+ + + 1. Что ожидалось, на что были надежды в 2018 г. в контексте 100-летия Царской Голгофы и что имеем по факту? Юбилейное сознание и самосознание было характерно для библейского ветхозаветного мышления и самоощущения. Оно было связано с ожиданием в какие-то расчетные сроки пришествия в мip Спасителя. В некоторой степени такое представление отвечало духовной действительности и было выражено в канонической Книге Пророка Божия Даниила и особенно в неканоничной Книге Юбилеев и отобразилось в действительности в Воплощении БОГА-СЛОВА в 5500 году от Адама или в 8 году до нашей эры. Юбилейная библейская цикличность была связана с периодом в 49 лет, или в семь седмин. Такой период потом в бытовой духовной практике был округлен до 50 лет. Таким образом, столетия являлись двойным Юбилеем, 150-летие - тройным и так далее... Ряд ученых полагают, что слово «юбилей» якобы происходит от семитского слова jobel - звук рога, трубы. Но более созвучное самобытно иафетическое - латинское слово jubilo (jbilo, -v, -re), которое имеет значение 1) издавать громкие крики, поднимать сильный шум; 2) ликовать, издавать торжествующие возгласы; 3) громко окликать; 4) ликующе возглашать. В Египте и Вавилоне были приняты празднования тридцатилетних юбилеев, и представление о том, что этимологически слово «юбилей» обязательно связано с числом 50, - ошибочно. Новый Завет категорично упразднил юбилейные чаяния, надежды и расчеты относительно Конца Времен и связанного с ним Второго Пришествия Иисуса Христа. Откровение Иоанна Богослова является своего рода духовным контрапунктом расчетным обетованиям Книги Пророка Даниила и Книги Юбилеев, поскольку течение времен в Апокалипсисе рассматривается не как «объективный» процесс-период, внутри которого совершается человеческая история, а в качестве духовно - нравст венного измерения , необходимого для процесса покаяния на путях к Жизни Вечной одних людей или для окончательного смертельного падения других. И поэтому в Апокалипсисе принципиально отсутствуют сроки, но обозначены духовно-нравственные рубежи исторического существования человечества от Апостольского Века и до Страшного Суда.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/20/...

Архангел Гавриил, войдя к деве Марии, возвестил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). И праведная Елизавета, когда пришла к ней Дева Мария, исполнилась Духа Святого и прорекла: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Сама Божия Матерь, повторяя пророчество царя Давида, сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»... ( Лк.1:46–49 ). Несмотря на ясное свидетельство Священного Писания, протестанты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Ее к обыкновенным людям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа наречена благословенной между женами, то есть стоящей неизмеримо выше всех женщин рода человеческого. От самого создания человека не случилось, чтобы Дева зачала от Духа Святого, родила без мужа, будучи непорочной до рождеста, в рождестве и после рождества. Матерь Божия –единственная из человеков, избранная Богом для великого дела нашего спасения, считать ее обыкновенной женщиной, это значит отрицать Священное Писание, в котором о великом предназначении Божией Матери сказано Самим Богом через пророков, через Ангела и праведную Елизавету. Это значит умалять достоинство родившегося от Нее Господа Иисуса Христа, оскорбить Духа Святаго, Чьим благословенным жилищем Она является. Протестанты, ссылаясь на слова Христа: «кто Матерь Моя, и кто братья Мои?; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф.12:48–50 ), делают ошибочный вывод, что Господь не оказывал Своей Матери особой чести. Говоря эти слова, Господь ничуть не умаляет достоинство Своей Матери и, конечно, не отвергает Ее. Он здесь притивопоставляет плотскому родству духовно-нравственное, как наивысшее, как родство в Боге. Такое родство основано на соблюдении Божиих заповедей, на исполнение Его преблагой воли; таким было родство Христа с Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В своей проповеди в день Пятидесятницы св. ап. Петр призывает своих соотечественников к обретению спасения через покаяние и крещение во имя Иисуса Христа: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:38 ). В Послании к Галатам