Содержание Воскресный Октоих и его предыстория Древний Тропологий: издания и идентификации текстов Стихиры воскресного Октоиха: описание Соответствия между стихирами воскресного Октоиха и песнопениями Древнего Иадгари Стихиры воскресного Октоиха, имеющиеся в Древнем Тропологии Гласовая принадлежность песнопений Место песнопений в богослужении: сходства и различия «Гардамоткмани» и гимн «Воскресение Христово видевше» Вероятные причины изменения функционального назначения Песнопений Авторство стихир воскресного Октоиха в свете данных Древнего Тропология Выводы Источники и литература Priest Michael Zheltov, Hierodeacon Epifanii (Bulaev). Stichera of the Sunday Octoechos among the Hymns of the Ancient Tropologion. Sources and References References     В статье рассмотрены соответствия между корпусом стихир византийского воскресного Октоиха и воскресными песнопениями его более раннего иерусалимского прототипа – Древнего Тропология, сохранившегося на грузинском языке. Было впервые определено общее количество таких соответствий: 29 (в ряде предшествующих работ исследователи ссылались лишь на 9 подобных соответствий, причем одно из них, как удалось установить, таковым не является), выявлены сходства и различия в гласовой принадлежности одних и тех же гимнографических строф в Тропологии и в воскресном Октоихе. Также проанализировано богослужебное использование тех песнопений Тропология, которые впоследствии вошли в корпус стихир Октоиха. Как выяснилось, лишь около половины из них имело в Тропологии сходную со стихирами функцию: сопровождать фиксированные псалмы вечерни и утрени; остальные представляли собой гимны после прочтения Евангелия на воскресной утрене или Литургии. Было высказано предположение об особой популярности таких гимнов, благодаря которой они перешли из Тропология в более поздний гимнографических сборник – Октоих, хотя и поменяли в нем свою функцию. Полученные результаты позволяют со всей надежностью утверждать, что циклы «воскресных» и «анатолиевых» стихир воскресного Октоиха нельзя считать творениями единственного гимнографа VIII в. и что термин «анатолиевы» нельзя понимать в смысле авторской атрибуции.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Сортировать по Исключить новости Дом Раскольникова после евроремонта Что говорить, если в этом романе советский школьник впервые читал Евангелие или вовсе узнавал о существовании этой книги. Это сегодня есть воскресные школы, умные проповеди, церковные лавки с душеспасительной литературой и даже редкие программы про церковную жизнь на телевидении, а тогда?.. 11 ноября, 2011 Что говорить, если в этом романе советский школьник впервые читал Евангелие или вовсе узнавал о существовании этой книги. Это сегодня есть воскресные школы, умные проповеди, церковные лавки с душеспасительной литературой и даже редкие программы про церковную жизнь на телевидении, а тогда?.. Для меня всегда было загадкой, почему коммунисты оставили в школьной программе Достоевского, да еще выбрали «Преступление и наказание». Ну ладно, Пушкин, у которого христианские мотивы звучат прикровенно. Или Лермонтов с его демоническим Печориным, в которого якобы влюблялись советские девочки. Толстой, Чехов, Грибоедов, Островский, Тургенев, даже Гоголь были не так опасны. У них нежелательную — а на самом деле ключевую тему всей русской классики — тему Богопознания, взаимодействия Бога и человека — можно было обойти и не объяснять детям ни смысл финальной сцены в «Ревизоре», ни оксюморон в названии «Мертвые души». Но у Достоевского всё на виду, всё распахнуто настежь. И ведь не «Бедные люди», не «Униженные и оскорбленные», их хоть как-то можно было бы свести к социальной критике, а роман, от которого самая молодая и неопытная баба-яга должна была шарахнуться, как черт от ладана, и на весь лес воскликнуть: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!» Что говорить, если в этом романе советский школьник впервые читал Евангелие или вовсе узнавал о существовании этой книги. Это сегодня есть воскресные школы, умные проповеди, церковные лавки с душеспасительной литературой и даже редкие программы про церковную жизнь на телевидении, а тогда? Мы в лучшем случае рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» на катушечных магнитофонах слушали.

