5) Ап. Павел не был спасителем, а говорил о себе: «для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор. 9:22 ) и Тимофею он писал: «вникай в себя и в учение... ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим. 4:16 ). Если апостолы могли спасать других, т. е. помогать ко спасению, то не тем ли более может это делать Божия Матерь? В этом то смысле мы и взываем к Ней: Пресв. Богородице, спаси нас! 6) Пресв. Дева называется Матерью Божией на основ. свящ. Писания: Лук. 1:43 . Читаем в слове Божием и о присно-девстве Богородицы: Лук. 1:30–35 . сравни: Иезек. 44:2. Как И. Хр. называл Себя дверью, которою входят на небо ( Иоан. 10:9 ), так у пророка Иезек. таинственно названа Дева Мария, чрез которую как бы чрез врата пришел на землю Спаситель мира, после чего Она была заключена, т. е. осталась по определению Божию Девою навсегда. 7) Воплощение чрез Присно-Деву Марию Богочеловека мы исповедуем и в Символе веры , когда говорим: «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Эти слова Символа основаны на слове Божием: Мф. 1:20–23; Лук. 1:30–31 . 8) Если Сам И. Христос в течение земной жизни оказывал сыновнее почтение Присно-Деве, как Своей Матери: Лук. 2:51 , и даже в предсмертную минуту обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней ( Иоан. 19:26–27 ), то как же нам грешным не почитать и не благоговеть пред честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов? 9) Присно-Деву почитали еще и до рождения Ею Спасителя: Лук. 1:41–43 . Если от ее имени в Еванг. говорится: «отныне будут ублажать меня все роды»: Лук. 1:48 ; то спрашивается, к какому же роду принадлежат сектанты, не почитающие Богоматери? Вот к какому: к ереси Несториевой, основатель которой Госп. И. Хр. называл только богоносцем, а не Богочеловеком, и Пр. Деву Христородицею, а не Богородицею, за что победоносно и был обличен св. Кириллом Иерусал., св.  Игнатием Богоносце м, св. Иустином, Иринеем и 4-м вселен. собором. 10) Укоряющ. нас сектант. за то, что мы почитаем многоразличные иконы Богородицы: напр.: Казанскую, Смоленскую, Тихвинск., Козельск. и под именованием: Заступницы, Скоропослушницы, Споручицы погибших, Утоли моя печали, всех Скорбящ. Радости и других, мы должны ответить, что почитаем одну Пресвят. Деву Богородицу, а не многих, как думают сектанты. Но так как она являла многоразличные знамения, чудеса и благодеяния людям чрез многие Свои иконы, находящиеся в различных местах земли, то отсюда и произошло наименование чудотворных икон по месту их нахождения и прославления чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.1:51 . сотвори держáву мышцею своéю: расточи гóрдыя мыслию сéрдца их: (явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;) Сотвори державу мышцею Своею (явил силу мышцы Своей). Мышца, это – знак могущества. Словом мышца называется Божие всемогущество. В этих и дальнейших Своих словах, Пресв. Богородица изображает предвиденный Ею, великий переворот, который совершит Господь чрез устроение царства сына Ее, Мессии. Расточи гордыя мыслию (рассеял надменных помышлениями) сердца их. Надменный, или гордый, это – несмиренный, думающий о себе много и кичащийся собою, возвышающийся и на разум Божий. Под надменными здесь разумеют язычников, и слова расточи (рассеял) и пр. значат, что не в среде гордых язычников, а среди бедного, униженного еврейского народа явился Спаситель, от сего народа произошло спасение мира ( Иоан.4:22 . Мих.). Лк.1:52 . низложи сильныя со престóл, и вознесé смирéнныя: Лк.1:53 . áлчущыя испóлни блáг, и богатящыяся отпусти тщы. (низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;) Низложи сильныя (сильных) со престол. Низложить с престола