Документы Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» 26.06.2008 11:36 Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года  архиепископ Костромской и Галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале   90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь  столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев).  За минувшие 8 лет своего существования  Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался  деятельной поддержкой и руководствовался  мудрыми наставлениями предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил:  «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас  в новых начинаниях, поможет осуществить  новые молодежные инициативы».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года архиепископ Костромской и галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале 90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно—просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев). За минувшие 8 лет своего существования Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался деятельной поддержкой и руководствовался мудрыми наставлениями Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил: «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы».

http://sedmitza.ru/lib/text/429976/

Итоговый документ секции «Миссионерское служение Церкви» XV Рождественских Чтений 31 января 2007 года. В рамках XV международных Рождественских Чтений под председательством архиепископа Иоанна (Попова), Председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, работала секция «Миссионерское служение Церкви». Участники секции отмечали, что в современных историко-культурных и социально-политических реалиях миссионеры несут Благую Весть людям, которые еще не осознают своей потребности в Церкви. Это люди, разные по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям. Во взаимоотношениях с ними миссионер обязан помнить, что он не пропагандист, не агитатор, а соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия (1Кор. 3, 9). В этом году работа Миссионерской секции была посвящена смотру миссионерских программ. В епархиях нашей Церкви ведется не только индивидуальная миссионерская работа, но создаются и осуществляются методически грамотные, тщательно разработанные программы. На смотр было представлено 13 программ из различных епархий. 1. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии. Программа реабилитации бывших адептов деструктивных сект. 2. Программы миссионерского отдела Кемеровской епархии: «Община» - комплексная миссионерская программа духовно-просветительской деятельности в производственной сфере; «Возрождение» - программа восстановления деятельности православной миссии среди коренного населения Кемеровской области; « Путь к себе» - реабилитация осужденных, алкоголиков, наркозависимых посредством духовно-нравственного диалога. 3. Новопашин Николай Олегович, руководитель Спасо-Преображенского реабилитационного центра для наркозависимых Ставропольской и Владикавказской епархии. Миссионерское служение среди наркозависимых в реабилитационном центре. 4. Мелешкина Ирина Дмитриевна, директор Центра духовного просвещения «СТУПЕНИ», Липецкая епархия. Внедрение и развитие программы «Дистанционное обучение основам православной веры заключенных и сотрудников УИС».

http://pravoslavie.ru/20692.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью Методическое пособие по организации библейских кружков. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ как форма работы со студенческой молодежью (учебно-методическое пособие) Издание Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви осуществлено при поддержке Алексея и Светланы Ульяновых Об авторе-составителе Стрелов Владимир Сергеевич, 1980 г.р., педагог, методист Братства Православных Следопытов, преподаватель кафедры теологии РГСУ и кафедры психологии РПИ св. Иоанна Богослова, директор московского центра «Общества друзей Священного Писания». Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи». Духовно-просветительская работа со студенчеством. Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана, остается неучтенной. Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин. Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать: вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви, укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины, вовлечению молодежи в служение, подготовке к миссионерской деятельности. Групповое чтение – образ современной молодежной работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад руководителя Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева на заседании рабочей группы Архиерейского Собора «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Проблемы современного православного книгоиздания. Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004–2008). Значение издательской деятельности Русской Православной Церкви в деле духовного просвещения верующих весьма важно — ведь сфера влияния печатного слова гораздо шире, чем устной проповеди, и церковный писатель имеет гораздо большие миссионерские возможности, чем даже очень хороший пастырь. С удовлетворением можно констатировать, что это направление деятельности сейчас находится на подъеме. Выпуск православных книг неуклонно возрастает, увеличивается количество церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики многие светские издательства. Возглавить и координировать всю эту работу призван Издательский совет — один из старейших Синодальных отделов нашей Церкви. Одновременно Совет является и центральным церковным издательством, который издает официальную литературу, календари, богослужебную, научно-богословскую и духовно-просветительскую литературу. Так, мы издаем старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии». Осенью этого года исполняется 65 лет со дня его непрерывного выхода. В Журнале рассказывается о всех важнейших событиях церковной жизни, подробно освещается деятельность Святейшего Патриарха Алексия II, поездки Его Святейшества в епархии Русской Православной Церкви, встречи с государственными, общественными и религиозными деятелями; печатаются статьи о современной жизни епархий, монастырей и приходов, о деятельности Синодальных отделов. Таким образом постепенно создается подробная летопись нашей Церкви, которая дает возможность во всей полноте представить те грандиозные перемены, которые произошли в ее жизни и деятельности за последние два десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429979/

