Лазарева суббота Евангелие о воскрешении Лазаря Лазарева суббота — 27 апреля 2024 г. Последования утрени, часов и обедницы Лазаревой субботы для домашнего совершения   Церковь вспоминает следущее еангельское событие:   ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (XI, 1-44)   1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. 2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. 3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. 4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. 5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. 6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. 7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. 8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;  10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.  11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.  12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.  13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;  15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.  16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.  17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.  18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;  19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.  20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. 21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.  22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. 23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.  24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. 

http://predanie.ru/tema/lazareva-subbota...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени 9 мин., 03.01.2017 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова) . В наши дни поют редко. Уходит такая традиция. Напевают многие, но не поют. Всерьез так, чтобы от души. Причин тут может быть много. Может, из жизни уходит искренность, непосредственность. Может, уходит чувство общности людей, столь естественно выражавшееся в общем пении. Да и вообще люди привыкли по-другому выражать свои чувства. Но все-таки пение – это особое состояние человека. Оно естественным образом возникает, когда душу переполняют чувства. Радости, печали, любви к Родине. И совсем особое пение рождает чувство благодарности. Благодарности Богу за то, что мы не одиноки. И это особенно заметно в храме, где столько пения и прочих вещей, пусть и не современных, но находящих тропинку к сердцу каждого из нас. Елеопомазание Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они заботливо, одно за другим предлагаются нам на воскресных (с точки зрения современного человека — субботних) всенощных, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам.  Евангельские чтения повторяются по кругу. Каждые 12 недель цикл начинается снова. Евангелие обычно читается посередине храма, куда выносят Священную Книгу из алтаря, как из Гроба Господня. После чтения диакон держит Евангелие, возвещая, как Ангел, весть о Воскресении Христа. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и чуть позже целуют его, как жены мироносицы, и все поют «Воскресение Христово видевше» . Обычно для новичков трудно разобрать разницу в начале двух соседних фраз «се бо прииде Крестом радость всему миру» и «всегда благословяще Господа…» , но «се бо» - это, в данном случае, «потому что (пришла через Крест радость для всего мира)», а «всегда» – это и в церковно-славянском «всегда». И уж конечно не стоит слушать «богословские рассуждения» бабушек, поющих (и требующих этого от других) «всегда прииде т» или «се бо приидет», как если бы Христос еще не пришел и не воскрес!

http://foma.ru/o-vsenoshhnom-bdenii-chas...

  Слово в Неделю о мытаре и фарисее Божественная Литургия 4 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня наш путь повернул к Великому Посту, и со вчерашнего дня в храме уже звучит Постная Триодь - книга, которую надо иметь каждому православному христианину, потому что в ней сказаны самые главные слова о покаянии. Грубый грех совершаем мы, пропуская воскресную всенощную, хотя это твердое правило и древняя заповедь. А тем более, - пропуская воскресную службу в дни, когда Церковь готовит нас к покаянию. И прежде всего, как основание покаяния, как то, что должно сопутствовать нам в течение всей нашей жизни, сегодня Церковь ставит перед нами пример молитвы людей, которые пришли помолиться в храм так же, как приходим и мы с вами. Один из них фарисей, другой - мытарь. То, что сказано об этих людях в Евангелии, может приводить в недоумение человека, не знающего сути христианской жизни. Один из них, наверное, блудник, а, может быть, и вор, и вообще неизвестно, какими грехами он согрешает (по крайней мере, со стороны это увидеть невозможно), но он уходит из храма оправданным. Другой человек - знаток Божьего Закона (и не на словах только, не теоретически, а и посты твердо соблюдает, и молится Богу, и добрые дела творит, и от своего имения раздает нуждающимся) - уходит из храма осужденным. Что же происходит в мире? Что происходит в Церкви? С самого начала Господь предупреждает нас о том, что есть такая болезнь в роде человеческом, которая называется " фарисейство " . Эта болезнь - самая страшная, на самом деле, и самая опасная, даже для Церкви. Она прогрессирует в роде человеческом из поколения в поколение. И в личном, в индивидуальном плане такая болезнь, как фарисейство, является источником всех искажений, какие только могут быть в жизни человека, потому что это - устремленность, прежде всего, к самоправедности. Устремление к самоправедности в общественном плане приводит к чудовищным последствиям и к оправданию самых страшных преступлений общества. Фарисейскою моралью мы подведены к тем событиям, которые переживаем в наши дни и которые еще более зловеще раскроются в скором будущем. Бездна, которая раскрывается перед человечеством, и особенно перед нашим бедным российским народом, может быть объяснена только этим. Страшно то состояние, в котором находятся сегодня люди, но одновременно они не желают признать над собою суда Божия и еще более утверждаются в своей самодостаточности.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_6....