значит опровергнуть и уничтожить. Образ взят с низвержения царей. Эти слова значат, что в царстве Христовом будет низвергнуто все гордое и надменное, а возвышены будут люди смиренные, – по-видимому, уничиженные, но этим смирением и уничижением своим стяжавшие высокое нравственное достоинство. Алчущия (алчущих) исполни благ. Здесь разумеются алчущие духовных благ, то же, что у еванг. Матфея ( Мф.5:6 ), алчущие правды, т. е. стремящиеся к оправданию пред Богом, желающие насытиться благами царства Мессии. Богатящияся отпусти тщы (богатящихся отпустил ни с чем), т. е. те, которые в своей гордости считали себя богатыми духовными совершенствами и не имели алчбы к духовным благам царства Мессии, остались ни с чем. Здесь разумеются нежелающие принять Христовой веры, каковы, напр., были, считавшие себя праведниками и гордившиеся своею праведностью, фарисеи (О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

12) Ср. Римл. 8, 13. 14. 1 Цетр. 1, 22. Иак. 4, 8 . 13) Толк. Еванг. Арх. Мих, т 1. стр. 86–87. Μ. изд. 2. 1871 г. 14) Thuc. 1, 32 Xen. Мет. 1, 2. 44. Тнис. 2, 53. 15) Как и Иоан. 11, 48. 15, 2. 17, 15. 19, 31. 38 . Ср. Wahl’s clavis N. Т. слов. φρ. и ιρ. 16) Ср. О. Gerlach. вид. и поз. – не синонимич. – Meyer. 17) De Wette. 18) Aliioli, Paulus. 19) Semler, 20) Meyer. 21) Russmeyer 22) Cp. Nitzsch: d. ChrismU. Lehre 5. Aufl. s. 235. 23) Calvin, Lange. 24) Semler. 25) Bmg.-Crus. 26) Bengel: ex quo diabolus est. 27) Еще: Lucke, de Wette. Gerlach, Düsterdieck; Neander соединяет оба последние значения. 28) Δειν, как и Иоан. 2, 19 . подоб. 2Петр. 3, 10–12 . 29) A-Lapide, Lorinas, Spener, Besser. 30) И еще: 1Петр. 1, 23 ., даже Иак. 1, 18 ., а некоторые и Малах. 2, 15 . Klem. Alex., Augustin, Beda, Luther И. Bengel, Spener. Grot., Besser и др. 31) Thom. Anglic., Hugo, Cajet, Lyr. Cornel Vide ex. D. Thom. И part. 62 art. 3. Calmet., Scholz, 32) Подоб. Beza, Hornejus, a Lapide, Lorinus., Semler. 33) Hanp. Meyer’s, Gerlach " s, Düsterdieck, Lucke, de Wette. 34) Иоан. 3, 6–8 . Cp. Иезек. 36, 25, 26. 29. Ис. 44, 3 и др. 35) 35 Подоб. 4, 20. Апок. 2, 2 . Деян. 4, 20 . – Bengel. 36) Oecumen, Calmet «nolunt» и Meyer. 37) A Lapide, Gagnejus, Allioli, Scholz. 38) Не двоеточие стоит в подлиннике после слов: дети Божии и дети диавола узнаются ср. Мтф. 7, 16. так, а точка и притом последнее слово стоит в начале: ν τοτω – в сем, поэтому, этим – φανερ στ τα τκνα и проч. 39) Socin. ср. Meyer’s. 40) μ ποιν δικαιοσνην..., κα μ и проч. «epexegetische» заменяет здесь: «то-есть», «именно», – «Нос membrum vice expositionis additum est » – Calvin. 41) Как говорят: Bengel, Spener, Lange. Neander, Gerlach. 42) RicklU. 43) Ср. Иоан. 14, 15 . Римл. 13, 8–10 . Гал. 5, 14 . Кол. 3, 14 . 1Тим. 1, 5 , Ср. Besser’s. 44) να в словах Иоанна соответствует частице ν в словах Иисуса Христа и указывает не цель, а содержание благовествования. 45) Здесь να как и в послании. 46) И даже не παγγελα, как 2Тим. 1. 1 . и др., см. Clavis N. Т. Wahl к этому слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

807 Пр. Иер. Прот. Вигил.: тв. т. 4 ч. 2 с. 282. Пар. 1706. Бл. Авг. О град. Бож. кн. 22 гл. 10: тв. т. 7 с. 508. Антв. 1700. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 6: тв. т. 6 с. 204. Пар. 1638. Бл. Феодор. О позн. еванг. яст. из филос. грек. и язычн. слов. 8: твор. т. 2 с. 616. Кельн, 1567. 808 Бл. Авг. Прот. Фавст. кн. 20 гл. 21: тв. т. 8 с. 247. Антв. 1700. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 6: тв. т. 6 с. 203. 204. Пар. 1638. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. с. 262–265. М. 1844. Слов. об иконах: хр. чт. ч. 11 с. 149–150. 