Глава четырнадцатая 1. Общее сходство между гностицизмом и софийным учением о. о. Булгакова и Флоренского по абсурдности. Сходства в учении о двух премудростях и образе Божием Сравнивая это учение с учением о. о. Булгакова и Флоренского о Софии, мы не можем не отметить того сходства, которое наблюдается между тем и другим. Правда, в гностическом учении очень много содержится абсурдного. Мы видели, как по учению гностиков варвелиотов, Премудрость побуждаемая не только добротою, но и простотою, разумеется, нерассудительною, произвела подобное себе творение, в котором сказалось неведение и дерзость 701 . В силу такой же простоты, как учат гностики офиты, Премудрость с высоты спустилась в воды до самых глубин и чуть не погибла 702 . Вследствие того же неразумия, София, будучи Божественным эоном, как учит Валентин, вышла из Плиромы, чтобы подняться к первообразу своего бытия и также чуть не погибла. Нельзя назвать разумною и дочь этой Божественной Софии – Ахамофу, тоже Софию, за то, что она произвела диавола с его злыми ангелами 703 . Поэтому св. Ириней в виду недостатков гностической Премудрости говорит, что гностики не должны называть ее Премудростию 704 . А в другом месте он называет ее всегда слепою 705 . Как видим, много абсурдного содержит в себе учение валентиниан о числах и буквах в именах, о сложении и умножении Божественных эонов «Небесною Четверицею». Поэтому, имея в виду гностиков маркосиан, св. Ириней говорит о них: «чем более кажутся высокомудрствующими, и, чрезмерно напрягаясь, истощают свои силы, тем менее здравы по уму» 706 . Мы не говорим уже о том, что самая главная мысль гностиков о существовании посредствующих существ между Богом и миром есть абсурд и даже корень бесчисленных гностических абсурдов. Но разве в учении о. о. Булгакова и Флоренского о Софии Премудрости Божией нет абсурдов? А что же иное представляет собою их учение о Софии, как посредствующем существе между Богом и миром?!.. Ничем иным нельзя назвать, как абсурдом, учение о Софии, как о четвертой ипостаси, что она не есть Бог и не есть тварь, что она есть великое женственное царственное существо, которое принимает почитание от Пречистой Божией Матери. К абсурду надо отнести и наименование Софии, приложимые к одному только Богу. К абсурду надо отнести противоречие, какое наблюдается между о. о. Булгаковым и Флоренским в их взгляде на положение Софии по отношению к Св. Троице. По учению первого, София не входит во внутреннюю жизнь Св. Троицы, а по учению второго, она входит в самые недра Пресвятой Троицы. Эти противоречие наблюдаются не только между о. Булгаковым и о. Флоренским, но и в учении каждого из них, о чем в свое время нами говорилось выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиереи (в алфавите имен) Алексий, митр. Московский, свт. – см. ИУ. 697. Макарий (Веретенников) , архим. Вехи жизни Всероссийского митрополита Антония//АиО. 1999. 2(20). С. 185–187. Геннадий Новгородский (Гонзов), свт. – см. ИУ. Евфимий Новгородский, свт. – см. 1281. 698. Воробьев М. Н . Митрополит КИРИЛЛ и Владимирский Собор 1274 года//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 29–32. Стефан Пермский, свт. – см. 1301. Святитель Макарий Московский (XVI в.) 699. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность//БТ. 1996. Сб. 32. С. 120–222. 700. Журинская М. А. Жизнь святителя: Повествование о митрополите Макарии//АиО. 2000. 4(26). С. 339–341. Рец. на кн.: Бобринский Н. Н. Летопись жития Макария, митрополита Всероссийского: Ист. повествование//Роман-газета, XXI век. 2000. 1. С. 8–69. 701. Макарий (Веретенников) , архим. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (f 1563)/Свящ. П. Веретенников//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213–246. 702. Макарий (Веретенников) , архим. Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии//ЦиВр. 1992. 3. С. 72–76. 703. Макарий (Веретенников) , архим. Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария//АиО. 1995. 4(7). С. 109–119. 704. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. 1996. 4(11). С. 158–172. 705. Макарий (Веретенников) , архим. Можайский период Всероссийского митрополита Макария//АиО. 1997. 3(14). С. 173–182. 706. Макарий (Веретенников) , архим. Заметки о митрополите Макарии//АиО. 1999. 1(19). С. 193–201. 707. Макарий (Веретенников) , архим. Духовные грамоты, подписанные свт. Макарием//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 93–100. 