В Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), – говорит святой апостол Павел в своих наставлениях христианам. Потому-то, придавая большое значение слышанию людьми слова Божия, Господь наш и предложил сегодня нам на страницах Святого Евангелия притчу о сеятеле и семени, в которой изобразил разнообразные действия Своего Божественного слова на сердца человеческие. Слово Божие, дорогие мои, имеет весьма важное значение для религиозно-нравственной жизни людей. Без Божественного Откровения, заключенного в слове Божием, мы не имели бы надлежащего понятия ни о Боге и о Его существе и свойствах, ни о мире и о его происхождении и последних судьбах, ни о себе самих – о нашем назначении в жизни настоящей и будущей, о нашей природе. Без слова Божия мы не могли бы вести и жизни действительно нравственной. Только слово Божие ясно определяет, в чем состоит существо и совершенство истинно нравственной жизни. Слово Божие есть то духовное, Божественное семя, от которого зачинается и возрастает духовный человек. Как в мире вещественном всё – от малой былинки до большого дерева – рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новый благодатный человек, новая тварь во Христе, возрождается в новую жизнь через слышание слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля, но бросьте в нее семена, и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучами солнечными – и она украсится многообразными, золотистыми цветами, плодами и злаками. Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только к взращиванию греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарелого возраста. Но, когда посеется на ней живое семя слова Божия и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Христовой и согреется дыханием Пресвятаго Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святаго Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием (см.: Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Arhiva Mitropolitul de Volocolamsk Ilarion a oficiat Dumnezeiasca litrughie la catedrala Bisericii Ortodoxe Ruse din Strintate în Chicago 29 octombrie 2012 15:01 28 октября 2012 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в США, возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго, кафедральном соборе Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви . Владыке сослужили управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви епископ Кливлендский Петр , ректор Свято-Владимирской семинарии протоиерей Иоанн Бер ( Православная Церковь в Америке ), клирики храма. За богослужением молился архиепископ Чикагский и Средне-Американский Алипий (Русская Зарубежная Церковь). По заамвонной молитве митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о сеятеле (Мф. 13:3-8). Человек вышел сеять семена, он разбрасывал их в разных местах: иное упало при дороге, где птицы склевали его, иное упало на каменистую почву, где оно взошло, но быстро засохло, иное попало в терние, которое заглушило всходы, а иное упало на плодородную почву, где проросло и принесло плод тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный. Эта притча повествует о том, как слово Божие распространяется по миру, как вся земля наполняется семенами слова Божия и о том, как люди отвечают на евангельскую весть. Слово Божие сегодня слышат все, и любой, кто пожелает, может откликнуться на него. Но не все откликаются, потому что иной раз диавол похищает из сердца человека то, что тот услышал, а иной раз заботы и попечения века сего заглушают слово Божие в сердце, бывают и иные причины, препятствующие тому, чтобы человек откликнулся на слово Божие. Но всегда и везде находятся люди, которые с благодарностью воспринимают Евангельскую весть, стремятся к тому, чтобы не только услышать слова Господни, но воплотить их в своем бытии и всю свою жизнь построить в соответствии с заповедями Христовыми.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2557887...

Глава 8 1–3. Служащие Христу женщины. – 4–8. Притча о сеятеле. – 9–18. Толкование притчи. – 19–21. Истинные родственники Христа. – 22–39. Удаление Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря. – 40–56. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Лк.8:1 .  После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Лк.8:2 .  и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, Лк.8:3 .  и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением. «Мария Магдалина» (см. Мф.27:56 ). «Из которой вышли семь бесов». Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. Мф.12:45 ). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» ( τεθεραπευμναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования. «Домоправителя Иродова», т.е. по-нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф.20:8 ). Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк.24:10 ). «Сусанна» – личность неизвестная. Лк.8:4 .  Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: Лк.8:5 .  вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; Лк.8:6 .  а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Русской Зарубежной Церкви в Чикаго 29 октября 2012 г. 15:01 28 октября 2012 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в США, возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго, кафедральном соборе Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви . Владыке сослужили управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви епископ Кливлендский Петр , ректор Свято-Владимирской семинарии протоиерей Иоанн Бер ( Православная Церковь в Америке ), клирики храма. За богослужением молился архиепископ Чикагский и Средне-Американский Алипий (Русская Зарубежная Церковь). По заамвонной молитве митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о сеятеле (Мф. 13:3-8). Человек вышел сеять семена, он разбрасывал их в разных местах: иное упало при дороге, где птицы склевали его, иное упало на каменистую почву, где оно взошло, но быстро засохло, иное попало в терние, которое заглушило всходы, а иное упало на плодородную почву, где проросло и принесло плод тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный. Эта притча повествует о том, как слово Божие распространяется по миру, как вся земля наполняется семенами слова Божия и о том, как люди отвечают на евангельскую весть. Слово Божие сегодня слышат все, и любой, кто пожелает, может откликнуться на него. Но не все откликаются, потому что иной раз диавол похищает из сердца человека то, что тот услышал, а иной раз заботы и попечения века сего заглушают слово Божие в сердце, бывают и иные причины, препятствующие тому, чтобы человек откликнулся на слово Божие. Но всегда и везде находятся люди, которые с благодарностью воспринимают Евангельскую весть, стремятся к тому, чтобы не только услышать слова Господни, но воплотить их в своем бытии и всю свою жизнь построить в соответствии с заповедями Христовыми.

