Николая, а в память о должности, которую нёс он в лавре, назвал Дохиаром. Евфимий зорко смотрел за состояниями души своей на новом пути своём и усилил свои подвиги в посте и молитве. Наша брань несть к плоти и крови,– говорил он и братиям своим, побуждая их к духовной бодрости. Раз Евфимий увидал приближающихся к берегу пиратов-арабов. Поняв намерения их, он поспешил в свой скит и с братиями своими скрылся в ближнем густом лесу. Пираты ворвались в скит, заграбили св. сосуды и весь скудный запас; потом недовольные тем, разбросали стены церкви и скита. Возвратясь на место скита, преподобный благодушно перенёс беду и убеждал братию не роптать на случившееся. Новую обитель положил он основать в месте более отдалённом от берега морского и потому менее доступном для нежелаемых гостей. По одобрении старцев горы, обитель основалась там, где она стоит поныне. Храм и здесь построен был в честь святителя Николая. Как дорого ценил святой безмолвие, видно по самой местности обители. Место обители низменная прибрежная скала, где нет воды. Но всему предпочтена тишина местности. Когда прибыл из Византии племянник его (по матери) Николай и облечённый в иночество с именем Неофита, на деле показал ревность к иноческим подвигам, преп. Евфимий предложил братии – принять его в настоятеля себе,– а сам обратился к подвигам отшельническим. Богатый племянник стал строить новый обширный храм, но смиренный храм преп. Евфимия поныне ещё цел 694 . Препо­добный почил в глубокой старости, вероятно не позже 990 г. 695 11 ч. Преставление св. краля сербского Стефана дечанского Блаж. Стефан, сын кор. Милютина, значительную часть жизни своей провёл под гнётом разных бед и наконец умер страдальцем 696 . Когда было ему только 10 лет, отец, желая отклонить вторжение в Сербию страшного Ногая, опустошившего Болгарию, послал сына к Ногаю, в залог мирных отношений своих к хану. В дикой орде Ногая юный Стефан пробыл около трех лет 697 .– Вступив в брак с Мариею, дочерью князя болгарского, получил он в управление Зетскую землю 698 .– Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедности он располагал каждого любить его искренно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г. Этот перечень святых еще неполон. Напр., в службе св. к. Стефану дечанскому (Белград 1850 г.) упоминаются дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более неизвестно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать поименованных святых славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных славян. А как мало еще обработана и гражданская и церковная история южных славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ. 4 ч. Преставление СВ. ЕВСТАФИЯ, архиепископа сербского. В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепископа сербского»1). Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии2). Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена3), в каковом звании идим его с 1263 г.4). Потом посвящен был в епископа зетского, туда, где принял он монашество5). Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

И как много этих небесных руководителей по земному пути! Далеко более, чем думают иные при неблизком знакомстве с предметом. Напр., в службе св. князю Стефану Дечанскому (Белград. 1850 г.) упоминаются Дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более не известно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать святых Славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных Славян. А как мало ещё обработана и гражданская и церковная история южных Славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. К «Святым подвижницам Восточной Церкви» «Сияет преподобных жен сословие, яже уязвившеся любовию и добротою Христа жениха своего, во след Его текоша, последующе стопам Его Божественным. Сего ради возмездие трудов своих на небесех восприимше, с лики ангельскими и преподобных веселятся, молящеся непрестанно Христу Богу нашему, еже спастися всем нам». (Кондак препод. жёнам). «В царстве льдов, – говорит восторженный почитатель смелого путешественника по Альпам, – всё изменчиво: где вчера вы шли по снежной арке, перекинувшейся через пропасть, сегодня не можете пройти: арка рухнула и перед вами бездна... Идёте далее: от одного неверного глаза зависит ваша жизнь... Здесь всё зависит от крепости