28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Учение о церковной икономии в трактате свт. Евлогия, Патриарха Александрийского (581–608) Самым известным из доступных трудов, посвященных церковной икономии, является трактат святителя Евлогия, Патриарха Константинопольского. Однако при составлении этого документа святитель не мог опереться ни на какое предшествующее сочинение. Ни один церковный автор не рассматривал до него вопросы икономии в специальном сочинении более или менее подробно. Какими принципами руководствовался Патриарх? И почему его изложение церковного учения об икономии имеет большое сходство со сводом римского права? Эти вопросы подробно рассматривает в своей статье Дмитрий Шабанов. Статья Одним из важных, хотя и малоисследованных вопросов церковного права является церковное учение об икономии. Это учение привлекало к себе интерес практически во все времена, что не удивительно, поскольку икономия является одним из фундаментальных принципов применения канонов и часто используется в церковной жизни и практике. В виду этого точное понимание канонических границ допустимости церковной икономии чрезвычайно существенно. Споры о сущности и границах икономии многократно возникали в церковной истории и иногда приводили даже к разделениям и серьезным церковным смутам. Тем не менее, несмотря на частое обращение к теме икономии различных авторов, нельзя сказать, что в православном каноническом праве сформировалось какое-то однозначное и определенное учение об этом предмете. Скорее можно говорить о множестве различных подходов, каждый из которых был характерен для того или иного церковного деятеля, или же для той или иной исторической эпохи. Примерно та же ситуация неопределенности царит в научном подходе к изучению проблем, связанных с икономией. Несмотря на серьезные работы западных и греческих ученых , в православном церковном праве до сих пор не существует достаточно полного и подробного исследования данной проблемы. Такое положение вещей во многом связано с недостаточной исследованностью источников, многие из которых до сих пор не изданы и не доступны широкому кругу интересующихся. Например, до сих пор не издана «Малая книга» прп. Никона Черногорца – важнейший источник по вопросам икономии . Не издан и популярный в IX–X вв. флорилегий по икономии, сохранившийся в рукописи Vat. gr. 1137 .