http://patriarchia.ru/db/text/2556627.ht...

Глава 13 1–9. Притча о сеятеле. – 10–17. Цель притч. – 18–23. Объяснение притчи о сеятеле. – 24–30. Притча о плевелах. – 31–32. Притча о зерне горчичном. – 33. Притча о закваске. – 34–35. Пророчество об учении в притчах. – 36–43. Объяснение притчи о плевелах. – 44. Притча о сокровище, скрытом в поле. – 45–46. Притча о купце, ищущем хороших жемчужин. – 47–50. Притча о неводе. – 51–52. Заключение образной беседы. – 53–58. Пребывание в Назарете. Мф.13:1 .  Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. (Ср. Мк.4:1 ). В этом стихе точно определяется место, где были произнесены первые притчи Христа – это Галилейское озеро, хотя оно и не называется по имени. Сам рассказ об учении притчами следует у Матфея в том же порядке, как у Марка, и в той же связи. Но Лука притчи о сеятеле ( Лк.8:4 сл.), зерне горчичном и закваске ( Лк.13:19–21 ) излагает в другой связи. Христос вышел из дому в Капернауме, направился к Галилейскому озеру, вошел в лодку, сел в ней по обычаю тогдашних еврейских учителей и начал говорить народу притчами. На берегу собралась многолюдная толпа народа, которому удобно было поместиться здесь, потому что хотя озеро и окружено горами, но они только местами опускаются обрывисто прямо в воду, оставляя, особенно на западном берегу, более или менее широкие и отлогие береговые пространства. Число слушающих бывало так велико, что иногда ( Лк.5:1 ) они теснили Спасителя. Может быть, в настоящем случае Он первоначально не хотел входить в лодку и вошел в нее только по необходимости. На это указывают выражения Матфея и Марка, что Он сначала «сел у моря» и только затем перешел в лодку. В древнем мире мы не знаем других примеров подобной проповеди из лодки. Но несомненно, что это было весьма удобно как для Самого Христа, так и для слушавшего Его народа. На западном берегу озера горы отходят от него внутрь местности верст на 7–10, и таким образом получается довольно ровное место. Притчи, сказанные Спасителем, были первые. Евангелист, очевидно, представляет их первыми, причем, по словам Тренча, притча о сеятеле являлась как бы введением к этому новому способу учения, которого до сих пор не употреблял Божественный Учитель. Это явствует и из предложенного после учениками вопроса: «для чего притчами говоришь им?» (стих 10), и из ответа Христа, в котором Он оправдывает этот новый способ учения и цель, которая имелась при этом в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 4 Учение о Царстве Небесном в притчах: о сеятеле (1–9); причина приточного способа учения и объяснение притчи о сеятеле (10–20); приточные изречения о светильнике (21–23) и о мере (24–25); притчи о семени (26–29) и о зерне горчичном и др. (30–34). Укрощение бури на море (35–41). Мк.4:1–2 . «Опять»: см. Мк.3:7, 13, 20 ; пошел из Капернаума к морю, потом был на горе, потом в доме и теперь опять учил при море. – «Вошел в лодку, и сидел на море»: для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы способнее было Ему учить, а им слушать (Мк.3и прим.). – «В учении Своем говорил», т. е. между прочим. Учил их Господь притчами много; из этих многих притчей ев. Марк избирает только три, тогда как ев. Матфей сообщает семь ( Мф.13 гл.), – в обоих случаях священные числа. В общем составе притчей у ев. Матфея Царство Божие представляется более во временном его развитии, здесь же более в пространственном: первая притча (о сеятеле) представляет чрезвычайную трудность насаждения и устроения этого царства как в отдельных лицах, так и в целых обществах; вторая (о семени, находящаяся только у ев. Марка) – его твердое, необходимое, как законы природы, раскрытие в частных лицах и обществах; третья (о зерне горчичном) – его чудесное, славное и обширное распространение. Мк.4:3–9 . Изъяснение частных понятий в притче о сеятеле см. в прим. к Мф.13:3–9 . Мк.4:10–12 . См. прим. к Мф.13:10–17 . – «Окружающие Его» и пр.: У ев. Матфея говорится просто – «ученики»; ев. Марк показывает, что это были не только ученики из 12, но и другие с ними. Вероятно, это были ближайшие к Господу из последователей Его, сверх 12, более внимательные к учению Его и более понимавшие это учение; может быть, это были те, из которых Он избрал после, сверх 12, еще 70, хотя это избрание или отделение от прочих многочисленных последователей Его теперь еще не совершилось. – «О притче»: о смысле притчи, только что