Закрыть itemscope itemtype="" > «Никем не званый…» 2. Сто лет – без А.А. Блока 24.11.2021 2760 Время на чтение 26 минут Часть 1 Александр Блок на путях к образу России Часть 2 «Не доверяй своих дорог толпе ласкателей несметной…» Важное обстоятельство жизни и творчества Александра Блока. Вся история его взаимоотношений с поэтами, его современниками и шире – писателями и людьми культуры, с первого знакомства с ними (Сергей Соловьёв, Андрей Белый, Мережковские и в частности З.Н. Гиппиус), со «Стихов о Прекрасной Даме» и на протяжении всей жизни, до поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и революция», – это почти сплошные обвинения поэта в том, что он идёт «не туда», что он изменяет себе, что он «кощунствует». Но это было удивительно последовательное отстаивание им своего поэтического мира, своего понимания этого мира и жизни. Это было какое-то скорее непрекращающееся противоборство с той творческой средой, к которой он был так или иначе причастен, а не обыкновенное, естественное в творческой среде взаимовлияние. Уже после «Стихов о Прекрасной Даме» среди, казалось бы, наиболее близких людей формируется мнение, что А. Блок «изменяет себе», что он «отступает» от уже заданного идеала. Не говоря уже о «Двенадцати» и «Интеллигенции и революции» – там, в условиях революционного анархизма и беззакония были не просто упреки ему в «измене» своему таланту, но откровенная травля… Тут он прямо-таки начал «мешать» жить… Причём, всем. Примечательна в этом плане судьба Сергея Соловьева: самый яростный обвинитель А. Блока в отступлении от идеала Прекрасной Дамы, стал противником и «Двенадцати». Да и до «Двенадцати» разошёлся с Блоком именно по духовным и мировоззренческим причинам. Когда же он тогда был поклонником Блока? И был ли в таком случае его, если не единомышленником, то близким духовно? Разве только в 1899 году, в стихах, посвященных А. Блоку: «Но голос твой раздался ясно. Меня воззвал из темноты…/Я понял твой размах могучий». А. Блок же с юности почувствовав в себе священный огонь творчества, определил своё трудное и неизбежное положение поэта:

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/24/...

К. участвовал в первой русской революции как распространитель прокламаций Всероссийского крестьянского союза, в янв. 1906 г. был арестован, освобожден в июле того же года. В 1908 г. снова арестован за отказ по религ. мотивам проходить военную службу, освобожден, признан непригодным к службе по состоянию здоровья. Революционные идеи у К. сочетались с чаяниями Царства Божия на земле, что выразилось в его ранней лирике. В 1907 г. началась активная переписка К. с А. А. Блоком , к-рая взаимно обогатила обоих поэтов. Благодаря Блоку в 1910 г. К. познакомился с И. П. Брихничёвым и В. П. Свенцицким , организаторами религиозно-политического движения «голгофских христиан». «Голгофские христиане» увидели в К. народного пророка, выразителя их идеи голгофской жертвы во имя Новой Земли. Сближение с Брихничёвым и Свенцицким способствовало появлению стихов К. в печати. В 1911 г. выходит его первый поэтический сб. «Сосен перезвон» (на титульном листе - 1912) с предисловием В. Я. Брюсова (2-е издание в 1913). Сборник был посвящен Блоку, ряд стихотворений ориентирован на его поэтику, но К. отрицал, что «родился из Блока», как утверждали «разные Городецкие». К. объяснил, что это было «выражение Блоку своей приязни» (Словесное древо. 2003. С. 57). По словам К., его любимыми поэтами были прп. Роман Сладкопевец , П. Верлен, царь Давид , после к-рого Аввакум - «первый поэт на Земле, глубиною глубже Данте и высотою выше Мильтона» (Там же. С. 31, 61). Н. С. Гумилёв , с к-рым К. познакомился в 1911 г., в отзыве на «Сосен перезвон» предсказал расцвет его эпического дара, высоко оценил его поэтику, одобрительно отозвался о присущем ему «византийском» сознании иерархичности при мысли о Боге и «славянском» ощущении равенства людей (Аполлон. 1912. 1. С. 70-71). В 1912 г. была издана 2-я книга стихов К.- «Братские песни» с предисловием Свенцицкого (в том же году вышло 2-е издание с пометкой «Песни голгофских христиан»). В «Братских песнях» прослеживалась переработка К. сектантского фольклора, что, по мнению критики, не умаляло авторской индивидуальности. Как писал Д. В. Философов , «новая книга Клюева напоминает «духовные стихи», сектантские «псалмы»» (Речь. СПб., 1912. 199. С. 3). В рецензии Гумилёва на «Братские песни» отмечалась «сектантская узость» предисловия Свенцицкого и широкий диапазон поэзии К. Гумилёв писал: «Христос для Клюева - лейтмотив не только поэзии, но и жизни. Это не сектантство, отнюдь, это естественное устремление высокой души к Небесному Жениху» (Аполлон. 1912. 6. С. 53).

