19 Origenis . Contra Celsum. VII, 9. 10. Migne . Patrol, cursus. Gr. ser. Tom. XI, col. 1433, 1436. 20 Евсевий . Церк. история, V, 24. 21 Gebhardt und Harnack . Texte und Untersuchun. B. III, Heft. 3—4. S. 448, 460. 22 Книга Деяний св. Апостолов, 21, 9; Евсевий , ibid. 23 Заповеди, XI. 24 Такой персонал состоял из епископа, диакона, вдовицы, девственницы, учителя и исповедника. De praescript., cap. 3. 25 Contra Celsum. Lib. VII, cap. 11; Migne . Tom. XI, col. 1437. 26 XIII, 2; XV, 1. 27 XI, 1. 28 Ibid, 2. 29 Ерм . Пастырь; Подобия. IX, гл. 25. 30 XIII, 1. 31 XV, 2: «Не пренебрегайте ( Μ περιδητε ) ими, т. е. епископами и диаконами, ибо они должны почитаться вами вместе с ( μετα ) пророками и дидаскалами» 32 Подобия. IX, гл. 25. 33 Послание Варнавы, гл. I, 8: «Я не как учитель ( διδασκαλος ), но как равный с вами, изъясняю вам». Свидетельства Игнатия и Дионисия были указаны выше. 34 Заповеди, IV, гл. 3. 35 Свидетельства из разных сочинений Оригена собраны Гарнаком. Lehre der zwolf Apostel. S. 135—136. 36 Евсевий . Церк. история. Кн. VII, гл. 24. 37 Сравн. Διδαχη , XI, 10: «пророк, если не делает того, чему учит, есть лжепророк ». 38 Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhund. S. 260. Leipz. 1902. 39 Некоторые из дидаскалов стали адептами ложных учений, например, в Египте во времена Дионисия стали поддерживать сторону так называемых хилиастов, «отказываясь следовать Евангелиям и презирая Апостольские послания» (Евсевий . Церк. Ист. VII, 24). Такого рода дидаскалы начали появляться еще и во времена Ерма. Он упоминает об «учителях неправды, у которых нет никакого плода истины; из желания прибытка они обольщали людей, и каждый учил по похотям грешных; за это они понесут наказание», замечает Ерм (Подобия, IX, гл. 19). 40 1 Петр. 4:10; Ерм . Пастырь, подоб. IX, гл. 27 (ст. 2). 41 Климент . Первое послан. Гл. 42. Сравни Исайя, 60, стих 17. (Но только Климент несколько изменяет текст этого места.) 42 Видение III, гл. 5. 43 Посл. к Ефес., гл. 2. Поел. к Магнезийцам, гл. 6. Die syrische Didaskalia (S. 273) называет диакона «ушами епископа, его устами, его сердцем и его душою». «Хотя епископ и диакон обитают в двух телах, но они составляют одну душу и один дух, и должны быть согласны в совете» (S. 86). Leipz. 1904.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

3 Ин 21, 1—22. Эта глава, вероятно, добавлена к Евангелию уже после смерти Иоанна одним из его учеников. Но в ее рассказе ощущается живое воспоминание очевидцев. Толкования, вызванные вариациями слова «любишь ли» (γαπζ ψιλεζ), едва ли оправданы, потому что на арамейском языке для слова «любить» нет соответствующих синонимов. 4 Лк 22, 32; Ин 21, 23. О кончине Иоанна и Петра см.: Евсевий. Церковная история, II,23—25; Тертуллиан. Против Маркиона, IV,5; Лактанций. О смерти гонителей, 2; Иероним. О знаменитых мужах, 1; Ириней II, 22,5; III, 3,4. 5 Иаков выдвигается на первый план среди иерусалимских христиан только после Пятидесятницы. Кроме Нового Завета, сведения о нем содержатся у ряда древних писателей (см.: Евсевий. Церковная история, II,23). 6 Предание это сохранилось в древнем «Евангелии от евреев», которое цитирует бл.Иероним (О знаменитых мужах, 2). Оно, по–видимому, изображает явление Иакову в Храме (по Егезиппу, Иаков постоянно находится там; см.: Евсевий. Церк.история, II,23). Идя к Иакову, Христос «отдает Свою верхнюю одежду слуге священника». Но из 1 Кор 15, 7 можно скорее заключить, что явление Иакову было в Галилее. 7 См.: Деян 9, 20; 22, 15; особенно 26, 15—18. 8 Мф 28, 16—20. Там сказано, что «некоторые усомнились». Это дает основание считать, что кроме Двенадцати при явлении присутствовали и другие, впервые видевшие Воскресшего. Большинство экзегетов отождествляет это явление с упомянутым в 1 Кор 15, 6. 