Отпраздновали Рождество Христово, за ним Богоявление . Неспешно катились к весне тихие зимние месяцы. Аларих исчез из города. Кифия шепнула Евфимии, что он отправился в поход на юг, и это утешало молодую мать: она верила, что, будь он в Иераполисе, он бы непременно навестил ее, зашел хотя бы взглянуть на сына, если не к ней… Мальчик рос, уже начал ползать и совершать путешествия по мастерской, исследуя все доступные ему уголки. Кассия приказала раньше времени вынести жаровни, чтобы малыш не обжегся, и, хотя в мастерской еще было прохладно, никто из вышивальщиц не возражал: все любили Фотия и согласны были ради него потерпеть небольшое неудобство. Приближалась Пасха. На праздники приехал Аларих. Он пока не заглянул к Евфимии, но она затаенно улыбалась, думая о нем. Между тем хозяйка заказала мастерицам сшить ей к празднику новый наряд белого цвета, богато расшитый серебром, шелками и жемчугом. Такие же наряды готовились и ее дочерям, только чуть скромнее. И как-то Фиона решила зайти в мастерскую посмотреть, как движется работа. Был солнечный день, работать при таком свете было легко и удобно, мастерицы тихонько пели, а Фотий сидел над корзиной с обрезками и что-то довольно гукал, перебирая разноцветные лоскутки. При входе хозяйки вышивальщицы прекратили пение и встали. Фиона подошла к одним пяльцам, к другим, посмотрела на вышивки и осталась довольна. Она уже собиралась уходить, как в наступившей тишине раздался громкий радостный возглас малыша: это луч солнца упал на его золотую головку и заиграл на ярких лоскутках. Фиона покосилась на него и отвернулась, продолжая рассматривать вышивку. И никто не заметил, как Фотий, то ли привлеченный густым запахом розового масла, исходящим от одежды Фионы, то ли попросту принявши ее за мать, вдруг быстро подполз к ней и уткнулся ей в ноги. — Что такое?! — резко вскрикнула Фиона. — Уберите это от меня! Евфимия подскочила, подняла мальчика и прижала его к груди. А он, не испугавшись грозного окрика и не почувствовав испуга матери, протянул ручонку к ярким сине-золотым бусам, украшавшим грудь хозяйки.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Атрибуция рукописи свт. Киприану основывается на целом ряде записей в самой рукописи. На л. 72-72 об. писец отождествляет себя с митр. Киприаном:                                     . После чина венчания, на л. 132 об., писец вновь пишет, что приведенное выше чинопоследование было переведено с греч. самим свт. Киприаном:                         . Позднейшая запись, сделанная др. почерком на полях рукописи начиная с л. 40, утверждает, что К. С. был составлен лично свт. Киприаном и использовался им за богослужением; аналогичная информация приводится в поздней приписке на л. 136 об. Однако в действительности автографом свт. Киприана рукопись не является, на что обратили внимание еще прот. А. Горский и Невоструев (Там же. С. 12; см. также: Князевская, Чешко. 1980). Литургические труды свт. Киприана действительно широко известны (см.: Мансветов. 1882). В частности, исследователи согласны, что в его кругу был подготовлен новый слав. перевод устава литургии патриарха К-польского свт. Филофея (Коккина) (Διταξις τς Θεας Λειτουργας), широко распространившийся в кон. XIV в. в правосл. мире. Этот перевод не был первым в ряду слав. версий устава, к моменту его создания уже существовали как минимум 2 перевода: южнославянский без атрибуции (мог быть выполнен серб. монахами на Афоне) и свт. Евфимия, патриарха Тырновского (см.: Панова. 2009; см. также: Zheltov. 2010). Возможно, К. С. содержит именно киприановскую версию устава литургии, а писец рукописи, скопировав чины литургии, объединенные с ней, буквально воспроизвел и содержавшуюся в протографе атрибуцию перевода устава литургии свт. Киприану. Так, буквально та же запись, что на л. 72 в К. С., содержится в Служебнике ГИМ. Син. 326, XVI в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. 203). Однако, напр., в Служебнике ГИМ. Син. 268, кон. XV в., перевод устава литургии, приписанный свт. Киприану, достаточно заметно отличается от содержащегося в К. С. (см.: Там же. С. 204-205). Высказывалось предположение, что запись о принадлежности текста свт. Киприану попала в ГИМ. Син. 601 по ошибке и содержащийся в К. С. перевод устава литургии в действительности принадлежит его предшественнику, свт. Алексию, тогда как киприановская версия содержится именно в ГИМ. Син. 268 ( Пентковский. 1993). Но существуют аргументы в пользу принадлежности той редакции устава литургии, которая выписана в К. С., а также в Служебнике рубежа XIV и XV вв. (Vat. slav. 14), именно свт. Киприану (см.: Афанасьева. 2007; Панова. 2008). Как бы то ни было, в К. С. текст этой редакции представлен уже не в первичном, а в измененном виде - диатаксис не образует отдельную от литургии самостоятельную статью (как было в греч. оригинале и как все еще сохраняется в Vat. slav. 14), а объединен с евхаристическим формуляром в одно целое, что вновь подтверждает, что этот текст не является автографом свт. Киприана.

