Приложения к четвёртой части собственноручных записок Иосиф, Митрополита Литовского 1. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, от 7 марта 1844 года за 443, касательно новых штатов для Виленских Св. Духова и Троицкого монастырей и переименоваия первого лаврою В Вильне имеется два первоклассных монастыря; но как штат для них такой же, как и для других сего класса монастырей, тогда как содержание в Вильне гораздо дороже, иногда вдвое против других епархий, то, естественно, приглашение сюда хороших иноков всегда встретит непреоборимые затруднения, как показал совершенный неуспех недавнего вызова иноков в Литовскую епархию. С другой стороны, Виленский Святодухов монастырь, бывший центром противоборства пагубной для Православия Унии, устоявший в Православии при всех гонениях и превратностях и хранящий нетленные мощи трёх первых мучеников в Литве: Антония, Евстафия и Иоанна, – заслуживает, чтобы его не только поддержать, но и возвысить в тамошнем крае. Напротив, Виленский Святотроицкий монастырь, потерявший своё значение чрез принятие Унии и не имеющий ныне никакого влияния, может быть обращён к более полезному назначению, – тем паче, что огромные здания оного не могут быть заняты и в половине, хотя бы в них поместить полный штат первоклассного монастыря. По сим причинам, для обеспечения Вильна хорошими иноками и возвышения здесь Православной иерархии, я полагаю весьма полезными следующие меры: 1) Виленский Святодухов первоклассный монастырь возвесть в звание лавры, с тем, чтобы священно-архимандритом оной был всегда местный преосвященный; 2) для лавры сей назначить новый штат, по прилагаемому при сем проекту; 3) Виленский архиерейский дом соединить в хозяйственном отношении с лаврою; 4) Виленский Святотроицкий монастырь обратить на помещение епархиальной семинарии, переводимой из Жировиц, с оставлением здесь только штата третьеклассного монастыря, коего настоятелем должен быть всегда ректор семинарии; 5) штатную сумму, остающуюся от перечисления Виленского Святотроицкого монастыря из первоклассного в третьеклассный, обратить на штат Виленской Святодуховой лавры, в соединении с прежнею её штатною суммою; и 6) при Виленском Святотроицком третьеклассном монастыре оставить из принадлежавших оному до сего домов: а) Прокшинский, б) Шарипинский, в) на монастырском дворе состоящий, и г) плац, Кособудзким арендуемый; а прочие все дома перечислить к лавре, на усиление средств её в предстоящем соединении с архиерейским домом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Минск. Собор Петра и Павла. Петропавловская (Екатерининская) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Минский Свято-Петро-Павловский Собор, Екатерининская церковь, памятник архитектуры с элементами ренессанса. Построен в начале 17 в. вместе с Минским Петро-Павловским монастырём православным братством. В 1793-95 отремонтирована и переименована в Екатерининскую (известна и под названием Жёлтая). Каменная 3-нефовая 6-столповая базилика с 5-гранной апсидой и 2 башнями. Главный фасад фланкирован двумя трёхъярусными башнями-колокольнями со шлемообразными куполами. Над апсидой — фронтон основного объёма с люкарной. Боковые фасады декорированы высокими пилястрами. Стены завершены тонкопрофилированным карнизом. Рядом с церковью сохранился церковный дом 19 в. В 1972—79 храм реставрировался. Поклониться иконам святых Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей православные верующие приходят в Свято-Петро-Павловский собор белорусской столицы. Здание Петропавловской церкви - одно из старейших в Минске. Собор основан в 1613 году как главный храм одноименного православного мужского монастыря. Петропавловское братство являлось одним из самых влиятельных в городе. В 1795 году храм был переосвящен в честь святой Екатерины небесной покровительницы императрицы российской Екатерины II и стал называться Свято-Екатерининским собором. В 1870-1871 годах проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве. В 1933 году Свято-Екатерининский собор был закрыт и разграблен. Богослужения возобновлены в 1941 году. Тогда же главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел - во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Здание использовалось в качестве архивного хранилища до 1991 года. Сегодня при храме действует 2 православных братства: во имя святых Виленских Мучеников, образовавшиеся в 1992 году, и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца, образовавшееся в 1998 году. Ежедневно священники проводят пасторские беседы с прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=08772

