Поучение на память святого великомученника Евстафия Плакиды, месяца сентября, в 20 день («Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19)) Едва ли кто-либо из святых более исполнил эту заповедь Христову: «Терпением вашим спасайте души ваши», – чем ныне почитаемый святой великомученик Евстафий Плакида, слушатели благочестивые! Едва ли кто, как он, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, претерпел крест» ( Евр. 12:2 )! Едва ли какой-либо из подвижников, уподобляясь апостолу Павлу, более чем он явил себя слугой Божиим «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор. 6:4 )! Ибо хотя многие показали великое терпение во имя любви Христовой, но они заботились о себе самих, претерпевали только свое страдание. Этот же великомученик Христов, прежде чем пострадать за Христа, кроме внешних добровольных бедствований ради Бога, шестнадцать лет терпеливо переносил три болезненные раны в своем сердце. Первая рана – это скорбь из-за лишения супруги своей, а кроме нее, еще две раны – скорбь о двух своих чадах, которых он считал растерзанными зверями. Сколь тяжко и больно было для сердца праведного того мужа внезапное и насильственное разлучение с честной и святой сожительницей и лишение возлюбленных чад в один и тот же день! Сколь адамантово было сердце сего мужественного человека Божия! Как не бросился он в пучину морскую, стоя на морском берегу и видя единосердечного друга, верную свою супругу, отводимую хищными руками скверных варваров в далекую и неведомую страну! Как не ввергнулся он от печали и сердечного изнеможения в речной поток, стоя посреди реки и видя чад своих, похищаемых зверями! Как не пришел он в отчаяние и крайнее изнеможение, шестнадцать лет нося это действие, написанное скорбью в его сердце, постоянно, днем и ночью, не забывая о нем, и стенанием оплакивая его! Хорошо знал угодник Божий, что так совершилось с ним не без воли Отца Небесного, в Которого он истинно веровал, на Которого твердо уповал и ради Божественной любви Его претерпевал это, «терпением своим спасая душу свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Натлисмцемели. Вид с юго-востока [Груз. - Креститель], муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в 6 км к западу от лавры прп. Давида Гареджийского (Давидгареджи) в Тбилельской долине (край Кахети). Основная часть комплекса находится на юж. склоне хребта; на сев. склоне есть неск. пещер и резервуаров для воды, на прилегающей с севера к мон-рю территории террасами расположены угодья. Вместе с лаврой прп. Давида Н. являлся значительным духовным центром Грузии. История Н. в период средневековья Церковное предание связывает основание Н. с именем прп. Лукиана Гареджийского (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские ), первого ученика прп. Давида Гареджийского, сведения о чем сохранились в редакции X в. Жития прп. Давида (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 239). Предание об основании обители жило еще в XIX в., настоятель мон-ря передал его А. Н. Муравьёву в 1840 г. ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 68). Опираясь на эти сведения и на известные на сегодняшний день вещественные материалы, Г. Чубинашвили предполагал, что лавра прп. Давида и Н. были основаны в одно время ( Чубинашвили. 1948. С. 31-33). Исследования последних десятилетий выявили документальные, эпиграфические и археологические материалы, связанные с разными этапами жизни Н. Вещественные материалы времен основания монастыря (VI-VIII вв.) на территории комплекса сохранились скудно: культурные слои раннего периода были утрачены в результате непрерывной на протяжении веков интенсивной монастырской жизни. На стеле Н. с изображением чуда вмч. Евстафия Плакиды (VI-VII вв.; была встроена в паперть главного храма, ныне в Национальном музее Грузии) сохранилась надпись, содержащая наиболее раннее упоминание имени ктитора Н.: «Этот крест воздвиг я, Марвуво, для молитвы за себя, мою супругу и моих детей».

