прот. Николай Куломзин Глава VII. Послание к Евреям Введение Современная критика о подлинности Евр. 1). В отличие от всех прочих посланий апостола Павла, Послание к Евреям не содержит обращения, то есть имен автора и получателей оно сразу начинается как богословский трактат. 2). Язык и стиль Евр. Не характерны для апостола Павла: этот факт отмечали еще древние авторы: например, Ориген , писавший, что «выбор слов и склад речи» не типичны для апостола Павла. 33 3). Хотя многие мысли в Евр. вполне могут претендовать на авторство апостола Павла, центральный образ послания – Христос как Первосвященник по чину Мелхиседекову не встречается больше ни в одном тексте апостола. (Добавим также, что Павел получил образование в среде фарисеев, для которых было не характерно представление о священническом служении Мессии). 4). Вызывает удивление и место Евр. в перечне канонических текстов апостола Павла: послания апостола расположены согласно убыванию их длины; начинается ряд Рим., самым длинным посланием, а заканчивается Флм., самым коротким. Послание же к Евреям, будучи довольно пространным текстом, стоит на последнем месте, после Флм., как приложение ко всему Павлову корпусу. 5). В отличие от восточных Церквей, на Западе вплоть до IV в. не признавали подлинность Евр. Все эти соображения, объективность которых нельзя отрицать, вынуждают большинство современных критиков просто отрицать авторство апостола Павла в отношении Евр. Вместе с тем существует одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство: если сосредоточить свое внимание на последних стихах Послания, то возникает отчетливое ощущение, что они принадлежат перу апостола Павла. Приведем этот отрывок: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» (Евр. 13:22–25). Кто мог быть автором этого краткого увещания принять довольно пространные «слова» Послания? Возможно, сам апостол Павел. Чьим братом был Тимофей, с которым автор намеревался вместе совершить путешествие? Вероятно, апостол Павел. Наконец, кто обычно завершал все Послания пожеланием благодати: «Благодать со всеми вами» (Евр.13:25)? По свидетельству самого апостола Павла эти слова являлись отличительным знаком его авторства: в конце 2Фес., одного из первых посланий апостола, читаем: «Приветствие моею рукою, Паловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (2Фес. 3:17–18; см. комментарий sub loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в четвертую неделю Великого поста (Евр.6:13–20) Многое обещевал Бог часто Аврааму, но ничего другого не обещевал с клятвою, как токмо умножение чад его, и благословение в семени его всем народам земным: и поистине мы видим, что потомки Авраамовы, от Исаака и Исмаила сынов его происшедшие, умножились во многочисленные тьмы, но они не суть множество оное, которое от Бога предозначено сими словами: « умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря » ( Быт.22:17 ). « И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет » ( Быт.13:16 ). « Изочти звезды, аще можеши исчести я: и рече, тако будет семя твое » ( Быт.15:5 ). Благословение же в семени Авраамовом на все народы: « и благословятся о семени твоем вси языцы земнии » ( Быт.22:18 ): есть дело столь непонятное, что принимающий слова сии плотски, буквально, как принимают Евреи, впадая в неразрешимые сомнения, или произносит слова невероятные и несбыточные, или заграждаясь в устах неудобопостижимостию мысли сея ничего не отвещает вопрошающим. В гадании открыл правда несколько значений сих слов Предтеча Иоанн, сказав: « глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму » ( Мф.3:9 ): но сие не изъяснило мысли оного обещания Божия. Павел Богонаученный открыв таинственный смысл сих Божественных слов, разрешил совершенно непостижимое сомнение. Он в чтенных ныне словах изъявил и причину, почему Бог клялся, когда обещевал благословение, и как о семени Авраамовом благословились все народы земные, и следственно как семя его умножилось паче песка земного, и звезд небесных. Послушайте со вниманием толкования чтенных Апостольских слов, да почудившись тайнам Божия смотрения утвердитесь в вере во Христа, которая источает благословение и возводит на путь спасения. Евр.6:13–14 . Братие, Аврааму обетовая Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Глава 13. Молитва о единстве Прощальная беседа с учениками завершается молитвой, которую Иисус произнес в их присутствии. В христианской традиции эта молитва часто именуется первосвященнической, по-видимому, под влиянием богословия Послания к Евреям, где Иисус представлен как Тот, Кто должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:17 ). Называя Иисуса Первосвященником великим, прошедшим небеса ( Евр. 