Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ ПЕЩЕРНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Илия Пещерник Прп. Илия Пещерник Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили женить его, однако сын признался матери, что хотел бы принять постриг. Получив согласие родителей, он вместе с другим юношей, тоже пожелавшим стать монахом, отправился на Сицилию и поселился при храме св. Авксентия на склоне горы св. Никона близ Таормины. Его спутник не выдержал тягот отшельнической жизни и отправился домой, но по пути был убит арабами. Илия скорбел о потере своего друга. Выйдя к морю, он нашел корабль, который следовал в Италию и прибыл в Рим . Там он поселился в маленькой избушке, претерпевая голод, жажду и холод. Вместе с ним подвизался монах Игнатий, который наставил Илию в монашеской жизни, а затем отправил своего ученика на родину. Вернувшись в Каламбрию стал послушником святого человека Арсения, отличавшегося строгой монашеской жизнью. Святой принял монашество в 19 лет. Вместе с Арсением Илия сначала подвизался в метохе монастыря святого Лукии, называемом Миндинон, неподалеку от Ригии, а затем при церкви мч. Евстратия близ деревни Армы. В 888 году, спасаясь от набега арабов , они переселились в Патры , в Грецию , где продолжали свои аскетические подвиги. Их восьмилетнее пребывание там было отмечено множеством чудес (например, была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, епископ Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их. В Ригии Илия и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава о преподобном Илии Калабрийском , который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на Илию Пещерника. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 году его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.

http://drevo-info.ru/articles/22178.html

Согласно патериковому повествованию, печерский монах Н. С. во время половецкого набега на Киев попал в плен. Попытка одного из соотечественников выкупить его вместе с др. узниками не увенчалась успехом, монах от этого отказался. Когда о пленении стало известно родственникам святого в Киеве, к-рые были людьми знатными, они сами решили вернуть Н. С. на родину. Но, к их огорчению, он не пожелал свободы, оплаченной богатством, и возложил упование на Господа. Поступок Н. С. вызвал озлобление половцев, к-рые стали нещадно мучить монаха, требуя выкупа: его связывали, бросали в огонь, резали ножами, летом со скованными руками и ногами выставляли под палящие лучи солнца, зимой же выгоняли на снег и мороз, иногда на неск. суток оставляли без еды и питья. Это глумление над святым происходило ежедневно в течение 3 лет. Однажды Н. С. явился св. Герасим (прп. Герасим Иорданский (?), прмч. Евстратий Постник (?) - см. ниже), к-рый сообщил, что молитвами преподобных Антония и Феодосия , а также др. преподобных отцов Киево-Печерских он на 3-й день окажется в стенах родной обители. Об этом узник рассказал половчанину, под властью к-рого находился. Тот, решив, что Н. С. задумал бежать, приказал подрезать ему связки на голени и крепко стеречь. На третий день, когда пленник сидел в окружении стражников, он вдруг стал невидим, а с небес раздался голос: «Хвалите Господа!» Чудесным образом Н. С. был перенесен в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), где его встретила братия. Он сначала попытался скрыть от нее все происшедшее, но со временем все же поведал правду. Оковы, с к-рыми Н. С. не сразу пожелал расстаться, были сняты по распоряжению игумена и использованы при изготовлении вещей, необходимых для служения в алтаре. Спустя какое-то время половчанин, державший Н. С. в плену, прибыл в Киев для ведения переговоров о мире и посетил Печерскую обитель, где неожиданно для себя встретил бывш. узника. Пораженный этой встречей, он обо всем рассказал игумену и братии, а затем вместе со своими сородичами принял крещение и стал монахом.

