— И правильно подсказывает! — с воодушевлением поддержала тетка. — А вы тоже напишите… Если, конечно, вы честный человек. — Я? Я не отступлю! И она в тот же день отнесла заявление туда же в ветеринарный пункт. В глубине души серый думал (про себя думал): «Раз соврала, то пусть ка тебя доктора — в животик». Он не любил, когда ему говорили неправду, и гордился этим. Ну, тетка и попала тоже как кур во щи: вопила, ругалась, врала по мере надобности, в частности про то, что ранка была небольшая и уже зажила, тыкала пальцем в старый шрамчик на руке и еще кричала, что она, как честная советская женщина, написала для пользы дела, а ее за то наказывают в живот. Странно, но почему-то ее отпустили, записав адрес, и сказали: мол, заедем завтра на дом для выяснения. Как бы там ни было, но тетка возненавидела Бима лютой ненавистью, серого — тоже, но несколько меньше, хотя он и подвел ее под монастырь. В связи с такими двумя заявлениями через два дня в областной газете появилось объявление: «Есть основание полагать: собака, беспородный сеттер, ухо черное, кусает прохожих. Знающих местопребывание таковой, а также укушенных просим сообщить по адресу… На предмет изловления для анализа и ликвидации возможных последствий. Граждане! Берегите свое здоровье и здоровье других — не молчите»… И т. п. В ближайшие дни немедленно посыпались письма читателей. В одном из них сообщалось: «…(Такого-то числа и месяца сего года)… Бежала собака в направлении к вокзалу (беспородный сеттер, ухо черное), она не разбирала ничего и перла напрямую, так здоровые духом собаки не бегают — напрямую или наискосок через площадь, а обходя препятствия или предметы, встречающиеся на пути следования. Хвост был опущен вниз, и морда была действительно опущена вниз. Вышеупомянутая собака (беспородный сеттер, черное ухо) вполне опасна, может укусить любого гражданина советского союза и даже иностранного туриста, каковые есть, а потому ее следует ловить и ликвидировать без никаких исследований, о каковых упомянуто в объявлении вашей уважаемой нами газете».

http://azbyka.ru/fiction/belyj-bim-chern...

По данным уполномоченного Совета по делам РПЦ в Татарской АССР, в 1958 г. были крещены 45% детей, венчаны 9% супружеских пар и отпеты 63% умерших (подсчеты велись от числа родившихся, вступивших в брак и умерших всех национальностей, кроме татар), в следующие годы положение не менялось. Высокий уровень религиозности населения подтвердили также итоги учета религ. объединений и духовенства (1961), по которому в Татарской АССР были зафиксированы 167 нелегальных общин РПЦ и 9 подпольных групп истинно православных христиан . В 60-х гг. XX в. гонения на Церковь усилились. В 1963 г. по распоряжению уполномоченного были уничтожены св. источники с часовнями в с. Куюки и дер. В. Девлизеры Пестречинского р-на, в с. Бима Лаишевского р-на. Также ликвидация св. источников была проведена в Марийской АССР. В апр. 1966 г. уполномоченный Совета по делам религий по Марийской АССР обратился к председателю Совета с предложением об упразднении Казанской епархии (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 5. Д. 33). В ответ на многочисленные жалобы духовенства и прихожан 13 апр. 1967 г. состоялось заседание Совета по делам религий при СМ СССР, на котором рассматривались факты грубых нарушений законодательства в отношении общин РПЦ в Оршанском и Медведевском р-нах Марийской АССР и указывалось на ошибки в деятельности уполномоченного по делам религий по Марийской АССР В. Савельева. В связи с многочисленными жалобами верующих 28 апр. 1967 г. Совет принял беспрецедентное для этого периода постановление, отказавшись утвердить решения СМ Марийской АССР о закрытии церквей в с. Нурма Медведевского р-на и с. Кучка Оршанского р-на и потребовав от местных властей восстановить законность в отношении общин верующих. В 1975-1988 гг. епархией управлял еп. Пантелеимон (Митрюковский). В 1975 г. в связи со сносом дома на ул. Лесгафта епархиальное управление переехало на дальнюю окраину города на ул. Челюскина, где находится и в наст. время. Во 2-й пол. 70-х гг. наметились позитивные изменения в отношении властей к Церкви. В 1979 г. общине верующих было разрешено открыть новое молитвенное здание в частном доме взамен подлежавшей сносу аварийной церкви в с. Сумки Горномарийского р-на Марийской АССР. В июне 1980 г. была зарегистрирована новая община РПЦ в г. Бугульма, местные власти разрешили общине начать строительство ц. в честь Казанской иконы Божией Матери лишь в 1987 г. В июне 1981 г. легализирована община в с. Боровецком (ныне в черте Набережных Челнов), верующим был возвращен Вознесенский храм. