У кафедральному Брянська урочисто 26 лютого 2024 р. 15:43 25 февраля 2023 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска состоялись торжества, посвященные 30-летию возрождения Брянской епархии . Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года она была выделена из состава Орловской епархии и обрела самостоятельность. В праздничный день Божественную литургию совершили митрополит Брянский и Севский Александр , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир . Архипастырям сослужили клирики Брянской и Клинцовской епархий. На богослужении присутствовали: губернатор Брянской области А.В. Богомаз, председатель Брянской областной Думы В.В. Суббот, главный федеральный инспектор по Брянской области А.С. Дьячук, первый заместитель главы Брянской городской администрации С.С. Антошин, прокурор Брянской области А.П. Войтович, начальник УМВД России по Брянской области А.В. Солдатов, начальник УФСИН России по Брянской области С.Н. Герасимов, руководитель УФНС России по Брянской области А.А. Маркелов, начальник Брянской таможни С.Л. Санакоев, начальник ГУ МЧС России по Брянской области В.С. Уваркин. За Литургией молились настоятельница Брянского Петропавловского монастыря игумения Елена (Бахарева), настоятельница Севского Спасо-Преображенского монастыря игумения Макария (Швец), многочисленные прихожане и паломники. Церковные песнопения исполнил хор кафедрального собора под управлением А.А. Бирюкова. Проповедь перед причастием произнес благочинный Дятьковского церковного округа священник Павел Корнеев. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен Господу. После богослужения глава Брянской митрополии обратился со словом к собравшимся, поздравив всех со знаменательной датой: «История Православия на благословенной Брянской земле уходит вглубь веков, и тот факт, что епископская кафедра существовала здесь уже в XIII веке, свидетельствует о богатой духовной преемственности, которую мы получили в наследство. В то же время жизнь епархии хранит и драматические страницы истории: события начала XX века привели к тому, что Русская Церковь, преследуемая в продолжение 70 лет, оказалась на грани своего существования. Однако искренняя живая вера, тоненьким ручейком сохранявшаяся в сердцах людей, разлилась широкой рекой в 90-е годы, когда наша страна пережила так называемое второе Крещение Руси. Поэтому тесно связанная с ним сегодняшняя юбилейная дата — это, прежде всего, торжество веры и подтверждение слов апостола Павла: " Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает " (Гал. 6:7), а затем уже время подведения итогов и осмысления произошедшего.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6106276...

В 1810 году стараниями сына Марии Васильевны, Иваном Акимовичем Мальцовым в деревне был возведён большой каменный храм Преображения Господня. Эту церковь нередко называли жемчужиной и даже " восьмым чудом света " , а всё благодаря потрясающему внутреннему убранству. Дело в том, что всё оно было изготовлено на мальцовской фабрике здесь же, в Дятькове. В одном из томов " Живописной России " (на самом деле это 19-томное издание называлось " Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении " и выпускалось с 1881 по 1901 год) есть такие строки: " На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом). При полном освещении церкви хрустальными паникадилами, иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный " . Это была зимняя церковь, возведённая в греческом стиле. Иконы для неё писались в стиле итальянском лучшими мастерами Петербургской академии художеств. Кроме того, в новый храм перенесли реликвии из упразднённой церкви села Спасское - образы, мощевики, старинный серебряный крест. Позже в храме установили хрустальный иконостас в стиле украинского барокко. Такого не было больше нигде в мире, и он неизменно приводил в восторг всех, кто его видел. Вот как описывал Преображенский храм в 60-х годах XIX века сельский благочинный Стефан Красовский: " Село Дятьково пользуется европейской известностью по хрустальному в нём производству и по тому стремлению господина владельца ко всему изящному, которое высказывается здесь во всём. Но что особенно обращает на себя внимание нового посетителя села Дятьково - это храм Преображения Господня... Христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту... Первое, что поражает чувство зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы; тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей и цветных стёкол искуснейшего мастерства, многоцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроенный в настоящей церкви, особенно поразителен. Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету и зову, идут и едут в дятьковскую церковь, и смотреть, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы написаны в Академии художеств, на жёлтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера рамах, украшенных резьбою рококо, представляют как бы некий великий божественный сад " .

