Глава 1 2 3 4 5     О первом Соборном послании Святого Апостола Петра Принадлежность первого Соборного послания св. Апостола Петра этому именно первоверховному Апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же Апостола ( 2Пет 3:1 ), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский и ученик св. Апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковн. История IV, 14) «приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова», и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым Соборным посланием Ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: I 8, 13, 21, II 11, 12, 22, 24, III 9, 4, 7). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания Ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского , также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их Ап. Петру (Adv. halres. IV, 9, 2, 16, 5), у Евсев. (Церк. Ист. V, 8), у Тертуллиана («Против Иудеев»), у Климента Александрийского (Strom. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемого подлинным επιστολ μολογουμνη (Церк. ист. VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в Сирском переводе II века Пешито. И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым. О той же принадлежности послания Ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания. Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного Апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гл. 15. Притчи: о заблудшей овце (1–7), о потерянной драхме (8–10) и о распутном сыне (11–32). Гл. 16. Притча о неверном управителе (1–13). Обличение фарисеев по этому случаю (14–18). Притча о богаче и нищем Лазаре (19–31). Гл. 17. О соблазнах (1–2). О прощении согрешающего брата (3–4). Об умножении веры (5–6). Притча о рабе (7–10). Исцеление 10 прокаженных (11–19). О наступлении Царствия Божьего и пришествии Сына Человеческого (20–37). Гл. 18. Притчи: о судье и вдове (1–8), о мытаре и фарисее (9–14). Благословение детей (15–17). Разговор с богатым об опасностях богатства в деле спасения и с учениками по поводу этого (18–30). Новое предеказа» ние Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Исцеление слепца иерихонского (35–43). Гл. 19. Господь в доме Закхея мытаря (1–10). Притча о минах (11–27). Вход в Иерусалим и плачь об Иерусалиме (28–44). Очищение храма и замыслы врагов Господа (45–48). Гл. 20. Ответ на вопрос о власти Господа (1–8). Притча о винограднике (9–19). Ответы Господа на вопросы: фарисеев – о дани Кесарю (20–26) и саддукеев – о воскресении мертвых (27–39). Христос – чей сын (40– 44). Предостережение от книжников (45–47). Гл. 21. Вдовица с двумя лептами (1–4). Пророчество о разрушении Иерусалима и втором пришествии Христовом (5–38). Гл. 22. Замысел Иуды (1–6). Тайная Вечеря (7–23). Наставление о смиренномудрии (24–30). Предсказание об отречении Петровом (31– 38). Гефсиманская молитва (39–46). Предательство Иудино (47–53)-Христос на суде Синедриона и отречение Петрово (54–71). Гл. 23. Иисус Христос на суде у Пилата (1–6), Ирода (7–12) и опять Пилата (13–24). Шествие на Голгофу (25–32). Распятие Христа (33– 38). Покаяние разбойника (39–43). Смерть Господа (44–49). Погребение Господа и жены мироносицы (50–56). Гл. 24. Путешествие ко гробу Христову жен мироносиц (1–11) и Петра (12). Явление Воскресшего путникам еммаусским (13–35) и апостолам, бывшим вместе (36–49). Вознесение Господне (50–53). 1 Ирин. Advers. haeres. Ill, 1. 1. Ориг. у Евсев. Церк. Ист. VI, 25. Клим. Ал. у Евсев. там же VI, 14. Тертулл. Contr Marcion. IV, 2. 