Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие? 9 мин., 15.03.2021 Каждый год во всех православных храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского . Снова и снова на протяжении первых четырех дней Великого поста христиане погружаются в этот трагический текст, наполненный описаниями ужасов греха и плачем о нем. В чем особенность и неповторимость этого канона, почему в нем так много ветхозаветных сюжетов и для чего нужно выстаивать эти длинные богослужения первых великопостных дней размышляет настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, выпускник богословского факультета Оксфордского университета протоиерей Андрей Кордочкин. Радость и печаль одновременно: это возможно? — Казалось бы, покаянное чувство — неотъемлемая черта любого православного богослужения, отсюда и молитвы к Богу о помиловании. Что принципиально новое вносит в него канон Андрея Критского? — Нужно чаще напоминать себе и другим, что христианство — это благая весть, а не плохие новости об испорченности нашего духовного состояния. Хотя стоит признать, минор у нас в сегодняшней богослужебной практике зачастую звучит громче, чем мажор: мы отчего-то более сосредоточены на своих грехах, чем на радости, которую принес нам Христос. Так, например, самая радостная, торжественная молитва — Евхаристический канон, — в которой от лица всей общины звучат слова «нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее», самой общине не слышны, так как тихо читаются священником в алтаре. Таким образом, большая часть прихожан, которые никогда эту молитву не слышали, просто не могут сознательно в ней участвовать. В то же время, человек, познающий милость Божию и через нее достоинство своего неоскверненного естества, с болью воспринимает свою нынешнюю ограниченность и греховность. Преподобный Иоанн Лествичник, посвящая седьмую главу «Лествицы» «радостнотворному плачу», пишет: «Плач и печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте … Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души».

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo-o...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как готовиться к Причастию? 4 мин., 23.04.2019 Содержание 01 Пост Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов – к Причастию подходят натощак. 02 Вечернее богослужение Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия. 03 Исповедь Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией. 04 Молитвенное правило Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.

http://foma.ru/kak-gotovitsya-k-prichast...

