Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском Спасо – Евфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Спасо-Евфимиев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. 7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Каменный крест над могилами рода Пожарских В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII века c лицевыми изображениями, хранящиеся в библиотеке Суздальского Ризположенского монастыря Предисловие Предания о жизни и подвигах пр. Евфросинии, в мире Феодулии, дочери св. Великого Князя Черниговского Михаила, подвизавшейся в XIII веке, в Суздальском Ризположенском монастыре, долгое время после Её смерти не были записаны, а жили в памяти монахинь Ризположенского монастыря и устно передавались ими друг другу. С развитием просвещения в XV и нач. XVI в. в северной Руси, когда в различных местностях начинается появление целого ряда житий русских подвижников, появляется в Суздале и житие пр. Евфросинии, принадлежащее перу «творца канонов» и житий Суздальских святых «смиренного инока» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория. Время жизни и деятельности Григория после целого ряда учёных разногласий, точно установлено В. О. Ключевским , в известном труде его о древнерусских житиях святых 110 . На основании тщательного анализа сочинений Григория, В. О. Ключевский относит литературную деятельность его, ко второй четверти XVI столетия. Инок Григорий написал целый ряд житий святых, служб и канонов угодников Суздальских. Так, кроме жития, службы и канона пр. Евфросинии, инок Григорий написал житие пр. Евфимия, Суздальского чудотворца и канон ему, житие еп. Иоанна Суздальского с каноном, канон еп. Феодору и житие с каноном же пр. Козьмы, Яхромского чудотворца. Им же написаны похвальное слово и служба «новым чудотворцам», канонизованным на соборах 1547–1549 г. Таким образом, литературная деятельность его стоит в тесной связи с тем оживлением агиобиографической литературы, которая замечается в половине XVI в., одновременно с животрепещущими вопросами того времени о канонизации русских святых, издавна местно чтимых в разных областях Русского Государства, собранного к тому времени под власть единого самодержца Царя Московского и всея Руси. Время написания жития пр. Евфросинии довольно точно определяется составом самого жития. Кроме жития пр. Евфросинии во всех дошедших до нас списках его заключаются две добавочные статьи: – чудо 1558 г. и повесть, написанная епископом Суздальским Варлаамом «О изобретении стихир и канона и жития пр. княжны Евфросинии, без вести бывше много лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Круглово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Бывший сельский клуб /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В советское время церковь приспособили под клуб/кинотеатр - разобрали апсиду, в основном объеме устроили будку-киноаппаратную, в трапезную проделали окошечки для демонстрации кинокартин. В настоящее время трапезная без кровель, и этот летний кинотеатр не работает ввиду объективных обстоятельств непреодолимой силы. Основной объем внутри зашит временным потолком из листового оргалита, однако имеется дыра, через которую видно настоящую высоту помещения. Еще в основном объеме сохранились мозаичные полы, правда они большей частью скрыты под слоем мусора. Несмотря на все " улучшения " типа вандализма у церкви неожиданно сохранился кованый крест колокольни. При попытке его сбросить он крепко зацепился за поручень площадки звона и так там и остался на долгие годы. Кованый крест заметен, если внимательно присмотреться, на фотографии южной стороны колокольни. На момент съемки церковь находилась в полностью безхозном состоянии без признаков присмотра и ухода. Село Круглово, в 30 верстах от Владимира, в 17 верстах от Суздаля, при пруде, является единственным селом нынешнего Камешковского района, попавшим туда из старого Суздальского уезда. Прежняя граница между Владимирским и Суздальским уездами проходила по речке Печуге и частично по реке Нерли. В первой половине XV века на месте Круглова находилась слободка Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. После междоусобии середины XV столетия и татарского набега на Суздаль в 1445 г. это поселение было разорено и оставлено жителями. В 1479 г. великий князь Московский Иван III пожаловал грамоту архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Якиму, в которой писалось про слободку Круглое: «...слободка лежит пуста и лесом де поросла великим... и аз князь Великий пожаловал: кого к себе в ту слободку, на те пустоши перезовут людей жити из иных княжений, а не из моей отчины Великого Княжения, и тем людям пришлым ненадобе моя Великого Князя дань на десять лет». Так в пустоши Круглово образовалась деревня, принадлежавшая тому же Спасо-Евфимиеву монастырю, а с 1764 г. ставшая казенным селением. Прежде Круглово входило в состав обширной монастырской вотчины и издавна находилось в приходе Никольской церкви села Санино, что в трех километрах к северу от Круглова. Данная деревня была самой населенной и значительной в Санинском приходе, поэтому местные крестьяне длительное время вынашивали желание построить в своем селении отдельный храм. Перейти же от слов к делу их подвигли внешние обстоятельства.