http://pravmir.ru/dom-raskolnikova-posle...

В конце 3 ½ – летнего общественного служения Иисуса Христа в избранном Им обществе двенадцати апостолов с ужасающим контрастом выступает омрачившаяся личность Иуды Искариотского. Гнусное предательство им Божественного Учителя своего по недугу сребролюбия, в связи с явно открывшимся тогда неверием предателя в Божественность Его и высокую духовную миссию Спасителя, сделало Иуду какой-то загадочной личностью, преимущественно по некоторой затруднительности точно определить все душевные движения и настроения и вместе представить и уразуметь весь трагизм его положения. Загадочным кажется и самый финал предателя – мерзкое самоубийство, именно ввиду того, что о смерти Иуды в священных писаниях даются по-видимому разноречивые показания. Святой евангелист Матфей повествует, что апостол Иуда, повергнув предательские 30 сребренников пред презревшими его первосвященниками и старейшинами, вышел из присутственного отделения при храме «и удавился» ( Мф. 27, 5 ). Между тем, по книге Деяний апостолов, святой Петр в своей речи к 120 верующим об избрании двенадцатого апостола на место отпавшего и погибшего Иуды так сообщает о смерти последнего: «Когда [он] низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» ( Деян. 1, 18 ). Не предваряя пока изложение о том, что несогласие в рассказе двух означенных апостолов о смерти Иуды предателя есть лишь кажущееся и легко объясняется, мы должны признать несомненным повествуемый евангелистом Матфеем тот факт, что предатель Спасителя избрал самоубийство чрез повешение. В пользу буквального понимания выражения святого евангелиста «удавился» Иуда – не говоря о том, что поставленный в подлинном тексте греческий глагол употребляется лишь в таком и единственном своем значении – свидетельствует древнейшее предание, записанное в апокрифических повестях, которое перешло в народные сказания у различных христианских народов. Между прочим, в апокрифическом евангелии Никодима находится следующее небезынтересное сказание. «Когда первосвященники не захотели исполнить предложения Иуды, тогда он бросил сребренники в среду их и пошел домой, дабы сделать петлю из веревки. Пришедши домой, он застал свою жену жарящей петуха на вертеле и сказал ей: «Поищи для меня веревки, дабы я мог удавиться, потому что я это заслужил. Я верно узнал, что несправедливо выдал своего Учителя – Иисуса за злодея. Его теперь повели к Пилату, дабы осудить на смерть, но в третий день Он воскреснет, и тогда горе нам!». На эти слова жена Иуды сказала ему: «Не говори так и не верь этому! Как этот жарящийся на углях петух не воскреснет, так и Иисус не воскреснет!». – Но не успела она выговорить этих слов, как петух взмахнул крыльями и три раза вскрикнул. Тогда Иуда, этим еще более убежденный в основательности своего страха, тотчас сделал петлю из веревки, надел ее на себя и повесился на дереве».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

«Воскресное чтение» «Воскресное чтение» стало выходить при Киевской духовной академии с Пасхи 1837 г. Инициатива издания принадлежала тогдашнему ректору Киевской академии, архимандриту Иннокентию (Борисову) , и тогда уже известному в качестве выдающегося духовного оратора. Архимандрит Иннокентий, по соглашению с профессор. И. М. Скворцовым и Я. К. Амфитеатровым и бакалаврами иеромонахом Димитрием и П. С. Авсеневым (в монашестве Феофан), представил проект издания в 1836 г. академическому правлении, правление, приняв проект, с согласия тогдашнего Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) , вошло с ходатайством, 30 января 1837 г., о разрешении издания в комиссию духовных училищ, комиссия, одобрив задуманное предприятие и исправив в некоторых частях программу журнала, сочла нужным испросить на него высочайшее соизволение, которое и воспоследовало 27 февраля 1837 г. В проекте об издании журнала было сказано: «свято проводить дни воскресные и праздничные есть обязанность всегда для христианина священная. Благочестивые христиане посвящают сии дни на слушание богослужения и слова Божия в церкви, на молитву, чтение и душеспасительные беседы в домах своих и на дела человеколюбия. Соображаясь с сею обязанностью христианскою, издатели «В. Ч.» желают доставить своим соотечественникам-христианам занятие в чтении, праздничным дням приличное, а