5. Евсевий Церк. Ист. III, 24 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из II века несомненно знакомство с посланием ап. Иоанна – св. Иустина Мученика («Разговор с Трифоном», гл. CXXIII, сн. 1Uoah III,1 ), автора «Послания к Диогнету» (гл. II, сн. 1Uoah IV, 9–10 ). К концу II же века или к первой половине III века относятся важные и авторитетные свидетельства общепризнанного канонического достоинства первого послания Иоанна – так наз. Мураториева канона, Сирского перевода новозаветных священных книг Пешита и древнелатинского перевода. Подобные же свидетельства о подлинности и каноничности послания встречаются у Климента Александрийского (Стром. II, сн. 1Uoah V, 16 ), у Тертуллиана (Adv. Ргах. с. 15 – 1Uoah I, 1 ), у Оригена (Евсев. Церк. Ист. VI, 24) Дионисия Александрийского (у. Евсев. Церк. ист. VII, 25) и др. Вообще, из приведенных свидетельств очевидно, что каноническое достоинство и подлинность первого послания Иоанна были общепризнанны и никаким сомнениям и оспариваниям не подвергались. И все внутренние признаки послания, все характерные черты его содержания, тона и изложения убедительно свидетельствуют о принадлежности послания тому же великому Апостолу любви и возвышенного христианского созерцания, которым написано и четвертое Евангелие. И в послании, как в Евангелии, причисляет себя к самовидцам Слова, и все содержание послания проникнуто живым воспоминанием о данном Спасителем примере христианам всей жизнью Своею земною (II, 6; III, 3. 5. 7; IV, 17), о Его слове и заповедях (I, 5; III, 23; IV, 21), о событиях при Его крещении и крестной смерти (V, 6). В послании веет тот же дух любви и вместе огненной ревности по славе Божией и чистоте Богопочтения, та же глубина и сила чувства, тот же образ и характер представления и изложения, что и в Евангелии. Эта внутренняя близость и родство содержания послания и Евангелия св. Иоанна хорошо были подмечены и оценены в смысле доказательства подлинности еще в древности, напр., св. Дионисием Александрийским в III в. «Евангелие (Иоанна) и послание, говорит он, согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: в начале бе Слово, последнее: еже бе исперва; в том сказано: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единароднаго от Отца ( Иоан 1. 14 ), тоже и в этом, с небольшим лишь изменением: еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша, о Словеси животнем, и живот явися ( 1Иоан 1. 1–2 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Из II века несомненно знакомство с посланием ап. Иоанна – св. Иустина Мученика («Разговор с Трифоном», гл. CXXIII, сн. 1Uoah III, 1 ), автора «Послания к Диогнету» (гл. II, сн. 1Uoah IV, 9 – 10 ). К концу II же века или к первой половине III века относятся важные и авторитетные свидетельства общепризнанного канонического достоинства первого послания Иоанна – так наз. Мураториева канона, Сирского перевода новозаветных священных книг Пешита и древелатинского перевода. Подобные же свидетельства о подлинности и каноничности послания встречаются у Климента Александрийскаго (Стром. II, сн. 1Uoah V, 16 ), у Тертуллиана (Adv. Prax. с. 15 – 1Uoah I, 1 ), у Оригена (Евсев. Церк. Ист. VI, 24) Дионисия Александрийскаго (у. Евсев. Церк. ист. VII, 25) и др. Вообще, из приведенных свидетельств очевидно, что каноническое достоинство и подлинность первого послания Иоанна были общепризнанны и никаким сомнениями оспариваниям не подвергались. И все внутренние признаки послания, все характерные черты его содержания, тона и изложения убедительно свидетельствуют о принадлежности послания тому же великому Апостолу любви и возвышенного христианского созерцания, которым написано и четвертое Евангелие. И в Послании, как в Евангелии, причисляет себя к самовидцам Слова, и все содержание послания проникнуто живым воспоминанием о данном Спасителем примере христианам всею жизнию Своею земною (2:6; 3:3, 5, 7; 4:17), о Его слове и заповедях (1:5; 3:23; 4:21), о событиях при Его