Слова Нагорной проповеди: παρεκτς λγου πορνεας (кроме вины любодеяния), понимаемые в том смысле, что муж, в случае нарушения супружеской верности женою, может развестись с нею, эти слова, говорит Л. Толстой, показались мне теперь еще более удивительными. Представлялась недостойною самая форма выражения этой мысли, а именно, рядом с глубочайшими по своему значению истинами Нагорной проповеди стояло, как бы в качестве примечания к статье свода законов, странное исключение из общего правила, противоречащее основной мысли. Обращаюсь к толкователям, и все они, как, например, Златоуст и другие, даже ученые богословы-критики, каков Реусс, видят в этих словах тот смысл, будто бы Христос разрешал развод в случае нарушения женою брачной верности и будто бы в 19 главе от Матфея слова: не за прелюбодеяние ( Мф.19:9 ) означают это же. Читаю и перечитываю 32 стих 5 гл. от Матфея, и мне кажется, что он не может означать дозволения развода. Чтобы поверить себя, обращаюсь к контексту и нахожу в 19 гл. Евангелия от Матфея, в 10 гл. от Марка, в 16 от Луки и в 7 гл. первого послания Павла к Коринфянам мысль о нерасторжимости брака без всякого ограничения. В Евангелии от Луки ( Лк.16:18 ) говорится: всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. В Евангелии от Марка ( Мк.10:4–12 ) предписание выражено столь же безусловно, фарисеи сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться Иисус сказал им в ответ, по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё. И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

2 да сбудется. Осия говорит о том, что во времена Исхода Бог вызвал из Египта Сына Своего, Израиля. Матфей показывает, что история того, как Бог искупает Израиль, на самом деле указывает на Иисуса, истинного Сына Божия. Говорят, что Иисус – «изреченная» история Израиля. Пожалуй, вернее будет сказать, что Израиль – «предреченная» история Иисуса. 2:18 Матфей цитирует Иер. 31,15 – стих из середины пророчества о возвращении Израиля. Рахиль, мать-владычица, плачем своим представляет Израиль, а уход в Египет Сына Господня подобен уходу ее сыновей, Иосифа и Вениамина ( Быт. 37,28; 43,15 ). Таким образом, это связывает «изгнание» в Египет, предшествующее Исходу, с изгнанием в Вавилон, предшествующим возвращению, а вместе они предвосхищают «изгнание» Христа, предшествующее искуплению Его народа. 2 Назореем наречется. В Ветхом Завете нет стиха, точно соответствующего этим словам, но Матфей, ссылаясь на «пророка», быть может, думал не столько о месте, где Христос будет жить, сколько о том, что Он понесет бремя поношения как человек из Назарета (см. Ин. 1,46; 7,42.52 ). Возможно, он имел в виду и слова Исаии (11,1), который называет Мессию «отраслью», «ветвью» (евр.: «нецер») от корня Иессеева. Путешествия, связанные с рождением Иисуса. Глава 3 3 покайтесь. И Иоанн, и Иисус (4,17) прежде всего призывают «покаяться», т.е. отвратиться от греха. В этом случае человек не только скорбит о грехах, но и коренным образом меняется, твердо решая жить в послушании Богу. Призыв их перекликается со словом ветхозаветных пророков, которые увещевали Израиль «обратиться», «вернуться» (евр.: «шув») к верности завету. Речь идет не о сокрушении, суровой угрюмости или «покаянных подвигах». Иуда сокрушался о содеянном (27,3), но не отвратился от греха. См. статью «Покаяние». Царство Небесное. Теме Царства Небесного в учении Иисуса предшествует проповедь Иоанна. Марк и Лука называют Царство «Божиим» (ср. 4,17 с Мк. 1,15 ). Именно Царства или, точнее, царствования Божия ждали ветхозаветные пророки: Бог проявит Свою спасительную силу, Он воцарится и освободит подданных Своих. Слова Иисуса, что Царство приблизилось, означают, что закончилось время ожидания и пришел Сам Царь. Когда Он умер и воскрес, а Благая Весть