I. СОБОР НИКЕЙСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ПЕРВЫЙ В царствование Константина великого , Христова Церковь , едва упокоенная от внешних врагов, была возмущена противохристианскими учениями Ария, пресвитера александрийского. Побуждаемый честолюбием и завистью к сверстнику своему Александру, избранному народом и клиром на епископскую кафедру в Александрии, Арий решился оклеветать учение своего епископа. Когда Александр по обыкновению, беседовал с клиром о единосущии Сына Божия с Богом Отцем, Арий стал обличать его в савелианстве; но опровергая ересь мнимую, сам оказался проповедником действительной ереси, низпровергавшей христианскую веру в самом ея основании. Арий начал учить так: «Было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий сотворен из несущаго, а никак не рожден из сущности Отца; причем рожден во времени, а не от вечности, не как Бог истинный от Бога истиннаго, но сотворен как орудие для создания прочих тварей; он и по естеству ниже Отца и по воле изменяем; называется же Сыном Божиим не по естеству, а по усыновлению, как послушный воле Отца». Зараза пагубного лжеучения прежде всего коснулась клира: семь пресвитеров и двенадцать диаконов были первыми его последователями, и вместе первыми проповедниками. Александр думал сначала короткими беседами увещаниями обратить Ария на путь истины; но когда увидел, что Арий непреклонен в своих убеждениях, что богохульное учение его распространяется уже за пределы Александрии и заразило даже нескольких епископов, тогда, пригласив представителей церквей из Египта и Ливии, числом около ста, Александр составил в Александрии собор, на котором, после обличения ереси, общим приговором еретики лишены своих священнослужительских мест, отлучены от Церкви и изгнаны из Александрии. Арий, удалившись со своими приверженцами в Палестину, писал письма ко многим епископам и между прочим Евсевию, епископу никомидийскому, в то время сильному при императорском Дворе, жаловался на несправедливое будто бы преследование со стороны Александра и просил у них защиты. Надменный Евсевий, в своих честолюбивых видах, принял еретиков под свое покровительство и в послании к епископам, в оправдание и защиту Ария, содействовал распространению нечестивой ереси, которая таким образом заразила Палестину, Никомидию, Виению и другие области.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В исторических деталях, быть может, наименьшего доверия заслуживают те, которыя считаются общепризнанными. Нередко это последнее, почетное их отличие описывает точно только тот факт, что уже очень давно никто не доверял тех основ, на которых эти безспорные положения держатся, и не пытался их оспаривать. В. В. Болотов. Отдел I I Павлин тирский, как покровитель Ария. Палестинский собор. «Три епископа, рукоположенные в Сирии» [разбор гипотезы о них Спасского (4–7. прим.)]. Маркелл о Павлине. – Вопрос о времени кончины Павлина. В начале арианского спора довольно видную роль в числе восточных покровителей Ария играл Павлин, епископ тирский. Первое время он видимо несколько колебался принять под свою защиту Ария, быть может потому, что ему – не лукианисту, а только левому оригенисту по своему догматическому направлению – кое-что казалось подозрительным в догматической системе Ария, даже и в том смягченном виде, в каком александрийский пресвитер излагал ее в письмах к своим восточным покровителям. Поэтому «великий» Евсевий никомидийский вынужден был обратиться к нему с особым письмом, в котором убеждал его примером Евсевия кесарийского прервать молчание и написать Александру александрийскому – в защиту Ария, и выражал надежду, что, если такой муж, как Павлин, напишет Александру, то он «обратит» его 1 ). Но сам Арий в своем письме к Евсевию никомидийскому в числе восточных епископов, которые вместе с ним «говорили, что Бог [Отец] безначально предшествует Сыну», и вместе с ним подвергнуты Александром александрийским анафеме, называет на 3-м месте (в числе 6-и названных по именам) и Павлина 2 . Писал ли Павлин тирский, как того хотел Евсевий никомидийский, Александру александрийскому , об этом до нас не дошло прямых сведений. Но Маркелл анкирский упоминает письмо Павлина, в котором последний ссылался на Оригена , и Швартц считает, «по меньшей мере вероятным» zum Mindesten wahrscheinlich, что это и есть то самое письмо к Александру, которым Павлин исполнил просьбу «великого Евсевия» 3 Бесспорно, однако, что престарелый александрийский папа остался непреклонным в своих убеждениях, и старания друзей Ария помирить его с своим епископом не увенчались успехом. – Но, что и Павлин тирский принимал потом весьма деятельное участие в покровительстве Арию и его сообщникам, это не подлежит никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