Закрыть itemscope itemtype="" > Над нами Пастырь бдит… Светлой памяти новопреставленного о.Максима Обухова 26.04.2023 691 Время на чтение 5 минут Так Господу было угодно, что мне, многогрешной, пришлось узнать о смерти отца Максима из уст одного из ближайших его друзей. Ещё не было нигде ничего сказано и написано. Ещё недавно с этим человеком мы старались что-то сделать для болящего батюшки Максима, созванивались с ним, советовали, помогали, чем могли. Он деликатно выслушивал и … следовал своим курсом. Он напоминал мне Антона Павловича Чехова, тоже как он выпускника лучшего российского медицинского вуза. Чехов закончил медицинский факультет Императорского Московского Университета, и отец Максим – выпускник Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова – детища ИМУ. Он тоже, как А.П. Чехов, всё знал о своей болезни. Могу сказать, что врачи, его лечившие, удивлялись его мужеству. Так же, как великий А.П.Чехов, он, как русский врач, наследник великой отечественной медицинской школы, жертвовал собой ради сирых и убогих, беззащитных и обреченных обществом. Лично мне пришлось познакомиться с отцом Максимом в конце 90-х годов, когда в клубе знаменитой фабрики «Вымпел» на Старо Петровско-Разумовском проезде активно работало одно из замечательных духовно-патриотических обществ «Наследники Александра Невского». Это Всероссийское общество возглавлял к.т.н., кандидат богословия, один из руководителей Госстроя России Н.В.Маслов. Воспитанник Глинских старцев. Здесь готовились и печатались труды по Глинской пустыни, ее наследии. Изданная «СимфонИя по трудам Святителя Тихона Задонского» в 1999 году получила Гриф Министерства образования России на использование этого великого Труда как учебного пособия в общеобразовательных учреждениях. Впервые святоотеческий труд был рекомендован как учебное пособие. Здесь, в клубе фабрики «Вымпел», в обществе «Наследники Александра Невского» велась работа с ещё живыми орденоносцами этой высокой воинской награды, проводились встречи с молодежью. Здесь, 23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, состоялась первая конференция православных учителей. И здесь началась подготовка к проведению Первого Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», которые традиционно стали проходить в Троице-Сергиевой Лавре в течение многих лет 27-29 июля.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/26/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ваши предшественники в годы революционных потрясений сплотились, чтобы противостоять нахлынувшей смуте Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий поздравил членов Александро-Невского братства со столетием его основания 01.02.2018 465 «Ваше Преосвященство! Ваши высокопреподобия, преподобия, досточтимые братья и сестры! Разрешите искренне вас поздравить со знаменательной датой в истории Александро-Невского братства – столетием со дня его основания», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ поздравительном послании митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства . «В годы тяжелейших революционных потрясений, когда страну охватило всеобщее безумие, вылившееся в страшную и разорительную гражданскую войну, монахи и миряне сплотились вокруг священномученика митрополита Вениамина, дабы противостоять нахлынувшей смуте», - говорится в послании. «С началом перестройки и с момента возрождения монашеской жизни в Александро-Невской лавре началась новая страница в истории Александро-Невского братства. Проведены десятки международных конференций, отреставрированы здания, входящие в монастырский комплекс, организована большая благотворительная, добровольческая, просветительская и духовно-культурная работа. Но еще более предстоит сделать и не останавливаться на достигнутом», - сказано в документе. «От всего сердца желаю вам, дорогие братья и сестры, дальнейших успехов в вашей активной духоносной деятельности. Сил вам и помощи Божией, чтобы продолжать нести достойно ваше ответственное служение Богу и людям! Храни Вас Господь Бог!» - подчеркивается в послании владыки Варсонофия. Напомним , что 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре проходят праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/va...

Закрыть Достучаться до сердец… Руководитель Духовно-просветительского центра «Лепта» и многодетная матушка Ксения Балакина о борьбе с абортами на духовном и государственном уровнях 03.10.2016 905 Время на чтение 4 минуты 27 сентября 2016 года, в день Праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками Общероссийского общественного движения «За жизнь», собирающими подписи под Обращением граждан в защиту права на жизнь младенцев во утробе матери. Поставив свою подпись среди прочих подписантов, Святейший, показал, что Церковь, в лице Патриарха, не только активизирует какие-то общественные инициативы (а их с 2009 года появилось очень много!), но и поддерживает здоровую инициативу народа. Очевидно, что ничего нового не произошло. «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII.2.) Чуть более года назад Его Святейшество выступил с инициативой вывести аборт из числа услуг, оплачиваемых из ОМС. На самом высоком государственном уровне убийство детей в утробе должно быть названо убийством и перестать финансироваться за счет налогоплательщиков. Государство должно обеспечить право на жизнь своих самых маленьких и беззащитных будущих граждан. Единственная ситуация, когда женщина имеет право на выбор – это когда существует реальная смертельная угроза ее жизни. Реальность же такова, что десятки лет в общество внедрялась идея о полном праве женщин распоряжаться жизнью, зародившейся в ее чреве, по своему усмотрению. Поэтому любая силовая попытка ограничения этого права встречает яростный протест. Любой нормальный человек с содроганием воспринимает рассказы об ужасных средневековых казнях – четвертовании, колесовании – когда человека, перед тем как убить, расчленяли заживо. А сегодня именно таким образом российские женщины с помощью врачей убивают собственных детей! Необходима огромная просветительская работа, нужно реально «достучаться до сердец» будущих мам и отцов, чтобы каждый человек понимал, какой ужас скрывается за коротким и таким привычным словом «аборт». Каким нечеловеческим пыткам подвергается маленький человек, которому собственной матерью вынесен смертный приговор. И что эта невинная кровь вопиет к Богу о возмездии. И не может остаться неуслышаной.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/03/do...