распространилась по всем народам, ветхозаветные обетования уже исполнились для нас, хотя мы еще ждем их полного осуществления, когда Христос вернется для суда (см. ком. к гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Путешествие Господа из Ефраима через Иерихон в Иерусалим на последнюю во время Его общественного служения Пасху На пути в Иерусалим Иисус Христос говорит ученикам Своим о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении ( Мк. 10:32–34 ; Лк. 18:31–34 ; Мф. 20:17–19 ) В Евангелии ( Мк. 10:32–45 и парал.) говорится о путешествии Иисуса Христа с двенадцатью апостолами в Иерусалим пред праздником Пасхи. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; а в третий день воскреснет!». Как показывает евангельская история, эта истина небезызвестна была уже апостолам. Спаситель неоднократно говорил им об отличии Своего Царства от обыкновенного царства земного и не раз напоминал им, что Сыну Человеческому подобает пострадать, и убиену быти, и в третий день воскреснути ( Мк. 8:31; 9:31 ). Но ученики или ужасахуся о словесех Его, или же с недоумением замечали: Господи, не имать быти Тебе сие. Так как теперь уже приближалось время исполнения этого предсказания, то Спаситель благоволил еще раз возвестить ученикам о том, что случится с Ним, – возвестить для того, чтобы они не подумали при виде страданий и смерти своего Господа, что это случилось нечаянно, и не предались бы, таким образом, неутешной скорби и отчаянию. Но души апостолов, еще не очищенные благодатию Духа Святого, по-прежнему не поняли надлежащим образом слов своего Учителя. Мысли свт. Феофана на 34 стих 18-й гл. Евангелия от Луки «Мысли на каждый день года» Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: и бе глагол сей сокровен от них. А после не судили, что ведети верующим, точию Иисуса Христа, и Сего распята.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Олег Стеняев, протоиерей Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией – Евангелие от Иоанна, сорок первое зачало. Здесь мы находим следующие слова: " На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви... Проповедь в Неделю 4ю Великого поста Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие от Марка, сороковое зачало. И мы читаем это Евангелие, которое начинается словами: " Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! Слово в день Торжества Православия й Веры. В этот день святая церковь провозгласила догматы истины семи Вселенских Соборов. В Священном Писании сказано: " Семь громов прозвучали на небе " . То есть мы не ждем больше других подобных решений вселенского характера... Проповедь в Прощеное воскресенье В сегодняшнее Прощеное Воскресение мы читаем Евангелие от Матфея, семнадцатое зачало. Это чтение начинается словами: " Ибо если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный... Проповедь в Неделю о блудном сыне Евангельские воскресные чтения, вводящие нас в Великий Пост, имеют поразительную особенность. Все эти Евангелия говорят о том, что иногда последние становятся первыми, а первые становятся последними. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее В прошлое воскресение мы беседовали о самом плохом жителе города Иерихон, о Закхее и вы помните, чем закончилась эта история. Сегодня мы будем беседовать о самом хорошем прихожанине и самом плохом прихожанине Иерусалимского храма. Евангелие от Луки 18 гл., 9 ст. и ниже. Проповедь в Неделю о Закхее Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Проповедь на праздник Крещения Господня Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1-го по 8-ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3-я глава с 13-ого стиха и ниже. Самое популярное Сейчас в разделе 32  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/1/oleg-stenya...

