Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пастырский кризис: предпосылки, причины и профилактика Предлагаем вниманию читателей статью доцента Киевской духовной академии и семинарии митрополита Черкасского и Каневского Феодосия (Снигирёва), посвящённую актуальной проблеме пастырских кризисов. Статья была опубликована в журнале «Труды Киевской духовной академии» 35. Киев, 2021. С. 257–263). На «Богослов.Ru» статья размещается с согласия редакции журнала. Статья Что такое пастырский кризис? Пастырское служение и связанные с ним вопросы всегда относились к самой сердцевине жизни Церкви. Сам Господь Иисус Христос дал Церкви пастырей (Еф. 4:11–16), чтобы те сделали каждого христианина пригодным для Царствия Божия и таким образом для себя стяжали обильные дары от Пастыреначальника Христа (Евр. 13:17; 1 Пет. 5:4; 1 Тим. 4:7–8), Который стоит во главе пастырей, являющихся Ему со-пастырями (1 Пет. 5:1). Говоря о пастырях, мы в первую очередь имеем в виду епископов, ведь на них почивает полнота священства. Именно на епископах лежит обязанность созидать Церковь через совершение таинств, учительство и управление, а поэтому без епископа не может быть и Церкви. Епископ присутствует во всех приходских общинах в лице священников, которых он поставил на пастырское служение и которым делегировал часть своей духовной власти и полномочий — подобно тому, как апостолы Христовы поставили в каждой общине пастырей (Деян. 14:23; Тит. 1:5), наделив их духовными полномочиями и вменив им в обязанность руководить пасомых ко спасению (1 Ин. 3:16–18; 1 Ин. 5:16; Гал. 6:1–2; Евр. 12:15–16), в случае нужды обличая (Мф. 18:15), наставляя (Евр. 3:12–13), утешая (1 Фес. 5:14), научая (Кол. 3:16) и помогая (Гал. 6:10; Мф. 25:31–36).

http://bogoslov.ru/article/6172417

Слово 14 О любви к бедным 83 Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но со щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и «разделить голодным хлеб» ( Ис.58:7 ) духовный или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх.16:4 ) и подавая «хлеб ангельский» ( Пс.77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус – «истинный хлеб» ( Ин.6:32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны «вера, надежда и любовь, три сии» ( 1Кор.13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех «начал призывать Господа» ( Быт.4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим.9:4 ), и сам Бог, Который называется любовью ( 1Ин.4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого – между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет.2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр.11:31 ). Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр.2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» ( Еф.2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас – странников – к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Беседа 20 Евр.10:26–27 .  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 1. Деревья, которые, будучи посажены и сберегаемы со всякою заботливостью руками земледельца, не доставляют ни­какого вознаграждения за труды, исторгаются с корнем и бро­саются в огонь. То же самое бывает и с просвещенными (крещением). Если мы, будучи насаждены Христом и сподо­бившись духовного орошения, окажем потом жизнь бесплодную, то нас ожидает гееннский огонь и неугасимый пламень. Потому Павел, предложив увещание о любви и плодоношении добрых дел, представив к тому отрадные побуждения, – именно в том, что мы имеем вход во святое и новый туда путь, который нам открыл (Христос), – теперь опять внушает то же самое, представляя побуждения более прискорбные. Сказав: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного, – хотя и этого достаточно было для увещания, – присовокупляет: если мы, получив познание истины, произвольно грешим» ( Евр.10:25–26 ). Необходимы, говорит, добрые дела и очень необхо­димы: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Смысл слов его следующий: ты очистился, избавился от грехов, сделался сыном (Божиим); если и после этого возвратишься на прежнюю бле­вотину; то тебя ожидает уже отвержение, огонь, и тому подоб­ное, – потому что нет второй жертвы. Здесь опять встречаются нам люди, как отвергающие покаяние, так и медлящие при­ступить к крещению: последние говорят, что им небезопасно приступить к крещению, если нет вторичного отпущения грехов; а первые утверждают, что небезопасно преподавать тайны согрешившим, если нет вторичного отпущения грехов. Что же нам сказать тем и другим? То, что (Апостол) говорит это не с такою целью; он не отвергает покаяния или помилования через покаяние, не отлучает падшего и не повергает его в отчаяние; он не враг нашего спасения; но что? Он отвергает вторичное крещение. Не сказал: «уже нет покаяния», или: «уже нет отпущения (грехов)», но: уже нет жертвы, т.