История православия в Литве разнообразна и уходит в глубь веков. Православные захоронения относятся по меньшей мере k XIII-oмy веку, однако, скорее всего православие вместе с русскоязычным населением появилось в регионе еще раньше. Основным центром православия всего региона всегда был Вильнюс (Вильна), чье влияние охватывало и большую часть белорусских земель, тогда как на большей части территории современной этнической Литвы православие распространялось слабо и эпизодически. B XV beke Вильна была " русским " (ruthenica) и православным городом – на семь католических церквей (частично спонсируемых государством, т.к. католичество уже стало государственной религией) приходилось 14 церквей и 8 часовен православного исповедания. Православие в Литву проникало по двум направлениям. Первое – государственно-аристократическое (благодаря династическим бракам с русскими княжескими родами, вследствие чего большая часть литовских князей XIV beka были крещены в православии), Второе – торговые и мастеровые люди, приехавшие из русских земель. Православие на литовских землях всегда было религией меньшинства, и часто притеснялось господствующими вероисповеданиями. В докатолический период межрелигиозные отношения большей частью были ровными. Правда, в 1347 году по настоянию язычников были казнены трое православных христиан – Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Это событие оставалось самым " жарким " столкновением с язычеством. Вскоре после этой казни на ее месте была построена церковь, где долгое время хранились мощи мучеников. В 1316 (или 1317) по просьбе великого князя Витяниса Константинопольским патриархом была учреждена Литовская православная митрополия. Само существование отдельной митрополии было тесно переплетено с высокой политикой, в которой было три стороны – литовские и московские князья и патриархи Константинополя. Первые пытались отделить своих православных подданных от московского духовного центра, вторые стремились свое влияние удержать. Окончательное утверждение отдельной Литовской (нареченной Киевской) митрополии произошло только в 1458 году.

http://religare.ru/2_36867.html

Н.В. Сушков Еще подсечен один из крепких столпов православия! Еще одной чисто русской душой меньше на Руси!… Несчастлив для нас ноябрь месяц! Два года кряду утраты незаменимые: 19 ноября 1867 призван в горняя Филарет, митрополит Московский; 23 1868 почил (едва 70 лет) от скорбей и болезней Иосиф, митрополит Литовский и Виленский 1 . Почивший, задолго до кончины своей, избрал себе место покоя в пещерной церкви Святодуховской обители. В каменном гробе, с надписью смиренной на чугунной доске, давно приготовленной 2 , он погружен в глубину земли под ракой трех виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия. Имена их в язычестве: Круглец, Кумец и Нежило 3 ; пострадали они в 1342 г., при свирепом гонителе христиан, литовском великом князе Ольгерде 4 . Долго паства Литовская будет помнить о своем пастыре! Многие будут посещать глубокий склеп, где покоится прах митрополита, с молитвой об упокоении души его. Кому достанется богатое собрание картин историко-религиозного содержания, ликописей (портретов) духовных лиц, более или менее известных, среди грекоунитов и книг, предпочтительно ученых и богословских, которыми он так дорожил?… Картины, ликописи, книги, рано ли, поздно ли, мало по малу погибнут, как гибнет все на земле; но благотворительность его продолжится и за могилой; не погибнет сбереженное им на пособие меньшей братии и детям братии духовной, на воспитание их дочерей и сыновей, на поддержание монастырей и храмов божиих, на пожертвования в севастопольскую невзгоду, на четыре духовные в России академии. Многое из предназначенного на добрые дела давно уже распределено и роздано им. Остальное распределится по назначению благотворителя в его духовном завещании. Православный по душе, унит по неволе, малороссиянин по имени родовому (Симашко), русский по сердцу, он по призванию с детства, неудержимо стремился к Церкви Вселенской. Когда его семья, убедившись в невозможности открыть какое-нибудь поприще ребенку православной веры, гонимой латино-ляхами, посылала его в греко-унитские храмы, он плакал в них и при всяком удобном случае убегал в русскую церковь отдохнуть от тоски и помолиться о спасении своем от папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 2 октября 1997 года 8 2005 р. 12:00 2 октября 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о состоявшейся 24 сентября 1997 года в Одессе встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшейся встречей и духовным общением двух Предстоятелей. 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьезно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о его визите в Литву с 25 по 27 июля 1997 г. Справка: С 25 по 27 июля 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II находился в Литве. Цель визита пастырское посещение Литовской епархии Русской Православной Церкви и участие в торжествах, связанных с 650-летием кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием основания Виленского Свято-Духова монастыря. Состоялись встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Литовской Республики Альгирдасом Бразаускасом и премьер-министром Литвы Гядиминасом Вагнорюсом. В своем выступлении Президент Литвы подчеркнул, что с 1990 года, после восстановления го-сударственной независимости, в стране идет возвращение недвижимого имущества, отобранного в годы советской власти у верующих всех конфессий, в том числе у православных. Отметив выдающийся вклад Его Святейшества в укрепление дружбы между Литвой и Россией, Президент наградил Первосвятителя Русской Церкви высшей наградой республики орденом Великого князя Литовского Гядиминаса I степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971866...