потому предполагаюсь помещать в своём журнале статьи, которые бы вели: 1) к уразумению слова Божия, 2) к уразумению богослужения и обрядов православной восточной церкви и 3) к утверждению в сердце веры, любви и упования христианского». В частности, журнал имел в виду помещать на своих страницах систематизированные, по предметам, выписки из Свящ. Писания, выписки из святоотеческих творений или догматико-нравственного содержания, или для объяснения дневных чтений из Евангелия и Апостола, или значения праздников, постов и священнодействий, краткие сведения о св. писателях, размышления на примечательнейшие тексты Св. Писания, наставления, в каком духе и как должно слушать слово Божие и присутствовать при богослужении; исторические сведения о происхождении и нравственные указания на дух и цель праздников, постов и священнодействий церковных, размышления об этих предметах, обычаи древних христиан, слова и речи современных церковных ораторов; приспособленное к уразумеваю народа изложение истин веры и обязанностей христианских, краткие размышления о Боге и Его промысле, искуплении людей и вечной жизни, опыты духовной жизни, преимущественно пути Промысла в обращении грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Архиепископ Никифор (Феотоки). Толкование воскресных Евангелий в 2 т.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-918-3310. 4 .         Заявитель: ОО «Общество памяти игумении Таисии». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Архиепископ Никифор (Феотоки). Толкование воскресных Апостолов с нравоучительными беседами в 2 т.» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Архиепископ Никифор (Феотоки). Толкование воскресных Апостолов с нравоучительными беседами в 2 т.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-918-3311. 5 .         Заявитель: издательство «Лепта Книга». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем календаря «Православный календарь-квартальник 2020 г.» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Православный календарь-квартальник 2020 г.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-918-3312. 6 .         Заявитель: издательство «Лепта Книга». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем календаря «Православные храмы. Православный календарь с указанием праздников и постов 2020 г.» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Православные храмы. Православный календарь с указанием праздников и постов 2020 г.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-918-3313. 7 .         Заявитель: издательство «Лепта Книга».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Виссариона Египетского Сегодня мы читали воскресное Евангелие от Марка. Когда Господь явился одиннадцати ученикам, возлежащим на вечери, то стал упрекать, что они не поверили видевшим Его воскресшего. Почему они не могли уверовать? Господь указал: по жестокосердию. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В чем это помилование состоит, в чем эта милость Божия изливается? В том, что Господь дает человеку благодать Духа Святого, которая очищает его, спасает от греха. Это спасение от греха и есть, собственно, помилование, потому что грех ведет к смерти духовной. А если человек очищен Самим Богом от греха, то значит, он помилован, или можно сказать – спасен, или ему дарована вечная жизнь. Препятствием же к принятию благодати Святого Духа является жестокосердие, потому что жесткое сердце не может принять в себя благодать Святого Духа. И человек жестокосердый, конечно, уверовать не может. Это совершенно невозможно. Сегодня память преподобного Виссариона Египетского. Он был человек верующий, и мы с вами верующие, но наша вера отличается от его веры. Он, например, мог ходить по водам, он изгонял бесов, он многие чудеса сотворил. А почему мы такие чудеса не можем творить? Если сравнить нашу жизнь и его, это станет понятно. Виссарион с юности искал Царствие Небесное, искал людей, которые знают, что это такое. Нашел их в Египетской пустыне (сам он был египтянин по происхождению), учился у них, смотрел, как они живут, и сам жил так же: вкушал раз в неделю, спал только сидя или стоя и многие другие подвиги совершал. Часто вообще по сорок дней постился, а однажды его видели стоящим на молитве сорок дней и ночей без сна и пищи. Нам кажется, это какие-то