http://sobory.ru/article/?object=01755

К 1855 году относятся сведения о последней перестройке храма, в ходе которой был установлен новый иконостас, а также из алтаря был устроен ход к фамильному склепу и в сам придельный храм.Мальцовы не жалели денег на переустройство храма и его внутреннее убранство. Заказ на изготовление икон для нового иконостаса они разместили в Санкт-Петербургской академии художеств. Все иконостасы были убраны белым, тисненным прозрачным хрусталем, изготовленным на хрустальной фабрике села Дятьково. В первую очередь на себя обращали внимание иконы: «Введение в храм Пресвятой Богородицы» и «Тайная вечеря», которые создал художник Лавров. И конечно особое впечатление на современников производило внутреннее убранство храма. По состоянию на 1904-05 гг., приход села Дятьково состоял из самого села, Знеберской стеклянной фабрики и деревень: Дятьковой, Чернятичей, Сосновки, Верещёвки, Чижовки и Белой Речки. Численность прихожан — 4501 душ мужского пола и 4550 душ женского пола. Причт был 4-х штатный. В приходе имелись церковно-приходская школа, 3 школы грамоты и 2 земских школы. Храм входил в состав 4-го Благочинного округа Брянского уезда Орловской епархии. После Октябрьской революции храм продолжал работать до момента своего закрытия и последующего разрушения в 1929 году. 4 февраля 1929 года Дятьковский Горсовет на заседании расширенного Президиума выступает с инициативой о разборке придельного храма (часовни-памятника, установленного над склепом Мальцовых), с целью употребить полученные материалы на дорожное строительство. Инициатива основывалась на постановлениях всех избирательно — отчетных участков и ходатайствах общественности. Вопрос о демонтаж часовни был отправлен на согласование с Бежицким уездным Исполнительным комитетом Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов. Президиум уездного исполкома согласился с мнением Дятьковского горсовета относительно дальнейшей судьбы часовни и 12 февраля 1929 года отправил запрос о демонтаже часовни на утверждение в Брянский Губернский Исполнительный комитет Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов. Однако Президиум Брянского Губисполкома не сразу утвердил решение о ликвидации памятника. Президиум, не находя руководящих указаний о порядке сноса подобных сооружений, 18 февраля 1929 года переадресует вопрос в Народный комиссариат внутренних дел РСФСР на каких основаниях может быть произведен демонтаж часовни-памятника С.И. Мальцову. 21 февраля 1929 года от Народного Комиссариата Внутренних Дел поступает разъяснение о том, что памятник-часовня, установленная на могиле Мальцовых, может быть ликвидирована как связанный с именем собственника крупных заводов С.И. Мальцовым-«человека эксплуатировавшего население целого округа». 28 февраля 1929 года Президиум Брянского Губиспокома разрешает ликвидировать часовню-памятник С. И. Мальцову и реализовать полученный от демонтажа материал (чугун) на дорожное строительство.

http://sobory.ru/article/?object=41503

сайт истории г. Дятьково и Дятьковского района Брянской области Приход в Стари был открыт в 1900 г. Ранее, с 1810 г., Старь состояла в составе прихода села Дятькова, а ещё раньше – села Липова. К началу XX в. количество прихожан составляло 1500 человек. Имелась церковно-приходская школа. Первый однопрестольный деревянный храм во имя Святителя Николая был переделан из часовни, построенной в 1866 г. на открытом в Стари в этом же году кладбище. В 1903 г. был окончен постройкой и освящён в честь этого же Святителя новый каменный трёхпрестольный храм. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», написанный на жестяном листе. Ныне эта икона утеряна. После большевистского переворота храм был закрыт и полуразрушен. В 1991 г. начались работы по его восстановлению. В 1995 г. храм был освящён благочинным Брянского округа протоиереем Александром Козловым в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1 июня 2019 года, в поселке Старь Дятьковского благочиния свершилось памятное событие - действующий храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (историческое название - во имя святителя Николая Чудотворца) увенчался куполом и крестом. По благословению Митрополита Брянского и Севского Александра, 1 июня на территории храма был совершен Чин освящения Креста, который совершил благочинный Дятьковского церковного округа иерей Павел Корнеев в сослужении настоятеля иерея Сергия Буданова и в присутствии жителей поселка Старь - прихожан храма. По окончании Чина освящения благочинный обратился к присутствующим со словом о значимости происходящего события, с благодарностью отцу настоятелю, прихожанам и благотворителям за участие в возрождении Старской святыни. Затем, с помощью специальной техники, был поднят и установлен центральный купол храма, который увенчали главкой с новоосвященным крестом. Старской храм трудами настоятеля иерея Сергия Буданова, прихожан и благотворителей постепенно обретает свой исторический архитектурный православный вид.

