Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 77-й. О времени и образе воскресения (в четырех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть время и образ воскресения, имея перед собой следующие четыре пункта для выяснения: 1) Должно ли время воскресения быть отложенным до конца мира? 2) Скрыто ли от людей это время? 3) Произойдет ли воскресение в ночное время? 4) Произойдет ли воскресение внезапно? Раздел 1. Должно ли время воскресения быть отложенным до конца мира? То, что время воскресения не должно быть отложено до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе, представляется из следующего: Возражение 1. Между головой и членами тела больше единства и согласованности, чем между одним членом и другим, также как больше этого единства и согласованности между причиной и действием, чем между одним действием и другим. Христос, Который есть наша Глава, не отлагал Своего воскресения до конца мира, с тем, чтобы воскреснуть вместе со всеми людьми. Поэтому нет необходимости в том, чтобы воскресение ранних святых было отлагаемо до конца мира, так чтобы они могли воскреснуть вместе с другим. Возражение 2. Воскресение Главы есть причина воскресения членов Его тела. Но воскресение некоторых членов, которые желают величия в силу их тесной связи с Главой, не было отлагаемо до конца мира, но воспоследовало непосредственно после воскресения Христа, как об этом существует благочестивая вера в отношении Девы Марии и Евангелиста Иоанна (Ср. Иероним «Письма» ПЛ 30,127). Поэтому воскресение других святых будет настолько ближе к воскресению Христа, насколько они более сообразны Ему по благодати и заслугам. Возражение 3. Состояние Нового Завета более совершенно и несет в себе более близкое сходство со Христом, чем состояние Ветхого Завета. Некоторые из ветхозаветных святых, когда воскрес Христос, согласно слов Евангелия: «многие тела усопших святых воскресли» ( Мф. 27:52 ). Поэтому, очевидно, воскресение ветхозаветных святых не должно быть отлагаемо до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

П.В. Безобразов Список художественных работ, произведённых г. Благовещенским, по указанию архимандрита Порфирия (с 1858 по 1863 год) Нарисованы красками, золотом и тушью I. По части палеографии, буквы: Из бесед Иоанна Златоустог о 1007 года восемь греческих букв. Из славянского евангелия 1007 года шесть букв. Из греческой библии 1168 года три буквы. Из хрисовула Иоанна Грозного в Хиландаре три буквы. Из славянского евангелия князя Мирослава там же одиннадцать букв. Из греческого евангелия XVII века десять букв большого вида. Из греческой рукописи Номимон семь букв. Из литургии в Дохиаре шесть букв большего вида. Из минеи за ноябрь там же восемь букв. Из славянского четвероевангелия в Зографе пять букв. Из нотной книги в Ватопеде двенадцать букв. Из разных рукописей в Русике 63 буквы греческие и 6 славянских. Всего 148 букв. Снимки с почерков рукописей Четыре снимка с заглавными виньетками из греческого четвероевангелия 526 года в Ивере. Из греческого евангелия 1007 года в Ивере один снимок. Из трёх рукописей 1007, 1042 и 1043 года с заглавными буквами и виньетками три снимка. Из толкований на воскресные каноны Иоанна Зонары XII века один снимок. Из греческого евангелия XI века в Хиландаре страница с заглавной буквой, писанная золотом. Из славянского евангелия 6845 (1337 года) там же один снимок. Страница из греческого евангелия ΧIV века. Четыре столбца из другого евангелия. Из слова Фотия при осаде Константинополя россами один снимок. Из греческого евангелия один снимок. Стенографический почерк из толкований на библию. Из двух библий в Ватопеде два снимка. Из чтений с нотами там же два снимка. Из библии в Пандократоре один снимок. Из нотной книги «Многолетие Петру I» один снимок. Из литургии в Метеорском монастыре св. Стефана один. Из иерусалимской греческой библии два снимка. Две большие страницы с заглавными украшениями из халдейского евангелия в Иерусалиме. Всего 30 снимков. II. По части пейзажной Виды Афонские Вид всей горы Афонской с северо-восточной стороны. Вид приморских укреплений и древних ворот в Есфигменском монастыре. Вид старинных келий тут же.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

