Скачать epub pdf Содержание 1. Писатель Евангелия 2. Первоначальное назначение этого Евангелия 3. Повод к написанию этого Евангелия 4. Общий характер этого Евангелия 5. Время и место написания этого Евангелия 6. Содержание Евангелия от Луки Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     1. Писатель Евангелия Писатель Евангелия, которое занимает третье место в составе канонических Евангелий, – тот же, что и писатель книги Деяний Апостольских ( Деян.1:1 . ср. Лк.1:3 ). Писатель этой последней книги представляет себя в самой книге почти постоянным спутником Ап. Павла, часто употребляя выражение при описании путешествий этого апостола: «мы положили отправиться в Македонию», «мы прибыли в Самофракию» и т. под. ( Деян.16:10–17, 20:5–15, 21:1–17, 27:1, 28:16 ). Всеобщее и единодушное предание христианской древности 1 свидетельствует, что этот спутник Апостола Павла, описавший в книге Деяний его и свои путешествия, а значит и писатель третьего Евангелия – Апостол Лука, о котором как своем спутнике и сотруднике сам Апостол Павел нередко упоминает в своих посланиях ( Кол.4:13, 14 ; 2Тим.4:11 ; Флм.1:24 и др.). Этот спутник Павлов, Апостол Лука, по происхождению был не иудей, ибо Ап. Павел отличает его, кажется, от христиан из иудеев, которых он называет сущими от обрезания ( Кол.4:14 , ср. ст. Кол.4и Кол.4:11 ). О том, что по происхождению он грек, говорит, кажется, и внешний слог его Евангелия, более чистый и правильный, чем у других новозаветных писателей, происходивших из евреев. – По свидетельству Евсевия Кесарийского , подтверждаемому и другими 2 , ев. Лука был родом из Антиохии Сирийской. Предполагают, что до обращения своего в христианство Лука был прозелитом (принявшим еврейскую веру иноплеменником), основывая это предположение на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и со всем тем, что имело к нему тогда отношение. Он был врач, как говорит об этом Ап. Павел в посланий к Колоссянам ( Кол.4:14 ), и живописец, как свидетельствуют Филосторгий (извлеч из 1 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

16. Положительное решение вопроса о происхождении первых трех канонических Евангелий Теории Эвальда и Гольцмана, предполагающие письменные источники для канонических Евангелий от Матфея, Марка и Луки, должны быть признаны научно несостоятельными. Но так как эти теории, по своей полноте и последовательному развитию лежащих в их основе принципов, суть лучшие и совершеннейшие в ряду всех теорий того же рода, то следует думать, что и сами их принципы заимствования и дополнения неприложимы к делу, потому что ложны. Если же нет возможности удовлетворительно объяснить отношение сходства и различия синоптических Евангелий при помощи теорий заимствования (компиляции) и дополнения, то остается принять для них такой источник, при котором они должны быть независимы, но могут быть и весьма сходны, именно – личное воспоминание и предание апостолов и сотрудников их. Этот взгляд основывается на более твердых и строго научных началах и соображениях, нежели гипотетические взгляды Эвальда и Гольцмана. Действительно, в самих синоптических Евангелиях нет указания на то, что в основании их положены письменные источники. Нет в них явных признаков зависимости одного от другого или всех трех от одного письменного источника. Даже в тех случаях, когда всего скорее они должны бы обнаруживать свою компилятивность, как, например, в приведении родословных таблиц (у Матфея и Луки), нет и нельзя предположить такой зависимости. Не находится никаких и внешних или исторических свидетельств о существовании предполагаемых письменных источников для Евангелий. Самое время апостольской деятельности было таково, что компилятивное направление Ев. литературы не могло быть ему свойственно. По всему этому можно и должно предположить, что источником первых трех канонических Евангелий было личное воспоминание самих писателей евангелистов и собственно апостольское предание, сложившееся в определенные виды рассказов и речей, более или менее неизменно передаваемые из уст в уста в церкви апостольской, а потому и записанные тремя евангелистами до некоторой степени сходно и различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дональд Карсон (баптист) Читая Евангелия Что такое Евангелие? «Евангелие» означает «добрая, или благая весть». Евангелие – это радостная весть об Иисусе, о том, что Он был услышан и в Него поверили, проповеди о Нем. Почему же мы говорим о первых