В Великую среду митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском соборе апреля 2021 За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Светлана Румянцева) и хор священнослужителей под управлением протодиакона Симеона Белецкого . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной вечери (ужина) Господа с учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечери. В отличие от всех будних дней Великого поста и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Шаг за шагом разбирая последовательность Божественной литургии, мы подошли к кульминационной части Литургии верных. Ключевое евхаристическое священнодействие, требующее всеобщего внимания и благоговения, именуется анафорой, что в переводе с греческого означает «возношение». Нетрудно заметить, что слова «анафора» («возношение») и «просфора» («приношение») являются однокоренными. Принесенные нам в знак жертвы благодарения, хлеб и вино будут вознесены пред очами Божиими со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» («Мы приносим Тебе то, что и так Твое о всех и за все!»). Именно такой символический смысл имеет действие, запечатленное на фото: диакон возносит ввысь над престолом дискос с хлебом и чашу с вином. Эти хлеб и вино, принесенные в церковное собрание и вознесенные к Престолу Божию, через благодарное воспоминание о Христе станут нашим Причастием к Нему Самому, к Его Телу и Крови. Этот момент по праву можно охарактеризовать как наиболее таинственный (с ударением на первом слоге, как в слове «Таинство»), ибо речь идет о призывании Святого Духа для того, чтобы принесенные вещества непостижимым образом были освящены Богом и были даны нам в соединение с Его Божественной природой. Всю эту часть Литургии, которая включает в себя анафору с воспоминанием о Тайной Вечере, молитву о том, чтобы к таинственному общению с Ним были сопричастны все члены Церкви (и усопшие, и живые, и прославленные в лике святых, и все мы, кающиеся грешники) называют также Евхаристическим каноном. Слово канон, как известно, означает «правило», «схему», оно встречается в самых разных областях и всегда подразумевает строгую упорядоченность, следование установленным традициям. И в данном случае мы имеем дело со странным парадоксом: действие Святого Духа как бы подчинено определенному канону, правилу, чинопоследованию. В действительности речь здесь идет лишь о том, что по прошествии многих веков с того самого момента, как Христос повелел совершать евхаристическую трапезу в воспоминание о Нем, ее порядок и общий смысл не изменился. Какое бы мы ни взяли последование Литургии, будь то вышедшие из употребления древние уставы или практикуемые доныне в других христианских традициях евхаристические богослужения, оно всегда состоит из благодарения, воспоминания, возношения даров и молитвы об освящении Святым Духом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Каждый заключенный имеет право на встречу с духовным лицом Окт 3, 2014 Актуальное интервью Председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО. — Владыка, благословите! Как Вы полагаете, нельзя ли было бы провести что-то типа конкурса на лучшее убранство храма в ИУ в каждой епархии, а старост храмов-победителей из числа осужденных как-то поощрить? Как Вы на это смотрите? Артемий, Череповец — В 2012 году руководством ФСИН России, Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, Общественного Совета при Федеральной службе исполнения наказаний и Общероссийской общественной организации «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» утверждено Положение о Всероссийском смотре религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением». В рамках этого смотра ежегодно проводятся поочередно Конкурс православной иконописи осужденных «Канон» и Конкурс православной живописи осужденных «Явление». В 2013 году во всех без исключения колониях проводился конкурс «Канон», заключительный этап которого состоялся в январе 2014 года в Москве во время XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Осужденные, занявшие призовые места, поощрены денежными премиями и почетными званиями лауреатов конкурса, а православные общины храмов, которые представили на конкурс иконы, написанные заключенными — Благословенными грамотами Синодального отдела по тюремному служению и ценными подарками (из числа напрестольной богослужебной утвари — Евхаристический Потир, напрестольное Евангелие в металлическом окладе и напрестольный Крест). Так, за первое место, присужденное за написание Владимирской иконы Божией Матери, православная общину ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области награждена ценным подарком — богослужебной евхаристической Чашей — Потиром; за второе место, присужденное за написание иконы преподобного Сергия Радонежского, православная община ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области награждена ценным подарком — богослужебным Евангелием в металлическом окладе; за третье место, присужденное за написание иконы «Господь Вседержитель», православная община ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области награждена ценным подарком — богослужебным напрестольным Крестом.

http://sinfo-mp.ru/intervju-irinarh.html

Продолжается празднование Богоявления Господня . В течение 9 дней празднования, как и в самый день праздника, поется канон, который церковное предание приписывает Косме Маиумскому. Этот замечательный древний канон пронизан высоким троическим богословием и украшен удивительно емкими и яркими поэтическими образами, за которыми стоят древние и глубокие предания. Для их истолкования и рассказа о них потребовалась бы целая книга. В этом статье мы рассмотрим лишь один образ — огненную воду на Иордане. Крещение Господне      Обратим внимание на ирмос 8-й песни Богоявленского канона в поэтическом переводе с греческого оригинала: Тайну удивительную Печь показала Вавилонская, точившая росу. Ибо должен был поток Иорданский восприять невещественный огонь и покрыть Крещаемого Плотию Создателя, Его благословят народы и превозносят во все веки . Этот перевод несколько отличается от привычного церковнославянского текста, в силу того, что Элладская Церковь и восточные Патриархаты используют ныне другой греческий оригинальный текст. Тайну преславную вавилонская показа пещь, истощившая росу, яко струями имяше невещественный огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки . Так или иначе, идея ясна: Вавилонская печь показала преславную тайну, ибо поток Иордана должен был воспринять невещественный огонь и покрыть Творца, Крещаемого во Плоти. Данный ирмос построен на третьей главе книги Даниила, где рассказывается о мужественном исповедании веры в Единого Бога тремя юношами — Ананией, Азарией и Мисаилом — и об их чудесном спасении из огня. Если быть точнее, ирмос построен на Песне трех отроков, (Дан. 3:52–88) (оттуда взят припев «благословят и превозносят»), а также на предшествующем ей 49-м стихе 3-й главы («Ангел Господень сошел с тем, кто были с Азарией в пещи и угасил пламя огня и сотворил среду пещи как дух росу точащий») . Что в данном ирмосе целесообразно выделить? Во первых, мы видим четкую крещальную экзегезу: вавилонская пещь прообразует крещение — крещение огнем. С одной стороны, это естественно: в контексте праздника, а также в связи с тем, что песнь Трех отроков с раннехристианских времен входила в крещальное и в преданафоральное последование . Следы крещального употребления данной песни до сих пор прослеживаются в паримийных чтениях Великой Субботы, которые заканчиваются ею. С другой стороны, ирмос — уже не песнь: в ирмосах разрабатывается либо евхаристическая экзегеза , либо тематика Воплощения , либо прославляется мученичество трех отроков .