809 Ориг. Прот. Цельс. кн. 8 гл. 13: тв. т. 1 с. 751. Пар. 1733. Бл. Иерем. Отв. лютер. о приз. святых: хр. чт. 1844 г. ч. 3 с. 81. Св. Иоан. дам. Слов. об иконах: хр. чт. ч. 11 с. 155. Св. Василий в.: «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке». Св. Амвросий м.: «Кто почитает мучеников, тот самого почитает Господа, а кто отметается и презирает святых, тот отметается и презирает Господа». Пр. Иероним: «Почитаем ли слуг, чтобы тем воздать честь Господу их, который сказал: иже вас приемлет, Мене приемлет» ( Мф. 10:40 ). Св. Вас. вел. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 295. М. 1846. Св. Амвр. мед. Слов. о многоц. бисер. с. 166. М. 1838. Пр. Иер. Пис. к Ринарию: вос. чт. XVIII, 319. Сн. св. Афан. вел. О дев. или подвиж. чл. 21: хр. чт. 1833 г. ч. 3 с. 151. Св. Григ. бог. Слов. 4: тв. ч. 1 с. 98. М. 1843. Св. Иоан. дам. Точн. изд. прав. вер. с. 268. М. 1844. 812 Св. Злат. Бес. на деян. ап. 23: ч. 1 с. 409. Спб. 1856. Св. Васил. вел. Прав. прав. 59: тв. ч. 3 с. 435. М. 1846. Сн. св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 21 гл. 15: тв. т. 1 с. 690. Пар. 1705. 813 Св. Иуст. м. Апол. 1 с. 53. 54–55. М. 1862. Феоф. ант. К Авт. кн. 1 гл. 11. кн. 2 чл. 35: Ламин. Полн. курс. патр. т. 6с. 1040–1041. 1108. Пар. 1857. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5 гл. 22: тв. с. 319. Пар. 1710. Клим. ал. Стром. кн. 6: тв. с. 695. Пар. 1641. Терт. Апол. гл. 17. 30. Посл. к Скап. гл. 2 и Скорп. гл. 4: тв. ч. 1 с. 41. 68. 69. 107. Спб. 1847. ч. 4 с. 210. Спб. 1850. Св. Кипр. Пис. 48 и к Деметриану: тв. т. 1 с. 222. К. 1860. т. 2 с. 222–223. К. 1861. Ориг. Прот. Цельс. кн. 1. 8: тв. т. 1 с. 329. 761. Пар. 1733. Дион. ал. Посл. к еп. Герману: Евсев. Церк. ист. с. 412. Спб. 1848. Лакт. Бож. наст. кн. 2 гл. 1. кн. 4 гл. 14: тв. ч. 1 с. 100. 289. Спб. 1848. Св. Клим. рим. Пам. зап. гл. 16: тв. муж. ап. врем. т. 1 с. 550. Амст. 1724.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

кн. 1, гл. 10: христ. чтен. 1838 г. ч. 1, стр. 130–131. Св. Киприан. Письм. к Димитриану: христ. чтен. 1830 г. ч. 39, стр. 270–272. Св. Кирилл. иерусалимск. Огласит. слов. 4, чл. 31: твор. стр. 68. Москва, 1855 г. Св. Васил. велик. Письм. к падш. деве: твор. ч. 6, стр. 131. Москва, 1849 г. Св. Златоуст, Бесед. на кн. Бытия 17 и 22: ч. 1, стр. 286. 411–412. Спб. 1851 г. Толков, на 2 посл.к Коринф. бесед. 9, стр. 134. Москва, 1851 г. 154 Св. Афанас. велик. Из бесед. на еванг. от Матфея: твор. ч. 4, стр. 489. Москва, 1854 г. Св. Софрон. иерусалимск. Соборн. послан.: христ. чтен. 1840 г. ч. 4, стр. 342. Чаяние улучшение и перехода, по крайней мере нами обитаемой планеты, из настоящего худого состояния в другое лучшее и совершеннейшее было чаянием языческой мудрости, худо знавшей падение человека. 155 «Если кто говорит или думает, что мучение бесов и нечестивых людей не вечно, и, после некоторого времени, будет иметь конец, а за тем последует восстановление демонов и нечестивых людей в прежний чин: такому анафема!» Воскресн. чтен. год. 5, стр. 104. Киев, 1841 г. 157 Св. Златоуст. Бесед. 25 на послан, к римлян. стр. 605–611. Москва, 1855 г. Снес. Бесед. 38 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 23 и след. Спб. 1855 г. Бесед. 9 на 1 поел, к Коринф. ч. 1, стр. 152–161. Спб. 1858 г. 158 «Какие грехи легкие, – замечает в одном месте бл. Августин, – и какие тяжкие, это с точностию может определить не человек, но Бог». Бл. Августин. Ручн. кн. к Лаврентию, гл. 78 чл. 21: твор. т. 6, стр. 165. Антверпен, 1701 г. 161 Св. Амврос. медиол. Письм. о вере: воскресн. чтен. год. 18, стр. 340. Киев, 1854–1855 г. Св. Иоан. златоуст. Бесед. 7 на 1 посл. к Тимоф. стр. 1311. Москва, 1767 г. Пр. Максим исповедн. Письм. 