Роудс Рон (протестант) Кто такой Святой Дух? Святой Дух – Личность, а не сила, и эта Личность – Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын. Миллард Дж. Эриксон 422 По учению Общества Сторожевой Башни, Святой Дух – не личность и не Бог. Святой Дух – это безличная «действенная сила» Бога, исполняющая Его волю в мире 423 . Вот и в журнале «Сторожевая башня» за 2000 год говорится, что Святой Дух – «не личность, а мощная действующая сила Бога, с помощью которой он исполняет свою волю» 424 . Это отрицание личности и божественности Святого Духа естественным образом вытекает из отрицания учения о Троице. В брошюре «Следует ли верить в Троицу?» Общество утверждает, что Святого Духа в какой-то степени «можно уподобить электричеству – силе, которую можно приспособить для выполнения самых разнообразных дел» 425 . Подобно тому как человек использует электричество в своих целях, так и Бог использует безличную силу, именуемую Святым Духом, для достижения Своих целей. Именно эта мощная сила в виде голубя сошла на Иисуса во время крещения ( Мк.1:10 ). «Эта действующая сила Бога позволила Иисусу исцелять больных и воскрешать мертвых» 426 . Эта же сила дается и христианам, что «позволяет им претерпевать испытания веры и делать то, что без этого духа было бы им не под силу» 427 . Общество Сторожевой Башни утверждает, что его точку зрения подтверждают библейские истории о людях, которые исполнялись, крестились и помазывались Святым Духом. Подобные выражения уместны только в том случае, если Святой Дух – сила, а не личность 428 . Как может одна личность наполнять тысячи людей одновременно? Личность таким образом не разделишь. Кроме того, если бы Святой Дух был личностью, Он, как и Отец, и Сын, имел бы собственное имя. Мы знаем из Писания, говорит Сторожевая Башня, что личное имя Отца – Иегова. Личное имя Сына – Иисус. Но личное имя Святого Духа в Писании нигде не названо 429 . Следовательно, Святой Дух в отличие от Отца и Сына – не личность. Общество Сторожевой Башни признает, что иногда Святому Духу действительно приписывается способность говорить с людьми, которую можно истолковать как свойство личности, но тут же выдвигает контраргумент: «...Хотя в некоторых библейских стихах сказано, что дух говорит, другие стихи показывают, что в действительности это делается через людей или ангелов ( Мф.10:19–20 ; Деян.4:24–25; 28:25 ; Евр.2:2 ). Действие духа в таких случаях подобно действию радиоволн, с помощью которых передаются сообщения между людьми, находящимися далеко друг от друга» 430 . «Своим духом Бог передает послания и сообщает свою волю умам и сердцам своих служителей на земле, которые, в свою очередь, могут донести это послание до других» 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Боэций (ок. 480-524) Могут ли «Отец», «Сын» и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанциально 36 К Иоанну диакону 37 Исследуем, как могут сказываться о божестве «Отец» и «Сын» и «Святой Дух»: субстанциально или как-нибудь иначе? А способ исследования, я думаю, мы должны взять оттуда, откуда, как известно, является нам очевидное начало всех вещей, то есть из самых оснований католической веры. Тогда, если я спросил бы, является ли субстанцией тот, кто называется Отцом, то ответ был бы: да, он есть субстанция. И если бы я спросил, субстанция ли Сын, ответ был бы тем же. И никто не усомнился бы, что и Святой Дух также есть субстанция. Но, с другой стороны, когда я свожу вместо Отца, Сына и Святого Духа, оказывается, что есть [только] одна субстанция, а не несколько (plures). В таком случае, единая субстанция этих Трех не может ни отделяться, ни разделяться, и она не есть как бы некое единое, образованное соединение [своих] частей, но есть просто единая. Поэтому, что бы ни высказывалось о божественной субстанции, все это должно быть общим для Трех, и это будет своего рода признаком того, что могло бы сказываться о субстанции божества, а именно: что бы о ней ни сказывалось этим способом, все это будет сказываться и по отдельности об отдельных сведенных в одно Трех. Таким образом, если мы говорим: «Отец – Бог, Сын – Бог, Святой Дух – Бог», то Отец, Сын и Святой Дух – это один Бог. Поэтому, если их единое божество (deitas) Есть единая субстанция, то имя «Бог» может сказываться о божественности (divinitas) субстанциально. По той же причине Отец есть истина, Сын – истина, Святой Дух – истина; но Отец, Сын и Святой Дух – не три истины, а одна 