http://sobory.ru/article/?object=07356

В 1991 году начались работы по его восстановлению. В 1995 году южный придел храма был восстановлен и освящён в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Адрес: Россия, Брянская область, Дятьковский район, п. Старь Официальный сайт храма Подробнее... Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Дятьково) [ править править код ] Современный храм-памятник в честь иконы Божьей матери «Неопалимая купина» — непрямой наследник другого дятьковского храма: великолепного Преображенского собора. В XIX веке слава «восьмого чуда света» собирала прихожан со всей России. Храм был закрыт 21 октября 1929 года. Храм-памятник был основан по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. 25 декабря 1999 года его Высокопреосвященство совершил чин основания фундамента храма. Роспись алтарной части выполнена на личные пожертвования управляющего Брянской епархией Преосвященнейшего епископа Феофилакта, который освятил храм 27 марта 2003 года. Адрес: Россия, Брянская область, г.Дятьково, ул.Гоголя, 1а. Официальный сайт храма Подробнее... Храм Казанской иконы Божией Матери (Любохна) [ править править код ] В 1857 году в поселке Любохна был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1884 году при храме на кладбище была построена каменная часовня. Летом 1931 года советской властью храм был закрыт. В сентябре 1943 года храм был взорван захватчиками, уцелевшие стены и развалины были разобраны местными жителями на хозяйственные нужды. По благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта в 2002 году начато строительство храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Адрес: Россия, Брянская область, Дятьковский район, п. Любохна Официальный сайт храма Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ивот) [ править править код ] Самый большой храм Дятьковского благочиния и единственный сохранившийся с Мальцовской эпохи. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1905-1914 годах на пожертвования Мальцовского товарищества вместо прежнего, деревянного с двумя приделами, построенного в 1881-1883 годах. В связи с гражданской войной строительство храма не было закончено, храм не был освящен.

http://azbyka.ru/palomnik/Дятьковский_ра...

Его знания ненамного отличаются от знаний клирошан и храмовых уборщиц, и он, увы, не всегда может отличить святоотеческое учение от приходской сплетни (из статьи о " чисточетверговой воде " следует, что с недавних пор дятьковский благочинный сам участвует в полуночных водосвятиях под Великий Четверг) . Прихожанки, вряд ли способные пояснить, в чем смысл двунадесятых праздников, со строгим видом внушают, что пройти между подсвечником и иконой - это смертный грех. Пастыри и церковная печать не обращают внимания на эти суеверия и не предостерегают от них. А тем временем в Церковь приходят люди, в миру привыкшие учить, теоретизировать и выдвигать смелые гипотезы (объясняющие все происходящее в мире на основании двух-трех расхожих " тезисов " ), но не обладающие серьезными богословскими познаниями. Среди них немало таких, что уже воспитаны на массовом оккультизме. Не приходится сомневаться, что, познакомившись с таким Православием, они весьма скоро начнут писать ученые трактаты про то, что именно бабушки сохранили " эзотерическое предание " о том, что вставший неправильно человек своей аурой экранирует энергетическое поле, в котором осуществляется полевое взаимодействие между иконой и свечами... И попробуй только возразить против новых апокрифов - тебя сразу обвинят в неблагочестии, протестантизме и модернизме. Попробуй усомниться в том, что данное " пророчество " или " духовное наставление " принадлежит самому отцу, попробуй предположить, что сложилось оно в путаных воспоминаниях и пересказах " духовных дочерей " спустя десятилетия после кончины старца, попробуй предположить, что некая " блаженная " была просто психически больной визионеркой - и сразу обвинят тебя в неверии и в рационализме... В наших духовных школах и монастырях слишком часто говорится о том, что ереси и модернистские учения обычно исходят от чрезмерно умничающих людей, оторвавшихся от живой церковной и монашеской традиции... Но вот я, книжник, беру в руки книги о монахах (и даже написанные и изданные монахами) и говорю: " Слушайте, да именно здесь проповедуется что-то новое, иное, непохожее на то, чему меня учили семинария, беседы духовника и книги отцов! " Я, например, привык считать, что до последнего своего дыхания не должно христианину отлагать покаянное делание и смотреть в наступающую вечность со стопроцентной уверенностью в благом исходе.