http://pravenc.ru/text/1841526.html

прот. Николай Балашов Глава 6. Совершение божественной литургии Этому центральному по своему значению христианскому богослужению, как и следовало ожидать, уделялось особое место в конкретных предложениях, направленных на усиление духовного воздействия церковной службы. Такие предложения высказывались как в предсоборный период, так и на Поместном Соборе. Обзор их мы представим по порядку совершения чина литургии. Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Активный член Братства ревнителей церковного обновления священник Петр Кремлевский выражал не совсем ясное пожелание: «Упорядочить в смысле приведения к единству первую часть литургии – антифоны " 950 . Крайний предел такого «упорядочения» намечал смелый герой Софии Благодушной: Так называемые «антифоны» и «малый вход» с двумя малыми ектениями следовало бы опустить безусловно 951 . О сокращении количества малых ектений, которое предлагали многие авторы, уже говорилось выше (с. 290–292). Интересная рекомендация принята в 1905 году Рижским епархиальным собором: вторую малую ектению предложено было заменить чтением вслух особенно содержательной молитвы третьего антифона («Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы...») 952 . На заседании богослужебного отдела Поместного Собора о. Василий Прилуцкий указывал на следующие широко распространенные нарушения богослужебного устава: Почти полное игнорирование антифонов «по вся дни». Сокращение праздничных антифонов до 2-х стихов. Сокращение блаженн и полное игнорирование стихов к (ним) или тропарей от канонов. Беспорядочное исполнение тропарей и кондаков по входе 953 . Б.А. Тураев также указывал на необходимость исполнения устава о пении вседневных антифонов в те дни, когда не положено пение «изобразительных» 954 . В соответствии с этими указаниями был составлен и общий доклад отдела: В первой части литургии без всякого сокращения надлежит исполнять антифоны Господских праздников, антифоны изобразительные (при невозможности пропеть оба псалма полностью следует читать их), вседневные (в положенные дни) и блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь тропари и кондаки. (...) Возглашение: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны должно быть опущено 955 . Чтение Апостола и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сочинения К. единым корпусом впервые были опубликованы Р. Пайпером в 1891 г. (CSEL. 23), к-рый атрибутировал их некоему поэту Киприану Галлу. До этого они издавались по отдельности под именами различных авторов. Первый издатель Г. Морель, опубликовавший часть поэтического переложения кн. Бытие в Париже в 1560 г. и обнаруживший в используемой им рукописи (Paris. lat. 14758) имя Киприан, приписал этот фрагмент из 165 стихов сщмч. Киприану , еп. Карфагенскому. Сходным образом поступил иезуит Ж. Сирмон, нашедший другие фрагменты этой поэмы. Однако Э. Мартен опубликовал 1276 стихов переложения кн. Бытие под именем др. близкого К. по времени поэта - Ювенка , т. к. обнаружил это имя в самой ранней из использованных им рукописей IX в. Впосл. помимо упомянутых авторов стихи К. публиковались под именами Тертуллиана , Пруденция , Сальвиана Массилийского , свт. Авита , еп. Вьеннского (последний также известен как автор поэтического переложения части библейской истории «О деяниях духовной истории»). Следуя Мартену, в пользу авторства Ювенка склонялись Ж. П. Минь (PL. 19. Col. 345-380) и кард. Ж. Б. Ф. Питра, заслугой которого является издание всех произведений К. (с 1855 по 1888). Питра ссылался на то, что Ювенк указан в качестве автора в 2 рукописях, одна из которых, относящаяся к каролингской эпохе, была известна Мартену; кардинал аргументировал свое мнение, исходя из сходства стиля, словарного запаса, синтаксиса, особенностей метрики и близости этих произведений к «Евангельской истории» Ювенка. Пайпер восстановил под корпусом этих поэтических сочинений имя автора - Киприан, указав, что речь идет не о сщмч. Киприане, еп. Карфагенском, а об одноименном поэте, жившем в нач. V в., по мнению издателя, в Галлии. Средневековая рукописная традиция весьма часто приписывала сочинения малоизвестных поэтов одноименным, более известным писателям и богословам, тем более что произведения К. переписывались вместе с сочинениями др. авторов, обращавшихся к тем же темам, напр. свт. Авита, еп. Вьеннского, и это порождало их смешение в рукописях.

