые были ближайшими учениками Преподобного, эта заповедь апостольская была более чем понятна и естественна, но как же она относится и до нас? Поминать или вспоминать и поэтому стремиться к подражанию добродетелям и мудрости наставников можно только по смерти их, но как же поминать тем, которые их не знали, не видели и не слышали? Святой Апостол объясняет, так: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, т.е. вспоминая их жизнь, подвиги, наставления, как они исполняли заповеди Божии, шли в смирении, послушании и трудолюбии за Христом, в полном подчинены своей воли воле Божией и видя, какого совершенства они достигли, – подражайте вере их. Для верующих понятно, что каждому дается по вере во Христа Иисуса, Господа нашего. Возлюбленные! Вы собрались в обители Преподобного Евфимия, как послушные заповеди апостольской, и взирая ныне на кончину его, на нетленные святые мощи угодника Божия, свидетельствующие о блаженной жизни Преподобного, говорить ли мне с вами о неизбежности смерти для каждого, или постараться извлечь наставление к жизни, пока у нас не отнята возможность заслужить себе прощение покаянием и борьбой с страстями? Жизнь Преподобного Евфимия многопоучительна. Не знаешь, чему больше удивляться: святости ли его с младенчества, силе ли веры, отречению ли от воли, подвижничеству ли или послушанию, трудолюбию, любви к ближним или постничеству? Когда его отдали в учение, то он выказал особую любовь к духовному чтению и младенческая душа его услаждалась не детскими играми, а словом Божиим и безмолвием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный - в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне. В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др. Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой. После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма - икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери - " Боголюбская " и " Акафистная " . Кирпичная церковь в стиле барокко типа " восьмерик на четверике " , с трапезной и двухъярусной колокольней была построена по заказу гр.П.И. Мусина-Пушкина между 1733-1737 гг. Приделы трапезной освящены во имя прп.Евфимия Суздальского (южный) и прав.Марфы, матери Симеона Столпника (южный, в честь небесной покровительницы супруги храмоздателя). Южный придел освящен в 1736 г., главный храм - в 1737 г., но окончательная его отделка затянулась до 1772 г. В советское время храм не закрывался и сохранил свою внутреннюю историческую отделку. Существующая роспись стен относится к 1886 г., но при реставрационных работах 1989-1999 гг., проводившейся под руководством Г.Ф. Бабича, обнаружена первоначальная роспись стен, выполненная в первой половине XVIII в. итальянскими мастерами. Им же принадлежит создание главного золоченого иконостаса (переделывался в 1887 г.). Росписи трапезной части - современные, исполненные В.Д. Степановым. Главной святыней храма является икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с частицами мощей угодников Божиих. Чтимые иконы Божией Матери - Боголюбская и Акафистная.

http://sobory.ru/article/?object=08504

Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII века c лицевыми изображениями, хранящиеся в библиотеке Суздальского Ризположенского монастыря Предисловие Предания о жизни и подвигах пр. Евфросинии, в мире Феодулии, дочери св. Великого Князя Черниговского Михаила, подвизавшейся в XIII веке, в Суздальском Ризположенском монастыре, долгое время после Её смерти не были записаны, а жили в памяти монахинь Ризположенского монастыря и устно передавались ими друг другу. С развитием просвещения в XV и нач. XVI в. в северной Руси, когда в различных местностях начинается появление целого ряда житий русских подвижников, появляется в Суздале и житие пр. Евфросинии, принадлежащее перу «творца канонов» и житий Суздальских святых «смиренного инока» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория. Время жизни и деятельности Григория после целого ряда учёных разногласий, точно установлено В. О. Ключевским , в известном труде его о древнерусских житиях святых 110 . На основании тщательного анализа сочинений Григория, В. О. Ключевский относит литературную деятельность его, ко второй четверти XVI столетия. Инок Григорий написал целый ряд житий святых, служб и канонов угодников Суздальских. Так, кроме жития, службы и канона пр. Евфросинии, инок Григорий написал житие пр. Евфимия, Суздальского чудотворца и канон ему, житие еп. Иоанна Суздальского с каноном, канон еп. Феодору и житие с каноном же пр. Козьмы, Яхромского чудотворца. Им же написаны похвальное слово и служба «новым чудотворцам», канонизованным на соборах 1547–1549 г. Таким образом, литературная деятельность его стоит в тесной связи с тем оживлением агиобиографической литературы, которая замечается в половине XVI в., одновременно с животрепещущими вопросами того времени о канонизации русских святых, издавна местно чтимых в разных областях Русского Государства, собранного к тому времени под власть единого самодержца Царя Московского и всея Руси. Время написания жития пр. Евфросинии довольно точно определяется составом самого жития. Кроме жития пр. Евфросинии во всех дошедших до нас списках его заключаются две добавочные статьи: – чудо 1558 г. и повесть, написанная епископом Суздальским Варлаамом «О изобретении стихир и канона и жития пр. княжны Евфросинии, без вести бывше много лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