http://pravenc.ru/text/1684766.html

Псалом 53 В конец, в песнех, разума Давиду. Внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? ( 1Цар. 23:19 ). Когда Давид бежал от Саула, то пришел и поселился в пустыни, называемой Зиф. Итак, жители сей пустыни, Зифеяне, притворившись друзьями Давида, тайно донесли Саулу, что Давид находится и скрывается у них. Тогда Саул, собравши войско, пошел против Давида. Но как вдруг за сим учинено нападение войною со стороны иноплеменников, то Саул возвратился назад (1). По случаю сего бегства и освобождения от опасности со стороны Саула, Давид написал в благодарность Богу сей псалом за то, что Он, по изобретательному своему промыслу, уничтожил злоумышление Зифеев против него. Посему то псалом имеет и надпись: «в песнех», ибо говорит в нем: буду исповедывать имя Твое, Господи, что оно благо, ибо от всякой печали Ты избавил меня. Надписывается также: «в конец», потому что содержащееся в нем пророчество приближалось к концу и исполнению. Так он предсказал в нем истребление, которое имели понести наветники его, словами: обратит зло на врагов моих – также: на врагов моих воззрело око мое, каковые слова мы изложим ясно в своем месте. Еще в надписи имеется: «разума», потому что только разумному мужу свойственно во время таковых бедствий воспевать и благодарить Бога и призывать Его, как Судию и защитника призывающих Его. (1) Слова Св. Григория Нисского : В нравственном смысле сидящие на тесном пути, у знойного прохода демоны, когда бывают не в состоянии возбранить нам шествие по тесному пути, опять скоро возвращаются к Саулу (сатане) с прискорбием по причине нашего спасения. Без сомнения, кто не несведущ в истории, знает упоминаемое в сей тесное и знойное место. А под стесненным путем мы понимаем известный евангельеский путь к царствию, которому полагают препятствие Зифеяне, т.е. иноплеменное множество демонов – служители противной силе. Но немногие уклоняются от пространного пути. Священная история говорит о сем так: вот Давид не скрылся ли у нас в Мессаре в узких проходах в Кени на холме ( 1Цар. 23:19 )? Ибо действительно в сей тесноте скрываются живущие в Боге. Новый Завет показывает нам сей путь, по которому возможно взойти на самую вершину горы, которую св. история называет холмом. Итак, когда сей холм мы проходим беспрепятственно, зифеяне доносят о нашем спасении гонителю: а мы возлагаем силу веры в добро на имя Спасителя, говоря: Боже, ради имени Твоего спаси меня и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 71 О Соломоне. Псалом Давиду В предисловии к псалмам мы сказали, что сей псалом не Соломонов. Теперь говорим, что он и не относится к Соломону, по мнению Евсевия и Аполлинария; так как Соломон, по изъяснению Феодорита, и не пребыл вместе с солнцем, но умер, и не был прежде луны, равно как не обладал концами земли и не было имя его прежде солнца. Но поелику Соломон значит – мирный, ибо Бог сказал чрез Нафана Давиду: Соломон имя ему и дам во дни его мир ( 1Пар.22:9 ), то из сего открывается, что этот псалом сказан о Христе, Который есть мир, как говорит Павел: Он есть Мир наш, сотворивший из обоих одно, разрушивший и преграждавшую стену ( Еф.2:14 ). Тоже самое говорит и Афанасий. Тоже будет открыто и порознь из сказанного в псалме. (1) (1) По другому изъяснителю: Слова: прежде солнца пребывает имя Его, и прочее, свойственное Богу, псалом поет о Христе; а слова: помолятся о нем и подобный – о Соломоне. Посему мы не должны делать насилие пророчествам и не прибегать, для уравнения с пророческими местами исторических, к пустым вымыслам; но разумно понимать и сказанное исторически и предсказанное созерцательно, не возводя насильно к созерцанию того, что сказано чисто – исторически, но обоим давая прилично – соответствующий смысл. Если же найдется и такое пророчество, которое будет совмещать и исторически прилично, и созерцание без принуждения, должно принимать его в том и другом смысле. Ветхий (завет) предсказал, по Бож. Дионисию, Божественные дела Иисуса, а новый исполнил. И первый написал образ истины, а второй показал действительную истину. Ибо в истине предсказаний первого удостоверило исполнение на деле бывшее во время второго, и Богоделание есть (сокращение) сущность Богословия (у Никиты). Пс.71:1 .  Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву Поелику пророк Давид провидел то, что относится к вочеловечению Христову; то посему он просит Бога, чтобы даны были Христу, как человеку, те преимущества, которые он имел по Божеству. Так и Христос говорил об Отце, что всякий суд Он отдал Сыну ( Иоан.5:22 ); также: дана Мне всякая власть на небеси и на земли ( Матф.28:18 ). А царем и Сыном Царя Давид назвал Христа, как Бога и Сына Божия, Который, по словам Феодорита, родился от всецаря – Бога. Словом (греч.) κριμα он называет такой суд, которому изъяснением служит правда. Ибо Христос был судия праведный, по Божеству, а получил сие от Отца и как человек, как Он же сказал: а Я поставлен от Него царем ( Пс.2:6 ). Христос также может быть назван царем и по человечеству, как происходивший от царского колена и называвшийся Христом (помазанником). Ибо христами назывались и цари, как помазанники Божии. Христос же называется сыном царя, поелику, по человечеству, Он был Сын царя Давида, как сказано: книга родства Иисуса Христа – сына Давидова ( Матф.1:1 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 80 В конец, о точилех. Псалом Асафу. И восьмой псалом имеет подобную надпись: в конец, о точилех; почему и изъяснение ее смотри в оном. Итак сии точила, т. е. поместные христианские церкви начальными словами сего псалма поощряют одна другую. Притом этот псалом обвиняет иудеев в неблагодарности и неверии и говорит о будущем отвержении их, дабы предостеречь новый народ христианский, чтоб и он не был отвержен подобно древнему еврейскому, и чтобы не подражал развращенно и неверно его (1). (1) Другой говорит, что три псалма имеют надпись: о точилах, восьмой, сей восемдесятый и восемдесят третий, ибо к концу и к восьмому (дню) соблюдается вино, находящееся в точилах, т. е. выжимаемое в Церквах. Восьмой сей означает и сей псалом как числящийся восемдесятым; потому что число сие содержит восемь десятков, а посему как бы осмицу десятков, почему есть образ будущего века, в который будет праздник по случаю собрания наших плодов, и истинное водружение кущей – составление и воскресение тел, которого началом будут возвещающие пришествие Судии с неба трубы. По словам Феодорита этот псалом предсказывает воззвание к Иудеям и призвание язычников. Слова Афанасия: Из сего псалма можно видеть, что призывает народы к вере в Господа, и преподает им учение не отступать от Него. Пс.80:2 .  Радуйтеся Богу помощнику нашему Хотя сии слова, по-видимому, составлены от лица бывших в порабощении евреев, которые возвратились в Иерусалим, как разумеют евреи, и которые посему радуются о возвращении и освобождении своем; но из последующих слов псалма открывается, что они не идут к ним. Но точила, т. е. поместные христианские церкви сими словами одна другую поощряют торжествовать и радоваться о Христе, столь явно подавшем им помощь. Воскликните, Богу Иаковлю том что восклицание есть голос победный, мы говорили в разных местах. Теперь скажем вообще, что глагол: воскликните, употреблен вместо, победную песнь воспойте; сказал: Богу Иаковлеву, для того чтобы напомнить читателям, что сей вочеловечившийся Бог и в древности являлся в виде человека Иакову, с которым и боролся, предызображая бывшее после вочеловечение (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Сортировать по Исключить новости Мудрец с большим сердцем Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 20 февраля, 2018 Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 20 февраля исполняется год со дня кончины братского духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Представляем читателям портала «Православие.Ru» новый рассказ его келейницы монахини Евфимии (Аксаментовой). Говорить и писать о таком человеке, как архимандрит Кирилл (Павлов), и отрадно, и ответственно. Отрадно потому, что воспоминания о нем в жизни многих и многих, даже тех, кто встречался с батюшкой лишь однажды, остались самыми светлыми, самыми лучшими духовными переживаниями. Ответственно потому, что всегда есть опасность подменить большое незначительным и через призму личного незрелого восприятия перетолковать то, что было в пастырском служении батюшки приправлено солью кротости и смиренномудрия. А такое случается, к сожалению, и от наших «лучших человеческих побуждений» во всей их бесцеремонной близорукости невозможно быть застрахованным никому – даже кроткому отцу Кириллу. Однако слова о любви к людям, какими бы шаблонными для слуха они сегодня ни казались, никогда не станут применительно к служению батюшки словами формального и заурядного приличия перед памятью почившего. Терпимость и милостивое отношение к ближнему у отца Кирилла действительно были беспримерными. Он верил в человека, он уважал особенности душевного склада и обстоятельства каждого, и когда ты находился с ним рядом – ты переставал быть тем, кем считало тебя осуждающее большинство, у