св. ап. Павел называет христиан «во Христа крестившимися» ( Гал.3:27 ). Тема Крещения во Христа проходит красной нитью через богословие свв. ап. Петра и Павла. Сам Господь Иисус Христос употреблял слово «крещение» для обозначения Своего искупительного подвига – страданий, крестной смерти, погребения и воскресения. В 47-м зачале Евангелия от Марка ( Мк.10:32–45 ) приводится беседа Господа с ап. Иаковом и Иоанном, поводом для которой послужили слова Христа: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). На просьбу Иакова и Иоанна позволить им сесть по правую и левую сторону от Него во славе Его, Христос отвечает: «Не знаете, чего просите... Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься.» ( Мк.10:38–39 ), предвозвещая тем мученическую кончину большинства Своих последователей и учеников. В Евангелии от Луки Господь Иисус, предвозвещая Свои искупительные страдания, говорит ученикам: «Крещением должен Я креститься» ( Лк.12:50 ). Таким образом, в евангельском учении Господа Иисуса Христа креститься – значит соучаствовать в Его смерти и воскресении, пройти по Его крестному пути, умереть для мира, чтобы возродиться в Боге. Вместе с тем смысл слов, обращенных Господом к апостоламИакову и Иоанну, далеко выходит за рамки их буквального, конкретно-исторического восприятия и толкования. Крещение, о котором говорит Христос, – не только мученичество. По слову свт. Кирилла Иерусалимского , «Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию» 168 . Смерть Иисуса Христа приносит жизнь, и, умирая в своем сердце для всякого греха и неправды, верующий в Него воистину начинает жить новой жизнью уже здесь и сейчас. Эта внутренняя духовная перемена, согласно евангельскому учению, неразрывно связана с внешним действием – участием в литургическом священнодействии водного Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). Таким образом, таинство Крещения – это не просто обряд или внешний знак совершившейся в человеке духовно-нравственной перемены, но действенное дарование плодов искупительной жертвы Христа, онтологическое соединение с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Хакодатэ о. Николай прибыл в 1861 году и сразу же приступил к обязанностям настоятеля консульской церкви. Одновременно он стал изучать японский язык, который успешно освоил к 1868 году, параллельно изучая и английский язык. В конце 1869 года иеромонах Николай приехал в Санкт-Петербург и представил Святейшему Синоду записку о необходимости основания в Японии Русской духовной миссии. К тому времени паства о. Николая насчитывала около 20 верующих. В январе 1870 года Святейший Синод своим определением постановил: «Образовать для проповеди слова Божия между японскими язычниками особую Российскую духовную миссию, состоящую из начальника, трех сотрудников-миссионеров (иеромонахов) и причетника». О. Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником миссии. По возвращении в Японию о. Николай передал Хакодатскую паству своему сподвижнику иеромонаху Анатолию (Тихаю; † 1893) и перенес миссионерский центр в Токио. В августе 1872 года архимандриту Николаю удалось приобрести для миссии участок земли с несколькими зданиями в центре Токио на высоком холме Суругадай. В 1873 году он приступил к возведению на этом месте каменного строения, в котором должны были помещаться храм, школа на 50 человек, квартиры для миссионеров и учителей. В 1875 году епископ Камчатский Павел (Попов; 1813–1877) рукоположил в священный сан рекомендованных архимандритом Николаем кандидатов из первых православных японцев. К 1879 году при миссии в Токио действовали катехизаторское училище, семинария, женское и причетническое училища, а в Хакодатэ два училища – для мальчиков и девочек. Со второй половины 1877 года миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный вестник» («Кеоквай-Хосци») и другие периодические издания. Издавались также духовно-нравственные книги и брошюры, переводы богослужебных книг на японский язык. 17 марта 1880 года Святейший Синод вынес определение «о бытии архимандриту Николаю епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием его в Японию», а с 30 марта того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена его хиротония во епископа. Так начался новый период в жизни Японской духовной миссии.

