Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — октябрь 2020 г. 07.10.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Евангелие от Матфея заканчивается сомнением некоторых апостолов в Воскресение Христово. Как же удивляться маловерию и неверию очень многих принадлежащих Церкви? Почему же Церковь называется святой, и почему она постоянно напоминает, что все мы призваны к святости? О.И. Кускова, г. Москв а Это Евангелие — прежде всего о вере и неверии. Неверие будет и далее, пока длится история человечества. Более того, вследствие умножения в мире греха, оно будет возрастать. Те, кто видел воскресшего Христа, поклонились Ему, ибо они узнают, что Он — «с нами Бог». Некоторые же, несмотря на то, что видят Его, сомневаются. Но здесь маловерие, а не противостояние вере, не неверие. Снова мы видим учеников неразумно неверующими — даже после Воскресения. Если даже видение Его оказалось недостаточным для того, чтобы поверить, ученики не должны были ждать, пока им дано будет увидеть. Как если бы Бог не давал им уже до этого достаточно свидетельств. Мы не должны удивляться маловерию первых учеников Христовых. Нелегко войти в тайну Бога. Как часто мы пытаемся понять, прежде чем поверить! Люди исполнены гордости и страха зависеть от кого бы то ни было — даже от Бога. В то время как Бог — это любовь. Требуется чистота сердца, доверие силе, открывшейся нам, принятие новой точки опоры всей нашей жизни, решимость творить волю Божию — все приняв от Источника жизни, все Ему отдать послушанием Слову Отчу. Но для этого необходима Пятидесятница. Дух Святой дарует апостолам дух детского доверия — не надо бояться! Дух Святой — Ходатай нашего спасения — с нами. И святая Церковь говорит нам слова истины и утешения каждый день. Жены-мироносицы и все любящие Христа, не надо плакать! Дух Святой, Утешитель, живет в нас. Первые ученики Христовы и последние, не надо сомневаться! Дух Святой, свет наших сердец присутствует в нас. Мы думаем, каждый из нас: «Но я недостоин такого!» Однако это и есть спасение и превосходящая всякое разумение любовь Христова.

http://moral.ru/dom-10-2020/

Скачать epub pdf ТРИЕДИНСТВО БОЖЕСТВА ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ТРИЕДИНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ Краткое изложение основных воззрений Православной Церкви на догмат Пресвятой Троицы. – Взаимоотношения любви между Тремя Единосущными Лицами Божества. – Три признака существенного излияния любви Пресвятых Лиц на тварный мир: а) самопредание Любимым, б) чистота, в) неизреченное милосердие. – Милостивая любовь Триединого Божества в миротворении и в Промышлении о вселенной и о человеке. – Искупление падшего человеческого рода как наивысший момент обнаружения в мире Триединой Любви. – Христианский опыт союза любви с Пресвятой Троицей. – Возможность и путь исследования вопроса о чертах преимущественного выражения любви Лицами Пресвятой Троицы. – Переход к учению о личном характере любви Небесного Отца. ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА... И ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ... И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА. 1-й, 2-й и 8-й члены Символа веры Принятое Православной Церковью учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Лицах, сводится к следующим положениям. 1) В Существе Божием пребывают во Отце Сын со Святым Духом. Отец бездетно родил Сына, соприсносущного и сопрестольного; и Дух Святой пребывает во Отце, прославляемый с Сыном. Святый Бог (Отец) все соделал Сыном при содействии Святого Духа. Святым Крепким (Сыном Божиим) мы познали Отца. Им и Дух Святой пришел в мир. Святый Бессмертный Утешитель Дух, исходя от Отца, почивает в Сыне. 2) Единое Божество есть «трисолнечная заря, сияющая в тварях» «тройственным светом» «в одной заре». «Свет Отец, Свет Его Сын, Свет Утешительный Дух сияют как бы от одного Солнца». Но при этом «нераздельный Свет Единого Естества разделен начертаниями» в действии Лиц. 3) «Отец источает свет Божества в Сыне и Святом Духе». Равно в «свете Слова видим свет Отца, свет и Духа» или сияние Их невещественного Божества. Так как «Сын Божий всегда есть со Отцом, как заря во свете», то «имеет в Себе все Отеческое достояние и всажденным в Себе носит всего Духа, соприсносущного Отцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Глава III. Троица. Тайна Троицы Христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Испостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1 ­­ 3 и 3 ­­ 1. То, что было бы абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» – metanoia – буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным. Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3:21–22 ). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его ( Ин. 6–8 ). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит ( Ин. 14:16–17; 15:26 ). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Также и в писаниях апостолов говорится о Боге Троице: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино» ( 1Ин. 5:7 ). Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Литургия свт. Иоанна Златоуста (рус) Литургия свт. Иоанна Златоуста на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст литургии свт. Иоанна Златоуста на русском языке Перевод иером. Амвросия Тимрота http://wertograd.narod.ru В положенное время входит священник в храм и вместе с диаконом совершают три поклона перед святыми вратами и читают входные молитвы. Войдя же во святилище облачаются и совершают проскомидию. По окончании проскомидии, диакон, покадив святилище и весь храм, и, став вместе с священником перед святым престолом, трижды поклоняются, молясь в себе. Священник, воздевая руки, произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2) Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою! И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время действовать Господу; владыка, благослови. Священник, благословляя его, произносит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Помолись обо мне, владыка святой. Священник: Да направит Господь стопы твои. И снова диакон: Помяни меня, владыка святой. Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон же: Аминь. И, поклонившись, выходит северными вратами, так как Царские врата до входа не отверзаются. И, став на обычном месте перед Царскими вратами, трижды поклоняется с благоговением, произнося в себе: Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою. Литургия оглашаемы х Диакон: Благослови, владыка! Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Вознесение Господне ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Вознесение Господне В нынешний день, братья и сестры, вся полнота Святой Христовой Православной Церкви торжественно совершает воспоминание славного и дивного события, которое произошло в 40 день после Воскресения Христа Спасителя нашего. Именно в этот день Господь, взяв Своих учеников, взошел с ними на вершину Елеонской горы и, преподавая им Свое благословение, стал удаляться от них, возносясь на небо (но не Своим Божеством, а Своим человечеством, потому что как Бог Он всегда пребывал на Престоле Своего Бога Отца). И в этот самый момент апостолам явились Ангелы, которые возвестили им о том, что ныне возносится Христос на небо, но наступит время, когда Он придет на землю судить род человеческий. Всякий православный праздник совершается, прежде всего, для того, чтобы возносить наше сердце и сознание от земли на небо. Но сегодняшний день особенный, ибо поистине небо соединилось с землей, и земля соединяется с небом. Мы с вами, братья и сестры, еще пребываем на этой земле, и эта земля нам весьма и весьма дорога по очень многим причинам: потому, что на этой земле воплотился Христос, на этой земле Он проповедовал вечно живое слово евангельской истины, на этой земле Господь умер за нас, был погребен и Воскрес, с этой земли Он вознесся, на эту землю снизошел Дух Святой — Тот Самый Утешитель, Которого Христос послал от Отца Своего. И поэтому, конечно, эта земля и близка, и дорога нам, хотя, совершая свой земной путь, каждый из нас подчас забывает о том, что ради нас, ради каждого человека приходил на эту землю Господь; забываем, что не земля является нашим истинным отеческим домом, а то небо, в которое вознесся наш Спаситель. Апостол и евангелист Лука повествует, что ученики, возвращаясь с Елеонской горы после расставания со своим Божественным Учителем, шли с радостью. Казалось бы, горевать и сожалеть нужно было от того, что Господь покинул их! Чему было радоваться? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, в тех словах, с которыми Господь до Своего славного Вознесения обращался к Своим ученикам.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/vzn-002pr...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января 11 января н.