4:14 ), автор Послания пишет: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр. 5:7 ). По словам Кирилла Александрийского , Сын Божий «ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам – Священник, Сам – Посредник, Сам – всенепорочное приношение, Агнец истинный, берущий грех мира ( Ин.1:29 ) 483 ». Иисус находился в постоянном молитвенном общении со Своим Отцом. Это явствует из упоминаний синоптиков о том, как Он восходил на гору, чтобы помолиться ( Мф.14:23 ; Мк.6:46 ); уходил для молитвы в пустынные места ( Лк.5:16 ); воссылал Богу благодарение ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:17 ); возводил взор на небо ( Мф.14:19 ; Мк.6:41; 7:34 ; Лк.9:16 ). Иоанн приводит два случая, когда Иисус обращается к Отцу с молитвой: перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:41 ) и во время беседы с иудеями ( Ин.13:28 ). Во втором случае ответом на молитву Иисуса становится голос Бога Отца, который слышат многие присутствующие. Все три синоптика приводят слова молитвы Иисуса в Гефсиманском саду ( Мф.26:39, 42 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ), а Матфей и Марк – Его молитвенный вопль на кресте ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Наконец, произнесенные Им в последние минуты перед смертью слова, согласно Луке, были обращены к Отцу ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пагубность церковного модернизма Слово в день праздника святителя Николая Чудотворца 18.12.2019 828 Время на чтение 8 минут Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Ниже мы публикуем одно из Слов 1946 года выдающегося православного богослова, проповедника, святителя Серафима (Соболева) (1881–1950) . 3 февраля 2016 года Архиепископ Серафим (Соболев) был причислен к лику святых для общецерковного почитания . Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб., 1994 ) подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Пагубность церковного модернизма Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении св. Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к евреям: Повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покоряйтеся (Евр. 13, 17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13, 7). Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, св. Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ веры, осужденъ будетъ (Мк. 16, 16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех – от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/18/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) одно из сочинений, составляющих корпус Посланий св. ап. Павла и входящих в канон НЗ. Богословие Основная цель Е. П.- укрепить христиан в вере в Иисуса Христа, Который выше прежнего Откровения (Евр 1. 1-3), выше ангелов (Евр 1. 4 - 2. 18), выше Моисея (Евр 3. 1-6), Иисуса Навина (Евр 4. 1-13), выше ветхозаветного священства (Евр 4. 14 - 5. 10), и воодушевить их на терпение в скорбях и в период гонений. Христология В Е. П. говорится о предсуществовании Христа, через Которого был сотворен мир (Евр 1. 2) и словом силы Которого он сохраняется (Евр 1. 3). Христос называется «сиянием славы и образом ипостаси» Бога (Евр 1. 3; вероятно, здесь содержится аллюзия на Прем 7. 25, где говорится о Премудрости, к-рая «есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» - Lindars. 1991). Чаще всего в Е. П. Христос именуется Сыном (Евр 1. 2, 5; 4. 14; 5. 5; 6. 6; 7. 3 и т. д.). Как Сын Божий Он является наследником всего (Евр 1. 2). Ему поклоняются ангелы (Евр 1. 6). О Боговоплощении в Е. П. говорится как о пришествии Христа в мир (Евр 10. 5). Его пришествие является одним из этапов домостроительства спасения (после явления ряда пророков) и знаменует наступление «последних дней», предвозвещенной пророками мессианской эпохи (Евр 1. 1-2). В Е. П. подчеркивается, что Христос обладает той же природой, что и те, кого Он пришел спасти (Евр 2. 14), во всем уподобился им для умилостивления за грехи (Евр 2. 17). Единственное, что отличало Его от людей во время земного служения,- безгрешность (Евр 4. 15). При этом Плоть Христова сравнивается с завесой (Евр 10. 20), что указывает на Его божественную природу. Более того, Иисус Христос прямо именуется Богом, поскольку к Нему относятся слова из Пс 44. 7: «Престол Твой, Боже, вовек» (ср.: Евр 1. 8). В Евр 5. 7 утверждается реальность страданий Мессии: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение». Своей Смертью Он победил диавола (Евр 2. 14-15). О воскресении Господнем говорится лишь однажды (Евр 13. 20). Вознесение Христово в традициях евр. апокалиптики описывается как «прохождение небес» (Евр 4. 14). Воскресший и Вознесшийся Христос восседает одесную Бога (Евр 1. 3, 13; 12. 2).