сказки, чудеса – так же и апостолы, когда Мария Магдалина сказала, что видела воскресшего Господа, начали сомневаться. Дело в том, что ничего подобного сердце наше никогда не испытывало, подобного опыта у нас нет, и доверия истинного тоже нет. Доверие – свойство детской души, открытой, прямодушной, а у нас душа лукавая, изовравшаяся насквозь, мы врем не только окружающим, но даже самим себе, не говоря уж про Бога. Все пытаемся спрятаться куда-то, какие-то себе лазейки найти, то есть живем нечестно перед Богом. Поэтому о каких дарованиях может идти речь, когда мы не в состоянии жить прямо и чисто перед Богом? От этого, собственно, все наши и беды. Конечно, Господь это знает и старается нашу жизнь исправить, старается ставить нас в определенные обстоятельства, в которых наш жизненный путь может выпрямиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение Когда Господь явился одиннадцати апостолам, возлежащим на вечери, Он «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» – как сказано по-славянски, «поноси неверствию их». Да, действительно, неверие бывает по жестокосердию. Если человек не верит, значит, сердце его жестко, оно не воспринимает истины. Жестокосердие – это единственное препятствие к вере. Бог есть любовь, поэтому вера возможна только в том случае, если человек может Бога любить. Вера не есть доверие той информации, что Бог существует. Это все знают, каждое живое существо, даже неразумное, чувствует Бога; и бесы знают, что Бог есть. Но вера христианская – это нечто совсем другое. Почему апостолы не смогли поверить тем, кто уже видел воскресшего Господа? Лука и Клеопа говорят: мы видели Господа. Мария Магдалина говорит: видела Господа. А остальные почему не верят? Первая причина – это жестокосердие, недостаточно умягченное сердце. А вторая – что человек излишне погружен в себя, то есть ему мешает себялюбие, страсти. В идеале, если бы человек не был грешным, он легко принимал бы слово Божие, легко принимал истину. Поэтому лучше всего воспринимают Евангелие дети – конечно, не шестнадцатилетние, когда они становятся уже противными, а в три-четыре года, когда дитя еще не набралось грехов ни от своих родителей, ни от мальчиков в детском саду. И если рассказываешь такому ребенку Евангелие, он принимает с жаждой. Детям так это все любо, интересно, они так все хорошо запоминают, сердечко их прямо впитывает, потому что они еще создания чистые. А когда человек уже покупался в грехе, все это гораздо сложнее. Он уже всякие условия ставит для принятия слова Божия. А причина только одна: грех препятствует, грех делает сердце жестким, невосприимчивым, грех делает человека таким дураком. Поэтому Господь говорит: будьте как дети. Такое Его пожелание. Но как это возможно? Как может взрослый человек иметь такое восприимчивое, нежное сердце, как у дитяти? Для этого нужен подвиг – подвиг покаяния. Поэтому Господь и упрекал Своих учеников – чтобы вызвать в них покаяние, потому что покаяние умягчает сердце. Вот как часто родители, любя детей, попрекают их: ну что же ты не слушаешься, делаешь не то, что нужно, и так далее, – желая, чтобы дитя раскаялось. Раскается, попросит прощения, может быть, даже и заплачет – и сразу делается хорошим, сразу его как-то жалко, мир в семье восстанавливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сортировать по Исключить новости «Проповедуйте Евангелие всей твари!» Следует также обратить внимание на слова Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». У Матфея мы слышали повеление «научить все народы», здесь же речь идет о «всей твари», обо всём творении — то есть, при буквально понимании, о разумных и неразумных существах, о живой и неживой природе. Действительно ли трактовка должна быть именно такой? 13 декабря, 2013 Следует также обратить внимание на слова Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». У Матфея мы слышали повеление «научить все народы», здесь же речь идет о «всей твари», обо всём творении — то есть, при буквально понимании, о разумных и неразумных существах, о живой и неживой природе. Действительно ли трактовка должна быть именно такой? О третьем евангельском чтении на утрене — священник Феодор Людоговский. 3-е воскресное евангелие на утрене — Мк 16:9–20 (зач. 71): В те дни воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.