е. уже нет второго креста; его он называет жертвою. «Не имеет нужды ежедневно, – говорит, – ...приносить жертвы ...ибо Он совершил это однажды» ( Евр.7:27 ), – не так, как приносились иудейские (жертвы), не часто. Потому он и говорил неоднократно о жертве, что она одна и одна, – с целью показать не только то, что она отличается от иудейских (жертв), но и предохранить слушателей, чтобы они не ожидали другой жертвы по закону иудейскому. «Ибо если мы, – говорит, – ...произвольно грешим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Введение Предварительные Понятия. 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “КАТЕХИЗИС”? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк 1:4, Деян 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6). 5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва (Иак 2:20). 6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению ап. Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем. 7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ? Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. 8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА? В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. “Вера,— говорит св. Кирилл Иерусалимский,— есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены” (Ис 7:9; Огласительное поучение, 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

Совершены молебны и заупокойные поминовения членов Поместного Собора 1917-18 годов августа 2017 В праздник Успения Пресвятой Богородицы , 28 августа, в петербургских храмах по благословению Святейшего Патриарха Кирилла были совершены молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора Православной Российской Церкви, открытие которого пришлось в 1917 году на этот день, и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. В Успенском приделе Князь-Владимирского собора богослужения возглавил настоятель протоиерей Владимир Сорокин . Отец Владимир зачитал послание Святейшего Патриарха Кирилла, в котором, в частности, сказано: " Многие участники Собора засвидетельствовали верность Евангелию мученической кончиной или исповедническим подвигом, являя нам, их потомкам, пример стойкости и мужества в испытаниях. Нам надлежит поступать по слову Писания, призывающего, взирая на кончину жизни, почитать тех, кто трудился на ниве Господней прежде нас, подражать их неизменному упованию на Христа (Евр. 13:7), дабы не поколебаться в обетовании Божием неверием, но пребыть твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:20) " . Настоятель отметил, что как председатель епархиальной комиссии по канонизации занимается непосредственно репрессиями, поэтому память пострадавших участников Поместного Собора, твердо защищавших основополагающие истины православия, ему особенно дорога. В Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России включены имена 16 участников Поместного Собора 1917-1918 годов. Семеро из них причислены к лику святых - председатель Поместного Собора святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (подвергался домашним арестам, в 1922 был обвинен в организации сопротивления изъятию церковных ценностей и находился в изоляции), почетный председатель Поместного Собора священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (убит 25.01.1918), члены Поместного Собора - священномученики Вениамин, митрополит Петроградский (расстрелян 13.08.1922), протоиерей Александр (Хотовицкий, расстрелян в 1937 году), Иларион, архиепископ Верейский (14.10.1929 приговорен к трем годам ссылки, скончался в тюремной больнице), Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (расстрелян 20.11.1937 в Чимкенте), Симон (Шлеев), архиепископ Уфимский (убит 8.08.1921).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕССЕЙ [евр.  ,   греч. Ιεσσαι] (ок. XI в. до Р. Х.), сын Овида из колена Иудина, внук Вооза и Руфи, отец прор. Давида (Руфь 4. 18-22). У И. было 8 сыновей, младший из к-рых - Давид (1 Цар 16. 1-13; 17. 12, 14), в 1 Пар 2. 13-15 названы только 7 из них. Когда Давид скрывался от царя Саула, И. со всем семейством прибыл к нему в пещеру Одолламскую, подвергая себя опасности. В поисках убежища Давид привел их к моавитскому царю (1 Цар 22. 1-4). У противников Давида, Саула и Навала, выражение «сын Иессеев» приобрело презрительный оттенок (1 Цар 20. 27, 30; 22. 7, 13; 1 Цар 25. 