http://bogoslov.ru/article/1598312

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация Второй том антологии восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Под науч. ред. Г. И. Беневича и  Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры. Оглавление тома: ДВА БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИХ СИНТЕЗА Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах (Д. С. Бирюков) Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (фрагменты) О мистическом богословии (фрагменты) Иоанн Филопон (Г. И. Беневич) Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) О сотворении мира (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Св. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце (фрагмент) ПРП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И БОГОСЛОВИЕ VII ВЕКА Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) Св. Фотий Великий, Константинопольский. Изложение слова св. Евлогия Александрийского (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Изложение другого слова св. Евлогия Александрийского, направленного против монофизитов (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Соборное послание св. Софрония, патриарха Иерусалимского, патриарху Сергию Константинопольскому (фрагмент) Прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом (Г. И. Беневич) Св. Максим Исповедник. Трудность 7 (пер. А. М. Шуфрина) Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие (Г. И. Беневич) Послание, написанное Киром, патриархом Александрийским, Сергию, патриарху Константинопольскому (фрагмент)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Г. И. Беневич Прп. Максим Исповедник и богословие VII века Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) 182 Хотя православная триадология сформировалась в IV в., а весь период с V по VII в. традиционно считается периодом христологической полемики, отдельные аспекты учения о Троице, разработанного в IV в. главным образом Каппадокийцами, стали снова предметом обсуждения в VI и VII в. в контексте споров, возникших в связи с появлением в монофизитской среде (о происходящем в ней были осведомлены и халкидониты) тритеизма 183 . Появление тритеизма датируется примерно 557 г. и связывается с учением сирийца-яковита 184 уроженца Апомеи, Иоанна Аскуцангиса (или Аскоснагиса). Про него известно, что он учился в Константинополе у некоего Самуила или Петра, а после его смерти выступил с оригинальным учением о том, что во Святой Троице не одна сущность, а три. Это позволяло примирить учение об одной природе Бога-Слова воплощенной с учением о Троице так, чтобы исключить воплощение всех Трех Лиц, т. е., таким образом, как будто решалась проблема теопасхизма, поскольку, по тритеитам, воплощение Бога-Сына не влекло воплощения Отца и Духа из-за того, что у них иная «частная» Божественность. Вскоре у Иоанна появились ученики, однако тритеизм почти сразу получил отпор в своей же монофизитской среде. С трактатом против этого учения выступил Феодосий Александрийский (тогдашний лидер монофизитов), находившийся в это время в почетной ссылке, точнее, под царским присмотром в Константинополе. Вплоть до смерти Феодосия в 566 г. о тритеизме больше ничего не было слышно, однако вскоре тритеитами себя признали два монофизитских епископа, получивших хиротонию от Иакова Варадая – Конон Тарсийский и Евгений, епископ Селевкии Исаврийской. В 567 и 568 г. тритеизм был осужден на собраниях монахов в Сирии. Примерно в это же время тритеизм получил подкрепление в лице выдающегося философа и ученого Иоанна Филопона 185 , написавшего во второй половине 567 г. в поддержку этого учения трактат «О Троице» 186 . Отныне тритеизм связывается по большей части с его именем. Между тем, большинством монофизитов это учение не было принято.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ († после 576), прп. (пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта), игум. Скитский. Сведения о Д., центральной фигуре многочисленных греч., сир., эфиоп. и копт. сказаний о егип. подвижниках, содержатся в разрозненных текстах, объединенных местом и временем действия (егип. пустыня в окрестностях Александрии, сер. VI в.), создававшихся на греч. языке (BHG, N 2099z - 2102d) с кон. VI в. и позднее переведенных на др. языки (BHO, N 241-243). Впосл. в копт. и эфиоп. традициях эти истории были объединены в единый хронологически выстроенный цикл, основой к-рого стало «Житие аввы Даниила и святых, к-рых он знал». Согласно этому источнику, Д. пришел в Скит еще в юности, там он 40 лет жил «в общежитии» с др. монахами, затем стал отшельником. Тем не менее он продолжал посещать окрестные города (чаще всего Александрию) и поддерживать контакты с близлежащими мон-рями, на к-рые имел большое влияние. Большинство историй рассказаны от 1-го лица и представляют собой поучения, основанные на воспоминаниях Д. В молодости он был трижды похищен разбойниками: 2 раза его выкупали христиане, на 3-й раз Д., защищаясь, проломил одному из похитителей голову камнем. В отчаянии от совершенного поступка он отправился к Александрийскому патриарху, чтобы покаяться в убийстве и понести наказание, но тот отказался осудить его. В К-поле, Антиохии и Риме его также не стали подвергать суду. Только светские власти Александрии были готовы арестовать Д., однако правитель города, разобравшись в деле, велел отпустить монаха. Тогда подвижник сам назначил себе епитимию, взяв на себя заботу о прокаженном из Александрии, отвел его к себе в келью и втайне от всех долгое время кормил и ухаживал за ним. В юности Д. был потрясен добротой некоего камнетеса Евлогия: каждый день тот собирал всех бродяг и нищих, приводил их к себе в дом, кормил и оставлял ночевать. Д. стал усердно молиться за него и был удостоен видения, в к-ром просил дать Евлогию богатства, поручившись за него перед ангелом.