708. Макарий (Веретенников) , архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243–246. 709. Макарий (Веретенников) , архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Великом Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 160–171. 710. Макарий (Веретенников) , архим. Важнейшие вехи жизни свт. Макария//АиО. 2000. 4(26). С. 151–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Восстань, восстань, Сион, облекись силою твоею, Сион, и ты 700 облекись славою твоею, Иерусалим, город святый! Более не будет проходить через тебя необрезанный и нечистый. 2 . Отряси прах и встань, сядь Иерусалим, сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! 3 . Ибо так говорит Господь: даром вы отданы были и без серебра будете выкуплены. 4 . Так говорит Господь: народ Мой прежде ходил в Египет, чтобы быть там пришельцем, и в Ассирию насильно уведен был. 5 . И теперь, что вы здесь? Так говорит Господь: народ Мой взят даром, удивляйтесь и плачьте. Так говорит Господь: ради вас всегда имя Мое хулится среди народов 701 . 6 . Посему узнает народ Мой имя Мое в тот день, ибо Я Сам говорю: Я здесь. 7 . Как прекрасны 702 на горах ноги благовествующих мир, благовествующих доброе 703 , – ибо Я известным сделаю спасение твое, – говоря: Сион 704 , воцарится Бог твой! 8 . Ибо голос хранителей твоих возвысился, и голосом они от радости воскликнут, ибо глазами своими увидят, когда помилует Господь Сион. 9 . Да торжествуют вместе пустыни иерусалимские, ибо помиловал Господь народ Свой и избавил Иерусалим. 10 . И откроет Господь святую мышцу Свою пред всеми народами, и увидят все концы земли спасение от Бога нашего. 11 . Удаляйтесь, удаляйтесь, выходите оттуда и к нечистому не прикасайтесь, выходите из среды его 705 , отделитесь, несущие сосуды Господни! 12 . Ибо не в беспорядке выйдете и не бегом побежите, так как пред вами пойдет Господь и соберет вас Господь, Бог Израилев. 13 . Вот уразумеет 706 Отрок Мой и возвысится и прославится дивно. 14 . Как многие ужаснутся, смотря на Тебя: так вид Твой будет обесславлен от людей и слава Твоя от сынов человеческих! 15 . Так удивятся многие народы о Нем, и заградят цари уста свои, ибо они увидят то, что не было возвещено о Нем, и узнают то, чего не слышали 707 . 702 Слав. коль красны соотв. греч. ς ραοι – в лук. спп., у Злат., Феодор., Евс. Кес., а в др. ς ρα – какая красота! Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Большие пророки. – Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 725 с./Книга пророка Исаии. 13-213 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Для перевода письма отданы газскому митрополиту Паисию – РГАДА,ф.27,оп. I, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 99 – 107, 669 – 700; Фонкич 1997, 167. На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие и просил царя примириться с патриархом Никоном – Гиббенет 2, 705706. Алексей Михайлович созвал собор – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 669, 706 – 708. 1 июня греков допросили об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, а приехал сам, он же рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Стефан Юрьев показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия – Гиббенет 2, 708 – 711. Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие. Чтобы окончательно рассеять сомнения в подлинности привезенных Мелетием грамот от восточных патриархов, царь принял решение просить иерусалимского патриарха приехать в Москву. Поэтому в Царьград отправляются порознь два грека Василий Иванов и Кондрат Дмитриев с тайным поручением от царя и с грамотами иерусалимскому и сербскому патриархам – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 715 – 718; Фонкич 1997, 167. Уже через месяц, 21 августа, стрелецкий голова Никита Десятой, посланный к царю Алексею Михайловичу от гетмана Ивана Брюховецкого, доставил в столицу донесения от греков В. Иванова и К. Дмитриева и рассказал, что слышал в Переяславле от приехавших туда из Ясс купцов, будто иерусалимский патриарх едет к Москве – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6. После 25 сентября иеродьякон Мелетий послал свое первое донесение царю Алексею Михайловичу об отправлении Стефана Юрьева и Порфирия Оловянникова к патриархам Иерусалимскому и Цареградскому; 22 октября Стефан извещал Паисия Лигарида, что