Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Г. Павлов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Гурьевич (02.1854, с. Воронцовка Борчалинского у. Тифлисской губ., ныне г. Ташир, Армения - 15.04.1924, Баку; похоронен в Тифлисе, ныне Тбилиси, Грузия), один из основателей и первых руководителей Союза русских баптистов. Род. в семье молокан в с. Воронцовка. Позже семья переселилась в Тифлис. После знакомства с баптистом Н. И. Ворониным П. в возрасте 17 лет принял от него водное крещение (апр. 1871) и стал членом 1-й рус. общины баптистов. Позднее (1876) его родители также стали баптистами. П. постоянно занимался самообразованием и особенно преуспел в изучении иностранных языков. К концу жизни он мог говорить на 24 и писать на 7 языках. В 1875 г., после объединения нем. и рус. баптистских общин, по совету М. К. Кальвейта П. поехал в Гамбург (Германия) для получения богословского образования. В этот период в Гамбурге под рук. И. Г. Онкена шла подготовка к организации баптист. семинарии. Через год П. был ординирован Онкеном на миссионерское служение и вернулся в Тифлис, начав свою работу с перевода на рус. язык Гамбургского исповедания веры. Осенью 1876 г. П. проповедовал в Закавказье среди молокан и прыгунов (см. ст. Молокане ). В 1877 г. он был избран в церковный совет Тифлисской баптист. общины. В 1879 г. посетил г. Владикавказ и крестил в р. Терек 7 новообращенных, чем положил начало 1-й общине на Сев. Кавказе. В окт. того же года П. избран пресвитером Тифлисской общины. 17 авг. 1880 г. приехавшие в Тифлис пресв. Август Либиг из Одессы и проповедник И. В. Каргель из С.-Петербурга провели его пресвитерскую ординацию. Местные власти утвердили П. в звании духовного наставника общины (История евангельских христиан-баптистов в СССР. 1989. С. 78). В этот период П. и новоменонитский проповедник И. Вилер занимались миссионерской деятельностью в молоканских селах Нововасильевк à , Астраханк à и Новоспасское Бердянского у. Таврической губ., где вскоре образовались баптист.

http://pravenc.ru/text/2578608.html

Разделы портала «Азбука веры» Господи, благослови. По промыслу Божьему в течение нескольких лет мне и нескольким моим друзьям пришлось находиться в среде протестантов, а точнее, в общине баптистов, входящих в СЦ ЕХБ (совет церквей евангельских христиан баптистов). По милости Божьей к нам, грешным, мы вышли оттуда и влились в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в Церковь Православную. И теперь, имея некоторое представление о протестантизме изнутри, хотелось бы посмотреть на него с точки зрения православного человека. Вы спросите – зачем? Быть может, мой, хотя и незначительный, опыт поможет заблудившимся, предостережет неопытных, отрезвит доверчивых. Вначале хотелось бы объяснить, почему я попал в секту баптистов. По промыслу Божьему , первым человеком, который появился на моем пути, после того как я стал интересоваться христианством, был православный священник, в прошлом терапевт. Он открыл мне глаза на многое, объяснил, где купить Библию , предлагал крещение . Но я по своей гордости и высокоумию отверг путь пастухов, а избрал путь волхвов. Это произошло потому, что я слишком многому из того, что он мне рассказал, не поверил. Я хотел узнать все сам. По милости Божьей , в то самое время, когда я купил Библию, мне «случайно» подарили « Закон Божий ». И это помогло мне приобрести некоторые здравые понятия о Боге, вере, Библии. Сейчас очень много людей, которые называют себя христианами. Но как сказано: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». В этом все дело либо мы принимаем волю Отца, либо отвергаем. И православный священник и «Закон Божий» мне ясно указывали волю Божью, т.к. встреча со священником и получение книги произошло без участия моей воли. Но, прочитав Евангелие , я нашел много того, что, как мне думалось, не соответствует в Православии Евангелию – пышность одежд священников, украшение храмов, иконы, обряды, непонятный язык. Все это казалось мне полной противоположностью Евангелию.

http://azbyka.ru/way/istina-pravoslavija...