Календарь Материалы 17 сентября 2002 г. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Как понимать стих Матфея 1:25 " и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус " Обратите внимание на слово первенец! Были ли у Иисуса братья и сестры? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Проясните мне пожалуйста следующий вопрос. Меня смущают некоторые места из Ветхого Завета (например Второзаконие 20: 10 - 18), где утверждается, что военные преступления ветхозаветного народа по отношению к другим совершались по Воле Божьей. Неужели Господь мог благословить геноцид. Ведь Он создал всех людей и всех одинаково любит, и Иисус пострадал за всех людей. Как относится Церковь к тому, что в Ветхом Завете содержится идея этнического превосходства евреев. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров В книге БЫТИЕ в гл.14 18:20 говорится о царе Иерусалима - МЕЛХЕЦЕДЕКЕ (МАЛКИ-ЦЕДЕК). За какие деяния он имел такое имя? Как он стал первосвященником? Какая его дальнейшая судьба? Где еще можно найти об этом царе информацию? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Триединство Божественного начала возведено Православной Церковью в рамки канона (насколько я знаю). Причем в Святом Писании (Торе) нет явного произнесения триединственной позиции, она явно озвучена только в книге " Сияние " , являющейся фундаментом каббалы. Не является ли явное произнесение подобных вещей демонстрацией знания, не рекомендованного к публичному предоставлению? Ведь читать " Сияние " можно было только после очень серьезной подготовки (не ранее 40 лет жизни, и после тщательного изучения Торы) - там много народу головы себе посрывали, будучи неподготовленными... А в христианстве - на блюдечке... [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Как вы считаете, одиноко ли человечество во вселенной, или же она заселена разумными существами? И если да, то только ли человеку дарована благодать спастись? [Вопросы священнику/Богословие] Священник Афанасий Гумеров На вопрос об имени Бога-Иегова, вы отвечаете, что многие евреи не знали имени. Тогда как понимать слова Павла в письме Римлянам 10:13,14 а также слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 17:6. И еще объясните, пожалуйста, Псалом 109:1, какой Господь и какому Господу говорит... [Поместные Православные Церкви/Кипрская/Духовное образование/Высшие богословские учебные заведения] Главным учебным заведением Кипрской Православной Церкви является семинария «Апостол Варнава». Эта семинария действует при подворье Киккского монастыря в Левкосии. Высшее богословское образование студенты с Кипра получают за рубежом, главным образом на богословских факультетах университетов Греции. [Поместные Православные Церкви/Антиохийская/Каноническое устройство/Епархии] Новости 17 сентября 2002 г.

http://pravoslavie.ru/archive/020917

Однако!.. Увы нам! За кровь, за кровь везде и всегда мы гонимы до сего дня!.. За чью же, спрашиваю, кровь?. О, братья мои, воистину мы гонимы за святую и невинную кровь Того, кого в ярости требовали распять Отцы наши, сказав римскому игемону Пилату: «Кровь его на нас и на детях наших!» Увы! Мы призвали на себя проклятие и потому так страшно наказаны! Сотни тысяч погибли тогда во время осады. Храм разрушен!.. Сотни тысяч проданы в рабство… Десятки тысяч пленных украсили победоносный триумф армии императора Тита!.. Ведь еще пророк Моисей предсказал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог Твой – Его послушайте…» А кто не послушает слов моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того я взыщу» (Второзаконие. – Веэль-Дебарим. 18 гл., 15 стих). И не взыскал ли? Не поразил ли нас многообразными напастями, не исполнились ли все ужасы, которые Дух Божий повелел изречь Моисею? Не рассеял ли нас по всем концам земли, и не стали ли мы «ужасом, притчею и посмешищем у всех народов» (Второзаконие, гл.28, ст.37). Не стали ли мы служить врагу, которого Господь Бог послал тогда на народ наш, «в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке?» (Второзаконие, гл.28, ст.48). «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли – предрек пр. Моисей о Римлянах, – как орел налетит народ тот, языка которого ты не разумеешь. Народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши, который… разорит тебя… и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе по всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься… И ты будешь есть плод чрева твоего , плоть сынов и дочерей твоих… в осаде и в стеснении»… Не об этих ли скорбях говорит и Евангелие в 24 главе от Матфея: «…Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»? (стих 21). Не послушали мы гласа Господа Бога нашего, не приняли Христа, как Мессию и потому проклятия постигли нас! Горе нам, ибо Кровь Его преследует нас и доныне! Пока я говорил им все это, они молчали, но было видно, что сердца их кипели подобно вулкану, готовому извергнуть огненную лаву на голову мою… - Свидетельствую вам с великим дерзновением, – продолжал я, – что согласно точнейшим предсказаниям Нового завета, самой истории христианства, которое учит святости и любви, наконец, из моего личного духовного перерождения, даровавшего мне мир совести и неизреченную радость от познания Истины, – итак, я свидетельствую и исповедую, что религия не просто Иисуса Назорея, но религия Господа моего Иисуса Христа есть Божественная и Истинная!..