крещении и крестной смерти (5:6). В послании веет тот же дух любви и вместе огненной ревности по славе Божией и чистоте Богопочтения, та же глубина и сила чувства, тот же образ и характер представления и изложения, что и в Евангелии. Эта внутренняя близость и родство содержания послания и Евангелия св. Иоанна хорошо были подмечены и оценены в смысле доказательства подлинности еще в древности, напр., Св. Дионисием Александрийским в III в. «Евангелие (Иоанна) и послание, говорит он, согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: в начале бе Слово, последнее: еже бе исперва; в том сказано: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единароднаго от Отца ( Иоан. 1:14 ), Тоже и в этом, с небольшим лишь изменением: еже слышахом, вмесе видехом очима нашима, ее узрехом и руки наша осязаша, о Словеси животнем, и живот явися ( 1Иоан. 1:1 – 2 ) ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

831 Непризнание грешниками своей вины, без сомнения, произойдет не вследствие неспособности отличить добро от зла, но будет проявлением упорства и совершенной нераскаянности. 832 Предания иудеев и магометан под местностью, известною под именем долины Иосафатовой, разумеют долину, находящуюся между Иерусалимом и Масличною горою. В настоящее время эта долина наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи предполагаемого ими места будущего суда. В древности разделяли тоже мнение о месте суда и некоторые из христиан, основываясь еще и на том, что И. Христос в Иерусалиме потерпел самое крайнее уничижение и принес искупительную жертву за мир. 834 Напр. Kliefoth. Eschatologe, S. 278. См. Темномерова . Уч. св. Писания о смерти и пр. 297 стр. 835 В таком виде хилиазме является у Керинфа (Евсев. Церк. ист. III, 28; Август, Dn haeres. VIII), евионеев (Иерон. На Исаию, LXVI, 20) в апокрифических Иудейских сочинениях, особенно в кн. Еноха (XVIII гл. ), в сивиллиных книгах (I кн. V, 283–291; IV, 2. 21), поздне у Аполлинария с последователями (Васил. В. Пис. 257 (265) и Григ. Б. К Кледонию, 1 и 2 посл.). См. ст. Алфионова Я. И. Хилиазм первых трех веков христианства. Пр. Соб. 1875 г. II ч. 836 К разделяющим этого рода хилиастические чаяния принадлежали: Папий (Евсев. Церк. Ист. III, 39), Иустин (Разг. С Триф. 80–81), Ириней (Пр. ер. V, 31–35), Ипполит (apud Phot. Bibliot. Cod. 101), Мефодий (пир десяти дев. Речь IX, гл. 5), Лактанций (Inst. Divin. VII, 24 и след.). 839 В вопросе об объеме познания по воскресении особенно далеко заходил Ориген , простирая его до познания тайн во всех областях знания, и в частности тайн, касающихся мира животных и растений. О началах, II кн. XI гл. Св. Василий В. говорит: «царство небесное есть созерцание. Теперь, как в зеркале, видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от этого земного тела и облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их первообразы .» Пис. 8, к Кесар. Монахам (VI ч. 40стр. 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Сначала всех христиан, отказавшихся исполнить волю правительства — жертвовать языческим богам, — подвергали темничному заключению и а имущество их конфисковалось; такую имущественную потерю несли и те из христиан, которые Но вскоре гонение еще более усиливается, оно становится напряженнее. Когда прибыл в Карфаген местный проконсул, начали применять к христианам всевозможные мучения и появились мученики, запечатлевшие смертью свое исповедничество, и таких было Причиной этого усиления гонения отчасти была неумеренная смелость некоторых исповедников: появилось какое-то " бесстыдное хвастовство " своею неустрашимостью, что сильно раздражало Но гонение в Карфагене заметно стихает, когда проконсул снова уезжает из этого Говоря о тяжести гонения, мы