Скачать epub pdf Слово в день Пятьдесятницы Д ух Мой настоит посреде вас, глаголет Господь Вседержитель, дерзайте ( Агг. 2:6 ). Дерзайте, христиане! Дух Господа Вседержителя посреде вас. Малое стадо избранных овец! Не страшись многочисленности волков, окружающих тебя. Дух Господень, Дух бодрого Пастыря твоего, день и нощь недремлющего, ниже засыпающего когда на страже Своей, стоит посреди тебя и вокруг тебя, и своею всеобъемлющею силою охраняет тебя от насилия врагов. Бедствующие пришельцы мира! Не изнемогайте в духе вашем, когда видите целый мир ополчающийся против вас; когда кровожадных врагов своих усматриваете острящих мечи на заклание вас, или втайне расстилающих смертоносные сети, да увязнет нога ваша. Дух Божий, Дух всемогущий и всеведущий невидимо носится над вами и пред вами, и злокозненные враги ваши ничего не успеют против вас. Мужественные подвижники веры! да не ослабевают крепкия мышцы ваши в многотрудной и продолжительной брани противу тьмочисленных врагов спасения вашего: Сильный крепостию с вами, помощь от Святого Сиона Израилева ныне ниспослана вам, и с сего времени вечно будет ниспосылаема, по нуждам и прошению вашему: Дух Святый, Дух Вседержителев, Бог всемогущий ныне осеняет вас, дерзайте! Дерзайте, слушатели! Ибо Сей Дух есть Дух силы и крепости ( 2Тим. 1:7 ). Следовательно, при Его помощи, все усилия великомощных врагов ваших будут ничтожны. Дерзайте: ибо сей Дух есть Дух ведения и премудрости; следовательно, при содействии Его вам, все ухищрения сатаны, непрестанно старающегося заманить вас в свои хитросплетенные сети, и там погубить, останутся безуспешными. Дерзайте: ибо сей Дух есть Дух утешения и радости ( Иоан. 14:16 ); следовательно, при благодатном присутствии Его, все скорби и бедствия соделаются для вас или вовсе почти нечувствительными или даже обратятся в источник неизреченных удовольствий. Правда, слушатели, враги наши сильны и мощны, а мы слабы и немощны; они духовны, а мы плотяны; они непрестанно бодрствуют, а мы более склонны к покою и бездействию; их твердыни высоки и крепки, а наши большею частию остаются в развалинах; их стрелы остры и губительны, а наши, уязвляя их, возбуждают в них только большую ярость противу нас и ожесточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Глава 11. Совершенство духовных дарований Христа и мирный характер Его всенародного царства 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. (И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет). Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30–32 ). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9; 22,4; 44:7 ). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его. 2–3а. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия). Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Истина Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14, 6 ). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое есть истина» ( Ин. 17, 17 ). Это «Слово» предвечно было у Бога, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого (см. Ин. 1, 1, 3 ; Кол. 1, 16 ). «Это Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ). Бога не видел никто никогда, но Слово Божие, «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Исповедал перед человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1, 16–17 ). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы «соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1, 4 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (см. Ин. 15, 26; 16, 13 ). Он – Дух, от Отца исходящий (см. Ин. 15, 26 ). Он – Дух Святой Божий (см. Ин. 14, 26 ). Он – Дух Сына (см. Гал. 4, 6 ), как неотступно соприсутствующий Сыну как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа, потому-то всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. О заповедях блаженств Отцы и братия, в одной из предыдущих бесед мы говорили с вами о телесных добродетелях и о том, что они являются вспомогательным средством в деятельном покаянии. Сегодня мы обратимся к беседе о заповедях блаженств, произнесенных Господом нашим, как это описывают святые Евангелисты. Обращаясь к опыту наших Отцов, мы попытаемся разобраться, каким образом можно достичь божественного блаженства, являющегося целью нашей духовной брани. Первая заповедь говорит нам о страхе Божием. «Начало премудрости страх Господень» ( Притч. 