ЖМП 8 август 2022 /  15 августа 2022 г. 16:00 Говорить о слове Божием Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий.  PDF-bepcuя. Зародить интерес к библейским текстам Дмитрий Полюшкин ведет Евангельские группы на приходе собора святителя Николая в Вене уже больше пяти лет. По специальности он физик, закончил МФТИ. Будучи аспирантом, продолжил учебу в Англии. Дмитрий рассказывает, что он стал православным, живя вне родины. — Религией я интересовался с детства, даже читал Библию, но тогда Православие мне казалось непонятным, мне был ближе протестантизм. Когда же я приехал в Англию, то оказался в городе, где была единственная на десятки километров вокруг православная церковь с очень активной общиной. Я узнал о ней от знакомых протестантов, пришел на богослужение и был покорен глубиной и красотой Православия. Я почувствовал, что нашел свой Дом, стал активно воцерковляться. Понимая, что мне не хватает знаний, окончил православные курсы. Через несколько лет моя учебная программа в Англии завершилась, и вместе с супругой мы переехали в Австрию, где я стал прихожанином собора святителя Николая в Вене с большой и очень деятельной общиной, воскресной школой для детей и взрослых и Евангельскими группами. Мне тоже захотелось участвовать в этой разнообразной приходской жизни. В тот год я поступил на заочное обучение в ПСТГУ по специальности «Теология», чтобы получить хорошее богословское образование. На втором курсе мне предложили вести в нашем соборе занятия в воскресной школе для детей, а затем и библейские группы для взрослых. Я охотно откликнулся. Позже написал магистерскую работу в ПСТГУ по своей приходской педагогической деятельности.

http://e-vestnik.ru/analytics/bibleiskie...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова и беседы в воскресные дни «…архиепископ Иннокентий был человеком в собственном смысле гениальным, он был великий проповедник, оригинальный и вдохновенный, и как писатель русский архиепископ Иннокентий по справедливости должен занять одно из первых мест в истории русской литературы, и как проповедник он займет одно из первых мест между духовными ветками не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов. Имя архиепископа Иннокентия навсегда останется бессмертным». Макарий (Булгаков), митрополит Московский Свт. Иннокентий Херсонский. Слова и беседы в воскресные дни Слово в неделю святых жен-мироносиц   За что, братие мои, святые жены-мироносицы и праведный Иосиф с Никодимом удостоились столь великой чести, что память их празднственно совершается ныне Церковью, непосредственно после торжества в честь воскресения Господня? Не принимали ли они, в продолжение земной жизни Господа или по вознесении Его на небо, какого-либо особенного участия в великом деле служения Его в спасении рода человеческого?.. Но ни в Писании, ни в предании мы не находим о сем ничего, об одной только Марии Магдалине свидетельствует предание, что она соделалась впоследствии проповедницей Евангелия, подобно ученикам Господа, за что и получила название равноапостольной. Или, может быть, святые лица, ублажаемые ныне Церковью, отличались каким-либо особенным разумением тайн Царствия Божия, или особенным обилием дарований духовных? Нисколько не видно из Евангельской истории и сего; святому Никодиму, напротив, сказано было прямо: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси (Ин. 3; 10), и слова сии доселе остаются в Евангелии, к нашему назиданию. Наконец, может быть, празднуемые ныне святые лица отличались хотя бы постоянным пребыванием с Господом, то есть слушали все Его беседы, присутствовали при всех Его чудесах, участвовали во всех нуждах и лишениях, разделяли все труды и опасности Его служения? И сего нельзя сказать по Евангелию, ибо мы видим только раз, как Никодим приходит слушать учение Спасителя, и то ночью , страха ради иудейска (Ин. 19; 38). О святых женах-мироносицах сказано более — что они идоша по Иисусе от Галилеи (Мф. 27; 55), служаху Ему от имений своих (Лк. 8; 3); но сие хождение отнюдь не было постоянным; служение жен Господу от имений своих также не всегда совершалось. Иначе не было бы нужды спрашивать однажды Господу учеников: чем купим хлебы (Ин. 6; 5); тем паче не было бы нужды, в другом случае, прибегать к чудесной ловле рыбы, дабы из уст ее взять статир для уплаты подати на храм (Мф. 17; 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