четырех книгах Нового Завета как о «Евангелиях»? До этого не было известно ни одной книги под таким названием. В начале II в., однако, христиане могли говорить о «Евангелии» как о книге и отличали одно такое «Евангелие» от другого. В конце II в. Ириней говорил о существовании четырех «Евангелий» как о само собой разумеющемся, как о том, что существуют четыре стороны света и четыре ветра. Вероятно, этот термин, сам того не подозревая, ввел Марк. Он начал свой рассказ об Иисусе словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Несомненно, что под «Евангелием» он подразумевал не жанр, но тему своей книги. По мере того как писались другие такие книги, это наименование прочно вошло в обиход, и последующие три книги стали известны под названием «Евангелие согласно…» Повествование Марка об Иисусе, вероятно, самое раннее из дошедших до нас Евангелий. Но, скорее всего, оно не было написано первым, поскольку в Лк. 1:1 говорится, что «многие» предпринимали попытки сделать то, к чему ныне и он сам приступил (хотя Лука и не пользуется термином «Евангелие» для собственной работы). Изначально последователи Иисуса делились своими воспоминаниями о Его жизни и учении в устной форме, будь то беседа или формальное обучение. Эти воспоминания сохранялись и передавались в течение длительного времени вплоть до начала составления письменных свидетельств. Они, по всей вероятности, были более короткими и менее информативными, чем известные нам Евангелия, и постепенно с появлением более пространных свидетельств выходили из употребления. А в итоге не сохранились. Когда в Новом Завете оформился этот особый жанр, стали писаться и другие «Евангелия». Но поскольку эти более поздние евангелия не вошли в канон Писания, многие из них не сохранились. Некоторые известны нам только по названиям, поскольку раннехристианские писатели упоминают и цитируют их. Другие появились на свет совсем недавно, когда в египетской пустыне были обнаружены древние копии. Одно из ранних – Евангелие Фомы – представляет собой собрание из 114 изречений Иисуса, включающих и простые высказывания, и пространные притчи. Со II в. известно Евангелие Петра, в котором более подробно, чем в канонических Евангелиях, рассказывается о смерти и воскресении Иисуса. К тому же периоду относят «прото Евангелие» Иакова, которое ярко рассказывает о рождении и жизни Марии и обстоятельствах рождения Иисуса. Другие произведения, которые названы «Евангелиями» (напр.: Евангелие Филиппа и Евангелие Истины), по сути дела не являются жизнеописаниями Иисуса, но религиозными или философскими трактатами, совсем не похожими на канонические Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Содержание I. Апокрифический характер евангелия II. Докетический характер псевдо-евангелия III. Отношение псевдо-евангелия к Евангелиям каноническим IV. Место и время написания псевдо-евангелия     После Синайского манускрипта, открытого в 1859 году Тишендорфом, едва ли какое-либо другое из последовавших за тем многих новых открытий в области древнехристианской литературы возбуждало в учёных богословских сферах на западе такой живой, напряжённый интерес к себе, как найденные Французскою Археологическою миссией в Каире ещё зимою 1886–1887 года при раскопках в Акхмиме (древнем Панополисе, в верхнем Египте), но лишь в сентябре прошедшего (1892) года изданные теперешним начальником её господином Бурианом греческие отрывки из Евангелия и Апокалипсиса апостола Петра и книги Еноха: Mémoires publiés par les membres de la mission archéologique française au Caire sous la Direction de M.V. Boudant. Tom. IX, fas. I: J. Baillet, Le Papyrus mathématique d’Akhmîm. – V. Bouriant, Fragments du text grek du livre d’Énoch et de quelques écrits attribués à Saint Pierre. Paris, Leroux, 1892. Вслед за изданием Буриана быстро начали появляться одно за другим в Англии, Франции и Германии новые издания (главным образом Евангелия и Апокалипсиса ап. Петра), необходимость которых тем более чувствовалась, что изданная Бурианом копия подлинника возбуждала во многих местах справедливые сомнения относительно правильности его чтения 1 . О новой интересной находке имеется в настоящее время на западе уже довольно значительная литература 2 . С самого же начала, впрочем, наибольшее внимание сосредоточило на себе Евангелие Петра; критическому разбору его текста и содержания посвящено большинство учёных исследований, журнальных статей и заметок. На нём же, как на памятнике, наиболее действительно интересном как по своему особенному содержанию, так и по множеству вызываемых этим содержанием весьма важных церковно-исторических вопросов, останавливаемся доколе и мы в своих нижеследующих замечаниях. В египетских гробницах в разное время найдено уже немало драгоценных для науки памятников древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Глава III. Внутренние признаки происхождения первых трех Евангелий от апостолов (Второе основание уверенности церкви в подлинности канонических Евангелий: внутренние признаки, заключающиеся в самих Евангелиях. Общие замечания о сих признаках и их значении; общее отношение к ним отрицательной критики. 