39: воскресн. чтен. год 9, стр. 336–327. Киев, 1845 г. 163 «Ты не ужасаешься говорить, – писал св. Кирилл Александрийский , раскрывая эту мысль против еретика Нестория, – выдумывая, что надобно воздавать божеское почитание простому человеку?.. Если мы освободились от старого заблуждения, отринули обожание (λατρεειν) твари, как дело нечестивое: то зачем ввергаешь ты нас в старые преступления, соделывая нас обожателями людей (νϑρωπολτρας)?» Св. Кирилл. александр. Прот. богохул. Нестор. кн. 4: твор. т. 6, стр. 117. Париж, 1638 г. 166 Не иное, только иным образом, делает и учение несториан о сотворении душ прежде тел, о небытии греха первородного и проч. 167 Св. отцы, присутствовавшие на пятом вселенском соборе, изрекли эти слова о Феодоре мопсуестском, одном из первоучителей нынешних несториан. Ф. Либб. Собран. соборов, т. 5, гл. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Согласно святителю Григорию, Бог есть Причина причин, Жизнь живущих и Разум разумных тварей (Толк. Иов. XXX.4.37). Разумные твари — это ангелы и люди, которых Бог создал для познания Себя (Гом. Еванг. 34.6). По мнению святителя Григория, ангелы, по сравнению с людьми, являются чистыми духами, невидимой и бестелесной природой, не облеченной в плоть; однако по сравнению с Богом, высшим и безграничным Духом, ангелы суть тела, ограниченные в пространстве (Толк. Иов. II.3.3; II.7.8–9; IV.3.8; Гом. Еванг. 34.13; Диал. IV.2;29). Вечность ангелов, так же как и человеческих душ, указывает на их подобие Богу (Гом. Еванг. 34.6); причем у ангелов это не просто подобие, но нечто большее — это “точный отпечаток подобия Божия” (signaculum Dei similitudinis), поскольку подобие Божие в них отпечатлено более отчетливо (Толк. Иов. XXXII.23.47; Гом. Еванг. 34.7) 7 . По своему знанию ангелы намного превосходят людей, поскольку они созерцают сам Источник знания; но их знание ничтожно мало по сравнению с Божественным знанием (Толк. Иов. II.3.3). Полнота и степень знания ангелов зависит от того, насколько они приближаются к ведению Бога “заслугой достоинства” (Гом. Еванг. 34.10). Для сообщения своих мыслей Богу и друг другу ангелы не нуждаются в словах, появляющихся и исчезающих в воздухе, но непосредственно видят сердечные помышления друг друга (Толк. Иов. II.7.9–10). Святитель Григорий заимствует у святого Дионисия Ареопагита, “древнего и досточтимого Отца” (как он его называет), учение о девяти ангельских чинах, которые в порядке возрастания достоинства и власти суть: ангелы, архангелы, силы, власти, начала, господства, престолы, херувимы и серафимы (Гом. Еванг. 34.6–14; Толк. Иов. XXXII.23.48). Все эти названия указывают на должность, или служение ангелов, а не на их природу (Гом. Еванг. 34.8–10). Высшие ангельские чины начальствуют над низшими (Гом. Еванг. 34.10,12; Толк. Иов. IV.29.55), а также просвещают их умственные очи для вышнего познания (Гом. Еванг. 34.11). Низшие ангельские чины посылаются в мир для служения людям.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Здесь желает святой Апостол духовных благ верующим и от Сына или Иисуса Христа, и от Святого Духа, точно так же, как и от Отца, и притом от каждого из Них желает блага особого; следовательно, Сын и Святой Дух суть такие же Лица, как и Отец, все равны и все различны между Собой. 477 в) в словах святого Апостола Петра к новообращенным Иудеям, где он называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа ( 1Петр. 1:1–2 ). И здесь упоминаются Отец, Святой Дух и Иисус Христос или Сын совершенно отдельно и одинаково, как Лица, и каждому из Них усвояется определенное действие. 