Глава 1 Рождение Самуила и посвящение его Господу. 1Цар.1:1 .  Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – ефрафянин; «Рамафаим-Цофим» – иначе Рама Самуилова (см. 1Цар.1:19 ) – местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. «ефрафянин» не в смысле «вифлеемлянин» ( Быт.35:1 ): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, а в смысле «ефремлянин», по месту своего происхождения. Ефрафа, ефрафянин, Ефрем, Ефраим, ефремлянин происходят от одного и того же еврейского корня – произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным. 1Цар.1:3 .  И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т.е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес – священниками. «Положенные дни», в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были ( Исх.34:23 ; Втор.16:16 ) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы. 1Цар.1:4 .  В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные ( Лев.7:11,21,29–34 ; Втор.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е   Ева • Евангелие • Евангелие от Иоанна • Евангелие от Луки • Евангелие от Марка • Евангелие от Матфея • Евангелист или благовестник • Еввул • Евеи • Евей • Евер • Евильмеродах • Евника • Евнух • Еводия и Синтихия • Евреи • Евтих • Евфрат • Египет • Еглаим • Еглон • Едем • Еден • Едер • Едом • Едрея • Еж • Ездра • Езекия • Екбатана • Екрон • Елам • Елаф • Елдад и Модал • Елеазар • Елеале • Елеонская гора • Елиаким • Елизавета • Вариисус, Елима • Елимелех • Елим • Елиса • Елисей • Елифаз • Елиав • Елиаким • Елиам • Елиезер • Елиуд • Елиуй • Елкана • Елкосея • Еллада • Еллассар • Еллинисты • Еллины, Еллада • Елмодам • Елнафан • Елон • Елуль • Елханан • Елцафан • Еман • Емаф • Емаф-Сува • Емек-Кециц • Емима • Еммануил • Еммор • Ен • Ен-Ганним • Енгедди • Аэндор, Ен-Дор • Ен-Риммон • Ен-Шемеш • Ена • Енаим • Енаки • Енакимы • Енномова долина • Енон • Енос • Енох • Епанча • Епафрас • Епафродит • Епенет • Ераст • Ермоген • Ермон • Ерм и Ермий • Есевон • Есек • Еслим • Есром • Есть книгу • Есфирь • Етаним • Ефа • Ефам • Етам • Ефан • Ефваал • Ефер • Ефес • Ефиопия • Ефод • ЕфраимЕфрафаЕфремов лес • Ефрем • Ефрон • Еффафа • Еффей • Ецион-Гавер • Ешбаал • Ештаол • Естаол • Ештемо • Естемоа • Ж   Жаба • Жатва • Жезл • Жезл Ааронов • Жезл миндальный • Железо • Желтый шелк • Желудок • Желчь • Жемчуг • Жених • Женщина • Жернов • Жертва • Жертва благодарения • Жертва возлияния • Жертва всесожжения • Жертва за грех и жертва повинности • Жертва мирная • Жертва по обету • Жертва ревнования • Жертва усердия • Жертва от усердия • Животные • Жребий • Жрецы • Жук • Журавль З   Завад • Завдий • Завеса • Завет • Завулон • Завуф • Заем • Закалывание • Закваска • Заклинатели • Заклятие или заклятое • Закон • Законники • Закон Моисея • Закхей • Залог • Замзумимы • Замврий • Заноах • Западное море • Запечатление Духом • Записи Гада прозорливца • Записи Ииуя, сына Ананиева • Записи Нафана пророка • Записи Самея пророка и Адды прозорливца • Записи Хозая • Заповеди человеческие • Запястье • Зара • Зарай • Заред • Захария • Заяц • Звезды • Зеббуда • Зеведей • Зевей и Салман • Зевул • Зелфа • Земледелие • Землетрясение • Земля • Земля горшечника • Земля крови • Земля Хамова • Зереш • Зеркала • Зерно • Зив • Зилот • Зимврия • Зимран • Зимри • Зина • Зиф • Зихрий • Змей • Знамение • Золото • Золотая кадильница • Золотой жертвенник • Золотой нарост • Зоровавель • Зохелет • Зрелище • Зузим

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