ваших мускулов, от силы вашей воли, от ловкости, от уменья невозможное сделать возможным, от сознательного мужества... Вот, перед вами отвесная стена в несколько сот футов, на которую надобно взобраться... И вы начинаете взлезать, заметив углубление в стене, за которое можно уцепиться пальцами; с невероятными усилиями, при помощи подкованных башмаков и подсаживаний, вы взобрались высоко и висите над бездною... Вот небольшой выступ. Вы укрепляете на нём верёвку, поднимаетесь на ноги, упираетесь ногою о выступ... Малейшее дрожание ваших мышц и – не только вы погибли, но погибли и те, которым вы помогаете взобраться по верёвке» и проч., и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В кон. XIV - нач. XV в. игуменом Д. был буд. митр. Киевский и Литовский Григорий Цамблак . В составленных им Житии и службе кор. св. Стефану Дечанскому он сообщил нек-рые факты из истории обители и дал подробное ее описание, к-рое служит надежным источником для реконструкции ее первоначального вида (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. С. 102-104; Цамблаков опис дечанског храма у светлости buзahmujcke естетике//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. С. 183-188). После османского завоевания Сербии монашеская жизнь в Д. в отличие от мн. др. серб. мон-рей не угасла, хотя часть его владений была конфискована. Мон-рь был освобожден от части налогов, т. к. на дечанских игуменов была возложена обязанность разведения соколов для султанского двора. Согласно подати, уплаченной мон-рем в 1485 г., его доходы чуть превышали 1 тыс. акче. 2-я пол. XVI в. стала для Д. кратким периодом расцвета, связанным с восстановлением Печской Патриархии , мон-рю даже удалось расширить владения. Патриарху Печскому Антонию (Соколовичу) приписывается роспись царских врат церкви. В XVI в. в Д. подвизались преподобные Нестор и Евфимий , а в общей стихире серб. святым упоминаются дечанские пустынножители Ефрем и Евстафий. До XVIII в. мон-рь имел владения в Валахии, господари к-рой оказывали финансовую помощь мн. правосл. мон-рям в Османской империи. Со временем экономическое положение обители ухудшалось, для защиты прав мон-ря игумены и их представители обращались к верховной турецкой власти в Стамбуле в 1506, 1539, 1572, 1577, 1581, 1595, 1598, 1602, 1672, 1677, 1699 гг. и позднее. В 1558 г. местный спахия Нухо Топчуоглу собирался разрушить собор в обители, утверждая, что под ним находится серебряный рудник; храм сохранило лишь вмешательство султана Сулеймана Великолепного. В сер. XVII в. из-за ослабления центральной власти в Османской империи возросла безнаказанность и агрессивность местных феодалов. Положение усугубляли расселявшиеся на окрестных землях албанцы-мусульмане, не почитавшие христ. святыни. В 1644-1645 гг. дечанский монах отметил в книге, что в это время мон-рю была «великая неволя» от албан. племени Климентов. В 1687 г. Арап-паша разорил окрестности Д. Одной из форм эксплуатации мон-ря албанцами была т. н. защита обители. Под предлогом обеспечения безопасности в мон-ре поселялись албан. вооруженные отряды, и монахи были обязаны их содержать. В 1692 г. мон-рь был разорен отрядом Татархана и лишь заступничеством св. покровителей был спасен от уничтожения. В кон. XVII - сер. XVIII в. неск. раз пострадал от пожаров. В 1707 г., по свидетельству католич. архиепископа г. Бар, в Д. было 3 монаха. В 1720 г. игум. Мелетий и 12 иеромонахов дали присягу, что никогда не покинут мон-рь. Была составлена т. н. Клятвенная книга, впосл. пополнившаяся подписями и др. насельников (Дечани. 152).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Евфимий с несколькими братьями устроил на месте Дафна скит в честь св. Николая, а в память о должности, которую нес он в лавре, назвал Дохиаром. Евфимий зорко смотрел за состояниями души своей на новом пути своем и усилил свои подвиги в посте и молитве. Наша брань несть к плоти и крови, говорил он и братиям своим, побуждая их к духовной бодрости. Раз Евфимий увидал приближающихся к берегу пиратов – арабов. Поняв намерения их, он поспешил в свой скит и с братиями своими скрылся в ближнем густом лесу. Пираты ворвались в скит, заграбили св. сосуды и весь скудный запас; потом недовольные тем, разбросали стены церкви и скита. Возвратясь на место скита, преподобный благодушно