9 Ис 2, 2 сл.; Мих 4, 1 сл. 10 Деян 1, 15. 11 Лк 24, 44—53; Деян 1, 4—11.   ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Миф или действительность? 1  Dupuis C.—F. Origine de tous les cultes, ou Religion. Paris, 1974. О Дюпюи см.: Вороницын И. История атеизма. М., 1930, с.333 сл. 2 Трактат Вольнея «Руины, или Размышления о революциях империй» в сокращенном русск. пер. был опубликован в изд. «Атеист» (М., 1930). 3  Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. М., 1962, с. 28—29. 4 О Дж.Робертсоне, Смите, Кушу, Немоевском и др. мифологистах см.: Древс А. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. Пер. с нем. М., 1930, с.54 сл. Переводы: Робертсон Дж. Евангельские мифы. М., 1923; Немоевский А. Бог Иисус. М., 1920; Философия жизни Иисуса. М., 1923; Кушу П. Загадка Иисуса. М., 1929; Брандес Г. Легенда о Христе. М., 1929; Дюжарден Э. Человек из человеков. Пер. с франц. — Атеист, 1930, О Дюжардене см.: Гурмон Р. де. Книга масок. Пер. с франц. СПб., 1903, с.141.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

432 Ин. 21:1-22 . Эта глава, вероятно, добавлена к Евангелию уже после смерти Иоанна одним из его учеников. Но в ее рассказе ощущается живое воспоминание очевидцев. Толкования, вызванные вариациями слова “любишь ли” (.….….….…., .….….….), едва ли оправданы, потому что на арамейском языке для слова “любить” нет соответствующих синонимов. 433 Лк 22,32 ; Ин. 21:23 . О кончине Иоанна и Петра см.: Евсевий. Церковная история, II,23–25; Тертуллиан. Против Маркиона, IV,5; Лактанций . О смерти гонителей, 2; Иероним. О знаменитых мужах, 1; Ириней II, 22,5; III, 3,4. 434 Иаков выдвигается на первый план среди иерусалимских христиан только после Пятидесятницы. Кроме Нового Завета, сведения о нем содержатся у ряда древних писателей (см.: Евсевий. Церковная история, II,23). 435 Предание это сохранилось в древнем “Евангелии от евреев”, которое цитирует бл.Иероним (О знаменитых мужах,2). Оно, по-видимому, изображает явление Иакову в Храме (по Егезиппу, Иаков постоянно находится там; см.: Евсевий. Церк.история, II,23). Идя к Иакову, Христос “отдает Свою верхнюю одежду слуге священника”. Но из 1Кор. 15:7 можно скорее заключить, что явление Иакову было в Галилее. 436 См.: Деян. 9:20; 22,15 ; особенно 26,15–18. 437 Мф 28,16-20 . Там сказано, что “некоторые усомнились”. Это дает основание считать, что кроме Двенадцати при явлении присутствовали и другие, впервые видевшие Воскресшего. Большинство экзегетов отождествляет это явление с упомянутым в 1Кор. 15:6 . 438 Ис 2,2 сл.; Мих. 4:1 сл. 439 Деян 1,15 . 440 Лк 24,44-53 ; Деян. 1:4-11 . Эпилог Пронеслись века… Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, военные, политические и социальные перевороты меняли самый облик земли, но Церковь, основанная Иисусом Назарянином, возвышается, как скала, среди этого клокочущего моря. Вера, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей планеты, говорящих на разных языках и создавших бесчисленные формы культур. Когда евангельская проповедь, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир, она принесла надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем “согласии”; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