Константин Обозный Скачать epub pdf Миссионерский аспект деятельности Христианская Церковь рождалась, росла и живет через свидетельство о Христе, или миссию. Проблема христианской миссии особенно остро встает сегодня, когда Русская православная церковь наконец получила возможность открытой широкой проповеди и глубокого научения в вере жаждущих Слова. Важность миссионерского служения в церкви не ставится под сомненье, однако не всегда хватает опыта этого служения в современных условиях. Нередко встает вопрос: каким же образом должна проводиться духовно-просветительская работа? Поэтому тема Псковской миссии актуальна сегодня не только как материал по истории РПЦ XX века, как утверждение общецерковной молитвенной памяти о мучениках и исповедниках веры, но и как весьма ценный опыт миссионерской и катехизационной деятельности. Образование Миссии. Ее структура Быть может, я рискую оказаться необъективным, утверждая, что совсем не случайно Православная миссия в тяжелые годы оккупации возникла именно здесь – на Северо-Западе России, с центром во Пскове. С одной стороны, этот факт объясняется длительным периодом оккупации этого региона немецкими войсками – три года. Это тяжелейшее испытание для жителей псковской земли обернулось некоторой гарантией (хотя и довольно зыбкой) существования Миссии. Ведь именно «под эгидой оккупационных властей...» она и была организована 1 . Кроме того, хорошо известно, что с 1928 г. в Латвии активно действует филиал РСХД (с центром в Париже), который именовался «Русское православное студенческое единение» 2 (РПСЕ). Среди тех, кто поддерживал этот христианский союз, были священники-миссионеры, некоторые из которых первыми прибыли в Псков из Латвии и приняли на свои плечи нелегкую задачу – основание «Православной миссии в освобожденных областях России». С другой же стороны, псковская земля из глубины веков была своеобразным форпостом православия, где особенно актуальным во все времена было именно миссионерское служение. Блгв. княгиня Ольга, являясь по сути первым просветителем Руси, приняв крещение в Константинополе, возвращается на Родину с проповедью веры Христовой. Это один из первых примеров христианской миссии в истории России, в том чис ле и на древней псковской земле. Дело в том, что кн. Ольга происходила родом из села Выбуты, что лежит близ Пскова. По свидетельству историков, там великая княгиня научала «сродных людей» познанию Бога 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые учебные заведения на территории совр. Зап. Грузии были основаны греками. Так, в III-II вв. до Р. Х. в древнегруз. царстве Колхида функционировали гимназии и военные школы, в III-IV вв. в колхидском г. Фасисе (совр. Поти) работала академия риторики, где получали образование греки и местные жители. В этой философской академии учились греч. философ Фемистий (приблизительно 317-388) и его отец Евгений. С принятием Грузией христианства в IV в. при церквах, позже при мон-рях стали открываться груз. духовные школы, в IX-X вв.- духовные уч-ща. В 1114 г. царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) основал при мон-ре Гелати близ Кутаиси Гелатскую академию, ее называли «Вторыми Афинами» и «Новым Иерусалимом». Академия являлась просветительским центром духовно-церковных и общефилософских наук: здесь преподавали геометрию, арифметику, музыку, риторику, грамматику, философию, астрономию, юриспруденцию и медицину; работали известные грузинские духовные деятели прп. Арсений Икалтойский , Иоанн Петрици и др. Ректор академии носил титул «наставник наставников» и пользовался большим авторитетом при царском дворе. Логотипом академии являлась открытая книга, освещенная лучами солнца,- изображение сохранилось на портале входа в здание академии. Гелатская академия существовала до 20-х гг. XVI в. (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Позднее при мон-ре Гелати было образовано ДУ, где продолжалась научно-просветительская работа, особое внимание уделялось изучению Свящ. Писания, катехизиса, церковного пения, каллиграфии и др. Была разработана Гелатская певч. школа. В XVII-XVIII вв. были созданы ключевые для Церкви в Зап. Грузии произведения: летопись «Гелатский короникон», памятник груз. церковного права «Законы католикосов» (НЦРГ. S 51, 1794 г.,- ПГП. Т. 1. С. 393-397) и др. В XIII-XVIII вв. на территории Зап. Грузии также существовали духовные школы в Гурии (при церкви в Озургети, в мон-рях Шемокмеди, Джумати), в Раче (при мон-ре Никорцминда) и в др. регионах; в школах обучали Свящ. Писанию, арифметике, пению, ремеслам. В XVII-XVIII вв. почти при всех приходских церквах в Зап. Грузии действовали церковноприходские школы.

http://pravenc.ru/text/2462337.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010