перенес беду и убеждал братия не роптать на случившееся. Новую обитель положил он основать в месте более отдаленном от берега морского и потому менее доступном для нежелаемых гостей. По одобрению старцев горы, обитель основалась там, где она стоит поныне. Храм и здесь построен был в честь святителя Николая. Как дорого ценил святый безмолвие, видно по самой местности обители. Место обители низменная прибрежная скала, где нет воды. Но всему предпочтена тишина местности. Когда прибыл из Византии племянник его (по матери) Николай и облеченный в иночество с именем Неофита, на деле показал ревность к иноческим подвигам, преп. Евфимий предложил братии – принять его в настоятеля себе, - а сам обратился к подвигам отшельническим. Богатый племянник стал строить новый обширный храм, но смиренный храм преп. Евфимия поныне еще цел11). Преподобный почил в глубокой старости, вероятно не позже 990 г.12).   11) Описание монастырей афонской горы, стр. 148. 151. 12) Пр. Афанасий, который был немногим старше его, скончался в 980 г. (Вершинского Месяцеслов стр. 239). 11 ч. Преставление св. краля сербского СТЕФАНА дечанского. Блаж. Стефан, сын кор. Милютина, значительную часть жизни своей провел под гнетом разных бед и наконец умер страдальцем13). Когда было ему только 10 лет, отец, желая отклонить вторжение в Сербию страшного Ногая, опустошившего Болгарию, послал сына к Ногаю, в залог мирных отношений своих к хану.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

372 sqq), с вероятностью можно предполагать, что неизвестного места слушатели, к которым говорил своё слово Цамблак (за пять дней до Рождества Христова неизвестного года) были именно Румыны Молдавии и что именно он есть иеромонах Григорий патриаршей грамоты. В объяснение того, как он мог быть принят в клир константинопольского патриарха, во-первых, должно быть сказано то, что выше мы сказали о принятии в этот клир его дяди Киприана (стр. 299); во-вторых, могло иметь великую силу ходатайство за него перед патриархом и самого Киприана, так как этот Киприан был, можно сказать, благодетелем императора и патриарха (выше стр. 330, электронная версия – абзац сноски прим. корр.). Что потом Цамблак был игуменом Дечанского монастыря в Сербии, пресвитером великой церкви молдовлахийской или чиновником при молдавском митрополите и игуменом монастыря Плинаирского. Это известно из надписания над принадлежащим ему житием Стефана Дечанского (напечатано в Гласнике, XI, 43) и из надписаний над его словами (Дечанский монастырь называется в надписаниях над словами обителью не Дечанской, а Пантократоровой, как он ещё, в смысле почётном, назывался по своему храму Преображения Господня). Монастырь Плинаирский, игуменом которого называет себя Цамблак в надписании похвального слова Киприану, сказанного уже в России, и который должен быть считаем последним местом его служения перед Россией, как показывает его название, был монастырь греческий. Очень вероятно считать его за один и тот же с монастырём Плинарийским, который упоминается в актах патриархии константинопольской и относительно которого даётся знать, что он был или в самом Константинополе или поблизости от последнего (Acta Patriarchat. Constantinop., I, 194 и 423). Ссылаясь на похвальное слово Григория Киприану, утверждают, что Цамблак воспитывался под руководством патриарха терновского Евфимия (который имел учеников несколько наподобие константинопольского патриарха Фотия, и о котором см. в нашем упомянутом Кратком очерке стр. 84 и 172): но читаемое у Цамблака в нашем слове, что хотят понимать как свидетельство об указанном, крайне невразумительно («и яко уже близ [Тернова] бысть [митрополит Киприан, шедший из России в Константинополь и по пути посетивший свой родной город] к нам грядый, тогда церкви, яже нас воспитавшиа и наказавши, с рождешим нас отцем и учителем зелным срете, восприемлюще многой светлостию блаженного, целовающи, объемлющи»...), а между тем в похвальном слове Евфимию Цамблак не делает никакого намёка на то, чтобы Евфимий был его учителем и чтобы он был учеником патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Более всех распространению результатов работы, проделанной в Тырново, на другие славянские земли способствовали два ученика св. Евфимия (оба – болгары). Первый – свт. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (1376–1408). Его деятельность как переписчика и агиографа, реформатора богослужения и собирателя раздробленной Русской церкви будет рассмотрена в следующей главе. Второй – Григорий Цамблак, оставивший обширное литературное наследие, чья необычная биография еще не изучена во всех подробностях 605 . Учился он в Тырново и, возможно, на Афоне, затем ездил в Константинополь и в итоге стал проповедником и учителем (дидаскалом) в недавно учрежденной Молдовлахской митрополии в Сучаве (1401). Позднее он был призван митрополитом Киприаном на Русь. После кончины митрополита согласился возглавить мятеж иерархов Западной Руси против преемника Киприана Фотия, избравшего резиденцией Москву. В 1415 году Григорий в обход канонов был поставлен на кафедру митрополита Киевского, вследствие чего фактически была учреждена автокефальная церковь на территориях, подвластных Литве. Несмотря на отлучение, наложенное патриархом Иосифом II и митрополитом Фотием, Цамблак присутствовал на Констанцском соборе (1417–1418), посланный туда своим покровителем великим князем Литовским Витовтом 606 . Покинув Литву в 1419 году, некоторое время он был настоятелем монастырей Дечаны (Сербия) и Нямец (Молдавия). Наиболее выдающийся представитель «тырновского стиля», он стал автором многочисленных житий (короля Сербии Уроша III Дечанского, св. Киприана Киевского, патриарха Евфимия), искусно составленных проповедей и богослужебных песнопений 607 . Карьера Цамблака иллюстрирует международный характер тырновской школы. О том же свидетельствует и биография Константина Костенецкого, также известного как «философ» и «учитель сербов». Константин, своим становлением обязанный монастырю Бачково, где умер св. Евфимий, нашел прибежище в Болгарии около 1410 года и остаток жизни провел в продолжавшем еще существовать сербском государстве Стефана Лазаревича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Киприана. Болгарин из Тернова, Григорий Цамблак состоял при болгарском терновском патриархе, был игуменом Дечанского мон. в Сербии и Плинаирского в Константинополе или его окрестностях. Он направлялся к митр. Киприану, им вызванный, но, узнав в Литве об его кончине, остался там. Митр. Фотий выехал в Литву, собираясь примириться с Витовтом и, в противном случае, отправиться в Константинополь. Там он намеревался воспрепятствовать намерениям Витовта. Последний заставил в 1416 г. литовских епископов, даже угрозой смерти, подать ему жалобу на митрополита Фотия. По прибытии в Литву, митр. Фотий был, по приказанию Витовта, схвачен, ограблен и, непропущенный в Царьград, вернулся в Москву. Григорий же прибыл в 1411 г. в Константинополь, для поставления, по просьбе Витовта, митрополитом. Но Фотию удалось оказать воздействие на патриарха. Григорий не только не был поставлен митрополитом, но за великое смущение, которое он произвел в Церкви, низвергнут из священнического сана и предан отлучению. Когда Григорий возвратился из Константинополя с отказом, Витовт собрал епископов и уговорил их поставить его митрополитом, вопреки патриарху. Удалось на некоторое время задержать приведение этого решения в исполнение. Но в 1415 г. литовские епископы поставили Григория митрополитом в Новгородке. В особой грамоте епископы оправдывали свой незаконный поступок тем, что м. Фотий, по их уверениям, пренебрегал киевской половиной митрополии, заботясь только о собирании дани. В том же духе опубликовал грамоту и Витовт. Митр. Фотий ответил своим посланием и обратился за помощью к патриарху. Патриархи Евфимий и его преемник Иосиф предали его отлучению. Несмотря на это, Григорий продолжал оставаться митрополитом. В 1414 г. он был послан Витовтом на созванный папой собор в Констанце. На этом соборе постановлено было в 1415 г. сожжение чешского реформатора Иоанна Гусса. Григорий был в Констанце одновременно с послами византийского императора. Они все были приняты торжественно папой Мартином V, и православным не запрещалось совершать богослужения по своему обряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Существовала также тенденция использования альтернативных названий для региона древней М. Так, напр., в кратком Житии свт. Климента Охридского, составленном Димитрием II Хоматианом (XIII в.), области именуются согласно античным представлениям. Однако