Петра по востоку и Малой азии, скажем только, что на всё это нет никакого подтверждения, никакого даже намека ни у древних писателей первых трех веков, ни в касающихся истории местах св. писания. 88 Тертулл. Прещения прот. Еретиков, гл. 36; Клим. Алекс. В сочинении τις σωζμενος πλοσιος, гл. 12; Ориген, толкован. На Еванг. Матфея, том. 16, п. 6. 89 Снес Евсев Ц. И. кн. 3, гл. 23 и кн. 4, гл. 14; Тертуллиан в сочинении против Маркона говорит (кн. 4, гл. 5) Habemus et Ioannis alumnas ecclesias. Nam etsi apocalipsim ejus Marcion respuit, ordo tamen episcoporum ad origimem recensus, in Ioannem slabit avctorem. 91 Об этом говорит Евсевий, основываясь на свидетельстве Иринея, еп. Лионского, ученики св. Поликарпа, Ц. И. кн. 3, 23. 93 Это предание сохранено Павлином, еп. Ноланским; Paul. Nol. Carmeu. 26, изд. Антверпем. 1622 г. Что же касается других преданий так же четвертого века и еще позднейших, будто апостол Иуда проповедовал в Едессе Авгарю, в Персии и некоторых других странах, то в преданях этих смешивали апостола Иуду с Иудой или Фаддеем, одним из 70 апостолов, сотрудником апостола Фомы. 94 Евсев. Церк. Ист. Кн 3, гл. 37 и кн. 4, гл. 3 и 23. Что Кодрат, ученик апостольский, отличавшийся даром пророчества, благовестник св. веры и апологет, есть одно лицо с Кодратом, епископом афинским, это видно из свидетельств о нем блаж. Иеронима, см. lib. De vir. Illustr cap. 19. Валезий, вслед за ним, и некоторые другие старались доказать противное (см. Evseb. Hist. Eccles. hb. IV, cap. XXIII, annotat. Val.); но еще Каве основательно опроверг их доказательства, см. Histor. Litterar. Vol. 1, pag. 32, ad annum 123. 95 Vid. Acta Martur. Ruinart. Passio S. Symphoriani, pag. 80, ed. 1713 ann. Так, по свидетельству, сохранившемуся в древних мартирологиях западной церкви, – Беды, Рабана, Адона, Ноткера и др., св. Поликарп послал в Галлию для проповедания Слова Божия священников Андохия и Бенигна, диакона Фирса, Феликса и др. См. Также Церк. Ист. Евсев кн. 3, гл. 1. 97 Ruinart. Act. Martyr., pass.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

8. Дд, II, 17-18, ср. 1 Енох 6. 9. Устав, IV, 3-4. 10.  Там же, II, 7-8, ср. I, 7-8, V, 15-16. 11. Толк. на Аввак VIII, 2-3. 12. Книга Тайн, 8-11 ТК, I, с. 320. См. комментарий на эту тему в кн. И. Амусин. Находки у Мертвого моря, с. 25-26, К.Старкова. Кумранская община и внешний мир. ПСб., Л., 1974, (88), с. 68 сл. 13. Дд, X, 14 сл. В Евангелии мы находим прямую полемику против культа субботы. См, напр. Лк 14, 5. 14. Некоторые из этих сектантов сохранили старое ессейское наименование эбионим, «бедные» ( Ориген. О началах, IV, 22, Против Цельса, II, 1, Евсевий. Церк. История, III, 27, Епифаний. О ересях, XX, 17), другие назывались ноцрим, «назарейцами». Сохранившиеся о них сведения довольно скудны. Но и они указывают на тесную связь сектантов с ессейством. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 117. 15. См.: R. Brown. apocrypha; Dead Sea Scrolls — JBC, II, р. 555. 16. Толк. на Аввак V, 9-12 «Имеются в виду дом Авессалома и люди общины, которые молчали, когда наказывали Учителя Праведности, и не помогли ему против Человека лжи, который презрел учение перед лицом всей общины» (пер. Амусина). «Толкование тому о доме Авессалома и о людях из Совета, которые молчали при обличении Праведного Наставника и не помогли ему против Человека Лжи, который отверг учение среди всего их общества» (пер. Старковой). 17. «Благородные народа — это пришедшие копать колодец жезлами, которыми начертал руководствоваться Предначертатель в течение всего срока нечестия. Другие же, помимо их, не постигнут (этого), пока не встанет Наставляющий правде в конце дней» (Дд, VI, 8-11, пер. Старковой). Глагол амад, вставать, не означает обязательно воскресения. См.: К. Старкова. Литературные памятники, с. 46 сл. То, что в Кумране найдены копии Книги Даниила и фрагменты Книги Еноха, есть косвенное доказательство их веры в воскресение мертвых. О наличии у ессеев этой веры свидетельствует Ипполит Римский в своей книге «Опровержение всех ересей», IX, 27. Русск. пер. — ТК, I, с. 373. 18. Дд, XIX, 14, XX, I, 14. Устав, IX, 11. О двух Мессиях говорится в «Завещании XII патриархов», апокрифе, который родствен кумранской литературе. Один помазанник должен происходить из священнического колена Левия (Зав Рувима, 6, 7-12, Зав Леви, 8, 11-17, Зав Иуды, 24, 1-3, Зав Дана, 5, 10-13), а другой — из колена Иудина (Зав Иуды, 24, 5-6, Зав Неффалима, 8, 2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