1, 7 ). Страх Божий не похож на мирской панический страх и ужас. Страх Божий заключается в подчинении воле Того, Кого мы любим. Он происходит от любви и почтения, как это бывает с детьми, беспокоящимися о том, чтобы не огорчить нежно любящего их отца, которого они не боятся, а любят. Это называется «страхом отчим». Таковой страх и мы должны иметь к своему Богу и Отцу. Под влиянием этого страха, не желая огорчать Его любовь, мы в точности исполняем заповеди. Все берет свое начало от Бога – то же происходит и с заповедями блаженства. Пророческое прозрение полагает страх Божий в основание всякого доброго начинания: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; исполнит его дух страха Божия» ( Ис. 11, 2–3 ). Поэтому и Господь в своей первой заповеди блаженства – «блажени нищие духом» – говорит именно о страхе Божием. Что такое блаженное смирение, как не страх Божий и всецелое самоотречение и повиновение? Удобнейшим способом приобрести страх Божий и смирение, сопутствующее этому страху, является памятование о своих прегрешениях и упущениях, а также памятование о благодеяниях Божиих, которыми Он награждает каждого из нас. «Не забывай всех воздаяний Его» ( Пс. 102, 2 ). Ощущение тяжести своей вины и, в то же время, безмерного человеколюбия Божия, когда мы с трезвением и вниманием к этому относимся, рождают скорбь и «печаль яже по Бозе» (ср. 2Кор. 7, 10 ), что является исполнением второй заповеди блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Илие , просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержители, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных (имена) , в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем придержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащии власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениях, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

Глава двадцать вторая. Способность духа человеческого проявлять в своей природе и деятельности образ и подобие Божие 430 1) Образ и подобие Божие в человеке Самое важное преимущество человека в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его Своим образом и подобием. " И рече Бог, – повествует священный Бытописатель, – сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотворил Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их». В чём же в нас состоит образ Божий? – «Церковное учение, – отвечает на подобный вопрос св. Епифаний, – верует, что человек вообще сотворён по образу Божию, но в какой именно части его существа находится образ Божий, не определяет». Потому-то сами отцы и учители церкви решали предложенный вопрос не одинаково, хотя мнения и мысли их и не исключают одна другой, ибо каждый из них касается только разных сторон одного и того же предмета. Напротив, если свести эти мысли вместе и расположить при свете правильного понятия о Боге, как о нашем первообразе, то со всей полнотой и определится, что мы должны почитать в себе за образ Божий. 1) Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облечённый никаким телом и не причастный никакой вещественности. Следовательно, и образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе. 2) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства Духа – ум, свободу – и по самой природе своей бессмертен, потому, в частности, можно полагать образ Божий в уме человека, – в его свободной воле, – в неразрушимости и в бессмертии души. 3) Бог, по отношению ко всем другим существам, есть их Господь, Царь и Владыка, поэтому можем сказать, что образ Божий состоит и в дарованной человеку, при творении, царственной власти и владычестве над всеми земнородными, – тем более, что такая мысль согласна с ходом слов Самого Создателя, Который лишь только изрёк; сотворим человека по образу Нашему и по подобию, непосредственно присовокупил; и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землёю, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в разуме, в её свободе, которые одни дают нам полное преимущество перед всеми животными неразумными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 44. Величие единого Бога-Спасителя и ничтожество идолов 1–5. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля. (Ныне же слыши, рабе Мой Иакове, и Израилю, его же избрах. Сице глаголет Господь Бог сотворивый тя и создавый тя из утробы: еще поможет ти: не бойся, рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, его же избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящым в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей. Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею; Божий есм: и о имени Израилеве возопиет). Ныне же – когда народ Божий, не имея чем оправдаться перед Богом и потому находясь в сугубом страхе перед Ним и могущественным своим врагом – завоевателем, теперь он тем с большей радостью и благодарностью должен выслушать весть о своем спасении. Подобно тому, как некогда, при изведении избранного народа из Египта, Господь помог ему многими знамениями и чудесами; так и теперь еще поможет ему – выйти из плена халдейского: и как тогда, так и теперь Господь даст воду для утоления жажды ходящим в безводной пустыне, т.е. сохранит Свой народ от всех лишений и смертельных опасностей. И не только: Он наложит Дух Свой на семя его... Это семя народа, его младшее поколение, по действию Духа Божия, как благословенное, возрастет, умножится и укрепится для новой, благодатной жизни, – подобно тому, как, при действии влажного ветра; произрастают травы, сеющие семя, и, размножаясь, покрывают всю землю, свидетельствуя тем о благословении Божием. Потомки спасенных размножаясь по благословению Господа и укрепляясь действием Духа Божия, будут праведны – и потому будут наслаждаться полнотою сил, как трава среди воды, как верба (или ива) при источнике ( Пс.1:1–3 ). Живя в полном довольстве, и тот будет говорить, что он Божий, т.е. находится в завете с Иеговой, и этот воскликнет, что ему принадлежит имя Иакова, т.е. он потомок этого благословенного патриарха и наследник данных ему обетований; и иной напишет рукой своей: «Божий есмь», т.е. принадлежит Богу, как семя избранного родоначальника: и напишет это, если потребуется увековечить свое право наследства (для этой цели и существовали родословные таблицы у евреев).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

ВЗ Д. Б. в ВЗ открывается еще не как Лицо, а как божественная преобразовывающая ч-скую личность, чтобы сделать ее способной к исключительным действиям. Действия эти всегда предназначены утвердить народ в его призвании, сделать его служителем и сотрудником Бога Происходя от Бога и к Богу направляясь, Дух Сам свят. Приходя от Бога Израилева и посвящая Израиля Богу Союза–Завета, Дух освящает. Действие это и откр. в особенности подтверждаются в трех планах: в плане мессианского спасения, в пророческом плане слова и свидетельства и в связанном с жертвоприношениями плане служения и освящения. В этих трех планах весь народ Израильский призван принять Духа. 1 . Судьи. – Судей Израилевых воздвигает Д. Б. Сами того не ожидая, без всякого к тому предрасположения, и не имея возможности этому противиться, простые крестьянские сыновья, Самсон, Гедеон, Саул, переживают внезапную и полную перемену, становясь не только способными на действия исключительные по смелости и силе, но и приобретая как бы новое лицо, что им позволяет занять определенное место и выполнить определенное призвание, а именно, освободить свой народ. Их руками и их духом Д. Б. продолжает эпопею Исхода и пустыни, обеспечивает и Израиля, и т. обр. Он находится в самых истоках святого Его действие – уже внутреннее, хотя оно еще и обозначается образами, подчеркивающими внезапное овладение кем–то извне: Дух «был» «на» Гофонииле и Иеффае ( Суд 3, 10; 11, 29 ), Он «сошел» подобно орлу на свою добычу ( Суд 14, 6 ; 1Цар 11, 6 ), Он «объял» Гедеона как броней ( Суд 6, 34 ). 2 . Цари. – Судьи – только временные освободители, и когда их призвание исполнено, Дух покидает их. Их наследниками становятся на которых возлагается постоянное служение. Посвящающий их обряд кладет на них неизгладимую печать Духа и облекает их священным величием ( 1Цар 10, 1; 16, 13 ). 3 . Мессия. – Обрядового помазания недостаточно, чтобы сделать царей верными служителями Божиими, способными обеспечить Израилю спасение, правду и мир. Для выполнения этого необходимо действие Духа, проникающее более глубоко, непосредственное помазание от Бога, к-рым и будет отмечен На Него Дух не только сойдет, но и «почиет» на Нем ( Ис 11, 2 ); в Нем Дух ярчайшим образом проявит все Свои возможности, и разумение» как у Веселиила ( Исх 35, 31 ) или у Соломона, «совет и как у Давида, и Божий» – идеал великих религиозных душ Израиля. Эти откроют так управляемой стране эру счастья и святости ( Ис 11, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава первая. София Божественная 1. Тварный дух Природе духа присуще личное самосознание: Аз есмь Сый, Иегова, говорит Господь. Дух есть прежде всего личность, как личное самосознание, Я. Безличный(«бессознательный») дух есть противоречие. Но это я не есть абстрактное, ни с чем не связанное, само для себя пустое самосознание (даже грезящее я индуизма имеет в себе хотя эту грезу, живет в ней). Оно есть живое и живущее я: Аз есмь Сый, как субъект