http://pravenc.ru/text/187302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ [греч. Βαρναβα πιστολ], произведение неизвестного автора (II в.) , адресованное христ. общине. Традиция текста Полный греч. текст В. а. П. сохранился в 2 рукописях, обнаруженных во 2-й пол. XIX в.: в Синайском кодексе Библии, IV в. (S (или a ) - послание следует за текстом НЗ и предшествует отрывку из Пастыря Ермы ), и в кодексе Hieros. Patr. 54, 1056 г. (H). Еще в 9 греч. рукописях, имеющих общий архетип - Vat. gr. 859, XI/XIII в. (G - текст В. а. П., начинающийся со слов «τν λαν τν καινν» (5. 7), непосредственно примыкает к Посланию к Филиппийцам сщмч. Поликарпа Смирнского, обрывающемуся на полуфразе). Лат. версия, сохранившаяся в петербургской рукописи Х в. из Корби, Сев. Франция (L - первые 17 глав), вероятно, восходит к более древнему переводу III в. К нему близок греч. папирусный фрагмент PSI VII 757, IV/V в. (P - 9. 1-6, с пропусками). О сир. версии см. статью А. Баумштарка (Oriens Chr. 1912. Bd. 2. S. 235-240). Ценность рукописи S признается вне всякого сомнения. Рукопись H родственна с S. Архетип семейства G, вероятно, родствен с лат. версией L. Последняя, в свою очередь, обнаруживает значительную близость к P, что дает основания предположить древность чтений, предложенных в L, и не позволяет отвергать их без критического анализа. Древнейшее свидетельство о В. а. П. принадлежит Клименту Александрийскому (III в.) ( Clem. Alex. Strom. II 6-20; V 8-10), к-рый приводит из него избранные места, посвященные аллегорическому пониманию Свящ. Писания (напр., Clem. Alex. Strom. II 18; V 10). Согласно Евсевию Кесарийскому , Климент был склонен признавать автором послания ап. Варнаву, упоминаемого в Деяниях святых апостолов и в Послании к Галатам (2. 1, 9, 13). Евсевий помещает В. а. П. то среди спорных, то среди неподлинных писаний ( Euseb. Hist. eccl. VI 13. 6; 14. 1; ср.: III 25. 4). Характерно, что он называет неподлинным и Послание к Евреям, авторство к-рого Тертуллиан (нач. III в.) приписывал ап. Варнаве ( Tertull. De pudic. 20).

http://pravenc.ru/text/Варнавы апостола ...

§ 6. Значение наименования Διαθκη, по употреблению у греческих писателей, значит посмертное завещание и договор, содержащий взаимные условия двух, или нескольких лиц. 4 Посему наименование καιν διαθκη напоминает нам, что в этом собрании книг священных находится завещание нашего Господа и Спасителя, переданное нам Его возлюбленными учениками и Апостолами, изображающее Его волю относительно учения и образа жизни Его последователей и содержащее условия договора касательно нашего к нему отношения, а через Него и к Отцу всяческих. § 8. Исчисление книг Нового Завета Новый Завет состоит из двадцати семи книг в следующем порядке: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяние Святых Апостолов, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое Соборное послание Апостола Петра, 8) Второе Соборное послание Апостола Петра, 9) Первое Соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе Соборное послание Иоанна, 11) Третье Соборное послание Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, 13) Послание Апостола Павла к Римлянам, 14) Первое Послание Апостола Павла к Коринфянам, 15) Второе Послание к Коринфянам, 16) Послание Апостола Павла к Галатам, 17) Послание Апостола Павла к Ефесеям, 18) Послание Апостола Павла к Филиппийцам 19) Послание Апостола Павла к Колоссянам, 20) Первое Послание Апостола Павла к Солунянам, 21) Второе Послание его же к Солунянам, 22) Первое Послание Апостола Павла к Тимофею, 23) Второе Послание его же к Тимофею, 24) Послание Апостола Павла к Титу, 25) Послание Апостола Павла к Филимону, 26) Послание Апостола Павла к Евреям и 27) Апокалипсис Иоанна Богослова. Таковы книги Нового Завета, говорит святой Афанасий Великий по перечислении всех вышепоименованных книг, – таковы книги Нового Завета канонические (κανονιζμενα) и составляющие как бы начатки (κροθνια), якори, ограждения и веры нашей, так как оные написаны и изданы самими Апостолами Христовыми, которые пребывали со Христом и от Него научены. 6 § 9. Наименование сих книг каноном