М.Ю. Смирнов Приложения Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви. В редакции 1832 года. 446 Раздел первый. Устав Евангелическо-Лютеранской церкви 1 Глава первая. О учении 134 . Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской Империи исповедует учение, основанное на Пророческих и Апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и объясняющими оные Символическими книгами признает Апостольский, Никейский и Афанасиевский Символы Веры , Неизмененное Аугсбургское Вероисповедание, и прочие внесенные в Собрание, известное под наименованием: Liber Concordiae. 135 . Никто из членов Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи не должен дозволять себе распространять словесно или письменно мнения, противные учению сей Церкви. 136 . Евангелическо-Лютеранские Проповедники, при вступлении в должность, обязываются присягою, проповедовать и поучать согласно с правилами своей Церкви. 137 . Профессоры и Учители Закона Божия, Церковного Права, Церковной Истории и всех частей Богословия в учебных заведениях, для образования Лютеранского юношества учрежденных, должны принадлежать к Евангелическо-Лютеранской Церкви, и также при вступлении в должность обязываются присягою наставлять и преподавать согласно с правилами Церкви своей. 138 . Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи, верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма. Глава вторая. О богослужении Отделение первое. О богослужении общественном 139 . Во всех Евангелическо-Лютеранских приходах в Империи имеет быть отправляемо общественное богослужение с пением, проповедью и молитвою по воскресным, праздничным и некоторым другим, особенно для того назначенным, дням. 140 . Чин общественного богослужения, а равно и прочие церковные обряды и обыкновения, которые в Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах долженствуют быть наблюдаемы, подробно определены в особенном служебнике сих церквей, именуемом Агенда. Изменения в литургических постановлениях допускаются не иначе как с разрешения высшего начальства, установленным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

19. Понедельник 3-й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». После прокимна читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподобитися нам...». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

Беседа на Евангелие Недели Всех Святых Учение о исповедании Иисуса Христа (Опровержение возражения: «мы – люди слабые») Какое Евангелие сегодняшнего дня? Прежде, нежели скажем, какое Евангелие сегодняшнего дня объясним название настоящей недели «Неделею Всех Святых». Первая неделя по Пятидесятнице называется Неделею Всех Святых, потому что посвящается прославлению всех святых – тех, имена которых известны, но особенно тех, которые не известны людям, а известны только одному Богу и которым по неведению их не положено прославляться особо, каковы: все вообще Патриархи, Праотцы, Пророки, Апостолы, Мученики, Священномученики, Исповедники, Святители, Преподобные и Праведные мужи и жены и все святые, от века благоугодившие. Почему именно эта неделя посвящена воспоминанию и прославлению всех святых? Святые спасались благодатью Святаго Духа, которая приобретена страданиями, смертью и воскресением Христовым, посему, совершив память страданий, смерти и воскресения Христова и затем сошествия Св. Духа, прилично потом прославить и святых человеков, спасшихся сим домостроительством Божиим. Какое Евангелие Недели Всех Святых? О исповедании Христа и особенной любви к Нему, и о награде за это исповедание и любовь ( Мф. 10:32, 33, 37, 38, 19:27–30 . Зач 38). Побуждаемые сим учением Евангелия, святые исповедывали Христа, оставляли все, что удаляло их от Бога, и за то удостоены прославления и на Небе, и на земле. ... «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми... исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына иди дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседа на Евангелие Недели мытаря и фарисея Пример истинного покаяния Какое Евангелие сегодняшнего дня? Сегодня читалась притча о мытаре и фарисее, научающая, как должно каяться во грехах, отчего и название недели этой Неделею о мытаре и фарисее. ( Лк. 18:10–14 . Зач. 89). Заметимте, братие, что с нынешнего воскресенья Церковь начинает приготовлять нас к Великому посту – приготовлять особенно, евангельскими чтениями по воскресным дням. ... «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». ... В Евангелие в притче говорится, что вошли в Церковь помолиться двое из Евреев: один фарисей, а другой мытарь и, когда молились, то один, именно фарисей, молился так, что был осужден за свою молитву, а другой, мытарь – был оправдан. Для объяснения притчи о мытаре и фарисее должно сказать, кто такие были фарисей и мытарь? Затем пояснить слова их молитвы и слова Евангелия о плодах их молитвы и, наконец, сказать, кого из нас представляют собою эти фарисей и мытарь? Кто такие у Евреев были фарисеи и мытари, это вы, братие, знаете из прежних наших объяснений. «Мытари» – это были сборщики податей у них. Мытари считались у Евреев грешниками, потому что при сборе податей делали разные обиды и притесняли народ, богатство их давало им возможность предаваться порокам скупости, гордости и т.