http://pravenc.ru/text/1684750.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Среди псевдокультуры она несет живительный глоток русского духовного слова В Санкт-Петербурге состоится юбилейный вечер-концерт, посвященный 100-летию игумении-поэтессы Таисии Леушинской 13.02.2015 387 Время на чтение 4 минуты В понедельник, 16 февраля, по благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского на знаменитой сцене Большого Драматического театра в Санкт-Петербурге пройдет уникальный Юбилейный Таисиинский вечер, посвященный 100-летию памяти игумении Таисии Леушинской, благодатной подвижницы Русской земли и выдающейся деятельницы русской культуры, сообщил «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов . «Она оставила обширное литературное наследие, - напомнил пастырь. - Будучи родственницей А.С. Пушкина , игумения Таисия прославилась как талантливая поэтесса, сборник ее стихов выдержал шесть изданий до революции. Она смогла органично соединить в себе, казалось бы, несоединимые вещи: в одной руке она держала и поэтическое перо и молитвенные четки. Ее стихи являются образцом глубочайшей философской и духовной поэзии. На стихи Таисии, отмеченные особой музыкальностью, многие композиторы создали песни и хоры, как до революции, так и в наше время». «Благодаря Таисиинским концертам к нашим современникам вернулось одно из забытых имен Русской Церкви и петербургской культуры - игумении Таисии, которое среди мутных потоков псевдокультуры несет живительный глоток русского духовного слова. Для зрителей эти концерты становятся настоящим духовным открытием. Таисиинские вечера стали уникальной площадкой, на которой через имя игумении Таисии достигается удивительное и органичное единство духовной и светской культуры, столь необходимое нашему современному обществу», - отметил отец Геннадий. В 2009 году Юбилейный Таисиинский вечер памяти св.Иоанна Кронштадтского поддержала и поздравила приветственным словом Светлана Владимировна Медведева . Откроет Юбилейный вечер вступительным словом преосвященнейший Назарий, епископ Кронштдатский, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/sr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БОГОГЛАСНИК» первая у вост. славян печатная антология нотированных духовных песен и стихов, изданная василианами в греко-католич. типографии в г. Почаеве в 1790-1791 гг. Содержит 248 духовных песен ( канты , псальмы ), в основном на староукр. книжном (нек-рые на церковнослав. укр. редакции), а также на польск. (33) и лат. (3) языках. Мелодии изложены квадратной киевской нотацией одноголосно. Издание «Б.» стало завершением широко распространенной на Украине традиции сочинения и исполнения духовных песен (укр. haбoжhi nichi). Антология содержит песни различного содержания: посвященные Господским праздникам, неделям триодного цикла, чудотворным Распятиям Христовым (1-я ч. «Б.»), а также богородичные, в т. ч. иконославильные (2-я ч.), в честь святых (3-я ч.), поучительно-морализаторские, «благоговейные, покаянные и умилительные» (4-я ч.), отражающие исторические события 111, 112, 115, 117). Репертуар и принципы упорядочения материала, использованные в «Б.», складывались в рукописных песенниках с XVII в. В кон. XVII - нач. XVIII в. на Украине и за ее пределами уже была создана почти четверть вошедших в него песен, однако большая их часть появилась в сер. 20-х - сер. 70-х гг. XVIII в. (Ю. Е. Медведик). Рукописные песенники и Б. были распространены и в XIX в., особенно в Закарпатье. Наиболее значительные их собрания находятся в Вильнюсе (БАН Литвы), Киеве, Львове (НБ НАНУ), Праге (Славянская б-ка), Пшемысле (б-ка капитула). Четырехчастное строение «Б.» в целом является циклично-тематическим (таковы все укр. песенники, особенно лемковские). Но в «Б.» заметно и влияние календарно-минейного принципа группировки песен, типичного как для закарпатских и галицко-волынских песенников, так и для церковных укр. Ирмологионов . Связь с «Б.» обнаруживают и печатные песенники 70- 90-х гг. XVIII в. Так, в 1773 г. (согласно датировке Медведика) был издан сборник в честь Почаевской иконы Божией Матери (8 песен), весь репертуар к-рого вошел в «Б.» в неизменном или переработанном виде. Нек-рые песни из «Б.» в др. рукописных и печатных источниках не зафиксированы, что дает повод предположить их местное происхождение. В акростихах песен помещено неск. названий городов и мон-рей, где они были составлены, а также названия прославляемых чудотворных икон.