http://sobory.ru/article/?object=02194

Суздаль. Ризоположенский женский монастырь. Колокольня Евфросинии Суздальской. Преподобенская колокольня Колокольня. Действует.   Престолы: Евфросинии Суздальской Год постройки:Между 1813 и 1819. Архитектор:Е.Я. Петров Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, Красная площадь Координаты: 56.42432, 40.44662 Проезд:Центр, самое высокое здание в городе Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трёхъярусная колокольня монастыря была построена в 1813-1819 годах под руководством суздальского каменщика Кузьмина в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Достигающая в высоту 72 метров, она стала самым высоким строением в городе. Колокольня выполнена в стиле классицизма. Сквозные ярусы колокольни оформлены повторяющимся и уменьшающимся мотивом портика с парными колоннами. В начале XX века колокольня была отделана цементной штукатуркой, что отяготило её ярусы. При реставрации не позднее 1960-х годов была восстановлена первоначальная двухцветная окраска колокольни: стены желтые, детали - белые. http://drevo-info.ru/articles/13678727.html В памяти суздальцев также живёт легенда о том, что Преподобенскую колокольню Свято-Ризположенского монастыря начали строить во время Отечественной войны 1812 г. В книге Варганова А.Д. «Суздаль» есть сведения о том, что во время Отечественной войны, после окончания Бородинского сражения, в Суздале оказался один из полков русской армии и жители города, видя страдания и смерть офицеров и солдат, дали обет в случае победоносного завершения войны построить в городе самую высокую колокольню. По мнению суздальского краеведа Ю.В. Белова, её начали строить ещё до войны. «Вопрос о строительстве колокольни впервые был поднят в 1803 г. ...игуменьей Апполинарией», которая обратилась с ходатайством в духовную консисторию. Ходатайство было вызвано тем, что старая шатровая колокольня XVII века, построенная И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым... во многих местах треснула и грозила падением. Разрешение было получено. С самого начала игуменья Апполинария, посоветовавшись с руководством других суздальских монастырей, с духовными властями, решила сделать колокольню «грандиозной», так как Ризположенский монастырь располагался в самом центре древней столицы княжества и был древнейшим из сохранившихся в Суздале. Для строительства колокольни была образована специальная комиссия из представителен суздальского духовенства, настоятелей Спасо-Евфимиева, Покровского и Ризположенского монастырей. В этой же статье он приводит данные о том, кто строил колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=05100

Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный - в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне. В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др. Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой. После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма - икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери - " Боголюбская " и " Акафистная " . Кирпичная церковь в стиле барокко типа " восьмерик на четверике " , с трапезной и двухъярусной колокольней была построена по заказу гр.П.И. Мусина-Пушкина между 1733-1737 гг. Приделы трапезной освящены во имя прп.Евфимия Суздальского (южный) и прав.Марфы, матери Симеона Столпника (южный, в честь небесной покровительницы супруги храмоздателя). Южный придел освящен в 1736 г., главный храм - в 1737 г., но окончательная его отделка затянулась до 1772 г. В советское время храм не закрывался и сохранил свою внутреннюю историческую отделку. Существующая роспись стен относится к 1886 г., но при реставрационных работах 1989-1999 гг., проводившейся под руководством Г.Ф. Бабича, обнаружена первоначальная роспись стен, выполненная в первой половине XVIII в. итальянскими мастерами. Им же принадлежит создание главного золоченого иконостаса (переделывался в 1887 г.). Росписи трапезной части - современные, исполненные В.Д. Степановым. Главной святыней храма является икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с частицами мощей угодников Божиих. Чтимые иконы Божией Матери - Боголюбская и Акафистная.

http://sobory.ru/article/?object=08504

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века. О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей  датируют ее концом XVI века Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы . Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже. По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским (конец XVI века, 1660-е годы), Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи.