К вопросу о происхождении арианства Для вопроса, о происхождении арианства имеет первостепенную важность вопрос об отношении Ария к его учителю – антиохийскому пресвитеру и мученику Лукиану, основателю столь знаменитой впоследствии антиохийской школы. Что и сам Арий, и его виднейшие покровители, как Евсевий никомидийский, Феогний никейский, Марий халкидонский, Минофант ефесский, были действительно учениками св. Лукиана, это – факт, засвидетельствованный одинаково твердо, как самими арианами, так и их противниками. Сам Арий в письме к Евсевию никомидийскому, называет его своим «солукианистом» 1 , а Филосторгий перечисляет по именам и других учеников Лукиана 2 . С другой стороны сам Александр александрийский в письме к одноименному с ним епископу фессалоникскому, представлявшем по видимому только более полный экземпляр его τμος’а, разосланного раньше ко всем епископам, состоявшим, как и сам епископ александрийский, под владычеством Ликиния, прямо называет Лукиана учителем Ария и вместе с тем учеником («преемником» видимо по управлению богословской школой) Павла самосатского, и сообщает, что Лукиан оставался (после низложения Павла) долгое время вне общения с тремя (антиохийскими) епископами (Домном, Тимеем и Кириллом) 3 .   Точно также и св. Епифаний 4 называет Лукиана учителем ариан, самих их «лукианистами», и в частности приписывает Лукиану известное арианское учение, что Сын Божий при воплощении принял одно только человеческое тело, место же души занимала сама его «божественная» природа. Но все эти исторические свидетельства, ставящие вне сомнения зависимость арианской догматической системы от учения Лукиана, не дают, однако, никакого основания судить о том, как далеко простиралась эта зависимость, какие из арианских положений принадлежат Лукиану, и какие представляют выводы из учения Лукиана, сделанные самим Арием. Тем не менее А. Гарнак находит, что и приведенных скудных данных совершенно достаточно для того, чтобы с полною уверенностью считать Лукиана «Арием до Ария» и отнести на его счет решительно все особенности арианской системы, так что на счет самого Ария не остается ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Л. считается основателем Антиохийской богословской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви ). Арианский историк Филосторгий рассказывает о множестве учеников Л., среди к-рых перечисляет епископов Евсевия Никомидийского , Мария Халкидонского, Феогния Никейского, Леонтия Антиохийского , Антония, еп. Тарса Киликийского, Минофанта Эфесского, Неоминия, Евдоксия Германикийского (впосл. епископ К-польский), а также сообщает о некоем Александре и Астерии Каппадокийском (см. Астерий Софист ), учениках Л., к-рые, «подчинившись воле тиранов, впали в эллинство, но после осознали свое падение и увещаниями учителя были приведены к покаянию» ( Philost. Hist. eccl. II 14). Большинство из перечисленных учеников Л. придерживались арианства . При этом, согласно Филосторгию, из числа упомянутых только епископы Антоний и Леонтий «сохранили чистоту и строгость в вере», т. е. остались верны арианству. Епископы Евсевий, Феогний и Марий, отступив от арианства под влиянием Вселенского I Собора , впосл. возвратились к прежним взглядам. Впрочем, замечает Филосторгий, Марий и Феогний полагали, что Бог и до рождения Сына был Отцом, ибо имел силу породить Его. Астерий же «извратил учение Лукиана, утверждая устно и письменно, что Сын являет Собой ничем не отличимый образ сущности Отца» (Ibid. II 15). Кроме того, Филосторгий сообщает, что ученики Л. не разделяли мнение Ария о том, что Сын Божий не имеет познания Бога Отца (Ibid. II 3). Сохранилось также письмо Ария Евсевию Никомидийскому, в к-ром он называет Евсевия «истинным солукианистом» (ap. Theodoret. Hist. eccl. I 5. 4). На основании этих свидетельств нередко делается утверждение, что именно в школе Л. следует видеть зарождение тех богословских идей, к-рые впосл. будет проповедовать Арий (А. фон Гарнак прямо называл Л. «Арием до Ария» - Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Darmstadt, 1964. Bd. 2. S. 187). Однако сведений об учении самого Л. слишком мало, чтобы делать однозначный вывод о его влиянии на возникновение арианства (как, впрочем, и вопрос о происхождении арианства из Антиохийской школы в наст. время не является однозначно решенным).