38 . Значит, если единая в них субстанция есть и единая истина, то необходимо, чтобы «истина» сказывалась [о них] субстанциально. Очевидно, что субстанциально говорится и о «благости», и «неизменяемости», и о «справедливости» и «всемогуществе», да и обо всем остальном, что мы высказываем настолько же об отдельных [из них], и, однако, не может связываться в отношении всех, сказывается не субстанциально, а иным образом, – действительно ли это так, будет сейчас мною исследовано. Ведь тот, кто есть «Отец», не передает это наименование ни Сыну, ни Святому Духу. Из чего следует, что приданное ему имя не является субстанциальным, ибо если бы оно было субстанциальным как «Бог», или как «истина», «справедливость», да и как сама «субстанция», оно сказывалось бы и об остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 37. Об имени Святого Духа – Любовь Теперь мы рассмотрим [то, что] касается имени Любовь, в связи с чем будет исследовано два [пункта]: 1) является ли это имя собственным именем Святого Духа; 2) любят ли Отец и Сын друг друга посредством Святого Духа. Раздел 1. Является ли (имя) любовь собственным именем Святого Духа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что [имя] Любовь не является собственным именем Святого Духа. Ведь сказал же Августин: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью , причем одной Любовью все вместе» 546 . Но если какое-либо имя приписывается и одному лицу в отдельности и всем трем вместе, то это имя не является собственным именем лица. Следовательно, имя Любовь не является собственным именем Святого Духа. Возражение 2. Далее, Святой Дух есть самосущее лицо, но [слово] «любовь» обозначает не самосущее лицо, а скорее действие, исходящее от любящего к тому кого любят. Следовательно, «Любовь» не является собственным именем Святого Духа. Возражение 3. Далее, любовь – это узы между любящими, ибо, как говорит Дионисий, «любовь есть единящяя сила» 547 . Однако узы – это нечто посредствующее между тем, что они соединяют, а не исходящее от них. Следовательно, коль скоро Святой Дух исходит от Отца и Сына, как мы показали выше (36, 2), похоже, Он не может быть Любовью , или узами между Отцом и Сыном. Возражение 4. Далее, любовь принадлежит каждому из любящих. Но Святой Дух есть любящий, из чего следует, что Ему также принадлежит любовь. Поэтому если Святой Дух есть Любовь, Он должен быть любовью любви, с чем нельзя согласиться. Этому противоречат слова Григория: «Святой Дух Сам есть Любовь» 548 . Отвечаю: имя Любовь в Боге может пониматься и в отношении сущности, и в отношении Лица. В отношении Лица оно является собственным именем Святого Духа, так же, как Слово есть собственное имя Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Огласительное поучение шестнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки; и также на слова из Послания к Коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных, и проч. ( 1Кор.12:1 ) Дары различны, но Дух один и тот же, и проч. ( 1Кор.12:4 ).] 1 . Духовная поистине нужна благодать, чтобы рассуждать о Святом Духе: не с тем чтобы сколько должно сказать о Нем, ибо это невозможно, но чтобы, говоря о Нем на основании Божественного Писания, избегнуть таким образом опасностей. Ибо действительно весьма страшно написано в Евангелии, где Христос сказал ясно: если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:32 ); и часто нужно бывает бояться, чтобы кто-либо по неведению или ложному чувству благочестия, сказав что-либо непристойное о Нем, не подвергся осуждению. Судия живых и мертвых Иисус Христос сказал, что таковому не будет отпущено. Итак, если кто здесь преткнется, то какая ему остается надежда? 2 . Итак, сама благодать Иисуса Христа да подаст силы нам все без опущения сказать, а вам с разумением выслушать. Ибо разумение необходимо не только для говорящих, но и для слушающих; чтобы они не иначе, как слышать, понимали умом своим. Итак, мы будем говорить о Духе Святом только то, что написано. Если же не написано чего, о том не станем любопытствовать. Сам Дух Святой изрек Писания; Сам и о Себе сказал, сколько хотел или сколько мы вместить можем. Итак, будем говорить то, что Он сказал; а чего Он не сказал, того и мы говорить да не дерзаем. 