одновременно употребляются названия Македонская страна и Солунская страна, что соответствует визант. фемам М. (вокруг Адрианополя), и Фессалоника (город и окрестные земли), впрочем, к тому времени уже исчезнувшим. Во 2-м слав. Житии св. Наума Охридского (XIII-XIV вв.) вместо М. употреблено название «страна Лихнидская». В грамоте болг. царя Константина I Асеня Тиха (2-я пол. XIII в.), а также в слав. переводе хроники Константина Манасси (XIV в.) говорится о «Нижней земле Охридской». В слав. традиции, преимущественно болгарской, в XIII-XVI вв. название Македония использовалось почти исключительно для обозначения фемы во Фракии. Так, патриарх Евфимий Тырновский в Житии свт. Илариона Могленского (посл. четв. XIV в.), описывая поход болг. царя Калояна против Византии, отметил, что царь «завоевал немалую часть от земель греков - Фракию, называемую и Македонией», и др. области ( Kalu niacki Е. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. 56; Стара българска литература. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Съст.: К. Иванова. С. 107). В т. н. Болгарской анонимной хронике XV в. под названиями Романия и Македония понимается район Вост. Фракии: «Турки заняли град Галлиполи и окольные его села, взяли Македонию и так начали воевать, как им было угодно» ( Иванов Й. Старобългарски разкази. София, 1935. С. 67). В договоре 1396 г. между серб. правящей семьей Неманичей и игуменом афонского мон-ря Пантелеимоном перечисляются с запада на восток области Византии: Солунь, М. и Анатолия (Законски споменици српских владара века/Ред. С. Београд, 1912. Т. 5. С. 524). В т. н. Дечанском синодике провозглашена анафема еретикам «иже во Makeдohiu бoлrapckiu въ Филипополх и окрестъ», т. е. речь идет о сев. части бывш. визант. фемы ( Мошин В. Сербская редакция Синодика в Неделю Православия//ВВ. 1960. Т. 17. С. 347-348). М. в составе Болгарского государства (кон. VIII-IX в.)

http://pravenc.ru/text/2561508.html

11) Епархия браничевская. Не позднее как со времен князя Лазаря она имела титул митрополии (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 214 нач., Гласн. VIII, 148 fin., ШaфapukaGeschichme d. Südslaw. Limeram. III, 209, 123). В половине XVII в. находим ее присоединенною к епархии смедеревской (о которой сейчас ниже, Гласн. I, 173). Была ли она потом снова отделяема, и если была отделяема, то когда окончательно закрыта, остается неизвестным (в Дечанск. Спомениках Ристича, стр. 39, есть, как кажется, довольно позднее упоминание о митрополите браничевском, но к сожалению без указания года). 12) Епархия смедеревская. Город Смедерево (Семендрия), лежащий на Дунае, был построен предпоследним сербским деспотом Юрием Бранковичем; имев в нем свою столицу, Бранкович учредил в нем и особую архиерейскую кафедру с титулом митрополии (митрополит смедеревский упоминается под 1451 г., см. писанную в сем году договорную грамоту Юрия Бранковича с Иоанном Гуниадом у Баттиана b Leges ecclesiasmicae regni Hungariem. 3, р. 498). Кафедра была потом закрыта, как кажется, не позднее конца XVII в. (она упоминается под 1667 г., Гласн. 1, 173, но у патр. Хризанфа ее уже нет). 13) Епархия нишская или нишавская. По всей вероятности, постоянно существовала в продолжение всего настоящего периода. Относительно древнего времени титул кафедры неизвестен; в начале XVIII b. у патр. Хризанфа – она – архиепископия, в сороковых годах XVIIIb. – митрополия (Глach. IX, 256, XI, 187, XX, 13 и 15, Раича XI, XIV, 15). 14) Епархия белоцерковская (бельцерквенская). Находилась рядом с епархией нишской, потому что была присоединяема к сей последней и потому что к ней принадлежал город Крушевац (находящийся в нынешнем княжестве сербском на запад-северо-запад от Ниша (под 1737 г. митрополит нишский называется нишским и белоцерквенским, Раича кн. XI, глав. XIV, § 15; что Крушевац принадлежал к епархии, см. Гласн. XXV, 45). Впервые упоминается в записях XV – XVI в. (в сопочанском помяннике, – Записок Географич. Общ. XIII, 152); не упоминаемая у патр. Хризанфа и владыки Василия и под 1737 г. значащаяся присоединенною к епархии нишской, она потом опять упоминается как особая епархия, с титулом митрополии, в записях второй половины XVIII b. (см. в Дечанских Спомениках Ристича стр. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010