http://pravenc.ru/text/2110835.html

[Греч. Παυλος; лат. Paulinus], еп. Антиохийский (ок. 330), еп. г. Тир (Финикия; не ранее 313 - ок. 330). Участник арианских споров на их начальном этапе. Основным источником сведений о П. являются труды епископа Кесарийского Евсевия Памфила , его близкого друга. Евсевий посвятил П. свою «Церковную историю» ( Euseb. Hist. eccl. 10 1), а также по его просьбе составил «Ономастикон», справочник библейских названий. В 10-й кн. «Церковной истории» Евсевий поместил свой панегирик в честь П., написанный ок. 315 г. по случаю освящения новой христ. базилики в Тире, «самой прекрасной во всей Финикии» (Ibid. 10 5). В этом панегирике, а также в соч. Евсевия «Против Маркелла» ( Idem. Contr. Marcel. 1 4//PG. 24. Col. 750) содержатся наиболее важные сведения о П. Он происходил из Антиохии , там же получил сан пресвитера, так что христ. община Антиохии считала П. своим. В свое время П. был известным экзегетом; вероятно, учился у сщмч. Лукиана Антиохийского. Евсевий неоднократно характеризует П. как человека, отличающегося ученостью и сведущего в Свящ. Писании (письмо Евсевия к П.: Theodoret. Hist. eccl. I 6). П. стал епископом Тира после прекращения великих гонений нач. IV в. В 311 г. мученически скончался еп. Мефодий Тирский, но П. был избран на эту кафедру уже после провозглашения Миланского эдикта , не ранее 313 г. В визант. хронистике (источники не ранее нач. IX в.) было принято в качестве предшественника П. на Тирской кафедре помещать некоего Дорофея, который по ранним источникам не известен ( Theoph. Chron. P. 24). Основной заслугой П. на Тирской кафедре является благоустройство местной общины после гонений. С началом арианских споров П., как лукианист, выступил в защиту Ария . Сам Арий в своем послании к еп. Евсевию Никомидийскому называет П. среди своих сторонников ( Theodoret. Hist. eccl. I 5). Тем не менее первое время П. предпочитал не вмешиваться в спор, так что еп. Евсевий Памфил обратился к нему с посланием, призывая его как человека ученого высказать свое авторитетное мнение (Ibidem). В результате этой настойчивости Евсевия П. отправил послание к архиеп. свт. Александру Александрийскому, фрагмент к-рого сохранился в трактате Евсевия «Против Маркелла». В нем П. выступает против представлений о Рождении Сына как акта эманации или др. формы разделения Божества. В противоположность этому еп. Маркелл Анкирский обвинял П. в том, что он поддерживал строго арианскую доктрину и мыслил рождение не более чем как акт творения. Впрочем, полемика еп. Маркелла с П. относится ко времени после I Вселенского Собора (325), и Маркелл, вероятно, полемизировал уже с покойным П., так же как Евсевий, со своей стороны, защищал П. уже после его кончины.

http://pravenc.ru/text/2756957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [греч. ιονσιος; лат. Dionysios] (II в.), сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), еп. Коринфский, церковный писатель. О характере его сочинений можно судить только по рассказу Евсевия Кесарийского из «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 23). Д.- автор 8 посланий: к римлянам, лакедемонянам, афинянам, никомидийцам, к Кносской, Гортинской и Амастрийской Церквам, а также к некой Хрисофоре. Помимо последнего, они были собраны, видимо еще при жизни Д., в единый корпус, где также содержались и ответные послания к Д., и в таком виде были известны Евсевию, к-рый упоминает ответное письмо к Д. Пинита, еп. Кносского (Ibidem). В послании к лакедемонянам Д. наставляет читателей в правой вере и убеждает их хранить мир и единство. В послании к Афинской Церкви Д. упрекает верующих за нестойкость во время гонений, напоминая им о сщмч. Дионисии Ареопагите , первом епископе Афин, и его преемниках, претерпевших мучения за свою веру. В послании к Никомидийской Церкви Д. опровергает ересь Маркиона. Тот же призыв остерегаться еретических заблуждений звучит в послании к Гортинской и проч. Церквам Крита, где Д. воздает похвалу еп. Гортинскому Филиппу. Послание к амастрийским христианам, их еп. Пальме и др. Церквам Понта написано по просьбе неких Вакхилида и Елписта, возможно Понтийских епископов. В нем Д. убеждает милостиво принимать кающихся, к-рые отпали от Церкви вслед. к.-л. греха, даже если они повинны в еретическом заблуждении. Евсевий особо выделял письмо Д. к папе Сотеру , в к-ром святой отмечает благочестивые обычаи рим. христиан, в т. ч. их помощь др. Церквам. В письме также упоминается обычай чтения послания Климента Римского к коринфянам в церкви в воскресный день и сообщается, что и нынешнее послание папы Сотера также будет всегда читаться в Коринфе для наставления. Послания Д. были широко известны в древности. Евсевий приводит цитату, где Д. жалуется, что уже при жизни его сочинения стали подделывать еретики, которые «одно выбросили, другое прибавили к ним» (Ibidem). После Евсевия высоко ценил послания Д. блж. Иероним (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/178333.html