15. Димитриевская родительская суббота. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (служба может быть перенесена на пятницу, 14 октября) . Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба прп. Евфимия Нового, Солунского, совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Служба прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского, переносится на повечерие. Примечание. Полиелейная служба в честь свт. Афанасия исп., еп. Ковровского, может быть перенесена на пятницу (14 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила...», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы...»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тебе молимся...». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-28/

47. Слово в Спасо–Евфимиевском Суздальском монастыре в день памяти Преподобного Евфимия. О поминании наставников Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, говорит св. Апостол, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их, т.е. поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, Такова заповедь апостольская. Не указывает и не учит св. Апостол, чтобы христиане чествовали своих наставников, несомненно в надежде, что и так люди находят в себе признательность к тем, которые молились за них и способствовали их спасению, но повелевает поминать их, подражать вере наставников, смотря на их мирную и поучительную кончину. Кроме того св. Апостол, как бы провидя, что впоследствии люди не будут находить в современных наставниках тот же дух, те же силы, подвиги и добродетели, какие были у древних учителей и старцев, заботится о поминании нами уже умерших наставников, тех, которых более нет. Не приходим ли мы сами к этой необходимости теперь и к тому же убеждению? Как часто приходится видеть, что народ ищет опытных, мудрых наставников, но не находит их и жалуется будто мир оскудел преподобными. Однако, такой великий и мудрый святитель, как Митрополит Филарет Московский , увещевает не преувеличивать сего мнения, ибо много или мало святых, но они должны быть, так как без святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять. Если мы говорим, что нет ныне в Мире святых, то это подобно родителю Алексия, человека Божия, который считал, что у него нет сына и не знал, что сын живет в его доме в образе нищего. Справедливее нам скорбеть, что Богопросвещенные наставники и святые ныне слишком редки, живут в тайне, их не видно, что они скрыты Господом и, как выражается тот же святитель, что в людях духовных примечается незрелость духа. Как же нам утешиться в этой скорби? Поминайте наставники ваша, говорит св. Апостол, иже глаголаша вам слово Божие прежде. Святой Апостол заповедует нам поминать умерших наставников еще потому, что каждый человек, живущий в теле, кто бы он не был, подвергается искушениям, преткновениям, и, падая, может увлечь за собою и тех, которые руководствовались его наставлениями. А наставник умерший, которого жизнь и кончина ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнью, тот напротив того есть достоверный руководитель ко спасению и помощник тем более сильный и неизнемогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией: преимущество высокое и несравненное! Так объясняет преимущества поминания почивших наставников святитель Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 октября 2024 года 15. Понедельник. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Служба прп. Евфимия Нового и прмч. Лукиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава» – преподобного, глас 5й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Страшно, и преславно…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и преподобномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 2й: «В пощении первее…»; седален преподобного, глас 8й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4й: «Яко святитель…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010