Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Старая Каплуновская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1810. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Е. Васильев Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Пушкинская 54, сейчас на этом месте многоэтажный дом. Координаты: 50.000002, 36.243481 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свою историю улица Каплуновская, одна из старейших и интереснейших улиц города Харьков, ведет с середины XVIII столетия. Именно в это время на землях, расположенных севернее харьковской крепости, стали размещаться казармы расквартированных в Харькове полков и внутреннего гарнизонного батальона, и появился «военный городок». Ранее на этих землях рос строевой дубовый лес, который постепенно использовался для строительства жилья. Когда «военный городок» достиг внушительных размеров и его население превысило 2000 человек, встал вопрос о строительстве собственной воинской церкви, и в 1771 году по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была возведена каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Списана эта икона была со знаменитой чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Не удивительно, что новая воинская церковь долгие годы именовалась не иначе, как Каплуновская. Это же название впоследствии получила и вся улица. К концу XVIII века Рождество-Богородичная церковь стала терять свое значение как воинская, поэтому окружавшую ее землю было решено использовать как кладбищенскую для Успенского, Троицкого и Николаевского приходов. Кладбище, по названию церкви, также именовали Каплуновским. В 1808-1810 гг., вероятнее всего, по причине ветхости старого храма, на его месте была построена новая каменная церковь по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева. Спустя четверть века церковь получила статус приходской и была названа просто – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, несмотря на это, общественность традиционно называла церковь «Каплуновской».