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. ежегодно 1-2 человека из К. е. направлялись в духовные учебные заведения. Выпускники семинарий и академий 70-80-х гг. в наст. время составляют самую уважаемую часть епархиального духовенства.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Обитель получила обширные земельные владения в окрестностях Казани, на к-рых были основаны села и деревни. В грамоте от 22 сент. 1562 г., выданной царем Иоанном IV по челобитной архим. Варсонофия кн. Юрию Ивановичу Темнику Ростовскому, обители отводился «служной двор» и сенные покосы «против Казачьяго острова». Грамотой царя Феодора Иоанновича от 15 июня 1585 г. К. м. передавалась дача Подсека. Мон-рю принадлежали городские слободы Плетени (Борисоглебское) и Поповка (конфискованы после Соборного уложения 1649 г.), села и деревни: Б. и М. Клыки, Девликеево (Введенское), Борисково, Салмачи (ныне в черте Казани), Бима, Каипы, Егорьево (Богоявленское) (ныне в Лаишевском р-не), Богородское, Гильдеево (ныне в Пестречинском р-не). В нач. XVII в. обители были переданы земли на левом берегу р. Волги, ниже устья р. Камы, туда вошла и территория древнего г. Болгара (в 1722 имп. Петр I Алексеевич в сопровождении Казанского архиеп. Тихона посетил древнее городище и вскоре повелел создать здесь самостоятельный Болгарский Успенский мон-рь). В 1-й пол. XVII в. к К. м. был приписан небольшой Прилуцкий монастырь (т. н. Стекольный скит), к концу того же века упраздненный из-за приверженности братии старым обрядам. Место, где находилась эта обитель, почиталось казанскими старообрядцами (к 2012 сохр. 2-этажный корпус бывш. Стекольного скита (ныне в центре г. Казани)). В 1723 г. по ходатайству судьи духовных дел Казанской митрополии настоятеля К. м. архим. Ионы (Сальникова или Сальникеева) обители дозволялось сдавать принадлежащие ей мельницы и рыбные ловли в оброчное пользование монастырским крестьянам (ОДДС. Т. 3. Стб. 245). С кон. XVI в. мн. частные лица жертвовали К. м. в Казани лавки, погреба в большом, гостином, шапошном, рукавишном, сапожном, соляном, пушном, рыбном, медовом, сыромятном, мучном, мясном, серебряном, ветошном, крашеном рядах города, а также кузницы, амбары (в т. ч. у Тайницких ворот). Грамотами царя Иоанна IV 1558 и 1579 гг. мон-рю разрешались рыбные и «бобровые» ловли на речках Кишкиль и Ишим, а также давалось «право плавания с судном» в Астрахань: «...и класть в то судно соли или рыбы и плыть до Казани и Нижнего Новгорода, где, продав соль и рыбу, покупать про монастырский обиход ряхлять беспошлинно» ( Никанор (Каменский).

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Ага, это уже близко к делу. Интересно: даже старик имел тогда сеттера. А у художника — желто-пегий. Не оттуда ли твоя кровь, Бим? Вот бы! Но зачем тогда… Черное ухо? Непонятно. Из того же письма: «Породу красных сеттеров вел также московский дворцовый доктор Берс. Одну из красных сук он поставил с черным сеттером покойного императора Александра Николаевича. Какие вышли щенки и куда они девались — не знаю. Знаю только, что одного из них вырастил у себя в деревне граф Лев Николаевич Толстой». Стоп! Не тут ли? Если твоя нога и ухо черны от собаки Льва Николаевича Толстого, ты счастливая собака, Бим, даже без личного листка породы, самая счастливая из всех собак на свете. Великий писатель любил собак. Еще из того же письма: «Императорского черного кобеля я видел в Ильинском после обеда, на который государь пригласил членов правления московского общества охоты. Это была очень крупная и весьма красивая комнатная собака, с прекрасной головой, хорошо одетая, но сеттериного типа в ней было мало, к тому же ноги были слишком длинны, и одна из ног совершенно белая. Говорят, сеттер этот был подарен покойному императору каким-то польским паном, и слух ходил, что кобель-то был не совсем кровный». Выходит, польский пан облапошил императора? Могло быть. Могло это быть и на собачьем фронте. Ох уж этот мне черный императорский кобель! Впрочем, тут же рядом идет кровь желтой суки Берса, обладавшей «чутьем необыкновенным и замечательной сметкой». Значит, если даже нога твоя, Бим, от черного кобеля императора, то весь-то ты вполне можешь быть дальним потомком собаки величайшего писателя… Но нет, Бимка, дудки! Об императорским — ни слова. Не было — и все тут. Еще чего недоставало. Что же остается на случай возможного спора в защиту Бима? Моисей отпадает по понятным причинам. Сухово-Кобылин отпадает и по времени, и по окрасу. Остается Лев Николаевич Толстой: а) по времени ближе всех; б) отец его собаки был черным, а мать красная. Все подходяще. Но отец-то, черный-то, — императорский, вот загвоздка.