http://pravoslavie.ru/41329.html

Как все начиналось…  В коридоре штаба бригады морской пехоты меня радужно встретил командир бригады. «Батюшка, вас уже давно ждут в бригаде, и вы как священник будете здесь весьма востребованы». Это первая фраза, которую я услышал, и эти слова меня тогда очень ободрили. На тот момент я не знал, что от меня требуется как от штатного войскового священника, какие у меня функции и т.д. Честно говоря, этого не знало и руководство бригады, потому что должность была новая и немного непривычная для военных. Институт штатного войскового духовенства начал возрождаться после его упразднения в 1917 году. Все это время, вплоть до 80-х годов XX века, религия в армии и на флоте была под строжайшим запретом. И только в конце 80-х — начале 90-х годов Церковь и армия стали взаимодействовать друг с другом, объединенные общими целями. Первые трудовые дни были пробными, приходилось действовать экспромтом, учитывая обстановку и настроения военнослужащих бригады. Личный состав бригады привыкал ко мне долго, поначалу где-то не здоровались, не всегда внимательно слушали, не шли на тесный контакт в общении. Но, учитывая частоту и разнообразный формат проводимых встреч, это продолжалось недолго. Я старался не только проводить устные беседы, но и каждый раз тему закреплять их просмотром фильмов, наглядными материалами. Благо, за время долгого диаконского служения удалось накопить немалую DVD-meky с фильмами на духовно-нравственную и военно-патриотическую тематику. Богослужения в храме и «Духовный щит России» Помимо просветительской, осуществляется и богослужебная деятельность, которая является важнейшим элементом в духовном окормлении солдат. Каждое воскресение в Патриаршем подворье г. Балтийска в храм на Божественную литургию по личному желанию выдвигается то или иное подразделение, которое принимает участие в молитве, а некоторые и в Таинствах Исповеди и Причастия. Каждый воскресный день на богослужении присутствуют в среднем от 30 до 50 бойцов. Для кого-то из них это первое посещение богослужения не только в армии, но и вообще в жизни.

http://pravmir.ru/budni-i-radosti-vojsko...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба“, а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца“ (Map. 16: 19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя“ (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною“. 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь“. ( Мф. 12: 48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 см. 1Иоан. 3: 1. 1 Петр, 1: 22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении“ у Матери Своей ( Лук. 2: 51 ), исполнял Ее просьбы ( Иоан. 2: 1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Иоан. 19: 26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой“ ( Иоан. 19: 26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?“ ( Иоан. 2: 4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Увы, символический подарок от Смольного православным горожанам так и оказался «символическим», в другом смысле слова, т.е. подарка (передачи храма Православной Церкви в год 300-летия Лавры) православные так пока и не получили. Может нам стоит спросить у губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко (который, кстати, был председателем Оргкомитета по проведению 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры), как это понимать? Где же подарок власти православным петербуржцам? Передали нам Благовещенскую церковь или забрали обратно? Хотелось бы также напомнить нашему Губернатору и депутатам Законодательного Собрания об обращении Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина, который призвал возвратить Лавре Благовещенскую церковь. Сергей Евгеньевич как коренной петербуржец и председатель Российского исторического общества считает необходимым и закономерным возвращение Благовещенскому храму его предназначения - быть местом молитвы и молитвенного поминания всех упокоенных в нем. Сейчас на государственном уровне много говорят о возрождении православия, о необходимости духовно-нравственного воспитания и патриотизма среди молодежи. И при этом во втором по значению городе страны продолжается поругание святынь. Как же воспитать в молодежи любовь к своему Отечеству, когда молодые люди не будут помнить, кому они обязаны своим существованием. Кто строил эти церкви, кто захоронен на лаврских кладбищах и в храмах, и как подобает чтить наших предков! Да, неужели эти простые, прописные истины необходимо доносить до взрослых людей, обременных властью?! Благовещенская церковь пример не единичный. Давно необходимо восстановить Тихвинскую и Лазаревскую церкви, это ведь тоже лаврские храмы. В Лазаревской и Тихвинской церквах должны проходить богослужения, вестись поминовение православных усопших братьев и сестер, нашедших свое упокоение на одноименных православных лаврских кладбищах. Но они пока тоже только музейные экспонаты... Уместно вспомнить еще одно важное место - Левашовскую пустошь (бывшее кладбище КГБ - НКВД), где погребены более 50 тысяч замученных людей, многие из которых были православными. Больше десяти лет идут пустые разговоры, а храм в честь новомучеников там так и не построен. Строительный проект, по моей информации, то ли утвержден, то ли и его нет. Почему в Москве в аналогичном месте (в Бутово) давно уже увековечили память новомучеников Церкви Русской, а мы в городе святого Петра этого сделать не можем?! Может быть, кто-то этому сознательно мешает? Конечно, есть некие «благотворительные» общества, которые выступают против строительства именно православного храма в Левашовской пустоши. Однако по большому счету все проволочки, мешающие строительству православной церкви в Левашово, как и в случае с передачей храмов Лавре, показывают истинное отношение к православию.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/20/do...