http://pravenc.ru/text/Никону ...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Николая Широгова, диакона (1942) . Память преподобных Илии Пещерника 167 и его духовного отца Арсения Память преподобных Илии Пещерника и его духовного отца Арсения Прп. Илия родился в знатной богатой семье в калабрийском гор. Регии 168 ок. 864 г. Когда он был молодым, однажды в церкви к нему подошел монах и стал упрекать за роскошную одежду и разгульную жизнь. С тех пор юноша встал на путь подвижничества и умерщвления плоти. В восемнадцать лет вместе с другом он покинул родные края, чтобы избежать женитьбы, и пришел в Таормину. Вскоре друг прп. Илии испугался строгой жизни и решил покинуть его и по дороге был убит сарацинами. Оставшись один, прп. Илия сел на корабль и отплыл в Рим, чтобы поклониться гробницам святых апостолов. Он встретил некоего монаха по имени Игнатий, которому доверил заботу о своей душе. Зная, в сколь плачевном состоянии находилась нравственность жителей города и духовенства, Игнатий посоветовал Илии вернуться на родину. Вернувшись в Регий, Илия узнал об Арсении, который вел подвижническую жизнь недалеко от города. Арсений постриг Илию в монахи и стал для него живым образцом и примером всех добродетелей. У Илии была больная рука, поврежденная еще в детстве. Несмотря на это, он усердно выполнял всю физическую работу. Кроме того, он проводил большую часть ночи в покаянии и молитве, воспевая хвалы Господу. Илия говорил: «Тот, кто работает руками и молится в сердце, – вдвое богаче, так как служит Господу в лице бедных, как Марфа, а умом внимает слову Божию, как Мария». Однажды некий влиятельный священник этого города отнял у подвижников лучшее поле и подкупил судью, чтобы тот не признал их правыми. Желая избежать ссоры, святые покинули монастырь. Они поселились в церкви Святого Евстратия близ деревни Армон. Там, вдали от мирских забот, они предавались молитве в течение многих лет. Господь открыл им, что в скором времени на их земли нападут арабы. Тогда вместе со многими другими монахами они бежали в Грецию. Добравшись до Патр, монахи жили там восемь лет в заброшенной башне, изгнав из нее бесов, долгое время пугавших местных жителей. Вскоре преподобные прославились по всей округе аскетическими подвигами и чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД РЕДЕСТСКИЙ [αβδ Ραιδεστινς], мон. и доместик мон-ря Пантократор на Афоне, визант. мелург и писец (1-я пол. XV в.). Происходил из г. Редеста в Вост. Фракии (ныне Текирдаг, Турция). Хрисанф из Мадита , еп. Диррахия (Θεωρητικν. Σ. 354. § 54), упоминает его как «Давида монаха», без к.-л. уточнений, а Г. Пападопулос (Συμβολα. Πρλοϒος. Σ. 20) говорит о Д. Р. как о мелурге, имя к-рого встречается в Стихираре. Митр. Софроний (Евстратиадис) в работе «Фракийские музыканты» (ΕΕΒΣ. 1936. Σ. 54-62) отождествлял Д. Р. с афонским мон. Даниилом, исходя из надписания в рукописи Ath. Laur. Κ. 188: ««Ныне силы», Даниила Агиорита. Другое, того же Даниила монаха, в великой схиме Давида». Тот же исследователь считал, что родовым именем Д. Р. было Гавала, поскольку надписанный в той же рукописи именем мон. Даниила Гавалы причастен «Вкусите и видите» Д. Р. в автографе (Ath. Laur. Ε. 173 (635), 1436 г.) обозначил как собственное произведение, в рукописи Ath. Laur. Θ. 154 это произведение надписано: «Давида монаха Агиорита», а в рукописи Ath. Xeropot. 317 - «Давида монаха» (Fol. 242v - 266, нач. XVIII в.). Известно 3 др. мелурга с прозвищем Гавала: Герасим и священники Константин и Филипп. Творения Герасима (причастны «Вкусите и видите» и «Тело Христово») и Константина (непорочны) Д. Р. включил в свой певч. сборник (Ath. Laur. Ε. 173 (635)), что может свидетельствовать о родственной связи между ними. Под именем Филиппа Гавалы известны седмичные причастны (Ath. Laur. Κ. 188). То, что Д. Р. избегал называть себя родовым именем, митр. Софроний объяснял этосом, приличествующим великосхимнику. Д. Р. не следует смешивать с Давидом Скопелитом , или Бернардисом (1-я пол. XVIII в.), одаренным мелургом, более известным в качестве писца певч. кодексов (см.: Καραϒκονης. Σ. 140-142). Кроме того, Д. Р. под именем «Даниил монах» следует отличать как от более древнего мелурга иером. Даниила Ахрадиса (Αχρδης, кон. XIII - нач. XIV в.), так и от позднейшего Даниила , протопсалта Великой ц.