http://sobory.ru/article/?object=05122

По легенде, первая деревянная церковь на этом месте построена в в 1160-х г.г. по воле князя Андрея Боголюбского сыном зверолова Василием Елифановым. Из актов о Коврове сохранилась следующая выпись из Суздальских писцовых книг Михаила Трусова и Федора Витовтова 1360-х, 1370-х и 1380-х г.г. уже о селе Коврове, вотчине Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: «Вотчина Спаса-Евфимиева монастыря село Коврово Рождественное тож, на реке на Клязьме, а в нем церковь Рождество Христово древяна вверх, да другая церковь Покров Пресвятыя Богородицы (Доныне в Рождественской церкви есть древний дубовый аналой; на нем вырезаны слова: «К образу Покрова Пресвятой Богородицы»), да придел Иван Рыльский Чудотворец древян клецки а в церквах образы и свечи, книги и ризы и колокола и сосуды церковные и всякое церковное строение монастырское и мирское, а у церквей поп Федор Лазарев, дьячек Матюшко Афанасьев пономарь Гришка Селиванов, проскурница Оленица Иванова дочь да церковный бобыль Сенька Денисов; в сележ двор монастырской (Двор монастырской находился, как видно, тут, где ныне выезд из города по Муромскому тракту и существует колодезь, под названием «монастырской») детеныш Сенька Фролов дворник монастырской Петрушка Алексеев прозвище Дружинка, да крестьян Антипко Фролов, Спиридонка Терентьев, Павлин Павлов и еще 28 дворов. Пустошь Васьки Елифанова пашни паханые середние земли 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена по реке по Клязьме в Луке солоной да в Медведковой Луке, да в Рождественной Луке 150 копен, да в Оресцовой Луке половина острова Лукина лесу непашеннова в длину на полверсты, к селу ж Коврову припущено в пашню пустошь Ивонина, пашни перелогом, и лесом поросло 6 четвертей; к селу ж Коврову деревень: деревня Щекина, Салтаново с пустошами и разными землями. Да к селу ж Коврову монастырской рыбной ловли в реке Клязьме стрежень и заводи от реки от Нерехты да от кривой ветлы вниз по Гремячий враг, да по кривой дуб; озер: Букарево, озерко Мольцово, заводь в Клязьме реки Слюда, д в Медведковой луке озерко, а у него по обеим концам по озеринке заводь в Медведковой луке, заводь в Солоной луке, заводь Кукинская, озерко Рождественное».

http://sobory.ru/article/?object=07272

Усолье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Сергия Радонежского , Николая Чудотворца Год постройки:1808. Адрес: Россия, Владимирская область, Камешковский район, с. Усолье Координаты: 56.463825, 41.099722 Проезд:Автодорога Камешково-Ковров через ж/д станцию Новки, через 8км возле д. Придорожный развилка и поворот без указателя на север, на пос. им. Кирова, 7км до поселка. Возле фабрики в центре поселка и памятника Кирову поворот направо, на восток, 5км щебеночной дороги а плохом состоянии на Усолье. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Усолье расположена на высоком берегу реки Уводь. Церковь окружена каменной оградой с башнями и двумя воротами, которые, вкупе с ее масшатабными объемами, образуют внушительный ансамбль в центре села. В архитектуре церкви доминирует классицизм с элементами и стилистикой типичного суздальского посадского храма. Церковь действующая, состояние удовлетворительное. В с. Усолье Ковровского района в 1930-е гг. верующие исправно уплачивали ренту за землю под церковью и в ограде. Трава в ограде предназначалась как плата сторожу. Но летом 1935 г. председатель сельсовета Малинин и председатель кооператива Курочкин скосили траву для фельдшера. 20 ноября 1937 года в Ковровский горсовет с письмом обратился Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при ВЦИК, где предлагалось рассмотреть вопрос о взятии на местную охрану церковного здания в с. Усолье. В 1938 г. Казанская церковь была закрыта. //Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 106, 113, 115. При двух последний иереях в 1804-1808 гг. на собранные приходскими крестьянами средства был выстроен каменный пятиглавый двухэтажный храм с высокой четырёхъярусной колокольней. Позже храм был окружен массивной каменной оградой с тремя вратами: восточными, южными - ныне действующий вход, и западными - ныне калитка на кладбище, угловыми башнями и пристроенными к ней двумя каменными домами. Строился он монахами Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Кирпич для постройки храма производился в самом селе. Освятили храм в 1808 г.  с тремя престолами: преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и во имя Святителя и Чудотворца Николая – нижний этаж (теплая церковь) и Казанской иконы Божией Матери – верхний, холодный храм. Достраивалась церковь вплоть до 1817 года. Некоторую перестройку церковь претерпела во второй половине XIX века. Перестройка коснулась второго этажа, гда была создана крытая паперть с входом через первый ярус колокольни вместо первоначального лестничного марша, ведшая прямо в трапезную холодной церкви с площадки на перекрытии паперти первого этажа.

http://sobory.ru/article/?object=02496

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010