Писанию, 12) Брачный пир, 13) Встреча со старушкой, 14) Прииди ко Иисусу Христу, 15) Рай и ад, 16) Сегодня или никогда, 17) Застигнутые врасплох, 18) Краткое руководство к чтению Нового Завета, 19) Беседа двух друзей о возрождении, 20) Истинная радость, 21) Примирился ли ты с Богом, 22) Звание Христианина и его значение, 23) Два слова о святой Библии, 24) Перекличка, 25) Разговор двух матросов после бури, 26) Благодатное дитя, 27) Он любит меня, 28) Христос всё и во всём, 29) Как был завоёван яблоневый двор, 30) Путь ко спасению, 31) Два брата и 32) Радостная весть. Признав эти брошюры, по их сектантскому направлению и другим недостаткам, непригодными для распространения в народе и подлежащими изъятию из обращения, Святейший Синод, вместе с тем, неоднократно поставил на вид членам С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета, разрешавшим к печатанию вышепоименованные брошюры, неправильные их действия и предписывал на будущее время руководствоваться относительно подобных брошюр особенною осмотрительностью. Независимо от сего, вредное направление брошюр, издававшихся Обществом поощрения духовно-нравственного чтения, изобличалось и учёным разбором их в духовных периодических изданиях, в коих, кроме перечисленных 32, поименованы и разобраны ещё 50 брошюр, также не признаваемые годными к обращению в народе. 14 Московских церковных ведомостей за 1883 г. и 24 Церковного вестника за тот же год). Не смотря, однако же, на указания духовной журналистики и на замечания, сделанные Святейшим Синодом некоторым из членов С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета за неосмотрительный пропуск вышеупомянутых брошюр к печати, распространение их в народе и народных школах, не ослабевает; напротив, они появляются в новых изданиях, имея на то разрешение духовной цензуры, а брошюры, издаваемые в Варшаве, печатаются даже без дозволения духовной цензуры. В виду этого Святейший Синод, в ограждение чад святой нашей Церкви от вредных печатных изданий, определяет: 1) строго подтвердить всем Духовно-Цензурным Комитетам: а) не разрешать на будущее время к печатанию, ни одной из вышепоименованных 32-х брошюр, признанных Святейшим Синодом непригодными для распространения в народе, а представленные на рассмотрение препровождать в Святейший Синод: б) поступать точно также и относительно других изданий Общества поощрения духовно-нравственного чтения, даже те из них, кои по своему содержанию и направлению окажутся несомнительными, допускать к новому изданию только в том случае, если на то последует особое разрешение Святейшего Синода; II) предписать всем Епархиальным Преосвященным иметь наблюдение, чтобы означенные брошюры не были распространяемы в народе и III) предоставить Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. у К. С.  Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» (1933): «Попробуйте сказать актерам, плохо осведомленным в своем искусстве, что вы признаете технику, – и они с презрением начнут кричать: ”Значит, вы отвергаете талант, нутро?“– (с. 713). «...только доморощенные гении кичатся своей близостью к Аполлону, своим всеохватывающим нутром, вдохновляются водкой, наркотиками...» (с. 714). Из этого переносного употребления слова нутро выкристаллизовывается новое значение не ранее 50–60-х годов XIX b. Но и после этого отголоски прямого номинативного значения слова нутро еще долго дают о себе знать в приемах его метафоризации. Так, у Салтыкова-Щедрина еще ощутительна бывает связь переносного употребления слова нутро с его основным конкретным значением. «Прожженные люди, именно как внутренностные паразиты, проползли в самое нутро культурных людей» (Культурные люди). Ср. у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых»: «Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь...» (слова Ивана Карамазова). Однако в русском литературном языке второй половины XIX b. устанавливаются новые фразеологические связи слова нутро. Например, в романе П. Д. Боборыкина «Ходок»: «...