http://pravenc.ru/text/168574.html

Обилие статей, внесенных в Синодик при царях Алексее I и Мануиле Комнинах. – Главы против И. Итала, как выражение философского мышления в конце XI века. – Известия об Итале: а) Анны Комнины; b) Н. Акомината. – Разбор этих известий и сопоставление с письмами М. Пселла . – Философское направление И. Итала. – Культурное взаимодействие между западом и востоком: Прантль и его мнение о логике Пселла. – Разбор возражений Тюро. – Антицерковное направление в философском движении. – Внесенные в Синодик положения против Итала представляют собой разрозненные звенья метафизической системы. – Возможно ли восстановить эту систему. – Освещение учения Итала с точки зрения метода и содержания схоластической философии: а) вопрос о родах и видах (универсалии); b) представители номинализма и реализма на западе и метафизические системы их. – Отреченные мнения, внесенные в Синодик, тожественны с продуктами западной философствующей мысли. – Разность философских принципов в главах против Итала. – Платоновский реализм как в богословских выводах, так в космологических и психологических построениях Итала. – Школа И. Итала: а) монах Нил; b) Евстратий Никейский, сочинения его; с) М. Ефесский и др.; d) Лев Халкидонский. – Учение Льва, объясняемое из диалога Евстратия. – Философские основы в школе, онтологическое начало. – Пять глав против богомилов, космологическая система на началах дуализма. – Сравнение этих глав с Беседой пресвитера Козмы. – Точки соприкосновения богомильского учения с учениями иконоборцев. – Распространение Синодика новыми статьями при царе Мануиле. – Изложение история соборов. – Диалог Сотириха. – Собор 1156 года, разбор соборных актов. – Новые материалы, почерпаемые в сочинениях Николая Мефонского . – Философская основа в антицерковном движении: номинализм и реализм. – Никифор Василаки. – Собор 1166 года: разбор актов. – Выводы к сравнительной важности материалов, сообщаемых Синодиком против изложений соборных деяний. – Епископ Керкирский и Иоанн Ириник, исследование архиепископа Вулисмы. – Дмитрий из Лампи. – Отрывок неизданной части сочинения Н. Акомината о богословских спорах в конце XII века. – Михаил Сикудит и Сиф Склир. – Замечание о статьях политического характера в Синодике.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТРАТИЙ ГАРИДА Евстратий Гарида [греч. Εστρτιος Γαριδς] († после 1084), патриарх К-польский (май 1081 - июль 1084), евнух, монах. Согласно Анне Комнине, до Патриаршества проживал близ храма Св. Софии в К-поле и «прикидывался» св. человеком ( Ann. Comn. Alex. III 2). По словам же Иоанна Зонары, Е. Г. был необразованным и неопытным в делах человеком, более склонным к покою и уединению, чем к общественной деятельности ( Zonara. Epit. hist. XVIII 21). Еще до переворота Алексея Комнина Е. Г. часто посещал мать будущего императора Анну Далассину и будто бы предсказал ей восхождение ее сына на престол. Как пишет Анна Комнина, любившая монахов Далассина оказалась чувствительной к льстивым словам Е. Г. и после захвата власти Алексеем замыслила заменить патриарха Косму своим ставленником. Косма выставил обязательным условием своего ухода венчание на царство супруги Алексея Ирины Дукены, что препятствовало браку нового императора с супругой прежних императоров Михаила VII и Никифора III Вотаниата Марией. После этого Косма оставил Патриаршество, а Е. Г. занял его место (Ibid. III 2, 7). В кон. 1081 г. по настоянию севастократора Исаака Комнина, брата имп. Алексея I, было принято синодальное постановление о переплавке в монеты церковной утвари, чтобы покрыть расходы на войну с Робертом Гвискаром. Это вызвало протест митр. Халкидонского Льва . Он обвинил Е. Г. в том, что тот завладел посвященными Богу вещами и нек-рые из них передал третьим лицам. Е. Г. обратился с просьбой к императору расследовать эти обвинения и в итоге был признан невиновным, а его действия - лишенными личного интереса и соответствующими обычной практике. В янв. 1086 г., т. е. уже после ухода Е. Г. с престола, митр. Лев был осужден за выдвинутые им против патриарха обвинения и вскоре низложен за противодействие переплавке церковной утвари и еретические взгляды. В кон. февр. или в нач. марта 1082 г. Свящ. Синод в К-поле под председательством Е.