http://pravoslavie.ru/67824.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 23.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Собор Архистратига Михаила Церковь Святая наша празднует сегодня торжество Небесных Сил бесплотных, и исповедуем мы эту тайну в нашей жизни, что силы небесные с нами всегда и в самые решающие часы нашей жизни. За Божественной Литургией мы молимся вместе с ними, вместе совершается всё, все эти таинственные священнодействия, к которым с трепетом приникают ангелы. Совершается вход с Евангелием, священник читает молитву: “Сотвори со входом нашим входу Святых ангелов быть, сослужащих нам и сославословящих Твою славу”. Это не слова, это то, что происходит с Церковью. И песнь херувимская, когда вся Церковь, молящаяся прежде, чем наступит таинство пресуществления, великая тайна, всегда присутствующая среди нас, воплощения Слова Божия, Его Крестной смерти и Воскресения, приобщения нашей плоти и крови, всей нашей жизни. Эта херувимская песнь и Евхаристический канон, где все ангелы, как в откровении, как было показано апостолу Иоанну Богослову, вместе с двадцатью четырьмя старцами, со всей Церковью, припадая к Престолу Божию, вопиют: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне”. Это реальность, о которой свидетельствует опыт Церкви в лице святых ее. Мы знаем, как преподобному Серафиму во время Божественной Литургии открылся Господь с сонмом ангелов, присутствующих за этим служением. Как преподобному Сергию сослужил ангел во время Божественной Литургии. Это всегда происходит. Это напоминание, что Господь, все святые, все любящие Бога не оставляют тех, которые к Богу стремятся. И это не только за Божественной Литургией происходит, это во всей жизни происходит нашей. И идет та самая война, которая началась когда-то на небе  между Архистратигом Божиим Михаилом и предателями Бога, отступниками от Него, сатаной и всеми его подлыми клевретами, идет эта страшная война здесь на земле людей. И как сказала одна монахиня, подвижница, вся жизнь христианина заключается в том, что то враг побеждает нас, то мы его побеждаем. То он тебя бросит в этой схватке рукопашной, то ты его. И Господь Сам участвует в этом сражении. Потому не зависит исход его от того, сколько здесь тех, кто на стороне Бога, правды Его, и добра, и сколько их. То откровение, которое было когда-то пророку Даниилу: “Не бойся, нас больше, чем их”, до скончания века имеет силу.

http://moral.ru/собор-архистратига-михаи...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что мы без Никейского Символа веры? 23.05.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора Слово в неделю 7-ю по Пасхе Символ веры, который мы исповедуем в начале каждого дня и за каждой Божественной литургией, неотделим от наших молитв и таинств. Никогда уже не можем мы помолиться и причаститься без исповедания веры в Господа Иисуса Христа, «иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». В каждом из этих слов звучат голоса людей, которым мы молимся сегодня, — святых отцов I Bceлehckoro Собора и всех до них и после них потрудившихся, чтобы сохранить для нас эту веру. Всем нам известны эти имена: Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и Кирилл Иерусалимский, Максим Исповедник, Августин Иппонийский, Лев Великий и великое множество бесстрашных свидетелей истины, поддерживаемых Духом Святым всякий раз, когда возникала угроза истине. Они смерть предпочитали отступлению от истины. И вместе с их голосами, когда мы читаем утренние молитвы и когда поем за Божественной литургией, прежде чем вступить в Евхаристический канон, звучат голоса миллионов людей, из небытия в бытие призванных Богом. Через все века звучит наша вера, зажигая огнем Пятидесятницы души верующих в Господа Иисуса Христа, будь это ученый богослов, будь это патриарх или смиренный юноша, или простая бабушка, или едва научившийся говорить младенец. Символ веры, который мы исповедуем, означает, что Бог предлагает нам все, что есть у Него, все самые сокровеннейшие тайны о Себе и Самого Себя. Христос — Бог и Господь наш — так, как Он восхотел. В Нем господство смиренной любви — то, что столь трудно дается духу человека. Бог, царствующий через уязвимость Богомладенца и через распятие на Кресте. И никто не может остаться нейтральным по отношению к Нему. Все стоят перед выбором: либо отвергнуть Его как Бога, либо открыться Его свету. Либо возвести Его на Крест, либо уверовать в Него. Иного не существует.