http://pravenc.ru/text/171189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОХИЙ [греч. Εστχιος], патриарх Иерусалимский (552/3-563). В позднейших источниках часто его имя ошибочно передается как Евтихий (см., напр.: Ioan. Mosch. Prat. spirit.//PG. 87. Col. 8; Eutych. Annales. P. 204. 21-22). До восшествия на патриарший Иерусалимский престол Е. был монахом и экономом Александрийской Церкви. Некий авва Агафон, брат св. Аполлинария, патриарха Александрийского, прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов Церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Е. под стражу. Е. удалось бежать в К-поль. Годы, последовавшие за смертью прп. Саввы Освященного (532), были отмечены в истории Иерусалимской Церкви обострением борьбы с ересью оригенистов, распространившейся в среде монашества Новой лавры. Когда в 552 г. умер патриарх Петр Иерусалимский, крайней оригенистской группе, т. н. исохристам из Новой лавры, при помощи своего сторонника при дворе еп. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на Патриаршую кафедру сочувствовавшего им патриарха Макария II Иерусалимского, что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме. Противник исохристов, глава др. оригенистской группировки - протоктистов Исидор, возвратившийся в Православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление имп. Юстиниану I , который приказал низложить Макария и поставить Е., пребывавшего в то время в К-поле (дек. 552). Конон побудил Е. исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с к-рым бы он отправился в Иерусалим. Е. составил сочинение, в к-ром излагал все «безбожные мнения» оригенистов. В помощь Е. из Иерусалима прибыла группа правосл. монахов во главе с 3 епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора Вселенскому V Собору , и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм. Е. отбыл в Палестину до 6 янв. 553 г., поскольку его подпись отсутствовала под исповеданием веры, составленным свт. Евтихием , патриархом К-польским, для папы Вигилия , которое подписали присутствовавшие в К-поле свт. Аполлинарий Александрийский и Домн III Антиохийский. Будучи занят борьбой с оригенистами в своей провинции, Е. не смог присутствовать на V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. и отправил 3 епископов своего Патриархата: Стефана Рафийского, Георгия Тивериадского, Дамиана Созусского, а также игум. Евлогия из лавры прп. Феодосия Великого, игум. Кириака из лавры Источника (Πηϒ) и столпника Панкратия. 2 последних вместе с игум. Великой Лавры Кононом во время проведения V Вселенского Собора передали имп. Юстиниану челобитную против оригенистов.

http://pravenc.ru/text/187501.html

Синайский патерик Блаженный Иоанн Мосх. Синайский патерик, или Луг духовный/В сокращ.; пер. с греч., примеч. прот. М. И. Хитрова.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 224 с. — (Патерик). Предлагается вниманию читателя знаменитое творение «Луг духовный». Строгий подвижник блж. Иоанн Мосх и его ученик Софроний, обойдя почти все обители Палестины, Сирии, Египта, Фиваиды и даже отдаленного оазиса, записали свидетельства очевидцев высокой честности. Величие древних отцов, служивших Богу с полным самоотречением, их твердая верность евангельской истине поражают душу и наполняют ее благоговением к их могучему подвигу, превышающему человеческие силы, и пробуждают в нас стремление к высшей духовной жизни.  Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Блаженный Иоанн Мосх († ок. 622 г. ) — греческий подвижник и духовный писатель VI — haчaлa VII вв. вошел в историю монашества как автор агиографического произведения «Луг духовный» (или «Лимонарь», или «Синайский патерик»). Прожив около десяти лет в пустынном отшельничестве в обители Святого Илии на берегу священного Иордана, Иоанн Мосх направляется в Египет, где помогает Александрийскому патриарху Евлогию бороться с евтихианской (монофизитской) ересью, распространившейся в то время особенно в египетских монастырях. В конце VI в. Иоанн вновь подвизается в Палестине, но уже в монастыре Прп. Феодосия. Здесь он встречается со своим будущим учеником и другом Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским. Движимые стремлением к духовному совершенству, блаженный Иоанн и Софроний принимают решение посетить знаменитые обители Востока, встретиться с опытными старцами и великими подвижниками, побеседовать с ними и по возможности записать их поучения для назидания будущих поколений монахов. Их путешествие продолжалось не один десяток лет. Прежде всего они обошли палестинские обители: Прп. Герасима, «Башен», Св. Петра, обитель Евнухов, Прп. Евфимия Великого, монастыри вокруг Мертвого моря, обитель Св. Саввы у истоков Иордана. После пребывания в Северной Палестине блж. Иоанн и инок Софроний предпринимают путешествие в Антиохию и Киликийские обители. Около 603 г. они посещают Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги, Тарс и Аназарв и далее после утомительного путешествия по аравийской пустыне они достигают священной горы Синай. Здесь отцы на время останавливаются для молитвы и богомыслия.