http://pravenc.ru/text/187520.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Фотий, монах Волоколамского монастыря Фотий (в миру Феодор) (ум. 1554) – монах Волоколамского монастыря, ученик старца того же монастыря Кассиана Босого, писатель и книгописец. В Житии, написанном его учеником Вассианом Кошкой, содержатся сведения о биографии Ф. до его пострижения (сохранилось в сборнике Вассиана – ГИМ, Синод. собр., 927, л. 171–178 и сборнике Нифонта Кормилицына – ГПБ, Q.XVII.64, л. 353–367; в последнем здесь же сделана приписка о смерти Ф.). Содержание Жития изложено в книге А. Кадлубовского. Ф. происходил из Киева, служил у князя Богдана Путивльского, одно время был дядькой у его сына Владимира. В 1500 г., когда Путивль был взят войском великого князя, он вместе с князем Владимиром попал в плен. После этого по повелению великого князя он находился на службе у воеводы Ю. И. Замятина. После того как Ф. постригся в монахи, Ю. И. Замятин не прерывал с ним связи. Судя по записям в описи книг Волоколамского монастыря и не заметкам на самих рукописях, Ф. переписыванием рукописей занимался профессионально, но только в пределах Волоколамского монастыря. Перечисленные в описи книг 1545 г. 13 рукописей «письма Фотеева» входили в основной фонд монастырской библиотеки, а не являлись собственностью самого Ф. (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил. С. 9, 12, 16). Сохранилось сравнительно много волоколамских рукописей, которые частично или полностью были переписаны Ф. или ему принадлежали (ГИМ, Епарх. собр., 95, 114, 252, 368, 373; ГБЛ, Волок. собр., 491, 492, 534). Большая часть рукописей, написанных рукою Ф., посвящена богослужебной или церковно-назидательной тематике. Тем не менее состав некоторых сборников, принадлежавших Ф., говорит о том, что его следует отнести к тому кругу волоколамских старцев, которые не были чужды литературных интересов. Однако и в данном случае деятельность Ф. не выходила за пределы Волоколамского монастыря. Он в один из своих сборников включил Прение живота и смерти второй редакции, появление и бытование которой есть основание связывать только с литературной средой Волоколамского монастыря (Повести о споре Жизни и Смерти/Исслед. и подгот. текста Р. П. Дмитриевой. М.; Л., 1964. С. 24), В другом сборнике Ф. переписана Повесть о Евстратии пространной редакции, которая широко представлена в волоколамских рукописях XVI в. и, возможно, там была и написана (Дубовик Н. П. К изучению Повести о воеводе Евстратии//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 339; Дмитриева Р. П. Волоколамские четии сборники XVI в.//Там же. С. 219).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Иоанна Блюмовича, пресвитера (1938). Память преподобного Власия Аморийского 367 Память преподобного Власия Аморийского Св. Власий родился в Аплатианах, деревне близ Амория во Фригии. Родители послали его в Константинополь, чтобы он продолжил обучение в патриаршей школе. Закончив образование, он ок. 867 г. принял рукоположение в диакона от патриарха св. Игнатия окт.], который незадолго до этого был возвращен на кафедру. Смущаемый нападениями бесов, молодой клирик решил предпринять паломничество в Рим. К нему пришел пожилой монах и предложил показать дорогу, но когда они прибыли в Болгарию, монах продал Власия в рабство. Вскоре Власий был отпущен на волю хозяином, который незадолго до того крестился. Сев на корабль на Дунае, он продолжил путешествие, но попал в руки печенежских разбойников 368 . Они, избив христианина, бросили его полностью раздетым в пустынном месте. На помощь Власию пришел Ангел Господень, который привел его обратно в Болгарию, как некогда Архангел Рафаил служил проводником Товии. Здесь Власий познакомился с епископом, которого послал в