п. «Фарисеи» же – это были такие из Евреев, которые отличались строгим исполнением закона, преимущественно наружных его обрядов, и таким своим поведением любили хвалиться. Между тем, в сущности, по большей части фарисеи были лицемерами: были в душе и горды, и сварливы, по наружности же казались благочестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседа на Евангелие Недели Святых Отец Молитва Иисуса Христа о своих верующих (О молитве при начатии дела), (Еще: Страдания христиан от неверующих и еретиков и т.п.) Что читалось сегодня из Евангелия? Прежде, нежели скажем, что сегодня читалось из Евангелия, объясним название настоящей недели «неделею Святых Отцев». В первые же века христианства явились ложные учители, так называемые «еретики», т. е. такие из христиан, которые примешивали к учению истинной веры ложные понятия и учили других этой лжи. Так, например, явился еретик Арий – священник города Александрии. Он учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен и ниже Бога отца. А за Арием являлись и другие еретики, например, Македоний в г. Константинополе, который отвергал божество Духа Святаго, говорил, что Он сотворен и ниже Бога Отца и Бога Сына и т. п. Против этих-то еретиков собирались так называемые «Соборы», т. е. собрания пастырей и учителей христианских, например, патриархов, епископов и др., для осуждения ересей и вместе для установления общего церковного порядка. Соборы были и «Поместные», т. е. собрание пастырей одной какой-нибудь области или некоторых немногих, и «Вселенские», когда собирались пастыри по возможности со всей вселенной. Так, на 1-м Вселенском Соборе было 318 св. отцев, между которыми были многие мученики, подвижники и чудотворцы, например, святители Николай и Спиридон. Вселенских Соборов было 7, а Поместных – 9. Определения Соборов – определения по изволению, т. е. по воле и внушению Святаго Духа. Этими-то определениями Соборов после Священного Писания и управляется наша Православная Церковь . Настоящая, 7-я неделя по Пасхе, называется «Неделею Святых Отцев», так как в эту неделю воспоминаются и прославляются святые Отцы 1-го Вселенского, Никейского, Собора. Эта именно неделя посвящена воспоминанию святых отцев 1-го Вселенского Собора потому, что 1-й Вселенский Собор был открыт во дни Пятидесятницы и служит к славе воскресшего Господа, каковая слава преимущественно возвещается в продолжение Пятидесятницы. Евангелие Недели Св.Отцам содержит в себе произнесенную Иисусом Христом пред страданиями, по совершению Тайной Вечери, молитву к Богу Отцу о Своем прославлении чрез распространение истинного Богослужения в мире; о соблюдении верующих в единении веры и любви и об освящении их; где Господь Иисус Христос свидетельствует о Своем божестве и единосущии с Богом Отцом. Таковое Евангелие потому и положено для чтения в эту неделю, когда вспоминаются Соборы, бывшие против лжеучителей, которые разрушали единение веры и любви христианской и отвергали Божество Иисуса Христа Сына Божия ( Ин. 17:1–13 . Зач. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседа на Евангелие Пасхи, или Светлого Христова Воскресения Учение о предвечном рождении Сына Божия (О радости по поводу Воскресения Христова) Какое Евангелие читалось сегодня, братие? Сегодня читалось Евангелие не о Воскресении Иисуса Христа, а читалось начало Евангелия евангелиста Иоанна Богослова, где благовествуется о божестве воскресшего сегодня Иисуса Христа, Сына Божия, о сотворении Им вместе с Богом Отцом и Святым Духом всего существующего и о воплощении Его на земле для спасения людей. Почему же выбрано из Евангелия такое чтение для настоящего праздника Воскресения Христова? Повествование о Воскресении Христовом положено читать, и оно читалось, на литургии вчера, в Великую Субботу. Сегодня же предлагается чтение о божестве Иисуса Христа, чтобы показать, что Он этою-то силою своего божества и воскрес из мертвых. ... «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:1–17 . Зач. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседы на Евангелие по Просвящении, или Крещению, Христовом Начале проповеди Иисусом Христом (Как нам должно принимать на себя ту или другую должность) Что сегодня читалось из Евангелия? Об обстоятельстве, последовавшем после Крещения и воспоминаемом в нынешнюю неделю, а именно – о начатии Христовом проповеди евангельской ( Мф. 4:12–17 . Зач. 8). ... «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». ... В Евангелие говорится, что когда Иисус Христос услышал, что Иоанн Предтеча и Креститель Его отдан под стражу, то оставил город Назарет, где жил доселе, и поселился в другом городе, Капернауме. Почему же Иисус Христос оставил Свой отечественный город Назарет? Потому что жители города дурно приняли, даже изгнали Его из города. Господь сотворил немало чудес в Капернауме, и Назаретяне слышали о них, но не веря в Него, желали, чтобы Он и у них, перед их глазами, по их требованию, для любопытства совершал чудеса. Господь, конечно, не сделал по желанию Назаретян, и они разгневались на Него. Об этом обстоятельстве, предшествовавшем оставлению города Назарета и поселению в Капернауме, говорит евангелист Лука ( Лк. 4 ). Между тем через это обстоятельство исполнилось пророчество Исаии, которое читается дальше в Евангелие: «Земля Завулонова...» ( Ис. 9:1, 2 ). Уяснимте слова этого пророчества: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране тени смертной воссиял свет». " Сидящий во тьме» – это значит незнающий Бога и Его закона, подобно тому, как находящийся в темноте не видит и не знает, куда идти. «Сидящий в тени смертной» – значит удаленный от вечной жизни как незнающий Бога и неисполняющий закона Его. С явлением среди таковых людей Спасителя им «воссиял свет», т. е. возвещенное Спасителем, истинное учение о Боге и Его законе и надежда на вечное спасение. А таковых, сидящих во тьме, очень много было в Капернауме, так что место, где был Капернаум, называется «Галилею языческою».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Скачать epub pdf Глава 1. Типология славянских библейских текстов § 1. Богослужебное использование Св. Писания Служебный (­литургический) тип обнимает собою те и только те тексты Св. Писания, которые читаются в церкви в суточном богослужебном круге. Согласно богослужебному уставу, отрывки из Ветхого Завета читаются на вечерне с понедельника по пятницу шести недель Великого поста и Страстной недели, а также накануне Рождества, Крещения, Сретенья и некоторых других календарных праздников. Псалтырь читается на утрени, часах и вечерни, причем прочитывается целиком в течение недели. Апостол и Евангелие читаются на литургии (обедне) и на утрени воскресных и праздничных дней. В византийской церкви для удобства отправления богослужения были сформированы специальные книги узкофункционального назначения. § 2. Новозаветные апракосы Отрывки из Евангелия для чтения на литургии составляют сборник, называемый Евангелие-апракос, или служебное, литургическое Евангелие. Слово апракос от греч. πρακτος «недельный» (ср. цел. неделя «воскресенье») указывает на то, что этот сборник рассчитан на применение в праздничные и воскресные, т. е. выходные, нерабочие дни. Однако по содержанию сборник шире своего названия, многие чтения предназначены для других праздников или даже будних дней (см. ниже). Поэтому определение «апракос» применительно к Евангелию и Апостолу равнозначно по значению определению «богослужебный». Термин унаследован современной филологией от средневековой книжности, где он встречается в форме апракос, опракос, опракс (см. Жуковская 1976, с. 240, примеч. 31). В рукописях этот тип текста может называться также еваггелие изборное , как это, например, в Ассеманиевом евангелии; термин «изборно евангелие» является основным для болгарской и сербской научной традиции. По-гречески этот тип текста называется εαγγλιον. В европейской науке для обозначения этого типа новозаветного текста принят также термин «евангелистарий», чеш. evangeliá, греческий текст этого типа называется лекционарий. В римской католической церкви сходного назначения книгой, содержащей тексты для чтения на литургии (обедне, мессе), является миссал (см. Глава 5, § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010