http://azbyka.ru/fiction/belyj-bim-chern...

1893. С. 15). В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал К. м. право «ходить одинова в год судном в Астрахань и класть по 20 тысяч пуд соли или рыбы»; царь Михаил Феодорович разрешил мон-рю владеть мостом и перевозом через р. Мёшу близ монастырской дер. Бима, а также дозволил беспошлинно ввозить в Москву 10 возов рыбы. В 1649 г. царь Алексей Михайлович писал нижегородскому таможенному голове: «...не велено с посылаемых из Спасского монастыря к Москве хлебных и всяких запасов пошлин, головщин и полозоваго брать». С 1699 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей на имя архим. Алексия К. м. владел перевозом на р. Каме (Там же. С. 16-17). Со времени основания К. м. монастырскому хозяйству были дарованы особые права и привилегии. В 1555 г. царь Иоанн IV выдал архим. Варсонофию «несудную» грамоту, подтвержденную в 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем. Грамотой царя Алексея Михайловича 1649 г. повелевалось, чтобы «Митрополиту Казанскому Симеону Преображенскаго монастыря старцов и слуг за ссорою о вотчинной спорной Салманчинской земле ни в каких делах судом и расправою, кроме духовных дел, не ведать». В 1647 г. монастырские крестьяне получили некоторые льготы «в подворных сборах», в 1649 г. освобождались от привлечения по исковым делам, в 1696 г.- от взноса «стрелецкаго хлеба» (Там же. С. 18-19). В нач. 1725 г. настоятель К. м. и судья Казанского архиерейского дома архим. Иона (Сальников или Сальникеев) без ведома Синода «сам собою» приписал к К. м. казанский во имя Святой Троицы Феодоровский , казанский Кизический в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Мусерский мон-ри со всеми угодьями, что стало предметом особого судебного разбирательства. Архим. Иона перевел в К. м. как братию, так и имущество приписных обителей. Но вскоре по инициативе Казанского архиеп. Сильвестра (Холмского) и кизического игум. Иакова самочинно приписанные мон-ри были отобраны у К. м. и приписаны к Казанскому архиерейскому дому (ОДДС. Т. 7. Стб. 16-18). Впосл. архим. Иона по неоднократным обвинениям в лихоимстве и др.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

В более богатых местностях синагоги строились из белого мрамора, с изваянием на наружной стороне грубых, рельефных изображений из виноградных лоз и гроздьев или из распустившейся ветви или из сосуда с манной. Близ входа с одной стороны стояли сидения для мужчин, на другой стороне за решеткой садились обыкновенно женщины, завернутые в свои широкие покрывала. На одном конце находился «теббаг», или ковчег из раскрашенного дерева, заключавший в себе Священное Писание , а в стороне устраивалась «бима», или возвышенное седалище для чтеца или проповедника. Клира в строгом смысле не было, но на некотором возвышении сидело человек около десяти и более «батланимов», – чтецов или старцев-руководителей, а выше всех их стояло седалище начальника синагоги. Сидения эти устанавливались под ковчегом, следовательно, лицом к собранию. Младшие по чину назывались «хаццанами», на обязанности которых лежало хранение священных книг. Самая синагога в древности называлась Беф Тефиллаг – дом молитвы, а во времена Спасителя носила название Беф Кенезеф – дом собрания. Часы этих собраний были 3-й, 6-й и 9-й. Богослужение в синагогах совершалось следующим образом: после молитв – «шема», состоявших из гимнов одиннадцати «берахов», или благословений, читались обыкновенно отрывки из Священного Писания: один из Закона – «парашаг», или «параш», другой из пророков – «гафтараг», или «гафтар». Чтения сопровождались изъяснениями или поучениями. Для исполнения этих обязанностей не было особенных нарочитых личностей, потому что обязанности священников и левитов, состоявших единственно только при иерусалимском храме, были совершенно другие. Читать писание и предлагать изъяснение его или поучение могло не только лицо, имеющее на то право или получившее позволение от начальника синагоги, но всякий, кто только по своему желанию мог прибавить свой собственный «мидрат», или толкование на прочитанное. Подобно этому и первенствующие христиане в своих богослужебных собраниях проводили время в молитвах и пении псалмов, в учении апостолов и чтении ветхозаветных Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В останках святых мучеников с древнейших времен виделось основание Церкви, ее краеугольный камень. Гробница мученика за Христа символизировала гроб Самого