10), что, возможно говорит о незнатном происхождении И. (см. также: 2 Цар 20. 1; 3 Цар 12. 16). И. упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5-6; Лк 3. 32). Иконография Единоличные изображения И. в ранних сохранившихся памятниках встречаются редко. Он представлен в ряду праотцов в «Портике славы» собора Сантьяго-де-Компостела (1188, мастер Маттео). И. часто изображают возлежащим, сидящим откинувшись, спящим или лежащим во гробе. Он как благообразный старец, босой (иногда со свитком с надписью), представлен в композиции «Древо Иессеево» , напр., в романских Библиях в инициале Книги прор. Исаии (A) или в начале Евангелия от Матфея (L), в Псалтирях сцена обычно помещается в заглавной буквице B («Beatus...» - начало Пс 1), в полностраничных иллюстрациях независимо от буквицы; на витражах, на авориях, в тимпанах соборов, в рельефах дверей соборов, на фресках храмов Зап. Европы (особенно в XII-XIV вв.) и стран православного мира - Греции, Болгарии, Сербии, Македонии, Грузии. Представление И. в таком облике и положении восходит к иллюстрированию текста и связано с моделью, принятой в изображении Адама. Обычно в романском искусстве И. изображен на нейтральном фоне или на фоне пейзажа (миниатюра коронационного Евангелия Вратислава II - Университетская б-ка, Прага. Cod. XIV, 1085), поскольку известно, что у него были овцы; в памятниках западной иконографии готического периода И. возлежит на ложе (миниатюра из Псалтири Хантигфилда - NY Morgan. M. 43. Fol. 27v, 1085; роспись потолка в ц. св. Михаила в Хильдесхайме (1201-1225)), иногда под балдахином, в интерьере, в саду, огороженном высокой стеной. В росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане (Микеланджело, 1508-1512) И. изображен в одном из люнетов сидящим в задумчивости молодым мужем; рядом с прор. Иеремией - в росписи нартекса храма монастыря Дохиар, Афон (1568). В русском искусстве XVII-XVIII вв. образ И. встречается в пророческом ряду иконостасов, напр. иконостаса Преображенского собора в Кижах (1-я треть XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/293804.html

Царь Ииуй приносит дань ассир. царю Салманасару III. Рельеф «Черного обелиска». Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) [евр.  ,  - «Он есть Господь»; греч. Ιο], 10-й израильский царь, пришедший к власти в ходе вооруженного восстания ок. 841-814 гг. до Р. Х. Он стал основателем одной из 2 могущественных династий Северного царства, к-рая правила в Израиле почти 100 лет (841-747 - 4 Цар 10. 30; 15. 12). История И. содержится в 4 Цар 9-10, кратко пересказана в Книге Паралипоменон (2 Пар 22. 7-9; ср.: 2 Пар 22. 7 и 4 Цар 9. 21; 2 Пар 22. 8 и 4 Цар 10. 12-14). Происхождение И. неизвестно: в большинстве стихов он именуется сыном Намессии (3 Цар 19. 16; 4 Цар 9. 20; 2 Пар 22. 7), но в 4 Цар 9. 2, 14 назван сыном иудейского царя Иосафата, сына Намессии. Возможно, Намессия был родоначальником династии, к к-рой принадлежал И., и обращение к нему позволяло избежать сопоставления с Южным царством ( Thiel. P. 670). Во времена правления царя Ахава И. обладал высоким положением при царском дворе (4 Цар 9. 25); при сыне Ахава царе Иораме И. служил начальником войска, располагавшегося лагерем в Рамофе Галаадском в Сев. Заиорданье для противостояния арамеям. Восстание И. было поддержано войском, при затянувшемся конфликте с арамеями военные нуждалась в более успешном, нежели Иорам, лидере. Ученик прор. Елисея тайно помазал И. на царство и повелел именем Господа истребить дом Ахава (4 Цар 8. 27; 9. 1-13; ср.: 1 Цар 9. 16; 16. 1-13). И. был торжественно провозглашен царем израильским войском (4 Цар 9. 13). В бою с арамеями Иорам был ранен и вынужден был вернуться во 2-ю царскую резиденцию в Изреель (4 Цар 8. 28-29; 9. 14-15). И. вероломно убил Иорама (4 Цар 9. 23-26), жестоко расправился с его матерью Иезавелью . Иудейский царь Охозия, находившийся при дворе Иорама, бежал (4 Цар 8. 29; 9. 16), но был смертельно ранен воинами И. и умер в Мегиддо (4 Цар 9. 27-28). И. казнил 42 представителей царского дома Охозии при Беф-Екеде (4 Цар 10. 12-14), нанеся тем самым серьезный удар по династии Давида; в результате на престол Иудеи взошла царица Гофолия из династии Амврия (4 Цар 11. 1-3). И. послал в столицу Самарию к старейшинам города письмо, в к-ром предложил возвести на престол одного из сыновей Иорама, к-рый смог бы защитить их от внешних врагов (4 Цар 10. 1-3). Старейшины, понимая нестабильность своего положения, поспешили выказать повиновение И. (4 Цар 10. 4-5), тогда И. потребовал в знак их преданности доставить головы царских сыновей в Изреель (4 Цар 10. 6-8).