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Санкт-Петербург. Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Карта и ближайшие объекты На месте, где стоит этот храм, в 1712 -1714 годах по приказу Петра I в честь тезоименитства его старшей дочери цесаревны Анны Петровны возвели деревянную церковь во имя Архангела Михаила. После того, как она обветшала, царица Анна Иоанновна повелела заложить новую, каменную. Его строительство было осуществлено в необычайно короткий срок. В 1731 году архитектор М. Г. Земцов разработал чертеж храма и в том же году развернулось строительство каменного одноглавого храма с граненым куполом и фонариком на высоком деревянном барабане. К 1734 году храм, в основном, был отделан. Как и в старинных русских церквах, здесь также к центральному объему примыкает низкая трапезная, над входом в которую возвышается небольшая четырехъярусная колокольня. Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу. Творческую индивидуальность создателя церкви характеризует выразительное соотношение массивного развитого барабана и изящной четырехчастной небольшой колокольни; а также эффектное использование ордерной системы, включающей ритмическое применение пространственных элементов – колонн и плоскостных – пилястр и многое другое. Первоначально фасады церкви были украшены многочисленными деревянными статуями. 27 января 1734 года церковь была торжественно освящена в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Главный алтарь церкви был освящен во имя Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а боковые приделы - во имя Архангела Михаила (правый) и Ефрема Сирина (левый). Позже в 1772 году, в церкви был устроен и 16 февраля освящён ещё один придел во имя Святых Евстафия и Плакиды, упраздненный в 1802 году. Внутренние помещения церкви были покрыты живописными росписями, стены расчленены пилястрами композитного ордера, капители пилястр нижнего яруса были лепными, а верхнего - живописными, написанными золотом по пурпурному фону. Славу храма в те времена составлял беспримерный по красоте иконостас. Сочинение его приписывается Высокопреосвященному Стефану Яворскому и преосвященному Феофану Прокоповичу. Наиболее драгоценны были образ Рождества Спасителя голландской работы, находившийся в алтаре, писанный на досках в 1630 году, икона Божией Матери, именуемая " Троеручица " , большое Евангелие с драгоценным окладом, печатанное в Киеве в 1707 году, большая серебряная дароносица чеканки 1730 года и большой серебряный напрестольный крест с мощами святых, выполненный в 1716 году.

http://sobory.ru/article/?object=01538

92. Поучение на память св. великомученика Евстафия Плакиды Ныне христиане, день воскресный. Но желательно мне спросить, засматривал ли кто из вас ныне в святцы, особенно вы, грамотные? Знаете ли вы, какого ныне из святых прославляет Св. Церковь ? А это необходимо знать, ибо если ты будешь помнить святого, то святой будет помнить тебя, если ты будешь ему молиться, то и он будет за тебя Богу молиться. Какого ныне святого прославляет Св. Церковь ? Святого великомученика Евстафия Плакиды и дружины его, т. е. его семейства, жены и детей. Большая и дивная история их страданий. Читаешь и плачешь, удивляясь чудным делам промысла Божия о человеке. Ах, если бы вы на свободе прочитали житие сего великомученика! Оно продолжительно. Я не могу вам скоро все пересказать, ибо вы не любите долго стоять в церкви, долго слушать служение и поучение. Вы только любите долго сидеть в домах пирования среди веселых друзей. Но скажу вам кратко, что из жития и страданий св. великомученика Евстафия я усматриваю то, что чем более Господь кого любит, тем суровее наказывает; чем суровее и строже наказывает, тем больше награждает. Евстафий, знатный был господин и друг задушевный у царя Римского, идолопоклонника. Но делами Евстафий был христианин: всегда Богу молился и всегда подавал бедным милостыню, хотя не знал истинного Бога и сам был идолопоклонник. Но Господь так его полюбил, что сделал его не только христианином, но и святым, да еще великомучеником. Он был, наконец сожжен огнем со всем семейством. Однажды в лесу на охоте явился Евстафию Господь распятым на кресте, который показался между двумя рогами гонимого оленя. «Что ты меня гонишь?» – поразил глас Божий слух Евстафия? Евстафий пал лицем до земли. Тут же Господь дал наставление: что ему делать, куда пойти, у кого получить святое крещение? Рассказав о сем дивном явлении Господа своей жене, св. Евстафий принял с семейством крещение, распустил рабов, все имение роздал нищим и тайно с женой и двумя малолетними сыновьями скрылся из города, сел на корабль и отправился за море.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