Спасителя: мученики потому и умирали за Христа, что знали о том, что они воскреснут в Нем и с Ним. «Яко Живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения». В этой молитве, совершаемой священником по перенесении предложенных Святых Даров на престол, выражено символическое значение святого престола как Гроба Господня, который в то же время знаменует собою и Рай Небесный, поскольку он стал источником нашего воскресения, знаменует чертог Небесного Царя, имеющего власть воскрешать людей и «судить живым и мертвым» ( Символ веры ). Поскольку престол является самым святым местом, ради которого существует алтарь, постольку сказанное о престоле относится и к алтарю в целом. В наше время в антиминсе на престоле непременно присутствуют мощи святых. Вещественные останки небожителей, таким образом, устанавливают прямую и непосредственную связь престола и алтаря земной Церкви с Церковью Небесной, с Царством Божиим. Здесь земное неразрывно и теснейшим образом сопряжено с небесным: под небесным жертвенником, соответствующим нашему престолу, святой Иоанн Богослов видел души убиенных слово Божие и за свидетельство, которое они имели ( Откр.6:9 ). Наконец, Бескровная Жертва, приносимая на престоле, а также то, что на нем в дарохранительнице постоянно хранятся Тело и Кровь Спасителя в виде запасных Даров, делает алтарь величайшей святыней. Естественно, что со временем алтарь со святым престолом стал все более отгораживаться от остальной части храма. В катакомбных храмах (I–V вв. по Р. X.) уже существовали солея и алтарные преграды в виде низких решеток. Затем возник иконостас с царскими и боковыми дверями. Слово «алтарь» происходит от латинского «alta ara», что означает возвышенное место, возвышение. По-гречески, алтарь в древности назывался «бима», что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи; судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд, раздавали награды.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Пророк подтверждает и поясняет предыдущее, что Евреи все возвратятся в свое отечество и размножатся там. Известно, что когда Ассирияне подвигались к пределам Израильского царства, чтобы окончательно разрушить оное, тогда многие из Израильтян убежали в Египет, и там остались. То же было и тогда, когда Халдеи разрушали царство Иудейское, и тогда многие Иудеи, не поверив св. пророкам Иеремии и Варуху, убежали в Египет, и жили там. ( Иер. 43:7; 44:1 ). Уже Египетский царь Птоломей Филадельф, по свидетельству Иосифа Флавия, возвратил в Палестину 120 тысяч Евреев. Из Ассирии и других мест пленные возвращались постепенно 158 (см. Ис. 11:11; 27:1–13 ; Ос. 11:11 ). Но это пророчество исполняется постепенно и исполнится в свое время, когда Господу Богу будет угодно; ибо и теперь много Евреев живет в разных странах. В Галаатид и в Ливан введу Я. Галаатида и Ливан были пограничные местности, – Галаатида – за Иорданом, на юге Вифании, а Ливан или горы Ливанские – на севере, по границе Палестины. Т. е., Евреи «так умножатся, – поясняет св. Ефрем Сирин , – что для помещения их, по причине многолюдства, недостаточно будет земли наследия их»; нужно будет расселить в местностях, по границам Палестины. О распространении Евреев за пределами Палестины говорил еще св. пр. Авдий ( Авд. 1:19, 20 ). И не имать остати от них ни един, т. е. никто не останется в земле чужой, со временем все возвратятся в свое отечество, или в Церковь Божию. Еврейский текст говорит, что со временем не достанет свободного места, для возвратившихся Евреев в их отечественной земле 159 . Ст. 11. И пройдут морем узким, и поразят в мори волны, и изсякнут вся глубины речныя, и отъимется всяко досаждение Ассирийско, и скиптр Египетск отъимется. С евр.: И пройдет бедствие по морю, и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта. Св. пророк продолжает свою речь о возвращении Евреев из разных стран в их отечество. Здесь присовокупляет, что это возвращение, не смотря на все препятствия, будет благополучно при помощи Божией, и также свободно, как свободно было путешествие Евреев чрез Чермное море. Народ Божий, говорит пророк, пойдет морем узким 160 , т. е. путем трудным, исполненным препятствий и скорбей; но при помощи Божией, он поразит волны моря, т. е. победит все препятствия; перед ним изсякнут вся глубины речныя, т. е., перед ним уничтожатся все козни врагов, тогда и гордость Ассириян или, вообще, врагов – уничтожится, и кончится царство Египетское. Здесь упоминаются царства Египетское и Ассирийское (или Сирийское), которые были более других враждебны Евреям; но под ними должно разуметь и другие царства, враждебно относившиеся к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