Содержание    Константин Август — кафолической никомидийской Церкви.    Вы все, возлюбленные братия, по благодати Господа Бога, Спасителя нашего Христа, хорошо знаете, что есть Отец и Сын. Отец безначален, бесконечен, Отец настоящего века. Христос же Сын Божий, Творец всего, виновник нашего бессмертия, родился, как учит исповедуемая нами вера, принял тело с тем, чтобы явить свою силу и уничтожить грех, происшедший от диавола, избавить род человеческий от погибели, неведению дать новое учение веры, очистить недостойные мысли ума, укротить ярость смерти и возвестить людям надежду бессмертия. При всех сих благах я особенно радуюсь обновлению вселенной. Поистине удивительно, что столько народов, о которых прежде говорили, как о неведущих Бога, приведены к единомыслию и согласию в вере. Но каким образом народы будут познавать то, что мы сделали предметом любопрения? Понимаете конечно, возлюбленные братия, что я обвиняю нас самих. Мы христиане и разногласим увлекаемые жалкою страстию. Такова ли самая вера наша? Таково ли учение святейшего закона? Откуда ж выродилось настоящее зло? Кто научил этому столь незлобивый народ? Не другой кто, как союзник тиранской жестокости Евсевий; ибо можно видеть из многого, что он всегда был на стороне тиранна: об этом свидетельствует убиение епископов, — и епископов истинных; об этом же вопиет громкое и жесточайшее гонение на христиан. Я уже не говорю теперь о нанесенных мне лично оскорблениях, чрез которые скопища противников имели весьма много успехов. Он даже подсылал ко мне соглядатаев и подавал тирану чуть не вооруженную помощь. Да не подумает кто либо, будто я не могу доказать этого. Верное доказательство — то, что мною, как известно, явно схвачены были преданные Евсевию пресвитеры и диаконы. Но я оставлю это; не негодование движет моими устами, а желание пристыдить их. Того только боюсь, о том только беспокоюсь, что они и вас, вижу, сделали участниками в преступлении; ибо чрез наставление и превратное учение Евсевия ваши мысли стали чуждыми истины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Александр увидел, что начинается большая междуцерковная интрига. Он созвал собор всех своих епископов. Собор решительно его поддержал. Своим большинством он отлучил всех вставших за Ария клириков, начиная с епископов. Так как Александрийский епископ формально обладал 1/5 частью гражданской власти в Александрии, то и отлученные подверглись действительной высылке из египетской столицы. Были низложены два епископа: Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский; шесть пресвитеров: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат; шесть диаконов: Евзоий, Лукий, Юлий, Мина, Элладий, Гаий. A когда оказались в Мареотиде новые приверженцы Ария, то епископ Александр и их, на основании решения бывшего собора, также низложил. Это были два пресвитера: Харис и Пист — и четыре диакона: Серапион, Парамон, Зосим и Ириней. Феодорит в своей истории приводит жалобы отвергнутых Александром, что их трактовали как безбожников и христоборцев. Прежние историки до конца XIX в. датировали эти события неточно: 318 г. Эд. Шварц, Зеек и Батиффол доказали, что эти факты надо относить к 323 г. K моменту, когда Константин готовился к решающей битве с Ликинием. Действительно, была бы необъяснимой медлительность Константина, если бы он с 318 до 323 г. бездействовал. Наоборот, Константин реагировал на поднятый спор крайне чувствительно и быстро. Евсевий Никомидийский действовал с уверенностью, как вождь обширной школы Лукиана. Арий в письме к Евсевию Никомидийскому называет своими единомышленниками Евсевия Кесарийского, епископов — Лидды, Тира, Вирита (Бейрута), Лаодикии, Аназарба и даже обобщает: все «восточные,» разумея диоцез «Востока» (со столицей в Антиохии). B письме к Евсевию Никомидийскому Арий свою доктрину с грубой и наивной уверенностью излагает так: «Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерожденный, ни часть Нерожденного (ни в каком случае), ни взять от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времен и веков , по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рожден, или сотворен, или основан , ибо Он не был Нерожденным,— вот за что нас преследуют.» Так Арий понимал христианскую догму по столь основному вопросу и так он ощущал окружающую его богословскую среду.