232 . Событие воскрешения Лазаря. 233 . Рассказать о Лазаре Четверодневном. 234 . Совет Каиафы о Спасителе. 235 . Рассказать о Каиафе. 236 . Показать на карте Заиорданье. 237 . Показать на карте город Ефраим. 238 . В каком году происходило событие обращения Закхея? 239 . Показать на карте место, где происходили события обращения Закхея. 240 . Кем был Закхей? 241 . Событие обращения Закхея. 242 . Притча о десяти минах. 243 . В каком году происходило исцеление слепца Иерихонского? 244 . Как звали исцеленного слепца Иерихонского? 245 . Событие исцеления слепца Иерихонского. 246 . Показать на карте гору Елеонскую. 247 . Что значит название горы Елеонская? 393 Ефрем или Ефраим, город колена Ефремова, куда удалился Господь по Воскрешении Лазаря из мертвых ( Ин. 11, 54 ). По Робинсону, это древний город Офра. На месте оного теперь находится селение Эт-Тайибех. Расположено оно примерно в 7 километрах к востоку от Вефиля, и в 25 километрах от Иерусалима, о чем свидетельствует и блаженный Иероним. По преданию, искушения Спасителя были в пустыне близ города Ефраим. С вершины скалы, где диавол искушал Спасителя, ныне виден разросшийся город Иерихон. 395 Ныне, недалеко от города Иерихон, указывают Сорокадневную гору. Эту гору еще называют горой Искушения. В Ветхом Завете козла отпущения, на которого возлагали грехи, изгоняли сюда, в пустыню. Здесь находится монастырь, который, словно ласточкино гнездо, прилепился к горе на средине ее высоты. В монастыре построен храм Благовещения, а из него по лестнице можно пройти в часовню, где под престолом виден камень, на котором молился Господь во время 40-дневного поста. На вершине горы Искушений стоят стены недостроенного монастыря, воздвигнутые Россией. Революция 1917 года парализовала строительство, – Россия вступила на свой путь искушения от диавола. Ныне стены стоят, а храмов и корпусов нет. В центре территории видны остатки древнейшего храма IV века, который строила святая царица Елена. Диавол отсюда показывал Христу мир, предлагая все его царства, только бы Он поклонился ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Мы подходим теперь к личности, которая из всех сынов сирийской церкви наиболее известна по имени западному миру: Ефраим, обычно называемый Ефрем, Сирин умер в Эдессе в 373 году в правление арианского императора Валента. Его родиной была Низибия, где он жил, пока Иовиан не отдал ее персам в 363 году, после поражения и смерти Юлиана Отступника. В Эдессе Ефрем жил отшельником или пустынником в келье вне города, но слава его, как толкователя и борца против ереси, была велика еще при жизни. Рассказывают, что он посетил св. Василия Кесарийского в Каппадокии и был посвящен им во диакона. Что создало св. Ефрему эту необыкновенную славу, трудно сказать. Его биограф приписывает ему честь составления полемического гимна, довольно грустного [по содержанию] добавления к общественному богослужению. Значение Ефрема для современных ученых заключается в том, что сирийский писатель 4-го века, труды которого чрезвычайно обширны и хорошо сохранились, не может не дать нам некоторых любопытных черточек жизни и мысли церкви, к которой он принадлежал. Но довольно скучная задача подбирать зерна пшеницы среди мякины. Ефрем необычайно многословен, он повторяется без конца и из всей массы материала, кажется, можно выбрать очень немногое. Стиль его настолько иносказательный и неестественный, что мысль производит впечатление глубокой и утонченной, но когда смысл разобран, она оказывается обычно банальной. Возьмите, например, тринадцатый из Низибийских гимнов, озаглавленный О Св. Иакове и его сотоварищах 61 . Нужно заметить, что св. Иаков был епископом Низибии, ему преемствовал Баву, а Баву–Валгеш или Вологез, который был еще жив, когда появилась поэма. I. Три славные священника, Подобно двум великим светилам Передали один другому Трон, власть и паству. Нам, чье горе о двоих было велико, Последний явился полным утешением. Слава Тебе, избравшему их! II. Он, Который сотворил два великих светила, Избрал для себя три великих светила И послал их в три Заключенных мрака, которые рассеялись. Когда два светила погасли,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Мы подходим теперь к личности, которая из всех сынов Сирийской церкви наиболее известна по имени Христианскому