Скачать epub pdf Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о тысячелетнем царстве Христа со святыми. Однако на Втором Вселенском соборе данная доктрина была осуждена Церковью . В наше время хилиазм нашел широкое распространение среди баптистов. О том, какое место и смысловое наполнение получило учение о тысячелетнем царстве Христовом в баптизме, рассказывается в статье иерея Евгения Веселова . Учение о грядущем земном тысячелетнем царстве Иисуса Христа (премилленаризм, или хилиазм) в настоящее время широко распространено в баптистской среде. Оно находит свое отражение в исповеданиях веры («Вероучение евангельских христиан-баптистов» 1985 и 1997 гг., «Исповедание веры Одесской богословской семинарии ЕХБ» 1993 г.), в богословских сочинениях, учебниках догматического богословия, комментариях к Библии , в многочисленных публикациях в периодической печати. Для баптистов-премилленаристов именно тысячелетнее царство стало сутью благовестия Спасителя: «Евангелие Царства – это Благая Весть о том, что Христос грядет, чтобы установить Свое Царство на земле, и те, которые во время великой скорби примут Его верой, будут наслаждаться благословениями Тысячелетнего Царства» 1 . Такое понимание, конечно, существенно отличается от общепринятого и не имеет серьезных аналогов в древности. Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о 1000-летем царстве Христа со святыми. Вместе с тем, баптистское учение существенно отличается от хилиастических взглядов древних. Так, св. Ириней Лионский , по утверждению митр. Макария (Оксиюка), «смотрел на земное царство Христа, как на одну из стадий постепенного восхождения праведных людей к Богу, общение с Которым, созерцание Которого и подобие Которому составляет высшую ступень небесного блаженства» 2 . Вместе с тем, уже начиная с IV в. Церковь не знает святых-хилиастов. Более того, ряд древних и современных святых отцов убедительно пишут против идеи грядущего тысячелетнего царства. И если, например, сочинения свт. Дионисия Александрийского на эту тему дошли лишь фрагментарно, то тем более важным для нас является развернутое учение об этом прп. Ефрема Сирина 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Общину Е. х. возглавил Пашков. В 1875 г. для установления связи со штундистами и оказания им материальной помощи Корф ездил в Киевскую губ., в села Чаплинка и Косяковка. К нач. 80-х гг. собрание пашковцев в С.-Петербурге стали посещать не только аристократы, но и мелкие чиновники, студенты, рабочие. В этот период община не имела формальной орг-ции. Периодически совершалось хлебопреломление, носившее открытый (т. е. в нем могли принимать участие все христиане) характер, как у дарбистов (см. в ст. Дж. Дарби ), к к-рым изначально принадлежал лорд Редсток. Пашков и большая часть его последователей признавали действительным крещение в младенчестве и считали, что для спасения достаточно принадлежать к Церкви, совершать покаяние и способствовать духовному возрождению личности; особо подчеркивалось значение «возрастания в благодати» и «освящения». Однако в 1882 г. у пастора Г. Мюллера приняли крещение «по вере» 4 члена с.-петербургской общины, в т. ч. Пашков и Ливен. Основы вероисповедания с.-петербургской общины Е. х. были впервые изложены Пашковым в письме от 9 апр. 1880 г. к ректору СПбДА. С т. зр. Пашкова, человек, обнаружив свою несостоятельность жить по воле Божией и потеряв всякую надежду на свои силы, после покаяния обращается к Богу. Господь принимает его. Иисус Христос Сын Божий является единственным спасителем человека и ходатаем за прощение людских грехов перед Богом. Пашков считал, что человека может оправдать перед Богом только вера, «независимо от дел закона» (Рим 3. 28), но он не умалял и значения дел веры, ибо «истинная вера не может не проявляться в делах, все христианские добродетели суть не что иное, как плод Духа Святого, даруемого Богом верующему» (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 88). Таинства, по мнению Пашкова, имеют благодатное действие только для верующих, обращаясь против всякого, кто приступает к ним без веры (1 Кор 1. 19). Церковь в его понимании есть «тело Христово» (1 Кор 12. 27) и состоит оно «из верующих во Христа, искупленных Им, принадлежащих Ему и любящих Его, из людей, уже почивших во Христе, живущих в настоящее время и всех тех, кого Господь присоединит в будущем к Своему телу» (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 88).