26.См. ТК, i, с. 304 сл. 27. Мф 9, 14; Мк 2, 18; Лк 5, 33; 11, I. 28. Ин 1, 35-41; 18, 16; Мк 1, 16-20; 3, 17. В евангельском тексте прозвище, данное Христом Иоанну и его брату Иакову, передано как Воанергес, и там же дается перевод «Сыны грома». Арамейским эквивалентом слова «Воанергес» является Банайрегез, что буквально означает «Сыны возмущения» (ярости, грозы). О влиянии на Иоанновы писания кумранитов см.: R. Brown. New Testament Essays. New York, 1968, р. 138 ff. Что же касается Иоаннова Апокалипсиса, то даже те библеисты, которые отказываются признать апостола его автором, согласны с тем, что он вышел из круга влияния Иоанна. См.: W. J. Harrington. Тне Apocalypse of Saint John, 1969, р. 3-7. 29.  Епифаний. Панарион, XIII; Евсевий. Церк. История, IV, 22; Ориген. Против Цельса, I, IV; На Матфея, 33. Данные о Досифее смутны и противоречивы. Однако в том, что о нем сообщается, есть сходство с кумранской идеологией. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 93. 30. «И многое иное внушал Он народу, благовествуя ему» (Лк 3, 18). 31. Мф 3, 9; Лк 3, 8. 32.  И. Флавий. Арх. XX, 8, 6; Иуд. война, II, 13, 4-5; Деян 21, 38. 33. Лк 3, 9 — 14. 34.  Н. Мещерский. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958, с. 250. 35. Лк 3, 19. Ирод Антипа был женат на дочери набатейского царя Apemы IV и развелся с ней, чтобы жениться на Иродиаде. Иродиада была внучкой Ирода Великого, дочерью казненного в 7 г. до н. э. Аристобула. Ее выдали за Ирода, прозванного Филиппом, жившего в Риме как частное лицо ( И. Флавий. Арх. XVIII, 5, 4; этого Ирода не следует смешивать с тетрархом Филиппом). Таким образом, она приходилась Антипе одновременно свояченицей и племянницей. Антипа женился на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. Упреки Иоанна вызвали ненависть Иродиады, и она добилась смерти пророка. 36.  Я.Мещерский. Цит. соч., с. 250. Не следует удивляться тому, что на Совете присутствовал ессей. Были отдельные случаи, когда члены секты участвовали в общественной жизни. В частности, Ирод Великий включил ессея Менахема в состав Синедриона (см.: И. Флавий. Арх. XV, 10, 5; Хагига, II, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Я только приведу доказательства из писаний, которые вы единогласно с нами признаете, и воздержусь от писаний, признаваемых одними христианами» (Разгов. с Триф. 71, 120). Действительно, в этом творении приводятся доказательства мессианского служения Иисуса Христа из одних лишь канонических книг. Этого же правила св. Иустин держится и в своей Апологии. Так, полемика с иудеями, очевидно, привела этого отца к знакомству с иудейским каноном. – Это было тем легче для Иустина, что его родина была в Сихеме, палестинском городе, где он мог с детства ознакомиться с иудейством. Другой его современник Мелитон, епископ Сардийский (ок. 176 г.), принимая во внимание, что иудеям было вверено слово Божие, нарочно путешествовал в Палестину к тамошним иудеям и получал у них сведения о ветхозаветном каноне и его составе. В сохраненном церковным историком Евсевием Кесарийским письме к «брату Онисиму», может быть также епископу, Мелитон говорит: «когда ты из жажды знания Свящ. Писания пожелал, чтобы написаны были эклоги из закона и пророков о Спасителе и всей нашей вере, и для того, чтобы приобрести точное