миру: Ефраим, обычно назваемый Ефрем Сирин , умер в Эдессе в 373-м году в правление арианского Императора Валента. Его родиной был Нисивин [Низибия], где он жил, пока Иовиан не отдал этого города Персам в 363-мть году, после поражения и смерти Юлиана Отступника. В Эдессе Ефрем жил отшельником или пустынником в келии вне города, но слава его, как толкователя и борца против ересей, была велика ещё при жизни. Рассказывают, что он посетил святого Василия Кесарийского в Каппадокии и был посвящён им в диакона. Что создало святому Ефрему эту необыкновенную славу, трудно сказать. [Его биограф приписывает ему честь составления полемического гимна, довольно грустного [по содержанию] добавления к общественному Богослужению]. Значение Ефрема для современных учёных заключается в том, что Сирийский писатель IV века, труды которого чрезвычайно обширны и хорошо сохранились, не может не дать нам некоторых любопытных чёрточек жизни и мыслей Церкви, к которой он принадлежал. Святой Ефрем необычайно многословен, он повторяется без конца и из всей массы материала, кажется, можно выбрать очень немногое. Стиль его настолько иносказательный, что мысль производит впечатление глубокой и утончённой, но когда смысл разобран, она оказывается обычно банальной. Возьмите, например, тринадцатый из Низибийских гимнов, озаглавленный «О Святом Иакове и его сотоварищах» 614 . Нужно заметить, что святой Иаков был епископом Низибии, ему преемствовал Баву, а Баву – Валгеш или Вологез, который был ещё жив, когда появилась поэма. I Три славных священника, Подобно двум великим светилам Передали один другому Трон, власть и паству. Нам, чьё горе о двоих было велико, Последний явился полным утешением. Слава Тебе, избравшему их. II Он, который сотворил два великих светила, Избрал для себя три великих светила И послал их в три Заключённых мрака, которые разорялись, Когда два светила погасли, Последнее было совершенно лучезарным. Слава Тебе и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Англ. Библия всех ближе к нашему русскому тексту: «the earth brought forth’by handfuls». Нет сомнения, что наши русские переводчики вернее всех передали смысл подлинника. Быт. 41:48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. Быт. 41:49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. Быт. 41:50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Быт. 41:51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, Манассия – «приводящий в забвение», толкует м. Филарет; «заставляющий забыть», передаёт Англ. Библия (также и О. Г.). Что Иосиф сохранил память о семье своей и добрые чувства, не изменённые его величием, мы видим из последующего рассказа об отношениях его к своему семейству и из добрых слов его к братьям после смерти Иакова ( Быт. 50:19–21 ). Он забыл только свои несчастия вследствие милости к нему Божией. потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. Быт. 41:52 А другому нарек имя: Ефрем, Ефраим, как пишут м. Филарет, Англ. Библия, Остервальд, О. Герлах и другие, означает, по толкованию м. Филарета, обильный плод или обилие детей. По толкованию Англ. Библии, слово это имеет двойственную форму и означает «вдвойне плодородно». По О. Герлаху оно означает «двойной отросток». потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. Быт. 41:53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, Быт. 41:54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, Выражение по всей земле ( Быт. 41:56 ), во всех землях означает ближайшие земли, окружавшие Египет или бывшие с ним в постоянных торговых сношениях. У евангелиста Луки ( Лк. 2:1 ), замечает м. Филарет, вся вселенная значит Римскую империю. Голод под влиянием, вероятно, восточных ветров охватил Эфиопию, Ливию, Аравию, Палестину и всю Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Они и на время праздника не удерживаются от злобы убийства, но положили совершить