Мелетий едет «с великою пышностию и гордо», открыто выдает себя за царского посла и ехать с ним крайне опасно, потому что на любой дороге его могут схватить – Макарий 1996, 235 – 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. В. Петров, рассматривая антропологическое учение преп. Максима Исповедника 704 , отмечает, что для человека существует только две альтернативных возможности реализовать свою жизнь: «У человеческой личности есть возможность свободно определить себя в отношении логоса своей сущности. От расположения воли и свободного выбора зависит, будет ли она существовать сообразно своей природе или наперекор ей (т. е. будет ли она двигаться к Богу или от Него)» 705 . Отсюда проистекает важное сотериологическое следствие: состояние человека в принципе не может быть нравственно нейтральным по отношению к Богу, но всегда имеет знак «плюс» или «минус». В первом случае человек находится в естественном состоянии («сообразно своей природе»), будучи причастен Божественной благодати, открывающей для него возможность духовного возрастания и достижения сверхъестественного обожения. Во втором случае, отпадая от Источника жизни, человек впадает в состоянии противоестественное («наперекор ей»). 1.2. Брак Богоустановленный способ размножения людей Священное Писание говорит, что с сотворением Адама, а в его лице и человеческой природы как таковой творческое действие Бога в отношении человека не заканчивается. В Книге Бытия подчеркивается: И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 ). В первой части фразы слово человек употреблено в единственном числе, а во второй части появляется число множественное: сотворил их. Согласно 1-й главе Книги Бытия, человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. Во 2-й главе эта мысль раскрывается более подробно. Не следует, однако, полагать, что бытописатель пытался во 2-й главе Бытия объяснить появление жены в биологическом смысле. Это, прежде всего, символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человека. В связи с этим библейским повествованием связан весьма важный для православного учения о человеке вопрос – о браке и богоустановленном способе размножения людей. В святоотеческой литературе иногда встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение самого способа размножения людей. Так, свят. Григорий Нисский пишет: «[После грехопадения Бог] устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшимся в грех , вместо ангельского благорождения того, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» 706 . Правда, свят. Григорий Нисский оговаривается, что это его личное мнение и догадка. Согласно предположению свят. Иоанна Златоуста , если бы не было грехопадения, люди размножались бы неким духовным путем, однако святитель не конкретизирует, как он себе это мыслит 707 . Такое мнение разделяли также блаж. Феодорит Кирский 708 , преп. Иоанн Дамаскин 709 и некоторые другие византийские богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

703 Святых часто предупреждали о времени их смерти, чтобы они успели сделать необходимые приготовления. См. аналогичные видения Кэдмона (IV.24) и Вилфрида (V.19). 704 Пс. 17:14-15. 705 Лк. 21:27. 706 2 Тим. 4:1. 707 2 Пет. 3:12-»воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают». 708 В житиях часто встречается мотив вознесения души святого ангелами. Беда пишет об этом в описании смерти аббатиссы Хильды (IV, 23), а также в «Житии Кутберта», где описывается, как видение возносящейся на небеса души Айдана заставило Кутберта поступить в монастырь Мелроз. В данному случае видение, несомненно, явилось самому Эгберту. 709 2 марта 670 г. 710 Мощи епископов и других лиц, прославившихся своей святостью, часто по нескольку лет находились во временных гробницах, а после перезахоронялись с почестями. 711 Буквально domunculi (домика). Это обычная форма каменных гробниц раннего Средневековья, повторяющая традиционную форму римских саркофагов. 712 Винфрид был епископом Мерсии в 670-676 гг. Его не следует путать со знаменитым «апостолом Германии» Винфридом-Бонифацием (годы жизни ок. 675-754). 713 Нынешний остров Инишбофин в графстве Голуэй. 714 Периодические скитания по монастырям и обителям отшельников были в обычае ирландских монахов не только в самой Ирландии, но и в Англии. 