1) Внутренние признаки происхождения первого Евангелия от ап. Матфея; отношение к ним отрицательной критики и выстав-ляемые ее признаки (мнимые) неподлинности этого Евангелия. 2) Внутренние признаки происхождения второго Евангелия от ап. Марка и возражения отрицательной критики. 3) Внутренние признаки происхождения третьего Евангелия от ап. Луки; суждения о возражениях против сего отрицательной критики)   Уверенность церкви в происхождении четырех канонических Евангелий от тех именно святых апостолов, именами которых надписаны они, основывается, кроме внешнего непрерывного от самых времен апостольских и единодушного вселенского предания церкви о их подлинности, на внутренних признаках, содержащихся в самых Евангелиях. – В содержании и характере каждого более или менее значительного исторического творения необходимо более или менее отражаются исторические обстоятельства происхождения его и личные особенности писателя. Посему, если есть свидетельства о написании известным лицом известной книги при известных обстоятельствах, то определяющий подлинность или неподлинность таковой книги по внутренним ее признакам исследует, соответствует ли содержание в характере книги указанным обстоятельствам и характеру писателя, и, судя по их соответствию или несоответствию, или признает подлинность книги, или сомневается в ней, или же совсем отвергает. Само собою разумеется, что чем полнее и подробнее внешние свидетельства о обстоятельствах написания книги и о писателе ее, и чем достовернее такие сведения, тем вернее и тверже могут быть суждения о подлинности или неподлинности книги на основании внутренних ее признаков: ибо в них более можно находить соответствия или несоответствия с внешними сведениями о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

10. Теория Ю. Гольцмана Мысль, что первые три канонические Евангелия составлены на основании письменных источников, чем объясняется и взаимное их отношение, после Эвальда нашла себе новое и значительно важное развитие в теории Ю. Гольцмана, которая изложена в его сочинении «Синоптические Евангелия» (Die Synoptischen Evangelien) 308 . Он начинает свое исследование общим историческим обзором и вместе кратким разбором трудов по этому вопросу, и последний результат этого обзора и разбора принимает своей исходной точкой, развивая потом последовательно и подробно свою теорию, которая излагается далее в общем виде и, по возможности, собственными словами автора. По мнению Гольцмана, – Единственным положительным результатом краткого разбора теорий, предшествующих в истории вопроса относительно происхождения первых трех канонических Евангелий, следует признать то, что «отношение сродства синоптиков указывает на общее и основное для них писание (Urschrift)», что признают почти все новейшие исследователи. Это писание есть так называемое А. Основное писание ближе всех стоит к Евангелию от Марка (Ur-marcus), два другие канонические Евангелия Матфея и Луки суть комбинации этого первоисточника и некоторых других. При предположении такого первоисточника – А, отношение сродства, т. е. компилятивное отношение, в котором (будто бы) стоят три синоптика друг к другу, можно доказать, по мнению Гольцмана, с никогда несокрушимою доказательностью. Но что это за первоисточник, какой его вид? В этом Гольцман полагает свою ближайшую задачу. Построение первоисточника А, по Гольцману, нельзя определить с буквальною точностью, но определенное содержание этого основного писания всюду в Евангелиях выступает ясно, как день. Можно постоянно и основательно убеждаться в том, что известный ряд отрывков следует рассматривать как особенный источник, но принятый всеми синоптическими Евангелиями. Существуют уклонения в Евангелии от Матфея и Луки от плана первоисточника, но они имеют и свои основания в