Рим. болгарский царь Борис с церковным ходатайством о независимости молодой Болгарской Церкви 369 . Поклонившись в этом знаменитом городе местам, освященным апостолами и первыми христианами, он решил не возвращаться на Восток. Некоторое время он провел будучи оставлен Провидением, а затем стал монахом в греческом монастыре Святого Кесария. Игумен монастыря Евстратий Кизический немедля облек его в ангельскую схиму и предложил подвизаться в уединенной келье, дабы посвятить себя посту и молитве, а также дал ему свободу принимать участие в жизни общины, когда он захочет. Тем не менее Власий взял на себя три послушания: переписчика, канонарха 370 и екклисиарха 371 – и каждый день находил повод для нового восхождения от добродетели к добродетели. Он ел только когда наступал вечер, а во время Великого поста – один раз в неделю, никогда не вкушая ни хлеба, ни вина, ни других продуктов, которые услаждают вкус. Весь день он проводил за работой, вознося при этом псалмы, а большую часть ночи творил нерассеянную молитву или читал о подвигах святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗОСИМА ФИНИКИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зосима Финикийский ( V - VI вв.), преподобный . Память 8 июня Родился в финикийском селении Синда , недалеко от г. Тир . Монах , ревностный подвижник, стяжавший дар провидения. Жил в обители близ его родного города. Был современником и другом Иоанна Хозевита , еп. Кесарии Палестинской, а также другом знатного патриция Аркесилая, который был свидетелем многочисленных чудес Зосимы. Находясь в гостях у Аркесилая, преподобный вдруг начал стонать и плакать, словно от какого-то горя, а затем велел дать ему кадильницу и окадил все помещение. На вопрос присутствующих о его странных действиях ответил, что только что слышал, как рушится от землетрясения г. Антиохия . Позже выяснилось, что бедствие произошло в тот самый момент, когда старец заплакал (в VI веке в Антиохии было два разрушительных землетрясения - в 526 и 528 годах ). Однажды Аркесилай находился в обители Зосима и получил известие из дома, что его жена выколола себе глаз. Старец успокоил друга, сообщив, что сейчас рядом с его женой находится еп. Иоанн, который уже исцелил ее благодатью Бога. Как-то Зосима ехал через пустынную местность на осле из своей обители в Кесарию. На него напал лев, схватил осла и скрылся с добычей в пустыне. Преподобный пошел по следам зверя и нашел его, когда тот уже расправился с жертвой. Зосима обратился ко льву с увещеваниями, сказав, что ему, старому человеку, тяжело нести груз, который был навьючен на осла, и поэтому теперь лев должен доставить груз по назначению. Сделавшись кротким и покорным, дикий зверь довез старца с поклажей до ворот Кесарии и скрылся в пустыне. Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского , дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня . В Великих Четьях Минеях митр. Макария сказание о Зосиме Финикийском не включено. В католической Церкви память Зосимы Финикийского внесена кард. Цезарем Баронием под 30 ноября также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греческих синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы " благочестивого монаха " под 27 апреля , а также аввы Зосимы , в мире скончавшегося, под 24 января  . Последнему в печатных греческих минеях посвящены два стиха. Ему также приписываются некоторые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В комментариях к " Синаксаристу " прп. Никодима Святогорца высказано предположение о тождестве последнего Зосимы с прп. Зосимой Финикийским. Этого мнения придерживался и Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский .

http://drevo-info.ru/articles/10834.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010