http://moral.ru/symbol/

Эфир от 08.02.2015. 21:00. Протоиерей Олег Стеняев в прямом эфире радио " Радонеж " отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий Владимир Носов. 20.04.2015 09:54:05 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/02/08/21-00.html Здравствуйте, дорогие братья и сёстры! В.Носов: - Вопрос задаёт Евгения из Сибири, Кемерово: " Что необходимо, чтобы принять Православие? Я с пяти лет лютеранка, но никогда не была в их церквях. Меня крестили коллективно с родственниками, - у меня дедушка с бабушкой чистокровные немцы, - крестили дома. " о.Олег: - Надо обратиться в Епархиальное управление (в Кемерово есть Епархиальное управление) и написать прошение на имя кемеровского архиерея, чтобы пойти чин присоединения. И архиерей примет решение - или будут перекрещивать, или ограничатся одним миропомазанием в этой ситуации. Это уже компетенция правящего архиерея. В.Носов: - Т.е. любой священник, в принципе, может дать информацию, куда написать, кому написать. о.Олег: - Не каждый священник может дать такую информацию. Нужно обратиться в Епархиальное управление. Посоветуем сестре в интернете набрать " Кемеровское Епархиальное управление " . Она получит адрес, телефон. Потом она позвонит, и ей подскажут, куда надо подъехать по этому вопросу. В.Носов: - Батюшка, следующий вопрос. Почему в церкви существуют разные литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова, Иакова? Что в них общего и в чём отличие? о.Олег: - На самом деле литургий значительно больше, их несколько десятков и десятков. И это связано с тем, что литургическая традиция развивалась достаточно долго, и так как она развивалась в разных этнокультурных группах, то были какие-то свои особенности. Но Церковное Предание как правило связывает составление чина литургии или с апостолом Иаковом, или с Иоанном Златоустом. Есть литургии, которые связаны с именами других святых. И эти практики многообразны, многоразличны. Но общее во всех литургиях - это Евхаристический канон, на котором происходит преосуществление тел хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Это ядро неподвижно. Исключение составляет Литургия Преждеосвященных даров, там преосуществление не совершается, потому что дары уже были ранее освящены, и людей уже причащают Телом и Кровью, Которые были заготовлены на случай такой литургии.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-08-02-20...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Ныне Силы Небесныя 2 мин., 15.03.2018 Содержание Ныне Силы Небесныя - текст: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Перевод на русский: Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия. Словарь сложных слов: Се бо - ибо вот; дориносится - торжественно сопровождается; совершена - т.е. уже совершенная; причастницы - соучастники, причастные чему-то; аллилуйя - в церковном богослужении: возглас, выражающий хвалу, хвалебное обращение к Богу. " Ныне Силы Небесныя " - смысл и история песнопения: " Ныне Силы Небесныя " - песнопение Литургии Преждеосвященных Даров. Оно поется на Великом входе, когда освященные на " полной " литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб Великого четверга и Великой субботы ). Подробнее о литургии и ее четырех основных чинопоследованиях читайте здесь . Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией: «Се Жертва тайная совершена дориносится» ( “вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается” ). В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы: «Что еще оставалось... сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин, 30, 227). Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» (“С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни”) - призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54). " Ныне Силы Небесныя " - слушать: " Ныне силы небесные " , Г.Ф. Львовский, хор " АРТОС " , дирижер Варвара Волкова. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/nyine-silyi-nebesnyiya.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010