Мои воспоминания (Тетрадь Марии Михайловны) Все началось с 1920 года, с летних школьных каникул. Я ходила на церковные службы, почти во все храмы, находящиеся около нашего дома. Не буду перечислять их. Так все было, пока к нам не пришел однажды в воскресный день земляк моей матери прямо с обедни и восторженно заявил о своем восхищении, говоря: – «Ой, кума! Я сейчас пришел к вам прямо от обедни из Александро-Невской Лавры! Слушал там проповедь молодого архимандрита отца Николая. Он очаровал меня своею проповедью. Как он говорит! До сих пор я не слышал ничего подобного... Хорошо у нас на Стремянной говорит проповеди отец Иоанн Титов, а этот отец Николай всех покроет! Да и личность его очень приятная, располагающая, симпатичная... Прошу тебя, сходи, брось свои хлопоты, сходи, не раскаешься. Вот увидишь, как тебе будет приятно услышать его и увидеть...» – Я только что пришла из церкви, и, услышав сие, решила в себе, что обязательно побываю в соборе Лавры, хотя Лавра и далековато от нас, и увижу чудо-проповедника. Через несколько дней я решила исполнить свое желание. День был будничный. Пошла я пешком и пришла в собор уже к концу службы. Отец Николай уже стоял на нижней ступени солеи и давал верующим крест. Народу было не так много. Не спеша я подошла к отцу Николаю, поцеловала Крест и его руку, державшую Св. Крест, и отошла в сторону на небольшое расстояние от него и стала его внимательно разглядывать. Первое, что мне бросилось в глаза, это внимательно-приветливое и ласковое выражение его лица. Он как бы каждого подходящего ко Кресту изучал и старался зафиксировать в своей памяти. Постояв еще немного, я направилась к раке Александра Невского и далее, – вышла из собора и направилась к своему дому, неся в своем сердце радостное, непонятное до сих пор, духовное, возвышенное настроение. Следующее мое посещение было в воскресный день. Пришла я в Троицкий собор к началу Божественной литургии. После чтения Евангелия на амвон вышел о. Николай и произнес свою яркую, выразительную, бесподобную проповедь, которая всецело поглотила все мое девичье внимание. Я твердо решила не пропускать его богослужения. Я стала постоянной поклонницей его таланта. На его службы меня тянуло с неимоверной силой, как магнитом; и когда о. Николай служил в храме, – этот день для меня был настоящим праздником, душа ликовала. Почитатели о. Николая заметили меня и познакомились со мной, даже кто-то из них подарил мне фото о. архимандрита Николая. Фотография эта была сильно затемнена, но я и ею была довольна и на своем письменном столе в рамке поставила против себя. Крепко подружилась я с Еленой Андреевной Шнуренко, близко знакомой с Ярушевичами. Она мне рассказывала, как она ухаживала еще за маленьким Борей в больнице, когда он болел. И еще рассказывала, как он маленьким ребенком чуть не умер от яичной скорлупы, и что великомученик Пантелеимон спас его, за что он всегда ему молится с благодарением за свое спасение...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

О воскресении Мертвых Впервые в сборнике: Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Париж, 1935, сс. 135–167. Печатается по этому изданию. I Вечный залог и опору надежда христианская имеет для себя в пасхальном благовестии. Это есть благая весть о разрушении смерти. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечного, начало» (из Пасхального канона). От начала апостольское проповедание было о Воскресшем. Первыми благовестниками были «свидетели воскресения», самовидцы Слова. Свидетельствовали они о том, что сбылось и совершилось, что было явлено и показано в мире, чего очевидцами были... Возвещали о Иисусе воскресение мертвых... И в том вся спасительная радость Воскресения Христова, что есть оно уже залог и начаток вселенского воскресения... Воскресший Христос совоскрешает «всеродного Адама», открывает и обновляет воскресный путь всякой плоти. «И, как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ).. Это одна из первых тем древнего правила веры. Достаточно перечесть уже всю эту ослепительную «воскресную» главу в Первом послании ап. Павла к Коринфянам, это подлинное евангелие воскресения... И апостол настаивает здесь со всей силой. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (стт. 13:16). Апостол хочет сказать: самое воскресение Христово обессмысливается, если не было оно вселенским событием и сбытием, если с Главою нераздельно не предвоскресает уже и всё Тело... Вне воскресного упования обессмысливается и обессиливается всякая проповедь о Христе. И самая вера в Него теряет смысл, становится пустой и напрасной – не во что было бы веровать... «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна – вы еще во грехах ваших» (ст. 17) ... Вне воскресного упования веровать во Христа было бы всуе и вотще, было бы только суеверием... «Ныне же Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (ст. 20) ... И в этом – победа жизни... II Всё первохристианство живет в этой преисполненной радости о Воскресении, в этом светлом предчувствии последнего исцеления и восстановления всей твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