http://sedmitza.ru/lib/text/434960/

28 С точки зрения Ария и его сторонников, в Евангелиях даже в Евангелии от Иоанна Сын изображен как подчиненный Отцу. Этому подчинению Арий придавал абсолютный смысл, тем самым отказываясь от идеи равенства членов Троицы. Если Сын, по мнению Ария, находится в подчиненном положении по отношению к Отцу, то, следовательно, он не может быть абсолютным богом. Поскольку Сын не равен Отцу, он не имеет одинаковой с ним природы. Если бы Сын обладал божественной сущностью, которая всегда совершенна, он должен был бы быть и сам совершенен, то есть существовало бы два бога, равных друг другу во всем, а это означает политеизм и разобщение единичности Бога. В то же время, так как божественная субстанция является абсолютной, простой, неделимой и неизменной, то Бог не может порождать в смысле «производить из собственной субстанции», а может только порождать в смысле «творить». Следовательно, кроме Отца, обладающего несотворенной субстанцией, могут существовать только его творения, которые рождены во времени и которые имеют начало и конец. Поэтому Сын не вечен и является творением, хотя и исключительным. 29 Распространение спора связано также и с тем, что низложенный на Александрийском синоде 321 г. Арий разослал епископам всех соседних областей изложенный им символ веры, прося их просветить его, если он заблуждается, или поддержать его, если он прав. После этого Арий покинул Египет и отправился сначала в Кесарию, где он сблизился в Евсевием Кесарийским, а затем в Никомидию к своему другу Евсевию Никомидийскому. Проповеди, которыми он сопровождал свое путешествие, привлекли на его сторону многих, в том числе и епископов этих областей. С этого момента арианский спор перешел на уровень борьбы между епископами Империи. 30 Мелетий ум. 326 был епископом Ликополя в Нижнем Египте. Подобно Донату, он выступал против возвращения в церковь лиц и, особенно, священников, отрекшихся от христианства во время гонений. Мелетий был отлучен епископом Петром Александрийским, с которым он делил одну т: ремную камеру при диоклетиановых преследованиях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Письма посылались к Александру и Арию, – в защиту и утешение их. «Прекрасно мудрствуя, – говорил Евсевий никомидийский Арию, – желай, чтобы все так мудрствовали, потому что всякому ясно, что сотворенного не было, пока оно не приведено в бытие; приведенное же в бытие имеет начало» 28 . Афанасий аназаварский и Георгий, впоследствии епископ Лаодикийский 29 , писали к Александру, обличая его в неправильном понимании церковного учения и давали арианам совет, как относиться к воззрениям Александра. 30 В этом печальном положении александрийский епископ решился на крайнюю меру: около 318 года он созвал собор из ста подвластных ему епископов, отлучил Ария и его сторонников от церкви, осудил его учение, изгнал из Александрии и в окружном послании объявил о своем поступке по всем церквям 31 . Это был такой шаг, который не только не помог ослаблению споров, а напротив, разнес эти споры по всему Востоку и делу Ария придал не местный, александрийский, характер, а общее церковное значение. Прежде всего недоволен был Евсевий никомидийский, добросовестность намерений которого подрывалась оскорбительными намеками Александра, не относящимися к сущности дела 32 . Но осуждение, произнесенное Александром на Ария и его сторонников, затрагивало не одного Евсевия, а всех восточных епископов, выразивших свое сочувствие его учению. Оно казалось неслыханным оскорблением, нарушением всех канонических прав и вмешательством Александра в области, неподлежащие его ведению. Изгнанные теперь из Александрии Арий и его александрийские сторонники хорошо воспользовались этим положением дела. В своем письме к Евсевию никомидийскому Арий, напоминая ему о прежней своей связи по школе Лукиана, жалуется на несправедливость произнесенного на него Александром осуждения. «Не я один, но и брат твой Евсевий в Кесарии, Феодот (лаодикийский), Павлин (тирский), Афанасий (аназабарский), Григорий (беритский) и Аэций (лидский) и все восточные, т. е. сирские и палестинские, за исключением только трех, учат то же самое; поэтому, и они все подвергнуты анафеме» 33 Арий, без сомнения, выражал здесь то, что чувствовали и все поддерживавшие его епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010