20/3 Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преподобного и благоверного князя Олега Брянского (ок. 1285). Тропарь великомученику Евстафию Плакиде 12 и мученикам Феопистии, Агапию и Феописту, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/Евстафий, Феопистия, Агапий и Феопист, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами спаси души наша. Кондак, глас 2 Страсти Христовы яве подражав/и Сего испив усердно чашу,/общник Евстафие,/и славы снаследник был еси,/от Самаго всех Бога приемля с высоты/Божественное оставление. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии, Евстафие, Феопистие, Агапие и Феописте,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и болярину его Феодору, глас 4 Жизнь вашу мученически совершивше,/исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте,/Михаиле премудре, с доблим Феодором,/молите Христа Бога, сохранити Отечество наше,/град же и люди, по велицей Его милости. Ин тропарь, глас 3 Блаженнии, апостолов равночестнии,/прияли есте венец от Христа,/занеже того достоини, Михаиле Богомудре и Феодоре дивне,/мир мирови испросите/и душам нашим велию милость. Тропарь на перенесение мощей, глас 8 Троичнаго Божества осиянием просветився,/страстотерпче великий княже Михаиле,/с премудрым болярином ти Феодором,/самозванна к подвигом устремистася,/сквозе огнь не идоста,/кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/и нечестиваго царя обличиста,/Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста,/и Того ради кровей своих струями обагристася, славная./Темже и венцы от Него победная прияста,/и нас свыше назираста,/молим вас, святыя, молите Того,/яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/и подаст нам вся благая,/иже Един Сый прославляемый во святых Своих. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ПИР [греч. Πηρς - Калека или Τυφλς - Слепец], визант. гимнограф и мелод. Автор самогласных стихир и канонов (сохранились только ирмосы). Время жизни А. П. исследователи определяли по-разному - от сер. V до XI в. Самую раннюю датировку предлагал Г. Пападопулос, П. Трембелас предполагал, что А. П. был современником св. архиеп. Андрея Критского , наиболее вероятными датами считают VIII в. (И. Карабинов), IX в. (С. Петридес) или их рубеж (митр. Софроний (Евстратиадис), П. Николопулос); по мнению этих ученых, аскетический характер текстов самогласнов А. П. и нек-рые др. данные позволяют заключить, что их автор был монахом, вероятнее всего лавры св. Саввы Освященного, где наряду с др. представителем гимнографической школы савваитов , прп. Стефаном , писал стихиры, пополнившие Постную Триодь. Х. Г. Бек поместил А. П. среди гимнографов- студитов , такую возможность допускал и Трембелас. Судя по надписаниям в Стихирарях , А. П. является автором 85 стихир от Мясопустной недели до пятка ваий по 2 стихиры на каждый день, кроме суббот (на утрене и вечерне; в совр. слав. Триоди надписаны: «  » или «    » без имени автора). В греч. (гл. обр. зап. происхождения - Sinait. gr. 734 и 735, X в.; Crypt. gr. Δ. β. II, XII в.; Vat. Pii II. gr. 30, XI в.) и слав. (РГАДА. Син. тип. 137, XII в.) Триодях эти стихиры часто надписаны «γιοπολτου» (святоградца) или «восточны», что согласуется с палестинской локализацией А. П. В Стихирарях именем А. П. надписана также стихира Недели ваий «              » 2-го плагального (6-го) гласа. В греч. печатных Минеях помещены следующие стихиры А. П.: самогласны в службах новолетия (1 сент.) 4-го гласа, вмч. Евстафия Плакиды 4-го гласа, ап. Иоанна Богослова 1-го гласа, предпразднства Рождества Христова (20 дек.) 2-го гласа, Сретения Господня 2-го гласа, бессребреников Космы и Дамиана (1 июля) 2-го гласа, а также самоподобен апостолов Петра и Павла «      » (Ποος εφημιν στμμασιν) 2-го гласа с 2 подобнами.

http://pravenc.ru/text/115306.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстафий Апсильский, мч. - житие Евстафий Апсильский был первым абхазским мучеником, святость которого признавалась всей Восточной Церковью. Святой правил Апсилией в начале VIII века. Родился Евстафий во времена Юстиниана II у правителя апсилов по имени Марин. На восьмой день Марин крестил ребенка в древнем храме главной своей крепости Цибилиум, назвав сына в честь святого Евстафия Плакиды, доблестного воина, принявшего мученический венец во времена императора Трояна. Согласно «Хронографии» Феофана Исповедника, в 738 году арабы под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама, вторглись в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке современной Абхазии). Летописец считает, что арабы выступили против Византии, поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. Евстафий Апсильский был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидерон в районе современной Цебельды. Преподобный Феофан Сигрианский говорит, что в 740 году Исам, вождь аравийский избил пленных христиан во всех городах своего владычества. Во время этих гонений на христиан пострадал и блаженный Евстафий, сын Марина. Отказавшись принять ислам, он принял мученическую кончину в городе Харране в Месопотамии. Поэтому святой Евстафий во многих греческих, латинских и сирийских источниках именуется мучеником Харранским. Позднее у мощей Евстафия Апсильского совершались многочисленные исцеления. Икона святого Евстафия в Илорском храме Евстафий Апсильский – один из наиболее почитаемых святых на территории современной Абхазии, он считается защитником и небесным покровителем. Существует предание, что святой Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, украсив алтарную преграду храма каменными изразцами.В Илорском храме Святого Георгия Победоносца хранится икона Евстафия Апсильского. Он изображен в виде воина: в хитоне, доспехах, гиматии и ноговицах. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой указывают на знатное происхождение святого. На груди Евстафия – золотой плат с изображением головы оленя: между ветвями его рогов написан лик Иисуса Христа. Этот образ заимствован из Жития великомученика Евстафия Плакиды. В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, а в правой – крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие.