ст. 1954 г. отошел ко Господу духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Виссарион (Хлыстов). На Святой Горе он подвизался ровно 50 лет. Был автором Летописи русского святогорского монастыря, одно время исполнял послушание библиотекаря обители, а затем и духовника братии. Последнее, самое ответственное и сложное послушание, он пронес ровно 25 лет. В самый трудный для Свято-Пантелеимонова монастыря период старец Виссарион личным примером и наставлениями сумел сохранить высокий подвижнический дух в обители. Был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — русских белоэмигрантов, с которыми вел постоянную переписку. Он непоколебимо верил, что после определенного упадка непременно настанет период нового возрождения Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе, в чем убеждал и многих отчаивавшихся братий. И эта уверенность старца оказалась пророческой... Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на светском научном поприще большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это благословение от отца Иоанна Кронштадтского. Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=28...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 6. Жизнь Богоматери по Вознесении Христовом Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Сион, — имя, часто упоминаемое в приложении к той «горнице», в которой, по-видимому, соединялись ученики Христовы по распятии Его, — представляет южную из возвышенностей, на которых лежит Иерусалим. Царь Давид укрепил его, выбрал местом постоянного жилища, устроил новую Скинию, в которую перенес Кивот Завета. Евреи считали Сион горой Божией, святой, и хотя впоследствии храм иерусалимский, заменивший Скинию, был воздвигнут на горе Мориа, но Сион продолжал считаться священным. Доселе на Сионской возвышенности указывают заветную «горницу Сионскую», явившуюся первым храмом священных событий. Тут Господь воскресший дважды являлся ученикам при затворенных дверях, тут был избран, по Вознесении Его, на место предателя Иуды новый апостол Матфей; в той же горнице были собраны верующие, когда в день Пятидесятницы сошел на них Св. Дух. По преданию, около этой горницы находился дом св. Иоанна Богослова, где по воле Господа жила Пресвятая Богородица. Сюда приходили к Ней ученики Христовы, и вместе говорили они о всем пережитом за последнее время. Она рассказывала им о детстве и юности Христа, вместе вспоминали они дни страданий и смерти Его, и должно было казаться верующим, видевшим в своей среде Богоматерь, что Ее устами говорит Сам Христос. Господь перед Вознесением повелел апостолам пребывать в Иерусалиме, и 120 человек христиан проводили все свое время в неперестающей молитве, готовясь принять обещанного Утешителя. До смерти Христа мы не видим Богоматери среди Его учеников — Она стояла как бы в стороне; теперь же Она стала как бы средоточием молодой христианской общины.

http://sedmitza.ru/lib/text/440263/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня История Афона. Иером. Савватий Севастианов. Часть 5 Конец XX - начало XXI века     История Афона. Иером. Савватий Севастианов. Часть 5 Конец XX - начало XXI века Конец XX - начало XXI века стали временем бурного расцвета Афона. Выделение средств на реконструкцию Евросоюзом, значительные частные и государственные пожертвования из Греции, Кипра, России, Украины привело к тому, что современный Афон стал огромной строительной площадкой. Монастыри окружают строительные краны, тяжелые грузовики и техника раскатывают афонские дороги, множество мирских рабочих, автобусы и такси настораживают и афонитов, и поклонников. Древние обители восстанавливаются, перестраиваются; в храмах идет реставрация, строятся новые. Но сохраняются традиции, монашеский дух укрепляется строгими рамками монастырского и богослужебного уставов. Святой Афон живет жизнью постнической, трудами непрестанными, послушанием и неопустительными молитвами, нелицемерным странноприимством и любовию. «При тайных наслаждениях духа, в безмятежии и спокойствии совести - куда как сладки и легки лишения плоти, как мил страдальческий путь жизни и райски утешительны обетования евангельские!» На Святой Горе Афонской найдете вы все пути монашеского жития: монастыри общежительные (киновии), - впрочем, оговоримся - есть и идиоритмии (особножительные обители); скиты, келлии, пустыни (калибки и кафизмы); даже отшельников живущих в пещерах можно увидеть в дебрях Афона. Были встречи и с сиромахами (странствующими монахами, не имеющими где п приклонить), но в последние годы образ сей монашеской жизни сокрылся от глаз...   Все не оскудевает поток поклонников на Святую Гору Афон. Правда, временами шумно на Святой Горе, совсем как в Российских монастырях.     «Но разве в России нет монастырей и пустынь? - возразите вы, - Да, но и Афон, только малый ручеек от великой реки. Кроме других удобств духовной жизни на Святой Горе тихо как в могиле, мирно как в раю и - ни одного женского лица».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=98...