3 . Един есть только Дух Святой, Утешитель. Как един есть Бог Отец, а другого Отца нет, и как един есть Единородный Сын и Слово Божие, а брата не имеет, равным образом един есть только Дух Святой, и нет другого духа, равного Ему. Итак, Дух Святой есть величайшая сила, существо Божественное и непостижимое. Ибо Он есть существо живое, умное и освящающее все, что от Бога через Христа сотворено. Он просвещает души праведных; Он и в пророках, Он и в апостолах в Новом Завете. Да возненавидим же тех, которые осмеливаются разделять действовавшего в тех и других Святого Духа; един Бог Отец, Владыка Ветхого и Нового Заветов; и един Господь Иисус Христос, в Ветхом Завете предсказанный, а в Новом пришедший, и един Дух Святой, через пророков о Христе проповедавший, по пришествии Христа сошедший и показавший Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Истина Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14, 6 ). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое есть истина» ( Ин. 17, 17 ). Это «Слово» предвечно было у Бога, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого (см. Ин. 1, 1, 3 ; Кол. 1, 16 ). «Это Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ). Бога не видел никто никогда, но Слово Божие, «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Исповедал перед человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1, 16–17 ). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы «соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1, 4 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (см. Ин. 15, 26; 16, 13 ). Он – Дух, от Отца исходящий (см. Ин. 15, 26 ). Он – Дух Святой Божий (см. Ин. 14, 26 ). Он – Дух Сына (см. Гал. 4, 6 ), как неотступно соприсутствующий Сыну как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа, потому-то всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Д.А. Заварицкий Анафора на церковнославянском, русском и русском жестовом языках Церковнославянский язык Русский язык Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити. Станем хорошо, станем со страхом, будем внимательны к тому, чтобы в мире приносить святое Возношение. Милость мира, жертву хваления. Милость мира, жертву хваления. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами. И со духом твоим. И с духом твоим. Горе имеим сердца. К небу обратим сердца. Имамы ко Господу. Они обращены к Господу. Благодарим Господа. Возблагодарим Господа. Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. Достойно и праведно [поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу – Троице Единосущной и Нераздельной]. Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего. Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего. Русский жестовый язык (ВЫ) ВСТАТЬ ПРИЛИЧНО ВСТАТЬ ПОЧЕТ, ВНИМАНИЕ БУДЕТ, СВЯТОЙ ВОЗНОШЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ ПОКОЙ. ДОБРЫЙ, ПОКОЙ, ЖЕРТВА СЛАВА (АЛИЛЛУЙЯ) ВОЗНОШЕНИЕ. ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАШ БЛАГОДАТЬ ЕГО, БОГ ОТЕЦ ЛЮБОВЬ ЕГО, СВЯТОЙ ДУХ ОБЩЕНИЕ(+ СВЯЗЬ) ЕГО, ВМЕСТЕ ВЫ БУДЕТ. (ОДИНАКОВО) ВМЕСТЕ ДУША ТВОЙ7. СЕРДЦЕ ВОЗНОШЕНИЕ. ГОСПОДЬ, СЕРДЦЕ ВОЗНОШЕНИЕ. ГОСПОДЬ СПАСИБО. ОТЕЦ СЫН СВЯТОЙ ДУХ, ТРОИЦА ОДИНАКОВО + ВНУТРИ ОТДЕЛЬНО + НЕТ, ПОКЛОНЕНИЕ СООТВЕТСТВИЕ ПРАВИЛЬНО. ТЫ ПЕТЬ, ТЫ ХОРОШО + ГОВОРИТЬ, ТЫ СЛАВА, ТЫ СПАСИБО, ВЕЗДЕ ПОКЛОНЕНИЕ ТЫ СООТВЕТСТВИЕ ПРАВИЛЬНО. (ПОТОМУ ЧТО) ТЫ БОГ ОБЪЯСНИТЬ + НЕВОЗМОЖНО, ПОНИМАТЬ + НЕВОЗМОЖНО, ВИДЕТЬ + НЕВОЗМОЖНО, Сый, такожде Сый. Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Непостижимый, Вечный, Неизменный. Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дóндеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Святой равноапостольный архиепископ Николай (Касаткин И.Д. 1836–1912) – выдающийся русский миссионер в Японии, где он трудился более пятидесяти лет; основатель Японской Православной Церкви. Из десятков тысяч японцев, обращенных в Православие благодаря его трудам, значительную часть составляли буддисты, и в числе его помощников были бывшие буддистские монахи («бонзы»), как, например, Павел Савабе. Изучение буддизма святитель совершил в первые восемь лет своего пребывания в стране, когда, по его собственным словам, он «старался со всей тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа» 23 . Святой Николай предложил целостный очерк буддизма в своей работе «Япония с точки зрения христианской миссии», опубликованной в 1869 г 24 . Это было самое первое описание японского буддизма, которое стало доступно русскоязычному читателю. Из этого очерка видно, что автор изучил буддизм довольно основательно, но, по понятным причинам, ограничиваясь японским материалом. Если архиепископ Нил, знакомясь с буддизмом на бурятском материале, видел в нем лишь одну из разновидностей язычества, то святой Николай дает этому учению гораздо более высокую оценку. Он определяет буддизм как «лучшую из языческих религий, геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского» (С. 44). Обстоятельно изучив его, святой Николай, тем не менее, не испытывал интереса к буддизму как таковому, и рассматривал его исключительно с практической миссионерской с точки зрения. Такой взгляд позволил ему заметить то, на что другие исследователи буддизма и полемисты не обращали внимания. В частности, на миссионерские методы буддизма. Святитель упоминает о «гибкости буддизма и способности его приноровляться к обычаям страны, куда он является» (С. 44). В качестве иллюстрации автор указывает, что, по буддистским верованиям, будды и бодхисатвы клялись «рождаться в разных невежественных странах для привлечения их к спасению» (С. 45). Это позволяло буддистам объявить Аматерасу и других японских богов воплощениями будд и бодхисатв, предпринятыми для того, чтобы «приготовить его к восприятию истинного учения буддизма… Таким образом буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии» (С. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 38. Об имени Святого Духа – Дар Теперь надлежит рассмотреть [имя] Дар, в связи с чем будет исследовано два [пункта]: 1) может ли имя Дар быть именем [божественного] Лица; 2) является ли оно собственным именем Святого Духа. Раздел 1. Является ли имя Дар именем (Божественного) лица? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что [имя] Дар не может быть именем [божественного] Лица. Ведь имя Лица выражает различие в Боге. Но имя Дар не выражает различия. Так, Августин говорит: «Святой Дух нисходит как Дар Бога таким образом, что Он Сам ниспосылает Себя как Бог» 552 . Следовательно, имя Дар не является именем Лица. Возражение 2. Далее, имя Лица не относится к божественной сущности. Но ведь божественная сущность есть Дар, который Отец передает Сыну, как [о том] говорит Иларий 553 . Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица. Возражение 3. Далее, согласно Дамаскину между божественными Лицами нет никакой соподчиненности 554 . Но дар предполагает отношения подчиненности между тем, кому даруется, и тем, кто дарует Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица. Возражение 4. Далее, [имя] Дар выражает отношение к твари, и, таким образом, оно, похоже, сказывается о Боге во времени. Но имена Лиц, например Отец и Сын, сказываются о Боге в вечности. Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица. Этому противоречат следующие слова Августина: «Также, как тело плоти есть не что иное как плоть, так и дар Святого Духа есть не что иное как Святой Дух» 555 . Но Святой Дух – имя Лица, поэтому Дар – также имя Лица. Отвечаю: слово «дар» выражает возможность быть данным. И то, что дается, обладает этой возможностью как по отношению к дарителю, так и по отношению к тому, кому дается. Ибо нельзя дарить, кроме как свое; а дарованное становится [собственностью] того [кому дарят]. Далее, о божественном Лице можно говорить, что оно принадлежит другому, либо в смысле происхождения – так, Сын принадлежит Отцу, – либо в смысле обладания. Применительно же к себе мы говорим об обладании тогда, когда можем пользоваться чем-то по своему усмотрению и для своего удовольствия; в этом смысле нельзя обладать божественным Лицом, если только речь не идет о разумном существе, которое едино с Богом. Остальные твари могут быть движимыми божественным Лицом, однако не так, чтобы распоряжаться Им и пользоваться следствиями этого. Разумные существа иногда приходят к обладанию [божественным Лицом], как в том случае, когда они становятся причастными божественному Слову и Любви исходящей с тем, чтобы свободно познать и истинно возлюбить Бога. Поэтому только разумные существа могут обладать божественным Лицом. Тем не менее, они не могут обладать им своей силой, ибо это должно быть дано им свыше, поскольку о том, что мы получаем из другого источника, говорится, что оно нам дается. Таким образом, божественное Лицо может «быть дано» и может быть «даром».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Итак, мы узнаем прежде всего из слова Божия, что Бог есть Дух.. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкою сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ). Следовательно, Бог не имеет телесного образа, не имеет плоти и костей и видеть Его глазами нельзя. Но вы спросите: как все изображают Бога на иконах в видимом образе, – и само Свящ. Писание приписывает Ему телесные члены, напр., сердце, очи, уши, руки? На это нужно сказать, братие, что на иконах Бог изображается не в существе Своем, как будто бы Он на самом деле имеет тело, а в том виде, в каком Ему угодно было являться людям в известное время, напр., Аврааму Бог являлся в виде трех странников, Пророку Даниилу – в виде старца ветхого денми; Дух Святой являлся в виде голубя при крещении Спасителя. Спаситель принял на Себя нашу плоть, жил между людьми, как человек, и в этом виде изображается на иконах. Что же касается выражений Св. Писания, в которых Богу как бы приписываются телесные члены, то в данном случае Свящ. Писание применяется к обыкновенному языку человеческому, к нашим понятиям, а понимать эти выражения надобно духовным и высшим образом: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки – всемогущество. Так напр., Моисей говорит о Боге: десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги ( Исх.15:6 ). Здесь правая рука, приписываемая Моисеем Богу, означает силу Божию, всемогущество Божие. – Если, братие, Бог есть Дух, то мы должны поклоняться и служить Ему духом. Наше внешнее богопочтение тогда будет угодно Богу, когда будет сопровождаться внутренним, напр., наша внешняя молитва – поклоны, крестное знаменье – тогда будет угодна Богу, когда будет сопровождаться молитвою в сердце, в душе. Иисус Христос, сказав, что Бог есть Дух, дал вместе с этим наставление, как должно поклоняться и молиться Богу. Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, сказал Он. По слову св. Давида, истинная жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Святой Дух (Holy spirit) Святой Дух, третье Лицо Божества, выполняет постоянную, но невидимую работу по обеспечению связи и общения между людьми и Богом. Представление о присутствии Духа в Ветхом и Новом Заветах выражается по-разному, но понимание связанного с ним присутствия Бога неизменно. В библейских образах Духа упор делается на чувственном восприятии явлений, известных по опыту: силы ветра, близости дыхания, инстинктов голубя, энергии огня, силы утешения и благоухания елея. Ветер и дыхание . Движение, создаваемое дыханием или ветром, связывается с основной функцией Святого Духа. На еврейском языке слово ruah означает либо «ветер», «дыхание», либо «дух» и служит обычным выражением представления о «духе», в том числе Божьем Духе. Таким образом, в самом слове подразумевается взаимосвязь между Духом и ветром и между Духом и дыханием. Греческое слово pneuma в Новом Завете реже понимается как ветер, но его глагольная форма pneo означает «дуть», и взаимосвязь сохраняется. В образе, в котором отражаются все три значения, заложена мысль о невидимой силе или жизненной энергии, источники которых установить трудно, но последствия очевидны и даже иногда разрушительны. Здесь следует напомнить, что ветер в Палестине не всегда бывает освежающим, прохладным и мягким. Горячий ветер из пустыни может приводить к гибели урожая и тем самым демонстрировать слабость и уязвимость человека перед лицом сил, управлять которыми он не может. Люди не способны вызывать ветер, но он может вырывать с корнем деревья, рисовать узоры на засеянных полях или приводить в движение корабли. Творческая сила Святого Духа, как и ветра, неподвластна человеку и выше его понимания. Ветер показывает слабость и уязвимость человека перед лицом сил, управлять которыми он не может. Иисус использовал таинственный образ дуновения ветра для раскрытия смысла творческой работы Святого Духа в процессе рождения свыше. Он показал это Никодиму в виде игры слов или двойного образа: «Ветер [pneuma] дует [pnei] где хочет... так бывает со всяким, рожденным от Духа [ek tou pneumatos]» ( Ин.3:8 Никодиму надо было понять, что для рождения посредством Святого Духа требуются сила и способность преобразования, недоступные человеческим возможностям и человеческому разумению ( Ин.3:3–13 ). Таким образом, представляется вполне естественным, что на Пятидесятницу сошествие Святого Духа сопровождалось шумом «как бы от несущегося сильного ветра» ( Деян.2:2 ). Как и ветер, Дух приходит с силой, которой человеческими средствами противостоять трудно, – в виде потока, преобразующего сердца учеников и делающего их мужественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010