по преимуществу, впрочем, должны иметь в виду правительство, — народ же языческий, напротив, относился к христианам заметно благодушно, не разделяя суровости властей. Дионисий Александрийский, современник гонения, рассказывает вот какой случай: когда воины схватили его и повели в какое-то место, то об этом узнали поселяне, собравшиеся на свадьбу. Когда же они узнали о том, что было с епископом, то, говорит Дионисий, " они все вдруг, как бы по сигналу, повскочили со своих мест, с быстротою побежали за нами " . Дионисий счел было сначала их за разбойников и готов был отдать им последнюю одежду, чтобы только они не делали ему вреда. ______________________ Киприан. О падших (Твор. его в рус. пер., ч. II). С. 144. 1–е изд. Письмо 34 Киприана. С. 122; Fechtrup. Der. heil. Cyprian. Miinster, 1878. S. 45–46. Peters. Der heil. Cyprian. Regensb., 1877. S. 123–124. Евсевий. Церк. ист. IV, 40. Примечания Валезия к этому месту Евсевия. Дионисий в послании к Фабию, у Евсев. VI, 41. Письмо 52 Киприана к Сергию и другим заключенным в темнице. С. 244–245. Письмо 13 Киприана к клиру. С. 58. Fechtrup. Op. cit. S. 59. Письмо 24 Киприана к клиру. С. 88–89. Письмо 25 Киприана к клиру. С. 90. Fechtrup. Op. cit. S. 64, 65. ______________________ Но оказалось, что они пришли с другим намерением: чтобы освободить его от ареста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

16 Gieseler, Historisch – kriticher Versuch uber die Entstehung und die fruhesten Schicksale der Schriftlichen Evangelien, 1818. Ранее Гизелера ту же гипотезу защищали: Eckermann, Theologishe Beiträge, 1796, V. 2 стр . 148…; Herder, Sammtliche Werke, zur Theologie, XII. стр . 1–55; Kaiser, Bibl. Theologie , 1, 224…; из критиков отрицательного направления эту гипотезу в связи с теорией мифа применил к нашим Евангелиям известный Штраус в своем Das Leben Iesu 1– te Auf Einleitung , § 9. 31 Другие поразительные примеры см. у Bleck a ibid . §§ 94–98; его же Beiträge zur Evangelien – Kritik, 1846, стр . 69 и ch; De-Wette, Einleitung, 11, 259 и сл . 36 Евс. Церк. Ист. III , 39: Ος ( Πτρος ) πρς τς χριας ποιετο τς διδασκαλας, λλ υχ σπερ σνταξιν τν κυριακν ποιομενος λογων… 41 Лyk . I, 1–4 : πειδπερ πολλο πεχερησαν ανατξασθαι διγησιν περ τν πεπλυροορημνων ν μν πραγμτων, χαθ ς παρδοσαν μν ο π ρχη55; σ αυτπται χα πηρται γενμενοι το λγου δοκεχμο παρηχολουθμχτι νωθεν πσιν χριβς χαθεξς σοι γρψαι χοτιστε Θειλε. να επεγνς περ ν κατηχθης λγων τν ασλεαν. 45 Папий у Евсев. Церк. Ист. III , 39; Ириней, против ересей III , 1 у Евсев. Ц. И. V , 8; Ориген ibid . VI , 25; Евсевий ibid . III , 24,-его же свидетельство о Пантене, V , 10; Епифаний adv . haeres . XXIX, 9, – 3 и др .; также Иероним catal. c. 4 – prolegg – in Matth. opp. v. IV, р . 3 и др. 47 Anmerkungen und Zusätze zu Michaelis Einleitung aus dem Englischen von Rosenmüller, 1803, 11, 140…, 166… 50 За исключением 8-ми небольших отделений (8, 20 21: 4, 26 29; 7, 31–37; 8, 22–26; 11, 11–14; 14, 51. 52 и 16, 9–11) все содержание 2-го Евангелия заключается в Евангелиях от Матфея и Марка. 51 В своем дословном виде свидетельство это читается так: Κα τυτο ο πρεσβυτερος λεγε. Μρχος μεν ρμηνευτς Πτρου γενμενος σα μνημνευσεν χριβς γραψεν ο μντοι ταξει τ π το Χριστο λεχθντα πραχθντα. υτε γρ χουσε το χυρου υτε παρηχολοθησεν αυτ ςερον δ ς ην Πτρ ς πρς τς χρεας ποιετο τς διδασ κ αλας, λλ οχ σπερ σνταξιν ποιομενος λγων στε οδν μαρτε Μρ κ ος υτως νια γραψας ς απεμνημνευσεν νος γσρ ποισατο πρνοιαν το μηδεν ν χουσε παραλιπεν ψεσασθα τι ν αυτοσ Τα τα μν ουν στρηται τ Παπι περ το Μαρχου. περ δ το Ματθαου τα τ ερηται Ματθα ος μν ον βραδι διαλ κ τω τ Λγια συνετσξατο ( συνεγραψατο), ρμν ??? δ υτς ς σονατος κ αστος.