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое!» Продолжая в Нагорной беседе разговор о молитве, Иисус Христос учит Своих последователей и учеников о том, как надо молиться, давая в качестве примера текст молитвы Господней. Эта молитва в сравнении с другими молитвами является главной молитвой христианства. Она называется Господней потому, что Сам Господь, Иисус Христос, дал её Своим ученикам. Молитва Господня является образцом молитвы, текст которой полностью согласуется с учением Христовым. Однако, наряду с этой молитвой существуют и другие молитвы, что доказывается тем фактом, что Сам Иисус Христос произносил и иные молитвы ( Иоан.17:1–26 ). «Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( Матф.6:9–13 ). Согласно традиционному пояснению, текст этой молитвы состоит из призывания, то есть обращения, семи прошений и славословия, то есть прославления. Начинается молитва с призывания, обращенного к Богу-Отцу, Первому Лицу Троицы: " Отче наш». В этом призывании Бог-Отец назван «Отче наш», то есть Отец наш. Поскольку Бог-Отец является Творцом мира и всех творений, то мы и называем Бога Отцом нашим. Однако, согласно религиозным представлениям, не все люди могут называть Господа Бога своим Отцом, так как не имеют на это морально-нравственного права. Для того чтобы Господа Бога называть своим Отцом, надо жить соблюдая Закон Божий и исполнять заповеди Христовы. Спаситель прямо говорит об этом, указывая на христианский образ жизни человека. «Любите врагов ваших,благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Матф.5:44–45 ). Из этих слов становится понятно, что только те люди, которые живут по заповедям Божьим, могут называть себя сынами Отца Небесного, а Бога своим Отцом Небесным. Все остальные люди, которые в своей жизни не соблюдают Закон Божий и не каются в своих грехах и не исправляют свои ошибки, оставаясь творениями Божьими, или выражаясь языком Ветхого завета, рабами Божьими, недостойны называть себя сынами Отца своего Небесного. Об этом убедительно сказал евреям Сам Спаситель, Иисус Христос после Нагорной проповеди. «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Иоан.8:41–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Библия, изложенная для семейного чтения. Апостольские послания Об апостольских посланиях Святой апостол Иоанн Богослов. Фреска монастыря Сопочаны Апостолы и ученики Иисуса Христа, разошедшиеся по всему известному тогда миру, ревностно проповедовали Евангелие (Благую весть) во всеуслышание всем народам. Яркий луч истины, засиявший в Иерусалиме, распространялся все дальше и дальше и озарил три великих полуострова древнего мира: Малую Азию, Грецию и Италию, отражая свой отблеск и на отдаленные страны. В «Деяниях» не с полной ясностью обозначены пути следования первых проповедников Христова учения, о которых известно несколько подробнее из посланий апостольских и из преданий. Все послания служат дополнением и как бы разъяснением того, что преподано в Евангелиях четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, и входят в состав тех священных книг, которые известны под именем Библии. По мере распространения апостолами Евангелия устно, письменные послания становились необходимыми, так как апостолы, основывая христианские Церкви в разных посещаемых ими местах, не могли оставаться постоянно на одном месте, а в отсутствии их новообразованным Церквам угрожали опасности и от ослабления веры, и от уклонения обращенных от нового пути, сопряженного с трудностями и страданиями, требовавшими утешения, подкрепления, вразумления и ободрения новообращенных. С этой целью и писались апостолами их послания в разное время к разным лицам, общинам и постановленным ими христианским Церквам. Посланий таких Православная Церковь признает 21, а именно: 1) послание апостола Иакова, брата Господня; 2–3) два послания первоверховного апостола Петра; 4–6) три послания апостола Иоанна Богослова; 7) послание апостола Иуды; 8) послание первоверховного апостола Павла к Римлянам; его же: 9–10) два послания к коринфянам; 11) к галатам; 12) к ефесянам; 13) к филиппийцам; 14) к колоссянам; 15–16) два послания к фессалоникийцам; 17–18) два послания к Тимофею; 19) к Титу; 20) к Филимону и 21) к евреям.

http://pravoslavie.ru/3246.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010