тебя появлялась надежда. Он готов был ждать твоего внутреннего роста столько, сколько потребуется, – годы… И он ждал, ждал с какою-то интеллигентной кротостью, покуда совесть у тебя не начинала наконец пробуждаться. А ведь человек далеко не всегда чуткость, ответная благодарность, умение слушать и слышать, природное благоразумие, искренность и желание исправить свою жизнь. И такое надо обязательно помнить, когда мы говорим о служении людям. Человек – и каждый из нас это вполне ощущал как собственную немощь – это еще и необоснованные обиды, ропот и недоверие, это несносный характер, невоспитанность, желание настоять на своем, капризы, назойливость, упрямство… Иногда мы переживаем грандиозные и стремительные падения, иногда – равнодушно вязнем в трясине собственной ограниченности и неведения, обрастая отвратительными, липкими коростами новых дурных наклонностей. Все это становится уже нашей второй натурой; от этого безобразия с ужасом прячутся наши близкие, «не обязанные терпеть подобное»; и всю эту боль нашу из раза в раз «должен и обязан» пропускать через свое сердце духовник.

http://pravmir.ru/mudrets-s-bolshim-serd...

сост. А.А. Маркова Преподобный Евфимий Новый (Иверский) Преподобный Евфимий был родом грузин из области Тао. В раннем детстве будущий преподобный воспитывался дедом, поскольку его отец Иоанн, человек знатный и богатый, отрекся от мира и, приняв иночество, уехал в Константинополь. Желая вернуть сына в лоно семьи, дед преподобного Евфимия, взяв с собой внука, отправился в Константинополь. Так и случилось: он отыскал Иоанна и со слезами упрашивал его возвратиться домой, но Иоанн не только не соглашался вернуться, даже и сына своего Евфимия не хотел отпустить от себя. В конце концов, спор довел их до суда императора Никифора. Никифор решил так, чтобы ни тот, ни другой не оставлял Евфимия при себе против собственной его воли, но чтобы поручили это суду Божию. То есть к кому мальчик пойдет, пусть с тем он и остается. Несмотря на то, что Евфимий почти и не помнил, и не знал своего отца, он бросился к отцу. Дело было решено. Иоанн принял сына своего, как бы прямо от Бога, и потому, как дар Божий, немедленно посвятил его на служение Господу – облек в иноческую одежду. При этом отец позаботился не только о спасении души сына, но и о том, чтобы мальчик получил прекрасное светское образование. С одной стороны, занятия классические, с другой – строгие лишения плоти, даже в существенных ее требованиях, изнурили жизненные силы юноши, и он тяжело заболел, но и здесь Господь не оставил его: предстательством и помощью Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Евфимий сперва оправился от болезни. При содействии благодати Божией, он, действительно, был для своего времени светлым образцом иноческой жизни, достойным не только подражания, но и удивления. Однако, став притчей во языцех, он вынужден был оставить Константинополь. Особенно этому способствовал один случай, когда, по просьбе своего отца, он проповедовал христианство среди иудеев; к сожалению, эта проповедь закончилась трагически. После этого преподобный Евфимий вместе с отцом отправился на Афон, в Лавру преподобного Афанасия. Афанасий с любовью принял их. Некоторое время спустя преподобный Афанасий стал убеждать преподобного Евфимия принять священство. Долго не соглашался Евфимий, отговариваясь собственным недостоинством и важностью священного сана. Но, в конце концов, он, по послушанию преподобному Афанасию, принял священный сан. В этом высоком сане Евфимий возвысился более прежнего тайными подвигами, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели. Кроме того, он принял на себя труд перевести все Священное Писание на грузинский язык и составил он несколько полных высокой мудрости книг. Подвижничество преподобного Евфимия включало в себя сугубую заботу о ближних, выразившуюся в том, что он четырнадцать лет ухаживал за больным отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Евфимий Новый, Димицанский. Фрагмент иконы " Святые Акакий, Игнатий и Евфимий " Евфимий Новый, Димицанский (Пелопоннесский), Афонский, Константинопольский (Εθμιος Νος κ Δημητσνης, ο Πελοποννσιος; + 1814 ), монах , преподобномученик Память 1 мая (вместе с мчч. Акакием и Игнатием), 22 марта (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных В миру Елевферий, происходил из г. Димицана ( Пелопоннес ), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии. Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. училище (впосл. Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула). Затем Елевферий два года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе . Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-турецкая война. Он прожил полтора года в Бухаресте , пользуясь покровительством французского консула и некоего русского чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, которая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с турецким посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен , где принял ислам . Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греческие одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульманской вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору . Там Елевферий исповедал свои грехи Константинопольскому патриарху Григорию V , жившему на покое в монастыре Великая Лавра . Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром. После этого Елевферий некоторое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в Дохиаре , в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому монастырю скиту св. Иоанна Предтечи, где иером. Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский монастырь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий.

http://drevo-info.ru/articles/13674512.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ИЗ ДИМИЦАНЫ [греч. Εθμιος Νος κ Δημητσνης] († 22.03.1814), прмч. Афонский (пам. 1 мая, пам. греч. 22 марта). Е. Н. из Д. (в миру Елевферий), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии, происходил из г. Димицана (Пелопоннес). Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. уч-ще (впосл. Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула). Затем Елевферий 2 года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе. Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-тур. война. Он прожил полтора года в Бухаресте, пользуясь покровительством франц. консула и некоего рус. чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, к-рая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с тур. посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен, где принял ислам. Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греч. одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульм. вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору. Там Елевферий исповедал свои грехи К-польскому патриарху Григорию V , жившему на покое в мон-ре Великая Лавра. Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром. После этого Елевферий нек-рое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в Дохиаре, в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому мон-рю скиту св. Иоанна Предтечи, где иером. Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский мон-рь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий.

http://pravenc.ru/text/187793.html

архим. Иов (Гумеров) Пастырские послания Первое послание к Тимофею и послание к Титу Литература Основная Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М., 1995. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Ефрем Сирин , прп. Толкование на Первое послание к Тимофею божественного Павла//Творения. Т. 7. М., 1995. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. Толкование Пастырских посланий//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. 11. Кн.2. СПб., 1905 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник. Кн. 3:Толкования на Послания св. апостола Павла. М., 2002. Феодорит, еп. Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий св. ап. Павла//Творения блаженного отца нашего Феодорита Кирского . М., 2003. Евфимий Зигабен . Толкование Пастырских посланий ап. Павла. Феофан Затворник , сет. Толкование Пастырских посланий апостола Павла. Исследования, комментарии Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. Петр (Полянский) , митр. Первое послание св. апостола Павла к Тимофею: Опыт историкоэкзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897. Эл. вариант. М., 2004. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний Апостольских, Апостольских Посланий и Апокалипсиса. СПб.; М., 2002. МакДональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld, 2000. Фаррар Ф. У. Жизнь и труды св. Апостола Павла. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006. Тенни М. Обзор Нового Завета. М., 2000. Геллей Г. Библейский справочник. СПб., 2002. Райт Н. Т. Павел. Пастырские послания. I и II послания к Тимофею и Послание к Титу. Популярный комментарий. М., 2008. Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 т. Т. 2. М., 2007 План 1 Тим Введение с приветствием (1.1–2)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010