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

Ну что тут скажешь? Приставать к юноше с вопросами о том, почему у него прыщи это тот случай, когда простота оказывается хуже воровства. Но и рекомендации по обращению с “чисточетверговой водой” таят в себе огромный соблазн. Действительно, из наших уст выходят недобрые слова. Но означает ли это, что человеческие уста, оскверненные недолжным словоизлиянием, тем самым осквернили нашу посуду? И почему то, что косвенно осквернено нашими устами, не может быть вместилищем святой воды, а сами уста, сам источник скверны, могут ее принимать? Впрочем, это уже другая и очень сложная тема для разговора о приходской психологии: по евангельскому учению Бог дает благодать грешникам и больным с тем, чтобы они ею очистились, а в приходском восприятии зачастую полагают, что надо “спрятать” эту благодать от “недостойных” и лишь самоизлечившиеся могут порою дотягиваться до нее (“часто причащаться грех!”). В условиях, когда лишь один священник из десяти имеет хотя бы семинарское образование (а такова сегодня статистика нашей Церкви после того, как 200 000 священнослужителей было расстреляно большевиками за годы их власти ), священник слишком часто оказывается воспитан и воспитуем своими прихожанками. Его знания ненамного отличаются от знаний клирошан и храмовых уборщиц, и он, увы, не всегда может отличить святоотеческое учение от приходской сплетни (из статьи о “чисточетверговой воде” следует, что с недавних пор дятьковский благочинный сам участвует в полуночных водосвятиях под Великий Четверг ). Прихожанки, вряд ли способные пояснить, в чем смысл двунадесятых праздников, со строгим видом внушают, что пройти между подсвечником и иконой это смертный грех. Пастыри и церковная печать не обращают внимания на эти суеверия и не проповедуют против них. А тем временем в Церковь приходят люди, в миру привыкшие учить, теоретизировать и выдвигать смелые гипотезы (объясняющие все происходящее в мире на основании двух-трех расхожих “тезисов”), но не обладающие серьезными богословскими познаниями. Среди них немало таких, что уже воспитаны на массовом оккультизме. Не приходится сомневаться, что, познакомившись с таким Православием, они весьма скоро начнут писать ученые трактаты про то, что именно бабушки сохранили “эзотерическое предание” о том, что вставший неправильно человек своей аурой экранирует энергетическое поле, в котором осуществляется полевое взаимодействие между иконой и свечами…

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

В последние годы царствования императора Александра II заметно и в обществе и в духовенстве общее сомнение в близости этого разрешения. Духовенство, наученное опытом, не стало уже обольщать себя надеждами на скорое легкое избавление из своего бедственного материального положения и по-видимому снова помирилось с своей незавидной и неизбежной участью сословия, принужденного терпеть материальные нужды и лишения в своей жизни. 17 Число посторонних лиц, поступавших в духовное звание, ни за один год не превышало 91, а за некоторые годы и совсем не было случая поступления в духовное звание постороннего лица. 51 Архив Св. Синода. Опись дел. Выс. учр. прис. 104, ч. 1. Свод мнений епарх. начальств по вопросу об открытии дет. дух. путей для обеспеч. своего существ. на всех попр. гражд. деят. Мнения преосвящ. Владимирск., Воронежск., Вятск. и др.; комитетов: нижегородск., с.-петербургск., московск. и общего собрания благочин. Рижской епархии. 52 Там же, мнение преосв. Екатериносл., Кишиневск., Псковск. Тверск., и комит. Нижегородск. и Новгородск. 53 Там же, мнение преосвящ. Екатеринославск., Волынского; комит. Костромского и общего собрания благочин. Рижской епархии. 66 Напр., мнен. преосв. Вятского, Волынского, Рязанского дух. комит. Таврического, Нижегородского и др. 70 Мнен. преосв. Вятского, Симбирского, Тверского, Херсонского, Курганского, Пензенского, Псковского и др. 102 В своем кратком очерке мы не намерены рассматривать всех мнений по означенному вопросу, высказанных в тогдашней периодической печати, а коснемся только главных: этого совершенно достаточно, так как все они решают вопрос в том или ином смысле, указанном нами в нашем разборе, и изложение всех их было бы только лишним повторением одного и того же. 104 Впоследствии, с появлением полемической статьи в Православном Обозрении «Моск. Ведом.», заявляли, что им ложно приписаны мысли о закрытии дух. академий, что они только выражали желание, чтобы дух. академии примкнули к университетам в качестве богословских факультетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стараниями помещика Алексея Тимофеевича Якубинского. Каменная, с деревянной колокольней, оштукатурена внутри и снаружи, ограда вокруг церкви каменная построена вместе с церковью. Расстояние до Харькова 129 в. от ближайшего почтово-телеграфного отделения с. Тростянец - 4 версты. Земли пахотной 33 десятины. прихожан м.п 375 д. и ж.п. 370 д. Священник по штату не положен, обслуживает приход священник Благовещенской церкви с. Тростянец, школы и попечителей нет, к церкви относится хутор Машково. Церковный староста крестьянин Иван Крупчан с 1903 г. В нынешнем храме хранится: Евангелие Л.п. 1650 г., цветная Триодь Ч п. 1685 г., Молитвослов М.п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митрополита киевского», Л.п. 1699 г., Октоих М.п. 1727 г., Часослов К.п. 1742 г. В ней один престол по имени Архангела Михаила, праздновался 8 ноября. До 1914 г. была приписана к Благовещенской церкви села Тростянец. Указом Синода от 12 сентября 1914 г. за No 15310 обращена в самостоятельную. По штату принадлежит священник и псаломщик. Зарплата священника 300 руб., псаломщика 100 руб. Пахотные земли сдаются в аренду за получаемый доход в 250 руб. в год. Церкви принадлежит деревянная, обложенная кирпичом, сторожка в ограде церкви и каменный дом священника, построен Юлием Леопольдовичем Кенигом, что также принадлежит церкви. В 1914 г. в храме священник Евгений Петрович Архангельский, псаломщик Иван Васильевич Капустянский, староста Ермолай Данилович Таран. На 1914 г. прихожан из Радомли и хутора Машково - 995 душ. Священники Архангело Михайловской церкви: 1732 г.- Макарий Иванов; 1753 г.- Афанасий Якубович; 1807 г. - Ладенков Гаврил Емельянович; 1848 г.- Григорий Левицкий; 1858 г. - Михаил Гнедич; 1898 г.- Федоров Василий Александрович, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с. Тростянец; 1898 г. - Яновский Александр Васильевич, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с.