Тяжелое материальное положение, чуждое окружение, душевные переживания, отсутствие четкой жизненной перспективы и прочие морально-нравственные проблемы, естественно, на одно из первых мест, ставили необходимость духовной поддержки. Одним из таких людей, кто оказал самое серьезное влияние на жизнь русских людей в Бизерте, был православный священник отец Георгий Спасский. Биографические данные этого человека таковы: Родился он 26 сентября 1877 г., в семье священника Гродненской епархии. Будучи ребенком, Георгий получил чудесное исцеление по молитвам своей матери перед чудотворной Сурдетской иконой Божией Матери, находившейся тогда в монастыре, расположенном в окрестностях Поневежа. Это одна из наиболее прославленных православных святынь в западном Литовском крае Явление чудотворной иконы относится к 1530 г. Этот образ отец Георгий особо почитал в течение всей своей жизни. В 1898 г. Спасский окончил в городе Гродно Литовскую духовную семинарию и, как лучший ученик послан на казенный счет в Московскую духовную академию. После получения образования и принятия сана 29 июля 1903 г., долгое время был законоучителем, где приобрел педагогический и методический опыт. Преподавал в Учительской семинарии в Поневеже, в Виленском Реальном училище, Техническом железнодорожном и Химико-Техническом. Одновременно с этим опекал тюремный храм. С января 1914 г. правящим архиереем Литовской епархии был архиепископ Тихон (Белавин), будущий Всероссийский патриарх Святитель очень хорошо знал своего подчиненного - городского протоиерея. Об отношении владыки к Спасскому, свидетельствует такой факт: архиепископ Тихон называл отца Георгия " виленским златоустом " и подарил ему наперсный крест с мощами святых мучеников Евстафия, Антония и Иоанна В начале 1914 г. военное начальство приглашает священника читать лекции в Виленском военном училище, с чего начинается долгая работа отца Георгия в военной среде. Начавшаяся первая мировая война, вынудила многих эвакуироваться из западных областей. В 1915 г. перед угрозой захвата Вильно германскими войсками архиепископ Тихон эвакуирует православные святыни в Москву, русское население покидает Литву. В 1915 г. протопресвитер армии и флота о. Г. Шавельский предлагает Спасскому место законоучителя во вновь открывшемся Севастопольском Морском кадетском корпусе. В 1917 г. протоиерей получает новое назначение, он уже главный священник Черноморского флота. Столь высокий пост в системе духовно-воспитательной работы и религиозной опеки моряков Черноморского флота отец Георгий занимает по приглашению командующего вице-адмирала А.В. Колчака

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/405/...