От автора Часть первая. Обличение лжеучения русских сектантов–рационалистов на основании св. Писания и св. Предания Церкви О священном предании О Св. Писании О Святой Церкви Христовой Об истинном священстве в церкви Христовой Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Иерархия Русской Церкви Экзархи Константинопольского трона О молитвенном почитании и призывании святых ангелов и святых угодников божиих О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии О почитании св. мощей и других останков угодников Божьих О молитве за умерших О спасающей благодати Божьей О святом Крещении О Святом Миропомазании О Святом Покаянии или Исповеди О Святом Елеосвящении О необходимости внешнего богопоклонения, или обрядов и символов христианских О святости и почитании храмов Божьих Об иконопочитании О св. Кресте и крестном знамении О святых постах православной церкви Об отмене субботы и почитании воскресного дня О клятве именем Божьим и присяге О позволительности войны и противлении злу О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека О втором пришествии Христа, кончине мира, всеобщем суде и новой вечной жизни праведных и грешных Часть вторая. Обличение сектантов на основании их молитвенных песнопений Глава первая. История сектантских молитвенных песнопений и их значение в деле пропаганды сектантства Призыв к пропаганде в сектантских молитвенных песнях Глава вторая. Разбор молитвенных сектантских песнопений со стороны общего их содержания Глава третья. Одна из мнимых причин отделения сектантов от Церкви православной О Св. Предании О Св. Церкви О священстве О молитвенном призывании и почитании святых О почитании и молитвенном призывании Богородицы и Приснодевы Марии О молитве за умерших О вере, добрых делах и спасающей благодати Божьей О всеобщности прародительского греха и необходимости крещения детей О причащении О необходимости внешнего богопоклонения, или христианских обрядов О храме О почитании св. Икон О почитании св. Креста Христова О почитании воскресного дня О клятве или присяге  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова и беседы в воскресные дни «…архиепископ Иннокентий был человеком в собственном смысле гениальным, он был великий проповедник, оригинальный и вдохновенный, и как писатель русский архиепископ Иннокентий по справедливости должен занять одно из первых мест в истории русской литературы, и как проповедник он займет одно из первых мест между духовными ветками не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов. Имя архиепископа Иннокентия навсегда останется бессмертным». Макарий (Булгаков), митрополит Московский Свт. Иннокентий Херсонский. Слова и беседы в воскресные дни Слово в неделю святых жен-мироносиц   За что, братие мои, святые жены-мироносицы и праведный Иосиф с Никодимом удостоились столь великой чести, что память их празднственно совершается ныне Церковью, непосредственно после торжества в честь воскресения Господня? Не принимали ли они, в продолжение земной жизни Господа или по вознесении Его на небо, какого-либо особенного участия в великом деле служения Его в спасении рода человеческого?.. Но ни в Писании, ни в предании мы не находим о сем ничего, об одной только Марии Магдалине свидетельствует предание, что она соделалась впоследствии проповедницей Евангелия, подобно ученикам Господа, за что и получила название равноапостольной. Или, может быть, святые лица, ублажаемые ныне Церковью, отличались каким-либо особенным разумением тайн Царствия Божия, или особенным обилием дарований духовных? Нисколько не видно из Евангельской истории и сего; святому Никодиму, напротив, сказано было прямо: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси (Ин. 3; 10), и слова сии доселе остаются в Евангелии, к нашему назиданию. Наконец, может быть, празднуемые ныне святые лица отличались хотя бы постоянным пребыванием с Господом, то есть слушали все Его беседы, присутствовали при всех Его чудесах, участвовали во всех нуждах и лишениях, разделяли все труды и опасности Его служения? И сего нельзя сказать по Евангелию, ибо мы видим только раз, как Никодим приходит слушать учение Спасителя, и то ночью , страха ради иудейска (Ин. 19; 38). О святых женах-мироносицах сказано более — что они идоша по Иисусе от Галилеи (Мф. 27; 55), служаху Ему от имений своих (Лк. 8; 3); но сие хождение отнюдь не было постоянным; служение жен Господу от имений своих также не всегда совершалось. Иначе не было бы нужды спрашивать однажды Господу учеников: чем купим хлебы (Ин. 6; 5); тем паче не было бы нужды, в другом случае, прибегать к чудесной ловле рыбы, дабы из уст ее взять статир для уплаты подати на храм (Мф. 17; 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Православна в 1 березня 2012 р. 17:24 О современном положении православного образования в Германии рассказывает секретарь архиепископа Берлинского и Германского, и.о. наместника Свято-Георгиевского монастыря в Гётшендорфе, постоянный член комитета по интеграции при федеральном ведомстве канцлера Германии игумен Даниил (Ирбитс). Материал опубликован в журнале «Православное образование» 2, 2012). В Берлинской и Германской епархии система православного образования, в основном, развивается в рамках приходских воскресных школ, среди которых есть детские и школы для взрослых. Специфика образовательных учреждений заключается в том, что они могут существовать при приходах, ибо это не требует особой регистрации соответственно законодательству страны; их содержание ложится целиком и полностью на приходы, которые зачастую не имеют достаточного количества средств для собственного существования, потому что основное количество их прихожан принадлежит к самым бедным слоям населения (безработные, получающие социальное пособие, студенты); их существование и развитие требуют особых помещений, приходам же порой с трудом удается обеспечить оплату аренды церковных помещений, снимаемых, как правило, у евангелической или католической общины. Приходские воскресные школы могут работать только в воскресные дни — дни основных богослужений. Причина — большая часть прихожан живет достаточно далеко от населенного пункта, где расположен приход, иногда в 150 км от него. Поэтому время занятий воскресных школ тоже ограничено: время в пути утомляет взрослых и детей. Одной из специфических сторон православного образования в Германии также является язык преподавания: зачастую таковым должны быть оба языка — русский и немецкий, — для детей немецкий является фактически первым родным языком, русский — вторым родным. Взрослые группы бывают смешанные: в основном они состоят из русскоговорящих прихожан и природных немцев, не говорящих по-русски. Это создает определенные сложности при подборе преподавателей, которым необходимо хорошо владеть немецким языком, что не всегда бывает в среде русскоговорящих прихожан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1909430...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 4 февраля 2024 года 22. Неделя 35я по Пятидесятнице. Глас 2й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской . Ап. Тимофея. Прмч. Анастасия Персянина. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца. Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову . Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Примечание. Рядовая служба Минеи (ап. Тимофея и прмч. Анастасия Персянина) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 4, и новомучеников, глас 5й и глас 6й – 6. «Слава» – новомучеников, глас 5й: «Всевышний Владыко…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 3 . На литии стихира храма и литийная стихира новомучеников, глас 6й. «Слава» – новомучеников, глас 8й: «Приидите, мучениколюбцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…» ; или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Владычице, приими…». На стиховне стихиры воскресные, глас 2й. «Слава» – новомучеников, глас тот же: «Новый доме Евфрафов…» , «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8й: «О, преславнаго чудесе!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание новомучеников и избранный псалом . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален новомучеников, глас 4й: «Новомученицы Российстии…» (см. по 1м стихословии), ин седален новомучеников, глас тот же: «Иже в земли…» (см. по 2м стихословии). «Слава» – седален новомучеников по полиелее, глас 6й: «Мужайся, Христова Церковь …», «И ныне» – Богородичен: «Яко Деву и Едину в женах…» . Степенны и прокимен гласа . Евангелие воскресное 2е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 14  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Сборник увлекательных загадок, составленный преподавателями Решемской Православной школы им. прав. Иоанна Кронштадтского . Предисловие Вы любите загадки? Если вам от 7 до 14 лет, то на этот вопрос ответ будет эмоциональным и однозначным: “Да!” Нам, преподавателям Православной школы, уже успевшим основательно забыть себя в этом возрасте, пришлось открывать их заново. Работая с детьми из не церковных семей, мы встретились с тем, что дети никогда даже не слышали таких слов, которыми просто пересыпана речь людей, уже успевших воцерковиться, людей, для которых Церковь стала родным домом. Ребята с трудом запоминали библейские и евангельские события. Чтобы не отбить в детях охоту учиться, мы решили, что вести занятия надо увлекательно, весело и интересно, тем более, что наша школа — Воскресная. Дети приходят к нам в свой единственный выходной день, и мы хотели сделать этот день светлым и праздничным, радостным, запоминающимся, таким, чтобы хотелось еще и еще прийти в школу, где столько нового, интересного, где взрослые и дети одинаково открыты друг другу и Богу, где нет окриков поучений, и нотаций, а есть живое общение, игры, яркие праздники и тихие минутки проникновения в себя. Одним словом, мы хотели, чтобы Воскресная школа была для детей тем местом, где тебя любят. Наши загадки рождались в течение многих лет. Мы использовали их при составлении различных викторин, кроссвордов, игр. Например, Рождественские загадки были оформлены на блестящих восьмиконечных звездах и написаны индивидуально для каждого ученика с учетом его возраста и уровня подготовки, чтобы никто не почувствовал себя неуверенно при ответе. Загадки о добродетелях были написаны на лепестках цветов. На праздник Троицы у нас было загадочное дерево, на каждом из листочков которого было по загадке. Наши загадки неизменно рождали огромный интерес у детей, активизировали их внимание, облегчали запоминание новых, незнакомых слов, понятий и событий. Попробуйте и вы использовать их в своей работе, мы надеемся, что они вам понравятся.

http://azbyka.ru/deti/nashi-zagadki-po-s...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 17 июля 2024 года 4. Среда. Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского (службу зри 1 апреля) . Служба свт. Андрея Критского и прп. Марфы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы святых царственных страстотерпцев (А) , полиелейной службы прп. Андрея Рублева (В) и полиелейной службы блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры страстотерпцев, глас 2й и глас 6й – 8. «Слава» – страстотерпцев, глас 6й: «Союзом любве…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии страстотерпцев – 3. На стиховне стихиры страстотерпцев, глас 5й (со своими припевами). «Слава» – страстотерпцев, глас 8й: «Мучениче царю Николае…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе!..». По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь страстотерпцев, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 10я и 11я. Малые ектении. Седальны страстотерпцев (по дважды). Полиелей. Величание страстотерпцев и избранный псалом. Седален страстотерпцев по полиелее, глас 3й: «Днесь царственнии страстотерпцы…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Вострубим трубою песней…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен страстотерпцев, глас 4й: «Пролияша кровь их, яко воду»; стих: «Вменихомся яко овцы заколения». Евангелие страстотерпцев. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами царственных страстотерпец…». Стихира страстотерпцев, глас 6й: «Страстотерпче Христов…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 сентября 2024 года 19. Неделя 10я по Пятидесятнице. Глас 1й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери. Прп. Мисаила Абалакского . Свт. Питирима, еп. Великопермского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Андрея Стратилата (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа») (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Донской иконы Божией Матери и службой попразднства Успения (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1й – 4, праздника, глас 4й – 3 (см. в Минее 19 августа, на «Господи воззвах»), и мученика, глас 1й – 3. «Слава» – праздника, глас 4й: «Егда изшла еси…» (см. в Минее 19 августа) , «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1й (см. в Минее 19 августа, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Воспойте, людие…» (см. в Минее 19 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 1й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, празднолюбных собор…» (см. в Минее 19 августа, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 5й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 10е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010