http://pravmir.ru/propovedujte-evangelie...

Беседа 58 «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились». ( Мф. 17:22–23 ) Изъяснение 17:22–18:6. Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам. – Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа. – Христос – истинный Сын Божий и владыка вселенной. – Страсть тщеславия не чужда была ученикам. – Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию. – Великость награды и наказания презирающим людей смиренных. – Высокомерие делает человека безумным. – Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества. – Богатство лишает благородства и свободы. – Почести не приносят пользы телу и вредят душе. 1. Чтобы ученики не говорили: для чего мы здесь остаемся столько времени? – Христос опять говорит им о страдании, а слыша об этом, они не хотели даже и видеть Иерусалима. Смотри же, как апостолы и после того даже, как Петру уже сделано было порицание, после того, как Моисей и Илия, беседуя о страдании, называли это дело славою, после того, как и Отец свыше подал глас, и столько было чудес, и воскресение уже было при дверях (потому что Христос сказал, что Он не долго будет оставаться в объятиях смерти, но в третий день воскреснет), – все же не перенесли слов Христовых, но опечалились, и опечалились сильно. Это произошло оттого, что они еще не разумели силы слов Христовых, как то показывают Марк и Лука. Один говорит: «Не разумели сих слов, а спросить Его боялись» ( Мк. 9:32 ); а другой: Слово «было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись» ( Лк. 9:45 ). Но если они не понимали, то как же могли печалиться? Нельзя сказать, чтобы они ничего не понимали; напротив, знали они, что Он умрет, потому что непрестанно слышали о том. Но чтобы могла когда-либо случиться с Ним такая смерть, и что вскоре она должна разрушиться и произвести бесчисленные благодеяния, – этого они ясно еще не понимали; не знали и того, что это за воскресение. Потому-то они и скорбели, что весьма любили Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Библейские общества – так называются добровольные учреждения, составившиеся с целью возможно более широкого распространения св. книг на народных языках. Усиленное распространение св. книг началось вслед за изобретением книгопечатания; но книги все-таки оставались малодоступны для низших и бедных классов, хотя потребность в них все более усиливалась. Тогда с целью удовлетворения этой потребности ревнители Слова Божия стали соединяться в общества, чтобы общими силами помочь беде. Такие общества стали появляться в Англии с конца XVII века и главными из них были: 1) «Общество для распространения христианского знания» (ок. 1698 г.). Целью его было основание частных школ, распространение Библии, молитвенника и религиозно­нравственных книг, а также поддержка заграничных миссий, особенно в Индии. 2) «Общество для распространения Евангелия в иностранных землях» (1701), с подобными же целями, специально для американских колонии. 3) «Шотландское общество для распространения христианского знания» (1709), поприщем деятельности которого были Шотландия, Шотландские острова и часть Северной Америки, каковые страны оно снабжало миссионерами, Библиями и назидательными книгами на гельтском наречии. 4) «Общество для распространения религиозных знаний среди бедных» (1750) также распространяло Библию и религиозные книги. 5) «Библейское общество», позже называвшееся «Морское и военное библейское общество» (1780), которое исключительно трудилось среди солдат и матросов. 6) «Общество для поддержания и поощрения воскресных школ» (1785), даром раздававшее Библию и другие книги в воскресных школах. 7) «Общество для противодействия пороку и поощрения знания и исполнения христианской религии» (основ. в Дублине, в 1792) вело подобную же деятельность среди бедных ирландцев. 8) «Французское библейское общество» было основано в Лондоне, в том же году (1792) для издания Библии на французском языке; но время не благоприятствовало этому предприятию, и собранным таким образом для этой цели деньгам дано было другое назначение, хотя потребность в таком обществе среди французских протестантов была очень велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010