http://sobory.ru/article/?object=33250

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Профессия: жена философа «Профессия: жена философа» — дневники Л. Ю. Бердяевой, жены философа Николая Бердяева. Они — как бы дополнение к бердяевскому «Самопознанию». По большей части дневники Бердяевой посвящены мужу: тому что он говорил, с кем встречался, что делал. Своеобразный отчет, летопись. Дневник Л. Ю. Бердяева начала вести 20 октября 1934 года, последняя запись была сделана в январе 1945 года. По мимо самих дневников, в книгу вошли стихи Бердяевой (Бердяев писал о них: «у нее являлось поэтическое вдохновение, и она писала интересные стихи. Кое-что было напечатано, но охоты печатать у нее не было. М. Гершензон и В. Иванов ценили стихи Л » и её письма к Е. К. Герцык, о которой Бердяев отзывался как об «одной из самых замечательных женщин начала XX века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи». Е. В. Бронникова. “ Guarda e passa ” (О Лидии Бердяевой и ее рукописном наследии)  «Взгляни и проходи мимо», — так говорил в «Божественной комедии» Вергилий сошедшему в ад Данте. Эту фразу в качестве девиза своей жизни выбрала Лидия Юдифовна Бердяева — жена выдающегося русского мыслителя и провидца Николая Бердяева. Если о муже-философе написаны книги, статьи, диссертации, то о спутнице его жизни, особенно до их знакомства, даже документальных свидетельств сохранилось немного, и все они, в том числе воспоминания ее сестры Е. Ю. Рапп, полны противоречий и неточностей. Лидия Юдифовна родилась 20 августа 1871 года  в Харькове. В делах Департамента полиции значится: «русская, вероисповедания православного». Она была чрезвычайно дружна и почти всю жизнь прожила вместе со своей младшей сестрой Евгенией . Об их брате Александре известно немногое . Отец — Юдиф Степанович Трушев — нотариус Харьковского окружного суда, потомственный почетный гражданин, человек весьма состоятельный. Евгения вспоминала: «В детстве мы жили в богатой обстановке. Зимой в городе. У нас был собственный дом, весной и летом в деревне. У нас была вначале немка бона, затем француженка. Моя мать не принимала никакого участия в нашем воспитании» . В 1881—1889 годах Лидия обучалась в пансионе при частной женской гимназии Н. Я. Григорцевич, чуть позже, в 1884 году туда же поступила и Евгения, но курса не окончила по болезни, выйдя из пансиона вместе с Лидией в 1889 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ Александрович Ивашко (1899-1937), прот., сщмч. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Алексеевич Попов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Яковлевич Харьков (Бетинский; 1891-1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Федорович Дмитриев (Митинский; 1913-1937), мч. (пам. 18 авг., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЯ Петровна Доможирова (1871-1933), мц. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГРАФ Васильевич Еварестов (1858-1919), прот., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) ЕВГРАФ Иванович Плетнёв (1868-1918), прот., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_12.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Евгения Кушнарёва: он растворился в будущем 21.01.2013 642 Время на чтение 8 минут 17 января исполняется 6 лет со дня трагической гибели Евгения Кушнарёва - одного из самых ярких политиков современной Украины . А 29 января ему бы исполнилось 62 года. Его жизнь оборвал роковой выстрел, о случайности или преднамеренности которого до сих пор идут споры. Именно с этого выстрела в украинском политическом сообществе началась эпоха дикой, беспощадной охоты... А фраза «пора собираться на охоту» наполнилась новым смыслом... И в этом - весь Кушнарев... 26 ноября 2004 года на чрезвычайной сессии Харьковского облсовета Евгений Кушнарёв заявил: «Идёт ползучая революция, на западе Украины захватывают государственные органы власти, фактически государственная власть больше не функционирует... Мы в шаге от страшных событий, которые, если ситуация не будет успокоена, могут закончиться только гражданской войной... В этот ответственный час я готов взять на себя всю полноту власти и ответственности за судьбу Харьковщины... Это чрезвычайное испытание, которое выпало на нашу долю и на мои плечи. Когда я выходил несколько минут назад из своего кабинета, я попросил поддержки у Божией Матери. Мы удержим ситуацию. Всё будет хорошо. Я в это верю, я это сделаю!» Это был осознанный выбор Евгения Петровича и первый шаг по дороге на Голгофу. Политическую... Далее был знаменитый Северодонецкий съезд, где 28 ноября 2004 года в своей известной речи Евгений Кушнарёв заявил: «Не надо испытывать наше терпение... на любой выпад у нас есть достойный ответ - вплоть до самых крайних мер. И я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знаменами: от Харькова до Киева - 480 километров, а до границы с Россией - 40!... Мы хотим жить в государстве, где каждый человек защищен. Мы понимаем, что Восток имеет серьезнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить! Мы не примем навязываемый нам образ жизни, мы не примем чужие символы, наш символ - православие!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Таких людей победить нельзя…»: о жительнице Донецка Анне Ивановне Нестеренко 26.05.2014 2021 Время на чтение 3 минуты С Анной Ивановной Нестеренко, жительницей Донецка , мы познакомились 24 мая на Поэтическом марафоне в поддержку Донецкой народной республики, где прозвучали стихи и добрые слова в адрес её земляков. Были представлены стихи Вадима Негатурова, погибшего 2 мая в Одессе, эмоционально выступили Юрий Нечипоренко, Дмитрий Шарко, Сергей Коротков и многие другие, а Ольга Сапожникова прочитала стихи Евгения Нефёдова, написанные несколько лет назад, но горящие правдой сегодняшнего дня. После всех слов и полемических замечаний московских писателей Анна Ивановна Нестеренко поделилась своими чувствами и переживаниями. Она приехала из Донецка буквально на днях, и вот что нам рассказала: «Я благодарна тем, кто пригласил меня на этот марафон. В Москве я встретилась со многими людьми, проявляющими невероятное участие, а это для нас так важно. Вы ведь знаете, что даже наш флаг был вначале российским, а теперь белая полоса заменена на чёрную, так как это цвет угля. У нас сегодня пропадают люди, их отлавливают украинс кие активисты и увозят в неизвестном направлении. Харьковская тюрьма уже переполнена, есть тюрьмы в Киеве, тоже переполненные. Самое страшное, что перед референдумом и после его проведения у нас в Донецке появились провокаторы, переодетые в гражданскую одежду, которые занимаются грабежами и прочими такими делами. Но я хочу рассказать о тех людях, с которыми мне довелось работать на баррикадах, где я, как и многие, помогала, чем могла. Ведь рабочих рук там нужно очень много. Украинские власти руководствуются ненавистью к нам, взять хотя бы отношение к Крыму. Например, то, что они перекрыли воду. Как это можно, как это расценивать они перекрыли многим людям доступ к воде, к жизненно важному веществу!!! Если бы они могли, то и воздух бы, наверное, перекрыли. Расскажу о том, чему я была свидетелем. Ополченцы поймали однажды четверых из правого сектора. А было это 3 мая, сразу после Одессы. Их привезли в машине, ведут… Народ вокруг скандирует: «Одессу не простим», и если бы ополченцы не защищали этих фашистов, народ бы их разорвал, пришлось даже стрелять в воздух холостыми патронами. Я тогда в первый раз поняла, насколько высоки моральные качества наших ополченцев они не только защищают своих земляков физически, но и не дают им опуститься до скотского состояния, к которому может привести ненависть.

http://ruskline.ru/special_opinion/takih...