http://pravoslavie.ru/29111.html

Евлогий Александрийский, прп. еп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Евлогий Александрийский, прп. еп. - житие Эта страничка относится к разделу   Евлогий Александрийский, прп. еп. Евлогий Александрийский (ок. 608). Сириец, игумен Юстинианова Богородичного монастыря в Антиохии, в 570 г. избран патриархом Александрии. Он боролся с ересью евтихианства и в этой связи написал несколько трактатов, из которых сохранились лишь отдельные цитаты. В начале 580-х годов Евлогий подолгу живал в Константинополе и здесь подружился с папским послом Григорием, впоследствии ставшим папой Римским и прославившимся среди святых под именем Двоеслова. Они подружились и продолжали переписываться и после расставания. Однажды Евлогий обратился к другу, назвав его “Вселенским” (“экуменическим”). Григорий, который протестовал, когда патриарх Константинопольский Иоанн IV Постник стал называть себя “Вселенским” (“экуменическим”), и в знак протеста против такого рода притязаний начал подписываться “раб рабов Божиих”, не захотел и сам носить подобный титул: “Не хочу быть превознесен в словах, а не в добрых делах. Долой слова, которые раздувают гордыню и угашают милосердие”. Тем не менее, впоследствии Папы приняли титул “вселенских” - не потому, что они были хуже Григория, а потому что с течением лет, точнее, веков, становилось ясно, что централизация церковной структуры может быть не результатом личной гордыни, не копированием иерархизма мира сего, а средством свидетельства о Христе. " Может быть " - не означает " уже есть " , да хоть бы так и стало когда-нибудь, в любой может извратиться и утратиться, если не централизация истребит то, что централизуется - жизнь людей, жизнь общин. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 4; PG, LXXXVI; Butler, 13.9. Память 13 сентября, 13/26 февраля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Евлогий Александрийский, прп. еп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2227

Прп. Евлогий, архиепископ Александрийский - не определен Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Прп. Евлогий, архиепископ Александрийский Тип документа: Книга Первоисточник: days.pravoslavie.ru Язык: Русский Преподобный Евлогий , архиепископ Александрийский Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/3965