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

17:22–23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16,21–24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8,20) отождествляется здесь со страдающим Слугой («Рабом Господним») у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего («мужа скорбей») с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли ( Лк. 24,25.37.38 ). 17:24–27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом ( Исх. 30,13 ). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны – 22,21). Речь идет о богосыновстве верующих. Глава 18 18:1–35 Это четвертая из пяти основных частей Евангелия от Матфея (см. Введение: Характерные особенности и темы). 18 как дети. Иисус приводит это сравнение не потому, что дети, как считается, невинны, а потому, что они зависимы и не пытаются казаться другими. 18:5–7 кто примет. Поскольку ученики Иисуса должны стать «как дети», слово «дитя» их и обозначает. То, что ответят ученикам Иисуса, ответят Ему Самому, склонять же ученика ко греху – воистину страшно (ст. 6). Человеческая развращенность – причина тому, что «надобно придти соблазнам», однако личная ответственность каждого не отменяется всеобщностью греха. 18:8–9 См. ком. к 5,1 – 7,29. 18 Ангелы их. В Писании говорится, что ангелы охраняют людей Божиих и служат им ( Пс. 90,11 ; Евр. 1,14 ) и что ведению этих духовных существ могут быть поручены те или иные области человеческой жизни ( Дан. 12,1 ). Хотя этот стих порой толкуют в том смысле, что у каждого верующего есть свой собственный ангел-хранитель ( Деян. 12,15 и ком.), это распространенное верование выходит за пределы библейских данных. 18:12–14 Об одной овце пекутся не в ущерб девяноста девяти; Бог заботится о каждом из учеников, но особенно – о заблудшем или находящемся в опасности. Бог избирает и защищает не только Свою Церковь в целом, но и каждого человека внутри нее. Возможно, притча эта связана с Иез. 34,11–16 (см. также 9,36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По-гречески: ν, ς νομζετο, υς ωσφ, το λ. При таком чтении слово «Сын» ( υς) относится к слову «Иосиф» ( ωσφ). Но признать такое сочетание запрещает отсутствие артикля перед именем Иосиф: ведь дальше везде отношение отца к сыну обозначается аритиклем ( το). Нет, отсутствие артикля перед словом «Иосиф», скорее, заставляет думать, что евангелист не вносит Иосифа в число предков Иисуса Христа. Лучше поэтому принять чтение Александрийского кодекса, где слово «Сын» ( υς) присоединено к причастию ν (по-русски: «был»). Тогда нужно будет передать этот стих по-русски так: «и был (точнее: будучи) Сын, как полагали, Иосифов – (на самом деле) Илиев». Но кто же такой Илий? По наиболее вероятному предположению, которое заменило собой в науке ранее принятое объяснение Юлия Африкана (ср. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 1), это был отец Пресвятой Девы Марии. Сама Она, по еврейскому обычаю, не вводится в число членов родословия Христа, но зато евангелисту было очень важно указать, что Христос по плоти является настоящим потомком Давида, что он и делает, давая родословие отца Марии и показывая, что Мария действительно происходила от Давида. Евангелист Лука ведет, таким образом, родословие Христа через Его деда по Матери и в восходящем порядке. Тут, однако, мы встречаемся с двумя такими именами (стих 27), которые повторяются и в родословии, сообщаемом у евангелиста Матфея как родословии Иосифа ( Мф.1:12 ) – именно с именами Зоровавеля и Салафииля. Но это недоумение может быть решено просто: и тот и другой действительно были общими предками Иосифа и Марии, а потом евангелисты перечисляют уже разных – двух – сыновей Зоровавеля, от одного из которых пошел род Иосифа, а от другого – род Марии. Важнее другие недоумения, здесь возникающие. Как объяснить, что Лука называет Зоровавеля сыном Салафииля (также и Матфей), тогда как в книге Паралипоменон ( 1Пар.3:18–19 ) Зоровавель назван сыном Федаии? Вероятно, это можно объяснить законом ужичества. Федаия был братом Салафииля и потому мог, после смерти последнего, вступать в брак с его бездетной вдовой, и от этого брака мог родиться Зоровавель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 54. 5 Блаженный Иероним Стридонский. Творения. Ч. 10. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. Киев, 1911. Пролог. 8 Святитель Ипполит Римский. Творения. Вып. 1. Толкование на книгу пророка Даниила (репринт). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. О Сусанне и двух старейшинах. Видение второе. С. 14. 