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2, гл 9). Филипп апостол проповедовал слово Божие во Фригии, – жил и скончался во фригийском городе Иераполе (Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл 31). Б. О распространении христианской веры после времен апостольских во II и III веке В числе первых преемников апостольских много было мужей, которые, продолжая созидать церкви, основанные апостолами, более и более распространяли святую веру по всей вселенной. Многие из них, исполнив сперва евангельский совет о разделе своего имущества бедным, предпринимали потом благовестнические путешествия: положив основание Церкви в каких-нибудь чуждых странах и поставив там пастырей, они поручали им продолжать созидание основанного с той же целью отходили в иные земли и к иным народам, сопровождаемые помощью божественной благодати. Другие посылали на это святое дело учеников своих, одушевив их своей ревностью возвещать о Христе людям, еще не слыхавшим слова веры (Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл. 37). Таков был Кодрат епископ Афинский 94 , который, приобретши большое число новоуверовавших для своей собственной церкви, совершил много благовестнических путешествий в страны языческие. Таковы были все знаменитейшие епископы первенствующей Церкви: Игнатий Богоносец , Поликарп Смирнский , Аполлинарий Иерапольский, Климент Римский и другие (Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл. 37:38). Можно упомянуть на ряду с ними также об известных александрийского Огласительного Училища, Пантене и Оригене : первый из них, по ревности к слову Божию, принял на себя проповедание Евангелия Христова восточным народам и доходил даже до Индии (Евсев. Церк. Ист. кн. 5, гл. 10); второй с той же целью путешествовал в Аравию (Евсев. Церк. Ист. кн. 6, гл. 19). Впрочем, не сохранилось столько письменных памятников, что бы можно было перечилить по имени всех, бывших в то время благовестниками в разных местах вселенной, или даже поименовать все основанные ими церкви. Таким образом, по крайней мере, более и более распространялась повсюду христианство и после церквей, основанных апостолами преимущественно на востоке, получили свое начало западные церкви в Галлии, Германии, Британии, Африке и Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

7-го мая из Воронежа была послана царская грамота в Рязань. Увеличение Воронежской епархии на счет Рязанской в грамоте объяснялось тем, что «Рязанская митрополия не скудная и довольствоваться ей без тех городов и волости можно и те города с уездами и волость к Воронежу в ближних верстах». Подъячему Калинину, отправленному с грамотой в Рязань, велено взять из Рязани окладные книги на места, приписанные к Воронежской епархии. М. Авраамий тотчас исполнил приказание Петра и поторопился написать патриарху, что он, «опасаясь Великого Государя гнева», отдал окладные книги, не отписывая к патриарху. Патриарх Адриан значительно запоздал с своими грамотами обоим иерархам, подтверждавшими указ Петра. 38 Конечно, грамоты патриарха были только формальностью при всевластии Петра, которому уже не смели противоречить русские владыки. По милости Петра к св. Митрофану, делившемуся средствами архиерейского дома с царем, 39 Воронежская епархия значительно расширилась с северо-восточной стороны (г.г. Усмань, Демшинск, Белоколодск и волость Мокрый Боерак) и с юго-западной (гор. Острогожск). Как видно из переписных книг Воронежской епархии за 1705 г., ее в это время составляли: г. Воронеж (17 церквей) и его уезд (49 церквей), г. Елец (15 церк.) с уездом (90 церк.), г. Костенск (2 церк.) с уездом (5 церк.), г. Коротояк (7 церк.) с уездом (21 церк.), г. Землянск (6 церк.) с уездом (20 церк.), Икорские слободы (3 церк.), Битюцкие слободы (4 церк.), г. Острогожск (7 церк.) с уездом (6 церк.), г. Усмань (4 церк.) с уездом (4 церк.), г. Демшинск (1 церк.), волость Мокрый Боярак (6 церк.); безуездные города Орлов, Воронежского уезда (2 церк.), Талецкий Острожок, Елецкого уезда (3 церк.), Урыв-Острожок, Коротоякского уезда (2 церк.), а всего 285 церквей. 