познание ветхозаветных книг по отношению к их числу и порядку, я отправился на восток, в то место, где даны пророчества и написаны книги, изучил там тщательно ветхозаветные книги и посылаю тебе их каталог. Их имена следующие: пять книг Моисея, Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, книга Иова, – пророков: Исаии, Иеремии, двенадцать в одной книге, Даниила, Иезекииля, Ездры» (Евсевий. Церк. История. IV, 26). Итак, из этого перечня несомненно, что Мелитон признавал канон лишь в объеме и составе канона палестинских иудеев, с пропуском лишь книг Неемии и Есфирь, может быть подразумеваемых в книге Ездры, потому что книга Неемии во многих списках называется второй книгой Ездры (так во всех соборных и отеческих исчислениях, у Иеронима и в Вульгате). О книге Есфирь бывали среди иудеев споры и может быть учители Мелитона принадлежали к противникам ее (Megilla.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом» (4 гл.). В III веке, при появлении ереси Монтана, «верующие начали часто и во многих местах собираться и, исследовав новое учение, объявили его нечестивым и отвергли, как еретическое» (Евсевий«Церк. История» V, 16). В следующем веке имеем, например, следующее драгоценное указание св. Киприана Карфагенского : «С самого начала епископства моего, – писал он пресвитерам и диаконам, – я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». При возникновении вопроса о падших он же писал, и подобное же – почти буквально – отвечала ему римская Церковь , что этот вопрос должно разрешить с общего совета «епископов, пресвитеров, диаконов исповедников и твёрдых в вере мирян» (Твор. св. Киприана. Т. I, с. 175, 133, 165, 217, 221). Св. Иоанн Златоуст говорит: «В Церкви должно жить, как в одном доме... Тогда бы и меньший мог приносить пользу большему... И ныне, если один не говорит полезного, то пусть другой встанет и говорит. Хотя бы он был и меньший, но, если предлагает что-либо полезное, предпочти его мнение, хотя бы он был даже последний, не оставь без внимания» (18 бес. на 2Кор.СПб., 1904. Т. X, с. 633–634). Св. Афанасий Александрийский даже разбор дела по жалобе на епископа считает предметом ведения «собравшегося народа и приявших власть от Духа Святого в присутствии изъявляющих своё требование мирян и клириков», и это, по словам св. отца, – «по церковным правилам и по слову Павлову» ( 1Кор.5:4 ). Соборный строй церковной жизни, при котором иерархия и клир были в тесном общении с народом и все принимали близкое участие во всех делах Церкви, проходил через всю древнюю историю Церкви. Так, в IV в. на Эльвирском Соборе 309 г. было 19 епископов, 26 пресвитеров, диаконов и «великое множество народа»; на Константинопольском Соборе 394 г. епископы присутствовали «со всем священным чином». Подобное же было на римских Соборах 465, 487, 490 гг., на Константинопольском Соборе 536 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4-ieme serie, p. 48. Paris, 1877. 217 Rot he . Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. B. I, 211—212. 299. 218 Propst . Kirchliche Disciplin, S. 26. Tubing, 1873. 219 Творен. Киприана. I. Письма, стр. 304—305. 220 Там же, стр. 253. 221 Там же, стр. 308. 222 Pressense . См. вышеуказ. его сочинение, р. 201. 223 Постановления Апостольские , кн. II, гл. 19.33.26.14. Рус. перевод. Казань, 1864. Подробное же читаем и в Die Syrische Didaskalia, S. 49—50. Cf. 269. 224 Постан. Апост. , кн. II, гл. 27.30—31.35. 225 Никитин . Синагоги иудейские как места общественного богослужения, стр. 303. Киев, 1891. 226 Памятник II века «Учение двенадцати Апостолов», гл. XI, ст. 1—2.8. 227 Pressense . Выше цитированное сочинение, р. 16. 228 Сочинение его «О крещении», гл. 17. 