Статья представляет собой публикацию фрагментов рукописного справочника иеромонаха (впоследствии епископа) Германа (Вейнберга), описавшего более 100 служб, утвержденных Синодом в XVIII – начале XX века. Эта рукопись, законченная в 1916 году, была обнаружена несколько лет назад в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки. В настоящее время она готовится к публикации. Герман воссоздает историю богослужебных текстов, опираясь на архивные фонды Синода и цензурного ведомства, что позволило ему установить даты создания, характер редактирования, имена авторов и редакторов огромного числа церковных служб. Ценность этого справочника заключается в том, что поздние церковнославянские тексты, которые в последние десятилетия стали предметом лингвистического исследования, в том числе и корпусными методами, не имеют достоверных атрибуций, и их история не описана. При публикации исходный текст дополняется информацией о редактировании церковных служб, которое проводилось Издательством Московской патриархии в 1978–1989 годах. В результате мы получаем полноценные источниковедческие справки, посвященные истории служб, используемых в современной богослужебной практике. Настоящая публикация включает три очерка Германа, дополнения к ним, а также очерк истории одной из тех церковных служб, о которой Герману не удалось обнаружить каких-либо сведений. Содержание Служба Святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию Служба преподобному Иову Почаевскому, чудотворцу Служба святому мученику Гавриилу младенцу святителю Иоасафу Белгородскому     Источниковедение тех текстов, которые используются в современной богослужебной практике, сейчас находится в зачаточном состоянии. Огромный массив текстов XVIII–XX веков (за это время были написаны сотни служб, акафистов и отдельных молитв) воспринимается как аморфная масса. Для большей части текстов нет никакой информации о времени, месте и обстоятельствах создания. Характерно, что когда в рамках Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru) началась работа над подготовкой церковнославянского подкорпуса, его создателям пришлось отказаться от хронологической разметки минейных текстов. Из-за отсутствия информации подобная разметка оказалась просто невозможна. И хотя в XX веке появились и недавно были переизданы две обобщающие работы, посвященные составу современного минейного корпуса [Спасский 2008; Лозинский 2018], приведенные в этих книгах сведения о поздних службах достаточно скудны, поскольку авторы не имели возможности работать с архивными материалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские Эти святые служили при дворе князя Ольгерда Литовского в XIV веке. Несмотря на распространение в этом княжестве христианства, они были язычниками и поклонялись огню. Но благодаря влиянию священника Нестора, духовника княжны Марии Ярославны, они пришли к познанию истины и тайно приняли святое крещение. После этого новообращенные отреклись от всего языческого, отказались стричь волосы и брить бороды, как было принято в Литве, и не ели мяса в постные дни. Языческие жрецы сообщили об этом князю, который потребовал у своих слуг объяснения. Они назвали себя христианами – и оказались в темнице. Через год заточения Иоанн из трусости решил покориться князю: он постриг бороду и стал есть мясо во время Великого поста, но при этом втайне исповедовал христианскую веру. Сподвижники были отпущены вслед за ним. Но его брат Антоний, не оставивший ревнования о Христе, продолжал соблюдать церковные посты и снова был брошен в темницу. Эти события вызвали раскаяние у Иоанна, который объявил о своей вере во Христа и был заключен в темницу вместе с братом. Там их посетил священник Нестор и преподал Святое Причастие. После года заключения братьев казнили через повешение. Это произошло 14 и 24 апреля 1347 года. Тела славных мучеников Антония и Иоанна были погребены в церкви святого Николая в Вильно . Спустя некоторое время их родственник Евстафий также был обращен Нестором. Евстафий, пользовавшийся большим почетом у князя и получивший от него власть и уважение при дворе, решил открыто исповедовать Христа перед Ольгердом, отказавшись есть мясо во время Великого и Рождественского постов. Князь пришел в ярость и приказал немедленно его казнить. Евстафий был повешен на том же дубе, что и его товарищи, 13 декабря 1347 года. Через три дня он был погребен в храме рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна. Впоследствии дуб, на котором совершилась их казнь, срубили и на его месте воздвигли церковь в честь Святой Троицы. Престол в церкви сделали из ствола того дуба и поместили в ней мощи трех святых мучеников.