http://pravenc.ru/text/293959.html

Сатиры, 11, 3, 166: «Пусть же и он в Антикиру плывет!…»). В «Науке поэзии» Гораций с иронией пишет, что существует даже три Антикиры: «…голову… неизлечимую даже и трех Антикир чемерицей» (пер. М. Гаспарова). Лютер порвал с авторитетом Римской церкви в Аугсбурге в октябре 1518 г. после спора с кардиналом Кайэтаном и после Лейпцигского диспута (1519). 1 Кор., 14, 29. Часто цитируемое Цицероном и Кассиодором место из Теренция (Евнух, 251 сл.). Иер., 11, 20; Пс., 7, 10. Лукиан. (ок. 125—ок. 180) —греческий сатирик, близкий к кинической школе, высмеивал религиозные суеверия. Для Лютера Лукиан — противник религии. Познакомился с Лукианом Лютер по переводу Эразма (ср. письмо Лютера от 19 февр. 1518 г.). Гораций. Послания, 14. 16: «Хочешь смеяться - взгляни на меня: Эпикурова стада я поросенок; блестит моя шкура холеная жиром» (пер. Н. Гинцбурга). Эпикурейцев сравнивали со свиньями так же часто, как киников с собаками. Рим., 11, 33. Ис., 40. 13. Мк., 13, 22. Деян, 1, 7. Ин., 13, 18. 2 Тим., 2, 19. …сатанинская зараза перешла… на церковь…— Лютеру была гораздо ближе библейская мудрость, чем Аристотелева рациональная философия, к которой он относился враждебно. См.: Мф., 23, 2; Лк., 24, 2. См.: Евр., 2, 6 ел.; 2. 16 сл. См.: Рим., 4, 25. См.: Мк., 16, 19. Корикийская пещера — см. примеч. 13, с. 652. Возможно, здесь аллюзия на «пещеры мрака», о которых писал Августин в «Исповеди» (III 6, 11). Манихеи полагали, что царство мрака разделено на пять пещер: Мрака, Дыма, Сильного Ветра, Губительного Огня и Вредной Воды. См.: Лк., 24, 45. См.: Мк., 16, 15. См.: Пс., 18/19, См.: Рим., 15, 4. См.: 2 Тим., 3, 16. 2 Кор., 3, 14. Там же, 4, 3 сл. Рим., 11, 33. И?., 4, 13. См.: 1 Кор., 2, 12. См.: Мф., 12, 31. Ариане — последователи Александрийского священника Ария (ок. 280-336). Основное в арианстве-определенное решение вопроса о соотношении божественной и человеческой природ во Христе. Ариане полагали, что Иисус - сын Божий - не обладает божественной субстанцией, а приобретает ее от бога и поэтому не может быть ему равен, единосущ, а может быть лишь «подобносущен».