229 Harnack . Lehrbuch d. Dogmengeschichte, S. 349—350. Band 1. Freiburg im Br., 1886. 230 Rothe . Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. 1, 217. 231 Clementis Romani Homiliae, p. 13—14. Edit. A. Dressel . Getting., 1853. 232 Киприан . Т. I. Письма, стр. 112—113. 233 Кн. II, гл. 25 и 24 ad fin. 234 Творен, св. Киприана, I, 112—113. 235 Евсевий . Церк. История, кн. IV, гл. 23. 236 Pressense . La vie ecclesiastique, religieuse des chretiens, p. 64. Paris, 1877. 237 Die Quellen der Apostolischen Kirchenordnung — van Harnack . S. 9. 12. Leipz., 1886. 238 Евсевий . Церковная История, III, 30. 239 Stromat., Lib. Ill, cap. 12 ad fin. 240 Philosoph., IX, 12, р. 460. 241 Творения св. Киприана в русск. перев., т. I, стр. 136. Изд. 2-е. 242 Творения Киприана, т. I, стр. 213. Женатым священниками во времена Киприана были еще Цецилий и Нумидик. 243 См. Евсевий . Истор., VII, 30. Творения Киприана т. I, стр. 104—108. А также ниже в главе: нравственное состояние духовенства во II и III веках. 244 Сократ . Церк. История, кн. I, гл. 11. 245 Творения Григория Богослова в русск. переводе. Т. III, 298. М., 1844. 246 Св. Епифаний . О ересях. Ер. 59, глав. 4. Творен, его, т. III, стр. 31, в русск. перев. 247 Сократ , II, 43. Об Евстафии см. книгу Loofs " a Eustathius von Sebaste (Halle, 1898).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

7-го мая из Воронежа была послана царская грамота в Рязань. Увеличение Воронежской епархии на счет Рязанской в грамоте объяснялось тем, что «Рязанская митрополия не скудная и довольствоваться ей без тех городов и волости можно и те города с уездами и волость к Воронежу в ближних верстах». Подъячему Калинину, отправленному с грамотой в Рязань, велено взять из Рязани окладные книги на места, приписанные к Воронежской епархии. М. Авраамий тотчас исполнил приказание Петра и поторопился написать патриарху, что он, «опасаясь Великого Государя гнева», отдал окладные книги, не отписывая к патриарху. Патриарх Адриан значительно запоздал с своими грамотами обоим иерархам, подтверждавшими указ Петра. 38 Конечно, грамоты патриарха были только формальностью при всевластии Петра, которому уже не смели противоречить русские владыки. По милости Петра к св. Митрофану, делившемуся средствами архиерейского дома с царем, 39 Воронежская епархия значительно расширилась с северо-восточной стороны (г.г. Усмань, Демшинск, Белоколодск и волость Мокрый Боерак) и с юго-западной (гор. Острогожск). Как видно из переписных книг Воронежской епархии за 1705 г., ее в это время составляли: г. Воронеж (17 церквей) и его уезд (49 церквей), г. Елец (15 церк.) с уездом (90 церк.), г. Костенск (2 церк.) с уездом (5 церк.), г. Коротояк (7 церк.) с уездом (21 церк.), г. Землянск (6 церк.) с уездом (20 церк.), Икорские слободы (3 церк.), Битюцкие слободы (4 церк.), г. Острогожск (7 церк.) с уездом (6 церк.), г. Усмань (4 церк.) с уездом (4 церк.), г. Демшинск (1 церк.), волость Мокрый Боярак (6 церк.); безуездные города Орлов, Воронежского уезда (2 церк.), Талецкий Острожок, Елецкого уезда (3 церк.), Урыв-Острожок, Коротоякского уезда (2 церк.), а всего 285 церквей. 40 При 285 церквах в Воронежской епархии в начале XVIII в. было 17 монастырей, мужские: Акатов Алексеевский, Троицкий Боршевский, Богородицкий Карачинский, Семилуцкий-Спасов, Константиновой пустыни Спасов монастырь, Елецкий Троицкий, Елецкий Задонский Богородицкий, Коротоякский Вознесенский, Троицкий – Лысогорской пустыни, Дивногорский Успенский, Белоколодская Преображенская пустынь, Битюцкая Троицкая Пустынь; женские: Покровский, Елецкий Богородицкий, Коротоякский Богородицкий, Острогожский Пятницкий, Усманский – Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010