сказанной, которого они не понимали (ст. 13). Из ответа Господа (ст. 11–12), по сравнению с более определительными словами у ев. Матфея ( Мф.13:10 ), видно, что спрашивали Господа не о смысле только произнесенной притчи, но и вообще – почему Он излагает перед народом учение свое в притчах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 4 1–9. Введение в раздел притчей и притча о сеятеле. – 10–20. Причина, по которой Господь сообщал Свое учение в притчах, и объяснение притчи о сеятеле.21–23. Ученики должны светить своими познаниями как светильники. – 24–25. Чем больше человек стремится к познанию, тем больше он возрастает в нем. – 26–29. Само собою произрастающее и созревающее семя. – 30–32. Царство Небесное с точки зрения его незначительности в начале и величия в конце. – 33–34. Заключительные замечания к притчам. – 35–41. Утишение бури на море. Мк.4:1 .  И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. «И опять». Это уже третий случай, когда Христос предлагает Свое учение на берегу моря (ср. Мк.2:13, 3:7 ). Множество народа. Толпа очень возросла в числе, как показывает стоящее при слове «толпа» прилагательное в превосходной степени πλεστος (так по Тишендорфу; в нашем тексте только πολς – положительная степень), так что Христос был вынужден для удобства при произнесении проповеди сесть в лодку, которая стояла у самого берега. «А весь народ был на земле, у моря». Толпа, по-видимому, ищет не чудес, а поучения и относится очень благосклонно к Великому Учителю. Толпа эта собиралась с чрезвычайной быстротой (у Тишендорфа поставлено συνχθη – аорист, как в Textus Receptus, очевидно, для обозначения именно этого быстрого устремления толпы за Христом). Следовательно, согласно Евангелию Марка, Христос сначала учил при море только Своих учеников, а потом уже сюда собралась целая толпа слушателей, тогда как по Евангелию Матфея ( Мф.13:1 ), Господь начал учить уже после того, как на берег собралась толпа народа. Мк.4:2 .  И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: «И учил их притчами много». Евангелист Марк, однако, приводит далее только три притчи, сказанные Христом при море (евангелист Матфей – семь: Мф.13 ). Сами притчи он рассматривает как особый род учения. «И в учении Своем говорил им». Слово «учение» ( διδαχ) означает, несомненно, не сам акт учения, не процесс (тогда бы стояло выражение ν τ διδσκειν), а само учение Спасителя как известную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово Божие будет судить нас. Мысли в неделю 21-ую по Пятидесятнице «Имеяй уши слышати, да слышит!» ( Лук. 8, 15 ). Как часто повторяет Господь в Своем Евангелии это мудрое, наставительное изречение! Как-будто предвидел Он, что мы, люди, и даже носящие имя Его последователей, будем крайне невнимательно относиться к Его Божественным словесам! И, конечно, предвидел это, по Своему Божественному всеведению. В самом деле. Сколько замечательных, дивных по необычайной глубине и возвышенности мыслей содержится в Св. Евангелии, а мы так часто пренебрегаем ими, не вникаем в них, иной раз не хотим слышать о них, или, слыша, не слышим, видя, не видим и сердцем не разумеем – так окаменено бывает наше сердце, так слепо, глухо, безчувственно ко всему возвышенному, святому, духовному. Оставляем мы кладенцы живые, животворные источники спасительного Слова Божия и искапываем себе кладези засоренные, полные мутной воды страстей, пороков и суеты житейской. И нередко с какой-то безумной жадностью пьем из грязных луж и болот, отравляя себя и накликая верную смерть. Так поступают современные христиане, не желающие слушать и читать священных книг Божьего Откровения и святоотеческих писаний, но с жадностью поглощающие одну за другой книги светские, книги развратные, исполненные смертоносного яда для человеческих душ. «Имеющий уши слышать, да слышит!» – говорит Господь. Сам Господь обращается к нам в Своем Божественном Писании, Его именем проповедуют пастыри с церковного амвона, а среди современных христиан не принято, «не в моде», читать Священное Писание, его во многих домах теперь и не найти совсем, а проповеди церковные с амвона многие и слушать не хотят, надмеваясь сердцем и показывая грубое пренебрежение к Божественному учению Слова Божия, уходят из храма, когда начинается проповедь. Отчего же это бывает? Где причина, что Слово Божие зачастую остается в нас бесплодным? В чудной по красоте притче о Сеятеле Сам Господь прекрасно нам это объясняет ( Лук. 8, 5–15 ). От слушания Слова Божия нас отвлекает диавол, желающий нашей погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf 15. 