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Философия ап. Павла с ее диалектическим противопоставлением Закона и Благодати есть только стремление раскрыть полноту этого открытия, этого «Откровения», воспринятого от Учителя. На это одно место мог бы опираться протестантизм со своим «протестом» против всяких внешних «дел закона» и против всяких внешних форм позитивной религии. Не у Павла мы находим впервые этот парадокс, это новое Откровение религии духа и благодати. Карл Барт строит на нем свой радикальный протест против всякой позитивной религии, неизбежно принимающей форму «Закона». Он истолковывает «Закон» у ап. Павла в этом широчайшем смысле, как совокупность всех религиозных установлений и учреждений, и релятивирует их все. 3. ЗАПОВЕДЬ ПЛОТСКАЯ И «СТЯЖАНИЕ ДУХА» Закон есть прежде всего норма внешнего поведения, получившая религиозное значение; это постановления: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… Зачем вы держитесь этих учений? — спрашивает апостол. «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь праздник… или субботу». Все это лишь «заповеди и учение человеческое», «предание человеческое» (Кол. 2:20—23, 16, 8), «закон заповеди плотской» (Евр. 7:16), в спасительность которого могут верить лишь на плоть надеющиеся (Флп. 3:3, 4). Ритуальные законы всех религий, а особенно еврейской, поражают своим мелочным материализмом: «желающие быть под законом» «порабощают себя немощным и бедным вещественным началом» (Гал. 4:21, 9, 10), «наблюдают дни, месяцы, времена и годы»… решают вопрос о том, где и на какой горе молиться; и в конце концов думают о «стихиях мира», о земном, а не о горнем (ср. Кол. 2 и 3:2). Это суетная религия, «суеверие» (?????????????, superstitio. Кол. 2:23). Таким, на плоть надеющимся, противопоставляются «не на плоть надеющиеся», «служащие богу духом·» (Флп. 3:3), живущие духом (Гал. 5:22—25), водимые духом (ib., 18), возрожденные и обновленные Святым Духом (Тит. 3:5). Они и есть те истинные поклонники, которых по слову Христа ищет Себе Отец — поклонники в Духе и Истине. Но Дух Святой есть благодать, радость, красота (?????, gratia), утешение, исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому, кто верит в Отца и идет путем Сына, иначе говоря, верить в Богосыновство Христа. Мы получаем от отца Благодать Духа Святого не иначе, как через Сына, «через Иисуса Христа, Спасителя Нашего», мы «оправдываемся Его благодатью» и «делаемся по упованию наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5—7). Когда ап. Павел говорит о «возрождении и обновлении Св. Духом», он разумеет, несомненно, то второе рождение, рождение от Духа, без которого, по слову Христа, нельзя увидеть Царствия Божия (Ин. 3:3—9) 4. ПОКРЫВАЛО НА СЕРДЦЕ И ЖИЗНЬ В ДУХЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Но оба сии доказательства не имеют никакой силы. I. Откуда известно, что пресвятая Дева Мария есть перворожденная дщерь Бога, т. е. создана Им особенным образом, различным от создания всех прочих людей, – предвечно? Ни в свящ. Предании, ни в свящ. Писании нет в подтверждение сего ни одного слова. В последнем перворожденным всея твари называется только Сын Божий ( Кол. 1:15 ), а сказанное в Библии: прежде век из начала созда мя ( Сир. 24:10 ) относится к Сыну же Божию, как предвечной Премудрости Божией (снес. Притч. 8:22 ). Притом, приписывать пресвятой Деве Марии особый образ создания, различный от создания всех прочих людей, значит отделять Ее от человечества, исключать из него. Между тем, Она не с неба получила бытие свое, но родилась от мужа и жены, – родилась по особенному обетованию Божию, вследствие молитв Иоакима и Анны и за благочестие их, но не иначе как-нибудь, а точно так, как прочие люди, от семени мужа и утробы жены 240 . II. Откуда известно и то, что пресвятая Дева Мария есть восстановительница рода человеческого? По учению святой Церкви, Она только послужила восстановлению сему тем, что родила Христа, Бога нашего ( Мф. 1:25 ), а восстановил сей род воплотившийся от Нее Бог Слово. Христос, сказано, искупил ны от клятвы законныя, быв по нас клятва. Кровь Его очищает нас от всякаго греха. Не истленным сребром или златом избавились мы от суетнаго нашего жития, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа, который един есть ходатай Бога и человеков, давый себе избавление за всех ( Гал. 3:13 . 1Ин. 1:7 . 1Пет. 18:19 . 1Тим. 2:5 ). А если пресвятая Дева Мария есть восстановительница рода человеческого; то выходит, что страдания и смерть Иисуса Христа не были необходимы для спасения человека, и что восстановление его, освобождение от клятвы законной, очищение от греха и примирение с Богом ( Рим. 8:1–3 ), могли совершиться и чрез человека, чрез женщину, а не чрез кровь Христову, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу и тем очистил совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну ( Евр. 9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010