  БОГОСЛОВИЕ Пред Крестом и Евангелием В издательстве " Даниловский благовестник " вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Пред Крестом и Евангелием " . В ней собраны избранные проповеди , произнесенные отцом Александром на пассиях за 35 лет священнического служения. Предлагаем вашему вниманию вступление и предисловие к книге. Православная служба — пассия (греч. «страдание») — была составлена относительно поздно, в середине XVII века. Однако с самого начала эта служба была с любовью и благоговением воспринята православным народом. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов) — как правило, по воскресным вечерам Великого поста. За каждой пассией прочитываются Евангелия о страданиях Христовых: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. Некоторые священники уклоняются от служения пассий, считая, что они католического происхождения. Их предубеждение ошибочно. Достаточно сказать, что митрополит Петр (Могила), один из первых создателей этой службы, пропагандировал ее в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Во все времена наша Церковь смело заимствовала различные формы совне, если можно было с их помощью успешней донести до людей благовестие Христово. Так в древности православные переняли у ариан крестные ходы и антифонное пение, которыми еретики привлекали к себе простой народ. Так была установлена литургическая дата Рождества Христова — 25 декабря (по старому стилю), чтобы обратить взор язычников от солнца, которому они приносили поклонение в день поворота зимы на лето, к Солнцу правды — Христу. Так чин погребения перед Плащаницей Божией Матери — одно из драгоценнейших богослужений Православной Церкви, несмотря на его позднее происхождение. Ранний чин пассии отличается краткостью и строгостью. Нет ни канона, ни акафиста, с их попыткой затронуть наши чувства реалистическими подробностями распятия.

http://moral.ru/pered_krestom.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2018 г. 05.05.2018 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " У иудеев в Ветхом Завете была заповедь о почитании субботнего дня: «Шесть дней делай дела твоя, седьмой — Господу твоему». Таким образом суббота была завершающим днем, днем покоя. В буквальном смысле — «неделя», ничего неделание. В идеальном смысле — покоем в Боге. А воскресенье у них был первым днем рабочей недели, как сейчас для большинства понедельник. Вопрос мой такой. У нас, христиан, воскресенье тоже называется «неделей». К сожалению, многие воспринимают это суеверно — мол, нельзя в этот день ни стирать, ни делать никаких дел по дому, забывая при этом, что этот день должен быть посвящен прежде всего Богу — посещению храма, делам добра и милосердия. Получается, что такие христиане ничем не отличаются от тех иудеев, которые мелочно чтут свою субботу и не видят главного? Все ли христиане знают, что первым днем недели называется воскресенье, а не понедельник? О. Вахрушев, г. Ижевск Это совершилось в первый день недели, потому что речь идет о новой эре. Время Воскресения находится в новой неделе, «после субботы». Это «первый день», который, как сказано в Евангелии, «начинается». «Сей день, егоже сотвори Господь». Об этом дне Господнем возвещает все Писание. Какой смысл придаем мы воскресным дням? Не склоняемся ли мы в самом деле все более к тому, чтобы превратить седьмой день в субботу? В день покоя, вернее, говоря по-современному, в день отдыха, после того как закончилась трудовая неделя? В этом смысле первым днем недели становится понедельник. Но для первых христиан День Пасхи всегда был первым днем недели, праздником праздников и поклонением Богу — прежде чем они могли вступить в дни труда. Воскресный день начинает неделю и присутствует во всех последующих днях недели. Суббота была завершением того, что прошло, — седьмым днем. Воскресение открывает будущее — первый день. Неделя, начатая Воскресением Христовым, будет длиться до скончания века, как сказано в Евангелии от Матфея (Мф. 28, 20). Это время Господне в течение всей истории, когда воскресший Христос идет навстречу всем ищущим смысл их жизни после смерти.