http://sobory.ru/article/?object=58989

Син. 1862 г. март. 2 дн.). ß) Кроме обычных крестных ходов, устроять вновь без разрешения епархиального начальства запрещается (Инстр. Благочин. § 21) 172 . Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиной, чтением и пением приятным и пр., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. Дух. Конс. ст. 34 и 35). В крестных ходах запрещается священнослужителям разговаривать между собой и раскланиваться сс знакомыми (Ук. Син. 1830 г. апр. 28 дн.) 173 . γ) Молебные пения отправляются во всякое время в домах прихожан по их желанию, или в церкви в известное время и по известному случаю. Молебны по случаю рождений и тезоименитств членов императорского дома, кроме дней собственно императорских и государя наследника, могут быть отправляемы в ближайшие воскресные дни (Ук. Син. 1862 г. март. 2 дн.). Когда высокоторжественный день – восшествие государя императора падает на какой-либо из дней первой недели Великого поста, то молебствие о восшествии государя императора на престол должно быть отправляемо в неделю Православия и притом там, где совершается молебствие Православия, торжество православия должно быть отправляемо пред литургией, а молебствие о восшествий на престол – после литургии (Ук. Син. 1857 г. янв. 28 дн.). Равным образом, если день рождения государя императора приходится в Страстную седмицу, то празднование этого дня должно быть перенесено на понедельник Святой недели (Ук. Син. 1861 г. март. 18 дн.). Молебны по случаю особых событий в Императорской фамилии могут быть совершаемы и до получения указа Св. Синода, вследствие требования гражданского начальства, когда, последним получено будет извещение прежде; но в таких случаях гражданское начальство должно сообщать церковным причтам надлежаще засвидетельствованные копии с полученных ими телеграмм (Ук. Син. 1867 г. 23 февр. 10). При совершении молебнов в таких случаях, должно применяться к общей форме и событию, по которому совершается молебен (там же, пунк. 3). По получении потом указа Св. Синода об этом же событии, молебен не отправляется, если он был прежде отправлен. О затруднениях, могущих встретиться по поводу этого, немедленно доводится до сведения Св. Синода (там же пунк. 4 и 5). За опущение служения царского молебна в назначенный день, виновные подвергаются строгому или простому выговору (Ук. 1876 г. апр. 10 12618).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

  001     002    003    004    005    006    007