478 2) В частности Священное Писание изображает: а) Личность Отца, когда приписывает Ему: аа) ведение: никто не знает Сына, кроме Отца ( Матф. 11:27 ; срав. Матф. 24:36; 6:4,8,32 ; Деян. 1:7 ); бб) волю: не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Иоан. 5:30 ; срав. 6:38–40; Лук. 12:32 ; Матф. 6:9–10 ); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает ( Иоан. 5:17–19 ), и когда с подробностью говорит, что Отец послал в мир Сына ( Иоан. 6:39; 8:16 ) и потом Святого Духа ( Иоан. 14:26 ). что Отец любит Сына ( Иоан. 3:35; 5:20; 15:9 ) и мир ( Иоан. 3:16; 14:21 ; 1Иоан. 4:9–10 ), открывает людям истину ( Матф. 16:17 ; Евр. 1:1 ), дает блага просящим у Него ( Матф. 7:11 ; Лук. 11:13 ; Иоан. 16:23 ), прощает грехи ( Матф. 6:14 ; Лук. 23:34 ), спасает ( Иоан 12:27 ), прославляет ( Иоан. 17:5 ) и под. б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца ( Иоан. 10:15; 17:25 ; Матф. 11:27 , Лук. 10:22 ); бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Иоан. 17:24; 10:18; 5:30 ); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Иоан. 5:17–36; 17:4 ), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и вопло­тился для нашего спасения ( Иоан. 1:14 ; Евр. 2:14 ), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа ( Иоан. 16:7; 17:18; 20:21 ; Лук. 24:49 ), что Сын любит Отца и мир ( Иоан. 10:11; 14:31; 15:9 ), сообщил людям откровение ( Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26 ), дарует блага просящим ( Иоан. 14:13 ), прощает грехи ( Марк. 2:9–10 ) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне (2 Тим. 2:16—19). Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость Истина и благодать являются важнейшими свойствами Церкви, ее сокровищем. Без них Церковь перестанет быть Церковью. Смотри тексты: Мт. 23:2—3, Мт. 28:18, Иоан. 8:32, Иоан. 14:6, Иоан. 16:13—14, Иоан. 17:17, Иоан. 18:37, 1 Иоан. 5:6, 2 Иоан. 1:4, 3 Иоан. 1:4,1 Кор. 2:9—10, Еф. 4:4—6 (один Бог, одна вера), 1 Тим. 3:15, 1 Тим. 6:3, 2 Тим. 1:13, Тит. 1:9, Тит. 2:1, Тит. 2:8, Ев. 10:23. Даже если духовные наставники и не исполняют то, чему учат, следует уважать учение истины: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, облюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мт. 23:2—3). Господь повелел апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. Кто поверит и крестится, спасен будет, а кто не поверит, осужден будет (Мт. 28:18—19). Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Иисус сказал: «Я есть путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Истина — отличительное свойство Духа Святого: Утешитель, Дух Истины… Он наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13). Первосвященническая молитва Христа: Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина (Иоан. 17:17). Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан. 18:37). Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом, не водой только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина (1 Иоан. 5:6; Истина есть природа Духа). Отношение апостолов к христианскому учению: Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2 Иоан. 1:4). Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3 Иоан. 1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