http://pravenc.ru/text/186873.html

(Дополнения и поправки к миссионерской полемике по данному вопросу) Учение православной веры о Церкви в общих чертах таково: « Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собою православною верою, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». « Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий через верно служащих Отцев и Учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения». «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви и, таким образом она и с этой стороны сохраняется святою». Так учит о Церкви православной христианский катехизис. Совсем иначе рассуждают по данному вопросу штундо-баптисты. Они говорят: «Обязанность всякого верующего, обратившегося к Господу, есть та, чтобы ему не оставаться одному, но соединиться с другими учениками Господними, как с членами одного тела, как с живыми камнями одного дома Божия, для взаимного назидания, утешения и вспомоществования на пути спасения, чтобы пребывать в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитве. Такое соединение учеников Христовых, устроенное по слову Божию, есть христианская церковь . Неизменным постановлением и правилом церкви пребывает Новый Завет ». 1 Самый же состав церкви штундо-баптисты ограничивают только одними святыми людьми. По учению сектантов, в состав членов церкви не должны входить грешные люди, но она должна состоять только из общества святых. И в доказательство своей правоты они ссылаются на следующие места св. Писания: «Какое соучастие верного с неверными» 2 . «Если согрешил кто, замечают сектанты, его тотчас же надо отсечь от тела Христова, чтобы не осквернилось последнее» 3 . « Церковь должна быть свята и без порока» 4 . «А у вас, – заявляют сектанты православным, – воры, мошенники, разбойники, пьяницы, ругатели. Их у вас терпят и не изгоняют из церкви. Поэтому мы вышли из вас и у себя не терпим таковых людей» 5 . Наша практика в данном случае такова:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Разделы портала «Азбука веры» Я думал, протестантизм – это Церковь Христа. Проповедник баптистов решил перейти в православие В Избранное Сегодня с нами Виталий, который 10 лет был у баптистов. Был проповедником, занимался многими служениями, но решил вернуться в Православие. Хотите узнать, почему? Смотрите интервью до конца. В. Михайленко: О себе коротко. Я был в прошлом членом общины евангельских христиан-баптистов Ставропольского края. Так получилось, что впервые задумываться о правильности протестантизма как веры, как течения я начал года через три, как пришёл к баптистам. Послужили этому несколько таких случаев в моей жизни, которые заставили меня задуматься о правильности, об истинности, хотя изначально, когда шёл в общину, у меня была такая железобетонная уверенность, что евангельские христиане-баптисты – это именно та Церковь, которую Господь на земле создал, чтобы она сохраняла истину и распространяла истину, и которую Он оберегает и хранит. А. Волков: Как ты попал к баптистам, когда это было, при каких обстоятельствах? В. Михайленко: Наш город был вообще без Церквей изначально, не было даже православной Церкви, потому что город создавался как город уранщиков, кто ядерное топливо добывал, и это был изначально закрытый город. Он был построен полностью при Советской власти, до 1947–1949  гг. не существовал. Соответственно, когда при Советской власти город строился, никакого храма, ни дома молитвы – ничего не было. О вопросах веры я начал задумываться в далёком детстве. Объясню причину, почему. Был момент в моём детстве, что на меня кинулась собака, и я получил испуг. Такой испуг, что ночью мог вставать, боялся темноты, боялся собак, плохо спал. И матушка моя через свою знакомую узнала, что есть женщина, которая может вычитать испуг – это тогда так называлось. Но это было не в нашем городе, приходилось ехать далеко, чтобы испуг был вычитан. Я впервые увидел, что у меня эти страхи уходят после того, как она молится, молитвы читает, после того как она занимается вычиткой испуга.

http://azbyka.ru/way/ja-dumal-protestant...