нем же, т. е. в А. Прибавления ев. Матфея и Луки сравнительно с ев. Марком совершенно понятны, именно при предположении А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Иисус Христос (Jesus, images of) Нет ничего удивительного, что Учитель, наставления Которого изобиловали образными формами, Который называл Себя дверью овцам ( Ин.10:7 ) и хлебом жизни ( Ин.6:35 ), Который проводил яркое служение, проповедуя и совершая чудеса, оставил множество образов Своей жизни и Своего служения. За многие годы созданы образы Иисуса, подчеркивающие какой-то один аспект Его служения в ущерб другим или, как, например, образы мага или революционера, искажающие образ Иисуса в канонических евангелиях. Другие образы – мистика, нравственного примера, социального реформатора, импульсивного оратора, предпринимателя, коммивояжера – выводятся из отдельных сторон Его служения или привязываются к нему в таком смысле, который принижает и искажает сущность Его личности. Третья группа образов – безумца, мошенника, обманщика, оппортуниста, сектанта – намеренно уничижительна и не находит никаких оснований в евангелиях и в исторических исследованиях. Здесь мы рассмотрим богатую палитру образов, показанных в евангелиях и в других частях Нового Завета, основываясь на канонических Писаниях в целом. Ни один отдельно взятый образ Иисуса не может вместить в себя весь калейдоскоп образов, содержащихся в библейской литературе. Да к этому и не надо стремиться, ибо многогранные образы обретают силу в разнообразии и в том свете, который они проливают друг на друга. Эти образы, одни из которых исходят от Самого Иисуса, а другие выведены ранней церковью из фактов Его жизни и истории Израиля, доказали свою значимость как действенного средства для понимания служения и личности Иисуса. Образы человечности . В Новом Завете Иисус предстает вполне человечным. Начиная с образа воплощения и кончая неустанным служением простым людям и их исцелениями, Его жизнь отмечена тесной связью с человечеством. Ничто, пожалуй, не напоминает нам об этом лучше, чем взгляд на Иисуса глазами Его хулителей, будь то в Галилее, Иерусалиме или в родном городе Назарете. Иисуса называли богохульником ( Мф.9:3 ; Мк.2:7 ; Лк.5:21 ), обманщиком Израиля ( Мф.27:63 ), одержимым бесом ( Ин.7:20 ) или посланцем царства Веельзевула ( Мф.12:24 ; Мк.3:22 ). Его объявляли также безумным ( Ин.10:20 ), злодеем ( Ин.18:30 ) и совратителем народа Израиля ( Лк.23:2 ). Его обвиняли в лжесвидетельстве ( Ин.8:13 ) и в попытках убедить народ не платить подати ( Лк.23:2 ). За общение с грешниками Его называли обжорой и пьяницей ( Лк.7:34 ). Наконец, в собственном родном городе Его отвергли как сына плотника ( Мф.13:54–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

9. 6, 7, и 8-я книги Ев. истории, как второстепенные источники синоптических Евангелий Следующий за Древнейшим Евангелием труд должен был не только собрать, по возможности, известное количество изречений Иисуса Христа, но и передать каждую речь Его в возможной полноте и законченности. Эта задача разрешена в высшей степени совершенно автором Собрания изречений. Содержание этого труда Эвальд определяет подобно предшествующему – по «следам», находящимся в канонических Евангелиях. За Собранием изречений, по теории, следовало каноническое Евангелие от Марка, дошедшее в целом, весьма мало измененном виде. Когда этими предшествовавшими трудами были удовлетворены главные потребности времени, явилось новое направление в истории Евангельской письменности, определяемое стремлением сопоставить вместе многочисленные и рассеянные письменные источники. В этот период появились и дошли до нас Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки, но, вероятно, было несколько и других Ев. произведений. К ним относится Книга высшей истории 279 . Кроме поименованных здесь Ев. трудов, Эвальд указывает еще «следы» некоторых, именно 6, 7 и 8-й книг Евангельской истории. Определение содержания и все доказательства самостоятельности 6, 7 и 8-й книг Евангельской истории представляют весьма характерные моменты развития Эвальдовой теории, лучшее выражение её принципов, яснейшее обнаружение их недостаточности и решительные крайности общего мнения Эвальда о происхождении первых трех канонических Евангелий. На них и следует обратить преимущественное внимание с целью определить научное значение всего, что говорит теория в пользу самостоятельности таких источников синоптических Евангелий, как 6, 7 и 8-я книги Евангельской истории. Принимая во внимание задачу труда, предшествовавшего 6-й книге Ев. истории, именно канонического Евангелия от Матфея, в смысле теории Эвальда, а именно, что это Евангелие имело главной задачей своей «искусно обработать уже письменные источники» 280 . Следует думать, что после этого труда не могло быть еще труда с иной какой-либо задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