715 Монастырь Майо в нынешнем графстве Майо. 716 Имеется в виду вождь местного клана; возможно, глава клана Сил Миредах, который позднее покровительствовал монастырю Майо. 717 Позже несколько королей англосаксов действительно оставили трон и отправились в Рим, что говорит о большом религиозном подъеме, охватившем Англию. О нем говорит и Беда (см. V.23), хотя в то же время он сетует на упадок духовности. 718 15 февраля. 719 Эгфрид (точнее Эгфрит) правил Нортумбрией в 670-685 гг. 720 В числе других реформ Теодор ввел в английской церкви обычай периодически созывать предстоятелей для решения насущных вопросов церковной жизни. 721 Ныне город Хертфорд в одноименном графстве. 722 Неизвестно, почему Вилфрид отсутствовал на соборе. Возможно, он не был согласен с мнением большинства епископов по некоторым проблемам или просто поссорился с кем-либо из них, что неудивительно при его властном характере.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

В Богослужении вторника Предтеча Христов прославляется честнейшим 700 и в пророцех пророком 701 , потому что в струях крестити сподобился Проповеданного и возложить на главу Его десницу свою. С радостию пострадав за истину, Иоанн и сущим во аде благовестил Бога, явившегося плотию. В Евангелии вторника Церковь благовествует о Предтечевом исповедании Иисуса Христа Сыном Божиим, Который, как говорит Предтеча, взял на Себя грехи мира и первее бе Предтечи. Предтеча узнал Сына Божия по сошествию на Него Св. Духа яко голубя и по особенному откровению Божию ( Ин.1:29–34 ). В чтении Апостольском во вторник Церковь говорит о искреннем и смиренном исповедании Предтечею – самого себя пред Иисусом Христом ( Деян.13:25–38 ). Понедельник и вторник, назначенные Церковью – первый для воспоминания бесплотных Сил, а вторый – пророка и Предтечи Господня, в отношении к следующим дням седмицы, в кои воспоминаются Церковью события и лица Нового Завета, – представляют как бы времена ветхозаветные. Ибо, по учению Апостолов, слово Ветхого Завета возвещено Ангелами ( Евр.2:2 . Деян.7:33, 35 . Гал.3:12 ), и Предтеча, по гласу Писания и Церкви, есть предел пророков и начало Апостолов 702 : якоже скончаваше Иоанн течение (служение свое), глаголаше: се грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его ( Деян.13:25 ). Таким образом во вторник, как бы при конце Ветхого Завета, является Предтеча, а за ним – в среду грядет Господь Иисус Христос, Емуже недостоин, как сказал Иоанн сам о себе, разрешити ремень сапогу Его. Средний день недели. Среда В Среду Господь наш предан был Иудою Искариотским на страдания и смерть ( Мф.26:2, 14–16 ), и Церковь с Апостольских времен 703 посвятила этот день благоговейному воспоминанию предания Господа на страдания и смерть. По свидетельству писателей Церкви, древние христиане собирались в среду во храмы Божии для общественного Богослужения, при котором они молились, пели псалмы, слушали иногда поучения и участвовали в Евхаристии. Тертуллиан свидетельствует, что некоторые из христиан в его время, по глубокому сокрушению о грехах своих, подвергших Господа на добровольные за нас страдания и смерть, в день предания Христова участвуя в общественном Богослужении, не приступали к радостному причащению тела и крови Христовых 704 . «После утреннего Богослужения в полуденные часы, говорит св. Амвросий о среде, христиане собирались к общественному Богослужению, при котором петы были гимны и совершалась Евхаристия» 705 и Среду и Пятницу называет днями стояния 706 . Св. Епифаний Кипрский говорит, что «Богослужение и совершение литургии в среду произошли от Апостолов» 707 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Особенности редакций А, Б х и Б2 обстоятельно охарактеризовал Д. С. Лихачев 704 . Каждая из указанных редакций имеет свои индивидуальные особенности, причем для Б х и Б2 они явно вторичного свойства. Так, в Б х читается дидактическое вступление перед рассказом о нашествии Батыя, которого нет ни в А, ни в Б2. Только в Б2 приведены дополнительные подробности о Евпатии Коловрате: ему придано отчество «Львович», рассказывается о торжественных похоронах Евпатия в рязанском соборе и приводится дата погребения – 11 января; с другой стороны, в Б 2 явно выпущен текст, повествующий о молитве Юрия Ингоревича перед сражением и его обращении к братьям и дружине. Таким образом, считает Д. С. Лихачев, редакции Б х и Б 2 восходят к общему источнику 705 . Но необходимо сказать, что выявленный материал не дает точного ответа