http://pravicon.com/info-2246

Новая книга «Крест и олень» издательства «Вольный странник» — православный комикс. Такое сочетание звучит не совсем привычно, и возникает вопрос: это традиционно? Это нужно? Откроем книгу и попробуем разобраться.      «Крест и олень» — это житие святого великомученика Евстафия Плакиды, знаменитого военачальника II в. н. э., который пожертвовал всем ради Христа и обрел Царство Небесное. Судьба мученика с множеством неожиданных перемен увлечет юных читателей. В ней есть чудеса, путешествие на корабле, потеря и обретение близких людей, сражения, героическая кончина. В первую очередь, книга будет интересна мальчикам, ведь главный герой — храбрый воин, полководец при нескольких императорах, защитник своей семьи, человек, мужественно встречающий все невзгоды. «Крест и олень» дает прекрасный пример веры, стойкости, ответственности.      Житие, представленное в картинках, запоминается намного лучше, чем чтение текста вслух. Небольшие диалоги в книге тоже весьма содержательны и помогут молодым людям понять духовный смысл мученичества. Так, на приказ императора поклониться языческим богам Евстафий отвечает: «Я благодарю и воздаю хвалу только одному истинному Богу. Я христианин и поклоняюсь только Иисусу Христу. Только Ему принадлежит моя жизнь, и я не знаю иных богов, Кроме Него». Слов в этой книге немного, но они врезаются в память.      Формат комикса на первый взгляд кажется необычным. Но давайте подумаем, что представляют клеймы на иконе или росписи в храме. Ведь это тоже своего рода рассказ о святом или событиях Священного Писания в картинках. Уже с IX века житийные иконы, наглядно показывающие события из жизни святого, распространились в Византии. В культурах, где чтение и книги не были доступны большинству, они сыграли неоценимую роль в духовном просвещении верующих. Так что комикс — не такая уж и новинка для православных. Сегодня мы вновь вернулись к преимущественно визуальной культуре: передача знаний через изображения стала привычной для современных детей, поэтому книга комиксов будет для них понятной и близкой. Кстати, после того как ребята познакомятся с книгой «Крест и олень», им будет намного проще разобраться в том, что же изображено на иконах и росписях в храме.

http://pravoslavie.ru/134367.html

Храм Казанской иконы Божией Матери (Гусиноозерск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня великомученика Георгия Победоносца была построена как действующий памятник-часовня в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Во второй половине 1998 года была завершена пристройка алтаря и притвора, в связи с чем часовня была определена однопрестольным храмом. 9 ноября 2003 года епископ Читинский Евстафий освятил храм по полному чину. Обновленный храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери . Содержание История [ править править код ] Православный приход в честь Казанской иконы Божией Матери был образован в городе в 1994 году. Была открыта молельная комната в городском Доме Культуры и приход начал действовать с 14 июля того года. 21 июля того же года был освящен креста на месте строительства храма. Однако, строительство так и не начали. 4 ноября 1994 года состоялся молебен и освящение фундамента на месте строительства часовни, неподалёку от проектируемой церкви. Часовня во имя великомученика Георгия Победоносца была построена как памятник в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. 8 мая 1995 года по благословению епископа Читинского Палладия состоялось освящение часовни. На следующий день построенная часовня была передана приходу городской администрацией. Во второй половине 1998 года была завершена пристройка алтаря и притвора, в связи с чем часовне была определена однопрестольным храмом. В 1999-2000 годах были выполнены работы по изготовлению иконостаса: деревянная часть иконостаса и клироса была вырезана из кедра, вручную написаны иконы. Резьба была выполнена Владимиром Николаевичем и Варварой Петровной Карташовыми из Алтайского края. 9 ноября 2003 года епископ Читинский Евстафий освятил храм по полному чину. В престол были заложены частицы мощей великомученика Евстафия Плакиды. Обновленный храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В то время храм стал единственной постоянно действующей православной церковью в городе и районе. Настоятель дополнительно окормлял восстанавливающийся храм Вознесения Христова в селе Новоселенгинске, храм Пантелеимона Целителя в Гусиноозерской колонии (И.К. Иннокентиевский приход села Тохой, Петропавловский приход села Петропавловки Джидинского района, а также по возможности посещал другие села и деревни округи. При храме были также построены контора, трапезная (где кормили детей из малообеспеченных семей), дом для священника, ограда.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

Архив Пн В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине 13 октября 2019 г. 20:58 13 октября 2019 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы (Михайловское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ). Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; игумен Антоний (Зеленчуков), клирик храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; иеромонах Пимен (Клыков), благочинный храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья в Переделкине (регент И.Г. Козарь). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения епископ Фома приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святого благоверного князя Игоря Черниговского и святой равноапостольной княгини Ольги, предстоящих пред иконой Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал ковчеги с честными мощами апостола Тимофея, великомученика Димитрия Солунского, великомученика Евстафия Плакиды, мученика Клавдия, преподобного Онуфрия Великого, преподобного Макария Великого, преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Алексия, человека Божия, первомученика архидиакона Стефана.

http://patriarchia.ru/db/text/5512433.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010