15. Разбор исторических свидетельств: а) Предисловия к Евангелию от Луки и  б) свидетельства Папия, еп. Иеропольского Кроме общих теоретических и филологических соображений, основанных отчасти на анализе текста синоптических Евангелий, Эвальд и Гольцман, в подтверждение своих мнений о письменных источниках, обращаются и к так называемым внешним или историческим свидетельствам, каковы суть, главным образом, Предисловие (Prolog, Proëmium) к Евангелию от Луки и свидетельство Папия, епископа Иерапольского. Но тщательный анализ того и другого устраняет предположение письменных источников для синоптиков. А. Напротив, именно за самостоятельность Евангелия от Луки особенно важное и сильное свидетельство находится в его предисловии. Вот оно. «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен ( Лк. 1:1–4 ).» Эти слова – свидетельство самого ев. Луки, потому что именно и бесспорно он есть писатель всего своего Евангелия. Так в этом уверен даже и сам Эвальд. «Для сомнения в том, что Лука есть автор этого писания, нет, говорит Эвальд, никакого основания... И хотя известный самый ранний писатель, выразительно свидетельствующий об этом, есть только Ириней 360 , но, по состоянию дошедшей до нас литературы древнейших Отцов церкви, это очень неудивительно». Если же Лука есть писатель своего Евангелия, то ему принадлежит и предисловие его. Так это признают Эвальд и Гольцман, и присваивают это предисловие именно Луке, притом прямо как оригинальное и весьма замечательное. Но в этом предисловии Эвальд видит «краткое, однако достаточное, указание на возникновение и цель Евангелия от Луки, т. е. на то, что оно возникло компилятивным способом и имело целью изложить все до него написанное, следовательно, оно есть свод памятников Ев. литературы первого периода (compendium). Эвальд, впрочем, не анализирует подробно содержание этого «предисловия» 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

I. Евангелия Христианство, как историческое дело спасения человечества, должно было иметь свое фактическое основание на земле, а по своему живительному влиянию во вселенной обязательно представлялось радостным явлением, всегда и повсюду порождающим всецелую восторженность по самому своему существу. Естественно, что эти принципиальные моменты получили соответствующее отражение и в священной новозаветной письменности, изображающей созидание и действие христианства в мире. Там мы имеем на первом месте основоположительные книги в виде четырех канонических писаний, известных с самого начала под именем Евангелий. 1.1. Наименование Евангелий по самому значению этого священного термина и в приложении к устному и письменному благовестию о Христе-Спасителе Спрашивается теперь, что собственно означает это название, насколько оно схватывает самую природу предмета и в какой мере и степени предрешает объективное воспроизведение последнего? Слово Εαγγλον, редкое в sing. по классическому и вообще лаическому употреблению 1 , констатировало прежде конкретный отклик на принесенную радостную весть – в знак благодарности и в качестве награды за доставленное ею душевное довольство. Посему говорилось об «увенчаниях Евангелий» (εαγγλια στεφανον, – ναδσα τινα у Аристотеля и Плутарха, στεφανον πι’ εαγγελοις у Плутарха) каким-либо «даром» за благовестие (εαγγλιον δ μοι στω Илиад. LX, 150 по комментарию архиепископа Евстафия Фессалоникийского свидетельствует о πρ γαθς γγελας δρον). Однако и религиозному сознанию язычника присуще было то убеждение, что все истинно доброе может исходить только от γαθς в абсолютном смысле, или от богов, как производителей и подателей всякого действительного блага. К ним и должно было направляться ответное чувство, но здесь ему доступно и прилично было не вознаграждение, а исключительно благодарение в религиозных жертвах. В силу этого требовалось εαγγλια θειν – τος θεος, εαγγλα θειν κατν βος τ θε, εαγγλια ορτζειν, что и фактически исполнялось человеком в εαγγλια κα σωτρια θυσε по душевному решению εαγγελα θσω 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010