10 Thomson J.G., Conville J.G. Иеремия//Новый Библейский словарь.1: Библейские персонажи. СПб., 1999. 14 Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Месяц май. Житие и страдания св. пророка Иеремии. Введенская Оптина Пустынь, 1992. 18 Григорий Богослов, святитель Константинопольский. Творения. Т. 1.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Слово 3. С. 69. 23 По пер. Л. В. Маневича: Не ходи в дом, где устраивают поминальную трапезу. Не ходи туда плакать и соболезновать…, см.: Ветхий Завет. Книга Иеремии/Пер. Маневича Л. В. РБО, 2001. 37 Афинагор Афинянин. Прошение о христианах//Серия “Античное христианство. Источники”. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. 39 Преподобный Ефрем Сирин. Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии. М., 1997. На гл. 11. Ст. 19. 49 Плевелы — растение с ядовитыми семенами. Они производят тошноту, конвульсии и понос, часто кончающиеся смертью. Растение вполне походит на пшеницу до времени созревания колосьев. — Полный церковно-славянский словарь свящ. Г. Дьяченко. 50 Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. О трех отречениях. Гл. 13. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, М., 1993. С. 217. 60 Святитель Ипполит Римский. Указ. соч. С. 14. — В Толковой Библии Лопухина (см. выше) это не признается достоверным. — Ред. 61 Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1996. На гл. 16. Ст. 14. С. 259. 63 Климент Александрийский. Педагог. Кн. 1. Серия “Учители неразделенной Церкви”. М., 1996. С. 30. 64 В пер. Маневича этот стих читается: Не будь для меня ужасом! У преподобного Макария (Глухарева):Не будь причиной моего падения. Церк.-слав. Библия дает прочтение: Не буди ми во отчуждение. 65 Предметом божественного созерцания является Причина всего сущего — Бог, открывающийся разумной твари в той степени, в какой та может вместить Его присутствие.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Маккавейская), из Пролога взят рассказ о мучении Елеазара 331 . 20-го августа – пророка Самуила, «от Божественного писания собрано сокращение»; в месяцеслове: «Великие Четии-Минеи, Скарга, л. 623 и Мартиролог», – но житие заимствовано только из 1-ой книги Царств (гг. 1–16) и из книги Иисуса сына Сирахова (гл. 46). При составлении указанных житий Библия была главным, основным источником, но к ней же обращался Святитель и тогда, когда ему приходилось описывать жизнь всех вообще упоминаемых в Библии ветхозаветных и новозаветных святых. В таких случаях он не любил пользоваться библейскими сведениями из вторых рук, а обращался к ним непосредственно и передавал самостоятельно. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить любое из относящихся сюда житий с указанными в Четии-Минее или рукописях источниками. Там, где в этих житиях передаются сведения из Библии, мы всегда встречаем у Святителя то, чего нет в других источниках и что нашел или собрал он сам, после внимательного чтения и изучения Слова Божия. Пользуясь Свящ. Писанием, Святитель не избегал и его толкований, – в житиях и особенно в сказаниях довольно часто встречаются выдержки из Амвросия Медиоланского , Григория Нисского , Ефрема Сирина , Иеронима, Иоанна Златоуста и Феофилакта, причем к последним двум толковникам Святитель относится с особенною любовью и почтением. Из латинских экзегетов он пользовался сочинениями Корнелия а Лапиде, которые в количестве 10 томов имелись в его библиотеке 332 ; отсюда Святитель брал сведения о жизни ветхозаветных и новозаветных библейских писателей, а иногда и иной материал. В большинстве случаев Святитель довольствовался славянским переводом Библии по Острожскому изданию, но изредка ему приходилось обращаться и к переводам иностранным. Мы уже говорили, что в «рассмотрении избрания свв. 70 апостолов», Святитель приводит два места – из Деяний и Посланий Апостольских по-гречески; 8-го ноября, в слове на собор св. архистратига Михаила он выписывает стих из книги пророка Захарии по Иеронимову переводу; тот же Иеронимов перевод упоминается 6-го января, в слове на Богоявление Господне; там же есть ссылка на перевод Симмаха, а в сказании о рождестве Христовом, 25-го декабря, изъясняя 18 стих первой главы Евангелия от Матфея, Святитель говорит, как читается это место в переводе Сирском 333 . Ссылки на Симмаха и Сирский перевод, по всей вероятности, сделаны по руководству какого-нибудь пособия, но латинским переводом Святитель мог пользоваться и непосредственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010