40 При 285 церквах в Воронежской епархии в начале XVIII в. было 17 монастырей, мужские: Акатов Алексеевский, Троицкий Боршевский, Богородицкий Карачинский, Семилуцкий-Спасов, Константиновой пустыни Спасов монастырь, Елецкий Троицкий, Елецкий Задонский Богородицкий, Коротоякский Вознесенский, Троицкий – Лысогорской пустыни, Дивногорский Успенский, Белоколодская Преображенская пустынь, Битюцкая Троицкая Пустынь; женские: Покровский, Елецкий Богородицкий, Коротоякский Богородицкий, Острогожский Пятницкий, Усманский – Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

244 Исповедник Наталис был выставлен в Риме епископом против Зефирина, Евсев. V, 28, 8–10. Мученик Александр за доказанное исповедническое мужество еще при жизни своего предшественника Наркисса был избран епископом Иерусалимским, Евсев. VI, 8, 7. В Антиохии, по смерти Серапиона, был избран епископом исповедник Асклепиад, Евсев. VI, 11,4. Пресвитер и исповедник Сильван стал епископом Кесарийским. Евсев. О палест. муч. I, 7, 3. Ср. также пресвитера и исповедника Феликса, выше, § 9. прим. 240. – Знаменит «евнух» Мелитон, епископ Сардийский во втором столетии, Евсев. V, 24, 5. Аскетом был епископ Наркисс из Иерусалима (около 200 г.), которому преемствовал ранее названный Александр, Евсев. VI, 9, 5–6. «Одно или два лица», которые, по Первому Посланию Климента (конец первого столетия), вытеснили в Коринфе епископов из Евхаристии, были, как кажется, аскеты: они хвалились как своей мудростью и любовью ко Христу, так и своим «целомудрием» (они воздерживались от брака), 1 Клим. К Кор. 38:2; 48:5–6; 51:2; 54:1; ср.: Lipsius. De Clementis Romani Epistola. 1885. P. 113; Ritschl. Entstehung. S. 360. 245 Тертуллиан . Против валентиниан, гл. 4: «Валентин надеялся получить епископство, потому что имел дарование и красноречие. Вознегодовав, что другой, по праву мученичества (ex martyrii praerogativa) удостоен сего звания, он отторгся от Церкви, исповедующей истинную веру (authenticae regulae)». Это место (на которое обратил внимание Harnack. Dogmengeschichte. 1 Aufl. Bd. 1. S. 158 в примечании) доказывает вместе с тем, – впрочем, это было понятно также и само по себе, – что по образовании монархического епископата и по исчезновении (или сокрытии внутрь) свободной учительной должности пророков и учителей в течении второго столетия потребовался особый дар учения, преимуществен- но для должности епископа. Тогда как в первом столетии и также в начале второго епископ выступал только за отсутствием апостольски одаренного учением, так что одаренный учением не был епископом, а только отстранял епископа, – с той поры, как в течении второго столетия епископ добился преимущества, одаренный учением предназначен теперь к приобретению епископской должности, и теперь уже имеет значение особенно пригодного для епископской должности, потому что должность епископа изначала есть учительная должность. Валентин полагался, по приведенному сообщению Тертуллиана , на свой учительный дар, но мученик имел первенство перед ним. По Ерму (Видения. III, 1, 8–9), мученики имели преимущество перед пресвитерами и даже перед пророком (каким был сам Ерм ). Каноны Ипполита (III в.) ставят мученика наравне с пресвитером: кто исповедал Христа перед мирским судом, несмотря на оковы и пытку, тот – пресвитер даже без посвящения, Canones Hippolyti, VI, § 43 (Achelis. S. 67, ср. S. 163–165).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010