11 неделя по Пятидесятнице. О жестоком заимодавце. О взаимном прощении согрешений (Мф. 18:28–35) «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас брату прегрешений его» ( Мф. 18:35 ). Господь наш Иисус Христос, желая приблизить учение Своё к пониманию народа, иногда излагал его иносказаниями, сравнениями, притчами. Так, желая, например, показать, как Слово Божие падает на сердце человеческое, и какие приносит плоды, Христос однажды рассказал притчу о Сеятеле. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о злом, жестоком заимодавце. Эту притчу Иисус Христос рассказал по следующему поводу. Однажды апостол Пётр спросил Его: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Христос ответил: «до седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ), т. е. бесчисленное число раз прощать, всегда прощать. И вот, желая раскрыть эту заповедь о всепрощении, Христос и рассказал притчу о безжалостном заимодавце. Напомним кратко содержание этой притчи. Царство Небесное, – сказал Христос, – подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди должников оказался задолжавший десять тысяч талантов. Он не имел средств, чтобы заплатить такую огромную сумму. И приказал царь продать его самого, семью его и всё, что имел он, и уплатить долг. Тогда должник, взмолился: Государь, потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Умилосердился царь: простил ему весь долг и отпустил на свободу. Казалось бы, что столь явное и щедрое милосердие должно было растрогать должника, смягчить сердце, расположить к собственному милосердию. Но этого не произошло. Напротив, встретив на улице своего мелкого должника, задолжавшего ему всего десять динариев (еврейский серебряный талант стоил приблизительно 2400 р., а динарий – 20 копеек), он жестоко с ним обошёлся. Как ни просил должник потерпеть долг его, он напал на него, стал душить, требуя немедленной уплаты долга. И когда денег у должника не оказалось, то посадил его в темницу. Узнав об этом, царь разгневался, назвал его злым рабом и отдал истязателям, пока не отдаст весь долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

     Лекция посвящена притчам в Ветхом и Новом Заветах. Притчи и поговорки мудрецов Межзаветного периода. Притчи как жанр благовестия Иисуса Христа. Притчи о Царстве Божием внутри человека: о сеятеле, о зерне горчичном, о купце ищущем хорошего жемчуга, о десяти девах, о талантах. Притчи о Царстве Божием явленном в Церкви: о званных на царский пир, о работниках в винограднике, о добром пастыре и наемниках. Лекция протоиерея Андрея Ткачева (продолжительность: 1:33:47) Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 1:01:27) Рейтинг: 8.4 Голосов: 399 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Людмила 4 июня 2015, 20:51 Слава Богу! Галина 3 июня 2015, 14:09 Просто восхищена!!! Огромное спасибо! Спаси Господи! Впрочем все лекции и лекторы очень нравятся! (иначе бы не слушала) СПАСИБО!!! Елена 7 мая 2015, 22:51 Ольге: Уважаемая Ольга, М. Лозинский переводил " Ромео и Джульетту " . Екатерина 12 апреля 2015, 21:36 Отец Андрей, спасибо Вам огромное за Ваш труд. Завидуем Москве.Нам бы иметь такого пастыря. Послушав такую живую лекцию. захотелось узнать, что еще за труды у отца Андрея. Это огромный и очень умный пласт его деятельности. Спасибо. Здоровья. Храни Вас Господи. Наталья 26 марта 2015, 21:13 Очень нравятся лекции отца Андрея. Их даже можно назвать не лекции, а беседы. Настолько эмоционально и просто он говорит о сложных вопросах. Такой удивительный контакт с залом, и даже сидя у монитора кажется, что ты присутствуешь в этом зале. Спасибо. Катя 18 марта 2015, 21:20 Долго сомневалась, написать или нет, но в отношении притчи о домоправителе у меня несколько другое впечатление. Я дерзаю думать, что эта притча о людях, которые даже не являются православными, но что-то слышали о нашей вере. Понимая в глубине души, что они могут быть осуждены на Страшном Суде, они тем не менее не принимают Крещения, но поступают в жизни очень по Евангелию. Простите за дерзость идти против официального мнения Церкви. Артем 12 марта 2015, 23:32 Ольга, Вам важен не дух а буква.

http://pravoslavie.ru/77382.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010