некоторой объектности, подлежащее некоего сказуемого, вместилище некоего содержания. Живое я имеет свою собственную жизнь, есть ее источник, – и полнота, и начало, и конец. Это значит, что личный дух имеет в себе свою природу, в которой живет, непрестанно чрез нее себя для себя реализуя, определяясь, себе самому открываясь. Эхо нерасторжимое единство личного самосознания, я и природы, обосновывающее жизнь личного духа, есть предельная интуиция духа о себе и вместе исходная онтологическая аксиома. Она содержится в Откровении, и она же засвидетельствована Церковью в основном догматическом учении, что Богу свойственна личность в основном догматическом учении, что Богу свойственна личность и природа, πστασις φσις, или οσα. Согласно этому, Бог есть ипостась, имеющая Свою природу, и именно в этом смысле личный дух, живой и живущий. Такое определение личного духа относится ко всякому духу, божескому, ангельскому и человеческому. Отличительное свойство Божеского духа состоит в том, что Он есть не только личный, но и триипостасный дух, триипостасная личность, однако имеющая единую природу и, соответственно, единую (не общую, но именно единую) жизнь, подобно тому, как едина природа и жизнь всякого единоипостасного духа. Природу духа можно рассматривать двояко: она есть источник всякого частного проявления жизни, восходящего к самосознаниио, темная глубина, питающая корни бытия, неосвещенная личным самосознанием («подсознание» или «сверхсознание», или внесознание, еще-не-сознание), вообще бессознательное и вместе досознательное начало в личном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Скачать epub pdf Глава вторая Бог в душе человека 1. Как Бог открывается в душе человека? Почему животные, из коих некоторые одарены немалою смышленостью, не видят Бога в природе и не показывают никаких знаков богопочитания? Мирные животные ласкаются только к человеку и служат ему как господину. Почему видит Бога в природе только один человек? Потому что душа человека существенно отлична от души животных, потому что человек создан по образу Божию, и так как только подобный может понимать подобного, то один человек и видит Бога в Его дивных творениях мира и в себе самом и стремится к Нему. Как высшие из неодушевленных предметов на земле, растения, данною им силою стремятся вверх к солнцу, так и человек, высшее из живых существ на земле, стремится своею душою к духовному солнцу – Господу Богу. В чем состоит образ Божий в человеке? Бог есть высочайший Дух, потому и образ Божий напечатлен в душе человека, хотя высокие качества духа отражаются и в теле человека, потому не только душа, но и самое тело его устремлено к небу. Образ Божий отпечатлен в свойствах и силах души, именно Господь дал человеку душу бессмертную, не имеющую конца своему бытию. Бог не имеет ни начала, ни конца бытия, а душа не имеет конца бытия. Бог дал человеку душу разумную, свободную, с любящим сердцем. Как Он Сам есть Вседержитель вселенной, так человек есть царь тварей земных. Вот черты образа Божия в человеке! О бессмертии души человеческой мы говорили ранее (в кн. «Из области таинственного»), а теперь скажем о том, как образ Божий отпечатлелся в трех главных силах души: в уме, которым человек познает, в воле, которою желает, и в сердце, которым чувствует. Как отпечатлелся образ Божий в уме человека? Господь Бог есть высочайший Ум, и человеку Он дал такой ум, который имеет способность необычайно быстро развиваться и наполняться познаниями; мы видим, что отроки и юноши в продолжение семи или восьми лет усваивают себе в главных чертах познания о всем существующем в мире, познания, которые приобретались многими поколениями в продолжение целых тысячелетий, но ум человека, развиваясь и совершенствуясь, чем более приобретает познаний, тем более видит, что эти познания еще несовершенны и неполны, и, идя вперед и вперед, не видит предела в достижении полноты ведения. Между тем как познания животных ограничены весьма тесными пределами и относятся только к удовлетворению телесных потребностей их, человек стремится познать все, ибо познания суть пища для его ума; он не довольствуется познаниями о земных предметах, потребных для телесной жизни его, он придумывает и устраивает разные многосложные орудия, чтобы проникнуть в тайны отдаленного звездного мира; видя зависимость предметов одних от других, восходя от следствий к причинам их, он стремится познать первого Виновника всего сущего, и это стремление вложено в самое существо его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010