http://pravenc.ru/text/149469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАШКОВЦЫ Одно из направлений в движении евангельских христиан (см. в ст. Баптисты ) в России в посл. четв. XIX - нач. XX в. Движение возникло под влиянием англичанина Г. В. Редстока , который по приглашению Е. И. Чертковой в 1874 г. прибыл в С.-Петербург и в аристократических салонах столицы начал проповедь идей, близких к баптизму. В России Редсток пробыл 6 месяцев, в 1876 г. приехал вновь, в 1878 г. правительство запретило ему въезд в страну. Помощником Редстока в его 1-й приезд стал крупный рус. землевладелец полковник В. А. Пашков (1831-1902), благодаря к-рому проповеди стали читаться на рус. языке, что привело к расширению круга слушателей. Община получила название от фамилии Пашкова, ставшего лидером движения (название «редстокисты» было менее распространенным). Среди П. были представители знатных рус. семей: церемониймейстер имп. двора гр. М. М. Корф, министр путей сообщения гр. А. П. Бобринский, кнг. В. Ф. Гагарина и ее сестра кнг. Н. Ф. Ливен, Черткова, на сестре которой был женат Пашков, и др. Собрания, проходившие в особняке Пашкова в С.-Петербурге, могли посещать все желающие, были организованы дешевые обеды для неимущих, проводились беседы с посетителями, раздавали НЗ, др. религ. книги. В основе неявно декларируемого учения П. лежало общепротестант. положение об оправдании только верой: Христос Своими страданиями уже искупил грехи людей, для спасения необходимы лишь вера, молитвы и добрая христ. жизнь. Каждый верующий может понимать и толковать Свящ. Писание. П. отвергали церковные таинства , почитание икон и святых, иерархию, однако для них не была характерна критика правосл. Церкви. Богослужение сводилось к молитве, проповеди и пению стихов, собранных в брошюре «Любимые стихи». В С.-Петербурге П. открыли швейные мастерские, в к-рых девушки обучались швейному мастерству и слушали проповеди. Черткова организовала ночлежный приют и Дамский комитет посетительниц тюрем. В нояб. 1876 г. Пашков учредил Общество поощрения духовно-нравственного чтения, распространявшее за небольшую плату Свящ. Писание и сочинения духовно-нравственного содержания. Об-во выпустило свыше 200 переводных (с нем. и англ. языков) и оригинальных брошюр (нек-рые выдержали до 12 изданий), к-рые продавались по небольшой цене или раздавались даром. Брошюры содержали беседы о вере и христ. нравственности, разъяснения текстов Свящ. Писания, выдержки из сочинений свт. Тихона Задонского и бесед митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . В 1882 г. по инициативе Британского Библейского общества на средства Пашкова был издан синодальный перевод Библии на рус. язык. Значительный вклад в распространение учения П. внес созданный ими ж. «Русский рабочий» (1875-1886). Пашков и Корф вели переписку с баптистами на Кавказе, в Закавказье (в частности, с В. Г. Павловым), на юге России, посылали им материальную помощь, книги.

http://pravenc.ru/text/2579882.html

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Вышли в свет новые номера научных изданий: «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия» В Избранное Сборники выпускаются Санкт-Петербургской духовной академией САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вышли в свет два новых научных издания Санкт-Петербургской духовной академии: сборник «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия». В «Христианском чтении» — 12 статей по вопросам богословия, библеистики, церковного языкознания, истории Церкви, а также отдельный блок с материалами прошедших VI Барсовских чтений (декабрь 2022) и конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (октябрь 2022). Содержание сборника: БОГОСЛОВИЕ Г. В. Дьяченко. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского : референциально-онтологический аспект. Священник Даниил Горячев . Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении. Иеромонах Феофан (Пожидаев). Эпистемологическое осмысление принципа иерархичности: научный и богословский аспект. Протоиерей Алексей Емельянов . «Обожение» и «усыновление»: две модели спасения в трудах русских богословов-систематиков синодального периода. Священник Евгений Веселов. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников. БИБЛЕИСТИКА Диакон Николай Серебряков, диакон Николай Ильяшенко. Использование и толкование книги пророка Аввакума в современном корпусе гимнографических текстов Русской Православной Церкви. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Л. И. Маршева. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы). К. А. Цырельчук. Перевод православного богослужения и междисциплинарность (на примере переводов преданафорального диалога литургии святителя Иоанна Златоуста ). Н. С. Александров, А. М. Осипов. Структурно-смысловое прояснение богослужебных церковнославянских текстов (на примере избранных стихов Первого Соборного послания апостола Петра и воскресного Октоиха). Д. А. Миронюк . Концептуальная оппозиция «скорбь–радость» в церковнославянской Псалтири.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