Дух Святой Дух Святой как Божество был явлен в Новом Завете. Жизнь Господа Иисуса Христа была целиком связана с Третьей Ипостасью Святой Троицы. Сын Божий был зачат от Девы Марии и Святого Духа. В Евангелии мы читаем, как при Крещении Иисуса Христа Дух сошёл не Него в виде голубя (Мф 3:16). Затем Он «был ведён Духом в пустыню» (Мф 4:1), где постился сорок дней. Это послужило прообразом Великого поста для христиан. Дух Святой сошел на землю благодаря жертве Христа. Если бы Он не ушел от нас, Дух Святой бы не пришел (Ин.16:7). Господь называет Духа Святого Утешителем (Ин 14:16-17), который пребудет с верующими людьми. Он будет укреплять их, наставлять «на всякую истину» (Ин 16:13), вдохновлять на проповедь (Деян 1:4,8). Дух сошёл на верующих в день Пятидесятницы, и в них открылся дар пророчества и дар говорения на разных языках. Святой Дух исполняет верующих сокровищами благодатных даров: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием.1 Дух Божий руководит Церковью, предохраняя её от заблуждений. Исполненный Духа человек становится Божиим храмом. Поэтому верующий должен хранить себя в святости и чистоте. Обожение Обожение – это соединение человека с Богом. Боговоплощение, или пришествие Христа на землю, открыло человеку путь на Небо. Как писал Ириней Лионский, Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. Человек, сотворённый по образу Божию, призван достичь подобия Божия. Таково высокое предназначение человека, таково его место во Вселенной! Святые Отцы Восточной Церкви пишут об обожении как о цели человеческой жизни. Правда, эта цель не достижима для человека, полагающегося только не свои силы. Обожение совершается действием благодати Божией, или нетварной Божественной энергии. Конечно, со стороны человека необходимы усилия к этому. Нужно очистить своё сердце соблюдением заповедей, сделать свою душу сосудом веры, надежды и любви. Только этот путь даёт человеку подлинное счастье. Никакие мирские развлечения, никакая слава или успех не могут заполнить внутренней пустоты. Бездна человеческой души может быть заполнена только бесконечным Богом.

http://predanie.ru/velikijpost/dary-hris...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О благодатном действии Духа Святого 05.06.2015 Рубрика: Двунадесятые праздники Метки: Духов день Слово в День Святого Духа В день Вознесения Господь заповедал апостолам «не отлучаться от Иерусалима» и ждать исполнения обетования Отча — облечения «силою свыше». Через десять дней, в день Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения, исполняется это обетование зримым, потрясающим образом. Когда апостолы «были единодушно вместе», «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1—4). «Он крестит вас Духом Святым и огнем», — говорил о Христе святой Иоанн Предтеча. Позднее, когда апостол Павел прибудет в Ефес, он встретит там учеников Христовых и спросит их: «Приняли ли вы Духа Святого?» — «А мы и не слыхали о Нем», — ответят они. Мы не можем сказать, что не знаем о существовании Духа Святого. Но сколь многие из христиан знают Его только по имени! Дух Святой — третье Лицо Пресвятой Троицы, от Отца исходящий и посланный нам Сыном после завершения Им дела нашего спасения, равный Отцу и Сыну во всем. Дух Святой — Утешитель, Который приходит вместо Христа к верным. «Я умолю Отца, и Он пошлет вам другого Утешителя, Который пребудет с вами всегда», — говорит Христос накануне Своей Крестной смерти. Дух Святой — наш Ходатай пред Отцом Небесным. Он приходит к нам на помощь. «Ибо не знаем, о чем помолимся, но Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Он — «Дух истины, Который наставляет нас на всякую истину» и напоминает все, что Христос говорил нам. Он просвещает нас и дает нам не только познание Христа, понимание всех Его слов и дел, но также силу жить согласно Евангелию, потому что Он — Дух силы. Он освящает нас, делает нас чадами Божиими и потому — наследниками Царства Божия.

http://moral.ru/saint_spirit/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010