В Одесской духовной семинарии состоялся традиционный годичный акт 18 декабря 2007 г. 17:33 13 декабря 2007 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Одесской духовной семинарии состоялся традиционный годичный акт. По благословению ректора Московской духовной академии и семинарии   архиепископа Верейского Евгения  Московские духовные школы представлял преподаватель МДАиС В.В. Бурега. Накануне праздника 12 декабря в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Одессы было отслужено всенощное бдение, а в сам день праздника совершена Божественная литургия и молебен святому апостолу Андрею в Свято-Успенском мужском монастыре. Всенощное бдение и литургию возглавил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , которому сослужили многочисленные гости, преподаватели семинарии и насельники монастыря в священном сане. Затем в Актовом зале семинарии началось торжественное собрание, на котором председательствовал митрополит Агафангел. Гостями акта были митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , епископы Белгород-Днестровский Алексий, Северодонецкий и Старобельский Иларий  (после заседания Синода от 14 декабря 2007 года — епископ Сумской и Ахтырский), Кременчугский и Хорольский Евлогий, представители Московской и Киевской Духовных академий, Ужгородской Украинской богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия, Почаевской Духовной семинарии, Луганского Духовного училища и Одесского юридического института Харьковского Национального университета внутренних дел. Торжественное собрание открыл исполняющий обязанности ректора Одесской Духовной семинарии архимандрит Серафим. Он предоставил слово преподавателю священнику Андрею Николаиди, который огласил отчет о жизни семинарии за 2006/2007 учебный год. Затем протоиерей Андрей Новиков представил собравшимся актовую речь на тему: «Новомученики Анатолий Одесский и Парфений Ананьевский — Святители Одесской земли». После актовой речи архимандрит Серафим огласил приветственные телеграммы, поступившие в адрес семинарии от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и ректора Минской Духовной академии и семинарии архимандрита Леонида. Затем слово было предоставлено гостям. Приветственный адрес архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской Духовной академии и семинарии, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви огласил преподаватель Московской Духовной академии В. В. Бурега.

http://patriarchia.ru/db/text/339898.htm...

Эти альбомы впервые дают возможность незрячему верующему «увидеть» руками, как устроен храм, дистанционно побывать в алтаре, куда не позволяется заходить никому, кроме священнослужителя. 26 апреля. ПРАВМИР. 25 апреля в помещении Харьковской специальной библиотеки им. Гиршмана состоялась презентация рельефного альбома-приложения к «Закону Божьему», сообщает сайт Харьковской епархии . Благодаря этому изданию, незрячие смогут руками «увидеть» изображение кадила, семисвечника, литургической утвари, которой пользуется священник, находясь в алтаре. Социальный проект «Через руки к сердцу» реализует Харьковская общественная организация незрячих юристов в партнерстве с отделом социального служения Харьковской епархии Украинской православной церкви при поддержке фонда «Преподобного Серафима Саровского» победителя конкурса «Православная инициатива 2012». Целью проекта является ознакомление инвалидов по зрению Украины с православной культурой, ее таинствами и обрядами путем проведения занятий по изучению Закона Божьего в школе для слепых детей и областной организации Украинского общества слепых с использованием адаптированного рельефного учебного материала, участия инвалидов по зрению в паломнических поездках по православным святыням Слобожанщины и в Святогорскую Лавру. В альбоме из пластика – четырнадцать страниц и шестьдесят тактильных изображений. Название каждого подписано рельефно-точечным шрифтом Брайля. Эти альбомы впервые дают возможность незрячему верующему «увидеть» руками, как устроен храм, дистанционно побывать в алтаре, куда не позволяется заходить никому, кроме священнослужителя. Входя в храм, человек с проблемами зрения слышит пение, чувствует запах ладана, ощущает теплоту горящей свечи и ее податливость, но не видит красоты храмового убранства. Незрячие люди узнают мир кончиками пальцев. Для таких людей в Харькове, впервые в Украине, создали тактильный альбом с рельефным изображением религиозных предметов. По словам руководителя отдела социального служения Харьковской епархии протоиерея Евгения Ромашина, важно чтобы и незрячие люди осознано принимали участие в богослужении, чётко понимали, что сейчас происходит в храме, что в руках у священника, какое на нем облачение, что находиться в алтаре, какие иконы в иконостасе, этот альбом поможет нашим незрячим прихожанам.

http://pravmir.ru/albom-prilozhenie-k-za...