Содержание Предисловие    Многие верующие христиане испытывают потребность в духовном руководстве, которое в наше трудное время не всегда легко найти. Но чтобы не заблудиться в своих исканиях и вместо истинного духовного ведения не обрести прелестное мудрование, необходимо руководствоваться святоотеческими писаниями. «Кто сейчас не читает книг святых отцов, — писал еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов, — спастись не может».    Эта книжечка составлена нами для пользы верующих людей, ищущих спасения. Она представляет собой краткий конспект поучений преподобного Аввы Дорофея, которую Оптинские Старцы называли «азбукой монашества». Надеемся, что она будет полезна не только инокам и тем, кто желает стать на монашеский путь, но и всем, благочестно жити хотящим и желающим возрастать духовно.    Наставления преподобного аввы Дорофея разделены на семь поучений, каждое из которых соответствует определенному дню недели. Поучение же состоит из тридцати трех стихов, по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.    Будем же стараться читать сии краткие наставления, чтобы не оказаться нам виновными за невежество и нерадение о своем спасении на Страшном Суде.    Да спасет нас всех Христос Господь молитвами преподобного аввы Дорофея, Ему же слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. Поучение первое (понедельник) 1. От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть о великом. 2. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (свое греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. 3. Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего. 4. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался или впал в блуд или сделал что-либо подобное. 5. Злословие. Осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1. Ксения (1904–1923), в миру Хрисанфа Стронгилу, родилась в 1872 году на Крите в бедной многодетной семье, позже перебравшейся в Пирей. В девятимесячном возрасте она заболела тифом и из-за плохого ухода впоследствии ослепла. Сирота с ранних лет, девочка отличалась особыми духовными дарованиями, и можно без преувеличения сказать, что мирское имя Хрисанфа (то есть «хризантема») олицетворяло внутреннюю ее красоту. Она принадлежала к кружку девиц, искавших монашества и часто посещавших всенощные в церкви Пророка Елисея. Тогда же Хрисанфа познакомилась с благочестивой супругой Хараламбоса Матфопулоса Екатериной, от которой услышала (вероятно, в 1903) о Нектарии Пентапольском, тогда директоре Ризарийской семинарии. С этого времени будущая игумения и две ее единомышленницы Екатерина (в монашестве Касиана) Пападаки и Ангелика (в монашестве Акакия) Цурнду вверили себя духовному руководству Пентапольца. При постриге в малую схиму (5 августа 1905) она получила имя Ксения, в честь угодницы Божией, особо почитавшейся в Силиврии, на родине ее наставника. Постриг в великую схиму совершился 4 ноября 1907 года. Высокое духовное устроение Ксении ясно усматривается из писем к ней святителя Нектария, а также из стихов, которые она, не умея писать, слагала в честь Христа, Божией Матери и некоторых святых. Несмотря на слепоту и телесную немощь, Ксения руководила сестрами и монастырем как истинная игумения. Она неоднократно сподоблялась от Бога видений (так, ей посмертно являлся сам святой) и обладала даром прозорливости. Пример Ксении вызывает в памяти слова блаженного Иеронима , которыми он предварил свой перевод сочинения Дидима Александрийского (или Слепца) «О Святом Духе»: «А мой Дидим, имеющий око невесты Песни Песней и те глаза, которыми Господь заповедал нам смотреть на белеющие нивы, видит гораздо выше и показал нам собою древний пример, так что может быть назван пророком видящим» 332 . Игумения Ксения почила о Господе 31 октября 1923 года, через три года после Пентапольца. При ее погребении присутствовало множество народа. Официальный журнал Элладской Церкви «Экклисия» (очень редко отзывавшийся в те времена на кончину простых монахов) сообщил:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010