http://moral.ru/dom_05_2018/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 5-я Великого Поста 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Великий Пост , Похвала Пресвятой Богородицы , Преподобной Марии Египетской , Седмица 5-я Великого Поста Суббота Акафиста Похвала Пресвятой Богородицы Литургия Мк, 35 зач., 8, 27—31 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Восходя к Крестным Страданиям, Господь спрашивает Своих учеников, за кого почитают Его люди. Он хочет узнать о мнении народа для того, чтобы задать им более важный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» У учеников — особые с Ним отношения. Он избрал их, дал им учение, сокрытое от толпы. Он берет их с Собой почти всюду, Он посылает их на проповедь. Они — ядро будущей Церкви, где Господь научает их вере с большим или меньшим успехом, ибо их сердца бывают ожесточенными, и их неверие порой преобладает над верой. Потому и задает Господь этот вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» Вне сомнения, это самый главный вопрос. Через Своих учеников Господь задает его и нам. И каждый из нас должен дать свой личный ответ. Петр говорит: «Ты — Христос». В народе одни принимают Его за Иоанна Крестителя, другие — за пророка Илию, третьи утверждают, что восстал еще один из великих пророков. Люди были о Нем самого высокого мнения. Хотя они были далеки от истины, но были убеждены, видя Его чудеса, что Он — великий человек с Божественными дарованиями. Никто вслед за фарисеями не сказал, что Он обманщик. Петр же узнал в своем Учителе Мессию, чаемого Израилем. Тот, кто исповедует эту веру Церкви, в начале Евангелия именуется Симоном. Господь дал ему новое имя, символизирующее твердость. С первых дней он делает решительный выбор. Вместе с братом Андреем, он — один из первых призванных Господом. В Капернауме Господь останавливается в его доме. Вместе с Иаковом и Иоанном он является свидетелем воскрешения дочери Иаира. Он будет в числе трех избранников на горе Фаворской. Весь путь Петра вел его к этому исповеданию. Чтобы понять это исповедание, нам надо пройти этот путь вместе с ним — не просто заново перечитать, но пережить все Евангелие.

http://moral.ru/седмица-5-я-великого-пос...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в прощеное воскресение 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Прощеное воскресенье Завтра мы начнем Великий Пост. Надо чтобы постом углубились в нас голод и жажда. Не просто какой-то голод или какая-то жажда, но жажда Того, Кто наше все. Иначе наш пост не имеет смысла. Мы должны очистить наши сердца, испрашивая Духа Святого, чтобы Он очистил их. Великое время Великого поста — время сосредоточения. Мы слышали в прошлое воскресение от Самого Господа, что высший суд, критерий всего — это любовь, но любовь, которая есть Он Сам. Мы должны стремиться к тому, чтобы центром нашей жизни стала эта любовь, Христос, наше сокровище. В течение Поста святая Церковь призывает нас к более углубленному чтению Ветхого и Нового Завета. Постараемся увидеть в Писании, особенно в Евангелии, не только драгоценные нравственные и духовные предписания. Это необходимо. Но мы должны понять, что во всем Писании, особенно в Евангелии, речь всегда идет о Христе. Евангелие это Христос. Во всех Его словах и делах присутствует Он, Превечное Слово Отчее, Самое человеческое, какое только может быть. Слово, открывающее нам и Отца, и нас, чтобы мы могли вступить в общение с Отцом и друг с другом. Как заканчивается сегодняшнее воскресное Евангелие за литургией, которым мы вступаем в Великий пост? «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Как узнать, там ли мое сердце, где мое сокровище, что я должен для этого делать? Для этого даже необязательно великое испытание совести. Мы очень усложняем себя, а Господь прост. Достаточно посмотреть на то, что мы называем «невниманием». Она проявляется прежде всего в молитве. Но это невнимание на самом деле иного рода внимание. Оно влечет меня, но куда? Туда, где мое сокровище. Иначе бы все это меня не интересовало. Запомним эти слова Господа. Это и есть тайна нашей молитвы и наших добрых дел, которые должны быть по слову Христову «втайне». Все, что совершается не на уровне сердца, не имеет тайны. Это только внешнее исполнение нами некоей роли, то, что «кажется» глазам других или даже взору нашей совести. Глубина нашего «я», наша личная тайна — это наше сердце, и в него мы должны войти как мытарь. Здесь ничего не «кажется», здесь Бог, и мы — лицом к лицу с Ним. Эта заповедь о вхождении в сердце не относится только к немногим святым. Все чада Божии, прежде всего оттого что они — Его чада, живут непосредственно лицом к лицу с Богом в молчании сердца.

http://moral.ru/слово-в-прощеное-воскрес...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010