убийство и восходят для очищения. Согрешившие волей или неволей не совершали Пасхи, прежде чем очистятся по обычаю чрез омовение, пост, обрезание и принесение узаконенных жертв. А они, самые лучшие, творящие очищение, составляют совет против Господа и говорят: «как вы думаете? не придет ли Он на праздник?», то есть Он непременно попадет в наши руки, и если не что иное, то самое время приведет Его в наши сети. Какая злоба! Тогда как и открытых преступников следовало для праздника освободить, они злоумышляют против Невинного. И если бы только простецы это делали, их пристрастие показалось бы делом невежества, а то фарисеи дают приказание объявить о Нем и схватить Его. Итак, Господь прилично удаляется от них. Ибо слово Божие, возвещаемое пророками, прежде явно ходило между иудеями, а теперь уже нет, но удалилось в пустыню — Церковь язычников, о которой сказано, что у пустой детей гораздо более чем у той, у которой есть муж (Ис. 54, 1). Близко находится Ефраим, — самая пустыня. Ефрем — значит «плодоносие», Ефрем был младший брат; Манассия — старший. Манассия — значит «забвение». Итак, иудейский народ был старшим сыном Божиим, ибо сказано, сын Мой первенец Израиль (Исх. 4, 22), но Бог забыл его; а Ефрема, то есть плодоносие из язычников, Господь сотворил вторым сыном. Итак, Слово, оставив Иудею, вышло в пустыню Ефраим — Церковь из язычников, оплодотворенную Евангелием.   Глава двенадцатая   За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи (Исх. 12, 3) и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное и этим днем начинают праздник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Иисус Христос, по воскресении Лазаря, не ходил между иудеями явно, а пошел в страну близ пустыни, в город, называемый Ефрем, и там оставался с учениками своими 415 . Местоположение этого города определено в Евангелии довольно ясно. Он находился не в пустыне, а в стране близ пустыни. Под пустыней же в Св. Писании обыкновенно разумеется все песчаное и дикое при-Иорданье. Следовательно, страна близ пустыни есть восточное погорье Палестины, лежащее против Иордана. В этой стране, на юг и восток от Иерусалима и Вифании, не бывало и нет ни города, ни села под названием Ефрем. Итак, надобно искать его на северо-востоке от этих мест и именно в близ-пустынном погорье Св. Земли. А здесь Офра, Ефраим, Ефрем встречается только в соседстве с Махмасом, Вефилем и Иесиной, на месте нынешнего села Оф-Тайбе; выше нет его; ниже, на восток к Иордану, нет его; на западе же от Вефиля и искать его не должно, потому что та страна называлась Иудеей нагорной, а не близ-пустынной. И так, несомненно, что город Ефрем, в котором Господь уединялся с учениками своими, есть нынешний Оф-Тайбе. Священное место! Когда иудеи восстали против римлян, тогда Веспасиан, по сказанию Иосифа Флавия, в пятый день месяца Десия (30 Апреля) выступил с войском из Кесарии и пошел на те места в Иудее, кои еще не были разорены. Вступив в горную Иудею, он овладел двумя уездами Гофнским (ныне Джифна) и Акрабатенским (ныне Акраби-и-Сартаба) и потом городками Вефилем и Ефремом, в которых поставил сторожевые отряды и делал оттуда конные разъезды до самого Иерусалима 416 . Городок Ефрем, соседний с Вефилем и находящийся в Акрабатенском уезде, очевидно, есть евангельский Ефрем, нынешний Оф-Тайбе. Крепкая местность его и близость к Иерусалиму входили в план стратегических расчетов римского полководца. Так и быть надлежало. Армия, занявшая Гофну, Вефиль и Ефрем, отрезывала Иерусалим от северной Палестины, населенной и плодородной. От этих местечек весьма близко до Св. Града и удобно делать конные разъезды. Иудейский историк называет Вефиль или Ефрем городками (πολχνια). Это значит, что они были окружены стенами. Действительно, в Оф-Тайбе полууцелели древние укрепления, в коих по местам видны камни римской тески с шероховатой и выпуклой серединой 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт.41:46 . Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. 30 лет от роду, следовательно 13 лет спустя после невольного своего прибытия в Египет, вступает Иосиф в исполнение обязанностей своего поста. Быт.41:47–49 . Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. Стихи 47–49 изображают картину чрезвычайного плодородия в Египте в первые 7 лет, когда родилось «из одного зерна по горсти» (ст. 47), – грандиозную деятельность Иосифа по собиранию хлеба и всяких плодов по районам в городские магазины царские (ст. 48), причем город на время голода должен был стать житницей окружающих его селений; общее количество собранного хлеба не могло быть даже сосчитано вследствие множества (ст. 49). Рождение детей; начало голода Быт.41:50–52 . До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. В годы плодородия, может быть, во вторую половину этого периода, у Иосифа от Асенефы родились 2 сына, потомки которых в последующей истории Израиля имели весьма большое значение: о рождении их священнописатель говорит здесь, держась хронологии событий и желая дать полные сведения о новом периоде жизни Иосифа в Египте (ср. Быт. 41:45 ). Знаменательны имена обоих сыновей Иосифа, поскольку они отображают его душевное настроение. Манассия (евр. Менаше) – «заставляющий забыть» именно все злоключения, пережитые им со времени оставления отеческого дома и даже еще во время пребывания его там; лишь постольку, поскольку воспоминание о доме отца вызывало в Иосифе горечь печали, он забыл его и все бедствия, вследствие милости Божьей к нему. Если, таким образом, имя первенца имеет более отрицательный смысл, хотя и заключает благодарение Богу со стороны Иосифа, то имя 2-го сына Иосифа – Ефрем (евр. Ефраим) – «двойное плодородие», указывает положительное следствие возвышения его в Египте: избавление от бедствий и прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 46:10 Сыны Симеона: Иемуил В Чис. 26назван Немуилом (также 1Пар. 4:24 ). и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, Зара в Чис. 26:13 , а в 1Пар. 4 Зерах. Заметим здесь, что если бы Кн. Бытия и вообще всё Пятикнижие было написано во времена начертания хроники (Паралипоменона), как старались доказать Куэнен и другие критики, то ни в каком случае не могло бы произойти разногласия в родословных таблицах. и Саул, сын Хананеянки. Вероятно, говорит митрополит Филарет, Саул назван сыном хананеянки потому, что в семействе Иакова женитьба на хананеянке была исключительным случаем. Быт. 46:11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. Быт. 46:12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул. Быт. 46:13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон. Быт. 46:14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил. Быт. 46:15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его – тридцать три. Т. е. считая Иакова и Дину, но исключая умерших Ира и Онана. Быт. 46:16 Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели. Быт. 46:17 Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны Брии: Хевер и Малхиил. Быт. 46:18 Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ. Со включение Серах, «сестры их». Быт. 46:19 Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин. Быт. 46:20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, Ефраим по чтению западных. В переводе семидесяти включены и сыновья Манассии и Ефрема, которые показаны в списках Чис. 26:28–37 и 1Пар. 7в числе пяти душ. которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Быт. 46:21 Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; [сыны Белы были:] Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард. Быт. 46:22 Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ. Быт. 46:23 Сын Дана: Хушим. Быт. 46:24 Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем. Быт. 46:25 Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010