Отзыв евангельского христианина-баптиста Эта книга своего рода апология православного учения, где автор использует свои доводы с некоторым евангельским акцентом. Автору, на мой взгляд, присуща чувственность, которая прослеживается в его аргументации, и честность, когда признался о мотиве перехода в православную Церковь. Вадим пытается доказать жизненность православного учения, считая баптизм недостаточным для полноты христианской жизни. По-моему, он так и не понял суть баптизма. Автор приводит цитаты отцов Церкви, что обогащает мысль всей книги. При этом цитаты некоторых протестантских богословов, приводимых автором, не отражают все учение евангельских христиан-баптистов. По мнению некоторых нельзя строить общее представление о баптизме. Поэтому книга содержит критику не догматов евангельских христиан-баптистов, а высказываний некоторых протестантских проповедников и мыслителей. Печально, что некоторые протестантские историки, говоря об истинной Церкви, приводят в пример несториан, катаров, альбигойцев, богомилов и т.д. Решимость отсоединиться от Церкви и пострадать за свои идеи, еще не факт существования в их жизни евангельского наследия. Баптистам не нужна сектантская преемственность, от которой предостерегает автор, а важно апостольское предание учения, как неотъемлемая часть вероучения евангельских христиан-баптистов. В книге видна открытость автора, готовность на диалог с протестантами по догматическим вопросам. Я считаю, что сегодня важно евангельским христианам-баптистам не сидеть " сложа руки " , а быть готовым к данному диалогу с православной Церковью, при условии взаимного принятия и объективной оценки. Автор говорит о личном смирении, как о первостепенном качестве верующего, которого порой не хватает сегодняшнему христианству. Я думаю, замечания о смирении являются актуальным в XXI веке для многих христиан нашего времени. Автор искренно пытается обратить внимание евангельских христиан-баптистов на некоторые вопросы веры, в частности, на учение о Церкви. Я думаю, что данная работа станет в дальнейшем еще одним поводом для богословских диспутов между Русской Православной Церковью и Церковью Евангельских Христиан-Баптистов. В наше время есть необходимость в подобных диспутах, так как " железо железо острит " (Прит. 27:17). Другими словами, это поможет евангельским христианам-баптистам обратить особое внимание еще раз на историю Церкви и на христианское богословие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Закрыть itemscope itemtype="" > Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? 18.02.2009 480 Время на чтение 20 минут Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3-5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5-6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16). Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения. Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) - баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Разделы портала «Азбука веры» священник Даниил Сысоев , кандидат богословия Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян.22:16 ), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим.6:3–5 ), облекается во Христа (см.: Гал.3:27 ), становится чадом Божиим (см.: Ин.3:5–6 ). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1Пет.3:21 ), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин.3:5 ; Мк.16:16 ). Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения. Приходится слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан)баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

http://azbyka.ru/mozhno-li-priznavat-kre...

Ричард Бокэм (баптист) 3. Имена в евангельских преданиях Загадка безымянных персонажей Евангелий • Значение деталей в евангельских повествованиях • Зачем безымянным очевидцам Иисуса давали имена в поздних неканонических Евангелиях • Почему евангелисты сознательно опускали или приводили имена некоторых персонажей • Все безымянные и названные по именам персонажи четырех канонических Евангелий Имена в Евангелиях В Евангелиях есть фен1омен, до сих пор не получивший удовлетворительного объяснения. Он связан с именами. Многие персонажи в Евангелиях остаются безымянными, но другие названы по имени. В этой главе я хочу рассмотреть предположение, что многие из поименованных персонажей были очевидцами, причем не только положили начало преданиям, связанным с их именами, но и продолжали рассказывать свои истории и авторитетно подтверждать их истинность. Вполне возможно, что с некоторыми из них евангелисты были знакомы. В таблицах 1–4 мы показываем сравнительное число безымянных и поименованных персонажей во всех четырех Евангелиях. (Из списка исключены персонажи Ветхого Завета и нечеловеческие персонажи, а также предки Иисуса из двух его генеалогий и Феофил, которому посвящает свой труд Лука. Также исключены многочисленные упоминания анонимных групп – «фарисеи», «книжники», «первосвященники», «стражники», «ученики Иоанна» и т.д.) Во всех Евангелиях число поименованных и безымянных персонажей более или менее одинаково. Легко заметить, что существуют определенные категории людей, попадающие, по большей части, в ту или иную группу. Общественно значимые персоны – те, кто был известен читателям и помимо истории об Иисусе (Иоанн Креститель, Ирод, Иродиада, Каиафа, Пилат, по-видимому, Варавва) – обычно называются по именам. Те, кого Иисус исцелял или из кого изгонял бесов, обычно остаются безымянными. Безымянны и те, кто вступает с Иисусом в разговор, однако не становится его учениками. Некоторые из безымянных лиц играют в повествовании столь незначительную роль, что мы и не ждем от автора их имен 97 . Ученики Иисуса, в том числе двенадцать апостолов, обычно называются по именам. Эти категории не вызывают вопросов. Вполне естественно ожидать, что предание сохранило имена учеников Иисуса и что публичные персоны появляются в повествовании под собственными именами – в то время как имена людей, исцеленных Иисусом или имевших с ним одну-единственную встречу, могли быть даже не известны тому, кто первым об этом рассказал; да и не было особых причин узнавать их и запоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010