на вопросы, является ли общий оригинал Б х и Б 2 : а) редакцией А? б) независимым от редакции А? в) общим протографом редакций А, Б х и Б2 ? Ответы на эти вопросы и обоснование текстологической стеммы можно будет получить только после выявления летописного источника Повести о Николе Заразском. Предлагаем уточненную классификацию списков Повести о Николе Заразском с учетом вновь открытых и известных ранее рукописей (в основу текстологии положено сопоставление с летописным текстом, лежащим в основе Повести, – о чем см. ниже). § 2. Редакция А Первоначальный вид 1) РГБ, ф.113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 523 706 . Сборник в 4 , на I † 350 листах. Текст писан одним почерком, но по палеографическим особенностям в сборнике выделяются три части. Первая часть: л. 2–220; по бумаге датируется концом 60-х годов XVI в. Филиграни: 1) Сфера под звездой (л. 2–17, 27 ­­ 32, 34–49, 50– 57 (кроме л. 53 ­­ 54), 58–220) – типа Лихачев, 3437 (1564 г.); 2) Сфера между лилией и сердцем (л. 18–25, 26–33 (кроме л. 27­32), 53 ­­ 54) – Хивуд, 3816 (1563 г.). Вторую часть составляют л. 221–258, датируются началом 70-х годов XVI в. Филигрань одна: Рука под 5-конечной звездой (два варианта) – Лихачев, 4015 (1570–1571 гг.). К этому же времени относится и третья часть (л. 259–348), имеющая самостоятельный счет тетрадей (номера видны на тетрадях с 7 по 11). Филиграни: 1) Рука под 5-конечной звездой (л. 259–308, т. е. первые 6 тетрадей) – такая же, как во второй части; 2) Лилия (л. 309–348, т. е. тетради с 7 по 11) – Брике, 6970 (1561–1572 гг.). Начальные листы в сборнике утрачены, л. 1, судя по сетке понтюзо, принадлежал к партии бумаги с водяным знаком: Рука под 5-конечной звездой. Счет тетрадей начинается с л. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Псалом 92. Величие Царя вселенной. Псалмопевец начинает выражением уверенности, что Бог есть отмститель всякой злобы и всегда с энергией показывал и показывает Себя таким (ст.1) 703 . В этом убеждении он затем обращается к Богу с молитвою, чтобы Он явился и притом скоро (ст.3) строгим отмстителем и судиею нечестивцам, которые теперь угнетают народ Его (ст.2); это люди страшно горделивые (ст.4) 704 . Они стали настоящею язвою для народа (ст.5); они беззаконнуют над беспомощными людьми (ст.6) и убаюкивают себя мыслию, что Бог ничего не знает о их беззакониях (ст.7). О, безумцы (ст.8)! Давший человеку способность понимать, что вы говорите и делаете дурного, разве не обладает способностию и Сам понимать это (ст.9)? Наказывающий даже язычников, когда они делают зло, хотя они и не имеют положительного закона, разве не накажет вас, когда вы презираете закон, который Он вам дал и которым Он дает человеку познание (учай разуму), освещает ему различие между добром и злом (ст.10) 705 ? Несомнено, Бог знает мысли людей, потому что они суетны (ст.11) 706 . – Под гнетом таких жестоких тиранов, как изображенные здесь, преследуемый праведник должен был прийти в отчаяние, если бы не поддерживала его вера в данные Богом в законе обетования благочестивым и угрозы грешникам (ст.12) 707 и не доставляла ему утешения (ст.13) 708 . Счастлив поэтому тот, кому Бог подает благодать такой веры и утешения, пока пробьет час избавления! – И он несомненно пробьет, потому что Бог не оставляет своих верующих (ст.14), но идет на суд над неправедными, чему тогда обрадуются все приверженные к Нему (ст.15) 709 . – Да и кто другой мог бы оказать помощь угнетенным праведникам (ми; псалмопевец говорит как представитель их) кроме Бога, Который уже так часто помогал им; потому что если бы не Господь, то нечестивцы уже давно положили бы им конец (ст.17); но милость Божия всегда была на стороне их (ст.18) и во времена бедствий Господь подавал им богатое утешение (ст.19), Да и могло ли быть иначе? Мог ли Господь не помочь Своим праведникам? Разве Он находится в дружественной связи с злобными тиранами? – Он, который дал закон, соблюдение коего требует столь великого нравственного напряжения и Который показал Себя в нем Святым, врагом всякого беззакония (ст.20) 710 . Никогда! Пусть же еще некоторое время беззаконнуют враги (ст.21); поскольку Бог находится с верующими (ст.22), то они наконец восторжествуют, между тем как беззаконники со стыдом погибнут (ст.23). Псалом 94. Прославляйте Господа и внимайте Его слову в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010