108. (1578.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Марка, полууст., XVI века, в лист, 355 листов, заглавные заставки с красками из кружков в. искусны. 109. (15.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Марка, полууст., XVI века, в четверть, 327 листов, немного не дописано. В начале приложено Евсевиево послание (без надписи) к Карпиану о разделении Евангелий на каноны. См. 70 л. 1. На первых листах внизу, начиная с оборота порожнего: Сии два евангелиста Матфей да Марко попа Медведя Висариона († около 1530 г.). См. синодик ризницы 2 л. 76 об. 110. (10.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Иоанна, полууст., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 366 листов, заглавная заставка (л. 213) из кружков. 111. (12.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку, полууст. четкий, XVI века, в лист, 278 листов, заглавная заставка из перевитых кругов с красками и золотом. 112. (13.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку, полууст., XVI века, в лист, 261 лист, в кружке заглавной заставки золотом: «От Лукы св. Евангелие.» 113. (11.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку и Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 554 листа. По листам внизу: Лета 7009 (1561) дал сию Евангелие толковое два евангелиста Лука да Иван старец. Арефа Тормосов в дом к Богоявлению и чудотворцу Сергию на Москву на Троицкой монастырь. 114. (1585.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 342 листа, заглавная заставка из кружков с красками искусна. Читали в Троицком соборе. См. Оп. 1642 года. 115. (1586.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 349 листов, заглавная заставка узорная. На обор. конечного белого листа скорописью: Сия глаголимаа книга Евангелие толковое Матвея Меркульева. Впереди Евангелистов, исключая Матфея 107, 108, 110 помещены главы и предисловия те же, какие и в печат. Благовестник, а в конце Иоанна 113–115 указание разных выносок, начин. Зачало 5 красное, что толкуется Галилеа и что Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1:8). Все эти и подобные им наименования – говорит св. Григорий – ясно приписываются Сыну и усвоены Ему, а равно и Отцу, и Духу Святому, не впоследствии, когда-либо, потому что Бог не может быть совершенным в смысле постепенного развития 689 . После этого Богослов перечисляет выражения, выставляемые еретиками в противоположность указанным им выражениям. Это – именно выражения: »Бог мой и Бог ваш ( Иоан. 20:17 ), болий ( Иоан. 14:28 ), созда ( Притч. 8:22 ), сотворил есть ( Деян. 2:36 ) святи ( Иоан. 10:36 ), также: раб ( Ис. 49:3 ), послушлив ( Филип. 3:7 ), даде ( Иоан. 5:22; 10:29 ), навыче ( Евр. 5:8 ), заповеда ( Иоан. 14:31 ), посла ( Иоан. 10:36; 17:3 ), не может о Себе творити ничесоже ( Иоан. 5:30 ), или говорит ( Иоан. 12:49 ), или судит ( Иоан. 12:47 ), или даровать ( Матф. 20:23 ), или хотеть ( Матф. 26:39 ). Сюда же относятся и те выражения, в которых приписывается Сыну неведение ( Марк. 13:32 ), покорность ( 1Кор. 15:28 ), молитва ( Лук. 6:12 ), вопрошение ( Иоан. 11:34 ), преспеяние ( Лук. 2:52 ), совершение ( Евр. 5:9 ), и еще более унизительные выражения, например, спит ( Матф. 8:24 ), алчет ( Матф. 4:7 ), утруждается ( Иоан. 4:6 ), плачет ( Иоан. 11:35 ), находится в борьбе ( Лук. 22:44 ), укрывается ( Иоан. 8:59 ). «Быть может», – заключает Богослов свое перечисление, – «ты обратишь в упрек даже саму смерть и крест? Но, думаю, не коснешься воскресения и вознесения, потому что в них найдется нечто и в нашу пользу» 690 . Не вдаваясь в подробные объяснения каждого из приведенных им выражений, св. Григорий сначала делает общее замечание о том, как нужно относиться вообще ко всем выражениям св. Писания о Христе. «Возвышенные выражения», говорит он, «нужно относить к Божеству и природе, которая выше страданий и плоти, а выражения более унизительные – к Тому, кто сложен, истощил Себя и воплотился или вочеловечился, а потом превознесен». Отсюда, по его мнению, необходимо различать то, что говорится о божественной природе Иисуса Христа, и то, что относится к человеческой Его природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010