http://pravoslavie.ru/61114.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднутся 14 стр. в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, в язычестве называвшиеся Нежило, Кумец и Круглец, были бояре — придворные литовского князя Ольгерда Гедиминовича. В христианство они были обращены пресвитером Нестором. Свв. Антоний и Иоанн были братьями. Веру свою они обнаружили невольно — тем, что не исполняли языческих обрядов. Когда князь потребовал от них объяснений, они исповедали себя христианами и были заключены в тюрьму. По малодушию своему Иоанн скоро вернулся к язычеству. Братьев освободили и осыпали почестями. На младшего, Антония, не обращали внимания ради старшего, Иоанна. Но скоро Антоний навлек на себя гнев князя соблюдением постов и снова был заключен в тюрьму. Положение Иоанна стало трудное: христиане отвернулись от него, язычники его презирали, брат не хотел иметь с ним ничего общего, пока он не исповедует Христа. Наконец, оставшись раз наедине с князем, он исповедал себя христианином. Князь промолчал, но потом в присутствии других спросил, правда ли, что он христианин. Иоанн подтвердил свои слова. Князь пришел в ярость, приказал его бить, сам бил его и наконец приказал заключить его в темницу. Там с радостью и любовью он был принят братом своим Антонием. Иерей Нестор исповедал и причастил их Святых Тайн. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на дереве, на котором вешали преступников. Перед смертью он предсказал брату, что и он скоро будет мучеником.

http://sedmitza.ru/lib/text/437081/

Таураге. Церковь Антония, Иоанна и Евстафия. Церковь Виленских мучеников Церковь. Действует.   Престолы: Антония, Иоанна и Евстафия, мучеников Виленских Год постройки:Между 1933 и 1989. Архитектор:В.В. Ефимов Адрес: г.Таураге, ул. Санделю 1 Координаты: 55.241112, 22.292815 Проезд:До города Таураге по шоссе Рига - Калининград или по жел.дороге Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Город Таураге (до 1917 г. официальное название Тауроген) известен с 16 века. С 1795 года этот город стал пограничным пунктом между Россией и Пруссией. Первый православный храм в Таураге был устроен в 1853 году в помещении таможни. Новый кирпичный храм в неорусском стиле был возведен в 1875 году. Строительство велось на средства Министерства внутренних дел. Монументальное по формам здание стояло на высоком холме вблизи реки, на въезде в город со стороны Пруссии, на Шоссейной улице. Удачно вписанный в городскую структуру, православный храм вместе с древним католическим собором и лютеранской церковью «замкнул» сакральный треугольник, который пространственно организовал и закрепил застройку городского центра. Четверик основного объема с вальмовой крышей был увенчан каноническим пятиглавием. С запада была пристроена двухярусная – восьмерик на четверике – колокольня с открытыми звонами, перекрытая шатром с главкой. К основному четверику примыкали пониженные объемы алтаря и небольшой трапезной части. Число прихожан в 1914 году - 951 чел. С началом Первой Мировой войны клир и большинство прихожан (семьи служащих таможни и госучереждений) были эвакуированы. Недействующий храм немцы использовали как интендантский склад. В 1925 году по решению местных властей бесхозное здание, требовавшее ремонта, было снесено. Частные лица на аукционе купили храм на слом. В настоящее время на этом высоком холме стоит административное здание города. Оставшиеся без духовного окормления верующие неоднократно обращались в Министерство просвещения республики с просьбами о материальной помощи на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=10510

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010