Память преподобного Даниила Скитского 523 Под этим именем прославились два святых. Первый был учеником св. Арсения Великого м.] и сам стал наставником многих монахов. Когда в 407 г. варварское племя мазиков напало на Скит, братия предложили ему бежать вместе с ними. Авва Даниил ответил: «Если Бог не позаботится обо мне, зачем мне жить?» Оставшись незамеченным войсками варваров, он подумал: «Вот Бог и позаботился о тебе. Теперь и ты поступи так, как свойственно человеку, и беги с отцами». И еще он говорил: «Тело процветает в той мере, в которой ослабевает душа, а душа процветает тогда, когда ослабевает тело» 524 . Прожив сорок лет в пустыне, он мирно преставился ок. 420 г. Второй авва Даниил жил в VI в. Еще в детстве он стал монахом в Скиту. Во время набега варвары взяли его в плен и держали два года. Выкупленный одним благочестивым христианином, он через шесть месяцев вновь попал в плен, но смог бежать. Захваченный в третий раз, он бежал, убив стражника камнем, когда тот отошел по нужде. Даниил исповедал этот грех архиепископу Тимофею Александрийскому. Первосвятитель не осудил его за убийство, но сказал, что Бог был силен Сам освободить его, как в прошлый раз. Испытывая угрызения совести, Даниил пошел просить совета у папы Римского, патриархов Константинопольского и Иерусалимского и архиепископа Ефесского, которые высказали то же мнение. Несмотря на это святой продолжал чувствовать себя виновным. Тогда, чтобы избежать вечного наказания, он пришел в суд, прося для себя смертного приговора за убийство. Через тридцать дней тюремного заключения правитель Александрии вызвал авву Даниила и, выслушав, отпустил на свободу, прося его молитв. Святой вернулся в Скит и, чтобы искупить совершенный грех , до конца жизни служил прокаженному в своей келье. Преподобный Даниил Скитский. i> Монастырь Св. Неофита близ Пафоса на Кипре. XII в. Авва Даниил так прославился добродетелями, что был назван отцом скитского монашества и почитался во всем Египте как новый Авраам и странноприимец Христов. Именно авва Даниил наставлял в духовном совершенствовании св. Анастасию Патрикию мар.], жившую под видом евнуха в некотором отдалении от Скита, св. Евлогия Странноприимца авг.], а также свв. Андроника и Афанасию окт.]. Он прекрасно распознавал тайных святых, таких как блж. Марк Александрийский или монахиня Гермопольского монастыря, притворявшаяся, что не может преодолеть любовь к вину, дабы навлечь на себя презрение, или как св. Фомаида, мученица за целомудрие ап.], и авва Дула ян.] 525 . 523 Несмотря на то что он был прославленным святым, его имя отсутствует в византийских Синаксарях. Прп. Даниил упоминается только в славянских сборниках. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пожалуй, самым известным из доступных трудов, посвященных церковной икономии, является трактат свт. Евлогия, патриарха Константинопольского (581–608), посвященный этому вопросу . Этот трактат исторически стал первым специальным сочинением о церковной икономии и лег в основу всех дальнейших византийских канонических работ на эту тему. Сам трактат свт. Евлогия об икономии не сохранился до нашего времени, тем не менее, до наших дней дошел подробный пересказ этого трактата в «Библиотеке» свт. Фотия, патриарха Константинопольского . Частичный пересказ трактата свт. Евлогия можно найти в письмах прп. Феодора Студита, а также в неизданной «Малой книге» прп. Никона Черногорца. Эти пересказы не всегда совпадают друг с другом, что ставит вопрос о реконструкции подлинного текста трактата свт. Евлогия. Такая задача, однако, не представляется возможной вплоть до публикации всех необходимых источников. Тем не менее, уже исходя из тех данных, которые имеются на сегодняшний день, можно сделать некоторые интересные выводы как относительно самого текста сочинения свт. Евлогия, так и относительно истории развития принципа церковной икономии.   1. Содержание трактата свт. Евлогия В «Библиотеке» свт. Фотия трактат свт. Евлогия Александрийского носит название «Слово обличительное по поводу состоявшегося объединения феодосиан и гайянитов». В нем говорится, что причиной написания текста св. Евлогием стало объединение двух монофизитских египетских течений – феодосиан и гайянитов. Эти монофизитские группы, будучи до этого непримиримыми противниками и придерживаясь различных догматических воззрений, приняли решение объединиться друг с другом на основе некоей «икономии». Однако это объединение не было долгим, и в скором времени феодосиане и гайяниты разделились вновь. Задачей автора, согласно пересказу свт. Фотия, было показать, что неудача этого мимолетного объединения заключалась в том, что стороны неправильно пользовались принципом церковной икономии, на основании которого старались выстроить свое объединение. В результате такого неправильного использования их объединение изначально было обречено на неудачу и фактически превратилось в предательство каждой из сторон своего собственного учения. Неправильное использование икономии привело монофизитов к принятию в качестве догматического фундамента объединения чего-то среднего, гибридного и чуждого для исходных вероучительных позиций обеих объединившихся сторон. Чтобы яснее показать ошибку феодосиан и гайятинов, свт. Евлогий подробно останавливается на том, что из себя представляет подлинная церковная икономия с точки зрения канонического права.

http://bogoslov.ru/article/1598312

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010