по крайней мере, хоть прорывалось нутро! Бога знали! Способны были, в минуту душевного сокрушения, отвалить полмиллиона на богадельни». Можно предполагать, что на современном употреблении слова нутро сильно сказалось влияние критико-публицистического стиля и театрального диалекта. Слово нутро в переносном значении чаще всего употреблялось в применении к театру, к сценической игре. Д. В. Григорович в «Воспоминаниях» связывает выражение играть роль нутром с кружком А. Островского, с редакцией молодого «Москвитянина». «Выражение играть роль нутром, т. е. не довольствоваться верным изображением характера, обрисованного автором, и внешностью типа, но проникнуться нравственною глубиной изображаемого лица, ”сообщить плоть и кровь духовно-конкретному созданию драматической поэзии“, как выразился печатно Эдельсон, один из друзей Островского. Совету этому следовал до конца своей жизни только актер [Ф. А.] Бурдин; игра ”нутром“ не помогла ему, сколько известно, выйти из посредственности» (Григорович, с. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Этот законопроект, конечно, правильный. Духовно-нравственный уровень у нас в стране и городе сейчас очень низок, многие люди протестуют против принижения роли русского народа как государствообразующей нации, которая всегда несла самые большие трудности среди прочих народов России. Мы помним, что И.В.Сталин на банкете в 1945 году произнес тост именно за русский народ, как за народ, перенесший самые тяжелые испытания во время войны. Все, что касается духовности и нравственности, сейчас находится на очень низком уровне. Сегодня любая борьба на этом направлении - за чистоту русского языка, за поддержание уровня культуры – все это делается для того, чтобы мы стали сознавать себя и ощущать себя как нацию. Все эти процессы очень важны. Важно и налаживание взаимоотношений власти с Русской Православной Церковью. Мы ведь все-таки православная страна, которая, однако, всегда относилась терпимо к другим конфессиям. Все, что служит сохранению национальных устоев, духовности, над которой столько за последние годы поиздевались, несомненно, полезно и необходимо. Важно сегодня всем нам выступать за чистоту и нравственность, за русскую национальную культуру. Я считаю, что надо еще более ужесточить наказания за пропаганду извращений. В ходе второго и третьего чтений мы предложим депутатам соответствующие поправки в законопроект. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Re: Игорь Риммер: Все, что препятствует растлению нации, несомненное благо А кто вообще отслеживает административные нарушения? И если, скажем, я их заметил, куда мне обратиться с жалобой на правонарушение? 2. Re: Игорь Риммер: Все, что препятствует растлению нации, несомненное благо Ну наконец-то! А закон будет работать или будет только на бумаге? Ведь закон о штрафах для владельцев собак, например, вообще не работает, эти штрафы просто никто с них не берет. А с этим законом не будет того же самого? Нужно прописать все механизмы взимания штрафов и обозначить органы, которые этим будут заниматься. Если милиция, то пусть это будет милиция, пусть это и входит в ее обязанности. Только чтобы это не было " делом рук самих утопающих " , типа чтобы люди сами выявляли, сами писали заявления в суды, сами, все сами. А чтобы было как с ГИБДД - нарушил правила, поймали тебя - и штраф уже обеспечен. Повысить штрафы до 500 тыс. - разумная мера, т.к. организации, которые занимаются пропагандой, баснословно богаты и заплатить 50 тыс. для них - раз плюнуть. Им, наверное, за одно упоминание в эфире слова " гей " работодатели побольше платят.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/17/ig...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010