– В эту каменную раку вставлен дубовый гроб – художественное воспроизведение дубовой колоды в которой 70 л. покоилось в земле тело преподобного; этот гроб-колода (дл. 2 арш. 8 ½ в.) окован тремя железными обручами и десятью подвесными скобами для ношения гроба на руках. В этот уже гроб-колоду вставлен кипарисовый гроб с св. мощами. – Вокруг гробницы бронзовая чеканной работы решетка с изображениями двуглавых орлов по углам и серафимов по сторонам. – Четыре базы и на них колонны из киевского лабрадора поддерживают сень, которая возвышаясь над гробницею на 12 арш., имеет вид часовни над колодцем со стрельчатою кровлею в старинном Владимиро-Суздальском стиле. Сделанная из золоченой бронзы тонкой чеканной работы, сень увенчивается 5-ю луковичными главами. В арках и кокошниках среднего купола сени находятся изображения: на западной стороне – Спаса Нерукотворенного, с надписью по фризу: Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки, на северной – ночного моления преподобного Серафима на камне, с надписью но фризу же молитвы мытаря, на южной явления преп. Серафиму Божьей Матери с 12-ю венценосными девами и надпись: Господи Иисусе, Христе Сыне Божий молитвами Богородицы помилуй нас грешных, и к восточной стороне – блаженной кончины преподобного с надписью: Честна пред Господом смерть преподобных Его. В арках среднего купола находятся иконы святых, с коими преп. Серафим прибывал в духовном общении и творениями которых любил и сам навидаться и других назидать, именно: трех вселенских учителей, Исаака Сирина , Макария Египетск., Иоанна Лествичника , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго и др. По углам архитрава – 8 иконописных изображений серафимов, и между ними и кокошниками – иконы святых Исидора, Агафьи, Прохора и тех, память коих 19 июля и 2 января. – Над капителями колонн находятся иконы святых, имена коих носят Августейшие споспешники прославления пр. Серафима. – Общая стоимость раки с сенью около 35 тысяч рублей. Рисунок принадлежит кн. Путятину весь материал раки исключительно русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Антоний до самой своей смерти сохранял бодрость и пользовался здоровьем. «Глаза у него, говорит биограф, были здоровы и видел он хорошо; не выпало у него ни одного зуба, а только они ослабили от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами. Одним словом казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразною пищей, омовениями и различными одеждами» 307 . Во время его жизни и особенно после смерти все говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видевшие любили его, замечает далее автор. О силе его влияния свидетельствует то, что он – человек простой, неученый – сделался однако известным повсюду. «Имя человека, скрывавшегося в неизвестных и непроходимых пустынях, Бог прославил в Африке, Испании и Галлии, Италии и в самом Риме». Будучи в Риме, Афанасий еще при жизни Антония рассказами о его подвигах возбудил внимание к образу жизни Антония и некоторые под влиянием этих рассказов стали и у себя заводить нечто в роде иноческих общежитий. Одна богатая патрицианка именем Марцелла под влиянием этих рассказов первая основала у себя иноческое общежитие 308 . Впоследствии имя Антония пользовалось еще большею славою как в среде представителей церкви и мирян, так особенно между монахами. Иоанн Златоуст , говоря о жизни пустынников Египта, об Антонии между прочим так отозвался: «если кто-нибудь не входил в те кущи (жилища египетск. монахов), тот пусть вспомнит, что Египет произвел славнейшего мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно. Он сподобился божественного созерцания и вел такую жизнь, какой требуют Христовы законы. В этом уверится всякий, кто прочтет со вниманием книгу, содержащую повествование о его жизни, в которой (книге) найдет и многие пророчества» 309 . Для других церковных писателей и отцов Антоний также был предметом благоговения и похвал 310 . А Синезий, еще будучи язычником, удивлялся величию духа Антония, его высокому развитию помимо школьного образования, его остроумию и находчивости помимо всякого знакомства с диалектикою и сравнивал Антония с великими мудрецами и основателями религий в роде Зороастра и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010