Всехсвятская пустынь при станции Берендеево. Станция Берендеево и поселок при ней получили название от большого болота, имевшего в старину вид заросшего озера. Из озера вытекали реки Киржач и Трубеж. Одна впадает в Клязьму, другая в Плещеево озеро. С болотом связано сказание о царе Берендее, который жил на возвышавшемся посередине болота, покрытом лесом холме. Именно из этой легенды родилось название царства в пьесе Островского «Снегурочка». Поводом создания церкви в Берендеево, как и нескольких других церквей в России (например, церковь Спаса Всемилостливого в Нижнем Новгороде), явилась железнодорожная катастрофа в 1888 году на Курско-Харьковской железной дороге у станции Борки, в которой чудом не пострадало августейшее семейство и сам император Александр III. В память об этом событии 17 апреля 1889 г. Игуменья Евгения, настоятельница Федоровского монастыря города Переславля, принесла и установила на станции икону с изображением Федора Стратилата. Об этой энергичной монахине стоит сказать отдельно. При ее активном участии происходило не только обустройство Федоровского монастыря в Переславле, но и распространение иночества за его пределами. В частности, организация еще двух пустыней наряду с Берендеевской: Воскресенской при селе Новоселье и Алексеевской при селе Новоалексеевка. Итогом деятельности Евгении было: 1) Как мы уже упомянули, 3 пустыни 2) 4 церковно приходских школы с особыми помещениями 3) монастырь вместе с пустынями давал приют и кормил более 400 монахинь и послушниц, воспитывал у себя нескольких девочек-сирот. 4) при монастыре были устроены стройные хоры певчих 5) На момент национализации монастырю принадлежало 1016 десятин и 957 сажен земли. В ответ на прошение игуменьи Евгении о разрешении строительства часовни при станции Берендеево примерно через год - 30 апреля 1890 года - последовал указ Владимирской Духовной консистории, а 6 августа 1890 года состоялась закладка каменной часовни. Земли для строительства часовни были пожертвованы крестьянами деревни Ростино.

http://sobory.ru/article/?object=03608

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (22.06.1869, дер. Полухтино Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12.1937, Рязань), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых). Из крестьянской семьи. Был кустарем-сапожником. В 1932 г. за неуплату твердого задания (повышенного натурального налога) все имущество Д. было изъято в колхоз. Д. вместе с мч. Михаилом Якунькиным был членом церковного совета Преображенского храма в с. Гусевский Погост Касимовского у. (с 1937 г.- Бельковского р-на Рязанской обл.). В окт. 1936 г. Д. и др. прихожане во главе со священником сщмч. Николаем Карасёвым добились открытия ранее закрытой властями Преображенской ц. 27 сент. 1937 г. Д. был арестован как «активный церковник» по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», заключен в тюрьму г. Касимова, переведен в рязанскую тюрьму. Виновным себя не признал. Проходил по групповому делу в отношении 27 чел.- священнослужителей и мирян Бельковского р-на, в т. ч. протоиереев священномучеников Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова , Александра Туберовского , Николая Карасёва , мучеников Михаила Якунькина , Лаврентия Когтева , Григория Берденёва , Александры Устюхиной , Татианы Егоровой , исп. Анны Ивашкиной . 6 дек. 1937 г. постановлением Особой тройки при УНКВД по Рязанской обл. вместе с др. подсудимыми (за исключением Анны Ивашкиной, приговоренной к 10 годам ИТЛ и умершей в лагере), привлеченными по этому «групповому» делу, приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Упр. ЗАГС администрации Рязанской обл. Касимовская опись. Кн. 101, 111, 167, 227; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544 896) за 1937 г.; ГА Рязанской обл. Клировые ведомости церквей Касимовского у. Лит.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000. С. 45; «Были верны до смерти»: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 126, 128, 153, 161-162.

http://pravenc.ru/text/180259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ Петровна Мартишкина (1.03.1880, с. Габлицы (Гиблицы) Касимовского у. Рязанской губ.- 25.05.1938, Ташкент), мц. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из крестьянской семьи. Муж Е. был расстрелян в 1918 г. как участник крестьянского восстания в Касимовском у. 6 нояб. 1937 г. Е. была арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) р-на Рязанской обл. по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Обвинялась в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». Содержалась в тюрьме г. Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения. 6 дек. Особой тройкой при УНКВД по Рязанской обл. приговорена к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. День памяти Е. отмечается в день казни ее соузников - касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского , Анатолия Правдолюбова , Евгения Харькова , Константина Бажанова , свящ. Николая Карасёва и др. Арх.: Архив Историко-архивного отдела Рязанской епархии. Д. 240; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544. Лит.: Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 127-128, 161-162. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АННА Поликарповна Ивашкина (1894-1948), исповедница (пам. 27 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВЕРА Николаевна Самсонова (1880-1940) мц. (пам. 1 июня, 10 июня - в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников)

http://pravenc.ru/text/187083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010